Программа кружка по валеологии "Крепыш"
рабочая программа (младшая группа) по теме

В последнее время уровень здоровья детей стал значительно снижаться. Увеличилось количество детей с врожденными патологиями, с физическими отклонениями, рост простудных и инфекционных заболеваний.

Такие ухудшения здоровья происходят по ряду причин: упадок моральных устоев семьи; снижение социального благополучия; плохая экология.

Давая знания детям о здоровье, здоровом образе жизни, оберегая их от эмоционального или физического перенапряжения, а также качественно выстроив сеть занятий по валеологии можно добиться у детей желание вести здоровый образ жизни.

Воспитать здорового и полноценного человека – самая главная задача общества. Валеология – это наука о здоровье. Качественно разработанные занятия по валеологии в детском саду помогут в будущем ребенку поддерживать свое здоровье, не попасть в жизнеопасные ситуации. Дети на занятиях по валеологии расширяют свои представления о своем организме, о здоровье, о ситуациях опасных для здоровья и жизни, приобретают навыками личной гигиены, речевого общения, культуры досуга. Ребенок учится относиться к другим как к самому себе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dopolnitelnaya.docx48.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №16 «Колокольчик»

Города Мичуринска Тамбовской области

Рассмотрена и одобрена        утверждена:

на заседании педагогического совета        заведующий______________

№____от______20___        приказ №____от_____20____

Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования

«Крепыш»

Программа

разработана для детей 2–3 лет

Составитель:

М.А. Ряховская

г. Мичуринск

«Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье –

важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности,

бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение,

умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

В.Сухомлинский        

Пояснительная записка

Актуальность

Великие учителя прошлого не зря утверждали, что физическое, духовное, и нравственное здоровье — это одно и то же. "La vale!", — говорили в Древнем Риме, приветствуя собеседника и желая ему здоровья. Поэтому валеологию можно смело назвать интегральной дисциплиной, которая гармонично заключает в себе триаду Гармония-Любовь-Красота.

Что же такое валеологическая культура? Под валеологической культурой ребенка мы понимаем совокупность нескольких компонентов: осознанного отношения к здоровью и жизни, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, а так же самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные со здоровым образом жизни, безопасным поведением, оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

В последнее время уровень здоровья детей стал значительно снижаться. Увеличилось количество детей с врожденными патологиями, с физическими отклонениями, рост простудных и инфекционных заболеваний.

Большинство заболеваний являются следствием неправильного отношения человека к своему организму: вредных привычек, неправильного питания, несоблюдения режима дня, малоподвижности, подверженности стрессам, неразумного поведения, т.е. всего того, к чему большинство людей в той или иной мере привыкают с самого детства. Избежать всего этого может достаточно высокий уровень образования, санитарной грамотности, физической и гигиенической культуры человека, его осознание ценностей здорового образа жизнедеятельности, практические навыки безопасного поведения в окружающем мире. Основы физического и психического здоровья закладываются в детском возрасте, и поэтому очень важно с самого детства формировать у человека валеологическую культуру. Важно научить ребёнка понимать, сколь ценно здоровье для человека и как важно стремиться к здоровому образу жизни. Воспитание человека, сознательно заботящегося о своем здоровье в течение всей жизни – важная задача детского сада, требующая включения в ее реализацию всех участников воспитательно-образовательного процесса, включая самих детей.

Из этого всего можно вывести основной принцип валеологии и валеологического образования. Человек, познай и сотвори себя.

Валеология и педагогика в тесном сотрудничестве накопили некоторый опыт здравотворчества, формирование здорового образа жизни человека, представлений у дошкольников о себе как о представителях человеческого рода, основ безопасности детей дошкольного возраста, необходимых знаний, умений и навыков для организации здорового образа жизни. Этот опыт сотрудничества стал востребован в педагогическом процессе нашего дошкольного учреждения.

Новизна программы в том, что она основывается на современной науке - валеологии. Организация образовательной деятельности воспитанников строится на основе игровой деятельности, что помогает поддерживать интерес в ходе всей деятельности, а также физическую и умственную работоспособность детей, что, в свою очередь, дает положительный оздоровительный эффект, создает условия для формирования мотивации здоровья. Очень важно не упустить те возможности, которые дает детство для формирования у детей оберегающего и ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих их людей, для приобретения детьми устойчивых навыков здорового образа жизни.

