ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ПЛАВАНИЮ "ЗОЛОТЫЕ РЫБКИ"
рабочая программа (старшая, подготовительная группа) на тему

Иванова Оксана Владимировна

ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ПЛАВАНИЮ "ЗОЛОТЫЕ РЫБКИ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_zolotye_rybki.docx60.24 КБ

Предварительный просмотр:

Принято                                                                                                                                                                        Утверждаю                                                                                                                                                                                        

Решением педагогического совета                                                                                                                                   заведующий МАДОУ  д /с 37   Протокол №___от_____________                                                                                                                                      __________ Е.В.Чухланцева

                       Программа дополнительного образования

                   По обучению детей плаванию « Золотые рыбки»

                                                                               Срок реализации 1 год

                                                        Возраст обучающихся 6-7 лет

                                         Место реализации: МАДОУ д/с № 37 «Рябинка» 

                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                     

             

                           Разработчик: инструктор по физкультуре(плаванию) Иванова Оксана Владимировна

 

                                                                                            г.Хабаровск

Пояснительная записка

Направленность программы 

 Одно из основных направлений работы образовательной деятельности МАДОУ «Рябинка» является физкультурно-оздоровительное, ориентированное на эффективное физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка. В процессе решения этой задачи особое внимание уделяется усилению образовательного потенциала физической культуры через использование альтернативных методов и приёмов, дополняющих и обогащающих традиционные формы детской деятельности в условиях образовательного учреждения. Одна из них - это занятия плаванием. Основной направленностью дополнительной программы «Золотая рыбка» является совершенствование полученных умений и навыков старших дошкольников элементарным видам плавания, безопасного поведения на воде, закаливание организма, развитие физических качеств дошкольников (сила, гибкость, выносливость, скорость, координация).

 

Новизна и актуальность 

Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста. В основе обучения лежит приобретение умений, позволяющих комфортно себя чувствовать на воде и, конечно же, получать от этого удовольствие. Осваивая разные виды движений в воде, ребенок учиться ориентироваться, развивать реакцию, коммуникативные качества, управлять собственным телом, принимать самостоятельное решение. Для удобства восприятия в программу включены разные виды упражнений и игр, в том числе сопровождаемые стихами для детей и загадками, упражнения с нестандартным оборудованием, специальные упражнения для освоения различных видов движения на воде, способствующие развитию дыхания, расслаблению мышц.

Работая по основной программе "Обучение плаванию в детском саду" Т.И. Осокиной, я столкнулась с проблемой недостатка количества часов, отведенных на занятия, этого времени совершенно не достаточно для того, чтобы дошкольники в полной мере освоили курс обучению плаванию и автор программы это подтверждает: "В подготовительной к школе группе завершается обучение плаванию в детском саду. Но это не означает, что дети полностью овладевают технически правильными способами плавания".

 Наш детский сад располагает всеми возможностями для проведения те только основных, но и дополнительных занятий плаванием (наличие крытого бассейна в здании ДОУ), кроме того приоритетным направлением деятельности нашего ДОУ является физическое развитие детей, а как известно, занятие плаванием непосредственно влияет на физическое развитие и оздоровление организма.

 

                                                                                         

Цель

  • Целью данной программы является обучение детей старшего дошкольного возраста элементарным видам плавания,
  • Совершенствование умений и навыков плавания, полученных на основных занятиях (НОД);
  • Закаливание и укрепление детского организма, способствовать оздоровлению детей посредством создания хорошего настроения, приятных эмоций на занятиях по плаванию;

 Задачи.

   Оздоровительные:

  • Укрепить здоровье детей, содействовать их гармоничному психофизическому развитию;
  • Содействовать расширению адаптивных возможностей детского организма;
  • Совершенствовать опорно-двигательный аппарат, формирование правильной осанки, повышение работоспособности организма.

Образовательные:

  • Формировать теоретические и практические основы освоения водного пространства;
  • Учить плавательным навыкам и умениям.

Развивающие:

  • Расширять спектр двигательных умений и навыков в воде;
  • Развивать творческое самовыражение в игровых действиях в воде.

Воспитательные:

  • Воспитывать нравственно- волевые качества, настойчивость, смелость, выдержку, силу воли;
  • Формировать устойчивый интерес к занятиям по плаванию, обеспечить, эмоциональное благополучие при выполнении упражнений в водной среде.

