ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ПЛАВАНИЮ "ЗОЛОТЫЕ РЫБКИ"
рабочая программа (старшая, подготовительная группа) на тему
ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ПЛАВАНИЮ "ЗОЛОТЫЕ РЫБКИ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_zolotye_rybki.docx | 60.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Принято Утверждаю
Решением педагогического совета заведующий МАДОУ д /с 37 Протокол №___от_____________ __________ Е.В.Чухланцева
Программа дополнительного образования
По обучению детей плаванию « Золотые рыбки»
Срок реализации 1 год
Возраст обучающихся 6-7 лет
Место реализации: МАДОУ д/с № 37 «Рябинка»
Разработчик: инструктор по физкультуре(плаванию) Иванова Оксана Владимировна
г.Хабаровск
Пояснительная записка
Направленность программы
Одно из основных направлений работы образовательной деятельности МАДОУ «Рябинка» является физкультурно-оздоровительное, ориентированное на эффективное физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка. В процессе решения этой задачи особое внимание уделяется усилению образовательного потенциала физической культуры через использование альтернативных методов и приёмов, дополняющих и обогащающих традиционные формы детской деятельности в условиях образовательного учреждения. Одна из них - это занятия плаванием. Основной направленностью дополнительной программы «Золотая рыбка» является совершенствование полученных умений и навыков старших дошкольников элементарным видам плавания, безопасного поведения на воде, закаливание организма, развитие физических качеств дошкольников (сила, гибкость, выносливость, скорость, координация).
Новизна и актуальность
Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста. В основе обучения лежит приобретение умений, позволяющих комфортно себя чувствовать на воде и, конечно же, получать от этого удовольствие. Осваивая разные виды движений в воде, ребенок учиться ориентироваться, развивать реакцию, коммуникативные качества, управлять собственным телом, принимать самостоятельное решение. Для удобства восприятия в программу включены разные виды упражнений и игр, в том числе сопровождаемые стихами для детей и загадками, упражнения с нестандартным оборудованием, специальные упражнения для освоения различных видов движения на воде, способствующие развитию дыхания, расслаблению мышц.
Работая по основной программе "Обучение плаванию в детском саду" Т.И. Осокиной, я столкнулась с проблемой недостатка количества часов, отведенных на занятия, этого времени совершенно не достаточно для того, чтобы дошкольники в полной мере освоили курс обучению плаванию и автор программы это подтверждает: "В подготовительной к школе группе завершается обучение плаванию в детском саду. Но это не означает, что дети полностью овладевают технически правильными способами плавания".
Наш детский сад располагает всеми возможностями для проведения те только основных, но и дополнительных занятий плаванием (наличие крытого бассейна в здании ДОУ), кроме того приоритетным направлением деятельности нашего ДОУ является физическое развитие детей, а как известно, занятие плаванием непосредственно влияет на физическое развитие и оздоровление организма.
Цель
- Целью данной программы является обучение детей старшего дошкольного возраста элементарным видам плавания,
- Совершенствование умений и навыков плавания, полученных на основных занятиях (НОД);
- Закаливание и укрепление детского организма, способствовать оздоровлению детей посредством создания хорошего настроения, приятных эмоций на занятиях по плаванию;
Задачи.
Оздоровительные:
- Укрепить здоровье детей, содействовать их гармоничному психофизическому развитию;
- Содействовать расширению адаптивных возможностей детского организма;
- Совершенствовать опорно-двигательный аппарат, формирование правильной осанки, повышение работоспособности организма.
Образовательные:
- Формировать теоретические и практические основы освоения водного пространства;
- Учить плавательным навыкам и умениям.
Развивающие:
- Расширять спектр двигательных умений и навыков в воде;
- Развивать творческое самовыражение в игровых действиях в воде.
Воспитательные:
- Воспитывать нравственно- волевые качества, настойчивость, смелость, выдержку, силу воли;
- Формировать устойчивый интерес к занятиям по плаванию, обеспечить, эмоциональное благополучие при выполнении упражнений в водной среде.
Программа опирается на общепедагогические принципы:
систематичности - занятия проводятся в определённой системе, регулярные занятия несравненно больший эффект, чем эпизодические;
доступности, сознательности – формирование устойчивого интереса детей, как к процессу обучения, так и к конкретной задаче на каждом занятии;
наглядности - создание у детей полного представления о разучиваемых движениях и способствование лучшему их усвоению;
комплексности и интегрированности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса;
личностной ориентации - учёт разно-уровневого развития и состояния здоровья каждого воспитанника, умение адаптировать содержание к категориям разного возраста;
сопровождения - систематическое наблюдение за развитием ребёнка и оказание ему своевременной помощи в случаях опережения и отставания в развитии.