Детям необходимо активно изучать свой организм, свои возможности и слабые места, знать принципы восстановления функций и систем организма. Наиболее рационально формировать все эти навыки у детей в игровой форме, включая их в режимные моменты, в ход занятий, использовать в кружковой работе.

В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис. Одним из компонентов базиса личностной культуры является ориентировка ребенка в явлениях собственной жизни, деятельности и в себе самом. Поэтому важным звеном в работе детского сада является валеологическое воспитание дошкольников.

У детей 2-3 лет недостаточно сформированы механизмы саморегуляции организма. Ощущение физического дискомфорта приводит к резкому снижению эффективности обучения. Дискомфорт может быть вызван тем, что ребёнок не выспался, ему холодно или жарко, он хочет пить или есть, у него что-то болит и т.д. Педагог должен быть уверен, что малыша ничего не беспокоит.

Общение у детей носит ситуативно-личностный характер. Это означает, что каждому ребёнку необходимо индивидуальное внимание педагога, индивидуальный контакт с ним. Поэтому занятия кратковременны, построены так, чтобы воспитатель мог говорить понемногу, но с каждым ребёнком в отдельности. В этом возрасте малыш еще не может управлять собой по собственному желанию, его поведение носит большей частью непроизвольный характер. Он очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, его легко отвлечь, переключить с одного эмоционального состояния на другое. Активно развивается речь ребенка.

В этом возрасте ребенку важно:

* Много двигаться;

* Освоить мелкие движения пальчиков через игры;

* Осваивать речь;

* Играть;

* Выстраивать отношения со взрослыми;

* Получать помощь взрслого;

* Иметь достаточно времени для того, чтобы что-то выбрать

Нормативно-правовая база:

-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ

-ФГОС дошкольного образования (приказ Министерства образования  

и науки  РФ №1155 от «17» октября 2013);

-Постановление Главного государственного санитарного врача

Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва

 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13

«Санитарно- эпидемиологические требования к устройству,

содержанию и организации режима работы дошкольных

образовательных организаций»;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 11 декабря 2006 года

№06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного

образования детей для использования в практической работе» ;

  • Концепция развития дополнительного образования детей в

Тамбовской области на 2015-2020 годы (распоряжение  администрации

Тамбовской области № 326-р от 22.07.2015 г.);

Программа не предполагает изучение базовых понятий экологического образования, так как эти знания приобретаются детьми на занятиях по ознакомлению с окружающим миром в детском саду.

Для реализации  цели Программы первостепенное значение имеют:

• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребёнка;         
          • создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству; 
           • максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;         
           • творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;         
           • единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи. 

Цель и задачи программы

 Программа дополнительного образования рассчитана для детей 2-3 лет, основной целью которой является формирование у дошкольников представлений о здоровье, умений и навыков здорового образа жизни и установок на заботу о своем здоровье. Ориентация воспитанников на здоровый образ жизни основывается на многоэтапной, постоянной, непрерывной учебно-воспитательной работе. Цель реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной.

Цель:

Сформировать у детей основы здорового образа жизни, добиться осознанного выполнения правил здоровье сбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.

Задачи образовательного процесса можно сформулировать следующим образом:

Обучающие.

1. Помочь детям овладеть основами гигиенической и двигательной культуры.

2. Формировать элементарные знания о строении человеческого тела, о значении организма.

3. Обучать" слушать" и "слышать" свой организм.

  1. Формировать правильное поведение ребенка в процессе выполнения всех видов деятельности.

Воспитательные.

  1. Приобщать к здоровому образу жизни, заботе о своем здоровье, правильном питании и укрепление организма.
  2.  Формировать привычку  ежедневных физических упражнений.
  3. Воспитание культурно - гигиенических навыков.
  4. Воспитывать уважение к жизни другого человека, умение сочувствовать, сопереживать чужой боли.

Развивающие.

  1. Развивать представление о том, что полезно, а что вредно для организма.
  2. Развивать умение заботиться о своем здоровье.
  3. Развивать способности к установлению причинно-следственных связей между состоянием здоровья и поведением.
  4. Развивать основные физические возможности.

Формы и методы работы с детьми по программе.

Основными средствами обучения детей является игра, наблюдение, беседы, экспериментирование, развлечения, практическая деятельность.

Занятия с детьми проходят  с октября месяца по май, 2 раза в неделю, продолжительность до 15 минут. По объему программа рассчитана на один год обучения.

