Проект "Экологическая тропа"
методическая разработка (старшая группа)

Грендингер Мария Михайловна

Проект «Экологическая тропа» направлен на экологическое воспитание детей

дошкольного возраста. В проекте представлен материал из опыта работы МА ДОУ  по реализации задач экологического воспитания через труд в природе, исследовательскую и экспериментальную деятельность, пробуждение бережного отношения к природному окружению, расширение кругозора детей.

Данный проект способствует организации экологической и опытно-экспериментальной деятельности дошкольников, способствует практическому взаимодействию детей с окружающей природой.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №34» 624460 Свердловская область, город Краснотурьинск, улица Олега Кошевого,7 8(34384)59270, dselka @ gmail . com 34kt.tvoysadik.ru Проект «Экологическая тропа» Руководитель проекта: Воспитатель МА ДОУ № 34 Грендингер М.М. Городской округ Краснотурьинск, 2019

Слайд 2

«Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой » В.А. Сухомлинский Проект «Экологическая тропа» направлен на экологическое воспитание детей дошкольного возраста. В проекте представлен материал из опыта работы МА ДОУ № 34 городского округа Краснотурьинск по реализации задач экологического воспитания через труд в природе, исследовательскую и экспериментальную деятельность, пробуждение бережного отношения к природному окружению, расширение кругозора детей. Данный проект способствует организации экологической и опытно-экспериментальной деятельности дошкольников, способствует практическому взаимодействию детей с окружающей природой. Вид проекта: долгосрочный, досугово - познавательный, творчески - исследовательский. Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели группы, родители воспитанников. Руководители проекта: воспитатели группы детей шестого года жизни

Слайд 3

Актуальность проекта: Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деятельности в системе дошкольного образования дает хороший задел для последующих за ней ступеней системы экологического образования. Большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности.

Слайд 4

Цель проекта: создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны. Изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно - правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы. Задачи проекта: - разработать и внедрить в практическую деятельность объекты для ознакомления детей с окружающим их миром; - обогащать и систематизировать знания детей средствами экологической тропы; - познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром; - формировать у детей экологически грамотное поведение в природе, безопасное как для дошкольников, так и для самой природы; - воспитывать у дошкольников эстетические чувства, умение замечать и беречь красоту окружающей природы; - способствовать повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах создания эколого-развивающей среды и проведения экскурсий по объектам экологической тропы; - повысить экологическое просвещение родителей. Гипотеза реализации проекта. Реализация проекта позволит повысить экологическую культуры детей, расширит их кругозор, привьет навыки труда в природе.

Слайд 5

Ожидаемые результаты. Дети: - Расширение знаний и представлений детей о бережном, созидательном отношении к природе. - Формирование у детей гуманистической направленности поведения в окружающих природных условиях. - Содействовать развитию представлений о растительном и животном мире. Родители. - Активное включение в совместные с детьми мероприятия экспериментально -познавательного, трудового и экскурсионного характера. Педагоги. - Обогащение методической базы ДОУ дидактическими материалами экологического направления. - Презентация проекта на педагогическом совете МА ДОУ № 34. - Повышение педагогической компетентности воспитателей по расширению экологических знаний у детей.

Слайд 6

Название этапа Цель этапа Содержание Промежуточный результат 1 этап - подгото витель ный Определение проблемы и разработка стратегии реализации проекта «Экологи- ческая тропа» 1. Анализ работы по экологическому воспитанию. 2. Анализ программных требований по разделу «Экологическое воспитание» с детьми дошкольного возраста. 3. Детальное обследование территории ДОУ и выделение наиболее интересных объектов. 4. Разработка маршрута и составление карты – схемы экологической тропы. Составление конспектов ОД по маршруту экологической тропы. Определено новое направление и задачи. Разработан маршрут экологической тропы. 1. Разработана ОД по маршруту экологической тропы. 2. Созданы необходимые условия: материально- техническое оснащение, развивающая среда на территории ДОУ. 2 этап – основной Реализация работы по маршруту экологической тропы 1. Выбор объектов для проведения ОД. 2. Проведение последовательной ОД по маршруту экологической тропы; 3. Изготовление гербариев: «Лекарственные травы», «Цветы», «Листья». Отработана технология проведения последовательных занятий по маршруту экологической тропы. 3 этап - контрольно -оценочный Анализ результа-тивности поставленных задач 1. Проведение итоговой экскурсии. 2. Разработка методических рекомендаций для педагогов ДОУ по использованию объектов экологической тропы в работе с дошкольниками. 3. Оформление презентации. Выставка детских рисунков. 1. Выполнение задач проекта. 2. Выпуск методических рекомендаций. Этапы реализации проекта название этапа цель содержание промежуточный результат 1 этап – подготовительный Определение проблемы и разработка стратегии реализации проекта «Экологи ческая тропа» 1. Анализ работы по экологическому воспитанию. 2. Анализ программных требований по разделу «Экологическое воспитание» с детьми дошкольного возраста. 3. Детальное обследование территории ДОУ и выделение наиболее интересных объектов. 4. Разработка маршрута и составление карты – схемы экологической тропы. Составление конспектов ОД по маршруту экологической тропы. Определено новое направление и задачи. Разработан маршрут экологической тропы. 1. Разработана ОД по маршруту экологической тропы. 2. Созданы необходимые условия: материально- техническое оснащение, развивающая среда на территории ДОУ. 2 этап – основной Реализация работы по маршруту экологической тропы 1. Выбор объектов для проведения ОД. 2. Проведение последовательной ОД по маршруту экологической тропы Отработана технология проведения последовательных занятий по маршруту экологической тропы. 3 этап - контрольно -оценочный Анализ результативности поставленных задач Проведение итоговой экскурсии. 2. Разработка методических рекомендаций для педагогов ДОУ по использованию объектов экологической тропы в работе с дошкольниками. 3. Оформление презентации. 1. Выполнение задач проекта. 2. Выпуск методических рекомендаций.

Слайд 7

Роль экологической тропы в воспитании детей дошкольного возраста «Любовь к Родине начинается с любви к природе». Именно под этим лозунгом детское экологическое движение страны проводит все мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру. Экологическое воспитание - это формирование осознанно правильного отношения детей к объектам природы. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоционально-эстетический и действенный аспекты. Взрослый должен помочь малышу открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его , как общий дом, равно необходимый всем, кто в нём живёт. Именно это должно найти отклик в душе каждого ребенка. Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать ребенка к миру природы. Задача взрослых - помочь детям накопить первый багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений и достоверных представлений о природе. Ребенок с раннего детства исследует окружающий мир, тянется к красивому, яркому. Всё это он может увидеть в природе, и всё это для него впервые, всё удивляет и радует. Новизна и яркость ранних впечатлений остаются на всю жизнь. В нашем учреждении ведется работа с детьми по экологическому воспитанию, где формируются представления детей о правильных способах взаимодействия с растениями и животными; рассматривать их не нанося им вред. Новая и интересная форма работы по экологическому воспитанию открывается с организацией экологической тропы – специально оборудованного учебного маршрута на природе. Создание нового элемента эколого –развивающей среды на территории дошкольного учреждения позволяет решать задачи экологического воспитания в процессе непосредственного общения ребенка с ближайшим природным окружением.