Содержание материала каждого занятия направлено на решение нескольких задач, которые взаимосвязаны и взаимобусловливают друг друга, объединяясь в одну общую. Содержание занятий строится в порядке возрастающей трудности, постепенного увеличения нагрузки, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. При повторении упражнений, использовать задания одного типа, но разного содержания. Упражнения должны опережать имеющийся у детей в данный момент уровень умений и навыков, хотя индивидуальные данные каждого ребёнка могут внести свои коррективы.
Возраст детей посещающих кружок «Золотые рыбки» 5 - 7 лет.
Сроки реализации программы дополнительного образования - один год.
Продолжительность занятий | Периодичность в неделю | Количество в неделю | Количество занятий в год |
30 минут | 2 раза | 8 занятий | 72 занятия |
Для реализации программы необходимы:
- учебно-тематический план
- календарно-тематический план
- конспекты занятий
- диагностическая карта
- комплексы упражнений на укрепление мышечного корсета (на суше)
- комплексы упражнений на формирование навыка правильной осанки
- упражнения на расслабление и образно-игровые.
Формы и методы работы:
- Наглядные методы объяснительно-иллюстративного характера и информативно-рецептивный (рассматривание, наблюдение, образец инструктора, показ инструктора);
- Репродуктивный (прием повтора, выполнение упражнений на суше);
- Словесные методы репродуктивного, частично поискового характера.
- Наиболее эффективным приемом обучения детей плаванию является - игровой. Условно игры можно разделить на следующие группы:
- Игры по ознакомлению со свойствами воды.
- Игры, обучающие погружению и всплытию.
- Игры, способствующие выработке навыка лежания на воде.
- Игры, способствующие выработке навыка скольжения.
- Игры, обучающие дыханию.
- Игры, вырабатывающие и закрепляющие плавательные движения.
- Игры по овладению простейшими прыжками.
Занятия с детьми по программе проводятся в форме совместной партнёрской работы. Каждое занятие состоит из подготовительной, основной и заключительной части. Цель подготовительной части занятия - организовать детей, активизировать их внимание, вызвать интерес к занятию. В основном блоке разучиваются новые упражнения, развивающие выносливость, силу, гибкость, координацию движений, закрепляются навыки основных движений. И в заключительной части, снижая физическую нагрузку, приводим организм в спокойное состояние, подводим итоги. На всех этапах плавания используются игры, которые помогают детям быстрее научиться плавательным навыкам, развитию таких качеств как сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость. В работе по плаванию используется индивидуальный подход к детям.
Обучение плаванию ведется одновременно в трех направлениях:
- во-первых, развивается сила дыхания, формируется умение делать быстрый глубокий вдох и продолжительный выдох, для этого используются разнообразные подготовительные упражнения.
- во-вторых, детей учим различным передвижениям в воде, погружению в воду, всплыванию, скольжению, движениям рук и ног при плавании способом кроль;
- в-третьих, воспитываются культурно-гигиенические навыки и такие качества, как смелость, ловкость, выносливость.
В процессе занятий используются различные формы организации детей:
- групповые;
- командные;
- индивидуальные.
Рекомендуются такие формы занятий:
- учебно-тренирующие;
- сюжетные;
- игровые;
- контрольно-учетные;
- в форме бесед (об истории плавания)
- занятия с участием родителей;
- спортивные досуги, развлечения.
Ожидаемые результаты:
- Укрепление здоровья детей, снижение заболеваемости;
- Расширение адаптивных возможностей детского организма;
- Повышение показателей физического развития детей;
- Расширение спектра двигательных умений и навыков в воде;
- Развитие творческого потенциала и личностного роста ребёнка.
- Развитие эмоционального и двигательного раскрепощения в воде, проявления чувства радости и удовольствия от движения;
- Формирование нравственно-волевых качеств.
Должны знать:
- правила поведения на воде;
- значение влияния плавания на организм человека;
- основы закаливания;
- значение прикладного плавания в жизни человека.
Должны уметь:
- свободно продержаться на воде в течение 1 минуты;
- проплывать любым способом
- проплывать способом «кроль на груди» с опорой и без неё.
- увидеть, указать на ошибку товарищу и подсказать пути исправления, осуществлять самоконтроль;
- самостоятельно организовать подвижные игры на воде;
- по заданию инструктора предлагать игры либо игровые упражнения в зависимости от задач занятия;
- придумывать собственные игры или игровые задания;
- участвовать в праздниках, соревнованиях на воде.
