Использование гимнастики Брейн-Джим для повышения работоспособности у детей среднего дошкольного возраста.
материал (средняя группа)

Мелихова Раиса Александровна

Чтобы воспитать здорового ребенка, кроме физического и психического здоровья следует развивать и корригировать его работоспособность, т.е. формировать умение действовать целенаправленно, результативно. 
Поэтому, целью  нашего  исследования  стало определение  влияния ежедневных физических упражнений на умственную работоспособность детей. Мы предположили, что  если включить в воспитательно-образовательный процесс детского сада дополнительные физические упражнения,( гимнастику "Brain Gym" ) -   это позволит повысить умственную работоспособность детей дошкольного возраста, что будет способствовать общему развитию ребенка. Мы решили использовать гимнастику Брейн Джим для укрепления здоровья и улучшения работоспособности  в группе оздоровительной направленности  для детей 3-5 лет №1.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya_breyn-dzhin.docx840.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №197»

«Использование гимнастики Брейн-Джим для повышения работоспособности у детей среднего дошкольного возраста.

( выступление на конференции)

                   

                                                                                                 Подготовила:
Мелихова Р.А.

Чтобы воспитать здорового ребенка, кроме физического и психического здоровья следует развивать и корригировать его работоспособность, т.е. формировать умение действовать целенаправленно, результативно. У дошкольников  работоспособность понижается очень быстро. Об этом свидетельствует общее «двигательное беспокойство», что указывает на усталость ребенка. «Двигательное беспокойство» – защитная реакция организма. Ребенок как бы выключается от надоевшей деятельности, и таким образом избегает переутомления. Замечено, что усилия взрослого снять или ограничить «двигательное беспокойство» ребенка, обращаясь к ним словесно, не дают желаемого результата. Можно сколько угодно требовать, уговаривать, просить ребенка быть внимательным, - все усилия будут напрасны. Если он сосредоточится, то лишь на несколько минут. Составляющими работоспособности и ее повышения (кстати, именно активизация усилий обуславливает усталость) служат три системы: - физиологическая (физическая); - психическая (интеллектуальная или умственная); - эмоциональная. Все они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Однако следует обращать внимание на определенные закономерности смены умственной работоспособности: она зависит от того, как выдерживается физическое и умственное напряжение.

Поэтому, целью  нашего  исследования  стало определение  влияния ежедневных физических упражнений на умственную работоспособность детей. Мы предположили, что  если включить в воспитательно-образовательный процесс детского сада дополнительные физические упражнения,( гимнастику "Brain Gym" ) -   это позволит повысить умственную работоспособность детей дошкольного возраста, что будет способствовать общему развитию ребенка. 

Мы решили использовать гимнастику Брейн Джим для укрепления здоровья и улучшения работоспособности  в группе оздоровительной направленности  для детей 3-5 лет №1.

Весь сентябрь и октябрь мы подбирали  и изучали теоретический  материал, просматривали видео материала по проблеме «Гимнастика Брейн-Джим». Затем создали условия для внедрения гимнастики «Брейн Джим»: -  подбор материала для внедрения данного метода;

-  изготовление специальных карточек – инструкций с описанием упражнений комплекса «Брейн – Джим».

Инструктором физической культуры была проведена практическая консультация для педагогов по теме «Использование гимнастики Брейн-Джим в педагогическом процессе »

С ноября месяца по апрель мы использовали гимнастику «Брейн – Джим» в группе оздоровительной направленности  для детей 3-5 лет №1 в течение всего дня, во всех режимных моментах группы:

-  в утренней зарядке в рамках «Дня здоровья»;

-  на занятии;

-  прогулке;

- в индивидуальной работе с детьми;

Гимнастика Брейн-Джим на утренней зарядке: Упражнение «Крюк»

C:\Documents and Settings\Admin\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20180515_081359.jpgC:\Documents and Settings\Admin\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20180515_081405.jpg

Гимнастика Брейн-Джим на утренней зарядке: Дыхательные упражнения

C:\Documents and Settings\Admin\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20180515_081738.jpg C:\Documents and Settings\Admin\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20180515_081734.jpg

