Педагогические условия развития физических качеств у детей 5 – 6 лет
методическая разработка на тему

Васильева Валентина Ивановна

Уровень общей физической подготовленности детей определяется тем, как развиты у них физические качества: сила, ловкость, гибкость, быстрота, выносливость. Старший дошкольный возраст признается сенситивным периодом для воспитания физических качеств и характеризуется наличием необходимых для этого предпосылок и условий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publikatsiya_2.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические условия развития физических качеств у детей  5 – 6 лет

В. И. Васильева

МБДОУ «Детский сад № 89 «Ладушки», г. Чебоксары

vasileva-valentina1@yandex.ru

Аннотация. Уровень общей физической подготовленности детей определяется тем, как развиты у них физические качества: сила, ловкость, гибкость, быстрота, выносливость. Старший дошкольный возраст признается сенситивным периодом для воспитания физических качеств и характеризуется наличием необходимых     для      этого     предпосылок    и    условий.    

Ключевые слова: условия, система, творческое воображение.

         Задачи развития физических качеств у детей дошкольного возраста указывают на актуальность совершенствования старых и поиск новых методов, средств и форм физического воспитания детей дошкольного возраста. Особенно важен правильный выбор методов развития физических качеств и оптимальное их сочетание. Роли методов в развитии физических качеств уделяли внимание такие авторы как Е. Н. Вавилова,                            М.   Ю.   Кистяковская,     Е.  Леви  -  Гориневская,      Э.  Я.  Степаненкова,

Ж. К. Холодов, Д. В. Хухлаева и др.

          Г. В. Ильина отмечает, что методами развития физических качеств принято считать способы выполнения физкультурных упражнений в определенных сочетаниях и пропорциях объема, интенсивности, отягощений и отдыха между ними. Среди методов развития физических качеств выделяют: равномерный метод, переменный метод, повторный метод, игровой метод, соревновательный метод [2].

          Г. В. Кособуцкая, Н. Н. Кожухова, В. Н. Шебеко и др.   выделяют следующие условия и факторы успешной организации физического развития детей: уметь анализировать и оценивать степень физического здоровья и двигательного развития детей; формулировать задачи физического развития на определенный период (на пример, на учебный год) и определять первостепенные из них с учетом особенностей каждого из детей; организовать физическое развитие в определенной системе, выбирая наиболее целесообразные средства, формы и методы работы в конкретных условиях; проектировать желаемый уровень конечного результата, предвидя  трудности на пути к достижению  целей; сравнивать достигнутые результаты с исходными данными и поставленными задачами; владеть самооценкой профессионального мастерства, постоянно совершенствуя его [4], [3],  [6].

          Для детей 5-го года жизни основная направленность физического воспитания – освоение сложных в техническом отношении упражнений. Они должны способствовать  выработке умения правильно, в соответствии с заданием перемещать тело в пространстве, точно воспроизводить заданную траекторию, направление, скорость и темп движений. 

На 6-м году жизни все большее внимание уделяется специализированным тренировкам отдельных физических качеств и способностей. Акцентируется развитие быстроты и выносливости, а также овладение более сложными видами движений из арсенала спорта [6].

Учитывая особенности дошкольного возраста, в котором основным видом деятельности является игра, многие авторы (Г. В. Ильина, н. Н. Кожух, Э. Я. Степаненкова и др.) рекомендуют шире ее использовать, включая игровые задания, эстафеты для развития всех физических качеств.  А так же сочетать различные формы физкультурной деятельности с познавательной, музыкальной, художественно - эстетической деятельностью [2], [3], [5].

         Будучи эмоционально привлекательной для ребенка, игра оказывает стимулирующее влияние на выполнение двигательных действий, а образец двигательного действия, заложенный в роли, становится эталоном, с которым ребенок сравнивает собственное выполнение, контролирует его. При этом важен его собственный поиск, собственные размышления.