Формы подведения итогов реализации программы:
- показ открытых занятий и развлечений на воде для родителей, дети
которых посещают дополнительную услугу по плаванию в данном дошкольном учреждении;
- оформление в группах стендов и фотовыставок в течение года.
Основные знания, умения и навыки
Навыки плавания формируются у детей, закрепляются и совершенствуются при использовании различных средств обучения плаванию.
- Общеразвивающие и специальные упражнения «суша»:
- комплекс подводящих упражнений;
- элементы «сухого плавания».
Подготовительные упражнения на воде, упражнения, знакомящие детей с водой и ее свойствами:
- передвижение по дну и простейшие действия в воде;
- погружение в воду, в том числе с головой;
- упражнение на дыхание;
- скольжение по поверхности воды
- всплывание и лежание на поверхности воды;
- открывание глаз в воде;
- Упражнения для разучивания техники плавании «с опорой и без»:
- дыхание пловца;
- согласование движений рук, ног, дыхания;
- плавание в координации движений.
- движение рук и ног;
- Простейшие спады и прыжки в воду:
- спады;
- прыжки на месте и с продвижением;
- прыжки ногами вперед;
- прыжки головой вперед.
- Игры и игровые упражнения способствующие:
- развитию умения передвигаться в воде;
- овладению навыком погружения и открывания глаз;
- овладению выдохам в воду;
- развитию умения всплывать;
- овладению лежанием;
- овладению скольжением;
- развитию умения выполнять прыжки в воду;
- развитию физического качества.
Последовательность постановки задач, подбора упражнений и приемов обучения такова: разучивание движений ног; разучивание движений рук; разучивание способа плавания в целом; совершенствование плавания в полной координации.
Каждый элемент техники изучается в следующем порядке:
- ознакомление с движением на суше;
- изучение движений с неподвижной опорой;
- изучение движений с подвижной опорой;
- изучение движений в воде без опоры.
Большую роль в формировании двигательных навыков плавания играет также использование вспомогательного материала и оборудования. Оно помогает разнообразить приемы и методы обучения, виды упражнений, снять психологическую монотонность, постоянно повторяющихся движений, рационально использовать обучающее пространство, повышают интерес к занятиям, позволяют использовать дифференцированный подход в обучении. Оборудование должно быть разнообразным, ярким, интересным, удобным в обращении и самое главное безопасным.
К старшей-подготовительной группе дети хорошо передвигаются в воде. Продолжается закрепление основных навыков плавания.
- Продолжать знакомить со свойствами воды.
- Разучивать технику способов плавания «кроль» на груди и на спине с опорой и без неё.
- Продолжать обучать лежанию на груди и на спине.
- Учить погружаться в воду, открывать в ней глаза, передвигаться ориентироваться под водой.
- Научить выдоху в воду.
- Учить более уверенно, держаться на воде, скользить по ней на груди.
- Учить выполнять попеременные движения ногами во время скольжения на груди.
- Разучивать попеременные и одновременные движения руками.
Гигиенические навыки: самостоятельно раздеваться, одеваться и вытираться; принимать душ, знать личные вещи.
Правила поведения: знать основные правила поведения, соблюдать их; реагировать на замечания преподавателя, выполнять его требования.
К концу года дети могут:
- Погружать лицо и голову в воду, открывать глаза в воде.
- Бегать парами.
- Нырять в обруч, проплывать тоннель, подныривать под гимнастическую палку.
- Доставать предметы со дна, выполнять игровое упражнение «Водолазы».
- Выполнять вдох над водой и выдох в воду с неподвижной опорой.
- Выполнять серии выдохов в воду, упражнение на задержку дыхания «Кто дольше».
- Скользить на груди с работой ног, с работой рук.
- Пытаться скользить на спине, лежать с плавательной доской.
- Продвигаться с плавательной доской с работой ног на груди.
- Выполнять упражнения «Звездочка» «Медуза» на груди, на спине.
- Выполнять упражнение «Поплавок».
- Плавать на груди с работой рук, с работой ног.
- Пытаться плавать способом на груди и на спине.
К концу обучения, у детей 6-7 лет должны быть сформированы: физические качества, навыки выполнения плавательных действий, связанных с перемещением тела в водной среде. Должно увеличиться количество детей с правильной осанкой, улучшиться координация движений, улучшение физического здоровья за счёт повышения уровня сопротивляемости к простудному фактору у всех занимающихся. Совершенствование нервно-психических процессов. Дети должны обогатиться не только двигательным, но и эстетическим, эмоциональным, танцевальным, волевым опытом.