Каждое занятие предполагает различные формы взаимодействия взрослого с ребенком: беседа педагога, вопросы и задания к детям, игровые тренинги, непосредственная образовательная деятельность, продуктивная деятельность, использование художественного слова, экспериментирование, использование ИКТ, итоговые праздники и развлечения соответствующие тематики.

Принципы программы

  • Интеграция с разными видами деятельности.
  • Доступность.
  • Учет возрастных особенностей.
  • Систематичность и последовательность.
  • Постепенная подача материала от простого к сложному.
  • Повторение усвоенных правил и норм в течение всего года.
  • индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье на основе учета их интересов и способностей.
  • Наглядность.
  • Учет особенностей мышления.
  • Опора на внутреннюю мотивацию, интересы детей.

В зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы: словесные, наглядные, практические, чаще всего работа основывается на сочетании этих методов.

Словесные методы: беседы, вопросы, образное слово (стихи, загадки, пословицы), объяснение, напоминание, поощрение, анализ результата собственной деятельности и деятельности сверстников.

Наглядный метод: показ, демонстрация, рисунки и схемы обеспечивают зрительное и слуховое восприятие изучаемого действия.

Практический метод: повторение упражнений с соблюдением их правильного и точного выполнения.

Ожидаемые результаты

  1. Появление у детей интереса к собственному здоровью.
  2. Стремление детей укрепить свое здоровье, используя приобретенные знания и умения.
  3. Освоение навыков здоровьесохраняющего поведения.
  4.  Владение элементарными знаниями о строении функциях организма человека.
  5. Повышение уровня адаптации к современным условиям жизни, овладение навыками самооздоровления.
  6. Совместное оформление ребенком, педагогом, родителями выставок, фотовыставок.
  7. Снижение уровня заболеваемости.
  8. Повышение уровня физической подготовленности.
  9. Сформировать осознанную потребность в ведении здорового образа жизни.

10. Благотворное влияние на развитие речи, расширение кругозора, физических и нравственных качеств, сохранение и укрепление здоровья.

Диагностика валеологической культуры ребенка помогает выявить способы и образцы социального поведения,  взаимодействия и общения со сверстниками и взрослыми. Выявляет осознанное отношение ребенка к здоровью и жизни человека, решение задач, связанных с поддержанием, укреплением и сохранением здоровья, оказанием элементарной медицинской, психологической  помощи и самопомощи. В работе используются такие методы диагностики как наблюдение, беседа, анкетирование, анализ продуктивной деятельности, вопросы к детям  и др.

  Показателями  эффективности работы по валеологическому воспитанию будет наличие у детей:

  • знание правил гигиены и ухода за своим телом;
  • знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;
  • знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются  в особой защите;
  • знание о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности.

В результате реализации программы  кружка  «Крепыш» по формированию культуры здоровья у  детей развиваются такие качества как: любознательность, интерес к здоровью, самостоятельность, познавательная активность.                            

      Первый  этап работы по валеологическому воспитанию направлен на то, чтобы  помочь детям осознать себя как человека. Ребёнок должен понять, чем люди отличаются от животных и чем он, отличается от других людей.

Затем малыши знакомятся с частями своего тела, которые они могут видеть (ручки, ножки, голова и т. д.), их назначением и уходу за ними. Следующим этапом работы является ознакомление с органами чувств и с тем как они функционируют. 

Программа  валеологического воспитания  разделена на 6 разделов, каждый из которых делится на  темы.

I. «Человек – живое существо»

II. «В гостях у Мойдодыра»

III. «Золотые правила питания»

IV. «Мой организм»

V. «Человек и его защита»

VI. «Овощи и фрукты - полезные продукты»

 Раздел «Человек – живое существо» ставит перед собой задачи ознакомления  детей со строением тела человека, с функциями основных органов и систем, с тем, что необходимо человеку для нормального существования. Человек не может прожить  без тепла, света, без пищи и гигиенических навыков, без труда, человеческого общения и занятия спортом.

Второй раздел «В гостях у Мойдодыра» предполагает сформировать у детей элементарные гигиенические  умения и навыки. Что влияет на здоровье людей, как водой и мылом можно предупредить различные болезни, закаливание организма водой, солнцем и воздухом.

Раздел «Золотые правила питания» предполагает дать детям представления о правильном и полезном питании, какие продукты полезны  для организма, а какие – нет. Закрепить у  детей  правила поведения за столом и правила сервировки стола как теоретически, так и практически.

