Шахматы №11. «Шах» и «мат» – Королю нет спасения и защиты.
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Джебраилова Севиль Ага кызы

«Шах» и «мат» – Королю нет спасения и защиты.

Цель: объяснить  действия на шахматном поле фигуры «король». Познакомить детей с шахматным термином «шах». Знакомство с тактическими приемами, как «шах», «мат» и «двойной шах», способами изменения сил в свою пользу. Развивать комбинационное зрение.

Материал: демонстрационная шахматная доска, шахматная доска, шахматные фигуры.

                                                Методика проведения.

          Воспитатель напоминает детям, как передвигается король, показывая его ходы на демонстрационной доске. Дети садятся за стол и играют всеми фигурами. В ходе игры она объясняет, что король берет незащищенные фигуры и пешки противника так же, как ходит. Он может побить, уничтожить любую фигуру соперника, кроме короля, которому объявляется шах или ставится мат другими фигурами или пешками. Ценность короля измерить очень трудно, объясняет воспитатель, поскольку короли остаются на доске до конца партии. Короля нельзя выиграть или потерять. На короля можно только напасть и в случае нападения его нужно немедленно защитить, а короля противника атаковать. Обратить внимание детей на такой немаловажный факт: король не любить первым ввязываться в бой и до поры до времени прячется в более безопасное место под охраной своих пешек и фигур. спасаясь от шаха и особенно от мата. Любая фигура может поставить мат королю, даже пешка. Если королю нет спасения, значить, он получил мат. Цель шахматной игры – поставить мат королю противника. Неотразимым ударом в шахматах считается двойной шах. Здесь атакующих фигур две.

Мат — это шах, при котором, учти ты,

у короля никакой нет защиты.

Шах, от которого не отступить,

шах, от которого нечем закрыться,

нечем фигуру, грозящую сбить,

и с поражением нужно смириться.

Мат — торжество атакующих сил,

мат — цель игры, мат — сраженья конец.

ЕСЛИ ДАЛ МАТ, ЗНАЧИТ, ТЫ ПОБЕДИЛ

ЗНАЧИТ, ТЫ МОЛОДЕЦ!

 

   Физ. минутка

 

Быстро встала вся пехота – (шагают на месте)

Защищают короля – (похлопывание у себя на груди руками крест на - крест)

Только в бой им всем охота – (бег на месте)

Начинается игра – (прыжки на месте). 

     

 Сеанс показательной шахматной игры. Все дети играют со своими парами в шахматы. Воспитатель предлагает детям решать некоторые задание:

 «Перехитри часовых».

 Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.

«Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры; избирается такой  маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы ни разу не оказаться под боем черных фигур.

«Атака неприятельской фигуры».

 Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

«Двойной удар».

Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры, но так, чтобы не оказаться под боем.

«Взятие».

Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.

«Защита».

 Нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

«Игра на уничтожение» (конь против ферзя, конь против ладьи, конь против слона, сложные положения).

За каждый правильную решению дети получают одну фишку. Воспитатель благодарит всех детей за игру и объявляет победителя.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shahmaty_11.docx16.71 КБ

Предварительный просмотр:

Шахматы №11.

«Шах» и «мат» – Королю нет спасения и защиты.

Цель: объяснить  действия на шахматном поле фигуры «король». Познакомить детей с шахматным термином «шах». Знакомство с тактическими приемами, как «шах», «мат» и «двойной шах», способами изменения сил в свою пользу. Развивать комбинационное зрение.

Материал: демонстрационная шахматная доска, шахматная доска, шахматные фигуры.

                                                Методика проведения.

          Воспитатель напоминает детям, как передвигается король, показывая его ходы на демонстрационной доске. Дети садятся за стол и играют всеми фигурами. В ходе игры она объясняет, что король берет незащищенные фигуры и пешки противника так же, как ходит. Он может побить, уничтожить любую фигуру соперника, кроме короля, которому объявляется шах или ставится мат другими фигурами или пешками. Ценность короля измерить очень трудно, объясняет воспитатель, поскольку короли остаются на доске до конца партии. Короля нельзя выиграть или потерять. На короля можно только напасть и в случае нападения его нужно немедленно защитить, а короля противника атаковать. Обратить внимание детей на такой немаловажный факт: король не любить первым ввязываться в бой и до поры до времени прячется в более безопасное место под охраной своих пешек и фигур. спасаясь от шаха и особенно от мата. Любая фигура может поставить мат королю, даже пешка. Если королю нет спасения, значить, он получил мат. Цель шахматной игры – поставить мат королю противника. Неотразимым ударом в шахматах считается двойной шах. Здесь атакующих фигур две.

Мат — это шах, при котором, учти ты,

у короля никакой нет защиты.

Шах, от которого не отступить,

шах, от которого нечем закрыться,

нечем фигуру, грозящую сбить,

и с поражением нужно смириться.

Мат — торжество атакующих сил,

мат — цель игры, мат — сраженья конец.

ЕСЛИ ДАЛ МАТ, ЗНАЧИТ, ТЫ ПОБЕДИЛ

ЗНАЧИТ, ТЫ МОЛОДЕЦ!

   Физ. минутка

Быстро встала вся пехота – (шагают на месте)

Защищают короля – (похлопывание у себя на груди руками крест на - крест)

Только в бой им всем охота – (бег на месте)

Начинается игра – (прыжки на месте).  

     

 Сеанс показательной шахматной игры. Все дети играют со своими парами в шахматы. Воспитатель предлагает детям решать некоторые задание:

 «Перехитри часовых».

 Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.

«Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры; избирается такой  маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы ни разу не оказаться под боем черных фигур.

«Атака неприятельской фигуры».

 Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

«Двойной удар».

Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры, но так, чтобы не оказаться под боем.

«Взятие».

Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.

«Защита».

 Нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

«Игра на уничтожение» (конь против ферзя, конь против ладьи, конь против слона, сложные положения). 

За каждый правильную решению дети получают одну фишку. Воспитатель благодарит всех детей за игру и объявляет победителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по математике в подготовительной группе "Спасение короля чисел"

Цель: воспитывать любовь к математике; чувство товарищества, желание прийти на помощь; продолжать учить детей составлять и решать простые арифметические задачи, на сложение и вычитание в пределах 10.З...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам изучения детей игре в шахматы «В КОРОЛЕВСТВЕ ШАХМАТ» Дополнительная образовательная программа по обучению детей подготовительного дошкольного возраста игре в шахматы на 2018-2019 г.

Программа обучения рассчитана для детей 6 - 7лет, наполненность группы 10 человекПродолжительность 1 занятия 30 минутКоличество занятий в неделю 3 занятийКоличество занятий в год 85 занятий...

Конспект занятия по шахматам в средней группе. Тема: «Знакомство с шахматным королем»

Конспект занятия по шахматам в средней группе. Тема: «Знакомство с шахматным королем»Разработала: Манукян Седа ТиграновнаЦель занятия: Познакомить с шахматной фигурой «Король&r...

Квест - игра с детьми старшего дошкольного возраста по шахматам. «Король собирает войско»

Квест - игра с детьми старшего дошкольного возраста по шахматам. «Король собирает войско»Цель: создать условия для повышения мотивации детей старшего дошкольного возраста к обуче...

Квест-игра по шахматам для детей старшей группы «Спасение кубка Победителей белой пешкой»

Цель: создать условия для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста. Задачи:Продолжать овладевать с детьми азами шахматной науки.Закреплять знания о шахматных фигурах.Активиз...