Слайд 8

Экологическая тропа - одна из современных форм воспитания и образования детей - работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты. Знакомясь с природой, особенностями природного ландшафта, дети и взрослые расширяют свой кругозор, практикуются в ориентировании. Экологическая тропа дает возможность увидеть объект в разные отрезки времени. Все это способствует закреплению и обогащению речевого материала, отрабатываются навыки правильного звукопроизношения, развиваются психические процессы. В общении с природой развивается детская любознательность, расширяется кругозор, проявляется интерес к труду, пробуждается чувство прекрасного. Работа на экологической тропе позволяет решать следующие задачи: - учить детей правильно взаимодействовать с природой; - развивать познавательный интерес к миру природы и эстетические чувства; - формировать представление об отличии природы от рукотворного мира; - учить устанавливать причинно-следственные связи в природе; - дать представление о самоценности и необходимости охраны всех без исключения видов растений; животных, независимо от того, нравятся они ребенку или нет; о тесной взаимосвязи объектов живой и неживой природы (на примере поля, участка леса). При организации работы на экологической тропе можно использовать различные формы: экскурсии, занятия - опыты, занятия-наблюдения, экологические игры, конкурсы викторины, праздники. Экологическая тропа – это средство нравственного, эстетического, трудового воспитания. Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. В разное время можно посещать разные точки, даже одну точку за прогулку. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. Если идёт ознакомительная прогулка, можно посетить разные точки, если же мы преследуем конкретную цель (например, узнать о жизни муравья), то можно ограничиться только одним объектом.

Слайд 9

Для организации работы на экологической тропе разработан специальный « Паспорт экологической тропы ». Точки экологической тропы: 1. Точка «Муравейник»; 2. Точка «Огород»; 3. Точка «Аптека лесной феи»; 4 . Точка «Цветник»; 5. Точка «В гостях у пернатых»; 6. Точка «Сафари парк»; 7. Точка «Тропа здоровья»; 8. Точка «Деревенское подворье»; 9. Точка «В гостях у сказки»; 10. Точка «В гостях у тётушки пчелы»; 11. Точка «Метеостанция»; 12. Точка «Подводный мир»; 13. Точка «Чемпион»; 14. Точка « Светофорчик ». Здесь же дается описание точек тропы. На указателях прикрепляются фотографии объектов и приводится необходимая для воспитателя информация. Так, при описании дерева даются его биологические, экологические характеристики, особенности распространения, происхождение названия, народные названия, отражение его образа в фольклоре (сказки, загадки, пословицы), песнях, стихах, отмечается его связь с другими растениями и животными, роль в жизни людей (оздоровительная, эстетическая и т.д.) и рекомендации по использованию объекта в работе по экологическому воспитанию дошкольников и просвещению родителей (как показывает опыт, родителей всегда интересует информация об использовании растений, которая может служить отправной точкой для природоохранных бесед; именно поэтому такая информация включается в описание видовых точек). В приложении приводится ряд примеров таких описаний, составленных педагогами. Для повышения интереса детей к занятиям на тропе был выбран «хозяин леса».

Слайд 10

В качестве видовых точек для детей выбрали деревья и кустарники, произрастающие на территории ДОУ. На их примере можно наглядно показать отличия разных жизненных форм растений. В нашем учреждении воссозданы фрагменты разных естественных растительных сообществ, характерных, прежде всего для нашей местности (леса, луга). Это помогает познакомить детей с представителями местной флоры, фауны и экосистемами леса, луга. На тропе есть небольшие возвышения, что позволяет организовать интересные наблюдения за снежным покровом, дождевыми осадками. На примере цветов можно объяснить многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества. С этой же целью на тропе оставлены небольшие вытоптанные участки. Сравнивая их с мало нарушенными, наглядно показывать детям, как изменяется растительный покров под влиянием вытаптывания . В проекте «Экологическая тропа» педагоги используют следующие формы и методы работы, как: - экологические беседы; - наблюдения в природе; - уроки доброты; - экскурсии в природу; - целевые прогулки; - экологические акции; - чтение художественной литературы; - ситуации морального выбора; - обсуждение и проигрывание ситуаций; - труд в природе; - «Зеленая аптека» (рассматривание иллюстраций и беседы с детьми, поиск лекарственных растений на участке) - экологические развлечения, досуги, праздники; - экологические игры - экологические сказки; - инсценировки, театрализации; - опытно-исследовательская деятельность; - физкультурно-оздоровительные мероприятия.

Слайд 11

Описание объектов (видовых точек). По экологической тропе дети проходят по видовым точкам в виде красивых указателей. В состав экологической тропинки входят видовые точки, такие как: Точка № 1 «Муравейник» Цель: углублять и расширять знания об особенностях внеш­него вида и жизненных проявлениях; учить различать насеко­мых по внешнему виду , расширять знания о многообразии насекомых; раз­вивать связную речь; воспитывать бережное отношение к насе­комым. Рекомендации по организации работы с детьми: -Наблюдение за муравейником в разные времена года. - Связь с растительным и животным миром. - Беседа с детьми о полезных свойствах муравьиной кислоты. Игры с детьми: "Мы муравьи", "Зима - лето", "Муравьиная ванна", "Фотограф". Точка № 2 «Огород» Цель: вызвать большой интерес к труду, исследованиям на огороде, формировать представления о разнообразии растений, их особенностях. Эта видовая точка представляет собой огород на открытом, хорошо освещенном пространстве, где произрастают культуры, неприхотливые к условиям обитания привлекательные для проведения наблюдений. Грядки на огороде с земляным бордюром. За каждой группой закреплены 2 грядки Между грядками и центральная тропинка просыпаны песком. Огород имеет деревянный забор и 2 пугало. На каждой грядке будут расти: укроп, свёкла, морковь, лук, перец, редис, помидоры, клубника и т.д. Рекомендации по организации работы с детьми : - наблюдение за трудом взрослых; - посадка и уход за посаженными растениями; - опытно-исследовательская деятельность; - наблюдение за ростом растений.

Слайд 12

Точка № 3 «Аптека лесной феи» Цель: познакомить детей с лекарственными растениями и условиями их роста, уточнить особенности развития и использования в народной медицине, учить осторожно обращаться с некоторыми растениями. Точка № 4 «Цветник» Цель: знакомить детей с особенностями внешнего вида растений, поддерживать интерес к жизни растений и насекомых, учить дошкольников наслаждаться общением с природой, видеть её красоту. Точка № 5 «В гостях у пернатых» Цель: учить дошкольников проявлять заботу о птицах в разное время года. Точка №6 «Сафари парк» На территории данной точки детей встречает лесная фея. Она рассказывает им о лекарственных растениях, беседует о их целебных свойствах, предлагает понаблюдать за появлением растений, их ростом, развитием, поухаживать за ними (полить, прополоть и т.д.). А так же здесь можно поиграть в разные игры («Мы растения», «Чей листочек», «Лечим с помощью растений» и т.д.) Педагоги знакомят детей с растениями, произрастающими на территории ДОУ , проводят беседы о цветах, их необходимости, значимости и т.д. Предлагают поиграть в игры: «Назови цветок», «Узнай по описанию», Доскажи словечко» и т.д. На площадке имеются кормушки для птиц - «Птичья столовая». Это позволяет воспитывать у детей доброе отношение и расширить знания детей о птицах, их особенностях, повадках, помочь понять зависимость жизни птиц от смены времен года. Цель: обогащать и активизировать словарный запас по теме «Животные жарких стран». Учить узнавать животных по внешним признакам, учить образовывать притяжательные прилагательные и правильно их согласовывать с существительными в роде, числе и падеже. Развивать связную речь, фонематический слух, артикуляционный аппарат, общую и мелкую моторику, память, внимание, воображение .