Требования к качеству освоения программного материала детьми занимающимися плаванием.
В результате освоения программного материала по плаванию:
Занимающиеся должны знать:
- правила поведения в бассейне. Т Б.;
- краткий обзор развития плавания;
- краткие сведения о строении и функциях организма;
- влияние плавания на организм занимающихся;
- правила ухода за собой и своим телом, оказание первой помощи при проблемах на воде;
- о назначении оборудования и инвентаря;
уметь:
- правильно выполнять упражнения общей и специальной физической подготовки;
- правильно выполнять технику плавания способом «кроль» на груди и спине с опорой и без неё.
- выполнять контрольные нормативы.
- участвовать в спортивных состязаниях и праздниках;
- самостоятельно проводить подвижную игру.
Способы определения результативности:
С целью определения уровня умений детей и оценки их навыков, разработана диагностическая карта с контрольными упражнениями, в которой фиксируются результаты обследования. Диагностика проводится два раза в год: октябрь, май, в которой чётко определяются уровни развития ребёнка: высокий, средний, низкий.
Мониторинг освоения детьми программного материала кружка «Золотые рыбки»
Педагогический контроль осуществляется путём оценки сформированных у детей специфических умений и навыков.
Уровни усвоения программы:
1- низкий
Ребенок допускает существенные ошибки в технике движений, не соблюдает заданный темп и ритм, действует только в сопровождении инструктора - на суше и воде.
2- средний
Ребенок владеет основными элементами техники большинства движений, способен самостоятельно выполнять упражнения на основе предварительного показа.
3-высокий
Ребенок проявляет стойкий интерес к физическим упражнениям, самостоятельно делает освоенные упражнения на суше и в воде.
Показатели по плаванию у детей 5-7 лет, посещающих кружок
«Золотые рыбки»
№ | Ф.И. ребенка | Водобоязнь | Погружение в воду с выдохом | Упражнение «Поплавок» | Упражнение «Стрела» | Плавание любым способом | Итого | |||||
10. 04 | 10. 04 | 10 04 | 10 04 | 10 04 | ||||||||
Выводы:___________________________________________________________________________________
Водобоязнь: ребенок вздрагивает при попадании на него брызг, неуверенно и скованно ведет себя.
Погружение воду с выдохом: стоя в воде, сделать вдох, присесть, полностью погружаясь вводу, выдохнуть.
Упражнение «Поплавок»: в положении стоя сильно согнуть ноги, обхватить руками голени, голову нагнуться как можно ближе к коленям; сделать вдох, задержать дыхание и оторвать ноги от дна бассейна, всплыть на поверхность.
Упражнение «Стрела»: стоя спиной к бортику, руки вытянуть вверх, голова находится между руками; сделать вдох, наклониться вперед и выполнить толчок от бортика, то же на спине – выполняется до полной остановки.
Плавание любым способом: стоя сделать вдох, оттолкнуться ногами от бортика и проплыть любым способом без остановки.
