ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ «ЦЕНТР ЗДОРОВЬЯ»
проект (старшая группа)

Галкина Мария Ивановна

Проблема выбора детьми тематики игр стоит очень остро. Недостаточное оснащение атрибутами, неполный объем знаний и не совершенное создание условий приводит к тому, что детские сюжетно – ролевые игры становятся однообразными и скудными по тематике и развитию сюжетных линий, Одной из интересных, ярких и творческих игр для детей, мы считаем, должна стать игра «Центр здоровья».

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

«ЦЕНТР ЗДОРОВЬЯ»

(старший дошкольный возраст)

«Игра ребенка не есть простое воспоминание о
пережитом, а творческая переработка пережитых
впечатлений, комбинирование их и перестроение 
из них новой действительности, отвечающей 
запросам и влечениям самого ребенка». 
Л.С. Выготский.


Проблема выбора детьми тематики игр стоит очень остро. Недостаточное оснащение атрибутами, неполный объем знаний и не совершенное создание условий приводит к тому, что детские сюжетно – ролевые игры становятся однообразными и скудными по тематике и развитию сюжетных линий, Одной из интересных, ярких и творческих игр для детей, мы считаем, должна стать игра «Центр здоровья». Она является доступной для детей дошкольного возраста, так как с рождения у ребенка заложен генетически неосознанный интерес  к самому себе, к своему телу, органам и их функциям и, как следствие к профессии врача.

В этой игре ребенок не только отражает реальную жизнь, но и перестраивает её, эта игра имеет и развивающее значение. Здесь в комплексе можно решить задачи умственного, нравственного, трудового и эстетического развития детей, прививать основы ЗОЖ 
Данная игра требует от ребенка полноценных знаний об окружающем мире, о своем организме, о строении своего тела, органах, о способах их лечения, о лекарственных травах и медикаментах. В процессе игры ребенок уточняет и закрепляет знания о профессии врача, фармацевта, физиотерапевта, о работе скорой помощи, МЧС. Кроме того, эта игра учит детей успешно жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу. Здесь развивается чувство коллективизма, взаимовыручки, ответственности за свои действия, коммуникативные качества.
Игра «Центр здоровья» нацелена на воспитание любви к ближнему, сочувствие к больному человеку, доброе и ласковое отношение к ним.

Данные методические рекомендации к игре «Центр здоровья» помогут воспитателям и педагогам ДОУ использовать их в своей работе, разнообразить и обогатить содержание игры, за счет внедрения ролей врачей – специалистов узкого профиля: лор- врач, окулист, хирург, стоматолог и т.д. 

Цели и задачи игры
1. Расширить представления детей о здоровье, медицине.
На этой основе дать детям возможность реализовать свои потребности, интерес к данной теме через развитие игрового сюжета «центр здоровья».
2. Расширять знания детей о  влияния образа жизни на состояние здоровья, об особенностях функционирования организма.
3. Развивать игровой опыт ребенка через обогащение его впечатлений о социальном мире, труде взрослых (врача, медицинской сестры, фармацевта, спасателей МЧС и др.).
4. Активизировать фантазию, речевое общение и творческое воображение в создании новых сюжетных линий.
5. Воспитывать уважение к труду медицинских работников, закреплять правила поведения в общественных местах.
6. Способствовать развитию познавательно-исследовательской деятельности.

Этапы возрастного развития игры «Центр здоровья»

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/36568_cb04d857ee67b61f68137c548c10d692.jpg.jpg

Словарный минимум 
Профессии:

