Главные вкладки

    "Здоровьесберегающие технологии" Консультация для воспитателей.
    консультация на тему

    Калушко Светлана Владимировна

    В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Понятие "здоровьесберегающие технологии"  прочно вошло в образовательную систему, начиная с дошкольных образовательных учреждений.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Консультация для воспитателей.

    Здоровьесберегающие технологии.

    В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Понятие “здоровьесберегающие технологии” прочно вошло в образовательную систему, начиная с дошкольных образовательных учреждений.

    “Здоровьесберегающая технология” – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

    Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

    Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях – информационном, психологическом, биоэнергетическом.

    В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит:

    - от типа дошкольного учреждения,

    - от продолжительности пребывания в нем детей,

    - от программы, по которой работают педагоги,

    - конкретных условий ДОУ,

    - профессиональной компетентности педагога,

    - показателей здоровья детей.

    Классификация здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании – определяется по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогического процесса в детском саду.

    В связи с этим можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий:

    • Медико-профилактические технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала детского сада в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств (технологии организации мониторинга здоровья дошкольников, контроля за питанием детей, профилактических мероприятий, организация здоровьесберегающей среды).
    • Физкультурно-оздоровительные технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка - технологии развитие физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.
    • Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка, обеспечивающие психическое и социальное здоровье дошкольника. Основная задача этих технологий – обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе.
    • Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
    • Образовательные технологии – воспитания культуры здоровья дошкольников, личностно-ориентированного воспитания и обучения.
    • Обучения здоровому образу жизни (технологии использования физкультурных занятий, коммуникативные игры, система занятий из серии «Уроки футбола», проблемно-игровые (игротреннинги, игротерапия), самомассаж); коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастика и др.).
    • К числу здоровьесберегающих педагогических технологий следует отнести и педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды, под которой понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.

    Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии — регулярная диагностика состояния детей и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало — конец учебного года), что позволяет сделать выводы о состоянии здоровья.

    Планирование системы здоровьесбережения требует решения целого комплекса задач:

    • поиска современных, эффективных научных подходов к моделированию педагогической и оздоровительной деятельности;
    • выстраивания результативной стратегии управления здоровьесберегающей деятельностью в дошкольном образовательном учреждении;
    • определения педагогических условий, обеспечивающих максимальную эффективность изучаемой деятельности.

    В основу разработки здоровьесберегающей среды заложено:

    • формирование здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для конкретного дошкольного учреждения средств физического воспитания, оптимизация двигательной деятельности на свежем воздухе;
    • использование в образовательной деятельности дошкольного учреждения духовно-нравственного и культурного потенциала города, ближайшего окружения, воспитание детей на традициях русской культуры;
    • конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении здоровья, развитии творческого потенциала;
    • обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.

    Для проведения успешной работы по здоровьесбережению необходимо:

    1. Обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни.

    • Оздоровительная гимнастика.
    • Игры – релаксации.
    • Разные виды массажа.
    • Элементы упражнений йоги.
    • Привитие детям гигиенических навыков.
    • Простейшие навыки оказания первой помощи.
    • Физкультминутки во время занятий.
    • Функциональная музыка.
    • Специально организованные занятия оздоровительной физкультуры.
    • Массовые оздоровительные мероприятия.
    • Упражнения для глаз.

    2. Работа с семьей.

    • Пропаганда здорового образа жизни.
    • Консультации.
    • Индивидуальные беседы.
    • Выступления на родительских собраниях.
    • Распространение буклетов.
    • Выставки.
    • Проведение совместных мероприятий.

    3. Работа с педагогическим коллективом.

    • Проведение семинаров – практикумов, выставок, консультаций.
    • Проведение и посещение занятий направленных на здоровьесбережение.
    • Посещение научно-практических конференций.

    4. Создание условий и развивающей среды.

    • Приобретение массажёров, тренажёров, спортивных снарядов и модулей.
    • Изготовление материала для профилактики плоскостопия и нарушения осанки.
    • Подбор картотек.
    • Разработка отдельных оздоровительных комплексов.
    • Ведение кружков.

