Формирование эмоционального интеллекта детей
статья (младшая группа) на тему

Гусейнова Гюльпери Казимхановна

Формирование эмоционального интеллекта детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.57 КБ

Предварительный просмотр:

        Статья на тему:

«Формирование эмоционального интеллекта

по средствам народных традиций»

                                                           

                                                            Воспитатель: Гусейнова Г. К.

Санкт- Петербург

2016г.

                                                               «Если у человека есть хоть одно светлое

воспоминание из детства - он спасён.»

Ф. М. Достоевский

    Для ребёнка очень важно развитие эмоционального интеллекта. Но его развитие невозможно без общения с ребёнком, которое так необходимо с самого рождения. Общение построено на семейных традициях, как нельзя лучше формирует становление личности, взаимоуважение и наполненные любовью отношения. Человек не может жить без общения и очень важно, чтобы это общение не приносило физического и морального (эмоционального) вреда.                                                                                                           Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирование основ личности будущего гражданина. В детстве сравнительно легко происходит усвоение нравственных и социальных норм. Основой которых является культура семьи, общества в котором живёт ребёнок. Люди созданы как семья и очень важно, чтобы семья в традиционном понятии не ушла.                                                                                     С 0 до 7 лет ребенок запоминает всё что окружает и остаётся в памяти навсегда. Наша задача как воспитателей, так и родителей способствовать развитию и формированию эмоционального интеллекта как дома, так и в детском саду. Источником наполнения душевных сил является природа (нерукотворная красота, религия, семья, художественная литература, музыка). К сожалению, семья не всегда может передать чувство восхищения, благодарности, поэтому это является и нашей задачей.  Так же нашей задачей является научить ребёнка играть, ведь здоровье ребёнка на прямую зависит от умения играть. Игровая деятельность помогает пережить некоторые состоянии души, влияют на творческое развитие ребёнка. У нашей страны очень богатая история, культура. Народная культура часто преподавала нравственные уроки и именно это помогало и помогает пробуждать в человеке такие важные качества, как уважение и любовь к родным и близким, Родине. Так же применение народного творчества в воспитании ребёнка способствует развитию эмоционального интеллекта. Очень важно, чтобы ребёнок умел и понимал, что он чувствует. В дальнейшем это поможет ему быть ответственным, самостоятельным и переживать различные трудные ситуации.                                                                                                                                                    Культура семьи – это система ценностей, закреплённая в традициях. Обряды, праздники, семейные традиции- это явления народной культуры. Проблема духовно – нравственного воспитания растущего поколения всегда была и будет актуальной. Духовно – нравственное воспитание – это формирование целостного отношения к жизни, обеспечивающее эмоциональное формирование человека. Задача вырастить молодое поколение добрым, честным, трудолюбивым.                                                                                                                     Одним из средств народных традиций является фольклор. Это обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир - яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим законам в соответствии со своим ведением природы и человеческих отношений. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых. Мысль детей связана с конкретными образами - в этом ключ к тайнам детского художественного творчества. Особенности детской психики, мышления определили отбор произведений детского фольклора.   В нашей работе с детьми раннего возраста большое внимание уделяем ознакомлению детей с малыми формами фольклора - потешкам, пестушкам, закличкам, приговоркам, колыбельным-песенкам.                                                                                                                                         Пользу малых поэтических жанров народного слова доказывать не приходится, это очевидно. Вместе с тем до последнего времени оставалось загадкой активирующее воздействие фольклорных произведений на ребенка - и первых месяцев жизни, и начинающего ходить, и перешагнувшего рубеж раннего периода детства. Что черпает ребенок в разные периоды детства из нескольких незатейливых строк.                                                                                                                                                                                   Воспитание первоначальных "духовных" ценностей, открывающих в радости общения малыша со взрослым, который несет в душе любовь и милосердие? Ребенок приходит в мир. Взрослые (родители, бабушка, дедушка, а позднее и воспитатели) должны окружить малыша любовью, заботой, внимание, лаской, научить его радоваться жизни, доброжелательному отношению со сверстниками, со взрослыми. Ранее и дошкольное детство - это начало познания жизни, человеческих взаимоотношений. Это и время формирования ребенка как личности, становление его характера. В основном дети наследуют родительские традиции, дополненные веяниями времени. Взрослые веду ребенка по пути познания мира во всем его разнообразии и осознание себя в этом мире, играя ребенком, а позднее и создавая все условия для его самостоятельной игры. Игра для ребенка - это комфортное проживание детства, важнейшего периода в жизни человека. Без игры нет детства вообще. Играя, ребенок переживает огромную радость, а в условиях радости развитие ребенка идет более интенсивно и успешно. Кроме того, в игре ребенок проявляет свои мысли, чувства, желания, свою самостоятельность, творческие способности.                                                                           Ребенок должен играть! Вот тут - то нам на помощь и приходит детский фольклор. Для русской народной культуры было характерно стремление дать ребенку основные ориентиры как можно раньше, впрок, за долго до того, как он начнет этот мир практически осваивать сам.                                                       Детский фольклор - это особенная часть народной культуры, которая играет важнейшую роль в жизни каждого народа. Произведения фольклора имеют важнейшее значение в становлении и развитии личности каждого вновь появившегося на свет человека, освоение им культурных богатств, предшествующих поколений. Они необходимы ребенку для выражения в художественной форме своего особого видения мира, порожденного возрастными психологическими особенностями. Эти возрастные психологические особенности взаимодействие ребенка с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми людьми меняются по мере развития ребенка от рождения до отрочества. Современному малышу не менее, чем в далеком прошлом, нужны тонкие способы создания определенных взаимоотношений со взрослым при убаюкивании, купании, первых физических упражнений, в играх. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа.                                                                                                                            Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства - речевые, смысловые, звуковые.                                                                                                           Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивает речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички, приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Они забавляют ребенка и вместе с тем обучают навыкам поведения. Ласковый говорок фольклорных произведений вызывает удовольствие не только у детей, но и у взрослых, использующих образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, любви. Детский фольклор может стать ценным средством воспитания ребенка, так как черпает материал для детей из ранних источников. Прежде всего - это то, что взрослый на протяжении многих лет создавали для детей. Это колыбельные песни, успокаивающие ребенка, усыпляющие его. Это и поэзия пестования, ухода за ребенком, поэзия ласковых прикосновений к нему. Пестушки всегда удовлетворяли потребности ребенка в тактильных движениях - почти все дети любят, когда их поглаживают по головке, ручкам, плечикам, прижимают к себе близкие люди - это язык эмоционального общения.                                                                                                                                                       Это то, что взрослые черпали из общей сокровищницы фольклора, отбирали для детей. На-конец, сами дети, подрастая, участвуют в играх сверстников осваивают их и все что с ними связано (считалки, скороговорки ит. д.), а потом уже включаются в творческий процесс создания простейших попевок для игр, считалок, дразнилок и т.д. Благодаря этому еще задолго до ознакомления со сказками, былинами и другими крупными жанрами русского фольклора на материале фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию истоков русской народной культуры.              Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

