РЕАЛИЗАЦИЯ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ПЕНИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
учебно-методический материал (старшая группа)

  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №30 «Лукоморье»     муниципального образования город-курорт Геленджик

 

 

 

 

 

РЕАЛИЗАЦИЯ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ПЕНИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Музыкальный руководитель:                                                                         Кожевникова Т.Д.

                                                                                             

 

 

 

Геленджик, 2019

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

1.1 Характеристика валеологического воспитания

1.2 Особенности валеологического воспитания школьников

 

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ВОКАЛУ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ ЭСТРАДНОЙ СТУДИИ

2.1. Роль руководителя вокального коллектива в сохранении

детского голоса

2.2. Методы и приемы реализации валеологического подхода в обучении вокалу детей 5-6 лет в условиях эстрадной студии

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В современном образовательном пространстве России особое значение приобретают предметы художественно-эстетического цикла, имеющие огромный духовно-творческий потенциал и предоставляют личный опыт культуры общения и сотрудничества в различных видах деятельности, самовыражения в творческих видах задач. Научно доказано, что музыкально-эстетическое воспитание влияет не только на морально-эстетическое развитие личности ребенка, но и на умственное.

Вокальное искусство занимает важное место в системе музыкального воспитания и обучения. Голос - это особое состояние, природный дар, который дается человеку от Бога. Голос ребенка - естественный инструмент, которым он владеет с ранних лет. Пение все время присутствует в жизни ребенка, дополняет его досуг, помогает организовывать творческие, сюжетные игры.

Среди важных проблем в вокальном искусстве выделяют значение валеологического подхода, особенно соблюдение общих гигиенических норм вокальной подготовки. Вопросы охраны певческого голоса воспитанников должны постоянно находиться в кругу внимания педагога по вокалу.

Актуальность работы обусловлена ​​тем, что в структуре детской заболеваемости ведущее место принадлежит заболеваниям глотки, что, в свою очередь, ведет к нарушениям речи. Гигиена и охрана голоса детей - тема, требующая пристального внимания со стороны взрослых.

С историко-искусствоведческих источников узнаем, что валеологическому подходу не всегда предоставлялось достаточно внимания. Так, отсутствие научного основания вокальной педагогики в прошлом, неучитывание педагогами физиологических особенностей развития организма человека в разные возрастные периоды приводило к порче голосов молодых исполнителей. Но уже в XVII в. в научно-методических трудах известного педагога и компзитора М. Дилецкого находим четкие указания относительно бережного отношения учителя пения к голосам воспитанников.

Дальнейшее развитие вокального искусства требовало создания фундаментальных теоретико-методических работ по вокальной педагогики, использование знаний смежных отраслей наук (анатомии, физиологии, фониатрии, фонопедии, акустики, биофизики, психологии, педагогики). Валеологический вопрос попадает в круг зрения ученых и педагоги имеют возможность оперировать современными научными исследованиями в области физиологии голосового аппарата человека и фониатрии.

Поэтому реализация валеологического подхода в обучении вокалу детей 5-6 лет в условиях эстрадной студии является актуальным на данном этапе развития учебных заведений и музыкальных школ.

Цель исследования - осуществить комплексный анализ реализации валеологического подхода в обучении вокалу детей 5-6 лет в условиях эстрадной студии.

Для достижения цели ставились и решались следующие задачи:

-         изучить значение обучения вокала детей на современном этапе.

-         проанализировать специфику вокальной подготовки детей;

-         обосновать роль руководителя вокального коллектива в сохранении детского голоса;

-         исследовать реализацию валеологического подхода в обучении вокалу детей 5-6 лет в условиях эстрадной студии;

Объект исследования - музыкальное воспитание детей 5-6 лет.

Предмет исследования - реализация валеологического подхода в обучении вокалу детей 5-6 лет в условиях эстрадной студии.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: диалектический подход, опирающийся на принципы объективности и целостности, изучение и анализ соответствующей научной литературы по проблеме; изучение вокальной практики, педагогического опыта.

Объем и структура работы обусловлены целью и задачами исследования, а также логикой расположения в ней материала. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ВОКАЛУ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ ЭСТРАДНОЙ СТУДИИ

1.1. Значение обучения вокала детей на современном этапе

Главной задачей музыкального, в частности вокального воспитания является не столько обучение музыке, сколько воздействие через музыку на весь духовный мир воспитанников. Педагог должен развить чувствительность детей к этому виду искусства, ввести их в мир добра и красоты, открыть в музыке животворный источник человеческих чувств и переживаний.

Занятия вокала - это музыка, которая определяет все происходящее в процессе работы: общение руководителя с воспитанниками. Занятия в эстрадной студии базируются на закономерностях самой музыки, в них обязательно есть своя кульминация, подход к ним, завершение. Формообразующей основой занятия является принцип подобия и контраста, то есть в целом занятия по содержанию и форме должно быть произведением искусства.

Музыкальное воспитание детей осуществляется в различных видах деятельности. Наиболее эффективное привлечение воспитанников к музыке возникает в условиях собственного исполнения - наиболее доступной, активной и полезной формы деятельности. Вокальное искусство - неповторимое богатство духовной культуры народа - не только ценное наследие прошлого, но и источник развития современной музыкальной культуры. Задача активизации творческой деятельности в системе профессиональной подготовки актуальная и сложная. Трудности в их решении обусловлены самим характером управления творческой деятельностью, которая объективно должна иметь опосредованный характер. Нужно искать пути, которые бы стимулировали творческие поиски воспитанников, активизировали их творческую энергию в дальнейшей работе как руководителя вокала [13, c. 76].

В процессе обучения пению возникают многочисленные проблемы, которые необходимы для эстетического развития человека. Это - расширение музыкального мировоззрения, формирования музыкального и художественного вкуса, воспитания заинтересованного и подготовленного слушателя, обогащение и развитие эмоциональной сферы, развитие музыкальных способностей.

Певческо-музыкальное развитие имеет принципиальные педагогические установки:

- усвоение определенного музыкального материала (распевки, песни) осуществляется на основе развития музыкальных способностей воспитанников (ладового ощущение, музыкального слуха во всех его проявлениях), музыкальной памяти и музыкального воображения;

- широко используются опыт и знания воспитанников с учетом их возрастных особенностей и личных качеств. Обращается внимание на решение нравственных проблем [17, c. 153].

Для преподавания обязательно нужны:

- соответствующая подготовка к каждому занятию;

- сочетание в своем поведении на занятиях эмоциональности и сдержанности, требовательности и доброжелательности, справедливости и дисциплинированности;

- обеспечение условий для активного и творческого участия в работе каждого воспитанника и всего коллектива (создание радостно деловой атмосферы в процессе занятий, чередование методических приемов, пробуждение интереса к каждой задаче и поддержания его для широкого использования инициативы воспитанников, поощрение их к самостоятельности);

- воспитание у детей умения и желания творчески работать на занятиях.

Вокальное исполнение песен требует от воспитанников владения комплексом вокальных навыков. Это - правильная осанка корпуса, дыхание, дикция, звукообразование и интонирование. Изучение песен имеет богатую и разнообразную методику. Исходя из этого, необходимо отметить следующее:

1. Интонационная точность выполнения певца - постоянная и главная забота руководителя. Еще одно условие - петь выразительно. И только при взаимодействии этих линий возникнут и совершенный инструмент, и исполнительское мастерство коллектива.

2. В работе целесообразно иметь одновременно 3-4 произведения. Это помогает полностью охватить различные стороны вокального обучения. Например, одна из песен повторяется как изученная, вторая - находится в стадии распевание и доучивание, с третьей - начинается знакомство. Соответственно для каждой песни возникает ряд конкретных задач, используются различные методы. Такая работа над несколькими произведениями на одном занятии помогает переключить внимание воспитанников, не утомляя их, тем самым способствуя появлению активности и работоспособности.

Формирование навыков признается принципом единства художественных, технических и эстетических групп. К художественной группе относим: проницательность, содержательность, артистичность, эмоциональное исполнение, богатство и изящество его интонаций. Технической группы - высокий уровень мастерства, виртуозность. К эстетической - тембральное и динамическое разнообразие звучания.

Формирование вокальных навыков определяется передачей характера произведения через выразительность исполнения. Иначе говоря, необходимо осуществление принципа единства художественного и технического. Работа над песнями и упражнениями в различных возрастных группах имеет общие черты. Так, усвоение песни определяет: ознакомление, собственно изучения, закрепления, исполнения [10, c. 94].

Изучение всегда осуществляется фрагментами (фразами). Педагог несколько раз демонстрирует каждый музыкальный отрезок и настраивает воспитанников на первый звук. Изучение начинают в умеренном темпе и слабой динамике. Текст усваивается в большинстве случаев одновременно с мелодией, непонятные или тяжелые слова объясняются детям до начала выполнения.

