Здоровьесберегающие компетенции
консультация (подготовительная группа) по теме

Одной из сторон развития личности является физическое развитие, которое самым непосредственным образом связано со здоровьем человека. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Здоровьесберегающие компетенции20.88 КБ

Предварительный просмотр:

Е.С. Серкова

МБДОУ "ДСОВ № 88"

г. Братск

Здоровьесберегающие компетенции

Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника.

Одной из сторон развития личности является физическое развитие, которое самым непосредственным образом связано со здоровьем человека. Здоровье - это физическая, гигиеническая, душевная, социальная культура человека. Охрана здоровья детей, его укрепление составляют предмет особой заботы взрослых. Ведь ребенок еще так мал, что не может без помощи взрослого беречь и укреплять свое здоровье. Взрослые создают благоприятную материальную среду, обеспечивают ребенку безопасность жизнедеятельности, питание, способствуют двигательной активности.

Педагогическая работа, направленная на решение данной задачи, включает в себя организацию режима жизни детей, закаливающих процедур, специальных упражнений по развитию движений.

Важным фактором здоровья является физическая активность. Двигательная активность обеспечивает человеку выживание. В каждом возрасте она наполняется разным содержанием, но должна быть всегда. Детям полезны и необходимы не только ходьба, но и игры с беганием, лазанье, всяческое напряжение сил. Для режима дошкольного обязательны утренняя гимнастика, подвижные игры, спортивные развлечения. Организуя двигательную активность детей, воспитатель уделяет внимание смене разных видов деятельности, регулирует активность и отдых, но помнит при этом, что движения должны быть энергичными и продолжительными.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни.

Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и окружающим.

Очевидна значимость формирования у детей определенной базы знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанной потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом.

По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:

- режим дня;

- личная гигиена;

- оптимальная двигательная нагрузка;

- закаливание;

- рациональное питание;

- взаимосвязь с окружающим;

- эмоциональное благополучие.

Благодаря чёткому режиму дня организм ребенка приучается к определенному ритму жизни. Смена деятельности (игровой, двигательной, учебной, трудовой), способствует предохранению нервной системы детей от переутомления.

Выполнение режима дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, это способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения. Упрочение навыков происходит в играх, труде, занятиях, в быту.

Комплексные физкультурно-оздоровительные занятия содержат элементы дидактической игры и двигательные упражнения, вызывают у детей положительные эмоциональные реакции.

Особое внимание уделяется проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры, содействуют созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни, с учётом времени года, возрастом и индивидуальными особенностями состояния здоровья детей.

Широко используем проведение прогулки как одного из первых и наиболее доступных средств закаливания детского организма. Пребывание детей на прогулке, в любое время года, способствует повышению выносливости и устойчивости дошкольников к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

Формируя начала экологической культуры, мы не только воспитываем в детях заботливое, бережное отношение к окружающей природе, но в первую очередь формируем отношение ребенка к себе как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от экологического состояния окружающей среды.

Природа является именно той мастерской, где, в процессе активной деятельности – познавательной, эстетической и гуманистической направленности – дети учатся заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих путем овладения навыками сохранения и укрепления здоровья и улучшения состояния окружающей среды. Эта деятельность сопровождается положительными эмоциями, развивает эмоциональную восприимчивость и понимание ценности природы для здоровья человека, воспитывает в детских душах стремление и готовность оказать действенную помощь себе и окружающим.

Одной из важнейших задач экологического образования является осознание особенностей экологии человека: сохранения здоровья и безопасность жизни в региональных условиях.

Необходимо уже в дошкольном возрасте формировать у детей представление об адаптации человека к жизни в природных условиях Севера; о здоровом образе жизни современного человека в условиях региона: режим, питание, жилье, физическая активность, привычки, психология безопасного поведения и заботы о здоровье. Дошкольники должны осознавать возможность личного вклада в решение местных экологических проблем с целью улучшения окружающей среды, влияющей на здоровье человека.

Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.

Дошкольный возраст — это важнейший период, когда формируется человеческая личность. В этом возрасте главное — не усвоение ребенком достаточно сложных для его возраста знаний, а общее понимание целостности человеческого организма, взаимосвязи образа жизни и здоровья человека.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Дошкольная педагогика — 2013. — № 10. — С. 6–11.
  2. Н.И. Крылова, Здоровьесберегающее пространство в ДОУ.  Издательство «Учитель» 2008год.
  3. О.Ф. Горбатенко, Т.А. Кадраильская, Г.П. Попова, Физкультурно-оздоровительная работа, Издательство «Учитель» 2007год.
  4. Павлова М.А., Лысогорская М.В. Здоровьесберегающая система ДОУ/ - Волгоград: Учитель, 2009.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фитнес-технология - как средство формирование здоровьесберегающей компетенций у дошкольников.

В настоящее время в системе физической культуры разрабатывается большое количество инновационных технологий, методик и оздоровительных программ. Это предопределило появление в тео...

Семинар для педагогов "Формирование здоровьесберегающих компетенций у родителей"

Познакомить педагогов ДОУ с различными видами здоровьесберегающих технологий в работе с родителями....

Презентация "Формирование у дошкольников здоровьесберегающей компетенции"

Формирование здорового образа жизни у детей старшего возраста...

Фитнес – технология, как средство формирования здоровьесберегающей компетенции дошкольников

Использование инновационных здоровьесберегающихтехнологий  в ДОО....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ МИКРОРАЙОНА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

В процессе планирования и реализации ОП ДОО, нас неотступно преследовали вопросы: «Как гармонично соединить возможности родителей и богатый опыт воспитателей дошкольного учреждения в вопросах со...