Слайд 13

Точка № 7 « Тропа здоровья» Точка № 8 « Деревенское подворье» Точка № 9 «В гостях у сказки» Цель: Формирование у детей интереса и привычки к здоровому образу жизни посредством нетрадиционных атрибутов,( изготовленных руками родителей и педагогов), а также природных факторов: солнца, воздуха , воды. - Укрепление здоровья детей при взаимодействии с окружающей средой . Это – остановка закаливания и оздоровления. Эта тропинка-дорожка оборудуется таким образом, чтобы дети босиком могли пройтись по разным на ощупь поверхностям. Проходя по разным участкам тропы, дети получают последовательное воздействие на биологически активные зоны, расположенные на подошвенной части стопы. Эти зоны связаны с иммунной системой организма и помогают стимулировать и укреплять защитные силы организма, снять стресс и улучшить общее психоэмоциональное состояние. Дети проходят по тропе босиком, выполняя дыхательные упражнения. «Тропа здоровья» пролегает в основном в тенистой местности и одновременно хорошо освещается солнцем. В тени деревьев летом дети могут играть в одних плавках, получая световоздушные ванны, которые являются мягкой закаливающей процедурой . Цель: учить дошкольников наслаждаться общением с природой, видеть её красоту (красоту давности – мельница, колодец), воспитывать любовь и заботу о животных. Здесь педагогам предлагается познакомить детей с деревенским подворьем, рассказать о животных и домашних птицах. Побеседовать на тему - «Домашние и дикие животные, птицы и места их обитания». Рассказать детям о предназначении ветряной мельницы и колодца. Цели: - Познакомить детей с разнообразием сказок о природе .

Слайд 14

Точка № 12 «Подводный мир» Точка № 10 «В гостях у тётушки пчелы» Точка № 11 «Метеостанция» Рекомендации по организации работы с детьми: - Обсуждение и проигрывание ситуаций. - Уроки доброты. - Логические задачи экологического содержания. - Экологические конкурсы и тренинги. - Обучающие ситуации с игровой мотивацией. - Чтение экологических сказок. Цель: расширять знания и представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях пчёл, их пользе в жизни человека, познакомить с правилами безопасного поведения при общении с пчёлами, со свойством мёда, расширить представление о пользе, способах его добычи. На видовой точке «Пасека» хозяйничает баба Капа. Она расскажет детям о жизни и пользе пчёл, о том, как добывают мёд, о целебных свойствах мёда. Здесь имеются улья, растения, которые привлекают внимание не только пчёл, но и других насекомых. Всё это становится объектами для наблюдения . Цель: развивать любознательность, желание наблюдать и изучать явления природы (осадки, направление ветра). Это специально организованное место, где собрано оборудование для наблюдений за погодой, сезонными изменениями, суточными ритмами и т.д. Педагогами совместно с детьми возможно проведение опытов, наряду с длительными наблюдениями в природе, в ходе которых дети могут обобщить некоторый объем знаний. В такой деятельности интенсивно развиваются мыслительные процессы детей. Цель: познакомить детей с природным водоёмом и его обитателями, помочь понять, что пруд-сообщество разных организмов, воспитывать грамотное поведение у водоёма .

Слайд 15

Точка № 13 « Чемпион» Точка № 14 « Светофорчик » На территории видовой точки имеется «пруд ». Вокруг пруда расположены растения (камыш). Здесь можно с детьми провести наблюдение за обитателями водоема (лягушками, насекомыми, за прилетающими к пруду птицами), побеседовать, что произойдет, если вся вода исчезнет, почему нельзя бросать в воду мусор, о безопасности у водоёмов. Спортивная площадка для физического развития и оздоровления детей. Цель: - Формировать первичные ценностные представления о здоровье и здоровом образе жизни, о человеческом организме, влиянии на него солнечного света, воздуха, воды, движения. - Способствовать развитию основных движений и двигательной активности детей. Площадка для практического изучения правил дорожного движения Цель: создание условий для формирования у детей культуры правильного и безопасного поведения на улице и проезжей части.

Слайд 16

Мес яц Задачи Задачи Формы организации педпроцесса Предметно- развивающая среда Методы и приемы Сентябрь 1.Познакомить детей с хозяином леса. 2.Познакомить с объектами экологической тропы 3.Формировать умение пользоваться картой-схемой. 4.Обогащать словарь. 1.Ознакомительн ая экскурсия по экологической тропе. 2.Наблюдения 3.Труд в природе. 4.Экспериментально- опытная деятельность. 1. Экологическая тропинка на территории ДОУ. 2.Карта-схема экологической тропы. 3.Дидактическая игра «Найди дерево по образцу». 4.Оборудование для трудовых действий: грабли, лопаты, ведерки. 1.Создание проблемных ситуаций. 2.Беседы. 3.Введение игрового персонажа- хозяина леса. 4.Вопросы поискового характера. 5.Обследование объектов природы. Октябрь 1 . Продолжать знакомство с объектами тропинки: деревьями, овощами, ягодами. 2.Формировать наблюдательность. 3.Воспитывать бережное отношение к природе родного края. 1.Целевая прогулка 2.Наблюдения 3.Труд в природе. 4.Дидактические игры. 5. Экологический праздник «Осень золотая» 1. Экологическая тропинка на территории ДОУ. 2.Карта-схема экологической тропы. 3.Дидактическая игра «Что сначала, что потом». 4.Оборудование для трудовых действий: грабли, лопаты, ведерки. 1.Создание проблемных ситуаций. 2.Вопросы поискового характера. 3.Исследова тельская деятельность. 4.Чтение стихов и загадок. Перспективный план работы на экологической тропе с детьми дошкольного возраста Месяц Задачи Формы организации педпроцесса Предметно- развивающая среда Методы и приемы Сентябрь 1.Познакомитьдетей с хозяином леса . 2.Познакомить с объектами экологической тропы 3.Формировать умение пользоваться картой-схемой . 4.Обогащать словарь . 1.Ознакомительная экскурсия по экологической тропе. 2.Наблюдения 3.Труд в природе. 4.Экспериментально- опытная деятельность. 1. Экологическая тропинка на территории ДОУ. 2.Карта-схема экологической тропы. 3.Дидактическая игра «Найди дерево по образцу». 4.Оборудование для трудовых действий: грабли, лопаты, ведерки. 1.Создание проблемных ситуаций. 2.Беседы. 3.Введение игрового персонажа- хозяина леса. 4.Вопросы поискового характера. 5.Обследование объектов природы. Октябрь 1. Продолжать знакомство с объектами тропинки: деревьями, овощами , ягодами. 2.Формировать наблюдательность. 3.Воспитывать бережное отношение к природе родного края . 1.Целевая прогулка 2.Наблюдения 3.Труд в природе . 4.Дидактические игры . 5.Экологический праздник «Осень золотая» 1. Экологическая тропинка на территории ДОУ. 2.Карта-схема экологической тропы. 3.Дидактическая игра «Что сначала, что потом». 4.Оборудование для трудовых действий: грабли, лопаты, ведерки. 1.Создание проблемных ситуаций. 2.Вопросы поискового характера. 3.Исследовательская деятельность. 4.Чтение стихов и загадок . Приложение Перспективный план работы на экологической тропе с детьми дошкольного возраста