Программа опирается на общепедагогические принципы:

 систематичности - занятия проводятся в определённой системе, регулярные занятия несравненно больший эффект, чем эпизодические;

 доступности, сознательности – формирование устойчивого интереса детей, как к процессу обучения, так и к конкретной задаче на каждом занятии;

 наглядности - создание у детей полного представления о разучиваемых движениях и способствование лучшему их усвоению;

 комплексности и интегрированности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса;

 личностной ориентации - учёт разно-уровневого развития и состояния здоровья каждого воспитанника, умение адаптировать содержание к категориям разного возраста;

сопровождения - систематическое наблюдение за развитием ребёнка и оказание ему своевременной помощи в случаях опережения и отставания в развитии.

Содержание материала каждого занятия направлено на решение нескольких задач, которые взаимосвязаны и взаимобусловливают друг друга, объединяясь в одну общую. Содержание занятий строится в порядке возрастающей трудности, постепенного увеличения нагрузки, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. При повторении упражнений, использовать задания одного типа, но разного содержания. Упражнения должны опережать имеющийся у детей в данный момент уровень умений и навыков, хотя индивидуальные данные каждого ребёнка могут внести свои коррективы.

                                                                                                                               

Возраст детей посещающих кружок «Золотые  рыбки» 5 - 7 лет.

Сроки реализации программы дополнительного образования - один год.

Продолжительность

занятий

Периодичность в неделю

Количество в неделю

Количество занятий в год

30 минут

2 раза

8 занятий

72 занятия

                                                                     

Для реализации программы необходимы:

  • учебно-тематический план
  •  календарно-тематический план
  • конспекты занятий
  • диагностическая карта
  • комплексы упражнений на укрепление мышечного корсета (на суше)
  • комплексы упражнений на формирование навыка правильной осанки
  • упражнения на расслабление и образно-игровые.

Формы и методы работы:

  • Наглядные методы объяснительно-иллюстративного характера и информативно-рецептивный (рассматривание, наблюдение, образец инструктора, показ инструктора);  
  • Репродуктивный (прием повтора, выполнение упражнений на суше);
  • Словесные методы репродуктивного, частично поискового характера.
  • Наиболее эффективным приемом обучения детей плаванию является - игровой. Условно игры можно разделить на следующие группы:
  • Игры по ознакомлению со свойствами воды.
  • Игры, обучающие погружению и всплытию.
  • Игры, способствующие выработке навыка лежания на воде.
  • Игры, способствующие выработке навыка скольжения.
  • Игры, обучающие дыханию.
  • Игры, вырабатывающие и закрепляющие плавательные движения.
  • Игры по овладению простейшими прыжками.

 

Занятия с детьми по программе проводятся в форме совместной партнёрской работы. Каждое занятие состоит из подготовительной, основной и заключительной части. Цель подготовительной части занятия - организовать детей, активизировать их внимание, вызвать интерес к занятию. В основном блоке разучиваются новые упражнения, развивающие выносливость, силу, гибкость, координацию движений, закрепляются навыки основных движений. И в заключительной части, снижая физическую нагрузку, приводим организм в спокойное состояние, подводим итоги. На всех этапах плавания используются игры, которые помогают детям быстрее научиться плавательным навыкам, развитию таких качеств как сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость. В работе по плаванию используется индивидуальный подход к детям.

Обучение плаванию ведется одновременно в трех направлениях:

  • во-первых, развивается сила дыхания, формируется умение делать быстрый глубокий вдох и продолжительный выдох, для этого используются разнообразные подготовительные упражнения.
  • во-вторых, детей учим различным передвижениям в воде, погружению в воду, всплыванию, скольжению, движениям рук и ног при плавании способом кроль;
  • в-третьих, воспитываются культурно-гигиенические навыки и такие качества, как смелость, ловкость, выносливость.                                                                                    

 

В процессе занятий используются различные формы организации детей:

  • групповые;
  • командные;
  • индивидуальные.

Рекомендуются такие формы занятий:

  • учебно-тренирующие;
  • сюжетные;
  • игровые;
  • контрольно-учетные;
  • в форме бесед (об истории плавания)
  • занятия с участием родителей;
  • спортивные досуги, развлечения.

 

Ожидаемые результаты:

  • Укрепление здоровья детей, снижение заболеваемости;
  • Расширение адаптивных возможностей детского организма;
  • Повышение показателей физического развития детей;
  • Расширение спектра двигательных умений и навыков в воде;
  • Развитие творческого потенциала и личностного роста ребёнка.
  • Развитие эмоционального и двигательного раскрепощения в воде, проявления чувства радости и удовольствия от движения;
  • Формирование нравственно-волевых качеств.

