Календарно-тематическое планирование «Народные игры» для детей 5-6 лет
методическая разработка (старшая группа) на тему

Новикова Любовь Михайловна

Давно забытые русские народные игры, являются неотъемлемой частью патриотического воспитания детей.  В русских народных играх сохранились особенные черты русского характера.  Знакомя детей с русскими народными играми, мы через игровой фольклор расширяем и закрепляем знания детей о русском народном творчестве.  Развиваем в них духовный творческий  патриотизм, интерес к истокам русского народного творчества. Поэтому надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. Игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность. Таким образом,  возникла необходимость в создании  календарно-тематического планирования раздела «Народные игры» на прогулке.

Цель: содействие всестороннему развитию личности на основе овладения воспитанниками русскими народными подвижными играми, укрепление здоровья через физкультурно-оздоровительную деятельность.  Повысить двигательную активность детей дошкольного возраста, через организацию народных подвижных игр.

Задачи:

•        познакомить воспитанников с русскими народными играми, отражающими национальный аспект, с историей возникновения  игр;

•        содействовать укреплению здоровья, разностороннему физическому развитию воспитанников;

•        прививать любовь к систематическим занятиям физической культурой и спортом;

•        воспитывать и развивать организаторские навыки у воспитанников; дисциплинированность, доброжелательное отношения к товарищам, честность, отзывчивость, содействовать развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_progulki_1.docx79.58 КБ

Предварительный просмотр:

Новикова Л.М.

воспитатель МБДОУ «Детский сад «Солнышко» г. Тамбов

Календарно-тематическое планирование «Народные игры» для детей 5-6 лет

Давно забытые русские народные игры, являются неотъемлемой частью патриотического воспитания детей.  В русских народных играх сохранились особенные черты русского характера.  Знакомя детей с русскими народными играми, мы через игровой фольклор расширяем и закрепляем знания детей о русском народном творчестве.  Развиваем в них духовный творческий  патриотизм, интерес к истокам русского народного творчества. Поэтому надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. Игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность. Таким образом,  возникла необходимость в создании  календарно-тематического планирования раздела «Народные игры» на прогулке.

Цель: содействие всестороннему развитию личности на основе овладения воспитанниками русскими народными подвижными играми, укрепление здоровья через физкультурно-оздоровительную деятельность.  Повысить двигательную активность детей дошкольного возраста, через организацию народных подвижных игр.

Задачи:

•        познакомить воспитанников с русскими народными играми, отражающими национальный аспект, с историей возникновения  игр;

•        содействовать укреплению здоровья, разностороннему физическому развитию воспитанников;

•        прививать любовь к систематическим занятиям физической культурой и спортом;

•        воспитывать и развивать организаторские навыки у воспитанников; дисциплинированность, доброжелательное отношения к товарищам, честность, отзывчивость, содействовать развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной активности.

п\п

Тема недели:

Раздел:

Название игры

Цель и задачи:

Правила игры:

Оборудование

Плановая дата проведения:

Фактическая дата проведения

1

Неделя Солнца (осеннее равноденствие)

Игры с мячом

Игра «Зевака»

Цель: закрепить умение метать и ловить мяч.

Задачи:

-учить детей взаимодействовать между собой в соответствии с правилами;

-развивать координацию движения, мышечный тонус.

                   

-способствовать развитию инициативы, организаторских и творческих способностей;

-воспитывать желание перенимать и хранить народные традиции.

1. Если играющий при выполнении упражнения уронит мяч, ему дается дополнительное задание.

2. Мяч разрешается перебрасывать друг другу только через центр круга.

 Участники встают в круг на расстоянии одного шага друг от друга и начинают перебрасывать мяч, называя по имени того, кто должен его ловить. Мяч перебрасывают, пока кто-то из игроков его не уронит. Тот, кто уронил мяч, встает в центр круга и по заданию играющих выполняет 1—2 упражнения с мячом.

Мяч

3 неделя сентября

Игра «Летучий мяч»

Играющие встают в круг, водящий находится в середине круга. По сигналу дети начинают перебрасывать мяч друг другу через центр круга. Водящий старается задержать мяч, поймать или коснуться его рукой. Если ему это удалось, то он встает в круг, а тот, кому был брошен мяч, становится водящим. 

1.Играющим разрешается при ловле, мяча сходить с места.

2.Играющие не должны задерживать мяч.

3.Водящий не может коснуться мяча, когда он находится в руках игрока.

Мяч

п\п

Тема недели:

Раздел:

Название игры

Цель и задачи:

Правила игры:

Оборудование

Плановая дата проведения:

Фактическая дата проведения

2

Неделя «Малой Родины»

Игры сюжетные

«Сова»

«Волк и овцы»

Цель: развивать у детей способность выразительно передавать игровой образ.

Задачи:

-учить детей взаимодействовать между собой в соответствии с правилами;

-развивать координацию движения, мышечный тонус, артистические умения;

-воспитывать желание перенимать и хранить народные традиции.

Цель: развивать у детей способность выразительно передавать игровой образ.

Задачи:

-учить детей взаимодействовать между собой в соответствии с правилами;

-развивать координацию движения;

-воспитывать желание перенимать и хранить народные традиции.

Один из играющих изображает «сову», остальные  –мышей. Сова выкрикивает: «Утро!» Тут же мыши начинают бегать, скакать, делать различные телодвижения. Сова кричит: «День!»  Мыши продолжают двигаться. Сова говорит: «Вечер!» Мыши встают в круг, ходят вокруг совы и поют:

Ах ты, Совушка - сова,

Золотая голова.

Что ты ночью не спишь,

Всё на нас глядишь?