На первом занятии руководитель стремится закончить изучение песни целиком (даже если она изучена не полностью), он поет всю песню, а воспитанники - то, что усвоили. На следующем уроке прорабатываются наиболее сложные фрагменты, песня доучивается до конца, пропевается несколько раз в целом, причем каждый раз с новыми задачами, анализируются недостатки исполнения.

Опора на опыт воспитанников, их знания, память - важное условие успешного обучения. Для этого даются задания: определить, меняется характер (настроение) сколько частей в песне; какова главная ее мысль; плавно или скачками развивается мелодия; в каком регистре звучит аккомпанемент; кто выполняет (если звучит запись) и т.д.

В активном восприятии музыки важную роль играет зрительная наглядность. Движение мелодии лучше воспринимается по ее нотном или графическом изображении. Рука педагога, сопровождает музыку, может помочь и в определении характера звука, ритмичной и интонационной особенности мелодии, темпа, динамики. Усилению впечатлений от музыкального произведения способствуют художественные репродукции, литературные образы, картины природы [5, c. 43].

Эффективное формирование профессионального вокального мышления возможно лишь при условии непрерывного активного развития слухового опыта исполнителей. Уровень профессионального развития вокального мышления во многом определяется уровнем развития вокального музыкального слуха и степени их активности, чувствительности, утонченности, умение охватить широкие музыкальные построения. Чутье и воображение в ощущении вокального произведения, с одной стороны, интеллектуальное его понимания, с другой - вот неразделимы стороны мыслительного процесса исполнителя.

Итак, с изложенного выше можно сделать вывод, что воспитание вокального мышления - это взаимопроникновение и сочетание таких процессов, как: постижение внутренних закономерностей строения исполняемого произведения, интонирование мелодии, понимание законов музыкальной эволюции, исторического стиля композитора и всей системы художественных образов.

 

1.2. Специфика вокальной подготовки детей

Успешная охрана детского голоса зависит от соблюдения общих норм гигиены жизнедеятельности ученика. Так, залогом здоровья органов голосового аппарата является поддержание общего здоровья организма, соблюдения режима учебы и отдыха, правильность системы питания, профилактика заболеваний верхних дыхательных путей, закаливание и общее укрепление организма.

К специфическим мерам охраны детского голоса принадлежат правильность постановки певческого голоса, нормализация певческой функции голосового аппарата. Это предполагает установление естественной связи между отдельными органами, позволяет всему голосовому аппарату работать при малейшем напряжении голосовых органов. Выработка навыков управления мышцами голосового аппарата обеспечивает правильность взаимодействия всех органов, участвующих в голосообразовании.

Охрана детского голоса требует учета внутренних раздражителей организма вокалиста, который предусматривает анализ внутренних ощущений голосового аппарата при фонации, общего состояния здоровья ученика на уроке по вокалу [2, c. 325].

Обеспечение норм гигиены вокальной подготовки должно включать создание благоприятной обстановки обучения относительно влияния на воспитанника на внешние раздражители, требует обеспечения звукоизоляции учебного кабинета, соблюдение гигиенических норм к учебному помещения, отсутствия посторонних лиц на занятии на начальных этапах обучения.

Преподаватель вокала и руководитель эстрадной студии обязаны учитывать специфику развития голосового аппарата учащихся в различные возрастные периоды.

Основным условием сохранения певческого голоса вокалиста и его развития является приобретение навыков правильного использования голосового аппарата. Одной из причин нарушения певческой функции, а иногда и полной потери голоса является неправильное определение педагогом типа певческого голоса вокалиста. От правильности проведения классификации певческого голоса зависит правильность отбора методов работы в классе вокала, вокального репертуара.

В силу естественного волнения ребенка на первых занятиях по вокалу определить тип певческого голоса сразу иногда не удается. Во избежание ошибки педагогу нужно создать на занятии положительную эмоциональную атмосферу, которая способствовала раскрытию настоящего вокального потенциала вокалиста. Важным моментом охраны певческого голоса является учет руководителем эстрадной студии принадлежности голоса ребенка к определенному типу. Пение ученика в партии, которое не соответствует типу его голоса, недопустимо, поскольку длительное пение в неестественной тесситуре приводит к ухудшению певческих качеств голоса, возникновение хронических заболеваний голосового апарата [7, c. 124].

Вопрос сохранения детского голоса предусматривает решение ряда проблем, связанных с его работой в вокальной группе.

Важной проблемой вокальной подготовки учащихся является развитие их вокально-слуховых координирующих умений. Так, отсутствие сформированности элементарных навыков саморегулирования процесса фонации с помощью вокального слуха приводит к формированию негативных вокальных стереотипов, которые в дальнейшем трудно поддаются корректировке. Ученик, который не обладает элементарными вокально-техническими и слуховыми навыками, поет в эстрадном коллективе, лишен возможности правильно оценивать звучание собственного голоса, и, соответственно, координировать работу своего голосового аппарата.

На практике часто случается так, что руководитель эстрадной студии за нехватки времени на занятии не в состоянии уделять достаточно внимания работе по формированию элементарных вокальных навыков начинающих. Основное его внимание направляется на работу с воспитанниками, которые обладают достаточным уровнем вокальной подготовки. Но педагог обязан заботиться о сохранении голосовых данных учащихся, что предполагает необходимость уделять достаточно внимания индивидуальному певческому развитию каждого вокалиста [11, c. 84].

Важным компонентом вокальной подготовки воспитанников является формирование у них вокально-слуховых умений. Работая над развитием певческого голоса учеников, развитию их исполнительского вокального слуха нужно уделять большое внимание, так как вокальный слух дает им возможность оценивать качество звучания собственного голоса, контролировать его и совершенствовать, делает процесс фонации осознанным. Тесная связь формирования слуховых вокальных представлений с моторикой голосового аппарата положена в основу развития певческого голоса.

В ходе формирования слуховых умений учащихся необходимо подчеркнуть необходимость охраны их слуховых анализаторов. Особенно актуален этот вопрос в условиях окружения человека большим разнообразием аудиотехники, характерными особенностями которой являются большая громкость звука, что несет в себе угрозу. Действие мощных звуков ведет к понижению чувствительности волокон слуховых нервов, которая восстанавливается через 10 - 15 секунд. Но при чрезмерном длительном раздражении органа слуха наступает его утомление, которое характеризуется резким понижением слуховой чувствительности и длительным периодом ее восстановления. В условиях систематического воздействия сильных звуков в течение длительного времени слуховая чувствительность может не восстановиться. В этом случае в слуховом органе происходят необратимые патологические изменения, приводящие к устойчивому понижение слуха.

Ученики должны знать, что большую угрозу для их органа слуха составляет прослушивания музыкального плеера. Если разговорный язык имеет громкость в 30-40 децибел, крик - 60 децибел, а сила звука в 90 децибел уже есть травмирующей, то музыку в плеере обычно мы слушаем на громкости не менее 70 децибел. Вред слушания плеера заключается в изменении естественного механизма попадания звука к слуховому органу, когда звук из наушников максимально приближается к внутреннему уху. Такой влияние вызывает постепенное атрофирование органа слуха.

Чтобы не повредить слух во время прослушивания плеера необходимо соблюдать несколько правил: регулировать громкость звука в 60% от максимальной возможности динамиков; выбирать большие наушники в виде накладок; продолжительность прослушивания должен составлять 1-2 часа.

Ученики должны быть проинформированы о том, что постепенное отмирание слуховых нервных волокон происходит безболезненно, и часто проходит незаметно для человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ВОКАЛУ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ ЭСТРАДНОЙ СТУДИИ

2.1. Роль руководителя вокального коллектива в сохранении детского голоса

Обеспечение охраны детского голоса требует правильной организации процесса вокального обучения. Начиная работу с учениками педагог должен изучать индивидуальные физиологические, психологические и возрастные особенности его развития. На начальном этапе занятий по вокалу нужно учитывать небольшую выносливость голосового аппарата питомца и его быструю утомляемость. Последствиями неправильного использования певческого голоса, его переутомления и несоблюдения норм гигиены голосового аппарата является возникновение профессиональных заболеваний голосового аппарата. Лучшим средством предотвращения данных заболеваний является профилактика, которая предусматривает устранение причин, вызывающих их появление.

Раскрывая вопрос о соблюдении общих норм охраны голоса юных певцов, следует концентрировать внимание на режиме дня воспитанников. Подчеркиваю, что начинать день желательно по проведению мероприятий личной гигиены, утренней гимнастики и легкого калорийного завтрака. В комплекс упражнений на общее укрепление организма следует включить специальные упражнения для развития дыхательного аппарата, брюшного пресса, мышц спины.

Особенно важным является правильное распределения голосовой нагрузки воспитанников в течение дня. Важное значение следует предоставлять регулированию самостоятельной работы воспитанников.

Следовательно, сохранение детского голоса предусматривает выполнение общих и специфических требований к охране певческого голоса, включающих сохранения общего здоровья организма учащихся и обеспечения специфических мер охраны голосового аппарата, связанных с особенностями процесса вокальной подготовки воспитанников.

