Проект "У леса загадок немало"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Курбатова Ольга Алексеевна

На современном этапе,  актуальная проблема нашего времени-проблема взаимодействия человека с природой. Этот аспект экологии не может оставаться в стороне от педагога. Большинство людей считают лес источником продуктов жизнедеятельности или местом отдыха. И мало кто задумывается о судьбе леса, о его обитателях, о том, что в лесу много разных жителей. Негативная позиция взрослых оказывает влияние на формирование личности ребёнка дошкольника, у детей всё меньше проявляется любопытства к лесу. А чаще наблюдается равнодушие и жестокое отношение к живым существам.           

Поэтому возникает необходимость в углубленной целенаправленной работе с детьми, начиная уже с пред школьного возраста, по развитию интереса к биологическому сообществу - леса, и, как следствие, по воспитанию у них бережного и внимательного отношения к природе, в целом, и к лесу, как части природы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект

«У леса загадок немало»

в подготовительной группе «Буратино»

МБДОУ детский сад №12  «Рябинка»

Старший воспитатель: Курбатова О.А.

Воспитатель :  Новокрещенова В.А.

В мире великом много  чудес.

Разве не чудо задумчивый лес

С травкой зеленой и ягодой дикой?

Блеск изумруда, крыльев жуков,

Плащ голубых мотыльков —

Разве не чудо?

Часто гуляя с детьми в парке, они обращают   внимание на красоту природы, но дети редко обращают внимание на деревья, растущие рядом. Однажды мы рассматривали с детьми шишки от сосны, ели и кедра. Дети обратили внимание , что они разные, от разных  деревьев, но называются  одним  словом-шишки.  Возникло много вопросов:    Как растут шишки?  для чего дереву шишки? Есть ли семена у других деревьев? Чьи в лесу  шишки? Так и возникла идея проекта «У леса загадок не мало», в  процессе работы  которого ,нам удалось разгадать загадки  старого  леса.

Дошкольный возраст-это важный этап формирования экологических представлений, являющихся основой экологических знаний о природной среде и бережном к ней отношении.

Трудно представить себе воспитание и развитие без привлечения в помощники педагогу природы - этого естественного источника красоты, здоровья. Если ребёнок научится любить природу: лес , животных, насекомых, цветы, научится ценить окружающий мир.

На современном этапе,  актуальная проблема нашего времени-проблема взаимодействия человека с природой. Этот аспект экологии не может оставаться в стороне от педагога. Большинство людей считают лес источником продуктов жизнедеятельности или местом отдыха. И мало кто задумывается о судьбе леса, о его обитателях, о том, что в лесу много разных жителей. Негативная позиция взрослых оказывает влияние на формирование личности ребёнка дошкольника, у детей всё меньше проявляется любопытства к лесу. А чаще наблюдается равнодушие и жестокое отношение к живым существам.            

Поэтому возникает необходимость в углубленной целенаправленной работе с детьми, начиная уже с пред школьного возраста, по развитию интереса к биологическому сообществу - леса, и, как следствие, по воспитанию у них бережного и внимательного отношения к природе, в целом, и к лесу, как части природы.

Проблема проекта: отсутствие знаний о лесе, о жизни его обитателей тайнах и загадках , которые таит в себе лес. Отсутствие системы непосредственного общения с природой.

Вид: информационно-творческий,краткосрочный

Участники проекта: дети 6 - 7 лет, педагоги ДОУ, родители воспитанников, население ближайшего микрорайона, социум.

Задачи проекта:

 • Развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях своего края, о природном разнообразии страны.

 • Воспитывать бережное отношение к растительности леса, к его лесным  жителям детей и взрослых.

 • Учить соблюдать правила поведения в лесу, понимать последствия экологически неграмотного поведения (разведение костров, уничтожение деревьев, сбора растений).

 • Развивать  творческие способности (умение  видеть «в обычном необычное», мастерить поделки из природного материала)

Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства.

Формировать элементарные экологические знания о лесе.

Расширить знания о взаимосвязи лесных обитателей, о разнообразии лекарственных и ядовитых растений, о жизни насекомых.

Способствовать умению отгадывать загадки и придумывать самостоятельно.

Воспитывать бережное отношение к лесу у детей и взрослых

1 этап  подготовительный

Цель: подготовка педагогов и предметно - развивающей среды к данному проекту.

Задачи:

планирование и проектирование мероприятий по подготовке к проектной деятельности,

разработка цикла занятий, бесед, наблюдений,

создание предметно - развивающей среды,

создание педагогической модели взаимодействия " педагог -  -  - узкие специалисты - библиотека - школа",

создание системы мониторинга.

II этап - практический.