 Должны знать:

  • правила поведения на воде;
  • значение  влияния плавания на организм человека;
  • основы закаливания;
  • значение прикладного плавания в жизни человека.

 Должны уметь:

  • свободно продержаться на воде в течение 1 минуты;
  • проплывать любым способом
  • проплывать способом «кроль на груди» с опорой и без неё.
  • увидеть, указать на ошибку товарищу и подсказать пути исправления, осуществлять самоконтроль;
  • самостоятельно организовать подвижные игры на воде;
  • по заданию инструктора предлагать игры либо игровые упражнения в зависимости от задач занятия;
  • придумывать собственные игры или игровые задания;
  • участвовать в праздниках, соревнованиях на воде.

Формы подведения итогов реализации программы:

  • показ открытых занятий и развлечений на воде для родителей, дети

которых посещают дополнительную услугу по плаванию в данном дошкольном учреждении;

  • оформление в группах стендов и фотовыставок в течение года.

Основные знания, умения и навыки

Навыки плавания формируются у детей, закрепляются и совершенствуются при использовании различных средств обучения плаванию.

  1. Общеразвивающие и  специальные упражнения «суша»:
  • комплекс подводящих упражнений;
  • элементы «сухого плавания».

Подготовительные упражнения на воде, упражнения, знакомящие детей с водой и ее свойствами:

  • передвижение по дну и простейшие действия в воде;
  • погружение в воду, в том числе с головой;
  • упражнение на дыхание;
  • скольжение по поверхности воды
  • всплывание и лежание на поверхности воды;
  • открывание глаз в воде;

                                                   

  1. Упражнения для разучивания техники плавании «с опорой и без»:
  • дыхание пловца;
  • согласование движений рук, ног, дыхания;
  • плавание в координации движений.
  • движение рук и ног;
  1. Простейшие спады и прыжки в воду:
  • спады;
  • прыжки на месте и с продвижением;
  • прыжки ногами вперед;
  • прыжки головой вперед.

  1. Игры и игровые упражнения способствующие:
  • развитию умения передвигаться в воде;
  • овладению навыком погружения и открывания глаз;
  • овладению выдохам в воду;
  • развитию умения всплывать;
  • овладению лежанием;
  • овладению скольжением;
  • развитию умения выполнять прыжки в воду;
  • развитию физического качества. 

 Последовательность постановки задач, подбора упражнений и приемов обучения такова: разучивание движений ног; разучивание движений рук; разучивание способа плавания в целом; совершенствование плавания в полной координации.

Каждый элемент техники изучается в следующем порядке:

  • ознакомление с движением на суше;
  • изучение движений с неподвижной опорой;
  • изучение движений с подвижной опорой;
  • изучение движений в воде без опоры.

Большую роль в формировании двигательных навыков плавания играет также использование вспомогательного материала и оборудования. Оно помогает разнообразить приемы и методы обучения, виды упражнений, снять психологическую монотонность, постоянно повторяющихся движений, рационально использовать обучающее пространство, повышают интерес к занятиям, позволяют использовать дифференцированный подход в обучении. Оборудование должно быть разнообразным, ярким, интересным, удобным в обращении и самое главное безопасным.  

К старшей-подготовительной группе дети хорошо передвигаются в воде. Продолжается закрепление основных навыков плавания.

  • Продолжать знакомить со свойствами воды.
  • Разучивать технику способов плавания «кроль» на груди и на спине с опорой и без неё.
  • Продолжать обучать лежанию на груди и на спине.
  • Учить погружаться в воду, открывать в ней глаза, передвигаться ориентироваться под водой.
  • Научить выдоху в воду.
  • Учить более уверенно, держаться на воде, скользить по ней на груди.
  • Учить выполнять попеременные движения ногами во время скольжения на груди.
  • Разучивать попеременные и одновременные движения руками.

Гигиенические навыки: самостоятельно раздеваться, одеваться и вытираться; принимать душ, знать личные вещи.

Правила поведения: знать основные правила поведения, соблюдать их; реагировать на замечания преподавателя, выполнять его требования.

К концу года дети могут: 

  • Погружать лицо и голову в воду, открывать глаза в воде.
  • Бегать парами.
  • Нырять в обруч, проплывать тоннель, подныривать под гимнастическую палку.
  • Доставать предметы со дна, выполнять игровое упражнение «Водолазы».
  • Выполнять вдох над водой и выдох в воду с неподвижной опорой.
  • Выполнять серии выдохов в воду, упражнение на задержку дыхания «Кто дольше».
  • Скользить на груди с работой ног, с работой рук.
  • Пытаться скользить на спине, лежать с плавательной доской.
  • Продвигаться с плавательной доской с работой ног на груди.
  • Выполнять упражнения «Звездочка» «Медуза» на груди, на спине.
  • Выполнять упражнение «Поплавок».
  • Плавать на груди с работой рук, с работой ног.
  • Пытаться плавать способом на груди и на спине.

