Глаза – главные помощники человека
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Пустовалова Инна Николаевна

Продолжать знакомить детей с органами чувств. Познакомить детей с внешним строением глаза человека (их форма, цвет). Подвести к пониманию значения бережного отношения к органам зрения и правильного ухода за ними. Развивать речь, память, внимание. Расширять кругозор детей, их словарный запас (глазное яблоко, глазницы, орган зрения, зрачок). Воспитывать доброжелательное и чуткое отношение друг к другу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект52.5 КБ
Office presentation icon презентация к конспекту1.43 МБ

Предварительный просмотр:

Глаза – главные помощники человека

(Старшая группа)

Цель.  Продолжать знакомить детей с органами чувств. Познакомить детей с внешним строением глаза человека (их форма, цвет). Подвести к пониманию значения бережного отношения к органам зрения и правильного ухода за ними. Развивать речь, память, внимание. Расширять кругозор детей, их словарный запас (глазное яблоко, глазницы, орган зрения, зрачок). Воспитывать доброжелательное и чуткое отношение друг к другу.

Оборудование: аудиозапись «Звуки леса», кусочек поролона, пропитанный ароматическим маслом с запахом хвои, карточки со словами-определениями «Какие могут быть глаза», зеркала, силуэты человечков с изображением эмоций, кукла, ленточка, карточки-схемы «Что вредно для глаз», костюм гнома.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

   Приходит гном Здоровячок.

       Здравствуйте, ребята. Рад нашей встрече. Сегодня я хочу пригласить вас в "Лесную школу здоровья". Вы хотите  побывать там? Ну, тогда отправляемся  в путь.

Дети отправляются в путь. Звучит музыка "Шум леса".

Вот мы и в лесу.

Ребята прислушайтесь. Что вы слышите? (пение птиц, шум ветра, шорох листьев)

- Что помогло вам услышать эти звуки? (уши)

- Уши – это орган слуха. Он помогает нам слышать все окружающего звуки мира. Какие звуки вы знаете?

А сейчас проверим ваш слух - предлагаю вам поиграть в игру "Угадай, кто тебя позвал".

Дети играют в игру.

Продолжим наш путь.

- Ребята, вдохните, что вы чувствуете? (запах сосны)

- Что помогло вам почувствовать этот запах? (нос)

- Какие еще запахи можно почувствовать в лесу? (Запах свежести, деревьев, смолы, цветов, ягод, грибов.)

Молодцы, совершенно верно. Вот мы и пришли в "Лесную школу здоровья". Рассаживайтесь поудобнее. О чем будет наш сегодняшний разговор, вы узнаете, когда отгадаете загадку.

                       Два братца через дорогу живут,

                        А друг друга не видят.   (Глаза)        

- Правильно.  

               Разберемся вместе дети,

               Для чего глаза на свете?

               И зачем у всех у нас

               На лице есть пара глаз?

 - Так для чего же человеку глаза? (Рассматривать картинки, смотреть телевизор, играть в игры, читать книжки, видеть все вокруг, наблюдать…)

     Сегодня мы поговорим о глазах – главных помощниках человека.

       Природа заботливо оберегает наши глаза:

расположены они в специальных углублениях – глазницах.

Глаз закрывается «дверцей».

- Кто знает, как она называется? (веко)

- Векам помогают реснички. Как?  (Если ветер понесет пыль, то реснички ее задержат)

-  А что делать, если пыль или соринка все-таки попадут в глаз? (Если в глаз попала соринка необходимо промыть глаз водой или  аккуратно провести носовым платком по верхнему веку от виска к носу, можно поморгать и слезинка смоет пылинку).  

- Что находится над глазами? (Брови)

- Для чего нужны брови?  (Для красоты, брови помогают защищать глаз от пота, который появляется на лбу).

 - Как вы думаете, если перед глазами появится опасность, что произойдет с веками? (предположения детей) 

Проверим? (Перед глазами воспитатель взмахивает ленточкой.)

- Что случилось с вашими глазами? (Дети рассказывают о реакции своих глаз.)

      Физкультминутка. (Гимнастика  для глаз)

        «Жук»

На полянку жук влетел,

Зажужжал он и запел:

«Ж-ж-ж-ж…»

Вот он вправо полетел –

Каждый вправо посмотрел.

(Указывают рукой направление и прослеживают взглядом.)

Вот он влево полетел –

Каждый влево посмотрел.

Жук на нос хочет сесть –

Не дадим ему присесть!

(Правой и левой рукой попеременно указывается направление движения к носу со стороны.)

Жук, вот правая ладошка,

Жук, вот левая ладошка

(поочередно протягивают руки и смотрят на них),

Посиди немножко.

Жук наверх полетел

(поднимают руки вверх и смотрят).

На носочки мы привстали,

Но жука мы не достали

(приподнимаются на носочки и вытягивают руки вверх).

Хлопнем дружно хлоп-хлоп-хлоп,

Чтобы улететь он смог (хлопки над головой).

Ж-ж-ж-ж-ж-ж…

(Имитируют полет жука)

      Присаживайтесь за столы.

-  Вы уже много знаете о глазах. А сейчас я предлагаю вам взять в руки зеркальце и рассмотреть свои глаза.

 - Ребята, мы видим только небольшую переднюю часть глаза. Весь глаз по форме похож на яблоко и называется глазным яблоком.

 - Посмотрите, какого цвета глазное яблоко? (глазное яблоко белого цвета) Сверху, ребята, глазное яблоко покрыто прозрачной пленкой, которая предохраняет его от инфекции, грязи и пыли. Обратите внимание, а середина глаза не белая, а окрашенная. Это радужная оболочка. (Воспитатель просит повторить)

 Она может быть определенного цвета.