Сова говорит: «Ночь!» При этом слове мыши  мгновенно замирают, не двигаясь. Сова подходит к каждому из играющих и различными движениями и весёлыми гримасами старается какое-либо движение, из игры выбывает.

Перед началом игры выбирают двух водящих «волка» и «пастуха» .Все остальные игроки «овцы».

У «овец» есть свои «домики-овчарни». Это очерченные с двух противоположных концов площадки границы. Между двумя «овчарнями» расположено «поле». У волка тоже есть свой домик-логово. Его обозначают кругом в центре площадки. В начале игры «волк» находится в своем «логове», «овцы» в одной из «овчарен, а пастух сбоку игровой площадки. Ребята-«овечки» хором читают стихотворение:

Пастушок, пастушок,

Заиграй в свой рожок!

Гони стадо в поле,

Погулять на воле!

После этого «овечки» выходят пастись на «поле». Пастух ходит между ними и «играет» на «дудочке» (настоящей или воображаемой). В какой-то момент «пастух» прерывает игру и кричит «Волк!». Как только это слово произнесено, «овцы» стараются поскорее убежать в «овчарню». Но возвращаться в ту «овчарню», откуда они вышли нельзя. Нужно обязательно добежать до другой, расположенной на противоположном конце.

«Волк» должен ловить (достаточно просто осалить) «овечек». Пойманная овечка выходит из игры (как вариант, становится новым «волком»). «Пастух» может защитить «овец». Он будет загораживать их от «волка». Но при этом «пастух» не должен хватать волка руками, стараясь его удержать – только загораживать «стадо».

Маска совы, мышей.

(заполняется при составлении плана)

4 неделя сентября

п\п

Тема недели:

Раздел:

Название игры

Цель и задачи:

Правила игры:

Оборудование

Плановая дата проведения:

Фактическая дата проведения

3

Неделя музыки «Старость надо уважать»

Игры сюжетные

«Баба-Яга»

«Дедушка»

Цель: развивать у детей способность выразительно передавать игровой образ.

Задачи:

-продолжать учить стремительному бегу, развивать творчество, передавая игровой образ;

- развивать координацию движения, мышечный тонус;

-воспитывать желание перенимать и хранить народные традиции.

Цель: развивать у детей способность выразительно передавать игровой образ.

Задачи:

-совершенствовать ходьбу спокойным шагом по кругу, легкий стремительный бег;

-  развивать координацию движения.  

Играющие выбирают Бабу – Ягу. Она находится в центре круга. Дети ходят по кругу и поют: Баба-Яга, костяная нога С печки упала, ногу сломала.

 (дети ходят по кругу)

Пошла в огород, испугала народ.  – (идут в центр)

Побежала в баньку,                   (из круга обратно)

Испугала зайку.

После песни дети разбегаются, Баба-Яга ловит детей.

Выбирается «дедушка», он садится на стул в центре круга. Все играющие, ходят по кругу и поют:

Уж ты дедушка седой,

Что сидишь ты под водой?

Выглянь на минуточку.

Посмотри хоть чуточку.

Мы пришли к тебе на час,

Ну-ка, тронь попробуй нас.

«Дедушка» встает с места и начинает ловить играющих, которые убегают на места.

           

Маска

Бабы-Яги.

(заполняется при составлении плана)

1 неделя октября

п\п

Тема недели:

Раздел:

Название игры

Цель и задачи:

Правила игры:

Оборудование

Плановая дата проведения:

Фактическая дата проведения

4

Экологическая неделя «Здравствуй, Осень золотая»

Игры с бегом

Игра «Ляпка»

Игра «Ленок»

Цель: упражнять детей в быстром беге

Задачи:

-учить детей взаимодействовать между собой в соответствии с правилами;

-развивать координацию движения;

-способствовать развитию инициативы, организаторских и творческих способностей;

-воспитывать желание перенимать и хранить народные традиции.

Цель: упражнять детей в быстром беге.

Задачи:

-учить детей действовать в соответствии с правилами;

-развивать координацию движения;

-воспитывать желание перенимать и хранить народные традиции.

Один из играющих - водящий, его называют «Ляпкой». Водящий бегает за участниками игры, старается кого- то осалить, приговаривая: "На- тебе Ляпку, отдай ее другому!" Новый водящий догоняет игроков и старается кому-то из них передать Ляпку.

В другом варианте   этой игры водящий ловит участников игры и у пойманного спрашивает: "У кого был?" - "У тетки".- "Что ел?" - "Клёцки".- "Кому отдал?". Пойманный  называет по имени одного из участников игры, и названный становится водящим. Водящий не должен преследовать одного и того же игрока. Участники игры внимательно наблюдают за сменой водящих.

На земле рисуют кружки - гнезда, которых по количеству на одно меньше, чем игроков. Все становятся в круг, берутся за руки. Ведущий в кругу делает различные движения, все повторяют их. По команде :«Сажай

лен!», игроки занимают гнезда, тот, кто не успел занять гнездо, считается «посаженным»: его «сажают» в гнездо до конца игры. Затем на земле убирают одно гнездо, и игра продолжается. Победит тот, кто займет последнее свободное место.

Обручи

(заполняется при составлении плана)

2  неделя октября

п\п

Тема недели:

Раздел:

Название игры

Цель и задачи:

Правила игры:

Оборудование

Плановая дата проведения:

Фактическая дата проведения

5

Неделя здоровья

Игры с бегом

Игра «Лодырь»

Цель: развивать умение выполнять движения по сигналу

Задачи:

- упражнять ориентироваться в пространстве по слуховому восприятию;

-развивать ловкость, выдержку, координацию движений детей;

-воспитывать желание перенимать и хранить народные традиции.