К концу обучения, у детей 6-7 лет должны быть сформированы: физические качества, навыки выполнения плавательных действий, связанных с перемещением тела в водной среде. Должно увеличиться количество детей с правильной осанкой, улучшиться координация движений, улучшение физического здоровья за счёт повышения уровня сопротивляемости к простудному фактору у всех занимающихся. Совершенствование нервно-психических процессов. Дети должны обогатиться не только двигательным, но и эстетическим, эмоциональным, танцевальным, волевым опытом.

Требования к качеству освоения программного материала детьми занимающимися плаванием.

В результате освоения программного материала по плаванию:

Занимающиеся должны знать:

- правила поведения в бассейне. Т Б.;

- краткий обзор развития плавания;

- краткие сведения о строении и функциях организма;

- влияние плавания на организм занимающихся;

- правила ухода за собой и своим телом, оказание первой помощи при проблемах на воде;

- о назначении оборудования и инвентаря;

уметь:

- правильно выполнять упражнения общей и специальной физической подготовки;

- правильно выполнять технику плавания способом «кроль» на  груди и спине с опорой и без неё.

- выполнять контрольные нормативы.

- участвовать в спортивных состязаниях и праздниках;

- самостоятельно проводить подвижную игру.

Способы определения результативности:

С целью определения уровня умений детей и оценки их навыков, разработана диагностическая карта с контрольными упражнениями, в которой фиксируются результаты обследования. Диагностика проводится два раза в год: октябрь, май, в которой чётко определяются уровни развития ребёнка: высокий, средний, низкий.

Мониторинг освоения  детьми  программного  материала кружка «Золотые рыбки»

Педагогический контроль осуществляется путём оценки сформированных у детей специфических умений и навыков.

Уровни усвоения программы:

1- низкий

Ребенок  допускает существенные ошибки в технике движений, не соблюдает заданный темп и ритм, действует только в сопровождении инструктора - на суше и воде.

2- средний

Ребенок владеет основными элементами техники большинства движений, способен самостоятельно выполнять упражнения на основе предварительного показа.

3-высокий

Ребенок проявляет стойкий интерес к физическим упражнениям, самостоятельно делает освоенные упражнения на суше и в воде.

 Показатели по плаванию у детей 5-7 лет, посещающих кружок

 «Золотые рыбки»

Ф.И. ребенка

Водобоязнь

Погружение  

в воду с выдохом

Упражнение

«Поплавок»

Упражнение «Стрела»

Плавание любым способом

Итого

10.       04

10.       04

10         04

10          04

10       04

Выводы:___________________________________________________________________________________

Водобоязнь: ребенок вздрагивает при попадании на него брызг, неуверенно и скованно ведет себя.

Погружение  воду с выдохом: стоя в воде, сделать вдох, присесть, полностью погружаясь  вводу, выдохнуть.

Упражнение «Поплавок»: в положении стоя сильно согнуть ноги, обхватить руками голени, голову нагнуться как можно ближе к коленям; сделать вдох, задержать дыхание и оторвать ноги от дна бассейна, всплыть на поверхность.

Упражнение «Стрела»: стоя спиной к бортику, руки вытянуть вверх, голова находится между руками; сделать вдох, наклониться вперед и выполнить толчок от бортика, то же на спине – выполняется до полной остановки.

Плавание любым способом: стоя сделать вдох, оттолкнуться ногами от бортика и проплыть любым способом без остановки.

Учебный-тематический  план  кружка по обучению детей плаванию «Золотые рыбки»

Режим занятий – 1 час в неделю (по 30 мин.) 

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них

теория

практика

1

Значение плавания. Способы плавания.  

2

1

1

1.1

Краткий обзор развития плавания.

Краткие сведения о строении и функциях организма. Влияние плавания на организм занимающихся .

1.2

Ознакомление с правилами ухода за собой и своим телом, оказание первой помощи при проблемах на воде.

1.3

Основы техники плавания (кроль, кроль на спине, брасс, дельфин).

2

Освоения с водой, погружение в воду с головой

4

1

3

2.1

Учить погружаться в воду, открывать в ней глаза, передвигаться и ориентироваться под водой.