- Рассмотрите, какого цвета у вас? (Дети называют)

Да, глаза могут быть определенного цвета: голубые, зеленые, карие, серые.

Теперь внимательно приглядитесь к глазу.

- Что вы видите в центре? (В центре радужной оболочки есть небольшая точка).

- Какого она цвета? (Черная)

-  Как она называется? (Эта точка называется зрачок).

- Вы рассмотрели свои глазки, рассказали о них.  А у кого на ваш взгляд самые прекрасные глаза?  мамы)

- Я с вами абсолютно согласна. Предлагаю вам составить рассказ о глазах ваших мам. Прочтите карточки со словами, которые лежат у вас в лоточках. Выберите нужные вам и выложите их на ковролин. (Дети работают с карточками)

- Что вы можете рассказать о глазах ваших мам. Прочтите, что у вас получилось.

Сколько ласковых и нежных слов вы сказали.

- Ребята, глаза еще умеют передавать настроение. Поиграем в игру "Угадай настроение по глазам". Подойдите к столу, выберите силуэт человечка. Определите по глазам его настроение и попробуйте изобразить.

- Вот видите, какими разными могут быть глаза у человека.

Только случается, что ценит человек свои глаза не достаточно, не всегда хорошо о них заботится. Поэтому случаются с ним  неприятности.

- Какие это неприятности? (глаза воспаляются, болят, начинают плохо видеть.)

- А вот чтобы такого с вашими глазками не произошло, внимательно послушайте и запомните правила из моей "Энциклопедии здоровья".

Чтобы глаза твои дружок,

Могли на долго сохраниться,

Запомни два десятка строк:

Глаза поранить очень просто –

Не играй предметом острым!

Глаза не три, не засоряй,

Лежа книгу не читай;

На яркий свет смотреть нельзя –

Тоже портятся глаза.

Телевизор в доме есть,

Но, пожалуйста, не лезь

К самому экрану,

И смотри не все подряд,

А передачи для ребят.

Не рисуй, склонившись низко,

Не держи учебник близко,

И над книгой каждый раз

Низко не сгибайся.

    - Вы хорошо запомнили правила, о которых говорилось в стихотворении? Повторим их еще раз с помощью символов. Кто начнет? (Дети, опираясь на символы, рассказывают о правилах, которые надо помнить, чтобы зрение было хорошим)

  • Не читать лежа.
  • Не смотреть долго телевизор.
  • Не сидеть близко к экрану телевизора.
  • Не наклоняться низко при письме, рисовании, чтении.
  • Читать, рисовать, писать при хорошем освещении.
  • Не смотреть на яркий свет.
  • Аккуратно работать с ножницами и другими острыми предметами.
  • Не тереть глаза грязными руками.
  • Не сидеть долго возле компьютера.

 - Ребята, я очень рад, что вы запомнили эти правила.

- А кто может сказать, что полезно для глаз? Надеюсь, что вы всегда будете соблюдать правила. Берегите глаза, ведь они главные ваши помощники.

 Вот и подошло к концу наше занятие в лесной школе здоровья.

- О чем мы говорили сегодня?

- Что нового вы узнали?

- Что больше всего понравилось?

      Ну, а теперь вам пора возвращаться в детский сад. Ваши глазки запомнили дорогу, по которой вы шли в лесную школу здоровья? (Да) Значит, вы без труда найдете дорогу обратно. До свидания друзья. До новых встреч.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГЛАЗА Два соседа - непоседы, День на работе, Ночь на отдыхе.

Слайд 2

С помощью глаз человек видит предметы, их цвета, размеры, форму, перемещение предметов. Глаза помогают человеку передвигаться в нужном направлении, ориентироваться в пространстве и во времени.

Слайд 3

Глаза - один из ценнейших органов чувств человека. Благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире.

Слайд 4

Веки защищают глаза. Если в опасной близи от глаза появится какой-нибудь предмет, веки захлопнутся раньше, чем мы об этом подумаем. Ресницы защищают глаза от солнечного света, ветра и пыли.

Слайд 5

Брови нужны человеку не только для красоты, но и для удобства. Потечет пот со лба, его остановят брови.

Слайд 6

Строение глаза Наш глаз похож на маленькое яблоко, это яблоко надежно спрятано в глубокую норку глазницу. Разноцветный кружок называется – радужная оболочка. А черная точка посередине – зрачок, через него лучи света попадают внутрь глаза и мы видим то, на что смотрим, что нам хочется увидеть.

Слайд 7

Глаза у человека бывают разные по цвету – карие, голубые, зеленые, но строение глаз у всех одинаковое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД: "Человек. Глаза – главные помощники человека."

Дать представления о том, что глаза являются одним из основных органов чувств человека; познакомить со с строением глаза; привести к пониманию, что зрение необходимо беречь....

ООД "Глаза - главные помощники человека"

 В ходе проведения ООД дети познакомятся с органами зрения - глазами, узнают почему их называют помощниками человека....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Глаза – главные помощники человека»

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим (валеология).Цель занятия:дать детям представление об одном из органов чувств - зрение, объяснить меры предосторожности и правила ухода за глазами....

Конспект НОД "Глаза - главные помощники человека"

Конспект НОД "Глаза - главные помощники человека"...

Презентация для проведения мероприятия ко Дню слепого человека "Глаза - главные помощники человека" (средняя группа)

Глаза - главные помощники человекаЦели: Развивать интерес к органам зрения - глазам. Ознакомить с элементарным строением глаза. Учить беречь свои глаза.Задачи:•закрепить знания детей об...