         Создание образов с помощью движений вызывает эмоциональное отношение к двигательной деятельности, вовлекает в мыслительный процесс такие качества, как сообразительность, гибкость, способность переносить свойства выполняемого движения на новый игровой образ. Происходит своеобразная подмена мотивов: ребенок начинает действовать из желания играть, результатом же оказывается новый двигательный навык. Основное взаимодействие педагога с детьми при этом заключается в умении вызвать у них соответствующий эмоциональный отклик, помочь войти в воображаемую ситуацию, увидеть и понять образ другого (новый образ Я), вести двигательный диалог через язык жестов, мимики, поз.
        Значение игры не ограничивается ее способностью усиливать мотивацию двигательной активности детей. Она имеет отношение и к развитию такого компонента личности, как творческость. Речь идет об огромных возможностях творческого воображения детей, для развития которого игровая деятельность наиболее адекватна [7].

              Как отмечает Э. С. Вильчковский  - целью гармонического развития всех основных двигательных качеств в условиях ДОО необходимо следить за разнообразием двигательной деятельности каждого дошкольника, не давать увлекаться одним из видов, поощрять стремление детей овладеть новыми движениями [1].  

           Таким образом,  уровень развития физических качеств обуславливает способность ребенка  осваивать новые упражнения, умения, навыки, и, наоборот, - двигательный опыт ребенка, уровень усвоения двигательных умений и навыков обеспечивают развитие физических качеств. Поэтому необходимо создать условия в целостном педагогическом процессе для их параллельного развития. Детям должны быть предоставлены широкие возможности для активного применения имеющихся у них способностей.

Литература

  1. Вильчковский Э. С.   Физическая  культура  детей  дошкольного   возраста / Э. С. Вильчковский. - Киев. : Здоров'я, 1979. - 232 с.
  2. Ильина Г. В. Реализация принципа преемственности в развитии физических качеств у старших дошкольников и младших школьников / Г. В. Ильина // Дошкольное воспитание. 2011. - № 8. – С. 107-114.
  3. Кожухова Н. Н. Методика физического воспитания и развития ребенка / Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжова, М. М. Борисова; под ред. С. А. Козловой. - М. : Академия, 2008. – 352 с.
  4. Кособуцкая Г. В. Организация физической подготовки старших дошкольников / Г. В. Кособуцкая, Н. В. Алябьева // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 9. – С. 97-100.
  5. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка /Э. Я.Степаненкова. – М.: Академия, 2007. – 368 с.
  6. Шебеко В. Н. Методика физического воспитания в ДОУ                             / В. Н. Шебеко, А. А. Шишкина, Н. Н. Ермак. – М. : Академия, 1998 – 184 с.
  7. Шебеко В. Н. Формирование личности ребенка дошкольного возраста средствами физической культуры: автореф. дис. … докт. педаг. наук : 13.00.02 / В. Н. Шебеко. – М., 2011. - 53 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический контроль ( развитие физических качеств)

Тесты  развития физических качеств дошкольников....

Индивидуальная программа профессионального развития инструктора по физической культуре Сафаргалеевой Г.С. «Подвижная игра как средство развития физических качеств у детей дошкольного возраста».

Индивидуальная программа профессионального развития инструктора по физической культуре Сафаргалеевой Г.С. на тему:                «Подвижная игра ка...

Индивидуальная программа профессионального развития инструктора по физической культуре Сафаргалеевой Г. С. на тему: «Подвижная игра как средство развития физических качеств у детей дошкольного возраста».

Подвижные игры создают атмосферу радости и потому делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому выбранную мною тему «Подв...

Отчет по индивидуальной программе профессионального развития инструктора по физической культуре Сафаргалеевой Г.С. с.Кунашак 2018г "Подвижная игра как средство развития физических качеств у детей дошкольного возраста".

Цель самообразования.Повысить эффективность реализации задач по физическому воспитанию дошкольников в условиях внедрения ФГОС на основе использования подвижных  игр...

Консультация : « Физические игры и упражнения для развития физических качеств у детей младшего дошкольного возраста на занятиях по физической культуре»

Одной из основных задач физического воспитания является развитие физических качеств. Физическими качествами человека принято называть отдельные его двигательные возможности: быстроту, гибкость, силу, ...