Обучение  выдоху в воду.

2.2

Развитие и совершенствование координационных возможностей в воде: обучение сочетаниям движений руками и ногами на задержке дыхания и с выдохом в воду.

2.3

Развитие ориентировки в воде , самостоятельность действий.  

3

Всплывание и лежание на воде 

5

1

4

3.1

Обучение лежать на воде на груди и спине.

3.2

 Обучение самостоятельного лежания и всплывания на воде и открывания глаз.

3.3

Обучение различным видам передвижений в воде по дну бассейна разными способами.

Закрепление навыков вдохов и выдохов в воду.

4

Скольжение на груди и спине без помощи движений ног

6

2

4

4.1

Учить скольжению (лежанию) по поверхности воды с опорой.

4.2

Обучение координационным возможностям в воде, научить движениям руками в плавании на груди и спине.

5

Чередование вдоха с выдохом в воду при - способе плавания «кроль»

6

2

4

5.1

Учить выдоху в воду

5.2

Формирование навыков скольжения на груди с сочетанием вдоха и выдоха в воду.

6

Движения ногами при плавании «кроль» с доской на груди и спине

5

1

4

6.1

Упражнять в скольжении на груди с работой ног кролем.

Учить попеременным движениям ног в сочетании         со скольжением с опорой на плавательную доску.

6.2

Учить плавать в заданном направлении при согласованной работе ног

7

Дыхание с поворотом головы в сторону, в сочетании с движениями ног.

7

2

5

7.1

Закрепить навыки скольжения на груди с сочетанием вдоха и выдоха в воду.

7.2

 Упражнять в скольжении на груди с работой ног кролем.

8

Движения рук, как при способе плавания кроль на груди и на спине с опорой.

6

1

5

8.1

Освоение работы рук кролем на груди, стоя на дне бассейна

Работа рук кролем на груди после скольжения с задержкой дыхания с опорой.

8.2

Проплывание контрольных отрезков в полной координации кролем на груди, и на спине с опорой.

9

Совершенствование движения рук, как при плавании кролем с опорой

6

1

5

9.1

Проплывание  кролем на груди с полной координацией (скольжение, выдох в воду, работа рук) с опорой.

10

Чередование вдохов и выдохов в воду с поворотом головы, согласовывая с движением рук.

9

2

7

10.1

Развитие и совершенствование координационных возможностей в воде: обучение сочетаниям движений руками и ногами на задержке дыхания и с выдохом в воду.

Совершенствовать скольжение с попеременной работой ног без опоры на плавательную доску

Учить ритмичному дыханию в  воду

11

Обучение облегченным способом плавания.

7

2

5

12

Диагностика, тестирование.

4

1

3

13

 Спортивные игры, развлечения на воде.

4

1

3

14

Итоговое  открытое занятие для родителей  

1

1

Итого:

72

 19

 53

 

Календарно-тематический план работы  план работы МАДОУ д/с № 37

по программе «Физкультурно–оздоровительного кружка по плаванию «Золотые рыбки»

                  на 2016-2017 учебный год

  

                                                                                                                                                   1 полугодие

Кол-во недель

кол-во

часов

              Тема   НОД

                                            Содержание

                Задачи

Средства обучения

                                                                                                     Раздел.  Специальные плавательные упражнения:   14 часов

сентябрь

1  

2

Правила поведения в бассейне и на воде

Инструктаж по ТБ.  Беседа о том, как надо вести себя в воде. Вхождение в воду с помощью взрослого.  Проверка плавательной подготовки. Самостоятельные игры с предметами по желанию ребенка

Закрепить знания детей о правилах поведения в бассейне. Учить самостоятельно передвигаться по дну бассейна  различными способами

Плавающие и тонущие игрушки, плавательные доски, пояса, мячи

2 – 4

6

ТБ. Передвижения в бассейне. Ходьба, бег, прыжки, скольжения

Показ ТБ, передвижения поперек бассейна в шеренге по одному, в различных направлениях. Лежание на груди у бортика, держась за перила

октябрь

5 – 7

6

Передвижения по дну бассейна в упоре лежа. Имитация движений, характерных для плавания способом «кроль»

Элементарные передвижения по дну бассейна в упоре лежа, в упоре сзади. Работа ногами способом «кроль»

               

                                                                                                   Раздел.  Погружение в воду: 4 часа

8  

2

Погружение в воду с головой с закрытыми глазами

Погружение  в воду с головой с поддержкой с закрытыми глазами.  Игра «Утка и утята»