Главный врач, врач, медицинская сестра, педиатр, терапевт, хирург, окулист, отолоринголог, стоматолог, кардиолог, аллерголог, массажист, санитарка, лаборант, косметолог, невропатолог, фармацевт, провизор.
Орудия труда:
Медицинские инструменты, шприц, скальпель, фонендоскоп, щипцы, градусник, вата, марля, бинты, шпатели, молоточек, лейкопластырь, грелка, тубусный кварц, капельница, пробирки, тонометр, весы, ростомер. 
Дополнительные профессионально-значимые понятия:
Температура, ангина, отит, ОРЗ, ОРВИ, гипс, травма, рана, травмпункт, насморк, кашель, головная боль, зубная боль, кариес, озноб, головокружение, насморк, перелом, солнечный удар, ожог, анализ, процедурный кабинет, флюрография, рентген, ЭКГ, УЗИ, пломба, операция, справка, больничный лист, рецепт, карточка, направление, госпитализация.
Название трудовых действий:
Лечит, взвешивает, оперирует, перевязывает, осматривает, направляет, принимает, выписывает, ведет прием, наблюдает, слушает, ставит диагноз, измеряет давление, исследует, изучает, спасает, проверяет, делает уколы, делает массаж, накладывает гипс.

Этапы разработки и проведения проекта сюжетно-ролевой игры «Центр здоровья»
1. Постановка целей игры, наличие мотивации.
2. Вовлечение детей в решение этой проблемы (обозначение «детской» цели).
3. Создание плана игры (на основе поддержки детей).
4. Обсуждение плана с детьми.
5. Творческий поиск (сбор информации, материала).
6. Проведение основных мероприятий, предварительная работа - занятия, наблюдения, игры и т.д.
7. Домашние задания родителям.
8. Самостоятельная творческая работа с детьми.
9. Презентация проекта (КВН, праздник, открытое занятие, составление альбомов).
10. Результат работы - сюжетно-ролевая игра «Центр здоровья» - организованная, длительная игра.

Примерные игровые действия:
1. Приход в поликлинику, регистратура;
2. Прием у врача;
3. Выписка лекарства;
4. Вызов «Скорой помощи»;
5. Госпитализация, размещение в палате;
6. Назначение лечения;
7. Обследования;
8. Посещение больных;
9. Выписка.

Варианты и сюжеты игры «Центр здоровья» (новые сюжетные линии)
1. Лечение в санатории.
2. Наступил праздник «День медицинского работника».
3. Косметологическая лечебница.
4. Научно-медицинская лаборатория.
5. МЧС.
6. Туризм.

Роли в игре
Врачи – 6 человек:
Педиатр
Окулист
Лор – врач
Хирург
Кардиолог
Физиотерапевт
Медицинская сестра в регистратуре – 1 человек
Фармацевт – 1 человек
Медицинская сестра в фитобаре – 1 человек
Процедурная медсестра – 1 человек
Лаборант – 1 человек
Санитары на скорой помощи – 2 человека
Врач скорой помощи – 1 человек
Водитель скорой помощи – 1 человек
Пациенты – 5 и более человек

Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Центр здоровья»
Регистратура
1. Ширма «Регистратура»
2. Халат, шапочка медсестры
3. График работы врачей
4. Направления к врачам – специалистам
5. Карточки 
6. Журнал
7. Больничные листы
8. Печать
9. Телефон.
10. Бейджики для врачей
Хирург
1. Халат, шапочка.
2. Журнал врача – хирурга
3. Бланки для рецептов
4. Операционный стол
5. Медицинский столик хирурга
6. Медицинские инструменты: капельница, шприцы, ножницы, вата, молоточек, бинты, лейкопластырь, скальпель, зажим, пинцет
7. Ширма «Изолятор»
8. Кроватка
9. Простыни
10. Одеяло 
Окулист 
1. Халат, шапочка.
2. Журнал врача – окулиста
3. Бланки для рецептов
4. Таблица букв
5. Таблица рисунков
6. Набор «Оптика»
7. Глазок окулиста.
Аптека
1. Ширма «Аптека»
2. Халат, шапочка фармацевта
3. «Лекарства»
4. Телефон
Лор
1. Халат, шапочка
2. Журнал лор - врача
3. Бланки для рецептов
4. Шпатели
5. Глазок лор - врача
6. Трубочки
7. Трубка
Педиатр 
1. Халат, шапочка
2. Ростомер
3. Весы
4. Пеленальный стол
5. Сантиметр
6. Журнал педиатра
7. Бланки для рецептов
8. Шпатели
9. Градусники 
10. Фонендоскоп 
11. Тонометр
Кардиолог 
1. Халат, шапочка
2. Журнал врача – кардиолога
3. Бланки для рецептов
4. Медицинский столик ЭКГ
5. Медицинские инструменты 
6. Кушетка
7. Простыня 
Физиотерапевтический кабинет
1. Халат, шапочка
2. Журнал физиотерапевта
3. Бланки для рецептов
4. Тубусный кварц
5. Кушетка
6. Простыни
7. Тренажеры 
Процедурный кабинет 
1. Халат, шапочка процедурной медсестры
2. Журнал медицинской сестры
3. Медицинские инструменты: инструменты для забора крови, пробирки, ватные тампоны, шприцы, ножницы, бинты, лейкопластырь, пинцет, груша, градусник, грелка
4. Мыло
5. Полотенце
6. Простыни
Фитобар
1. Барная стойка
2. Кислородная коктейлерная
3. Миксер для взбивания коктейля 
4. Набор лекарственных трав 
5. Чайник
6. Чайный сервис
7. Стаканчики 
8. Трубочки
9. Муляжи фруктов
10. Муляж «Кумыс»
11. Муляжи коктейлей 
Скорая помощь
1. Машина «Скорая помощь»
2. Чемоданчик с медикаментами для скорой помощи и МЧС
3. Носилки 
4. Телефон
5. Рация 
6. Журнал скорой помощи

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

(Планирование воспитательно-образовательной работы)
Старший дошкольный возраст
Задачи:
• Развивать умения совместного комбинирования разнообразных событий. Стимулировать детей к соединению творческого построения сюжета с ролевым взаимодействием.
• Побуждать детей более широко и творчески использовать в игре знания об окружающей жизни, о труде врачей, о функционировании организма. Формировать взаимоотношения сотрудничества и взаимопомощи. Воспитывать доброжелательность, готовность выручить товарища, умение считаться с их интересами и мнением; справедливо решать споры.
• Продолжать работу по активизации и уточнению словаря, развитию речи. Активизировать детей на ролевые диалоги, развивая связную речь, вести работу по развитию творческого воображения.