В разделе «Мой организм» мы знакомим детей со строением тела человека, формируем представление о роли различных частей тела и органах чувств. 

 «Человек и его защита»  - название одного из разделов программы, из которого дети узнают о возникновении болезней и способов их профилактики, о формировании правильного отношения к своему здоровью.

В разделе «Овощи и фрукты – полезные продукты»  дается детям представление  о витаминах, в каких продуктах они содержатся, и какую пользу приносят организму человека.

 Оборудование к сюжетно-ролевым играм «Спортивный комплекс», «Магазин полезных продуктов», «Больница», натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы,):  ростомеры, сантиметровые линейки для измерения головы, грудной клетки, градусники для тела, воды, лупы, пипетки, вата, зеркала овощи, фрукты, солнце, вода, аптечка, строение глаза, зубные щетки,  и др.;

 Наглядные пособия:  подборка энциклопедической литературы,  схематические рисунки, схемы, таблицы,  плакаты.

Измерительные приборы: фонендоскоп, весы, часы и их модели

Тематический план занятий

Месяц

Неделя

№ ООД

Тема

Цель

Сентябрь

I раздел «Человек – живое существо»

1

1

«Чудо света человек»

 Дать детям понять, что все люди живущие на Земле имеют сходные по строению тела. Что эти тела отличают людей от животных и растений, но хоть наши тела и похожи мы все совершенно разные. Как жизненные условия влияют на человека и какими возможностями он обладает.

2

2

«Вот я какой»

 Дать детям понять, что каждый из нас большая ценность. Что ребенок – это личность и он должен заботиться о себе. Поговорить о том, что он растет и какие у него способности. Вызвать интерес к дальнейшему познанию себя.

3

3

«Это мое тело»

Дидактическая игра

«Если бы я был куклой»

 Дать детям понять, из каких частей тела состоит человек, почему они располагаются именно так, а не иначе.

  Закрепить полученные знания о движении частей тела, вызвать у детей радость от движения рук, ног, головы. Способствовать возникновению чувства радостного настроения

4

4

«Зачем человеку скелет»

 Дать представление о том, что у человека внутри есть кости, которые составляют подвижную конструкцию – скелет нашего тела. Скелет защищает внутренние органы от повреждений. Поговорить об опасности переломов и как их избежать.

Октябрь

1

5

«Мышцы – это сила»

 Дать детям понять, что такое мышца и что только благодаря им мы можем выполнять движения. Воспитывать чувства любви к своему телу и восхищения его возможностями.

2

6

Досуг: «Чтобы сильным быть, надо со спортом дружить»

  Создать приподнятое, радостное настроение, оптимистический настрой на будущее. Желание заниматься спортом, вести активную жизнь.

II раздел «В гостях у Мойдодыра»

3

1

«Надо, надо умываться по утрам и вечерам»

  Приучать детей к чистоте, совершенствовать навыки умывания перед едой и после неё.

4

2

«В гости к Мойдодыру»

 Познакомить детей с культурно-гигиеническими навыками, с предметами личной гигиены. Развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур. Формировать основы здорового образа жизни детей. Воспитывать привычку ежедневного соблюдения гигиенических процедур.

Ноябрь

1

3

«О мыльной пене и расческе» 

  Продолжать формировать навыки гигиены. Умываться, чистить зубы, расчесывать волосы. Вытирать лицо только своим полотенцем. Воспитывать желание быть опрятным.

2

4

«Девочка чумазая» 

  Формировать потребность в соблюдении культурно-гигиенических навыков. Закреплять навыки ухода за своим телом.

3

5

«Для чего надо мыть руки»

  Воспитывать культурно – гигиенические навыки, приобщать к здоровому образу жизни.

4

6

«Одевание и раздевание. Складывании одежды»

  Приучать детей правильно и последовательно снимать и надевать одежду и складывать её на стульчик,  в шкаф.

Декабрь

1

7

Досуг «Вопрос чистоты»

  Приобщение детей к здоровому образу жизни через формирование культурно – гигиенических навыков, поддержание духовной установки по отношению к окружающему миру.

III раздел «Золотые правила питания»

2

1

«Что нам надо кушать»

  Формировать представление детей о необходимых телу человека веществах, расширять словарный запас, познакомить с новой сказкой.