Побуждать детей самостоятельно погружаться в воду с головой с  закрытыми, открытыми глазами.  Учить ориентироваться в пространстве. Воспитывать безбоязненное отношение к воде

Тонущие игрушки, шест, плавательные доски, обруч

9

2

Погружение в воду с головой с открытыми глазами

Погружение в воду стоя, лежа без опоры, с подвижной опорой,  с открытыми глазами.  Игра «Достань игрушку». Упражнения на дыхание

                                                                                                     Раздел.  Всплывание, лежание, скольжение  на воде:  8 часов

ноябрь

10 - 11

4

Всплывание и лежание на воде на груди с фиксированной опорой

Всплывание и лежание на воде на груди с фиксированной опорой и подвижной опорой  - упражнения «Медуза», «Звездочка»,   «Поплавок»

Продолжать закреплять умение  всплывать  и лежать на воде на груди с фиксированной  и подвижной опорой; выполнять скольжение на груди  «стрелой»

Очки, шест, гимнастические палки, доски для плавания.

12 - 13

4

Лежание на груди,

скольжение на груди «стрелой»

Лежание на груди у фиксированной опоры. Скольжение с подвижной опорой и без опоры

         

                                                                                               Раздел.  Вдох и выдох: 4 часа

декабрь

14 – 15

4

Выдох на воду.

Выдох  под водой

Выдох на поверхность воды. Выдох в воду (лицо до уровня глаз). Выдохи в воду с окунанием  - упражнения «водолаз», «насос» в положении лежа

Продолжать формировать умение делать продолжительный выдох на воду и под водой

Гимнастические палки, доски для плавания

                                                                                           Раздел.  Игры и развлечения в воде: 4 часа

16 – 17

4

Свободное плавание

Свободное плавание и передвижения с повторением изученного материала. Игры, упражнения

Закрепить правила поведения в бассейне и ранее разученныe навыки

Гимнастические палки, доски для плавания

Итого:

17

34

                                                                                                            2  полугодие

кол-во недель

кол-во часов

Тема НОД

Содержание

Задачи

Средства обучения

       

                                                                                  Раздел.  Погружение  в воду: 4 часа

январь

2

4

Погружение в воду с головой с открытыми  глазами

Погружение  в воду с головой с поддержкой, парами  с открытыми глазами. Упражнение «Открой глаза, посмотри».    Игра «Достань игрушку». Подныривание под обруч, стараясь оказаться в центре его – упражнение «Поезд в тоннеле»

Закреплять умение  детей в погружении в воду с головой  с поддержкой, по одному, в парах по очереди, в открывании глаз в воде.   Приучать выполнять вдох и выдох. Воспитывать уверенность в себе

Тонущие игрушки, шест, плавательные доски, обруч

                                                                                            Раздел.  Всплывание, лежание, скольжение  на воде: 14 часов

3

2

Лежание и скольжение на груди с подвижной опорой

Лежание на груди, держась за бортик бассейна. Скольжение «стрелой», толчком одной ноги от стены бассейна и толчком двух ног со дна бассейна (с плавательной доской)

Закрепить умение управлять туловищем в положении лежа на груди.

Закрепить навыки

Плавающие пояса, гимнастические палки, доски для плавания

февраль

4 – 5

4

Лежание на груди у фиксированной опоры и подвижной опоры с работой ног способом «кроль»

Лежание на груди, держась за бортик бассейна. Работа ног способом «кроль» с подвижной опорой

скольжения и работы ног способом «кроль». Продолжать учить делать выдох в воду

6 – 7

4

Передвижение скольжением «стрелой» и с работой ног способом «кроль»

Скольжение «стрелой» с задержкой дыхания. «Торпеда» - передвижение с работой ног «кролем»

март

8 – 9

4

«Торпеда» - работа ног в скольжении способом «кроль» с задержкой дыхания, с выдохом в воду

«Торпеда» с доской с задержкой дыхания. «Торпеда» с выдохом в воде.  Плавание с различным положением рук

                                                                Раздел.  Движения рук при плавании способом «кроль на груди»: 12 часов

10 – 12

6

Работа рук способом «кроль»,  стоя на дне бассейна в наклоне, с продвижением

Работа рук способом «кроль» на груди в различных сочетаниях на месте и с продвижением

Разучить работу рук при плавании способом «кроль».

Совершенствовать работу ног и рук облегченным способом «кроль».

Очки, плавательные доски,

плавательные доски, поддерживаю-щие пояса

апрель

13 – 15

6

Упражнения на согласование работы рук и ног в плавании способом «кроль».