По жребию или просто по желанию выбирают «хозяина» (или «хозяйку») и становятся в одну шеренгу, взявшись за руки. «Хозяин» проходит вдоль шеренги, останавливается возле кого-либо и говорит:

-Приходи ко мне просо полоть.

-Не хочу!

-А кашу есть?

-Хоть сейчас!

-Ах ты, лодырь! - восклицает «хозяин» и бежит к любому концу шеренги.

«Лодырь» тоже бежит к этому концу шеренги, но за спинами играющих. Кто из них первый схватит за руку крайнего в шеренге, тот становится с ним рядом, а оставшийся меняется ролью с «хозяином».

После слов «Ах ты,  лодырь » ,«хозяин» имеет право сделать несколько обманных движений и только после этого бежать к какому-либо концу шеренги. Соревнующийся с ним игрок должен бежать непременно к тому же концу.

Если бегущие схватят за руку крайнего игрока одновременно,  то водить продолжает прежний «хозяин».

(заполняется при составлении плана)

3  неделя октября

п\п

Тема недели:

Раздел:

Название игры

Цель и задачи:

Правила игры:

Оборудование

Плановая дата проведения:

Фактическая дата проведения

6

Неделя мультипликации

Игры парные с бегом по сигналу

Игра «Горелки с платочком»

Игра «Горелки»

Цель: Развивать умение действовать по сигналу

Задачи:

-учить детей взаимодействовать между собой в соответствии с правилами;

-развивать координацию движения;

-воспитывать желание перенимать и хранить народные традиции.

Цель: Развивать умение действовать по сигналу

Задачи:

-учить детей взаимодействовать между собой в соответствии с правилами;

-развивать координацию движения;

-воспитывать желание перенимать и хранить народные традиции.

Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек.

Все хором:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Посмотри на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят!

Раз, два, три!

Последняя пара беги!

Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший “горит”, т. е. водит.

Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий стоит спиной.

Все хором:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Посмотри на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят!

Раз, два, три!

Последняя пара беги!

Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Они должны обежать водящего и взяться за руки. Задача водящего поймать одного, не дать ему соединиться со своей парой. Кто остался  -“горит”,

т.е. водит.

Платочек

(заполняется при составлении плана)

4  неделя октября

п\п

Тема недели:

Раздел:

Название игры

Цель и задачи:

Правила игры:

Оборудование

Плановая дата проведения:

Фактическая дата проведения

7

Неделя «Моя Родина – Россия»

Игры с прыжками и бегом

Игра «Хромая лиса»

Цель: Упражнять в беге по кругу, прыжкам на одной ноге.

Задачи:

-учить детей взаимодействовать между собой в соответствии с правилами;

-развивать координацию движения;

- содействовать воспитанию дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости.

Дети выбирают  «Хромую лису». На месте, выбранном для игры, очерчивают круг довольно больших размеров, в который входят все дети, кроме «лисы». По данному сигналу дети бросаются бегом по кругу, а  лиса в это время скачет на одной ноге и старается во чтобы то ни стало прикоснуться к  кому-то из бегущих рукой. Лишь только ей это удалось, она входит в круг и присоединяется к остальным бегущим детям, потерпевший же принимает на себя роль «лисы». Дети играют до тех пор, пока все не перебывают в роли хромой лисы; игру, однако, можно прекратить раньше, при первом появлении признаков утомления.

 Дети, вошедшие внутрь круга, должны, бегать лишь в нем и не выходить за очерченную линию, кроме того, участвующий, избранный лисой, должен бегать лишь на одной ноге.

(заполняется при составлении плана)

5 неделя октября

п\п

Тема недели:

Раздел:

Название игры

Цель и задачи:

Правила игры:

Оборудование

Плановая дата проведения:

Фактическая дата проведения

8

Неделя творчества С.Я. Маршака

Игры в кругу с лентами

Игра «Заря-Заряница»

Цель: Упражнять в беге по кругу

Задачи:

-учить детей взаимодействовать между собой в соответствии с правилами;

-воспитывать желание перенимать и хранить народные традиции.

Один из ребят держит шест  с прикрепленными на колесе лентами. Каждый играющий берется за ленту. Один из играющих – водящий. Он стоит вне круга. Дети идут по кругу и запевают песню:

Заря - Заряница, красная девица,

По полю ходила, ключи обронила.

Ключи золотые, ленты голубые.

Раз, два – не воронь

А беги, как огонь!

С последними словами игрового припева водящий дотрагивается до одного из игроков, тот бросает ленту, они вдвоем бегут в разные стороны и обегают круг. Кто первым схватит оставленную ленту, тот победит, а неудачник становится водящим. Игра повторяется.

Шест  с прикрепленными на колесе лентами

(заполняется при составлении плана)

1 неделя ноября

п\п

Тема недели:

Раздел:

Название игры

Цель и задачи:

Правила игры:

Оборудование

Плановая дата проведения:

Фактическая дата проведения

9

Неделя «Юные исследователи»

Игры в кругу

Игра «Заря-Заряница»

(вариант 2)                                                                

Цель: Упражнять в беге по кругу   

 Задачи:

-учить детей взаимодействовать между собой в соответствии с правилами;

-воспитывать желание перенимать и хранить народные традиции.

Дети стоят по кругу, один из играющих – водящий. Он стоит вне круга. Дети идут по кругу и запевают песню:

Заря -Заряница, красная девица,

По полю ходила, ключи обронила.

Ключи золотые, ленты голубые.

Раз, два – не воронь

А беги, как огонь!

С последними словами игрового припева водящий кладет ленту на плечо одного из игроков, тот берет ленту, они вдвоем бегут в разные стороны и обегают круг. Кто первым займет освободившееся в круге место, тот победит, а неудачник становится водящим. Игра повторяется.