Блок 1. «Познавательная деятельность»
1. Беседа «Что такое здоровье и как его сохранять» 
Цель: Закрепить знания детей о том, как надо сохранять здоровье, укреплять его, какие правила безопасности соблюдать, чтобы не навредить здоровью; развивать любознательность, внимание к собственному организму, ощущениям.
2. Беседа о труде взрослых 
Цель: Познакомить детей с профессией врача. Раскрыть ее значимость для общества. Раскрыть нравственные качества, характеризующие врачей. Вызвать уважительное отношение к профессии врача.
3. Экскурсии: в поликлинику, в регистратуру, в аптеку, в медицинский кабинет 
Цель: Расширять представления детей о медицине. Вызвать интерес к этой сфере деятельности
4. Просмотр диафильмов, фильмов о медицине 
Цель: Расширять представления детей о медицине. Вызвать интерес к этой сфере деятельности
5. Чтение произведений: К.И. Чуковского «Айболит», отрывок из стихотворения «Кем быть» В. Маяковского, «На взморье» Я. Райниса (Отрывок «Кукла заболела»), «Наш доктор» А. Кардамовой
Цель: Продолжать знакомить детей с профессией врача.
6. Рассказ воспитателя о врачах, их деятельности 
Цель: Расширять представления детей о врачах, их деятельности. Вызвать интерес к профессии врача.
7.Познавательно-физкультурное НОД «День здоровья» 
Цель: Сформировать привычку к здоровому образу жизни; удовлетворить потребности детей в двигательной активности; закрепить знания детей о том, как сохранить и укрепить здоровье.
8. НОД «Что такое здоровье и как его сохранить и преумножить» 
Цель: Закрепить понятие «Здоровье»; расширить знания детей о профилактических мерах по предупреждению заболеваний, травм.
9.Беседа «Скорая помощь» 
Цель: Рассказать о профессии «врач»; познакомить детей с номером телефона «03»; научить вызывать «скорую медицинскую помощь», называя свое имя, фамилию и домашний адрес.
10.Беседа «Как устроено тело человека» 
Цель: Познакомить детей с тем, как устроено тело человека.
11. Беседа «Как работает сердце человека» 
Цель: Познакомить детей с назначением и работой сердца.
12. Беседа «Как мы дышим» 
Цель: Познакомить детей с органами дыхания.
13. Беседа «Как движутся части тела» 
Цель: Познакомить детей с назначением мышц, суставов, их ролью в строении тела человека.
14. Беседа «Микробы и вирусы»
Цель: Рассказать детям об инфекционных болезнях и их возбудителях. 
15. Беседа «Личная гигиена» 
Цель: Довести до сознания детей необходимость и важность соблюдения гигиенических процедур.
16. НОД «Здоровье и болезнь» 
Цель: Научить детей бережно относиться к своему здоровью, заботиться о нем, избегать ситуации, приносящие вред здоровью. 
17. Беседа «Отношение к больному человеку» 
Цель: Воспитывать чувство сострадания, соучастия к больным, немощным; пробудить желание помочь, облегчить тяжелую участь таких людей.
18. Беседа «Витамины и полезные продукты» 
Цель: Познакомить с понятием «витамины», рассказать о пользе витаминов, их значении для жизни, взаимосвязи здоровья и питания.
19. Беседа «Здоровая пища» 
Цель: Помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания, объяснить, что еда должна быть не только вкусной, но и полезной.
20. Беседа «Спорт» 
Цель: Познакомить детей с различными видами спорта, формировать понятие о здоровом образ жизни, о значении спорта для здоровья человека. 

Блок 2. Трудовая деятельность (ручной труд)

  1. Конструирование (ручной труд)  «Коробочки для лекарств в аптеку»– побуждать детей по образцу воспроизводить коробочки из раздаточного материала. Закрепить навыки и умения конструирования
  2. Изготовление атрибутов для развертывания новых сюжетных линий игры. Побуждать проявлять в работе творчество. Планировать свою работу, подбирать нужные материалы.

Блок 3. Игровая деятельность

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/36568_d98274180621982bd78689663cc80c78.jpg.jpg

Блок 4. Изобразительная деятельность

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/36568_6de3842b48f938e96fe53b2008e74566.jpg.jpg

Блок 5. Развлечения и праздники

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/36568_25177862615505b74dac59dfb173bd50.jpg.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект «Развитие сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста, на основе ознакомления с творческими профессиями»

Долгосрочный творческий проектМДОУ «Д/с № 69» г.Ухта Тема: «Развитие сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста, на основе ознакомления с творческими профессиями.»...

Проект "Развитие сюжетно-ролевой игры в детском саду"

В данной публикации содержится основные этапы развития сюжетной игры, особенности сюжетной игры в разных возрастных категориях, определение игры....

информационный проект "Развитие сюжетно-ролевой игры "Больница"

информационный проект "Развитие сюжетно-ролевой игры "Больница"...

Проект «Развитие сюжетно-ролевых игр в средней группе детского сада»

Данный проект направлен на развитие творческих способностей и самостоятельной игровой деятельности детей, амплификацию игрового опыта дошкольников....

Проект «Развитие сюжетно-ролевых игр в средней группе детского сада»

Данный проект направлен на развитие творческих способностей и самостоятельной игровой деятельности детей, амплификацию игрового опыта дошкольников....

Проект «Развитие сюжетно-ролевых игр в средней группе детского сада» Группа №12, воспитатели: УгрюмоваЕ.С.,Борисова Л.А.

Данный проект направлен на развитие творческих способностей и самостоятельной игровой деятельности детей, амплификацию игрового опыта дошкольников....