Учебный-тематический план кружка по обучению детей плаванию «Золотые рыбки»
Режим занятий – 1 час в неделю (по 30 мин.)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них | |
теория | практика | |||
1 | Значение плавания. Способы плавания. | 2 | 1 | 1 |
1.1 | Краткий обзор развития плавания. | |||
Краткие сведения о строении и функциях организма. Влияние плавания на организм занимающихся . | ||||
1.2 | Ознакомление с правилами ухода за собой и своим телом, оказание первой помощи при проблемах на воде. | |||
1.3 | Основы техники плавания (кроль, кроль на спине, брасс, дельфин). | |||
2 | Освоения с водой, погружение в воду с головой | 4 | 1 | 3 |
2.1 | Учить погружаться в воду, открывать в ней глаза, передвигаться и ориентироваться под водой. Обучение выдоху в воду. | |||
2.2 | Развитие и совершенствование координационных возможностей в воде: обучение сочетаниям движений руками и ногами на задержке дыхания и с выдохом в воду. | |||
2.3 | Развитие ориентировки в воде , самостоятельность действий. | |||
3 | Всплывание и лежание на воде | 5 | 1 | 4 |
3.1 | Обучение лежать на воде на груди и спине. | |||
3.2 | Обучение самостоятельного лежания и всплывания на воде и открывания глаз. | |||
3.3 | Обучение различным видам передвижений в воде по дну бассейна разными способами. Закрепление навыков вдохов и выдохов в воду. | |||
4 | Скольжение на груди и спине без помощи движений ног | 6 | 2 | 4 |
4.1 | Учить скольжению (лежанию) по поверхности воды с опорой. | |||
4.2 | Обучение координационным возможностям в воде, научить движениям руками в плавании на груди и спине. | |||
5 | Чередование вдоха с выдохом в воду при - способе плавания «кроль» | 6 | 2 | 4 |
5.1 | Учить выдоху в воду | |||
5.2 | Формирование навыков скольжения на груди с сочетанием вдоха и выдоха в воду. | |||
6 | Движения ногами при плавании «кроль» с доской на груди и спине | 5 | 1 | 4 |
6.1 | Упражнять в скольжении на груди с работой ног кролем. | |||
Учить попеременным движениям ног в сочетании со скольжением с опорой на плавательную доску. | ||||
6.2 | Учить плавать в заданном направлении при согласованной работе ног | |||
7 | Дыхание с поворотом головы в сторону, в сочетании с движениями ног. | 7 | 2 | 5 |
7.1 | Закрепить навыки скольжения на груди с сочетанием вдоха и выдоха в воду. | |||
7.2 | Упражнять в скольжении на груди с работой ног кролем. | |||
8 | Движения рук, как при способе плавания кроль на груди и на спине с опорой. | 6 | 1 | 5 |
8.1 | Освоение работы рук кролем на груди, стоя на дне бассейна | |||
Работа рук кролем на груди после скольжения с задержкой дыхания с опорой. | ||||
8.2 | Проплывание контрольных отрезков в полной координации кролем на груди, и на спине с опорой. | |||
9 | Совершенствование движения рук, как при плавании кролем с опорой | 6 | 1 | 5 |
9.1 | Проплывание кролем на груди с полной координацией (скольжение, выдох в воду, работа рук) с опорой. | |||
10 | Чередование вдохов и выдохов в воду с поворотом головы, согласовывая с движением рук. | 9 | 2 | 7 |
10.1 | Развитие и совершенствование координационных возможностей в воде: обучение сочетаниям движений руками и ногами на задержке дыхания и с выдохом в воду. | |||
Совершенствовать скольжение с попеременной работой ног без опоры на плавательную доску Учить ритмичному дыханию в воду | ||||
11 | Обучение облегченным способом плавания. | 7 | 2 | 5 |
12 | Диагностика, тестирование. | 4 | 1 | 3 |
13 | Спортивные игры, развлечения на воде. | 4 | 1 | 3 |
14 | Итоговое открытое занятие для родителей | 1 | 1 | |
Итого: | 72 | 19 | 53 |
Календарно-тематический план работы план работы МАДОУ д/с № 37
по программе «Физкультурно–оздоровительного кружка по плаванию «Золотые рыбки»
на 2016-2017 учебный год
1 полугодие
Кол-во недель | кол-во часов | Тема НОД | Содержание | Задачи | Средства обучения |
Раздел. Специальные плавательные упражнения: 14 часов | |||||
сентябрь | |||||
1 | 2 | Правила поведения в бассейне и на воде | Инструктаж по ТБ. Беседа о том, как надо вести себя в воде. Вхождение в воду с помощью взрослого. Проверка плавательной подготовки. Самостоятельные игры с предметами по желанию ребенка | Закрепить знания детей о правилах поведения в бассейне. Учить самостоятельно передвигаться по дну бассейна различными способами | Плавающие и тонущие игрушки, плавательные доски, пояса, мячи |
2 – 4 | 6 | ТБ. Передвижения в бассейне. Ходьба, бег, прыжки, скольжения | Показ ТБ, передвижения поперек бассейна в шеренге по одному, в различных направлениях. Лежание на груди у бортика, держась за перила | ||
октябрь | |||||
5 – 7 | 6 | Передвижения по дну бассейна в упоре лежа. Имитация движений, характерных для плавания способом «кроль» | Элементарные передвижения по дну бассейна в упоре лежа, в упоре сзади. Работа ногами способом «кроль» | ||
Раздел. Погружение в воду: 4 часа | |||||
