Использование здоровьесберегающих технологий в подготовке детских праздников и речевых развлечений
методическая разработка (старшая группа) на тему

Зоря Татьяна Владимировна

Представлен практический опыт организации речевых развлечений по подготовке к школе, в виде спортивных соревнований двух команд.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий в

 коррекционно-развивающих развлечениях и детских утренниках.

Учитель-логопед ВКК МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №95» Зоря Т.В.

Специфика работы учителя-логопеда в ДОУ комбинированного вида обусловлена контингентом воспитанников, с которым ему приходится работать в  – это дети, которые испытывают трудности в освоении общеобразовательной программы ОУ обусловленные сложными речевыми дефектами и тяжелыми нарушениями речи. По результатам комплексного психолого - медико - педагогического обследования территориальной ПМПК устанавливается статус воспитанников логопедических групп с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому вся коррекционно-развивающая деятельность учителя-логопеда ориентирована не только на преодоление речевого недоразвития, но и на компенсацию имеющихся патологий здоровья за счет насыщения логопедических занятий, занятий с воспитателями и свободной деятельности детей специальными здоровьесберегающими тренингами и упражнениями. Это комплексы на коррекцию психофизического состояния и развитие речевого диафрагмального дыхания, общей, тонкой и мелкой моторики, мимической мускулатуры и артикуляционной моторики, организованные в игровой, занимательной форме.

Поскольку перед специалистами сада и воспитателями стоит трудная задача по подготовке наших детей к общеобразовательной программе начальной школы, мы постоянно экспериментируем, ищем новые формы организации воспитанников для получения ими новых знаний и закрепления имеющихся. Всем известные «Праздники правильной речи», где дети долго учат свои стихи, слова и диалоги персонажей, а потом репетируют и искусственно украшают сценарий костюмами и приглашенными персонажами нам не нравились, т.к. детям с нарушениями речи нельзя давать для заучивания стихи, насыщенные труднонопроизносимыми звуками и словами. Среди наших детей очень много детей синдромом двигательной гиперактивности и они не могут долго тихо и статично сидеть, стоять, организованно и спокойно двигаться. Вот мы и придумали организовать «Праздник красивой речи» в виде спортивно-развлекательного утренника, где дети могут закрепить свои знания по подготовке к школе в виде соревнования двух команд. Для удобства проведения и подбора словесного и учебного материала мы организуем две команды из детей двух старших групп и еще две команды из воспитанников подготовительных к школе групп. Предварительная работа по подготовке к празднику не мешает детям, воспитателям и педагогам дополнительного образования в подготовке своих занятий и мероприятий, т.к. не требует долгих совместных репетиций, и занимает не более одной недели. Для удобства проведения дети надевают спортивную форму своей группы. Помогает в организации праздника педагог-психолог – он разучивает или закрепляет с детьми игры на мимику, психомоторику, релаксацию и психогимнастику и непосредственно координирует действия детей в ходе праздника. Логопеды ведут праздник, а воспитатели групп активно участвуют, помогают своим воспитанникам быстрее и правильнее выполнить каждое задание. Музыкальный руководитель аккомпанирует по ходу праздника, включает аудиозаписи логоритмики, подвижных музыкальных игр, фоновое сопровождение конкурсов и детских песен.

Начинается развлечение с музыкального входа двух команд, подвижной музыкальной игры и приветствия обоих команд и их капитанов. Затем следует соревнование на лучшую пальчиковую игру и совместная психогимнастика (обеих команд) на положительную мотивацию с мимическими упражнениями и упражнениями на тонкую моторику,  самомассажем лица и кистей рук. Далее следуют разнообразные игры со схемами и раздаточным картинным материалом на умение определять звуко-слоговой состав слов, только проводятся они не статично (на ковре или за столом), а в виде смешных и занимательных эстафет. Здесь вам в помощь сборники речевых игр, пазлов и лото и, конечно ваша педагогическая фантазия. Соревноваться могут всей командой, по двое-трое от каждой группы, подгруппой 5-6 человек. Главное, чтобы смогли поучаствовать все дети и по нескольку раз в течение праздника. Взрослые только ведут, поддерживают и направляют своих воспитанников. Игры на слуховое внимание и фонематический слух очень хорошо сочетаются с логоритмикой – это задание-батлл, где дети пытаются повторить элементы танцев и логоритмики за своими соперниками (или воспитателем). Интересны подвижные игры под живой аккомпанемент, где группа или подгруппа двигается по заранее заданной траектории «Разведчики» (ориентировка в пространстве по схеме – в старшей группе или словесной инструкции – в подготовительной группе). Да ещё и с заданием присесть на корточки на сильный такт в музыкальной фразе. Команда старшей группы на сильный аккорд приседает вся (выбывает только зазевавшийся), а подготовительная группа продолжает движение и приседает только самый последний в колонне, пока не дойдет очередь до первого ребенка.

Нравится детям и игры на развитие дыхания «Не дай упасть пёрышку» (по 2-3 ребенка и воспитатель от команды). «Забей мяч в ворота» (по 2-3 ребенка от команды), где нужно передвигаться быстро, на четвереньках и направлять шарик для пинг-понга струёй воздуха из удерживаемой губами пластиковой трубочки, в «ворота» соперника (за игру рукой – пенальти). Перечислять все игры и конкурсы нет смысла – это логопедические игры (артикуляционные, кинезиологические, дыхательно-голосовые, фонематические, словарные, грамматические и пр.), организованные так, чтобы присутствовал обязательный здоровьесберегающий акцент, а само задание знакомо и понятно детям. Тогда у вас получится действительно «Праздник правильной и красивой речи» и на вопрос в итоге развлечения: «Ребята, вам понравился наш праздник?» вы услышали дружный ответ - «Да!». Закончить развлечение можно музыкальной игрой и награждением всех участников «золотыми» медалями из шоколада с надписью «К школе готовы!». Творческой фантазии Вам, коллеги и воплощения педагогических идей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими речевые нарушения (охрана зрения).

В данном материале дана краткая информация о зрительном анализаторе. Описано поэтапное формирование оптической системы глаза. Обозначены современные теоретические взгляды на причины нарушения зрения в...

"Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими речевые нарушения"

Дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, релаксация, песочная терапия, психогимнастика, самомассаж, логоритмика, арт-терапия....

Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях в кружке оздоровительно-речевой направленности «Речевичок-здоровячок» в работе с детьми с нарушением зрения Сценарий мастер-класса: занятие «Путешествие гномиков»

Представленный материал содержит сценарий занятия в кружке "Речевичок-здоровячок" с детьми среднего дошкольного возраста с нарушением зрения. Заняти построено на используются здоровьесберегающих техно...

Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими речевые нарушения» Презентация

Описание применения здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда ДОУ...

Тренинг: "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими речевые нарушения ( охрана зрения)". "Пальминг".

Тренинг:"Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими речевые нарушения ( охрана зрения)". "Пальминг".(для педагогов)...

Методическая разработка "НОД с детьми группы раннего возраста «В гости к котику» (с использованием здоровьесберегающих технологий) Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие"

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 16 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детейКалининского района Санкт-...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ»

Обучение грамоте в детском саду – это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. Обучение грамоте в детском саду являетс...