Гимнастика Брейн-Джим на занятии «Развитие речи»:C:\Documents and Settings\Admin\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20180515_092843.jpg

Очень часто на занятие дети чувствуют  усталость и нехватку сил. Серия простых упражнений поможет улучшить работу мозга, повысить реакцию и сделать их умнее и, вследствие этого, более уверенными в себе. Гимнастика для мозга (Brain Gym) состоит из очень простых движений тела, которые были разработаны для достижения синхронизированной работы двух полушарий мозга. При помощи таких несложных упражнений можно значительно улучшить работу мозга и тела. 

1. Положите руки на живот. Выдыхайте воздух ртом небольшими порциями так, будто Вы дуете на перышко, чтобы оно не упало на землю до полного выхода воздуха из легких. Теперь глубоко вдохните, почувствуйте себя шариком (если слегка выгнуть спину, можно вдохнуть больше воздуха). Теперь медленно выдохните весь воздух. Повторите упражнение, установив природный ритм (3 или более входов-выдохов).

Такое упражнение улучшает подачу кислорода во все области организма, расслабляет нервную систему и повышает уровень энергии. Упражнение помогает улучшить способность к чтению и разговору.

2. Положите два пальца одной руки под нижнюю губу. Ладонь другой руки положите на пупок, кончики пальцев должны смотреть вверх. Смотрите на пол и дышите глубоко. Двигая только глазами, медленно переведите взгляд с пола на потолок и обратно. Повторите упражнение на протяжении трех или более вдохов-выдохов, Ваше тело и глаза расслабятся.

Это упражнение стимулирует мозг и снижает умственную усталость. Также упражнение помогает улучшить способность фокусироваться на близкорасположенных объектах.

Упражнения «Сова», «Слон», «Мыслительная шапка» помогут активизировать визуальную память.

Питье воды. Питье воды помогает не только поддерживать водный баланс в организме, но и снимать напряжение и усталость.(1-2 глотка перед занятием и в процессе занятий). Через несколько дней момент питья воды перестает быть отвлекающим фактором, ведь это делают все.

Кнопки мозга. Это серия упражнений, которая включает "электрическую систему" организма, способствует концентрации внимания, улучшает кровоснабжение головного мозга, подготавливает его к восприятию сенсорной информации. Выполняется по 20-30 сек. каждой рукой.

  • Указательным и средним пальцами одной руки массировать точки над верхней губой (середина носогубной складки) и посередине под нижней губой. Другая в это время лежит на пупке. Одновременно с этим, взгляд нужно переводить в разных направлениях: влево-вверх, вправо-вниз и т.д.
  • Указательным и средним пальцами одной руки держать точку над нижней губой. Пальцы другой руки массируют область копчика.

Упражнение снимает умственную усталость. Активизирует работу обоих полушарий, повышает координацию и устойчивость тела, помогает сосредоточиться на запоминании нового материала.

  • Ладонь одной руки положить на пупок. Пальцы другой руки массируют область копчика. Через 20-30 сек. положение рук меняется. Рука, накрывающая пупок, соприкасается через него со всеми меридианами тела, т. к. это точка центрального меридиана. Упражнение способствует расслаблению, снимает нервное напряжение, повышает уровень внимания, снижает гиперактивность.

Слон. Это одно из наиболее интегрирующих упражнений гимнастики мозга. При его выполнении ухо надо прижать к плечу так плотно, чтоб между ними можно было держать лист бумаги. Затем одна рука вытягивается как хобот. Глаза следят за движениями кончиков пальцев, а рука рисует горизонтальную восьмёрку, начиная от центра зрительного поля и идя вверх против часовой стрелки. Упражнение выполняется медленно, 3-5 раз каждой рукой.
Несколько минут (5-7 минут) занятий дают высокую умственную энергию.

Эти упражнения помогают использовать оба полушария гармонично и делать их "перекрестную" работу лучше.

