Инновационные здоровьесберегающие технологии в музыкальном воспитании дошкольников
статья на тему

Ханеева Светлана Юльевна

Статья посвящена  внедрению инновационных технологий по сохранению и укреплению здоровья дошкольников нв музыкальных занятиях и в досуговой деятельности.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Инновационные  здоровьесберегающие технологии в музыкальном воспитании дошкольников.

   От состояния здоровья во многом зависит благополучие общества. Ребенок с первых дней жизни имеет определенные унаследованные биологические свойства, в том числе и типологические особенности нервных процессов(сила, уравновешенность, подвижность).Но эти особенности составляют лишь основу для дальнейшего физического и психического развития, а определяющими факторами являются окружающая среда и воспитание ребенка.

Музыкальное развитие ребенка в аспекте физического имеет свою давнюю историю. Музыка, воспринимаемая слуховыми рецепторами, воздействует не только на эмоциональное,но и общее состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.

Невролог, психиатр и психолог-Бехтерев Владимир Михайлович доказал, что музыка может вызывать и ослаблять возбуждение организма. Советский физиолог Петр Кузьмич Анохин, изучая вопросы влияния мажорного или минорного лада на самочувствие, сделал вывод о положительном влиянии мелодического и ритмического компонентов музыки на работоспособность или отдых человека.

Основоположник «Теории и методики музыкального воспитания в детском саду» Н.Ветлугина подчеркивала, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию ,уверенность движений. Развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального слуха помогают активизировать умственную деятельность. Таким образом, музыка - одно из средств физического развития детей.  

Целью здоровье сберегающих технологий является:                                                                                                                       развитие эстетических чувств и сохранение психологического здоровья дошкольников.                                          Задачи, которые решаются на музыкальных занятиях имеют свои оздоровительные аспекты.

-сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье ребенка.

-создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.

-с помощью здоровьесберегающих технологий  повышать адаптивные возможности детского организма( активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям)

-формировать правильную осанку, гигиенические навыки. Музыкальная здоровьесберегающая деятельность в детском саду- это организованный педагогический процесс,направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ.

Валеологические песенки-распевки.

С них начинаются музыкальные занятия. Несложные, добрые тексты ,мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира. Улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.

Дыхательная гимнастика

Основными задачами дыхательных упражнений на музыкальных занятиях являются:

-укрепление физиологического дыхания детей (без речи)  

-формирование правильного речевого дыхания (короткий вдох-долгий выдох)

-тренировка силы вдоха и выдоха

-развитие продолжительного выдоха                                                                                                          

Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляция неразрывно связаны и взаимодействуют  между собой под контролем центральной нервной системы. Нарушением функции речевого дыхания считается: подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе, слишком большой вдох, учащенность дыхания, укороченность выдоха, неумение  делать  незаметный добор воздуха, неправильная осанка.

В певческом дыхании можно выделить 3 основных звена:1)вдох,2)сохранение вдоха на протяжении всей музыкальной фразы и 3) выдох с резонированием звука и поддержкой столба дыхания.

Артикуляционная гимнастика

Задачи артикуляционной гимнастики на музыкальных занятиях:

-развитие певческих способностей детей

-формирование артикуляцию различных звуков

-закрепление артикуляционных укладов этих звуков в словах, слогах, фразах

-развитие музыкальной памяти, запоминание текста песен, внимание

-совершенствование дикции детей посредством тренировки подвижности и точности движений языка и губ

-обучение правильной расстановки акцентов при пропевании  слов ,фраз

-совершенствование пространственного ориентирования в координатах : вправо-влево, вверх-вниз, в сторону, вперед, назад

Основная цель артикуляционной гимнастики-выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению звуков.В логопедической группе этому виду здоровьесберегающих технологий отводится особое место, так как  дети отстают от сверстников и в музыкальном развитии: аритмичность, плохой мелодический слух и память, интонационная невыразительность присутствуют у этих детей Особенности речевого аппарата таких детей заключается в вялости лицевых мышц, зажатости нижней челюсти, плохой работе резонаторов, а также зажатость плечевых мышц, что затрудняет выработку правильного певческого дыхания . Артикуляционная гимнастика в значительной мере активизирует речевой аппарат. Например:

-высовывание языка до отказа с последовательным прикусыванием языка от кончика до все более отстоящей поверхности.

-покусывание языка боковыми зубами.

-круговые движения языком между зубами и щеками;

-цоканье и пощелкивание языком.                                                                                                                                   Оздоровительные и фонопедические упражнения

Это упражнения для горла, интонационно-фонетические(корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох), игры со звуком. Разработки В.Емельянова и М.Ю. Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортснно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга.

Игровой массаж

Приемы массажа  полезны не только больному, но и здоровому ребенку. Делая самомассаж определенной части тела, он воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность в том, что ребенок делает что-то прекрасное, развивает у него позитивное отношение к собственному телу, что очень интересно в игре. Игровой массаж по А.Уманской ,М.Картушиной, А.Галанова повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и своего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез.

Пальчиковые игры

Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку. Игры, развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук ( подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе фольклора.

Речевые игры

Позволяют овладеть детям всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх Т.Боровик, Т.Тютюнниковой текст поется или ритмично декламируется хором, соло или дуэтом. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные или колористические средства. Формирование речи идет при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать или заменять слова. Пластика вносит в  речевое  музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи, двигательной активности.

Музыкотерапия - важная составляющая  здоровьесберегающего процесса. Это создание такого музыкального сопровождения, которое способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает их напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает  спокойное дыхание.

Результатами здоровьесберегающей работы являются:

-Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;

-Стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка;

-Повышение уровня речевого развития;        

-Снижение уровня заболеваемости( в большей степени простудными болезнями)                                          -Стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонах года независимо от погоды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение новых методик и технологий в процессе музыкального воспитания дошкольников. Автор О.П.Радынова "Музыкальные шедевры"

"Музыкальные  шедевры" Автор О.П.РадыноваТехнология  развития  творческого  слушания  музыки, формирование  основ  музыкальной  культуры  у  детей ...

«Сотрудничество музыкального руководителя и воспитателя в музыкальном воспитании дошкольников»

Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя на музыкальных занятиях...

Музыкальные игры. Классификация. Роль в музыкальном воспитании дошкольников.

Краткое содержание консультации:1. Игра - ведущий вид деятельности дошкольника2. Классификация игр3. Музыка и движение4. Музыкальные игры, их задачи, виды5. Примеры музыкальных игр...

Методическая разработка (для музыкальных руководителей) "Элементы проектирования в музыкальном воспитании дошкольников"

Конспект методического объединения музыкальных руководителей района по теме: «Элементы проектирования в музыкальном воспитании дошкольников»...