Статья "Развитие общей выносливости у дошкольников".
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Яблочкина Александра Александровна

Выносливость – это и способность человека противостоять утомлению от выполняемой работы за счет волевых усилий. Поэтому одним из показателей выносливости является время, в течение которого человек может выполнять работу заданной интенсивности. 

Для развития выносливости большое значение уже и в дошкольном возрасте имеют волевые качества, стремление проявить максимум способностей, быть настойчивым, пересилить ощущение усталости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_vynoslivost.docx19.05 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие общей выносливости у дошкольников».

Автор: Яблочкина А.А.

Выносливость – способность к длительному выполнению  какой-либо деятельности без снижения её интенсивности. В физической культуре это продолжительные упражнения, в которых чередуются моменты напряжения и напряжения мышц.         

Выносливость – это и способность человека противостоять утомлению от выполняемой работы за счет волевых усилий. Поэтому одним из показателей выносливости является время, в течение которого человек может выполнять работу заданной интенсивности.

Виды утомления:

        Умственное (например при решении математических задач, игре в шахматы);

        Сенсорное (при сильном напряжении зрения, слуха);

        Эмоциональное (связанное с сильными переживаниями – страхом, радостью);

        Физическое (при мышечной деятельности).

        В любой деятельности может возникать разное утомление. В физическом воспитании наибольшее значение имеют два последних вида утомления.

Различают два вида выносливости:

  • общая выносливость;
  • специальная выносливость.

Выполняемые в течение значительного времени упражнения умеренной интенсивности, включающие большую часть мышечной системы человека, требуют проявления общей выносливости. Если двигательная деятельность ограничена каким-либо одним видом, например ходьба на лыжах или плавание, то в этом случае говорят о специальной выносливости лыжника, пловца и т.п. общая выносливость проявляется в  хорошо усвоенных движениях и связана по преимуществу с функциональными возможностями вегетативных систем организма, особенно сердечно-сосудистой и дыхательной, а также со свойствами центральной нервной системы.

Специальная выносливость зависит от более высокой техники владения движениями, от уровня развития быстроты, силы, ловкости, координации. Уровень общей выносливости мало зависит от уровня специальной выносливости. Работа, направленная на повышение уровня общей выносливости, должна предварять развитие выносливости специальной.

Уже в детском возрасте нужно закладывать основы слаженной функциональной деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, постепенно совершенствуя их, приспосабливая к длительному выполнению упражнений умеренной интенсивности.

Наиболее целесообразно использовать движения, связанные с работой большого числа мышц, - ходьбу, бег, лазанье, катание на велосипеде, ходьбу на лыжах.

Развитие выносливости.

        Для развития выносливости большое значение уже и в дошкольном возрасте имеют волевые качества, стремление проявить максимум способностей, быть настойчивым, пересилить ощущение усталости.

        Больше всего для осуществления этой задачи подходят циклические упражнения, удовлетворяющие следующим требованиям:

  1. Участие большого числа мышечных групп.
  2. Чередование моментов напряжения и расслабления мышц.
  3. Использование знакомых, не трудных по технике движений.
  4. Возможность регулировать темп и длительность выполнения.

        Наиболее соответствует этим требованиям ходьба, бег, подскоки, ряд спортивных упражнений и подвижных игр.

Основной метод развития выносливости – метод непрерывных упражнений небольшой интенсивности или более активных упражнений с небольшими перерывами.

        Исследования показали, что продолжительность непрерывных движений должна быть около двух минут (время, необходимое для налаживания функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем). Начинать развитие выносливости следует с интенсивности 50-60%.