Дыхание является важнейшим элементом процесса вокала. Есть дыхание, без которого невозможно художественное исполнение произведения. Как известно воздушный поток вызывает колебания голосовых связок, в результате чего рождается звук, который попадая в резонаторные полости, усиливается и приобретает вокальное звучание. От дыхания зависит сила звука и все его оттенки: красота, чистота звука, выразительность пения.

Характер выдоха и вдоха предопределяется характером звука. Слишком сильный вдох ведет к форсированному неравномерному звучанию и повышению интонации. Вялое дыхания лишает звук красочности и вызывает понижение интонирования. Выдох всегда должен быть экономным. Для этого некоторые педагоги-вокалисты советуют разнообразные упражнения: лежа, набирать воздух на определенное количество секунд и равномерно выпускать его. Длительность выдоха и вдоха следует с каждым днем ​​увеличивать. Впоследствии производится широкое, длительное дыхание и свободный выдох.

Существуют различные типы вокального дыхания. Наиболее признано современной вокальной педагогикой - это, так называемое, грудно-диафрагматичне дыхания, которое дает возможность сделать наиболее полный и глубокий вдох.

Грудное дыхание, при котором воздух набирается в верхнюю часть легких и грудь слегка випячивается вперед.

Костоабдоминальное - в нем участвуют нижние ребра, диафрагма и мышцы брюшного пресса. (Costa - ребро, abdomen - живот) [3, c. 51].

Певческое дыхание, как и обычное, состоит из двух моментов: вдоха и выдоха. Певческое по сравнению с обычным, разговорным в 2-2,5 раз больше.

Характер вдоха, как перед началом исполнения произведения, так и в процессе пения зависит от характера произведения. Для произведений медленных естественным является вдох спокойный, глубокий. В произведениях быстрого темпа вдох должен быть коротким, но также глубоким.

Перед пением надо на какую-то долю секунды задержать дыхание,  начать пение по знаку педагога, экономно расходуя воздух до конца фразы.

Если при обычном дыхании вдох чередуется с выдохом независимо от нашей воли, то в пении дыхание должно быть полностью подчинено воле исполнителя, потому что здесь оно играет очень важную роль, как основа формирования певческого звука. Для певцов важное значение имеет выдох, так как благодаря ему образуется певческий звук. Вдох перед началом хорового пения должен быть всегда организован и одновременный, должен отвечать характеру произведения. Набирать воздух надо бесшумно, не поднимая плеч. Дыхание при котором поднимаются плечи вредное. Такое дыхание называется ключичным, оно очень распространено в практике. Плечевые движения указывают на то, что воздухом заполняется только верхняя часть легких и такого дыхания не хватает до конца фразы.

Задача педагога - научить учеников экономно, ровно и постепенно тратить воздух, научить ровно «тянуть» звук.

Чтобы лучше развить длительность дыхания, полезно петь разные упражнения: дети по руке педагога задержав дыхание, сделав опору на первом звуке, начинают петь на гласную «у». При этом педагог считает на счет "раз", "два", "три", "четыре" и т.д. это вызывает у детей интерес, активность, желание кто дольше протянет звук. Такие упражнения проводятся на начальном этапе, когда ученики еще не знакомы с нотами. Когда ученики ознакомятся с нотами, можно петь упражнения по нотам [12 c. 162].

Над развитием навыков певца дыхание надо работать систематически. Первое требование к правильному дыханию певца - это правильный одноразовый вдох воздуха. Второе требование - выдох.

Если педагог сам аккомпанирует певцам, то дыхание показывается кивком головы. Нельзя брать дыхание внутри фразы, а еще больше в середине слова. В отдельных случаях при больших фразах допускается изменение дыхания в середине фразы между словами. Во время выполнения хоровых произведений, преимущественно медленного темпа, при большой продолжительности или длинных фразах часто применяется прием «цепного» дыхания, когда певцы дышат не вместе, а по очереди «цепочкой». На цепном дыхании можно выполнять музыкальные фразы любой величины, они не разрываются таким изменением дыхания, у слушателей создается впечатление, что хор исполняет фразу на одном дыхании. При выполнении на цепном дыхании нот большой длительности или длинных фраз отдельные певцы могут брать дыхание поочередно в любом месте в том числе и в середине слова. Часто «цепное» дыхание также применяется в окончаниях произведения.

 

2.2. Анализ валеологического подхода в обучении вокалу детей 5-6 лет в условиях эстрадной студии

Изучение правил гигиены голосового аппарата должно начинаться с первых занятий, потому что, зачастую, нарушение нормального функционирования голосового аппарата имеет место именно из-за незнания или несоблюдения определенных правил. С этой целью следует организовывать беседы, предоставлять рекомендации своим воспитанникам о сохранении голоса.

Подчеркиваю, что негативное влияние на состояние голосовых связок вызывает и прокашливание перед пением. Прокашливание является распространенной привычкой большинства певцов и с ней трудно бороться за ее рефлекторный характер. Именно поэтому следует учить своих учеников с первых занятий соответствующей культуры поведения в вокальном коллективе, тем более, что соблюдение этого аспекта предполагает не только эстетический вид певца, но и сохранения качественных свойств звучание его голоса. Особенно вредно прокашливание определенной партии перед вступлением в высокую тесситуру или перед вступлением в быстром темпе. Дело в том, что при прокашливанни гортань занимает достаточно низкое положение, что является негативным фактором при подготовке к звучанию. Часто прокашливание перед вступлением способствует активизации таких негативных факторов как низкая позиция звука, фальшивое интонирование, опоздание вступления через несмыкание связок и т.д.

Негативное влияние на качественное звучание вызывает отклонения кинесической модели поведения в эстрадной студии. Дело в том, что довольно часто дети слишком сенситивны к музыке, которую выполняют. Музыкальная чувственность, в данном случае, играет отрицательную роль. При выполнении любимой музыки такие дети начинают реагировать движениями тела. Это могут быть раскачивания тела со стороны-в-сторону, по кругу, вперед-назад, активное кивание головой при пении или отбивания ритма произведения ногой, рукой и т.д. При пении лишние телодвижения вредят звукообразования. Постоянная смена позиции корпусом приводит к дисбалансу в звучании, так как регулярно нарушается точка опоры дыхания, положения диафрагмы, практически исключает появление качественного звукообразования [19, c. 219].

Еще одним проявлением неконтролируемых эмоций ребенка во время исполнения музыки является повторение движений руководителя эстрадной студии. Конечно, детское дирижирования положительно влияет на понимание детьми качества звука, но оно должно осуществляться только с разрешения педагога и по его команде.

Следует контролировать, чтобы при пении ученики были в сидячем или стоячем положении.

Довольно часто дети одевают неуместную для пения одежду: вещи с ремнями на талии или под грудью, брюки с завышенной талией и т.д. Выше указанный одежду вредит здоровому пения, поскольку не дает мышцам грудной клетки и брюшного пресса свободно двигаться. Одежда, удобный для пения, должен иметь свободный покрой или быть изготовленными из эластичных, мягких тканей.

К гигиене голосового аппарата также относится овладение правильным типом дыханием. Достаточно часто певцы эстрадной студии не верно дышат. А именно шумно вдыхают воздух, поднимают плечи во время дыхания, делают короткий нечеткий вдох. С использованием таких типов дыхания нужно бороться, так как именно дыхание является фактором правильного, здорового и культурного пения. Поэтому чтобы не этого не допустить, следует  проводть ряд дыхательных упражнений.

Не допустимым является крикливое пение. Часто дети отождествляют крик с пением ошибочно, считая, что чем громче они будут кричать, тем лучше будет качество звука. К сожалению, этот стереотип детского мышления достаточно распространен, поэтому нуждается в детальном внимания. Дело в том, что детские голосовые связки полностью сформированы и слишком громкое пение может привести к травмированию и частым заболеваниям горла (например, к ларингиту). Еще одной причиной травмирования связок является форсирование звука при пении, горловой или носовой призвук, придыхательная атака звука [21, c. 63].

Недопустимыми разговоры при пении певцов во время работы руководителя кружка с одной определенной партии. Поэтому нужно следить за тем, чтобы паузу воспринимали как время для отдыха голосовых связок, ведь шепот вызывает определенное напряжение голосовых связок и несет лишнюю нагрузку.

Итак, культура поведения и гигиена голосового аппарата имеет важное значение в вокальном коллективе, поскольку выполняет не только эстетическую но и защитную функцию.