Цель: создание и внедрение условий для формирования у детей  углубленных знаний  жизни леса, его обитателях, позиции "друга" по отношению к лесу путем воздействия на познавательную сферу ребенка.

Задачи:

проведение цикла занятий, бесед, наблюдений и других мероприятий,

создание и внедрение системы работы по взаимодействию с родителями воспитанников ,совершенствование взаимодействие с организациями социума.

III этап - заключительный

Цель: оценка результатов реализации проекта на основе мониторинговых исследований

Задачи:

анализ проведенной работы.

Основные мероприятия по реализации проекта

На практическом этапе дети рассматривали картины о лесе: «С кем дружит ель?», « Как растёт сосна?»,  «Еловый лес?», «Берёзовая роща», делали выставку иллюстраций вместе с детьми и родителями «Что такое лес?», составляли  рассказы по картинам русских художников «Лес» , «Золотая сень в лесу»,  «Одинокая сосна», что способствовало обогащению словаря детей, расширению знаний о жизни деревьев в лесу.

 Беседы с детьми «Зелёная аптека»,  «Какая бывает кора у деревьев?», «Съедобные и ядовитые грибы»,  «Какие бывают листья», «Правила поведения в лесу» , «Какие насекомые живут в лесу?» «Животные нашего леса» помогли   сформировать у детей углубленные знания о растительности леса,  его обитателях

Занятия на тему  «Лесное путешествие» ,«Лес-наше богатство», экскурсиив сквер, «К дубу», «В гости к берёзке»-        . Учили  детей понимать, что лес – наше богатство.»  Помогли понять  красоту природы, формировали  эстетические чувства. Развивали интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях своего края, о природном разнообразии страны. Формировали  бережное отношение к природе, побуждать желание охранять её от разрушений, а при необходимости восстанавливать.

                                                

сформировали представление о разнообразии насекомых, умению вести себя при встрече с ними, о разнообразии лекарственных и ядовитых растениях. Вызвали положительный эмоциональный настрой, бережное отношение ко всему живому.

Дети  отгадывали и придумывали  загадки, узнали, где зимуют ежи и зайцы, почему кукует кукушка? Познакомились с пословицами: «Лес наше богатство», 2Лес-друг человека», объясняли смысл этих поговорок.

В процессе  художественного  творчества: пластилинографии «Каким  бывает лист?», картинки-раскраски «Лесные загадки», аппликация  «Птицы в лесу», рисование «Клёны». « Звери в лесу», «Ели и елки» дети узнали об  особенностях жизни в лесу животных и насекомых, деревьях,  их внешнем виде, закрепляли навыки творчества, используя разные техники рисования и лепки, получали эстетическое наслаждение.

Дети с увлечением играли в дидактические игры: лото «Грибы, ягоды»,  «Зелёная аптека», «От какого дерева лист»,  «Найди дерево», в подвижные игры  «Хитрая лиса», «У медведя во бору», «Волк во рву», «Зайцы и волк». Водили хороводы «Лиса по лесу ходила».  «Во зелёном лесу» .инсценировке «В лесу родилась ёлочка», сюжетно-ролевая игра  «Поход в лес».                Доставили удовольствие и положительные эмоции, театрализованные игры «Кот и лиса», «Теремок»

Трудовая деятельность позволила детям проявить творчество и фантазию , сформировать положительный настрой , узнать какие чудеса можно творить с природным материалом леса. Дети изготовили макет птиц, заготовили с помощью родителей  природный  материал, мастерили поделки из природного материала: ёжик букет из листьев , розы из листьев клёна, смешной  лесовик, весёлые птички-невелички.

Прослушивание на музыкальном занятии звуков леса. Это вызвало эстетические чувства и качества.

Работа с социумом: взаимодействие с библиотекой, школой №8 Встреча с работниками библиотеки подарила детям много впечатлений о книгах, о лесе. Лесном царстве -государстве, его лесных жителях. Интересным было знакомство с «Краской книгой» Саратовской области. Дети очень заинтересовались редкими растениями и животными, исчезающими видами. Учитель и школьники участвовали в заключительном этапе проекта в интеллектуальной игре «Что? Где? Когда? подготовили вопросы знатокам игры.

Домашние задания родителям: Родители приготовили презентацию  «Правила поведения детей в лесе», книгу для чтения и рассматривания «Лесные правила», эмблему  «Берегите лес», альбом  «Птицы нашего леса», цветные  трафареты  «Птицы», участие в создании коллажа  «Лес в жизни человека»

Заключительный этап проекта:

Выставка детского творчества «За что мы любим лес»

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?». Где вопросы знатокам задавали сказочные герои, родители, ученики школы№8, библиотекарь, музыкальный руководитель. В игре был настоящий чёрный ящик с загадками, музыкальная пауза. Дети показали свою эрудицию, находчивость, сплочённость в команде, интеллект, умение логически мыслить, сопоставлять факты, делать  выводы. Дети выиграли со счётом 10:0

В ходе работы над проектом у детей:

 • развивалась поисково-познавательная деятельность:

 учились планировать этапы своих действий, аргументировали свой выбор;

 - находили разные способы решения проблемных ситуаций.