8 | 2 | Погружение в воду с головой с закрытыми глазами | Погружение в воду с головой с поддержкой с закрытыми глазами. Игра «Утка и утята» | Побуждать детей самостоятельно погружаться в воду с головой с закрытыми, открытыми глазами. Учить ориентироваться в пространстве. Воспитывать безбоязненное отношение к воде | Тонущие игрушки, шест, плавательные доски, обруч |
9 | 2 | Погружение в воду с головой с открытыми глазами | Погружение в воду стоя, лежа без опоры, с подвижной опорой, с открытыми глазами. Игра «Достань игрушку». Упражнения на дыхание | ||
Раздел. Всплывание, лежание, скольжение на воде: 8 часов | |||||
ноябрь | |||||
10 - 11 | 4 | Всплывание и лежание на воде на груди с фиксированной опорой | Всплывание и лежание на воде на груди с фиксированной опорой и подвижной опорой - упражнения «Медуза», «Звездочка», «Поплавок» | Продолжать закреплять умение всплывать и лежать на воде на груди с фиксированной и подвижной опорой; выполнять скольжение на груди «стрелой» | Очки, шест, гимнастические палки, доски для плавания. |
12 - 13 | 4 | Лежание на груди, скольжение на груди «стрелой» | Лежание на груди у фиксированной опоры. Скольжение с подвижной опорой и без опоры | ||
Раздел. Вдох и выдох: 4 часа | |||||
декабрь | |||||
14 – 15 | 4 | Выдох на воду. Выдох под водой | Выдох на поверхность воды. Выдох в воду (лицо до уровня глаз). Выдохи в воду с окунанием - упражнения «водолаз», «насос» в положении лежа | Продолжать формировать умение делать продолжительный выдох на воду и под водой | Гимнастические палки, доски для плавания |
Раздел. Игры и развлечения в воде: 4 часа | |||||
16 – 17 | 4 | Свободное плавание | Свободное плавание и передвижения с повторением изученного материала. Игры, упражнения | Закрепить правила поведения в бассейне и ранее разученныe навыки | Гимнастические палки, доски для плавания |
Итого: 17 | 34 |
2 полугодие
кол-во недель | кол-во часов | Тема НОД | Содержание | Задачи | Средства обучения | |
Раздел. Погружение в воду: 4 часа | ||||||
январь | ||||||
2 | 4 | Погружение в воду с головой с открытыми глазами | Погружение в воду с головой с поддержкой, парами с открытыми глазами. Упражнение «Открой глаза, посмотри». Игра «Достань игрушку». Подныривание под обруч, стараясь оказаться в центре его – упражнение «Поезд в тоннеле» | Закреплять умение детей в погружении в воду с головой с поддержкой, по одному, в парах по очереди, в открывании глаз в воде. Приучать выполнять вдох и выдох. Воспитывать уверенность в себе | Тонущие игрушки, шест, плавательные доски, обруч | |
Раздел. Всплывание, лежание, скольжение на воде: 14 часов | ||||||
3 | 2 | Лежание и скольжение на груди с подвижной опорой | Лежание на груди, держась за бортик бассейна. Скольжение «стрелой», толчком одной ноги от стены бассейна и толчком двух ног со дна бассейна (с плавательной доской) | Закрепить умение управлять туловищем в положении лежа на груди. Закрепить навыки | Плавающие пояса, гимнастические палки, доски для плавания | |
февраль | ||||||
4 – 5 | 4 | Лежание на груди у фиксированной опоры и подвижной опоры с работой ног способом «кроль» | Лежание на груди, держась за бортик бассейна. Работа ног способом «кроль» с подвижной опорой | скольжения и работы ног способом «кроль». Продолжать учить делать выдох в воду | ||
6 – 7 | 4 | Передвижение скольжением «стрелой» и с работой ног способом «кроль» | Скольжение «стрелой» с задержкой дыхания. «Торпеда» - передвижение с работой ног «кролем» | |||
март | ||||||
8 – 9 | 4 | «Торпеда» - работа ног в скольжении способом «кроль» с задержкой дыхания, с выдохом в воду | «Торпеда» с доской с задержкой дыхания. «Торпеда» с выдохом в воде. Плавание с различным положением рук | |||
Раздел. Движения рук при плавании способом «кроль на груди»: 12 часов | ||||||
10 – 12 | 6 | Работа рук способом «кроль», стоя на дне бассейна в наклоне, с продвижением | Работа рук способом «кроль» на груди в различных сочетаниях на месте и с продвижением | Разучить работу рук при плавании способом «кроль». Совершенствовать работу ног и рук облегченным способом «кроль». | Очки, плавательные доски, плавательные доски, поддерживаю-щие пояса | |
апрель | ||||||
13 – 15 | 6 | Упражнения на согласование работы рук и ног в плавании способом «кроль». | Плавание дистанции 4-5м способом «кроль» с задержкой дыхания с помощью доски для плавания и без опоры. | |||
Раздел. Игры и развлечения на воде: 4 часа | ||||||
16 – 17 | 4 | Эстафетное плавание. Игры, упражнения | Эстафетное плавание с плавательной доской и без нее Плавание облегченным способом «кроль» на груди 4-5м. Игры, упражнения | Закрепить правила поведения в бассейне и ранее изученные навыков | Гимнастические палки, доски для плавания | |
Раздел. Диагностика: 4 часа | ||||||
май | ||||||
18 – 19 | 4 | Кроль на груди в полной координации с плавательной доской в сочетании с дыханием | Проплывание дистанции способом «кроль» 6-7м с плавательной доской. 3 гребка - вдох, выдох в воду | Выявить уровень знаний, умений и навыков детей | Плавательные доски | |
Итого: 19 | 38 | |||||
36 | 72 | Итого за учебный год |
Содержание учебного материала.