Слайд 17

Ноябрь 1.Продолжить знакомство с признаками осени. 2.Закрепить названия деревьев. 3.Формировать знания о птицах: воробьях, синицах, воронах, голубях. 4.Воспитывать желание помогать зимующим птицам. 1.Экскурсия по экологической тропе. 2.Наблюдения за птицами. 3.Труд в природе. 4.Экспериментал ьно - опытная деятельность «Свойства воды». 5.Дидактические игры. 1. Экологическая тропа на территории ДОУ. 2.Карта-схема экологической тропы. 3.Мнемотаблицы из серии «Птицы». 4.Коллаж «Снег» 5.Кормушки для птиц, корм. 6 Оборудование для трудовых действий: лопаты, ведерки, метелочки. 1.Создание проблемных ситуаций. 2.Беседы. 3.Составлен ие рассказов по видовым точкам. 5.Исследова тельские действия со снегом. Декабрь 1.Закреплять умение узнавать птиц по внешнему виду. 2.Формировать общее представление о зимних явлениях природы. 3.Рассмотреть внешний вид деревьев в зимнем уборе, закреплять название, умение распознавать по цвету коры разные деревья 1. Целевая прогулка «Деревья зимой» 2.Наблюдения за зимними явлениями природы. 3.Труд в природе. 4.Дидактические игры. 5.Экспериментал ьно - опытная деятельность «Чья столовая?» 1. Экологическая тропа на территории ДОУ. 2.Карта-схема экологической тропы. 3.Модели «Птицы», «Дерево». 4. Кормушки для птиц, корм. 5 Оборудование для трудовых действий: лопаты, ведерки, метелочки. 1.Создание проблемных ситуаций. 2.Беседа «Какой бывает снег». 3.Дидактиче ские игры «Кто это», «Назови правильно». 4.Чтение потешек о зиме и птицах. Ноябрь 1.Продолжить знакомство с признаками осени. 2.Закрепить названия деревьев. 3.Формировать знания о птицах: воробьях, синицах, воронах, голубях. 4.Воспитывать желание помогать зимующим птицам. 1.Экскурсия по экологической тропе. 2.Наблюдения за птицами. 3.Труд в природе. 4.Экспериментал ьно - опытная деятельность «Свойства воды». 5.Дидактические игры. 1. Экологическая тропа на территории ДОУ. 2.Карта-схема экологической тропы. 3.Мнемотаблицы из серии «Птицы». 4.Коллаж «Снег» 5.Кормушки для птиц, корм. 6 Оборудование для трудовых действий: лопаты, ведерки, метелочки. 1.Создание проблемных ситуаций. 2.Беседы. 3.Составлен ие рассказов по видовым точкам. 5.Исследова тельские действия со снегом. Декабрь 1.Закреплять умение узнавать птиц по внешнему виду. 2.Формировать общее представление о зимних явлениях природы . 3.Рассмотреть внешний вид деревьев в зимнем уборе, закреплять название , умение распознавать по цвету коры разные деревья 1. Целевая прогулка «Деревья зимой» 2.Наблюдения за зимними явлениями природы . 3.Труд в природе . 4.Дидактические игры . 5.Экспериментально - опытная Деятельность «Чья столовая?» 1. Экологическая тропа на территории ДОУ. 2.Карта-схема экологической тропы . 3.Модели «Птицы », «Дерево». 4. Кормушки для птиц, корм. 5 Оборудование для трудовых действий : лопаты , ведерки, метелочки . 1.Созданиепроблемных ситуаций. 2.Беседа «Какой бывает снег ». 3.Дидактические игры «Кто это», «Назови правильно». 4.Чтение потешек о зиме и птицах .

Слайд 18

Январь 1.Упражнять в различении деревьев по окраске ствола. 2.Продолжать формировать наблюдательность . 3.Воспитывать бережное отношение к деревьям и кустарникам. 1.Наблюдения и исследовательская деятельность на видовых точках «Птичья столовая» и «Хозяин леса». 2.Труд в природе: подкормка птиц, уборка снега, создание построек из снега. 3.Дидактические игры. 1. Экологическая тропинка на территории ДОУ. 2.Карта-схема экологической тропы. 3.Формочки для опытов со льдом и снегом. 4.Лупа. 5.Оборудование для уборки снега: лопатки, совочки. 1.Создание проблемных ситуаций. 2.Беседы. 3.Продуктивная Деятельность: изготовление построек из снега. 4.Кормление птиц. Февраль 1.Продолжать учить детей видеть красоту заснеженных деревьев. 2.Закрепить знания о свойствах снега. 3.Подводить к установлению связи: на улице холодно – поэтому вода замерзла. 4.Воспитывать бережное отношение к птицам. 1.Экскурсия по экологической тропе «Здравствуй, солнце!». 2.Наблюдения и исследовательская деятельность на видовых точках «Хозяин леса», «Гостиная для птиц», «Птичья столовая». 3.Труд на участках. 1. Экологическая тропинка на территории ДОУ. 2.Карта-схема экологической тропы. 3.Таблицы из серии «Зима». 4.Оборудование для уборки снега: лопатки, совочки. 1.Создание проблемных ситуаций. 2.Беседы. 3.Дидактические игры «Найди такую же птичку», «Назови дерево». Январь 1.Упражнять в различении деревьев по окраске ствола. 2.Продолжать формировать наблюдательность . 3.Воспитывать бережное отношение к деревьям и кустарникам. 1.Наблюдения и исследовательская деятельность на видовых точках «Птичья столовая» и «Хозяин леса». 2.Труд в природе: подкормка птиц, уборка снега, создание построек из снега. 3.Дидактические игры. 1. Экологическая тропинка на территории ДОУ. 2.Карта-схема экологической тропы. 3.Формочки для опытов со льдом и снегом. 4.Лупа. 5.Оборудование для уборки снега: лопатки, совочки. 1.Создание проблемных ситуаций. 2.Беседы. 3.Продуктивная Деятельность: изготовление построек из снега. 4.Кормление птиц. Февраль 1.Продолжать учить детей видеть красоту Заснеженных деревьев . 2.Закрепить знания о свойствах снега. 3.Подводить к установлению связи: на улице холодно – поэтому вода замерзла. 4.Воспитывать бережное отношение к птицам . 1.Экскурсия по Экологической тропе « Здравствуй, солнце !». 2.Наблюдения и исследовательская деятельность на видовых точках «Хозяин леса», «Гостиная для птиц», «Птичья столовая». 3.Труд на участках. 1. Экологическая тропинка на территории ДОУ. 2.Карта-схема экологической тропы. 3.Таблицы из серии «Зима». 4.Оборудование для уборки снега: лопатки, совочки. 1.Создание проблемных ситуаций. 2.Беседы. 3.Дидактические игры « Найди такую же птичку», «Назови дерево».