Плавание дистанции 4-5м способом «кроль» с задержкой дыхания с помощью доски для плавания и без опоры.

Раздел.  Игры и развлечения на воде: 4 часа

16 – 17

4

Эстафетное плавание.

 Игры, упражнения

Эстафетное плавание с плавательной доской и без нее Плавание облегченным способом «кроль» на груди

4-5м.  Игры, упражнения

Закрепить правила поведения в бассейне и ранее изученные навыков

Гимнастические палки, доски для плавания

Раздел.  Диагностика: 4 часа

май

18 – 19

4

Кроль на груди в полной координации с плавательной доской в сочетании с дыханием

Проплывание дистанции способом «кроль» 6-7м с плавательной доской. 3 гребка - вдох, выдох в воду

Выявить уровень знаний, умений и навыков детей

Плавательные доски

Итого:

19

38

36

72

Итого за учебный год

 

Содержание учебного материала.

1.    Основы знаний о плавании:

  • Влияние плавания на состояние здоровья
  • Значение закаливающих процедур
  • Правила поведения в бассейне, требования по соблюдению мер личной гигиены
  • Правила поведения и техники безопасности на воде
  • Название плавательных упражнений, способов плавания и предметов обучения
  • Упражнения для общефизической подготовки (строевые упражнения; имитационные упражнения, общеразвивающие упражнения в воде; упражнения на дыхание)

В результате изучения темы воспитанники должны  понимать:

  • роль занятий плаванием для физического развития и закаливания организма;
  • правила поведения и техники безопасности в плавательном бассейне и на открытых водоёмах;
  • условные жесты и сигналы инструктора, требования медицинской сестры плавательного бассейна;

уметь:

  • использовать полученные навыки плавания в повседневной жизни;
  • соблюдать правил безопасного поведения и гигиенических требований в бассейне.

2.Используемые специальные плавательные упражнения в процессе НОД:

  • Имитационные упражнения
  • Вхождение в воду  
  • Передвижение по дну бассейна (ходьба, бег, прыжки вверх и вперед с гребковыми движениями рук)

В результате изучения темы воспитанники должны  понимать:

  • элементарные свойства воды;
  • способы передвижения человека в воде;

уметь:

  • развивать первоначальное «чувство воды» без негативных ощущений и водобоязни;
  • выполнять элементарные передвижения в воде;
  • ощущать сопротивление воды конечностями рук и ног, чтобы активно его использовать для отталкивания;
  • сохранять равновесие в воде, а потеряв его, снова восстанавливать;
  • окунаться и прыгать;
  • дышать (выдох – в воду, вдох – над водой);
  • использовать приобретенные умения в практической деятельности и повседневной жизни:преодоление водобоязни;
  • свободное  передвижение в воде и выполнение дыхательных упражнений.

3. Погружение в воду:

  • Погружение в воду
  • Задержка дыхания под водой и выдох в воду

В результате изучения темы воспитанники должны  понимать:

  • элементарные свойства воды;
  • необходимость правильного дыхания в воде;

уметь:

  • погружаться в воду с головой;
  • сидя на корточках или стоя на мелководье, попеременно вдыхать воздух над поверхностью и выдыхать воздух в воду;

- использовать приобретенные умения в практической деятельности и повседневной жизни: преодоление водобоязни;  развитие координационных способностей и ориентирования в пространстве.

        4. Всплывание, лежание  и скольжение на воде: 

  • Имитационные упражнения на суше
  • Всплывание и расслабление в воде
  • Лежание на поверхности воды, на груди
  •  Скольжение на груди с разным положением рук
  •  Скольжение на груди с опорой о поручень, плавательную доску и без опоры

В результате изучения темы воспитанники должны  понимать:

- действие выталкивающей силы воды;

- правильность положения тела в условиях неустойчивой опоры;

уметь:

  • выполнять упражнения «Медуза», «Звезда», «Поплавок» в течение 5 секунд;
  • выполнять упражнения на расслабление с задержкой дыхания;
  • принимать устойчивое положение тела в воде;
  • выполнять скольжение на груди без работы ног с задержкой дыхания и различным положением рук;
  • выполнять скольжение на груди с работой ног с вспомогательными средствами и без;
  • выполнять скольжение на груди с работой ног с поворотом головы для вдоха и с задержкой дыхания;
  • использовать приобретенные умения в практической деятельности и повседневной жизни: купание в открытых водоемах; использование приобретенных умений в экстремальной ситуации.