Лента

(заполняется при составлении плана)

2 неделя ноября

п\п

Тема недели:

Раздел:

Название игры

Цель и задачи:

Правила игры:

Оборудование

Плановая дата проведения:

Фактическая дата проведения

10

Неделя «Мама главный человек»

Игры в кругу

Игра «Платочек»

Цель: Упражнять в беге

Задачи:

-учить детей взаимодействовать между собой в соответствии с правилами;

-развивать внимание;

-способствовать развитию инициативы.

Дети стоят по кругу, один из играющих – водящий. Он стоит вне круга. Водящий идет за спинами детей. Его задача незаметно положить платок кому-нибудь из детей. После этого он продолжает свой ход в заданном направлении и спешит обойти круг и взять платок. Играющий, которому положили  платок, должен обежать круг в противоположном водящему направлении. Задача- успеть первым взять платок. У кого в руках платок-ведущий.

Подсказывать, оборачиваться пока ведущий не прошел нельзя.

Платок

(заполняется при составлении плана)

3 неделя ноября

п\п

Тема недели:

Раздел:

Название игры

Цель и задачи:

Правила игры:

Оборудование

Плановая дата проведения:

Фактическая дата проведения

11

Неделя народной игры и игрушки

Игры с бегом

Игра «Цвет»

Цель: закрепить умение метать и ловить мяч.

Задачи:

-учить детей взаимодействовать между собой в соответствии с правилами;

-способствовать развитию инициативы, организаторских и творческих способностей;

-воспитывать желание перенимать и хранить народные традиции.

Договариваются о границах площадки. По считалке выбирают водящего. Играющие образуют круг. Водящий, закрыв глаза, становится спиной к кругу, в 5-6 м от него. Он называет любой цвет, например синий, красный, зеленый, голубой, белый. Затем поворачивается к игрокам. Те, у кого есть одежда названного цвета или какой-нибудь другой предмет, хватаются за эти предметы так, чтобы видел водящий. У кого же нет их, убегают от водящего. Если он догонит и осалит кого- нибудь , то осаленный становится водящим, а прежний водящий встает со всеми вместе в круг. Играют несколько раз.

(заполняется при составлении плана)

4 неделя ноября

п\п

Тема недели:

Раздел:

Название игры

Цель и задачи:

Правила игры:

Оборудование

Плановая дата проведения:

Фактическая дата проведения

12

Неделя героев отечества

Игры с бегом

Игра «Два Мороза»

Цель: закрепить умение детей в беге и координации движений.

Задачи:

-учить детей взаимодействовать между собой в соответствии с правилами;

-развивать координацию движения, мышечный тонус;

- воспитывать в детях смелость, решимость, выдержку.

 

На противоположных сторонах площадки обозначают два дома, в одном из них располагаются играющие. Посередине площадки с противоположных сторон встают два водящих мороза - Мороз-Красный нос и Мороз-Синий нос.

говорят:

Мы два брата молодые, Два Мороза Удалые

Я Мороз-Красный нос, Я Мороз – Синий нос,

Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься?

Играющие отвечают:

Не боимся мы угроз

И не страшен нам мороз.

После этого дети перебегают через площадку в другой дом. Морозы догоняют их и стараются заморозить (коснуться рукой). Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят до окончания перебежки. После нескольких перебежек выбирают других водящих.

Правила игры: Бежать можно только после слова «мороз», «замороженным» игрокам не сходить с места.

(заполняется при составлении плана)

1 неделя декабря

п\п

Тема недели:

Раздел:

Название игры

Цель и задачи:

Правила игры:

Оборудование

Плановая дата проведения:

Фактическая дата проведения

13

Новый год у ворот

Игры с бегом

Игра «Тише едешь».

Цель: развивать двигательную активность, координацию движений, реакцию.

Задачи:

-развивать у детей умение  согласовывать движения со словами воспитателя;  

-упражнять в ходьбе, беге;

-учить детей взаимодействовать между собой в соответствии с правилами.

Водящий и играющие находятся по разные стороны двух линий, которые прочерчены на расстоянии 3-5 метров друг от друга.

Задача играющих – как можно быстрее дойти до водящего и дотронуться до него. Тот, кто это сделал, становится водящим.

Но дойти до водящего непросто.

Играющие двигаются только под слова водящего: «Тише едешь, дальше будешь. Стоп!» На слово «стоп» все играющие замирают.

Водящий, который стоял до этого спиной к играющим, поворачивается и смотрит.

Если в этот момент кто-то из играющих пошевелится, а водящий это заметит, то этому игроку придется уходить назад, за черту.

(заполняется при составлении плана)

2  неделя декабря

п\п

Тема недели:

Раздел:

Название игры

Цель и задачи:

Правила игры:

Оборудование

Плановая дата проведения:

Фактическая дата проведения

14

Новогодние развлечения

Игры с мячом

Игра «Зевака»

Цель: закрепить умение метать и ловить мяч.

Задачи:

-учить детей взаимодействовать между собой в соответствии с правилами;

-развивать координацию движения;

-воспитывать желание перенимать и хранить народные традиции.

1. Если играющий при выполнении упражнения уронит мяч, ему дается дополнительное задание.

2. Мяч разрешается перебрасывать друг другу только через центр круга.

 Участники встают в круг на расстоянии одного шага друг от друга и начинают перебрасывать мяч, называя по имени того, кто должен его ловить. Мяч перебрасывают, пока кто-то из игроков его не уронит. Тот, кто уронил мяч, встает в центр круга и по заданию играющих выполняет 1—2 упражнения с мячом.