От занятия к занятию следует увеличивать продолжительность нагрузки, внимательно наблюдая за реакцией детей на продолжительную нагрузку. Развитие выносливости предполагает некоторую степень утомления, которую можно определить по внешним признакам:

  1. Допустимую степень нагрузки характеризуют незначительное покраснение лица, выражение его остается спокойным; незначительная потливость; несколько учащенное, но ровное дыхание; движения бодрые; задание ребенок воспринимает хорошо и правильно выполняет.
  2. Средняя степень утомления выражается в значительном покраснении лица, оно напряженное; дыхание резко учащается; движение теряют координированность, четкость, появляются дополнительные лишние движения; дети жалуются на усталость.
  3. Значительное утомление проявляется в значительной потливости, иногда побледнении лица; снижении темпа и амплитуды движений; вялости или чрезмерной возбудимости; прекращении деятельности.

Важную роль в развитие выносливости играет бег. С повышением выносливости организм адаптируется к продолжительным нагрузкам. Их надо повышать для дальнейшего уровня выносливости. Постепенно увеличивая дистанцию  в допустимых пределах, нельзя требовать чтобы дети бежали быстрее. Скорость бега естественно возрастает у детей по мере роста выносливости.

Наряду с бегом широкое применение для развития выносливости должны занимать подскоки, прыжки через короткую скакалку, прыжки с продвижением вперед. Дети любят эти движения, они соответствуют их возможностям, легко дозируются с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Развитие выносливости происходит и в подвижных играх с многократными повторениями действий, выполняемых продолжительное время, а также в некоторых спортивных упражнениях (ходьбе на лыжах, катании на велосипеде, качелях).

        Особенностью их является непрерывно изменяющая как по интенсивности, так и по форме движений деятельность, включающая минимально необходимые перерывы для смены водящего, введения дополнительных препятствий и т.п.

Физические упражнения и и игры, развивающие выносливость, должны находить место во многих формах физического воспитания.

Определенная организация детей на физкультурных занятиях может также способствовать развитию выносливости.

        Например:

  • Поточный способ;
  • Групповой способ.

        Эти способы организации максимально используют отведенное для занятий время, сокращают моменты отдыха и одновременно требуют большой выносливости, происходит ее дальнейшее развитие.

Подбор упражнений должен быть таким, чтобы обеспечивалась смена работающих мышечных групп: упражнения для мышц ног (прыжки) чередуются с упражнениями для мышц туловища (ползание) или плечевого пояса (броски набивного мяча).

        По сигналу группы меняются местами, выполнив движение определенное движение количество раз.

        Не следует забывать, что движения, предлагаемые детям, должны быть ими хорошо освоены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие общей выносливости старших дошкольников в условиях Среднего Приобья"

Алгоритм  развития общей выносливости старших дошкольников в условиях Среднего Приобья....

Особенности развития общей выносливости у детей 6-7 лет

Развитие общей выносливости в дошкольном возрасте происходит преимущественно при использовании циклических видов физических упражнений (ходьба, бег, прыжки, плавание и др.) с постепенным увеличением в...

Консультация для воспитателей "Ходьба как средство развития выносливости у дошкольников"

В консультации предложен материал, различные варианты ходьбы как одного из средств развития выносливости....

Консультация для педагогов по теме: «Развитие выносливости у дошкольников»

Выносливость - это способность человека к длительному выполнению интенсивной работы на требуемом уровне, которая  обеспечивается повышенными возможностями функциональных систем организма....

Формирование положительной мотивации обучения при развитии выносливости у дошкольников

Каждое наше занятие неспроста начинается с вводной части. Именно во время ее проведения организм настраивается на предстоящую работу. Поэтому, основной целью вводной части занятия является формировани...

Развитие общей выносливости у детей старшего дошкольного возраста при обучении плаванию

выносливость – это способность человека к продолжительной и эффективной двигательной деятельности. Мерилом выносливости являет­ся время, в течение которого человек способен поддерживать зада...

Развитие общей выносливости у детей старшего дошкольного возраста средствами плавания.

Роль физического развития в дошкольном детстве переоценить невозможно: оно не только оказывает огромное влияние на здоровье ребенка, но и в значительной степени способствует его всестороннему развитию...