Использование здоровьесберегающих технологий для укрепления и сохранения здоровья воспитанников
консультация на тему

Терентьева Ольга Михайловна

Хорошее здоровье способствует успешному воспитанию и образованию, а успешное воспитание и развитие – улучшению здоровья. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

О.М.Терентьева

Педагог-психолог

МБДОУ  «Детский сад №12 «Тополек» г.Майкоп

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ И СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ

“Я здоровье берегу - сам себе я помогу!”

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.  Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Хорошее здоровье способствует успешному воспитанию и образованию, а успешное воспитание и развитие – улучшению здоровья. То есть можно сделать вывод, что образование и здоровье неразделимы.

Когда впервые детям задаешь вопрос, “что же самое дорогое и ценное, в жизни человека”, то чаще всего слышишь в ответ: “деньги”, “машина”, “золото” и т.д. Иногда после наводящих вопросов называют “здоровье”, “жизнь”, Спрашиваешь: “Вы болеете дети?” Все дружно говорят: “Да” - “А чем вас лечат?” - “Таблетками. А можно быть здоровым без таблеток?” - “Нет!” Такие ответы говорят о том, что детей нужно учить быть здоровыми. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь.

Януш  Корчак писал: «Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься».

         Пришло время новых технологий, назначение которых - объединить  усилия педагогов, психологов, медицинских работников, родителей и самое главное – самих детей на сохранение, укрепление здоровья. Эти технологии получили название «здоровьесберегающие».

Что же такое «здоровьесберегающие технологии»?Здоровьесберегающие  технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и медицинского работника.

        В своей работе с детьми использую здоровьесберегающие технологии такие, как:

- ритмопластика, динамические паузы (физминутки)

- подвижные игры, релаксация        

- пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз

- дыхательная гимнастика, гимнастика пробуждения

- игротерапия, самомассаж

- музыкотерапия, цветотерапия, сказкотерапия

Предлагаю свой  опыт работы  по применению здоровьесберегающих технологий на примере оздоровительно-развивающей программы  Михаила Львовича Лазарева «Здравствуй».  

Эта парциальная программа входит в вариативную часть основной образовательной программы ДОУ. Непосредственно-образовательная деятельность по валеологии проводится 1 раз в 2 недели, начиная со старшего дошкольного возраста. В практическую часть программы «Здравствуй» входят  семь тем:

1. «Волшебное зеркальце»

2. «Целебные звуки»

3. «Чудо-нос»

4. «Веселые движения»

5. «Вода и мыло»

6. «Полезная еда»

7. «Цветок здоровья»

Цветок Здоровья – символ программы «Здравствуй». Путешествуя по его лепесткам, дети узнают, что надо делать, чтобы быть здоровым! (Я дышу, пью и ем, думаю, живу в семье, пою и говорю, двигаюсь, закаляюсь)

В изучении  основных тем помогают герои Космического Совета- юные учителя здоровья.

Яник- частичка солнца

Вита- нотка

Йоник- частичка воздуха

Огник- источник огня

Гидроник- частичка воды

Ростик- росток, частичка флоры

Орси – частичка земли

Здравик- главный по здоровью

          Фырка- заколдованный волшебником здоровячок

В основу оздоровительной программы положен «Комплекс здоровья»- совокупность всех основных психологических факторов и условий, влияющих на физическое здоровье. Необходимо научить детей любить себя, научить навыкам здоровья – это дыхание, питание, движение, расслабление, настроение и личная гигиена.

Предлагаю одну из  тем «Целебные звуки», которая является основной. Вы можете сказать, что это больше относится к логопедам и музыкантам, но уникальность этой программы в том, что она рассчитана на здоровых детей, больных, с разным уровнем психического развития; на взаимодействие воспитателя с инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем, психологом и родителями.

Мы познакомимся с некоторыми звуками и  откроем секрет, как  можно улучшить свое здоровье и настроение.

Звук «А» так кричит павлин: гордая и красивая птица (лечим связки, шею)

Звук «В»    Имитируем   звук самолета: самолет летит далеко, вот он приближается и улетает (это упражнение полезно выполнять, когда у вас насморк)

Звук «З»   Воспроизведем звуклетящего комара. (это упражнение выполняете, когда болит горло)

Звук «Ж» Летит жук. (выполняйте когда у вас кашель)

Звук «Н»-помогает снять головную боль

Звук «Р» Представьте, что едет трактор тр-тр-тр-тр. или злится лев, напрягая все тело р-р-р-р. (Это упражнение выполнять лучше в конце дня, чтобы снять усталость, раздражение)

Звук «С», «Ш» Это самые расслабляющие звуки. Закройте глаза, представьте себя на берегу моря, слышите, как набегает волна. Произнесите  звук сссссс, шшшшш.

Реализация оздоровительных моментов, предложенная программой  М.Л. Лазарева «Здравствуй!», способствовала тому, что снижается уровень заболеваемости детей. Дети научатся определять, что полезно, что вредно для организма человека и его здоровья, у детей формируется интерес к занятиям физической культурой, потребность в здоровом образе жизни.

Педагог, стоящий на страже здоровья ребенка, воспитывающий культуру здоровья ребенка и родителей, прежде всего сам должен быть здоров.  Профессия педагога относится к группе риска, т.к. постоянное перенапряжение приводит к нервным заболеваниям. Чтобы уменьшить риск заболеваний педагоги должны заботиться о своем здоровье, начиная с самого элементарного, а именно, с утренней гимнастики, прогулок на свежем воздухе, здорового сна, оптимистического взгляда на жизнь. Жить здорово- здорово!

Список литературы:

  1. М.Л.Лазарев. Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений «Здравствуй!». М., «Мнемозина», 2004.
  2. Волошина Л. Организация здоровье сберегающего пространства//Дошкольное воспитание. -2004.-N1.-С.114-117.

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.maam.ru/
  2. http://ped-kopilka.ru/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по укреплению и сохранению здоровья воспитанников"Здоровье"

Программа  по укреплению здоровья воспитанников предназначена для детей 2-7 лет. Методический материал для руководителей и воспитателей ДОУ....

Педагогический проект на тему: «Создание здоровьесберегающей среды, обеспечивающей развитие и сохранение здоровья воспитанников»

Тема сохранения здоровья в последнее время активно обсуждается в обществе. Еще больше внимания уделяется сохранению здоровья дошкольников. Сложившаяся ситуация в области здоровьесбережения требует осо...

Педагогический калейдоскоп «Организация образовательной среды по укреплению и сохранению здоровья воспитанников»

В ходе семинара педагогам предлагается с разных углов зрения посмотреть на организацию здоровьесберегающей среды по укреплению и сохранению здоровья, проанализировать проблемы, трудности, наметить пер...

Открытый показ совместной деятельности взрослого с детьми раннего возраста по образовательной области «Физическое развитие» с использованием разнообразных форм работы, направленных на укрепление и сохранения здоровья воспитанников

Открытый показсовместной деятельности взрослого с детьми раннего возраста по образовательной области «Физическое развитие» с использованием разнообразных форм работы, направленных на укреп...

Семинар – практикум для педагогов по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий для укрепления физического здоровья детей, формирование основ двигательной и гигиенической культуры»

Семинар – практикум для педагогов по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий для укрепления физического здоровья детей, формирование основ двигательной и гигиенической кул...