В своей практике активно использую:

- дыхательные гимнастики, упражнения для вокально-технического развития;

- упражнения для формирования смешанного регистра;

- упражнения на релаксацию, снятие мышечных зажимов;

- упражнения-установки для настройки психики с целью выполнения творческих заданий;

- комплекс упражнений для развития дикции (практические приемы фонопедии, упражнения по системе йогов и вокализы для постановки речевого голоса)

- вокальную гимнастику для овладения технологией замедленного вдоха;

- технику «мычания» для развития вибрационных ощущений;

- упражнения для снятия напряжения мимической мускулатуры;

- систематические занятия на центральной части диапазона, практические упражнения для выявления природного тембра, выработки подвижности голоса, развития музыкального слуха, развития чистоты интонирования;

- упражнения для координации слуха с голосом, развития и укрепления музыкального слуха в ладовой системе, выработки правильной дикции, развития певческого дыхания, гибкости и подвижности голоса, музыкального слуха;

- упражнения для овладения певческим дыханием, освобождение мышц гортани, развитие и филирование звука, овладение mezza voce, для точности интонирования, овладение умением направлять звук;

- предоставляю советы по устранению носовых и зубных призвуков, упражнения на развитие дыхания, дикции, выравнивание регистров, ощущение главного резонирования, по развитию певческого дыхания, умелого перехода из регистра в регистр, развития вокального и музыкального слуха, мышечной памяти, опоры дыхания, артикуляции, дикции, главных резонаторов, филирование звука, подвижности голоса, для снятия мышечных зажымов, на чувство ритма;

- упражнения для достижения «высокой певческой позиции», настройки верхних резонаторов, развития четкой дикции, вокализы для гибкости и подвижности голоса;

- комплекс упражнений для снятия мышечных зажимов по всему тела, релаксации спины и головы, на освобождение процесса дыхания, общую релаксацию, снятие зажатых мышц речевого аппарата, развитие силы звука, глубины и красоты тембра, развитие субтонов, концентрацию звука, свободное резонирование, для развития вибрато, формулировка согласных, скороговорки для развития дыхания, дикции и мышления;

- упражнения для снятия мышечных зажимов, «теория лифта» для сглаживания переходов с регистра в регистр;

- упражнения для сглаживания переходных нот, тренировки артикуляционного аппарата, развития вокальной техники, выработки подвижности голоса (мелизмы, глиссандо, трели, портаменто, стаккато);

- фонопедичные упражнения являются решением координационных и тренажерных задач работы над голосом [15, c. 78].

Появление показателей певческого голосообразования позволяет включить в работу более сложные приемы, вести более тонкое самонаблюдение как традиционными методами, так и принципиально новыми. Такая система упражнений особенно помогает в работе с детьми.

В своей практике я вижу положительные результаты, которые помогают детям «найти» свой голос в любом регистре, наиболее активно применяя упражнения доречевой коммуникации. Ребенок запоминает свои ощущения и затем переносит их в нужный музыкальный материал в зависимости от регистра. Все это дает возможность почувствовать себя значительно увереннее и продолжить развитие певческих возможностей.

На занятиях по пению совершенствуется речь детей, исправляются дефекты произношения. Когда дети поют, они вынуждены произносить слова протяжно, четко, а это помогает правильному их усвоению. Кроме того, текст песни подчинен определенному ритму, что также способствует произношению трудных звуков и слогов. Каждый основной метод - наглядно-слуховой, словесный, художественно практический - содержит в себе определенный комплекс разнообразных методических приемов, которые уточняют этот метод.

Следует следить за профилактическими мерами по охране голоса детей, а также за общим состоянием их здоровья, прислушиваться к их жалобам. Дети не всегда жалуются на свою слабость, а поэтому предварительно нужно проводить профилактический осмотр, чтобы выяснить причину. Ведь предотвратить заболевание значительно легче, чем лечить его.

При голосовой усталости нужно устраивать воспитанникам отдых, голосовую диета и аутомасаж.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В России чрезвычайно большое значение придают детскому пению, потому что всестороннее, гармоничное развитие человека будущего, его моральный облик, культура, зависит от эстетического воспитания, и, в частности, музыкального. Пение очень полезно также для физического развития ребенка. Оно является своеобразной гимнастикой, которая способствует правильному росту грудной клетки, укрепляет дыхательную и сердечно-сосудистую систему, развивает и тренирует слух, а это в свою очередь гарантия, что ребенок будет чисто интонировать любое вокальное упражнение или отрывок из песни.

Итак, одно из основных правил гигиены и охраны голоса детей - систематические занятия пением, которые способствуют более интенсивному и постепенному развитию голосового аппарата. То есть вырабатывая певческие навыки, ребенок укрепляет голосовые мышцы, дыхательную систему, развивает музыкальную память и др.

Эффективное формирование профессионального вокального мышления возможно лишь при условии непрерывного активного развития слухового опыта исполнителей. Уровень профессионального развития вокального мышления во многом определяется уровнем развития вокального музыкального слуха и степени их активности, чувствительности, утонченности, умение охватить широкие музыкальные построения. Чутье и воображение в ощущении вокального произведения, с одной стороны, интеллектуальное его понимания, с другой - вот неразделимы стороны мыслительного процесса исполнителя.

Пение является своеобразной гимнастикой, которая способствует верному развития грудной клетки, регулирует функции сердечно-сосудистой системы, развивает художественно эстетический вкус и творческие возможности ребенка.

Однако, если при занятиях пением игнорируются законы возрастной физиологии, то это может привести не только к заболеваниям голосового аппарата, но и нарушений обменных процессов в организме в связи с изменением кислородного баланса и нарушения деятельности сердечно-сосудистой системы.

В вокальной практике были случаи, когда в процессе занятий пением дети младшего школьного возраста кратковременно теряют сознание - это результат нарушения регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы и обменных процессов, к которым привело изменение кислородного баланса в организме во время пения.

Итак, знания и использование знаний физиологического развития ребенка - одна из основных задач, на которое должен обратить внимание вокальный педагог.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Аспелунд Д. Л. Развитие певца и его голоса / Д. Л. Аспелунд. – М.: Музыка, 2002. – 190 с.

2.     Билич Г. Л., Назарова Л. В. Основы валеологии: Учебник. - СПб.: Водолей, 2013. - С. 558

3.     Вайкль Бернд. О пении и прочем умении / Бернд Вайкль. М.: Аграф, 2002. - 224 с.

4.     Гонтаренко Н. Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства / Надежда Борисовна Гонтаренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 156 с.

5.     Далецкий О. В. Обучение певца-любителя Текст. / О. В. Далецкий. - М.: МГИК, 1999. - 75 с.

6.     Детский голос. Экспериментальные исследования / под ред. В. Н. Шацкой. - М.: Педагогика, 2000. 232 с.

7.     Дмитриев, Л. Б. Основы вокальной методики / Л. Б. Дмитриев. - М.: Музыка, 2004. - 368 с.

8.     Дмитриева Л. Детское музыкальное творчество как метод воспитания. Муз. восп. в школе. - М. 1999. – 280 с.

9.     Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики / Л. Б. Дмитриев. - М.: Музыка, 1998. - 674 с.

10.                       Егоров А. М. Гигиена певца / Анатолий Михайлович Егоров. - М.: Медгиз, 1995. - 140 с.

11.                       Емельянов В. В. Развитие голоса, координация и тренаж / В. В. Емельянов. СПб.: Лань, 1997. - 190 с.

12.                       Иванченко Г. В. Психология восприятия музыки: Подходы, проблемы, перспективы Текст. / Г. В. Иванченко. М.: Смысл, 2001. - 264 с.

13.                       Живов В. Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика: уч. пос. для студ. высш. учеб. завед. / Владимир Леонидович Живов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 272 с.

14.                       Калабин А. Управление голосом / А. А. Калабин. – М.: Эксмо, 2006. – 160 с.

15.                       Кантарович, В. С. Гигиена голоса Текст. / В. С. Кантарович. - М.: Музгиз, 1999. - 120 с.

16.                       Ковнер Ю. А. Тренировочные упражнения в развитии певческого голоса / Ю. А. Ковнер // Вопросы вокальной педагогики / ред.-сост. Л. Б. Дмитриев. - М.: Музыка, 1996. - Вып. 5. - С. 39-60.

17.                       Козлянинова И. П. Тайны нашего голоса / И. П. Козлянинова. Екатеринбург: Диамант, 1992. - 320 с.

18.                       Колбанов В. В. Валеология. - М.: Изд-во Просвещение, 2011, С. 31-38

19.                       Кузнецов Е. Д. Новая валеология нового времени. - Тюмень: Истина, 2012, С. 219

20.                       Малинина Е. М. Опыт работы по обучению школьников пению /  Е. Малинина. - М.: Акад. Пед. Наук 1994.

21.                       Менабени А. Г. Методика обучения сольному пению / Анджелина Георгиевна Менабени. - М.: Просвещение, 1997. - 93 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon valeologiya_2.doc156 КБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №30 «Лукоморье»     муниципального образования город-курорт Геленджик

РЕАЛИЗАЦИЯ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ПЕНИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

Музыкальный руководитель:                                                                         Кожевникова Т.Д.