3

2

«Как мы учили аккуратно кушать Мишку. Приём пищи»

  Помочь  привыкнуть к новому вкусу, к новой обстановке во время приёма пищи

4

3

«Накормим куклу»

  Закрепить представление детей о значении питания в жизни человека, о полезных и вредных продуктах. Уточнить навыки правильного приема пищи.

Январь

IV раздел «Мой организм»

1

1

«Части тела и их действия» 

  Формировать у детей понимание значения отдельных частей своего тела: руки, ноги, голова, туловище. Развивать умение соотносить свои движения со словами песенки. Воспитывать чувство гордости, что ты человек.

2

2

«Мои руки» 

  Формировать представление детей о руках человека, о их значении в нашей жизни. Рассказать об опасных предметах, средствах и способах защиты и обработки ран. Развивать мелкую моторику и тактильную чувствительность.

3

3

«Нам без рук никак нельзя»

  Закреплять умение детей различать и называть части тела. Развивать речь, мышление, воображение. Воспитывать уважение к своему здоровью.

4

4

«Мои пальчики»

  Рассказать детям о  пальцах, и об их именах, разучить упражнения для развития пальчиков, обогащать  словарный запас, активизировать в речи детей слова обозначающие действие, развивать внимание, воспитывать культуру поведения.

Февраль

1

5

«Зачем человеку нос?» 

  Познакомить детей с носом, как органом обоняния, его функциями и значением в нашей жизни. Объяснить детям способы ухода за носом. Обучать упражнениям, улучшающим кровообращения верхних дыхательных путей, повышающих устойчивость организма к холоду и инфекциям.

2

6

«Чтобы уши слышали»

Формировать представление детей об органе слуха. Рассказать о строении ушей и их значении в нашей жизни. Развивать слуховое внимание. Воспитывать бережное отношение к своему телу.

3

7

«Для чего нужен язычок» 

  Дать детям первичные знания о языке человека, его функциях и значении. Учить различать и называть вкус разных продуктов.  Обучать правильному звукопроизношению. Стимулировать развитие мышц, поднимающих язык. Воспитывать бережное отношение к своему телу.

4

8

«Глазки подсказки»  

 Формировать представление детей о глазах человека, об их значении в нашей жизни. Познакомить с болезнями глаз. Учить бережно, относиться к своему здоровью. Показать упражнения для глаз. Тренировать зрительную память.

Март

1

9

«Пять помощников моих» 

  Закреплять у детей умение понимать значение отдельных частей своего тела: глаза, ушей, носа, рта. Различать детей по одежде, прическе, цвету волос и другим особенностям. Развивать зрительное и слуховое внимание, обоняние и вкусовые качества.

2

10

«Для чего нужны ноги?» 

  Расширять представление детей о строении и значении ног в нашей жизни. Формировать представление о болезнях ног, правилах гигиены, отношения к своему здоровью. Развивать и укреплять мышцы и укреплять мышцы стопы. Воспитывать доброе отношение к людям.

3

11

«Путешествие к Королеве зубной щетке» 

  Познакомить детей с правилами ухода за зубами. Показать правила чистки зубов. Воспитывать желание быть здоровыми, внимательно относиться к себе.

4

12

«Про носовой платок, расческу и зубную щетку»

  Формировать мотивацию к здоровому образу жизни посредством игровой деятельности.  Помогать осваивать предметы личной гигиены.

Апрель

V раздел «Человек и его защита»

1

1

«Откуда берутся болезни?» 

  Познакомить с причинами заболеваний у детей интерес к сохранению своего здоровья. Воспитывать привычку к ежедневному выполнению культурно-гигиенических навыков.

2

2

«Где живет здоровье?»

  Формировать представления детей о зависимости здоровья от двигательной активности;

 уточнить знания дошкольников о полезных свойствах воздуха с опорой на исследовательские действия, продолжать обучать осознанно подходить к своему питанию, уточнить знания о витаминной ценности продуктов;

развивать познавательный интерес, мышление, воображение дошкольников.

3

3

«Медвежонок спортсмен» 

  Познакомить детей с некоторыми видами спорта. Способствовать формированию основ здорового образа жизни, потребность заниматься физической культурой и спортом. Воспитывать интерес к новым познаниям.

4

4

«Победим микроба»

  Дать детям элементарное представление о микробе, разъяснить, что человек в силах уберечь себя сам от болезней, воспитывать желание быть здоровым.