Слайд 19

Март 1.Закреплять умение различать деревья по стволу и называть их. Продолжать формировать умение замечать изменения в природе (длиннее стал день, теплее греет солнце). 3.Воспитывать бережное отношение к природе. 1.Целевая прогулка в уголок леса. 2.Наблюдения и исследовательская деятельность со снегом, солнечными лучами. 3.Труд в природе: подкормка птиц, уборка снега. 1. Экологическая тропа на территории ДОУ. 2.Карта-схема экологической тропы. 3.Письма от хозяина леса. 4.Лупа или увеличительное стекло. 5.Оборудование для труда. 1.Создание проблемных ситуаций. 2.Беседы. 3.Разучивание стихов. 4.Дидактические игры по закреплению названий деревьев. Апрель 1.Формировать умение проводить длительные наблюдения за снегом, его состояниями. 2.Подводить к простейшим выводам. 3.Закреплять умения устанавливать причинно- следственные связи. 1. Экологический праздник «День земли». 2.Экскурсия по экологической тропе. 3.Наблюдения 4.Труд в природе. 5.Дидактические игры. 1. Экологическая тропа на территории ДОУ. 2.Карта-схема экологической тропы. 3.Зеркало. 4.Таблицы «Весна», «Деревья». 5.Картотека потешек. 1.Создание проблемных ситуаций. 2.Игры с солнечным зайчиком. 3.Чтение потешек . 4.Дидактические игры «Опиши, мы отгадаем», «Найди и назови» Март 1.Закреплять умение различать деревья по стволу и называть их. Продолжать формировать умение замечать изменения в природе ( длиннее стал день, теплее греет солнце). 3.Воспитывать бережное отношение к природе. 1.Целевая прогулка в уголок леса. 2.Наблюдения и исследовательская деятельность со снегом, солнечными лучами . 3.Труд в природе : подкормка птиц, уборка снега. 1. Экологическая тропа на территории ДОУ. 2.Карта-схема экологической тропы. 3.Письма от хозяина леса. 4.Лупа или увеличительное стекло. 5.Оборудование для труда. 1.Создание проблемных ситуаций. 2.Беседы. 3.Разучивание стихов. 4.Дидактические игры по закреплению названий деревьев. Апрель 1.Формировать умение проводить длительные наблюдения за снегом , его состояниями . 2.Подводить к простейшим выводам . 3.Закреплять умения устанавливать причинно- следственные связи. 1. Экологический праздник «День земли». 2.Экскурсия по экологической тропе. 3.Наблюдения 4.Труд в природе . 5.Дидактические игры. 1. Экологическая тропа на территории ДОУ. 2.Карта-схема экологической тропы. 3.Зеркало. 4.Таблицы «Весна», « Деревья». 5.Картотека потешек . 1.Создание проблемных ситуаций. 2.Игры с солнечным зайчиком . 3.Чтение потешек . 4.Дидактические игры «Опиши, мы отгадаем », «Найди и назови »

Слайд 20

Май 1.Закреплять знания о признаках весны. 2.Формировать представления о природе, о взаимосвязях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. 3.Продолжать воспитывать умение видеть красоту природных явлений родного края. 1. Целевая прогулка «Весна пришла». 2.Наблюдения за весенними изменениями в природе. 3.Труд в природе. 4.Экспериментально - опытная деятельность. 5.Дидактические игры. 1. Экологическая тропинка на территории ДОУ. 2.Карта-схема экологической тропы. 3. Картины «Посадка овощей», «Овощи», «Ягоды». 4.Оборудование для посадки семян овощей. 5.Картотека потешек. 1.Создание проблемных ситуаций с помощью игрового персонажа. 2.Беседы. 3.Опыты с почвой и рассадой. 4.Трудовые действия. Июнь - Август 1.Закреплять знания, полученные в течении учебного года. 2.Закреплять умение сравнивать, развивать наблюдательность . 3.Формировать навыки и желание трудиться в природе. 4.Воспитывать бережное отношение к родной природе. 1. Экологический праздник «Волшебница Вода». 2. Экскурсии по экологической тропе. 3.Целевые прогулки на учебно-опытный участок. 4. Наблюдения. 5.Труд в природе. 6.Экспериментально - опытная деятельность. 7.Дидактические игры. 1. Экологическая тропа на территории ДОУ. 2.Карта-схема экологической тропы. 3.Атрибут (поделка) хозяин леса. 4.Таблицы. 5.Материалы для продуктивной деятельности. 6.Картотека потешек. 7.Оборудование для трудовой деятельности. 1.Создание проблемных ситуаций с помощью игрового персонажа. 2.Беседы. 3.Опыты. Май 1.Закреплять знания опризнаках весны. 2.Формировать представления о природе, овзаимосвязях живых организмов с окружающей средой и друг с другом . 3.Продолжать воспитывать умение видеть красоту природных явлений родного края. 1. Целевая прогулка «Весна пришла». 2.Наблюдения за весенними изменениями в природе . 3.Труд в природе . 4.Экспериментально- опытнаядеятельность . 5.Дидактические игры . 1. Экологическая тропинка на территории ДОУ. 2.Карта-схема экологической тропы . 3. Картины «Посадка овощей », « Овощи », « Ягоды». 4.Оборудование для посадки семян овощей. 5.Картотека потешек . 1.Создание проблемных ситуаций с помощью игрового персонажа . 2.Беседы. 3.Опыты с почвой и рассадой. 4.Трудовые действия . Июнь - Август 1.Закреплять знания, полученные в течении учебного года . 2.Закреплять умение сравнивать, развивать наблюдательность. 3.Формировать навыки и желание трудиться в природе . 4.Воспитывать бережное отношение к родной природе. 1. Экологический праздник « Волшебница Вода ». 2. Экскурсии по экологической тропе. 3.Целевые прогулки на учебно-опытный участок . 4. Наблюдения. 5.Труд в природе . 6.Экспериментально - опытная деятельность. 7.Дидактические игры . 1. Экологическая тропа на территории ДОУ. 2.Карта-схема экологической тропы . 3.Атрибут (поделка) хозяин леса. 4.Таблицы. 5.Материалы для продуктивной деятельности. 6.Картотека потешек . 7.Оборудование для трудовой деятельности. 1.Создание проблемных ситуаций с помощью игрового персонажа . 2.Беседы. 3.Опыты.