                                                                                             

Геленджик, 2019

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

1.1 Характеристика валеологического воспитания

1.2 Особенности валеологического воспитания школьников

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ВОКАЛУ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ ЭСТРАДНОЙ СТУДИИ

2.1. Роль руководителя вокального коллектива в сохранении

детского голоса

2.2. Методы и приемы реализации валеологического подхода в обучении вокалу детей 5-6 лет в условиях эстрадной студии

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

В современном образовательном пространстве России особое значение приобретают предметы художественно-эстетического цикла, имеющие огромный духовно-творческий потенциал и предоставляют личный опыт культуры общения и сотрудничества в различных видах деятельности, самовыражения в творческих видах задач. Научно доказано, что музыкально-эстетическое воспитание влияет не только на морально-эстетическое развитие личности ребенка, но и на умственное.

Вокальное искусство занимает важное место в системе музыкального воспитания и обучения. Голос - это особое состояние, природный дар, который дается человеку от Бога. Голос ребенка - естественный инструмент, которым он владеет с ранних лет. Пение все время присутствует в жизни ребенка, дополняет его досуг, помогает организовывать творческие, сюжетные игры.

Среди важных проблем в вокальном искусстве выделяют значение валеологического подхода, особенно соблюдение общих гигиенических норм вокальной подготовки. Вопросы охраны певческого голоса воспитанников должны постоянно находиться в кругу внимания педагога по вокалу.

Актуальность работы обусловлена ​​тем, что в структуре детской заболеваемости ведущее место принадлежит заболеваниям глотки, что, в свою очередь, ведет к нарушениям речи. Гигиена и охрана голоса детей - тема, требующая пристального внимания со стороны взрослых.

С историко-искусствоведческих источников узнаем, что валеологическому подходу не всегда предоставлялось достаточно внимания. Так, отсутствие научного основания вокальной педагогики в прошлом, неучитывание педагогами физиологических особенностей развития организма человека в разные возрастные периоды приводило к порче голосов молодых исполнителей. Но уже в XVII в. в научно-методических трудах известного педагога и компзитора М. Дилецкого находим четкие указания относительно бережного отношения учителя пения к голосам воспитанников.

Дальнейшее развитие вокального искусства требовало создания фундаментальных теоретико-методических работ по вокальной педагогики, использование знаний смежных отраслей наук (анатомии, физиологии, фониатрии, фонопедии, акустики, биофизики, психологии, педагогики). Валеологический вопрос попадает в круг зрения ученых и педагоги имеют возможность оперировать современными научными исследованиями в области физиологии голосового аппарата человека и фониатрии.

Поэтому реализация валеологического подхода в обучении вокалу детей 5-6 лет в условиях эстрадной студии является актуальным на данном этапе развития учебных заведений и музыкальных школ.

Цель исследования - осуществить комплексный анализ реализации валеологического подхода в обучении вокалу детей 5-6 лет в условиях эстрадной студии.

Для достижения цели ставились и решались следующие задачи:

  • изучить значение обучения вокала детей на современном этапе.
  • проанализировать специфику вокальной подготовки детей;
  • обосновать роль руководителя вокального коллектива в сохранении детского голоса;
  • исследовать реализацию валеологического подхода в обучении вокалу детей 5-6 лет в условиях эстрадной студии;

Объект исследования - музыкальное воспитание детей 5-6 лет.

Предмет исследования - реализация валеологического подхода в обучении вокалу детей 5-6 лет в условиях эстрадной студии.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: диалектический подход, опирающийся на принципы объективности и целостности, изучение и анализ соответствующей научной литературы по проблеме; изучение вокальной практики, педагогического опыта.

Объем и структура работы обусловлены целью и задачами исследования, а также логикой расположения в ней материала. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ВОКАЛУ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ ЭСТРАДНОЙ СТУДИИ

1.1. Значение обучения вокала детей на современном этапе

Главной задачей музыкального, в частности вокального воспитания является не столько обучение музыке, сколько воздействие через музыку на весь духовный мир воспитанников. Педагог должен развить чувствительность детей к этому виду искусства, ввести их в мир добра и красоты, открыть в музыке животворный источник человеческих чувств и переживаний.

Занятия вокала - это музыка, которая определяет все происходящее в процессе работы: общение руководителя с воспитанниками. Занятия в эстрадной студии базируются на закономерностях самой музыки, в них обязательно есть своя кульминация, подход к ним, завершение. Формообразующей основой занятия является принцип подобия и контраста, то есть в целом занятия по содержанию и форме должно быть произведением искусства.

Музыкальное воспитание детей осуществляется в различных видах деятельности. Наиболее эффективное привлечение воспитанников к музыке возникает в условиях собственного исполнения - наиболее доступной, активной и полезной формы деятельности. Вокальное искусство - неповторимое богатство духовной культуры народа - не только ценное наследие прошлого, но и источник развития современной музыкальной культуры. Задача активизации творческой деятельности в системе профессиональной подготовки актуальная и сложная. Трудности в их решении обусловлены самим характером управления творческой деятельностью, которая объективно должна иметь опосредованный характер. Нужно искать пути, которые бы стимулировали творческие поиски воспитанников, активизировали их творческую энергию в дальнейшей работе как руководителя вокала [13, c. 76].

В процессе обучения пению возникают многочисленные проблемы, которые необходимы для эстетического развития человека. Это - расширение музыкального мировоззрения, формирования музыкального и художественного вкуса, воспитания заинтересованного и подготовленного слушателя, обогащение и развитие эмоциональной сферы, развитие музыкальных способностей.

Певческо-музыкальное развитие имеет принципиальные педагогические установки:

- усвоение определенного музыкального материала (распевки, песни) осуществляется на основе развития музыкальных способностей воспитанников (ладового ощущение, музыкального слуха во всех его проявлениях), музыкальной памяти и музыкального воображения;

- широко используются опыт и знания воспитанников с учетом их возрастных особенностей и личных качеств. Обращается внимание на решение нравственных проблем [17, c. 153].

Для преподавания обязательно нужны:

- соответствующая подготовка к каждому занятию;

- сочетание в своем поведении на занятиях эмоциональности и сдержанности, требовательности и доброжелательности, справедливости и дисциплинированности;

- обеспечение условий для активного и творческого участия в работе каждого воспитанника и всего коллектива (создание радостно деловой атмосферы в процессе занятий, чередование методических приемов, пробуждение интереса к каждой задаче и поддержания его для широкого использования инициативы воспитанников, поощрение их к самостоятельности);

- воспитание у детей умения и желания творчески работать на занятиях.

Вокальное исполнение песен требует от воспитанников владения комплексом вокальных навыков. Это - правильная осанка корпуса, дыхание, дикция, звукообразование и интонирование. Изучение песен имеет богатую и разнообразную методику. Исходя из этого, необходимо отметить следующее:

1. Интонационная точность выполнения певца - постоянная и главная забота руководителя. Еще одно условие - петь выразительно. И только при взаимодействии этих линий возникнут и совершенный инструмент, и исполнительское мастерство коллектива.

2. В работе целесообразно иметь одновременно 3-4 произведения. Это помогает полностью охватить различные стороны вокального обучения. Например, одна из песен повторяется как изученная, вторая - находится в стадии распевание и доучивание, с третьей - начинается знакомство. Соответственно для каждой песни возникает ряд конкретных задач, используются различные методы. Такая работа над несколькими произведениями на одном занятии помогает переключить внимание воспитанников, не утомляя их, тем самым способствуя появлению активности и работоспособности.

Формирование навыков признается принципом единства художественных, технических и эстетических групп. К художественной группе относим: проницательность, содержательность, артистичность, эмоциональное исполнение, богатство и изящество его интонаций. Технической группы - высокий уровень мастерства, виртуозность. К эстетической - тембральное и динамическое разнообразие звучания.

Формирование вокальных навыков определяется передачей характера произведения через выразительность исполнения. Иначе говоря, необходимо осуществление принципа единства художественного и технического. Работа над песнями и упражнениями в различных возрастных группах имеет общие черты. Так, усвоение песни определяет: ознакомление, собственно изучения, закрепления, исполнения [10, c. 94].

Изучение всегда осуществляется фрагментами (фразами). Педагог несколько раз демонстрирует каждый музыкальный отрезок и настраивает воспитанников на первый звук. Изучение начинают в умеренном темпе и слабой динамике. Текст усваивается в большинстве случаев одновременно с мелодией, непонятные или тяжелые слова объясняются детям до начала выполнения.

На первом занятии руководитель стремится закончить изучение песни целиком (даже если она изучена не полностью), он поет всю песню, а воспитанники - то, что усвоили. На следующем уроке прорабатываются наиболее сложные фрагменты, песня доучивается до конца, пропевается несколько раз в целом, причем каждый раз с новыми задачами, анализируются недостатки исполнения.

Опора на опыт воспитанников, их знания, память - важное условие успешного обучения. Для этого даются задания: определить, меняется характер (настроение) сколько частей в песне; какова главная ее мысль; плавно или скачками развивается мелодия; в каком регистре звучит аккомпанемент; кто выполняет (если звучит запись) и т.д.