Май

1

5

«Если хочешь быть здоровым – закаляйся» 

  Познакомить с профилактикой заболеваний: самомассаж, закаливание, правильное дыхание, гимнастика. Рассказать о пользе соблюдения режима и водных процедур.

VI раздел «Овощи и фрукты – полезные продукты»

2

1

«В гости к Витаминке» 

  Познакомить детей с продуктами, полезными и вредными для здоровья и хорошего настроения. Закрепить название продуктов, овощей и фруктов. Рассказать о пользе витаминов и их значении для здоровья человека. Воспитывать потребность в здоровом питании.

3

2

«Фрукты полезны взрослым и детям»

  Уточнять знания детей о полезных продуктах, их значении для здоровья и хорошего настроения.

4

3

Досуг «День здоровья»

  Продолжать укреплять здоровье детей, развивать физические качества, обобщить элементарные валеологические знания детей.

Литература

1.Агаджанова С.Н. «Как сохранить зубы здоровыми и красивыми» Информационно-деловое оснащение ДОУ  / М.2010г.

2.Агаджанова С.Н. Как не болеть в детском саду. СПб., Детство–пресс, 2010.

3.АганджановойС.Н.Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях.// Под ред. В.И.Орла и. СПб., Детство-пресс, 2006

4.Галанов А.С. Игры, которые лечат. М., 2001.

5.Гарнышева Т.П. Как научить детей ПДД? СПб., Детство-пресс, 2010

6. Голицына Н.С. ОБЖ для старших дошкольников. Система работы. Москва, 2010

7.Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. М., 2006.

8.Доскин В. А., Голубева Л. Г. Растем здоровыми. - М. : Просвещение, 2007

9.Змановский Ю. Ф. Воспитаем детей здоровыми. - М., Медицина, 1989.

10.Зайцев Г. Пособие «Уроки Мойдодыра»; «Уроки Айболита. Расти здоровым» /С-П.1997г

11.Иванова А. И. Программа развития « Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек.»

12.Иванова Т.В. Пособие «Система работы по формированию здорового образа жизни. Средняя  группа» /К.2009г

13.Истомина И.В. «Расти здоровым»; В.Я. Хозяинова/К.1989г.

14.Студеникин М.Я. Книга о здоровье детей. Москва, Медицина, 1986

15.М.Ю. Картушина Программа оздоровления дошкольников «Зеленый огонек здоровья»  / М.2009г.

16.Моргунова О. Н. Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ: Из опыта работы. - Воронеж: ТЦ “Учитель”, 2005.

17. Носова Е.А., Швецова Т.Ю. Семья и детский сад: педагогическое просвещение родителей. СПб., Детство-пресс, 2009

18.Овчинникова Т.С. Организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях. КАРО, СПб., 2006

19.Г.Остер «Петька-микроб»; «Вредные советы» /М.1999г.

20.Панкратова И. В., Юдина И. И. Растим здоровое поколение // Управление Дошкольным Образовательным Учреждением, № 1 / 2004, стр. 66.М.2008 г.

21.Пензулаева Л.И. «Растем здоровыми и крепкими»

22. Чупаха И.В., Пужаева Е.З. Здоровьесберегающие технологии. М., Ставрополь 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа, программа кружка "Волшебный пластилин"

Предлагаемая программа по лепке из пластилина и программа кружка «Волшебный пластилин» рассчитана на один год. Занятия проводятся 2 раза в неделю, 1-е занятие  - днем, в соответствии с Прог...

ПРОГРАММА КРУЖКА «РАСТИШКА» (адаптированная) для детей дошкольного возраста (4 – 7 лет) Руководитель кружка: Романчук Наталья Анатольевна воспитатель первой квалификационной категории МДОУ д/с № 5 «Брусничка»

Пояснительная записка. Изменение содержания обуче­ния в школе значительно по­высило требования к уровню математических представлений вы­пускников детского сада. Понятия натурального числа, геоме...

Программа кружка по разделу программ "Обучение грамоте"

Программа кружка в подготовительной группе по разделу программ "Обучение грамоте"....

Дополнительная образовательная программа кружка по художественно-творческому развитию детей «Волшебство своими руками» Программа рассчитана на детей: 4-6 лет

Пояснительная записка Работа по художественному творчеству имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и э...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

"Юные исследователи" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей 6-7 лет

Данная программа разработана с целью: способствовать развитию у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, любознательности, умения применять полученные навыки на практике...