Слайд 21

1. Конспекты мероприятий на экологической тропе «Путешествие по экологической тропе осенью» Задачи: обобщить и систематизировать знания детей об осени; показать, что природа прекрасна во все времена года, и в ней ничего не происходит случайно, объясняя, почему важно, чтобы вокруг было много зелѐных насаждений; формировать навыки посадки деревьев; развивать умение ориентироваться по плану экологической тропинки. Воспитывать интерес к растениям, как к живым существам. Материал: лопатки, лейки, карточки, листочки, машина, кастрюля. Ход В группу приходит почтальон Печкин: Печкин: Здравствуйте, ребята! Я – почтальон весѐлый Я целый день спешу – Открытки, телеграммы, Посылки разношу. - Вам письмо! Получите и распишитесь. Воспитатель: Спасибо, Печкин - Почтальон. Ребята, давайте посмотрим, кто прислал нам письмо: «Здравствуйте, ребята! Это я - Лесовичок, я хочу пригласить вас погулять вместе со мной по моей тропинке. Вы не удивляйтесь, что я не сплю, хотя и на дворе осень. Я же хозяин тропинки, я должен в любое время года следить за еѐ состоянием, встречать гостей. Что бы найти меня, возьмите план моей тропинки. Жду вас». Воспитатель: Друзья, вы хотите в гости к Лесовичку? Тогда берѐм план тропинки и отправляемся в путь. Ребята, посмотрите, а вот и Лесовичок нас встречает. Здравствуй, Лесовичок! Лесовичок: Здравствуйте, ребята. Очень рад вас видеть. Вы приходили ко мне в гости летом много раз. А сейчас к нам пришла осень, и я хочу прогуляться с вами по моей осенней тропинке. Хотите посмотреть и узнать что-то новое? Воспитатель: Посмотрите, как всѐ изменилось на тропинке. Ребята, что вы заметили? Правильно, здесь побывала осень и устроила листопад. Укрыла землю ковром, принесла с собой холод .

Слайд 22

Лесовичок: Ребята, вы знаете, почему листья желтеют и опадают? Воспитатель: Давайте вспомним, что нужно дереву, чтобы оно хорошо росло и зеленело? Да, правильно для этого нужно, что бы было тепло, что бы был свет, вода. А сейчас хватает света и тепла? Да, не хватает, потому что на улице прохладно и тучи все чаще закрывают солнышко. Вот поэтому деревья и сбрасывают свои листочки и готовятся к зиме, ведь зимой они расти не будут. Лесовичок: Ребята, как вы думаете, опавшие листья нужны растениям. Да, правильно, нужны. Воспитатель: Опавшие листья, как перина, будут защищать корни от морозов. Земля под опавшими листьями глубоко не промѐрзнет , что очень важно для различных обитателей почвы, которые рыхлят землю и делают еѐ плодородной. Лесовичок: А весной опавшие листья, перегнив под дождѐм , удобряют почву и дадут деревьям питание, а также полезные вещества для роста. Воспитатель: Ребята, давайте пройдѐм по тропинке и послушаем, как шуршат листья. Интересно? Красиво? Что мы слышим? Да, мы слышим, как листья шуршат, шелестят. Воспитатель: Ребята, как называются деревья, которые растутна тропинке? На тропинке растут тополя, берѐзка , липки. Как вы их узнали? По листочкам. Лесовичок: Ребята, я хочу поиграть с вами в интересную игру «Такой листок лети ко мне». Воспитатель: Молодцы, все справились. Лесовичок: Ребята, я бы хотел, чтобы вы помогли мне посадить новое дерево на моей тропе. Это саженец дерева – клѐн . Воспитатель: Ребята, кто из вас видел, как сажают деревья? С чего нужно начать? Да, сначала нужно выкопать яму. Воспитатель: Выберите из предметов, которые здесь лежат, те, которые необходимы при посадке деревьев. (дети выбирают )

Слайд 23

Воспитатель: Почему вы не взяли машину? Почему не взяли кастрюлю с чашкой? Молодцы. Вы уже сказали, что сначала надо выкопать яму. Что будем делать дальше. Хорошо. Девочки, помогите придержать саженец аккуратно за ствол, что бы не сломать его и не повредить корни. Мальчики будут лопатками присыпать корни, а затем польют саженец из лейки, ведѐрка . Молодцы! Лесовичок: Спасибо вам ребята за помощь. Приходите ещѐ ко мне в гости. До свидания. Тема: «Путешествие по экологической тропинке зимой» Задачи: сформировать представление детей о состоянии трав и деревьев зимой, об их приспособленности к изменению условий зимней погоды; развивать умение различать деревья по стволу и кроне, расширить представления детей о почках и их предназначении в жизни деревьев, развивать умение находить почки, сравнивать почки разных деревьев, делать анализ и выводы; вызвать интерес к изменению жизни растений, развивать наблюдательность. Воспитывать бережное отношение к деревьям и эстетическое восприятие зимней природы. Материал: план экологической тропинки, лупы. В интеграции: образовательные области «Познание», «Социализация», «Труд», «Здоровье». Ход В гости к детям приходит Лесовичок. Лесовичок: Здравствуйте, ребята. На улице очень холодно. Вы знаете, какое наступило время года? Да, на улице зима. Я хочу пригласить вас в путешествие по тропинке. Посмотрим, как живѐтся там растениям. Только одевайтесь, потеплее. (по плану ребята выходят на тропинку) Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на план вместе с Лесовичком , туда ли мы попали. Лесовичок: Правильно пришли. На моей тропинке красиво в любое время года. Давайте ещѐ раз вспомним, какое у нас сейчас время года? Лесовичок: Откуда вы знаете, что сейчас в природе зима? Какие приметы зимы вы видите здесь? Правильно. Небо серое, солнышко не греет, холодно, всѐ покрыто снегом, деревья стоят голые, не слышно пения птиц.

Слайд 24

Воспитатель: Всѐ покрыто снегом, и деревья стоят голые. Почему деревья стоят голые? Да, в это время деревья приспособились спать, но как только станет тепло, они опять оживут. Ребята , а как определить, как называются деревья, когда на них нет листьев? Правильно, по коре, по кроне. Давайте подойдѐм к этому дереву. Вы узнали его? Это рябина. Посмотрите на рябину. Что есть у неѐ ? Да, как и у всех деревьев, есть ствол, ветки. Какая кора у этого дерева? Потрогайте. А ещѐ и плоды. Какого цвета они? А какое дерево по высоте? Ребята, возьмите лупы и посмотрите на кору. Что вы видите? (трещины) Правильно. И это потому, как вы уже сказали, что дерево – старое. Лесовичок: Друзья, давайте при помощи плана найдѐм и посмотрим, как ей живѐтся зимой. (дети по плану находят берѐзку ) Мы уже пришли? Вы думаете это берѐзка ? Как вы узнали? Да, это берѐзка . У неѐ белый ствол с чѐрными чѐрточками . А крона у неѐ не тянется вверх как у тополя. Молодцы! А сейчас я вам покажу что-то интересное. Вы что-нибудь заметили на ветках? А вы знаете, что это за бугорки? Это почки. Воспитатель: Давайте уточним, так ли это. Возьмите каждый по палочке, рассмотрите еѐ . И рассмотрите ветки на дереве. Скажите, чем они отличаются? Да, правильно, палочка ровная, без бугорков. А на ветках есть почки. Ребята, посмотрите внимательно на почки. Какие они по размеру, цвету, форме? Почки на деревьях маленькие, коричневые, круглые. Посмотрите, сверху почки покрыты коричневыми чешуйками. Как вы думаете, почему? Они защищают нежные листочки от дождя, снега и холода.