 • Совершенствовался уровень накопленных практических навыков:

 - находить нужный материал (в библиотеке, дома и т. д.) ;

 - развивался художественный вкус, навыки дизайна (раскраски) ;

 • активизировалась речь;

 • поддерживался интерес детей к деятельности сверстников;

 • воспитывалось бережное отношение к лесу.

 Прослеживалось взаимодействие с родителями:

 • помощь родителей в поисках нужной информации,

 участие в мероприятиях «Что? Где? Когда?», инсценировка «В лесу родилась елочка», автор Б. Дружинин,

 • оформление альбомов – продукта деятельности.

.

 Во время проектной деятельности дошкольников взрослыми создаются различные ситуации, побуждающие ребенка самостоятельно мыслить, действовать, находить и решать элементарные познавательные проблемы,

 Во время проектной деятельности детей следует обратить внимание на создание комфортной образовательной среды, которая позволяет раскрыть потенциальные возможности личности, освоить культуру и окружающий ребенка мир, применять полученные знания на практике. Кроме этого, участие детей в проектах способствует интенсивному процессу социализации личности, усиливает связь обучения с жизнью, стимулирует активное мышление и формирует познавательный интерес.

 Участвуя в проектной деятельности, дошкольники обогащают социальный опыт. Это процесс, в котором активно происходит социальное становление ребенка, формируются социальные качества и навыки, которые развиваются в условиях совместной деятельности. Ребенок учится работать в коллективе: доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им, соподчинять собственные интересы интересам общего дела, чувство товарищества и дружбы, вежливость, всему этому он учится. Также формируется уверенность в себе, общительность, открытость, любознательность, активность.

 Результат работы:

  • у детей увеличился интерес к общению с природой
  • произошли позитивные изменения в речи детей
  • дети более чутко и бережнее относятся к лесу и его обитателям
  • сформированы элементарные экологические представления о лесе,  осознанное отношение к природе, понятие -в природе всё взаимосвязано.
  • повышен уровень знаний о лесе, его обитателях.
  • налажена сплочённость в коллективе.

Берегите  лес!   В нём  много  тайн  и загадок!

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лето по лесу ходило, «У леса загадок немало» Фото – отчёт о реализации проекта с детьми подготовительной групп ы МБДОУ детский сад №12 «Рябинка» Старший воспитатель: Курбатова О.А. Воспитатель : Новокрещенова В.А.

Слайд 2

Реализация проекта познавательное и речевое развитие: рассматривание картин, составление рассказов «С кем дружит ель» , «Как растут сосны»

Слайд 3

Выставка книг о лесе и обитателях, рассматривание альбомов, составление кроссвордов, загадывание загадок , заучивание стихов

Слайд 4

Художественное творчество лепка «Каким бывает лист?», картинки-раскраски «Лесные загадки», аппликация «Птицы в лесу», рисование «Клёны». « Звери в лесу», «Ели» Дидактические игры: лото «Грибы, ягоды», «Зелёная аптека», «От какого дерева лист», «Найди дерево»,

Слайд 5

Изготовления макета птиц, заготовка природного материала, поделки из природного материала

Слайд 6

Взаимодействие с социумом Изготовление книги «Правила поведения в лесу» эмблема «Берегите лес», трафареты «Птицы леса» Знакомство с Красной книгой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Наши младшие друзья" для второй младшей группы и технологическая карта к нему

Данный проект - это единая система системы, которая включает в себя предварительную работу, работу с родителями, с детьми. Запланированные направления деятельности с детьми способствуют формиров...

Педагогический проект «Леса нашего, нет краше»

«Леса нашего, нет краше»Хочется поделиться с вами нашим проектом «Леса нашего, нет краше», который мы разрабатывали совместно с ребятками. Познание в младшем возрасте носит эмоциональн...

Отчёт по реализации проекта "У леса загадок немало" в подготовительной группе в рамках проведения конкурса "Интеллектуальный проект"

отчёт по реализации проекта "У леса загадок не мало". Проект краткосрочный.Направлен на расширение знаний детей о лесе, его обитателях, растительном мире, о неизведанных тайнах и загадках....

Проект "Мир загадок"

Жанр загадки отличается тем, что требует отгадать описываемый предмет. Поэтому загадка имеет большое значение в формировании интеллекта....

Презентация проекта "Составление загадок"

Презентация проекта "Составление загадок"...