«МИР ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ»
методическая разработка по теме

Герасименко Валентина Викторовна

Коррекционно-развивающая подпрограмма по формированию здорового образа жизни в рамках программы "Будь здоров"

Скачать:


Предварительный просмотр:

коррекционно – развивающая подпрограмма

по формированию здорового образа жизни в рамках программы «БУДЬ ЗДОРОВ!»

«МИР ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ»

г. Лесозаводск

2017 г

Содержание: (по страницам)

  1. Пояснительная записка  
  2. Актуальность
  3. Цель программы
  4. Задачи программы
  5. Формы обучения
  6. Методы обучения
  7. Формы проведения занятий
  8. Ожидаемые результаты:
  9. Материально-техническое обеспечение
  10. Содержание программы
  11. Приложение 1
  12. Рекомендуемая литература

Составитель подпрограммы:  воспитатель высшей квалификационной категории Герасименко В. В.

Целевая группа:

дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации – 15 человек.

Возраст детей – 7-12 лет (младший школьный возраст).

Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля.

А. Шопенгауэр

Чтобы воспитать хорошего человека, надо ежедневно в течение многих лет давать ребенку уроки здоровья, мудрости, любви и труда.

Древневосточная мудрость

Пояснительная записка.

Жизнь людей всегда была тесно связана с миром растений. Человек употреблял растения в пищу, мастерил из них одежду, инструменты, оружие, использовал для постройки жилища, получал из них краски, яды и  конечно лекарства.

Тысячи лет накапливался практический опыт народных целителей лечения травами, который применяется в современной фитотерапии.

Знать растения полезные и вредные, уметь с ними обращаться в повседневной жизни, бережно охранять и разумно использовать – важная задача каждого человека, каждого школьника.

Подпрограмма «Мир лекарственных растений» направлена на то, чтобы дать знания, умения и навыки детям в данном вопросе.

Подпрограмма носит  познавательно-оздоровительную направленность, следует русским традициям использования лекарственных трав нашей местности.

Авторская подпрограмма составлена с учётом возрастных, психофизиологических особенностей детей и является составной частью реабилитационного процесса, одной из форм организации свободного времени несовершеннолетних во время пребывания в СРЦН.

Подпрограмма построена на основе следующих принципов:

-доступности (учёт возрастных и индивидуальных особенностей познавательной деятельности детей начального и среднего школьного возраста);

- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);

-научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);

- демократичности (взаимодействие воспитателя и воспитанников в социуме);

- актуализации знаний и умений.

Авторская подпрограмма  «Мир лекарственных растений» разработана для воспитанников 7-12 лет, на основе программы «Будь здоров!», разработанной специалистами нашего центра.

Подпрограмма рассчитана на 3 месяца. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Новизна подпрограммы состоит в том, что она направлена не столько на углубление теоретических знаний, а в большей степени на развитие практических навыков и умений.

Актуальность данной подпрограммы определяется интересом воспитанников к углублению знаний материала, изучаемого в школьном курсе. Подпрограмма направлена на изучение и применение лекарственных растений в повседневной жизни, произрастающих на территории Приморского края. Воспитанники узнают об их распространении, способах и времени сбора, об обработке и хранение, о применение в народной медицине.

Важно научить несовершеннолетних детей безопасному и экологически грамотному обращению с лекарственными растениями, применять полученные знания при оказании первой медицинской помощи.

Цель подпрограммы:

Расширить знания о лекарственных растениях, их многообразии и использования в жизни человека.

Задачи подпрограммы:

- формировать навыки рационального грамотного использования лекарственных растений;

- систематизировать знания о лекарственных растениях и их роли в сохранении здоровья человека;

- приобрести практические умения и навыки приготовления лекарственных сборов и чаёв;

- освоить опыт практического применения знаний и умений при заготовке и использовании лекарственных растений;

- воспитывать бережное отношение к природе и здоровью человека;

- познакомить с приёмами оказания первой помощи при простудных заболеваниях, повреждениях кожи.

Формы обучения:

●индивидуальные (практические и творческие задания, консультации, беседы):

● групповые (биологические эксперименты, конкурсы, экологические праздники, игры, акции, выставки).

Методы обучения:

● словесные (рассказ, беседа);

● наглядные (наблюдение, показ, демонстрации);

● проблемно-поисковые (исследовательская деятельность, проектная деятельность);

● практические (акции, практические работы).

Формы проведения занятий:

- игры, - конкурсы,

- экскурсии (наблюдательные, поисковые, исследовательские),

- творческие занятия,

- лабораторные и практические работы,

- беседы, выставки.

Место проведения занятий: групповая комната, территория, прилегающая к СРЦН, клумба.