В активном восприятии музыки важную роль играет зрительная наглядность. Движение мелодии лучше воспринимается по ее нотном или графическом изображении. Рука педагога, сопровождает музыку, может помочь и в определении характера звука, ритмичной и интонационной особенности мелодии, темпа, динамики. Усилению впечатлений от музыкального произведения способствуют художественные репродукции, литературные образы, картины природы [5, c. 43].

Эффективное формирование профессионального вокального мышления возможно лишь при условии непрерывного активного развития слухового опыта исполнителей. Уровень профессионального развития вокального мышления во многом определяется уровнем развития вокального музыкального слуха и степени их активности, чувствительности, утонченности, умение охватить широкие музыкальные построения. Чутье и воображение в ощущении вокального произведения, с одной стороны, интеллектуальное его понимания, с другой - вот неразделимы стороны мыслительного процесса исполнителя.

Итак, с изложенного выше можно сделать вывод, что воспитание вокального мышления - это взаимопроникновение и сочетание таких процессов, как: постижение внутренних закономерностей строения исполняемого произведения, интонирование мелодии, понимание законов музыкальной эволюции, исторического стиля композитора и всей системы художественных образов.

1.2. Специфика вокальной подготовки детей

Успешная охрана детского голоса зависит от соблюдения общих норм гигиены жизнедеятельности ученика. Так, залогом здоровья органов голосового аппарата является поддержание общего здоровья организма, соблюдения режима учебы и отдыха, правильность системы питания, профилактика заболеваний верхних дыхательных путей, закаливание и общее укрепление организма.

К специфическим мерам охраны детского голоса принадлежат правильность постановки певческого голоса, нормализация певческой функции голосового аппарата. Это предполагает установление естественной связи между отдельными органами, позволяет всему голосовому аппарату работать при малейшем напряжении голосовых органов. Выработка навыков управления мышцами голосового аппарата обеспечивает правильность взаимодействия всех органов, участвующих в голосообразовании.

Охрана детского голоса требует учета внутренних раздражителей организма вокалиста, который предусматривает анализ внутренних ощущений голосового аппарата при фонации, общего состояния здоровья ученика на уроке по вокалу [2, c. 325].

Обеспечение норм гигиены вокальной подготовки должно включать создание благоприятной обстановки обучения относительно влияния на воспитанника на внешние раздражители, требует обеспечения звукоизоляции учебного кабинета, соблюдение гигиенических норм к учебному помещения, отсутствия посторонних лиц на занятии на начальных этапах обучения.

Преподаватель вокала и руководитель эстрадной студии обязаны учитывать специфику развития голосового аппарата учащихся в различные возрастные периоды.

Основным условием сохранения певческого голоса вокалиста и его развития является приобретение навыков правильного использования голосового аппарата. Одной из причин нарушения певческой функции, а иногда и полной потери голоса является неправильное определение педагогом типа певческого голоса вокалиста. От правильности проведения классификации певческого голоса зависит правильность отбора методов работы в классе вокала, вокального репертуара.

В силу естественного волнения ребенка на первых занятиях по вокалу определить тип певческого голоса сразу иногда не удается. Во избежание ошибки педагогу нужно создать на занятии положительную эмоциональную атмосферу, которая способствовала раскрытию настоящего вокального потенциала вокалиста. Важным моментом охраны певческого голоса является учет руководителем эстрадной студии принадлежности голоса ребенка к определенному типу. Пение ученика в партии, которое не соответствует типу его голоса, недопустимо, поскольку длительное пение в неестественной тесситуре приводит к ухудшению певческих качеств голоса, возникновение хронических заболеваний голосового апарата [7, c. 124].

Вопрос сохранения детского голоса предусматривает решение ряда проблем, связанных с его работой в вокальной группе.

Важной проблемой вокальной подготовки учащихся является развитие их вокально-слуховых координирующих умений. Так, отсутствие сформированности элементарных навыков саморегулирования процесса фонации с помощью вокального слуха приводит к формированию негативных вокальных стереотипов, которые в дальнейшем трудно поддаются корректировке. Ученик, который не обладает элементарными вокально-техническими и слуховыми навыками, поет в эстрадном коллективе, лишен возможности правильно оценивать звучание собственного голоса, и, соответственно, координировать работу своего голосового аппарата.

На практике часто случается так, что руководитель эстрадной студии за нехватки времени на занятии не в состоянии уделять достаточно внимания работе по формированию элементарных вокальных навыков начинающих. Основное его внимание направляется на работу с воспитанниками, которые обладают достаточным уровнем вокальной подготовки. Но педагог обязан заботиться о сохранении голосовых данных учащихся, что предполагает необходимость уделять достаточно внимания индивидуальному певческому развитию каждого вокалиста [11, c. 84].

Важным компонентом вокальной подготовки воспитанников является формирование у них вокально-слуховых умений. Работая над развитием певческого голоса учеников, развитию их исполнительского вокального слуха нужно уделять большое внимание, так как вокальный слух дает им возможность оценивать качество звучания собственного голоса, контролировать его и совершенствовать, делает процесс фонации осознанным. Тесная связь формирования слуховых вокальных представлений с моторикой голосового аппарата положена в основу развития певческого голоса.

В ходе формирования слуховых умений учащихся необходимо подчеркнуть необходимость охраны их слуховых анализаторов. Особенно актуален этот вопрос в условиях окружения человека большим разнообразием аудиотехники, характерными особенностями которой являются большая громкость звука, что несет в себе угрозу. Действие мощных звуков ведет к понижению чувствительности волокон слуховых нервов, которая восстанавливается через 10 - 15 секунд. Но при чрезмерном длительном раздражении органа слуха наступает его утомление, которое характеризуется резким понижением слуховой чувствительности и длительным периодом ее восстановления. В условиях систематического воздействия сильных звуков в течение длительного времени слуховая чувствительность может не восстановиться. В этом случае в слуховом органе происходят необратимые патологические изменения, приводящие к устойчивому понижение слуха.

Ученики должны знать, что большую угрозу для их органа слуха составляет прослушивания музыкального плеера. Если разговорный язык имеет громкость в 30-40 децибел, крик - 60 децибел, а сила звука в 90 децибел уже есть травмирующей, то музыку в плеере обычно мы слушаем на громкости не менее 70 децибел. Вред слушания плеера заключается в изменении естественного механизма попадания звука к слуховому органу, когда звук из наушников максимально приближается к внутреннему уху. Такой влияние вызывает постепенное атрофирование органа слуха.

Чтобы не повредить слух во время прослушивания плеера необходимо соблюдать несколько правил: регулировать громкость звука в 60% от максимальной возможности динамиков; выбирать большие наушники в виде накладок; продолжительность прослушивания должен составлять 1-2 часа.

Ученики должны быть проинформированы о том, что постепенное отмирание слуховых нервных волокон происходит безболезненно, и часто проходит незаметно для человека.

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ВОКАЛУ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ ЭСТРАДНОЙ СТУДИИ

2.1. Роль руководителя вокального коллектива в сохранении детского голоса

Обеспечение охраны детского голоса требует правильной организации процесса вокального обучения. Начиная работу с учениками педагог должен изучать индивидуальные физиологические, психологические и возрастные особенности его развития. На начальном этапе занятий по вокалу нужно учитывать небольшую выносливость голосового аппарата питомца и его быструю утомляемость. Последствиями неправильного использования певческого голоса, его переутомления и несоблюдения норм гигиены голосового аппарата является возникновение профессиональных заболеваний голосового аппарата. Лучшим средством предотвращения данных заболеваний является профилактика, которая предусматривает устранение причин, вызывающих их появление.

Раскрывая вопрос о соблюдении общих норм охраны голоса юных певцов, следует концентрировать внимание на режиме дня воспитанников. Подчеркиваю, что начинать день желательно по проведению мероприятий личной гигиены, утренней гимнастики и легкого калорийного завтрака. В комплекс упражнений на общее укрепление организма следует включить специальные упражнения для развития дыхательного аппарата, брюшного пресса, мышц спины.

Особенно важным является правильное распределения голосовой нагрузки воспитанников в течение дня. Важное значение следует предоставлять регулированию самостоятельной работы воспитанников.

Следовательно, сохранение детского голоса предусматривает выполнение общих и специфических требований к охране певческого голоса, включающих сохранения общего здоровья организма учащихся и обеспечения специфических мер охраны голосового аппарата, связанных с особенностями процесса вокальной подготовки воспитанников.

Дыхание является важнейшим элементом процесса вокала. Есть дыхание, без которого невозможно художественное исполнение произведения. Как известно воздушный поток вызывает колебания голосовых связок, в результате чего рождается звук, который попадая в резонаторные полости, усиливается и приобретает вокальное звучание. От дыхания зависит сила звука и все его оттенки: красота, чистота звука, выразительность пения.