Мяч

(заполняется при составлении плана)

3  неделя декабря

Игра «Летучий мяч»

Играющие встают в круг, водящий находится в середине круга. По сигналу дети начинают перебрасывать мяч друг другу через центр круга. Водящий старается задержать мяч, поймать или коснуться его рукой. Если ему это удалось, то он встает в круг, а тот, кому был брошен мяч, становится водящим. 

1.Играющим разрешается при ловле, мяча сходить с места.

2.Играющие не должны задерживать мяч.

3.Водящий не может коснуться мяча, когда он находится в руках игрока.

Мяч

п\п

Тема недели:

Раздел:

Название игры

Цель и задачи:

Правила игры:

Оборудование

Плановая дата проведения:

Фактическая дата проведения

15

Новогодние развлечения

Игры в форме досуга

Игра «Крепость»

Цель: учить детей взаимодействовать между собой в соответствии с правилами

Задачи:

 -развивать координацию движения;

-способствовать развитию инициативы, организаторских и творческих способностей;

- воспитывать в детях смелость, решимость, выдержку.

Игроки делятся на две команды. По жребию определяют, какая из команд будет защищать крепость, а какая нападать.

В центре игровой площадки кладут доску (камень, коврик). Это и есть крепость.

По сигналу защитники окружают крепость на расстоянии 2—3 м и защищают ее от нападения соперников. Нападающие расходятся в разные стороны. Крепость считается завоеванной, если кто-нибудь из игроков наступит ногой на доску и не будет пойман защитником.

Нападающие составляют различные планы осады, подходят к защитникам и всячески их отвлекают. Таким образом нападающие стремятся прорваться к крепости, а защитники стараются их поймать. Защитники, оставшиеся за прорванной линией, выбывают из игры. Нападающий, который сумел прорвать цепь защитников, но не успел поставить ногу на доску до того, как его поймают, гоже выходит из игры.

Правила игры: нападающим засчитывается очко, если они завоюют крепость. Если же всех нападающих поймают защитники, то игроки меняются местами, но ним о очко не получает. Побеждает та  команда, которая наберет установленное количество очков (например

Коврик

(заполняется при составлении плана)

4  неделя декабря

п\п

Тема недели:

Раздел:

Название игры

Цель и задачи:

Правила игры:

Оборудование

Плановая дата проведения:

Фактическая дата проведения

16

Неделя «Хочу все знать»

Игры -развлечения

Игра «Царь горы»

Цель: способствовать развитию инициативы, организаторских и творческих способностей

Задачи:

-учить детей взаимодействовать между собой в соответствии с правилами;

 -развивать координацию движения;

- воспитывать в детях смелость.

Выбирается  «Царь». Он взбирается на снежную  гору. Его задача удержать свои позиции,  помешать противникам  занять свое место. Тот ,кто  низверг «Царя» занимает его место.

(заполняется при составлении плана)

3  неделя января

п\п

Тема недели:

Раздел:

Название игры

Цель и задачи:

Правила игры:

Оборудование

Плановая дата проведения:

Фактическая дата проведения

17

Неделя детского творчества

«Зимушка -- Зима»

Игры с бегом

Игра «Займи место»

Цель: закрепить умение в беге .

Задачи:

-развивать  мышечный тонус;

-развивать координацию движения;

-воспитывать желание перенимать и хранить народные традиции.

Одного из участников игры выбирают водящим, а остальные играющие, образуя круг, ходят взявшись за руки. Водящий идет за кругом в противоположную сторону и говорит:

Как сорока стрекочу

Никого в дом не пущу.

Как гусыня гогочу,

Тебя хлопну по плечу- Беги!

Сказав беги, водящий слегка ударяет по спине одного из игроков, круг останавливается, а тот, кого ударили, устремляется со своего места по кругу навстречу водящему. Обежавший круг раньше занимает свободное место, а отставший становится водящим.

(заполняется при составлении плана)

4  неделя января

п\п

Тема недели:

Раздел:

Название игры

Цель и задачи:

Правила игры:

Оборудование

Плановая дата проведения:

Фактическая дата проведения

18

Неделя «Народные промыслы»

Игра-развлечение

Игра «Жмурки»

Цель: продолжать знакомить детей с культурой и традициями   русского народа.

Задачи:

-учить детей взаимодействовать между собой в соответствии с правилами;

-закреплять умение осуществлять игровые действия по речевой инструкции, воспитывать организованность, развивать ловкость и быстроту.

Игра проходит на небольшой ограниченной площадке, на которой нет опасных препятствий. Водящему завязывают глаза, или он просто зажмуривается. Он должен с закрытыми глазами осалить кого-нибудь из играющих.

Играющие убегают от водящего, но при этом не заходят за пределы площадки и обязательно подают голос – называют водящего по имени или кричат: «Я здесь». Осаленный игрок меняется ролями с водящим.

Платок

(заполняется при составлении плана)

5  неделя января

п\п

Тема недели:

Раздел:

Название игры

Цель и задачи:

Правила игры:

Оборудование

Плановая дата проведения:

Фактическая дата проведения

19

Неделя «Народные промыслы»

Игры с бегом

Игра «Гори ясно»

Цель: воспитывать организованность,.

Задачи:

-учить детей взаимодействовать между собой в соответствии с правилами;

-развивать координацию движения, мышечный тонус;

- развивать ловкость, быстроту.

 

Дети стоят в кругу, держась за руки. В середине ребёнок с платочком в руке.

Все дети идут вправо по кругу, водящий машет платочком.

Дети останавливаются и хлопают в ладоши. Водящий скачет внутри круга, затем останавливается и встает перед двумя стоящими в кругу детьми.

Играющие хором поют считалочку:

«Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло,

Раз, два, три!»