5. Движение ног и рук при плавании способом «кроль» на груди: 

  • Имитационные упражнения на суше
  • Техника работы ног способом кроль на груди
  • Упражнения на согласование движений рук, ног и дыхания способом кроль на груди

В результате изучения темы воспитанники должны понимать:

-  правильное положение тела в условиях неустойчивой опоры;

уметь:

  • согласовывать движения рук и ног, а затем и дыхание при плавании кролем на груди;
  • использовать приобретенные умения в практической деятельности и повседневной жизни: купание в открытых водоемах.

6. Игры и развлечения на воде:

  • Игры на воде: «Кто самый быстрый?», «Торпеды», «Кто проворней?», «Гонка мячей», «Буксир», «Кто дальше?», «Катера», «Кто лучше?» и тд.
  • Эстафетное плавание
  • Свободное плавание для самостоятельного закрепления изученного материала.

В результате изучения темы воспитанники должны понимать:

  • названия и правила игр на воде;
  • правила поведения и техники безопасности во время проведения игр на воде,эстафетного плавания и свободного плавания;

уметь:

  • осуществлять индивидуальные и групповые действия в подвижных играх;
  • использовать приобретенные умения в практической деятельности и повседневной жизни.

 

Методическое обеспечение

Обеспечение программы методическими видами продукции:

  1. Плакат «Правила поведения на воде» «Правила поведения в бассейне».
  2. Иллюстрации с изображением водных видов спорта.
  3. Картинки с изображением морских животных.
  4. Картинки, схемы, фотографии, иллюстрирующие различные способы и стили плавания.
  5. Картотека игр и упражнений на воде.
  6. Комплексы дыхательных упражнений.(сухое плавание)
  7.  Подборка стихов, потешек, загадок о воде, плавании.
  8. Подборка детских песен, музыкальные игры, записи мелодий. Мультимидийная система.

Материально-техническое обеспечение программы

1.  Плавательные доски.

2.  Игрушки, предметы, плавающие разных форм и размеров.

3.  Игрушки и предметы, тонущие разных форм и размеров.

4.  Надувные круги разных размеров.

5.  Нарукавники, жилеты.

6.   Поролоновые палки (нудлсы).

7.  Мячи разных размеров, обручи.

                                           

  Литература

      1 Осокина Т. И.,  Тимофеева Е. А., Богина Т. Л. «Обучение плаванию в детском саду» Просвещение, 1991 г.Москва

      2.Воронова Е. К. Программа обучения плаванию в детском саду.. М.: Детство-пресс, 2003 г.

      3.Рыбак М. «Занятия в бассейне с дошкольниками ».- М., Аркти-Кудиц, 2010 г.

      4.Пищикова Н. Г. Обучение плаванию детей дошкольного возраста. -М., 2008 г.

      5. Чеменева А. А., Столмакова Т. В.. Система обучения плаванию детей дошкольного возраста.     Санкт-Петербург «Детство-пресс», 2011.

     6.Петрова Н.Л. Баранов В.А. «Плавание.Начальное обучение» издательство «Человек» Москва     2013г.

     7. Канидова В.И. Обучение плаванию детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Издательство АРКТИ, Москва 2012г.

    8. Микляева Н.В. «Обучение плаванию и аквааэробике в группах оздоровительной направленности ДОУ» издательство АРКТИ, Москва 2011г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа, программа кружка "Волшебный пластилин"

Предлагаемая программа по лепке из пластилина и программа кружка «Волшебный пластилин» рассчитана на один год. Занятия проводятся 2 раза в неделю, 1-е занятие  - днем, в соответствии с Прог...

ПРОГРАММА КРУЖКА «РАСТИШКА» (адаптированная) для детей дошкольного возраста (4 – 7 лет) Руководитель кружка: Романчук Наталья Анатольевна воспитатель первой квалификационной категории МДОУ д/с № 5 «Брусничка»

Пояснительная записка. Изменение содержания обуче­ния в школе значительно по­высило требования к уровню математических представлений вы­пускников детского сада. Понятия натурального числа, геоме...

Программа кружка по разделу программ "Обучение грамоте"

Программа кружка в подготовительной группе по разделу программ "Обучение грамоте"....

Дополнительная образовательная программа кружка по художественно-творческому развитию детей «Волшебство своими руками» Программа рассчитана на детей: 4-6 лет

Пояснительная записка Работа по художественному творчеству имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и э...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

"Юные исследователи" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей 6-7 лет

Данная программа разработана с целью: способствовать развитию у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, любознательности, умения применять полученные навыки на практике...