Характер выдоха и вдоха предопределяется характером звука. Слишком сильный вдох ведет к форсированному неравномерному звучанию и повышению интонации. Вялое дыхания лишает звук красочности и вызывает понижение интонирования. Выдох всегда должен быть экономным. Для этого некоторые педагоги-вокалисты советуют разнообразные упражнения: лежа, набирать воздух на определенное количество секунд и равномерно выпускать его. Длительность выдоха и вдоха следует с каждым днем ​​увеличивать. Впоследствии производится широкое, длительное дыхание и свободный выдох.

Существуют различные типы вокального дыхания. Наиболее признано современной вокальной педагогикой - это, так называемое, грудно-диафрагматичне дыхания, которое дает возможность сделать наиболее полный и глубокий вдох.

Грудное дыхание, при котором воздух набирается в верхнюю часть легких и грудь слегка випячивается вперед.

Костоабдоминальное - в нем участвуют нижние ребра, диафрагма и мышцы брюшного пресса. (Costa - ребро, abdomen - живот) [3, c. 51].

Певческое дыхание, как и обычное, состоит из двух моментов: вдоха и выдоха. Певческое по сравнению с обычным, разговорным в 2-2,5 раз больше.

Характер вдоха, как перед началом исполнения произведения, так и в процессе пения зависит от характера произведения. Для произведений медленных естественным является вдох спокойный, глубокий. В произведениях быстрого темпа вдох должен быть коротким, но также глубоким.

Перед пением надо на какую-то долю секунды задержать дыхание,  начать пение по знаку педагога, экономно расходуя воздух до конца фразы.

Если при обычном дыхании вдох чередуется с выдохом независимо от нашей воли, то в пении дыхание должно быть полностью подчинено воле исполнителя, потому что здесь оно играет очень важную роль, как основа формирования певческого звука. Для певцов важное значение имеет выдох, так как благодаря ему образуется певческий звук. Вдох перед началом хорового пения должен быть всегда организован и одновременный, должен отвечать характеру произведения. Набирать воздух надо бесшумно, не поднимая плеч. Дыхание при котором поднимаются плечи вредное. Такое дыхание называется ключичным, оно очень распространено в практике. Плечевые движения указывают на то, что воздухом заполняется только верхняя часть легких и такого дыхания не хватает до конца фразы.

Задача педагога - научить учеников экономно, ровно и постепенно тратить воздух, научить ровно «тянуть» звук.

Чтобы лучше развить длительность дыхания, полезно петь разные упражнения: дети по руке педагога задержав дыхание, сделав опору на первом звуке, начинают петь на гласную «у». При этом педагог считает на счет "раз", "два", "три", "четыре" и т.д. это вызывает у детей интерес, активность, желание кто дольше протянет звук. Такие упражнения проводятся на начальном этапе, когда ученики еще не знакомы с нотами. Когда ученики ознакомятся с нотами, можно петь упражнения по нотам [12 c. 162].

Над развитием навыков певца дыхание надо работать систематически. Первое требование к правильному дыханию певца - это правильный одноразовый вдох воздуха. Второе требование - выдох.

Если педагог сам аккомпанирует певцам, то дыхание показывается кивком головы. Нельзя брать дыхание внутри фразы, а еще больше в середине слова. В отдельных случаях при больших фразах допускается изменение дыхания в середине фразы между словами. Во время выполнения хоровых произведений, преимущественно медленного темпа, при большой продолжительности или длинных фразах часто применяется прием «цепного» дыхания, когда певцы дышат не вместе, а по очереди «цепочкой». На цепном дыхании можно выполнять музыкальные фразы любой величины, они не разрываются таким изменением дыхания, у слушателей создается впечатление, что хор исполняет фразу на одном дыхании. При выполнении на цепном дыхании нот большой длительности или длинных фраз отдельные певцы могут брать дыхание поочередно в любом месте в том числе и в середине слова. Часто «цепное» дыхание также применяется в окончаниях произведения.

2.2. Анализ валеологического подхода в обучении вокалу детей 5-6 лет в условиях эстрадной студии

Изучение правил гигиены голосового аппарата должно начинаться с первых занятий, потому что, зачастую, нарушение нормального функционирования голосового аппарата имеет место именно из-за незнания или несоблюдения определенных правил. С этой целью следует организовывать беседы, предоставлять рекомендации своим воспитанникам о сохранении голоса.

Подчеркиваю, что негативное влияние на состояние голосовых связок вызывает и прокашливание перед пением. Прокашливание является распространенной привычкой большинства певцов и с ней трудно бороться за ее рефлекторный характер. Именно поэтому следует учить своих учеников с первых занятий соответствующей культуры поведения в вокальном коллективе, тем более, что соблюдение этого аспекта предполагает не только эстетический вид певца, но и сохранения качественных свойств звучание его голоса. Особенно вредно прокашливание определенной партии перед вступлением в высокую тесситуру или перед вступлением в быстром темпе. Дело в том, что при прокашливанни гортань занимает достаточно низкое положение, что является негативным фактором при подготовке к звучанию. Часто прокашливание перед вступлением способствует активизации таких негативных факторов как низкая позиция звука, фальшивое интонирование, опоздание вступления через несмыкание связок и т.д.

Негативное влияние на качественное звучание вызывает отклонения кинесической модели поведения в эстрадной студии. Дело в том, что довольно часто дети слишком сенситивны к музыке, которую выполняют. Музыкальная чувственность, в данном случае, играет отрицательную роль. При выполнении любимой музыки такие дети начинают реагировать движениями тела. Это могут быть раскачивания тела со стороны-в-сторону, по кругу, вперед-назад, активное кивание головой при пении или отбивания ритма произведения ногой, рукой и т.д. При пении лишние телодвижения вредят звукообразования. Постоянная смена позиции корпусом приводит к дисбалансу в звучании, так как регулярно нарушается точка опоры дыхания, положения диафрагмы, практически исключает появление качественного звукообразования [19, c. 219].

Еще одним проявлением неконтролируемых эмоций ребенка во время исполнения музыки является повторение движений руководителя эстрадной студии. Конечно, детское дирижирования положительно влияет на понимание детьми качества звука, но оно должно осуществляться только с разрешения педагога и по его команде.

Следует контролировать, чтобы при пении ученики были в сидячем или стоячем положении.

Довольно часто дети одевают неуместную для пения одежду: вещи с ремнями на талии или под грудью, брюки с завышенной талией и т.д. Выше указанный одежду вредит здоровому пения, поскольку не дает мышцам грудной клетки и брюшного пресса свободно двигаться. Одежда, удобный для пения, должен иметь свободный покрой или быть изготовленными из эластичных, мягких тканей.

К гигиене голосового аппарата также относится овладение правильным типом дыханием. Достаточно часто певцы эстрадной студии не верно дышат. А именно шумно вдыхают воздух, поднимают плечи во время дыхания, делают короткий нечеткий вдох. С использованием таких типов дыхания нужно бороться, так как именно дыхание является фактором правильного, здорового и культурного пения. Поэтому чтобы не этого не допустить, следует  проводть ряд дыхательных упражнений.

Не допустимым является крикливое пение. Часто дети отождествляют крик с пением ошибочно, считая, что чем громче они будут кричать, тем лучше будет качество звука. К сожалению, этот стереотип детского мышления достаточно распространен, поэтому нуждается в детальном внимания. Дело в том, что детские голосовые связки полностью сформированы и слишком громкое пение может привести к травмированию и частым заболеваниям горла (например, к ларингиту). Еще одной причиной травмирования связок является форсирование звука при пении, горловой или носовой призвук, придыхательная атака звука [21, c. 63].

Недопустимыми разговоры при пении певцов во время работы руководителя кружка с одной определенной партии. Поэтому нужно следить за тем, чтобы паузу воспринимали как время для отдыха голосовых связок, ведь шепот вызывает определенное напряжение голосовых связок и несет лишнюю нагрузку.

Итак, культура поведения и гигиена голосового аппарата имеет важное значение в вокальном коллективе, поскольку выполняет не только эстетическую но и защитную функцию.