На слова «Раз, два, три!» 3 раза хлопают в ладоши, а водящий взмахивает платком. После этого выбранные дети поворачиваются спиной друг к другу и обегают круг. Каждый стремиться прибежать первым, взять у водящего платочек и высоко поднять его.

(заполняется при составлении плана)

1  неделя февраля

п\п

Тема недели:

Раздел:

Название игры

Цель и задачи:

Правила игры:

Оборудование

Плановая дата проведения:

Фактическая дата проведения

20

Неделя доброты

Игры –развлечения.

«Луна и Солнце»

Цель: развивать коммуникативные способности. 

Задачи: 

-развивать  ловкость, быстроту реакции;

-учить детей взаимодействовать между собой в соответствии с правилами;

-воспитывать и развивать организаторские навыки у воспитанников.

Выбирают двух игроков, которые будут капитанами. Они договариваются между собой, кто из них луна, а кто солнце. К ним по одному подходят остальные, стоящие до этого в стороне. Тихо, чтобы другие не слышали, каждый говорит, что он выбирает: луну или солнце. Ему так же тихо говорят, в чью команду он должен встать. Так все делятся на две команды, которые выстраиваются в колонны - игроки за своим капитаном, обхватив стоящего впереди за талию. Команды перетягивают друг друга через черту между ними. Перетягивание проходит весело, эмоционально даже тогда, когда команды оказываются неравными.

Правила игры. Проигравшей считается команда, капитан которой переступил черту при перетягивании.

(заполняется при составлении плана)

2  неделя февраля

п\п

Тема недели:

Раздел:

Название игры

Цель и задачи:

Правила игры:

Оборудование

Плановая дата проведения:

Фактическая дата проведения

21

Масленичная неделя

Игры с сюжетом

Игра «Волк и козлята»»

Цель: развивать внимание ,память.

Задачи:

-учить детей взаимодействовать между собой в соответствии с правилами;

-развивать координацию движения;

На площадке чертят круг диаметром 5-10 м (в зависимости от числа играющих), а вокруг него на расстоянии 1-3 м - кружки диаметром 1м- «домики» (на один меньше, чем количество «козлят»). По считалке выбирают «волка». Он становится между большим кругом и «домиками». «Козлята» находятся в большом круге. Сосчитав до трех, они выбегают из круга, чтобы занять «домики». «Волк» в это время их не салит. Одному из «козлят» не достается «домика». Он убегает (между «домиками» и большим кругом) от «волка», который стремится его осалить. Осалил - меняются ролями, не осалил - останется «волком», и игра начинается сначала.

1.            После счета «три» все «козлята» должны обязательно выбежать из большого круга.

2.            Если преследуемый «волком» «козленок» 3 раза обежит большой круг и «волк» не догонит его, то «волк» должен прекратить погоню и остаться в той же роли на следующий кон игры.

 

(заполняется при составлении плана)

3  неделя февраля

п\п

Тема недели:

Раздел:

Название игры

Цель и задачи:

Правила игры:

Оборудование

Плановая дата проведения:

Фактическая дата проведения

22

Неделя «Будем Родине служить»

Игры с бегом

Игра «Гончая» (Хорт)

Цель: развивать умение действовать по сигналу

Задачи:

- упражнять в беге в различных направлениях;

-учить детей взаимодействовать между собой в соответствии с правилами;

-развивать координацию движения, развивать координацию движения.

На земле рисуют «клетку» - круг диаметром 3*5 м. Вокруг нее становятся дети - «зайцы», которые по уговору выбирают «заячьего короля». Он входит в середину «клетки» и говорит, указывая при каждом слове по очереди на каждого играющего:

-    Заяц, заяц, где ты был?

-В болоте.

- Что делал?

- Траву жал.

- Где спрятал?

- Под колодой.

- Кто унес?

- Заяц.

- Кто ловит?

-  Хорт!

При последнем слове все игроки разбегаются, а тот. на кого выпало слово «хорт», начинает их ловить и отводит пойманных в «клетку», где они должны находиться до конца игры. Так продолжается до тех пор. пока не будут переловлены все «зайцы».

 «Зайцы» не имеют права выбегать за пределы «поля».

 «Заяц» считается пойманным, если «хорт» схватит его за руку или коснется плеча.

(заполняется при составлении плана)

4  неделя февраля

п\п

Тема недели:

Раздел:

Название игры

Цель и задачи:

Правила игры:

Оборудование

Плановая дата проведения:

Фактическая дата проведения

23

Неделя «Дом и предметы быта»

Игры хороводные

Игра «Чурилки»

Цель: приобщение детей к народной культуре и культуре народов России.

Задачи:

-учить детей взаимодействовать между собой в соответствии с правилами;

-развивать координацию движения, внимание, слух.

Играющие выбирают двоих. Одному завязывают глаза платком, другому дают бубенцы. Затем ведут вокруг них хоровод:

Трынцы – брынцы бубенцы,

Позолочены концы.

Кто на бубенцах играет –

Того жмурка не поймает!

После этих слов игрок с бубенцами начинает в них звонить и ходить в круге, а жмурка стараться его поймать. Как только жмурка его поймает, их заменяют другие игроки, и игра продолжается.

Платок, бубенцы.

(заполняется при составлении плана)

1  неделя марта

Игра «Жмурки»

Выбирается «жмурка» – водящий. Он стоит в середине круга. Ему завязывают глаза и  раскручивают вокруг себя. Затем спрашивают: На чем стоишь?

-На мосту.

-Что пьешь ?

-Квас.

-Лови мышек, а не нас.

Дети в круге чуть отбегают от ведущего. После этого с места двигаться нельзя. Водящий должен с закрытыми глазами найти кого-либо и на ощупь узнать кто это. Если он угадал, то пойманный становиться ведущим.