Упражнение "Перекрестные шаги и прыжки" (можно под музыку или пение)

Прыгайте так, чтобы в такт движения правой ноги двигалась левая рука. А теперь — левая нога и правая рука. Прыгайте вперед. В стороны, назад. Глазами двигайте во всех направлениях. При ходьбе коснитесь левой рукой правого колена, а теперь правой рукой левого колена.

Упражнение "Ленивые восьмерки"

Возьмите в правую руку карандаш и начертите на бумаге восьмерку (знак бесконечности), теперь — левой. А теперь правой и левой одновременно. А теперь начертите восьмерки в воздухе, поочередно каждой рукой и обеими одновременно.

Упражнение "Двойной рисунок"

Возьмите в каждую руку карандаш или ручку.
Изобразите на листе бумаги что угодно, двигая обеими руками одновременно навстречу друг другу;
- вверх — вниз, т. е. левой рукой вверх, правой рукой — вниз, и наоборот;
- разводя в разные стороны.

Упражнение "Вращение шеи"

Дышите глубоко, расслабьте плечи, опустите голову прямо вниз. Медленно вращайте головой из стороны в сторону, совершенно расслабляясь при выдохе. Делайте небольшие круговые движения подбородком. После этих движений голос при чтении и говорении будет звучать сильнее.

Упражнение "Перекрестный шаг сидя"

Сядьте на коврик. Представьте себе, что вы едете на велосипеде и касаетесь при этом локтями противоположных колен. Поднимите правое колено, коснитесь левым локтем. Левое колено - правый локоть.

Упражнение "Энергизатор"

Помогает расслабиться. Сядьте за стол. Руки на стол, ладонями вниз. Положите голову между руками. Выдох. Вдох спокойный и глубокий. Легко поднимайте голову, начиная со лба, затем шею, затем верхнюю часть тела; нижняя часть тела и шея расслаблены. Выдох, опустите подбородок на грудь. Опустите голову так, чтобы удлинить задние мышцы тела. Расслабьтесь и дышите глубоко.

Проделав эти несложные упражнения с детьми  ежедневно, мы заметили  изменения: дети стали меньше утомляться, стали более активными.

Таким  образом,    мы приходим к выводу, что применение системы упражнений «Брейн – джим», в группе оздоровительной направленности  для детей 3-5 лет №1,   которые сочетают в себе   различные упражнения (для глаз, для кистей рук, динамические, дыхательные) является необходимым  условием  для  поддержания  высокой  работоспособности  и сохранения  физического  и    психического  здоровья  ребенка.

                                                                           г.Оренбург 2017 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование подвижных игр как средства развития физических качеств детей среднего дошкольного возраста

Выступление на педсовете + презентация по теме.На всем протяжении дошкольного детства осуществляется беспрерывное развитие физических качеств, о чем свидетельствует показатели общей физической подгото...

Консультация для родителей " Использование игр и игровых упражнений для преодоления водобоязни детей среднего дошкольного возраста"

При обучении начальному плаванию детей инструктора и родители достаточно часто сталкиваются с проявлениями у своих подопечных повышенной чувствительности и других нежелательных реакций при нахождении ...

Информация для родителей по теме: «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии креативных способностей детей среднего дошкольного возраста»

Дети, знакомясь с окружающим миром, пытаются отразить его в своей деятельности - играх, рисовании, лепке, рассказах и т.д. Богатые возможности в этом отношении представляет изобразительная деятельност...

Практическое пособие "ГЕОМЕТРИКИ" по использованию развивающих игр в формировании геометрических представлений у детей среднего дошкольного возраста

Данное практическое пособие является результатом исследовательской и практической работы с детьми среднего дошкольного возраста по формированию геометрических представлений посредством развивающих игр...

Мастер-класс для воспитателей Тема: «Использование методов ТРИЗ технологии в процессе развития словаря детей среднего дошкольного возраста»

Дать представление о роли методов и приемов ТРИЗ технологии в процессе развития словаря детей 4-5 лет, представить педагогам методы и приемы ТРИЗ технологии в форме игр, направленные на формирование, ...

«Фитбол-гимнастика» как эффективное средство повышения двигательной активности детей старшего дошкольного возраста

Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского орга...