В своей практике активно использую:

- дыхательные гимнастики, упражнения для вокально-технического развития;

- упражнения для формирования смешанного регистра;

- упражнения на релаксацию, снятие мышечных зажимов;

- упражнения-установки для настройки психики с целью выполнения творческих заданий;

- комплекс упражнений для развития дикции (практические приемы фонопедии, упражнения по системе йогов и вокализы для постановки речевого голоса)

- вокальную гимнастику для овладения технологией замедленного вдоха;

- технику «мычания» для развития вибрационных ощущений;

- упражнения для снятия напряжения мимической мускулатуры;

- систематические занятия на центральной части диапазона, практические упражнения для выявления природного тембра, выработки подвижности голоса, развития музыкального слуха, развития чистоты интонирования;

- упражнения для координации слуха с голосом, развития и укрепления музыкального слуха в ладовой системе, выработки правильной дикции, развития певческого дыхания, гибкости и подвижности голоса, музыкального слуха;

- упражнения для овладения певческим дыханием, освобождение мышц гортани, развитие и филирование звука, овладение mezza voce, для точности интонирования, овладение умением направлять звук;

- предоставляю советы по устранению носовых и зубных призвуков, упражнения на развитие дыхания, дикции, выравнивание регистров, ощущение главного резонирования, по развитию певческого дыхания, умелого перехода из регистра в регистр, развития вокального и музыкального слуха, мышечной памяти, опоры дыхания, артикуляции, дикции, главных резонаторов, филирование звука, подвижности голоса, для снятия мышечных зажымов, на чувство ритма;

- упражнения для достижения «высокой певческой позиции», настройки верхних резонаторов, развития четкой дикции, вокализы для гибкости и подвижности голоса;

- комплекс упражнений для снятия мышечных зажимов по всему тела, релаксации спины и головы, на освобождение процесса дыхания, общую релаксацию, снятие зажатых мышц речевого аппарата, развитие силы звука, глубины и красоты тембра, развитие субтонов, концентрацию звука, свободное резонирование, для развития вибрато, формулировка согласных, скороговорки для развития дыхания, дикции и мышления;

- упражнения для снятия мышечных зажимов, «теория лифта» для сглаживания переходов с регистра в регистр;

- упражнения для сглаживания переходных нот, тренировки артикуляционного аппарата, развития вокальной техники, выработки подвижности голоса (мелизмы, глиссандо, трели, портаменто, стаккато);

- фонопедичные упражнения являются решением координационных и тренажерных задач работы над голосом [15, c. 78].

Появление показателей певческого голосообразования позволяет включить в работу более сложные приемы, вести более тонкое самонаблюдение как традиционными методами, так и принципиально новыми. Такая система упражнений особенно помогает в работе с детьми.

В своей практике я вижу положительные результаты, которые помогают детям «найти» свой голос в любом регистре, наиболее активно применяя упражнения доречевой коммуникации. Ребенок запоминает свои ощущения и затем переносит их в нужный музыкальный материал в зависимости от регистра. Все это дает возможность почувствовать себя значительно увереннее и продолжить развитие певческих возможностей.

На занятиях по пению совершенствуется речь детей, исправляются дефекты произношения. Когда дети поют, они вынуждены произносить слова протяжно, четко, а это помогает правильному их усвоению. Кроме того, текст песни подчинен определенному ритму, что также способствует произношению трудных звуков и слогов. Каждый основной метод - наглядно-слуховой, словесный, художественно практический - содержит в себе определенный комплекс разнообразных методических приемов, которые уточняют этот метод.

Следует следить за профилактическими мерами по охране голоса детей, а также за общим состоянием их здоровья, прислушиваться к их жалобам. Дети не всегда жалуются на свою слабость, а поэтому предварительно нужно проводить профилактический осмотр, чтобы выяснить причину. Ведь предотвратить заболевание значительно легче, чем лечить его.

При голосовой усталости нужно устраивать воспитанникам отдых, голосовую диета и аутомасаж.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В России чрезвычайно большое значение придают детскому пению, потому что всестороннее, гармоничное развитие человека будущего, его моральный облик, культура, зависит от эстетического воспитания, и, в частности, музыкального. Пение очень полезно также для физического развития ребенка. Оно является своеобразной гимнастикой, которая способствует правильному росту грудной клетки, укрепляет дыхательную и сердечно-сосудистую систему, развивает и тренирует слух, а это в свою очередь гарантия, что ребенок будет чисто интонировать любое вокальное упражнение или отрывок из песни.

Итак, одно из основных правил гигиены и охраны голоса детей - систематические занятия пением, которые способствуют более интенсивному и постепенному развитию голосового аппарата. То есть вырабатывая певческие навыки, ребенок укрепляет голосовые мышцы, дыхательную систему, развивает музыкальную память и др.

Эффективное формирование профессионального вокального мышления возможно лишь при условии непрерывного активного развития слухового опыта исполнителей. Уровень профессионального развития вокального мышления во многом определяется уровнем развития вокального музыкального слуха и степени их активности, чувствительности, утонченности, умение охватить широкие музыкальные построения. Чутье и воображение в ощущении вокального произведения, с одной стороны, интеллектуальное его понимания, с другой - вот неразделимы стороны мыслительного процесса исполнителя.

Пение является своеобразной гимнастикой, которая способствует верному развития грудной клетки, регулирует функции сердечно-сосудистой системы, развивает художественно эстетический вкус и творческие возможности ребенка.

Однако, если при занятиях пением игнорируются законы возрастной физиологии, то это может привести не только к заболеваниям голосового аппарата, но и нарушений обменных процессов в организме в связи с изменением кислородного баланса и нарушения деятельности сердечно-сосудистой системы.

В вокальной практике были случаи, когда в процессе занятий пением дети младшего школьного возраста кратковременно теряют сознание - это результат нарушения регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы и обменных процессов, к которым привело изменение кислородного баланса в организме во время пения.

Итак, знания и использование знаний физиологического развития ребенка - одна из основных задач, на которое должен обратить внимание вокальный педагог.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аспелунд Д. Л. Развитие певца и его голоса / Д. Л. Аспелунд. – М.: Музыка, 2002. – 190 с.
  2. Билич Г. Л., Назарова Л. В. Основы валеологии: Учебник. - СПб.: Водолей, 2013. - С. 558
  3. Вайкль Бернд. О пении и прочем умении / Бернд Вайкль. М.: Аграф, 2002. - 224 с.
  4. Гонтаренко Н. Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства / Надежда Борисовна Гонтаренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 156 с.
  5. Далецкий О. В. Обучение певца-любителя Текст. / О. В. Далецкий. - М.: МГИК, 1999. - 75 с.
  6. Детский голос. Экспериментальные исследования / под ред. В. Н. Шацкой. - М.: Педагогика, 2000. 232 с.
  7. Дмитриев, Л. Б. Основы вокальной методики / Л. Б. Дмитриев. - М.: Музыка, 2004. - 368 с.
  8. Дмитриева Л. Детское музыкальное творчество как метод воспитания. Муз. восп. в школе. - М. 1999. – 280 с.
  9. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики / Л. Б. Дмитриев. - М.: Музыка, 1998. - 674 с.
  10. Егоров А. М. Гигиена певца / Анатолий Михайлович Егоров. - М.: Медгиз, 1995. - 140 с.
  11. Емельянов В. В. Развитие голоса, координация и тренаж / В. В. Емельянов. СПб.: Лань, 1997. - 190 с.
  12. Иванченко Г. В. Психология восприятия музыки: Подходы, проблемы, перспективы Текст. / Г. В. Иванченко. М.: Смысл, 2001. - 264 с.
  13. Живов В. Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика: уч. пос. для студ. высш. учеб. завед. / Владимир Леонидович Живов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 272 с.
  14. Калабин А. Управление голосом / А. А. Калабин. – М.: Эксмо, 2006. – 160 с.
  15. Кантарович, В. С. Гигиена голоса Текст. / В. С. Кантарович. - М.: Музгиз, 1999. - 120 с.
  16. Ковнер Ю. А. Тренировочные упражнения в развитии певческого голоса / Ю. А. Ковнер // Вопросы вокальной педагогики / ред.-сост. Л. Б. Дмитриев. - М.: Музыка, 1996. - Вып. 5. - С. 39-60.
  17. Козлянинова И. П. Тайны нашего голоса / И. П. Козлянинова. Екатеринбург: Диамант, 1992. - 320 с.
  18. Колбанов В. В. Валеология. - М.: Изд-во Просвещение, 2011, С. 31-38
  19. Кузнецов Е. Д. Новая валеология нового времени. - Тюмень: Истина, 2012, С. 219
  20. Малинина Е. М. Опыт работы по обучению школьников пению /  Е. Малинина. - М.: Акад. Пед. Наук 1994.
  21. Менабени А. Г. Методика обучения сольному пению / Анджелина Георгиевна Менабени. - М.: Просвещение, 1997. - 93 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация гендерного подхода в обучении и воспитании детей дошкольного возраста в соответсвии с ФГТ

Отчет о проделанной работе по работе над годовой задачей "Гендерный подход в обучении и воспитании детей дошкольного возраста"...

Реализация индивидуального подхода к обучению в процессе внедрения ФГОС третьего поколения.

Возможности индивидуального маршрута обучения для сткдентов с развличным уровнем обучения...

"Индивидуально - дифференцированный подход в обучении пению"

Из опыта работы музыкального руководителя...

Реализация индивидуального подхода в обучении и воспитании детей с ОВЗ.

Реализация индивидуального подхода в обучении и воспитании детей с ОВЗ. Современная система специального образования предполагает обучение детей с ОВЗ в дошкольных образовательных учреждениях, ко...

Реализация индивидуального подхода к обучению детей с ОВЗ

Реализация индивидуального подхода к обучению детей с ОВЗ...

Реализация индивидуального подхода к обучению детей с ОВЗ

Реализация индивидуального подхода к обучению детей с ОВЗ...