Можно приседать, поворачиваться в сторону,  но с места сходить нельзя.

Платок

п\п

Тема недели:

Раздел:

Название игры

Цель и задачи:

Правила игры:

Оборудование

Плановая дата проведения:

Фактическая дата проведения

24

«Женский День 8 марта»

Игры со скакалкой

Игра «Рыбаки и рыбки»

Цель: развивать ловкость. 

Задачи:

-закрепить умение  в прыжках через скакалку, веревку;

-развивать координацию движения;

-Упражнять в умении играть по правилам.

В игре участвуют до десяти детей. Один из играющих выбирается рыбаком, остальные - рыбки. Для игры нужна скакалка. Дети-рыбки стоят по кругу, рыбак- в середине. Игрок, выполняющий роль рыбака, берется за один  конец веревки и крутит ее  по кругу вокруг себя, так, чтобы она была натянута, а рука с веревкой была на уровне стоп детей. При приближении веревки детям- рыбкам нужно прыгать через нее.

Правила игры. Задетые  скакалкой, веревкой рыбки выходят из игры. Ребенок, выполняющий роль рыбака, начинает лов  по сигналу. Веревка должна быть постоянно натянута.

Скакалка

(заполняется при составлении плана)

2  неделя марта

Игра «Морской хищник»

В игре участвуют до десяти детей. Один из играющих выбирается хищником, остальные - рыбки. Для игры нужна веревка длиной 2- 3 м. На одном конце ее делают петлю и надевают на столбик или колышек. Игрок, выполняющий роль хищника, берется за свободный конец веревки и бежит по кругу так, чтобы веревка была натянута, а рука с веревкой была на уровне коленей. При приближении веревки детям- рыбкам нужно прыгать через нее.

Правила игры. Задетые веревкой рыбки выходят из игры. Ребенок, выполняющий роль хищника, начинает бег по сигналу. Веревка должна быть постоянно натянута.

Веревка 2-3 метра

п\п

Тема недели:

Раздел:

Название игры

Цель и задачи:

Правила игры:

Оборудование

Плановая дата проведения:

Фактическая дата проведения

25

Неделя воды

Игры co скакалкой

Игра «Рыбаки и рыбки-2»

Цель: развивать внимание.

Задачи:

-учить детей взаимодействовать между собой в соответствии с правилами;

-развивать координацию движения.

Играющие стоят. Очерчивается «пруд» – площадка, за пределы которой выходить нельзя. Дети плавно разводят руками – «рыбки плавают». Двое «рыбаков» растягивают скакалку («сети») и пытаются окружить и поймать «рыбок». Те, кого коснулась скакалка, выходят из игры. Когда будут пойманы все «рыбки», игра повторяется и дети меняются ролями.

Скакалка

(заполняется при составлении плана)

3  неделя марта

п\п

Тема недели:

Раздел:

Название игры

Цель и задачи:

Правила игры:

Оборудование

Плановая дата проведения:

Фактическая дата проведения

26

Неделя «Солнца» (весеннее равноденствие)

Игры с бегом на одной ноге

Игра «Хромая уточка»

Цель: упражнять в беге по кругу, прыжкам на одной ноге развивать внимание.

Задачи:

-учить детей взаимодействовать между собой в соответствии с правилами;

-развивать координацию движения, мышечный тонус;

-воспитывать желание перенимать и хранить народные традиции.

Выбирается «хромая уточка», остальные игроки размещаются произвольно на площадке, стоя на одной ноге, а согнутую в колене другую ногу придерживают сзади рукой. После слов: «Солнце разгорается, игра начинается» - «уточка» прыгает на одной ноге, придерживая другую ногу рукой, стараясь осалить кого-нибудь из играющих (рис 3). Осаленные помогают ей салить других Последний не осаленный игрок становится «хромой уточкой».

Мяч

(заполняется при составлении плана)

4  неделя марта

п\п

Тема недели:

Раздел:

Название игры

Цель и задачи:

Правила игры:

Оборудование

Плановая дата проведения:

Фактическая дата проведения

27

Неделя «Удивительный и волшебный мир книг»

Игры с бегом

Игра «Продаем горшки»

Цель: учить детей взаимодействовать между собой в соответствии с правилами

Задачи:

-развивать целенаправленное внимание, координацию движения, мышечный тонус, артистические умения;

Играющие разделяются на две группы. Дети-горшки, встав на колени или усевшись на траву, образуют круг. За каждым горшком стоит игрок.

Хозяин горшка стоит.  Руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом. Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:

—           Эй, дружок продай горшок!

—           Покупай

—           Сколько дать тебе рублей?

—           Три отдай

Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина горшка, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.

(заполняется при составлении плана)

1  неделя апреля

п\п

Тема недели:

Раздел:

Название игры

Цель и задачи:

Правила игры:

Оборудование

Плановая дата проведения:

Фактическая дата проведения

28

Театральная неделя

Игры с прыжками на одной ноге

Игра «Скок перескок»

На земле чертят большой круг диаметром 15—25 м, внутри него — маленькие кружки диаметром 30—35 см для каждого участника игры. Водящий стоит в центре большого круга.

Водящий говорит: «Перескок!» После этого слова игроки быстро меняются местами (кружками), прыгая на одной ноге. Водящий старается занять место одного из играющих, прыгая также на одной ноге. Тот, кто останется без места, становится водящим.

(заполняется при составлении плана)

2  неделя апреля

п\п

Тема недели:

Раздел:

Название игры

Цель и задачи:

Правила игры:

Оборудование

Плановая дата проведения:

Фактическая дата проведения

29

Неделя «Тайны космоса»

Игры с перетягиванием  каната

Игра «Золотые ворота»

Одна пара играющих берется за руки и поднимает их вверх, образуя ворота. Остальные участники игры, взявшись за руки, цепочкой проходят через ворота и напевают:

Идет матушка Весна,

Отворяй-ка ворота.