1. Основы знаний о плавании:
- Влияние плавания на состояние здоровья
- Значение закаливающих процедур
- Правила поведения в бассейне, требования по соблюдению мер личной гигиены
- Правила поведения и техники безопасности на воде
- Название плавательных упражнений, способов плавания и предметов обучения
- Упражнения для общефизической подготовки (строевые упражнения; имитационные упражнения, общеразвивающие упражнения в воде; упражнения на дыхание)
В результате изучения темы воспитанники должны понимать:
- роль занятий плаванием для физического развития и закаливания организма;
- правила поведения и техники безопасности в плавательном бассейне и на открытых водоёмах;
- условные жесты и сигналы инструктора, требования медицинской сестры плавательного бассейна;
уметь:
- использовать полученные навыки плавания в повседневной жизни;
- соблюдать правил безопасного поведения и гигиенических требований в бассейне.
2.Используемые специальные плавательные упражнения в процессе НОД:
- Имитационные упражнения
- Вхождение в воду
- Передвижение по дну бассейна (ходьба, бег, прыжки вверх и вперед с гребковыми движениями рук)
В результате изучения темы воспитанники должны понимать:
- элементарные свойства воды;
- способы передвижения человека в воде;
уметь:
- развивать первоначальное «чувство воды» без негативных ощущений и водобоязни;
- выполнять элементарные передвижения в воде;
- ощущать сопротивление воды конечностями рук и ног, чтобы активно его использовать для отталкивания;
- сохранять равновесие в воде, а потеряв его, снова восстанавливать;
- окунаться и прыгать;
- дышать (выдох – в воду, вдох – над водой);
- использовать приобретенные умения в практической деятельности и повседневной жизни:преодоление водобоязни;
- свободное передвижение в воде и выполнение дыхательных упражнений.
3. Погружение в воду:
- Погружение в воду
- Задержка дыхания под водой и выдох в воду
В результате изучения темы воспитанники должны понимать:
- элементарные свойства воды;
- необходимость правильного дыхания в воде;
уметь:
- погружаться в воду с головой;
- сидя на корточках или стоя на мелководье, попеременно вдыхать воздух над поверхностью и выдыхать воздух в воду;
- использовать приобретенные умения в практической деятельности и повседневной жизни: преодоление водобоязни; развитие координационных способностей и ориентирования в пространстве.
4. Всплывание, лежание и скольжение на воде:
- Имитационные упражнения на суше
- Всплывание и расслабление в воде
- Лежание на поверхности воды, на груди
- Скольжение на груди с разным положением рук
- Скольжение на груди с опорой о поручень, плавательную доску и без опоры
В результате изучения темы воспитанники должны понимать:
- действие выталкивающей силы воды;
- правильность положения тела в условиях неустойчивой опоры;
уметь:
- выполнять упражнения «Медуза», «Звезда», «Поплавок» в течение 5 секунд;
- выполнять упражнения на расслабление с задержкой дыхания;
- принимать устойчивое положение тела в воде;
- выполнять скольжение на груди без работы ног с задержкой дыхания и различным положением рук;
- выполнять скольжение на груди с работой ног с вспомогательными средствами и без;
- выполнять скольжение на груди с работой ног с поворотом головы для вдоха и с задержкой дыхания;
- использовать приобретенные умения в практической деятельности и повседневной жизни: купание в открытых водоемах; использование приобретенных умений в экстремальной ситуации.