Ожидаемые результаты:

После изучения подпрограммы воспитанники

должны знать:

- основные понятия (“лекарственный сбор”, “лекарственный чай” и др.);

- пищевые и лекарственные ценности сборов;

- природные, культивируемые пищевые лекарственные растения,

уметь:

- готовить простые лекарственные сборы и чаи;

- заготавливать и хранить лекарственные растения;

- работать в сотрудничестве.

Описание материально-технического обеспечения:

Оборудование:

1.  Наборы открыток «Лекарственные растения».

2. Гербарный материал - лекарственные растения нашей местности.

3. Презентации, видеоролики

4. Компьютер.

5. Проектор.

Содержание подпрограммы

Тема 1. Введение.

  1. История использования лекарственных растений в медицине, в быту. Группы лекарственных растений: дикорастущие, культурные. Формы лекарственных растений: травянистые, полукустарниковые, кустарники, деревья.
  2. Практические работы: работа с гербарными экземплярами лекарственных растений.
  3. Экскурсия: на территории центра, знакомство с лекарственными растениями.

Тема 2. Дикорастущие лекарственные растения.

  1. Лекарственные растения луга: ромашка лекарственная, одуванчик лекарственный, подорожник, крапива, мать – и мачеха, зверобой.

Сбор и сушка лекарственных растений, выявление характерных признаков лекарственных растений, составление кратких характеристик лекарственных растений

Тема 3. Культурные лекарственные растения.

  1. Культурные растения, имеющие лекарственные свойства: овощные культуры (морковь, чеснок, лук)
  2. Цветочно – декоративные растения (календула, бархатцы которые произрастают на участке).
  3. Практические работы:

Приготовление свежего сока моркови; опыты с чесноком, луком.

Тема 4. Сбор и хранение лекарственного сырья.

  1. Сроки сбора лекарственного сырья (корней, побегов,  цветков,). Правила сбора лекарственных растений: время сбора (утро 8 – 10 часов), место сбора: кроме угодий, прилегающих к крупным автомагистралям, промышленным предприятиям, фермам. Выборочный сбор: часть растения, оставляют для воспроизводства. Правила сушки, условия и сроки хранения сырья
  2. Практические работы:

Правила способов и хранения лекарственного сырья, работа со справочной литературой.

Тема 5. Использование лекарственного сырья (5 часов).

  1. Сборы лекарственных трав. Правила приготовления соков, настоев и отваров.
  2. Практические работы:

Приготовление одного – двух настоев лекарственных трав.

Тема 6. Итоговое занятие: выставка гербарных экземпляров лекарственных растений.

12. Подготовка и проведение выставки гербарных образцов лекарственных растений, составление компьютерных мини – проектов, защита проектов.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Научно-популярная, справочная, историческая литература по экологии.
  2. Программа «Мир лекарственных растений», автор Е. А. Постникова, М.:

«Просвещение», 2011г.

  1. Ю. Грау, Р. Юнг, Б. Мюнкер Дикорастущие лекарственные растения - М.: 2003г.
  2. В. И. Гулимова Эфирные масла в косметике и медицине - М.: 2003г.
  3. Энциклопедия лекарственных растений народной медицины – Спб., 2006г.
  4. М.А. Изотова, Т.Ф Плотникова, Ю. И. Кирова, Н.А. Сарафанова. Травник. Лучшие рецепты народной медицины – М.: Эксмо, 2009г.
  1. Ю. Грау, Р. Юнг, Б. Мюнкер Дикорастущие лекарственные растения - М.: 2003;
  2. М.А. Изотова, Т.Ф Плотникова, Ю. И. Кирова, Н.А. Сарафанова. Травник. Лучшие рецепты народной медицины – М.: Эксмо, 2009
  3. С. И. Смирнов Мир растений - М.: Молодая гвардия, 1981

Интернет ресурсы:

1. Материалы единой коллекции ЦОР http://school-collection.edu.ru, интернет – сайт http//www/floranimal/ru

2. Интернет – сайт http//www/floranimal/ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие в подготовительной группе «Растения вокруг нас. Лекарственные растения»

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста....

Картотека подвижных игр на тему "Лекарственные растения" в рамках проекта "Лекарственные растения"

Через подвижные игры можно закреплять с детьми знания о лекарственных и полезных для человека растениях...

Конспект беседы c детьми на тему «Путешествия в мир растений (о лекарственных растениях)»

Конспект беседы c детьми на тему «Путешествия в мир растений (о лекарственных растениях)»в подготовительной к школе группеЦели:1. Научить детей внимательно слушать и отвечать на вопросы.2....

Занятие познавательной направленности в старшей группе «Лекарственные растения» Цель: Создание условий для развития познавательной активности , любознательности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с лекарственными растениями.

Занятие познавательной направленности в старшей группе«Лекарственные растения» Цель: Создание условий для развития познавательной активности , любознательности детей старшего дошкольн...