Первый март пришел –

Всех детей привел.

А за ним и апрель –

Отворил окно и дверь.

А уж как пришел май –

Сколько хочешь теперь гуляй!

Пропустив всех несколько раз, игроки, образующие ворота, каждого спрашивают, какую он выбирает сторону – правую или левую.

Разделившись на 2 команды все составляют новые пары и взявшись за руки, подняв их вверх, становятся в ряд за воротами. Один из играющих, не имеющий пары, входит в ворота, и ему поют:

Ходит матушка Весна

По полям, лесам одна

Первый раз прощается,

Другой раз запрещается

А на третий раз не пропустим Вас!

Затем он ребром ладони разъединяет руки стоящих пар, образовавшиеся 2 команды меряются силой – перетягивают канат.

Канат или веревка

(заполняется при составлении плана)

3  неделя апреля

п\п

Тема недели:

Раздел:

Название игры

Цель и задачи:

Правила игры:

Оборудование

Плановая дата проведения:

Фактическая дата проведения

30

Неделя «Путешествие вокруг света»

Игры с мячом

Игра «Штандер!»

Цель: развивать двигательную активность, координацию движений, реакцию.

Задачи:

•        развивать у детей умение двигаться ритмично, согласовывать движения со словами воспитателя;  

•        упражнять в ходьбе, прыжках, приседаниях, наклонах, беге.

•        учить детей взаимодействовать между собой в соответствии с правилами.

Дети встают в круг, водящий идет в его середину и бросает мяч со словами: «Штандер!» Играющие, в это время ,стараются как можно дальше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: «Стой!». Все должны остановиться, а водящий, не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе всех к нему. Запятнанный становится водящим. Если же водящий промахнулся, то остается им вновь и игра продолжается.

Мяч

(заполняется при составлении плана)

4  неделя апреля

п\п

Тема недели:

Раздел:

Название игры

Цель и задачи:

Правила игры:

Оборудование

Плановая дата проведения:

Фактическая дата проведения

31

Неделя «Весны, труда и солнца»

Игры с мячом

Игра «Картошка»

Цель: закрепить умение перебрасывать мяч.

Задачи:

  • учить детей взаимодействовать между собой в соответствии с правилами;
  • развивать координацию движения, мышечный тонус, артистические умения;
  • развивать координацию движения;
  • воспитывать желание перенимать и хранить народные традиции.

Игроки становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. Тот, кто уронит мяч, садится в круг, становясь «картошкой». Когда «картошки» набирается много (более 5 игроков) она начинает расти: игроки в кругу берутся за руки и постепенно поднимаются. Мяч перебрасывать через них становится трудно, и тогда «картошку» выбивают: один игрок бросает мяч другому, тот отбивает и должен попасть в «картошку». Если попадает, игрок выходит, если нет, он сам становится «картошкой».

Мяч

(заполняется при составлении плана)

1  неделя мая

п\п

Тема недели:

Раздел:

Название игры

Цель и задачи:

Правила игры:

Оборудование

Плановая дата проведения:

Фактическая дата проведения

32

Поклонимся великим тем годам.

Игры с бегом

Игра «Уголки»

Игра «Голуби»

По четырем углам площадки стоят четверо детей. В центре стоит водящий. Он по - очереди подходит к сидящим и задает каждому вопрос:

-   Хозяйка, можно истопить у тебя баню?

1  играющий отвечает: «Моя баня занята».

2  играющий отвечает: «Моя собака ощенилась»

3  играющий отвечает: «Печка обвалилась»

4 играющий отвечает: «Воды нет»

Водящий выходит на центр площадки, хлопает в ладоши три раза и кричит Хоп, хоп, хоп! За это время хозяева быстро меняются местами. Водящий должен успеть занять свободный стул.

Правила: меняться только после хлопков водящего. Игра может проводиться и с большим количеством детей: в этом случае воспитателю следует определить сколько будет  играющих и составить дополнительные ответы для «хозяев».

На площадке чертятся две параллельные линии на расстоянии 5-8 метров, вдоль этих линий чертятся круги («гнезда»). Дети стоят в кругах («гнездах») напротив друг друга. Водящий - «пастух», с закрытыми глазами ходит между шеренг и произносит три раза текст:

«Гур-гур, голуби      Для всех нас одно гнездо»

С окончанием слов дети меняются местами («гнездами») - бегут в противоположные «гнезда». Пастух открывает глаза и старается занять пустое «гнездо». Оставшийся без «гнезда» ребенок «голубь» становится «пастухом». Правила: меняться местами можно только тогда, когда пастух произнесет текст три раза.

(заполняется при составлении плана)

2  неделя мая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарное-тематическое сентябрь планирование подготовительная группа ФГОС

Календарный-тематический план подготовительная группа...

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в разновозрастной дошкольной группе/ Вид ОД: «Познавательное развитие» (ФЦКМ)

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в разновозрастной дошкольной группе (дети от 4 до 7 лет)Вид ОД: «Познавательное развитие» (ФЦКМ)...

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в старшей подгруппе Вид ОД: «Речевое развитие» (Развитие речи)

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в старшей подгруппеВид ОД: «Речевое развитие» (Развитие речи)...

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности. Вид ОД: «Художественно - эстетическое развитие (лепка и аппликация)».

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в средней подгруппе, старшей подгруппеВид ОД: «Художественно - эстетическое развитие (лепка и аппликация)»...

Календарно-тематическое недельное планирование по теме "Моя семья"

Календарно-тематическое недельное планирование по теме "Моя семья"...