5. Движение ног и рук при плавании способом «кроль» на груди:
- Имитационные упражнения на суше
- Техника работы ног способом кроль на груди
- Упражнения на согласование движений рук, ног и дыхания способом кроль на груди
В результате изучения темы воспитанники должны понимать:
- правильное положение тела в условиях неустойчивой опоры;
уметь:
- согласовывать движения рук и ног, а затем и дыхание при плавании кролем на груди;
- использовать приобретенные умения в практической деятельности и повседневной жизни: купание в открытых водоемах.
6. Игры и развлечения на воде:
- Игры на воде: «Кто самый быстрый?», «Торпеды», «Кто проворней?», «Гонка мячей», «Буксир», «Кто дальше?», «Катера», «Кто лучше?» и тд.
- Эстафетное плавание
- Свободное плавание для самостоятельного закрепления изученного материала.
В результате изучения темы воспитанники должны понимать:
- названия и правила игр на воде;
- правила поведения и техники безопасности во время проведения игр на воде,эстафетного плавания и свободного плавания;
уметь:
- осуществлять индивидуальные и групповые действия в подвижных играх;
- использовать приобретенные умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Методическое обеспечение
Обеспечение программы методическими видами продукции:
- Плакат «Правила поведения на воде» «Правила поведения в бассейне».
- Иллюстрации с изображением водных видов спорта.
- Картинки с изображением морских животных.
- Картинки, схемы, фотографии, иллюстрирующие различные способы и стили плавания.
- Картотека игр и упражнений на воде.
- Комплексы дыхательных упражнений.(сухое плавание)
- Подборка стихов, потешек, загадок о воде, плавании.
- Подборка детских песен, музыкальные игры, записи мелодий. Мультимидийная система.
Материально-техническое обеспечение программы
1. Плавательные доски.
2. Игрушки, предметы, плавающие разных форм и размеров.
3. Игрушки и предметы, тонущие разных форм и размеров.
4. Надувные круги разных размеров.
5. Нарукавники, жилеты.
6. Поролоновые палки (нудлсы).
7. Мячи разных размеров, обручи.
Литература
1 Осокина Т. И., Тимофеева Е. А., Богина Т. Л. «Обучение плаванию в детском саду» Просвещение, 1991 г.Москва
2.Воронова Е. К. Программа обучения плаванию в детском саду.. М.: Детство-пресс, 2003 г.
3.Рыбак М. «Занятия в бассейне с дошкольниками ».- М., Аркти-Кудиц, 2010 г.
4.Пищикова Н. Г. Обучение плаванию детей дошкольного возраста. -М., 2008 г.
5. Чеменева А. А., Столмакова Т. В.. Система обучения плаванию детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург «Детство-пресс», 2011.
6.Петрова Н.Л. Баранов В.А. «Плавание.Начальное обучение» издательство «Человек» Москва 2013г.
7. Канидова В.И. Обучение плаванию детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Издательство АРКТИ, Москва 2012г.
8. Микляева Н.В. «Обучение плаванию и аквааэробике в группах оздоровительной направленности ДОУ» издательство АРКТИ, Москва 2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа, программа кружка "Волшебный пластилин"
Предлагаемая программа по лепке из пластилина и программа кружка «Волшебный пластилин» рассчитана на один год. Занятия проводятся 2 раза в неделю, 1-е занятие - днем, в соответствии с Прог...
ПРОГРАММА КРУЖКА «РАСТИШКА» (адаптированная) для детей дошкольного возраста (4 – 7 лет) Руководитель кружка: Романчук Наталья Анатольевна воспитатель первой квалификационной категории МДОУ д/с № 5 «Брусничка»
Пояснительная записка. Изменение содержания обучения в школе значительно повысило требования к уровню математических представлений выпускников детского сада. Понятия натурального числа, геоме...
Программа кружка по разделу программ "Обучение грамоте"
Программа кружка в подготовительной группе по разделу программ "Обучение грамоте"....
Дополнительная образовательная программа кружка по художественно-творческому развитию детей «Волшебство своими руками» Программа рассчитана на детей: 4-6 лет
Пояснительная записка Работа по художественному творчеству имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и э...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"
Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по тестопластике «Мукосолька» (разработана на основе программы художественного воспитания, обучения и развития детей Лыковой И. А.) для детей 4 - 6 лет Срок реализации - 2 года
Описаны цели, задачи кружковой работы с детьми средней и старшей групп, а также перспективный план работы на два учебных года....
"Юные исследователи" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей 6-7 лет
Данная программа разработана с целью: способствовать развитию у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, любознательности, умения применять полученные навыки на практике...