Слайд 25

Лесовичок: Теперь вы знаете, что за бугорки на ветках и чем покрыты почки. Друзья, мы рассмотрели с вами деревья, узнали что зимой они спят. Как вы думаете, а где сейчас трава? Да, она под снегом. Воспитатель: Вы думаете, что погибла? Давайте проверим. Лесовичок: У меня с собой есть лопатки. Давайте раскопаем снег до самой почвы. Воспитатель: Посмотрите, что вы видите? Трава под снегом не вымерзла. Она зелѐная . Лесовичок: Снег для неѐ , как одеяло, не пропускает к земле сильный холод. А теперь засыпьте раскопанное место опять снегом, чтобы трава не замѐрзла . Скажите, гделучше сохранится трава - где много снега, или там - где мало? Почему? Трава лучше сохранится там, где больше снега, там будет теплее. Воспитатель: Давайте полюбуемся красотой нашей тропинки. Посмотрите на деревья. Можно увидеть каждую веточку, как они прогнуты, переплетаются между собой. Посмотрите, как красиво зима укрывает деревья и кустарники. Как всѐ блестит и искрится на солнце. Как красиво вокруг! Эту красоту надо беречь. Зимой все ветки становятся хрупкими, с ними надо обращаться аккуратно, их нельзя ломать, весной и летом они будут радовать нас. (Лесовичок играет с детьми в игру «К названному дереву – беги») Тема: « Путешествие по экологической тропке весной» Задачи: развивать умение детей различать и называть хвойные и лиственные растения, сравнивать их, находя общие признаки: крона, ветви, ствол, корни. Уточнить знания детей о состоянии растений весной; развивать умение логически мыслить, устанавливая взаимосвязи. Воспитывать у детей потребность в общении с природой, бережному отношению к ней, желание любоваться окружающим миром. Материал: план экологической тропинки, корзина для мусора. В интеграции: образовательные области «Познание», «Социализация», «Труд», «Здоровье». Ход Воспитатель: Ребята, какое у нас сейчас время года? Правильно . Улыбнулась нам она. И согрела ясным днём

Слайд 26

Тёплым солнечным лучом. Ребята, а как приходит весна? Она приходит шумно, плавно, незаметно, с ветром. Покажите, как она может нам улыбнуться ласково, весело, по-доброму. Чем весна нас согрела? Да, своим тёплым солнечным лучом. А кого ещё весна, кроме нас, могла согреть? Весна согрела воздух, почву, растения, птиц, зверей. Давайте отправимся в гости к нашему другу Лесовичку. (ребята выходят из группы, а на встречу - им Лесовичок) Наконец, пришла весна, Лесовичок: Здравствуйте, ребята! Не хотите ли вы прогуляться по моей тропинке. Пойдѐмте , друзья по тропинке весной Ответы искать под зелѐным шатром. Просыпается природа. А вот и наша красавица. Не забыли, как называется это дерево? Не забыли – это берѐзка . Берѐзка - это дерево, или может быть куст? Это дерево, потому что у него один ствол, а у куста - несколько. Воспитатель: Ребята, посмотрите, как набухли у неѐ почки. Скоро они совсем проснутся, и берѐзка станет ещѐ красивее. У неѐ появятся не только листочки, но и серѐжки . Когда это произойдѐт , мы ещѐ придѐм в гости к берѐзке . (по плану дети подходят к пихте) Лесовичок: Друзья, вы знаете, как называется это дерево? Нет, ребята, это не ѐлка . Это дерево просто похоже на ель, а называется оно - пихта. Какое это дерево: лиственное или хвойное? И почему вы так думаете? Это дерево - хвойное, потому что у него есть вместо листочков хвоинки. Какие хвойные деревья вы ещѐ знаете? Да, ель, сосна. Молодцы, ребята! А вы знаете, что пихта – вечнозелѐное растение. Свои хвоинки она сбрасывает редко и незаметно. Пихта и другие хвойные растения очищают воздух, убивая своим волшебным запахом микробов, несущих нам болезни. Давайте медленно сделаем глубокий вдох через нос и почувствуем, как у нас прибавилось сил и здоровья.

Слайд 27

Воспитатель: Ребята, что вы почувствовали? Посмотрите внимательно вокруг и скажите, чего не должно быть на тропинке? Да, на тропинке не должно быть мусора. Давайте поможем Лесовичку, соберѐм мусор в корзину, а потто отнесѐм в мусорный бак. Лесовичок: Посмотрите, как красиво стало на моей полянке! Спасибо вам, ребята. По такой тропинке не только приятно путешествовать , но и приятно играть. Давайте поиграем в игру «Лесные тропинки». По считалке выбираем водящего. Остальные строятся за ним. Водящий ведѐт колону по тропинкам, используя разные виды движений. Все остальные должны их повторять. Задача ведущего разнообразить движения. Могут быть и шуточные задания. Воспитатель: Ребята, вот и подходит к концу наше сегодняшнее путешествие. Как вы себя чувствуете, какое у вас настроение? А сейчас закройте глаза, и почувствуйте ,как ласковое солнышко гладит вас по лицу, как будто мама. (дети прощаются с Лесовичком и уходят)

Слайд 28

Тема: «Путешествие по экологической тропинке зимой» Задачи: сформировать представление детей о состоянии трав и деревьев зимой, об их приспособленности к изменению условий зимней погоды; развивать умение различать деревья по стволу и кроне, расширить представления детей о почках и их предназначении в жизни деревьев, развивать умение находить почки, сравнивать почки разных деревьев, делать анализ и выводы; вызвать интерес к изменению жизни растений, развивать наблюдательность. Воспитывать бережное отношение к деревьям и эстетическое восприятие зимней природы. Материал: план экологической тропинки, лупы. В интеграции: образовательные области «Познание», «Социализация», «Труд», «Здоровье». Ход В гости к детям приходит Лесовичок. Лесовичок: Здравствуйте, ребята. На улице очень холодно. Вы знаете, какое наступило время года? Да, на улице зима. Я хочу пригласить вас в путешествие по тропинке. Посмотрим, как живѐтся там растениям. Только одевайтесь, потеплее. (по плану ребята выходят на тропинку) Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на план вместе с Лесовичком , туда ли мы попали. Лесовичок: Правильно пришли. На моей тропинке красиво в любое время года. Давайте ещѐ раз вспомним, какое у нас сейчас время года? Лесовичок: Откуда вы знаете, что сейчас в природе зима? Какие приметы зимы вы видите здесь? Правильно. Небо серое, солнышко не греет, холодно, всѐ покрыто снегом, деревья стоят голые, не слышно пения птиц. Воспитатель: Всѐ покрыто снегом, и деревья стоят голые. Почему деревья стоят голые? Да, в это время деревья приспособились спать, но как только станет тепло, они опять оживут. Ребята , а как определить, как называются деревья, когда на них нет листьев? Правильно, по коре, по кроне. Давайте подойдѐм к этому дереву. Вы узнали его? Это рябина. Посмотрите на рябину. Что есть у неѐ ? Да, как и у всех деревьев, есть ствол, ветки. Какая кора у этого дерева? Потрогайте. А ещѐ и плоды. Какого цвета они? А какое дерево по высоте?