Заклички - обращение к явлениям природы (солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).

Считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

Дразнилки - веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.

Прибаутки, шутки, перевертыши - забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

Всё это приносит радость детям. Они наполнены внутренней эстетической силой, которая рождены веками специального точного целенаправленного отбора художественных средств, делающее словесно поэтическое произведение истинно детским.                                                                                                            Без этих веселых стишков ребенок никогда не овладеет своим родным языком в совершенстве, формирование культурно-гигиенических навыков превратится в скучное безрадостное выполнение указаний взрослого, выполнение каких - то движений е вызывает интереса радости, желание повторить еще и еще.

Колыбельные - народный фольклор сопровождает жизнь малыша с самых первых дней появления на свет. Самыми первыми произведениями фольклора, с которыми знакомится ребенок, являются колыбельные песни. Колыбельные песни, по мнению народа - спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключает в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей и образное восприятие. Поэтому, использование фольклора имеет огромное значение в жизни малыша. Вызывает положительные эмоции, побуждает интерес, поддерживает.                                                                                                                  Особую значимость фольклор приобретает в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период адаптации к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Поэтому мы подобрали потешки, которые помогали установить контакт с ребенком, вызывали у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку - воспитателю. Ведь многие потешки позволяют вставить любое имя, не изменяя содержание. В группе игрушки подбирались так, чтобы среди них были персонажи из потешек. Это были ласковые и успокаивающие потешки. Через несколько дней мы заметили, что дети уже сами с большой охотой шли в группу, просили прочитать потешку про петушка или другую наиболее понравившуюся. Потешки помогали наладить эмоциональный контакт.                                                                                                     Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребёнка и формирование его эмоционального интеллекта.                                                                                                                                                  Старая поговорка гласит: «Всё новое – это хорошо забытое старое». Если народ теряет связь с прошлым, он теряет силу, теряет своё будущее. Мы всегда должны помнить, ведь от нас всё дальше уходят традиции, духовные и культурные ценности наших дедов и прадедов, их праздники и игры, песни, сказки, обряды и это недопустимо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование эмоционального интеллекта детей.

Эмоциональный интеллект — умение “дружить” с собственными эмоциями и понимать чувства других людей. Улучшение эмоционального интеллекта ребёнка принесет в будущем пользу не только ем...

МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.Эмоция – это сильное, обычно кратковременное переживание, ответ человеческого организма на изменения, происх...

РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

                Семья – основной и определяющий фактор формирования эмоционального интеллекта ребенка дошкольного возраста. Чем больше члены семьи ...

Формирование эмоционального интеллекта детей посредством развивающей предметно – пространственной среды.

Предметно-пространственная среда, как условие эмоционального благополучия и самовыражения детейКачество реализации задач социального развития ребёнка в ДОУ, поставленных перед нами Федеральными госуда...