    С целью реализации здоровьесберегающей технологии в детском саду необходимо создать условия для укрепления здоровья детей, гармоничного физического развития. Спортивные площадки, тренажёрный и спортивный залы, которые оснащены стандартным и нестандартным оборудованием необходимым для комплексного развития ребёнка. В каждой возрастной группе должны быть оборудованы уголки двигательной активности, которые должны быть оснащены согласно возрасту всем необходимым оборудованием.

    Для каждой возрастной группы должен быть составлен режим двигательной активности, разработана система закаливания с учётом сезона, возраста.

    В каждый вид деятельности должны быть включены упражнения, игры, которые направлены на укрепление и здоровьесбережение детей. Дозировка и темп зависит от возраста детей, настроения.

    Условия формирования положительной мотивации к здоровому образу жизни:

    • Создание вокруг ребенка учебно-воспитательной среды, наполненной терминами, символами, атрибутами, традициями культуры здорового образа жизни.
    • Создание положительного эмоционального фона на занятиях оздоровительно – педагогической направленности.
    • Формирование активной позиции ребенка в освоении знаний, умений и навыков валеологического характера.
    • Учет индивидуальных психофизиологических и типологических особенностей детей при организации занятий оздоровительной направленности.

    Принципы здоровьесберегающих технологий:

    • “Не навреди!”
    • Принцип сознательности и активности.
    • Принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса.
    • Принцип всестороннего и гармонического развития личности.
    • Принцип доступности и индивидуальности.
    • Принцип систематичности и последовательности.
    • Принцип системного чередования нагрузок и отдыха.
    • Принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий, адекватности.

    Существует десять золотых правил здоровьесбережения:

    1. Соблюдайте режим дня!
    2. Обращайте больше внимания на питание!
    3. Больше двигайтесь!
    4. Спите в прохладной комнате!
    5. Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
    6. Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
    7. Гоните прочь уныние и хандру!
    8. Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
    9. Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
    10. Желайте себе и окружающим только добра!

    Применение в работе дошкольного учреждения здоровьесберегающих технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.

    Список литературы 

    1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2007.
    2. “Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях” /А.М. Сивцова //Методист. – 2007.
    3. Смирнов Н.К. “Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога”.
    4. Интернет ресурсы: http://festival.1september.ru/articles/607220/

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Материал для воспитателей:" Здоровьесберегающие технологии в ДОУ"

    Материал раскрывает понятия здоровьесберегающих технологий, их цель, принципы. методы....

    Упражнения на мелкую моторику рук. Здоровьесберегающие технологии. Разработал воспитатель Рыжикова Е. А. АНО ДО "Планета детства "Лада", ДС № 164 "Весточка"

    Здесь приведены некоторые упражнения на развитие мелкой моторики, на развитие эмпатии, умения описывать свое настроение и распознавать настроение других. Ряд упражнений на развитие внимания и тактильн...

    Консультация для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Воспитатель: Титус Лидия Ивановна МАДОУ ЦРР – д/с №14 г. Кропоткин

    Консультация для воспитателей«Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Воспитатель: Титус Лидия ИвановнаМАДОУ ЦРР – д/с №14 г. Кропоткин...

    Работа по обобщению педагогического опыта воспитателя ОГКОУ Ивановского специального (коррекционного) детского дома «Солнышко» Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя ДУ»

    В данной статье представлен материал по обощению опыта воспитателя Сидоровой И.В. по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми в условиях ДУ....

    Мастер-класс по здоровьесберегающим технологиям для воспитателей

    Создать условия для сохранения и укрепления здоровья педагогов....

    Практическое пособие для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками» Разработала воспитатель Черкашина Г.Ч.

    13.11.2018года на педагогическом совете мною было представлено практическое  пособие по здоровьесберегающим технологиям с соответствующими инструкциями для работы с детьми дошкольного возраста, к...