Слайд 29

Ребята, возьмите лупы и посмотрите на кору. Что вы видите? (трещины) Правильно. И это потому, как вы уже сказали, что дерево – старое. Лесовичок: Друзья, давайте при помощи плана найдѐм и посмотрим, как ей живѐтся зимой. (дети по плану находят берѐзку ) Мы уже пришли? Вы думаете это берѐзка ? Как вы узнали? Да, это берѐзка . У неѐ белый ствол с чѐрными чѐрточками . А крона у неѐ не тянется вверх как у тополя. Молодцы! А сейчас я вам покажу что-то интересное. Вы что-нибудь заметили на ветках? А вы знаете, что это за бугорки? Это почки. Воспитатель: Давайте уточним, так ли это. Возьмите каждый по палочке, рассмотрите еѐ . И рассмотрите ветки на дереве. Скажите, чем они отличаются? Да, правильно, палочка ровная, без бугорков. А на ветках есть почки. Ребята, посмотрите внимательно на почки. Какие они по размеру, цвету, форме? Почки на деревьях маленькие, коричневые, круглые. Посмотрите, сверху почки покрыты коричневыми чешуйками. Как вы думаете, почему? Они защищают нежные листочки от дождя, снега и холода. Лесовичок: Теперь вы знаете, что за бугорки на ветках и чем покрыты почки. Друзья, мы рассмотрели с вами деревья, узнали что зимой они спят. Как вы думаете, а где сейчас трава? Да, она под снегом. Воспитатель: Вы думаете, что погибла? Давайте проверим. Лесовичок: У меня с собой есть лопатки. Давайте раскопаем снег до самой почвы. Воспитатель: Посмотрите, что вы видите? Трава под снегом не вымерзла. Она зелѐная . Лесовичок: Снег для неѐ , как одеяло, не пропускает к земле сильный холод. А теперь засыпьте раскопанное место опять снегом, чтобы трава не замѐрзла . Скажите, гделучше сохранится трава - где много снега, или там - где мало? Почему? Трава лучше сохранится там, где больше снега, там будет теплее. Воспитатель: Давайте полюбуемся красотой нашей тропинки. Посмотрите на деревья. Можно увидеть каждую веточку, как они прогнуты, переплетаются между собой. Посмотрите, как красиво зима укрывает деревья и кустарники. Как всѐ блестит и искрится на солнце. Как красиво вокруг! Эту красоту надо беречь. Зимой все ветки становятся хрупкими, с ними надо обращаться аккуратно, их нельзя ломать, весной и летом они будут радовать нас. (Лесовичок играет с детьми в игру «К названному дереву – беги»)

Слайд 30

Тема: « Путешествие по экологической тропке весной» Задачи: развивать умение детей различать и называть хвойные и лиственные растения, сравнивать их, находя общие признаки: крона, ветви, ствол, корни. Уточнить знания детей о состоянии растений весной; развивать умение логически мыслить, устанавливая взаимосвязи. Воспитывать у детей потребность в общении с природой, бережному отношению к ней, желание любоваться окружающим миром. Материал: план экологической тропинки, корзина для мусора. В интеграции: образовательные области «Познание», «Социализация», «Труд», «Здоровье». Ход Воспитатель: Ребята, какое у нас сейчас время года? Правильно. Наконец, пришла весна, Улыбнулась нам она. И согрела ясным днѐм Тѐплым солнечным лучом. Ребята, а как приходит весна? Она приходит шумно, плавно, незаметно, с ветром. Покажите, как она может нам улыбнуться ласково, весело, по-доброму. Чем весна нас согрела? Да, своим тѐплым солнечным лучом. А кого ещѐ весна, кроме нас, могла согреть? Весна согрела воздух, почву, растения, птиц, зверей. Давайте отправимся в гости к нашему другу Лесовичку. (ребята выходят из группы, а на встречу - им Лесовичок) Лесовичок: Здравствуйте, ребята! Не хотите ли вы прогуляться по моей тропинке. Пойдѐмте , друзья по тропинке весной Ответы искать под зелѐным шатром. Просыпается природа. А вот и наша красавица. Не забыли, как называется это дерево? Не забыли – это берѐзка . Берѐзка - это дерево, или может быть куст? Это дерево, потому что у него один ствол, а у куста - несколько.

Слайд 31

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как набухли у неѐ почки. Скоро они совсем проснутся, и берѐзка станет ещѐ красивее. У неѐ появятся не только листочки, но и серѐжки . Когда это произойдѐт , мы ещѐ придѐм в гости к берѐзке . (по плану дети подходят к пихте) Лесовичок: Друзья, вы знаете, как называется это дерево? Нет, ребята, это не ѐлка . Это дерево просто похоже на ель, а называется оно - пихта. Какое это дерево: лиственное или хвойное? И почему вы так думаете? Это дерево - хвойное, потому что у него есть вместо листочков хвоинки. Какие хвойные деревья вы ещѐ знаете? Да, ель, сосна. Молодцы, ребята! А вы знаете, что пихта – вечнозелѐное растение. Свои хвоинки она сбрасывает редко и незаметно. Пихта и другие хвойные растения очищают воздух, убивая своим волшебным запахом микробов, несущих нам болезни. Давайте медленно сделаем глубокий вдох через нос и почувствуем, как у нас прибавилось сил и здоровья. Воспитатель: Ребята, что вы почувствовали? Посмотрите внимательно вокруг и скажите, чего не должно быть на тропинке? Да, на тропинке не должно быть мусора. Давайте поможем Лесовичку, соберѐм мусор в корзину, а потто отнесѐм в мусорный бак. Лесовичок: Посмотрите, как красиво стало на моей полянке! Спасибо вам, ребята. По такой тропинке не только приятно путешествовать , но и приятно играть. Давайте поиграем в игру «Лесные тропинки». По считалке выбираем водящего. Остальные строятся за ним. Водящий ведѐт колону по тропинкам, используя разные виды движений. Все остальные должны их повторять. Задача ведущего разнообразить движения. Могут быть и шуточные задания. Воспитатель: Ребята, вот и подходит к концу наше сегодняшнее путешествие. Как вы себя чувствуете, какое у вас настроение? А сейчас закройте глаза, и почувствуйте ,как ласковое солнышко гладит вас по лицу, как будто мама. (дети прощаются с Лесовичком и уходят)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Маршрут экологической тропы Добро пожаловать! «Муравейник» «Огород» «Аптека лесной феи» «Цветник» «В гостях у пернатых» «Сафари парк» «Тропа здоровья» «Деревенское подворье» «В гостях у сказки» «В гостях у бабушки Капы» «Метеостанция» «Подводный мир» «Чемпион» « Светофорчик »

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН РАБОТЫ НА ЭКОЛОГИЧЕКОЙ ТРОПЕ: "ВСЕ ВРЕМЕНА ГОДА НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ" (подготовительная группа)

ПЛАН работы на экологической тропе: «Все времена года на экологической тропинке» Возраст детей: подготовительная группа.Место проведения: экологическая тропинка на территори...

Мастер-класс "Путешествие в мир природы по экологической тропе" или "Знакомьтесь, экологическая тропа!"

Мастер-класс предназначен для педагогов детских садов. Цель: познакомить педагогов с организацией экологической тропы, оформлением паспорта объектов экологической тропы. Был опробирован на муниципальн...

МАСТЕР – КЛАСС «Путешествие в мир природы по экологической тропе» или «Знакомьтесь, экологическая тропа!»

Мастер- класс для воспитателей ДОУ «Путешествие в мир природы по экологической тропе» ...

Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»

Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...

Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста

Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...

Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста

Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...

Прогулка по экологической тропе в старшей группе «ПО ЗАСНЕЖЕННЫМ ТРОПИНКАМ»

Конспект занятия. От цели и задач к подробному описанию прогулки....