ПРОЕКТ в разновозрастной группе от 3 до 5 лет общеразвивающей направленности Тема: «ЗОРКИЕ ГЛАЗКИ»
проект (младшая группа)

Вешта Наталья Витальевна

Зрение – исключительно важная функция организма. Благодаря зрению человек видит окружающий мир и себя в нем. От того, как видит ребенок, во многом зависит его развитие. Всем известно, что зрение активно формируется до 7 лет и его состояние зависит от многих факторов – наследственности, соблюдения зрительного режима,  от физической активности ребенка, питания, богатого витаминами.Болезни глаз у детей – не только медицинская, но и социально - психологическая проблема, потому что около 90% информации ребенок получает через органы зрения. Задача детского сада - начинать профилактику нарушений зрения уже в 2-3 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zorkie_glazki_veshta.docx65.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад «Боровичок» п.Колтубановский

ПРОЕКТ

в разновозрастной группе от 3 до 5 лет общеразвивающей направленности

Тема:  «ЗОРКИЕ ГЛАЗКИ»

2019 год

Актуальность проекта: 

Болезни глаз у детей – не только медицинская, но и социально - психологическая проблема, потому что около 90% информации ребенок получает через органы зрения. Особое внимание необходимо обращать на детей, входящих в «группу риска». К сожалению, данные специалистов неутешительны: у 80% детей за период школьного обучения снижаются показатели остроты зрения, а также нарушается рефракция. Перед педагогами стоит важная задача: сохранить зрение детей и остановить болезни, если они уже возникли, уделять большое внимание охране и гигиене зрения детей, проведение игр и упражнений, способствующих улучшению зрительных функций.

Зрение – исключительно важная функция организма. Благодаря зрению человек видит окружающий мир и себя в нем. Именно зрение позволяет нам воспринимать прекрасное и уродливое, красочное и блеклое, яркое и тусклое, познавая мир во всем его разнообразии. От того, как видит ребенок, во многом зависит его развитие. Всем известно, что зрение активно формируется до 7 лет и его состояние зависит от многих факторов – наследственности, соблюдения зрительного режима,  от физической активности ребенка, питания, богатого витаминами.

   Задача детского сада - начинать профилактику нарушений зрения уже в 2-3 года.

   Анкетирование родителей по данной проблеме показало, что после прихода из детского сада и в выходные дни 65% детей смотрят телепередачи, 25%  занимаются изобразительной деятельностью и лишь 10%  гуляют на улице, т.е. активно двигаются.

   Таким образом, чтобы привлечь внимание родителей к проблеме сохранения и укрепления здоровья детей, в частности зрения, мной был разработан проект «Зоркие глазки».

Цель проекта: укрепление и сохранение зрения детей младшего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

- заинтересовать родителей, показать важность данной проблемы, дать теоретические знания;

- обучить родителей практическим навыкам сохранения и укрепления зрения детей;

- научить детей бережному отношению к своим глазам;

- сформировать у детей навык бережного отношения к собственному здоровью;

- подобрать консультативный и разработать дидактический материалы

Тип проекта: познавательный, здоровьесберегающий.

Участники проекта: дети разновозрастной группы от 3 до 5 лет, воспитатели, родители.

Длительность: краткосрочный (1 неделя)

Ожидаемый результат:

  1. У детей сформировано правильное отношение к здоровому образу жизни, осознанное поведение к сохранению органов зрения.

2 . У родителей повышен интерес к проблеме укрепления и сохранения зрения детей.

3 . На основе использования коррекционных упражнений и гимнастики для глаз, у детей развиваются двигательные функции глаз.

Подготовительный этап:

1.  Подбор материала по теме.

2.  Изготовление офтальмотренажёров, тренажёра Базарного В.Ф.

3. Подбор дидактических игр.

4. Подбор консультации для родителей. (Приложение 1).

5. Анкетирование родителей. (Приложение 2).

Основной этап:

 Образовательная область «Речевое развитие»

Беседа «Что мы знаем о глазах?»

Беседа «Что могут глаза?»

Беседа «Как беречь глаза?»

Беседа «Что любят и чего не любят наши глазки»

Беседа «Причины ухудшения зрения».

   Образовательная область «Познавательное развитие» (познавательно-исследовательская деятельность):  

 Опытно-экспериментальная работа                                                       «Зоркий глаз»
«Ловкий зрачок
»

Дидактические игры и упражнения:

«Хорошо - плохо», «Составь целое», «Разрешается –запрещается», «Полезно –вредно», «Научим Буратино смотреть телевизор», «Цвет глаз»

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Сюжетно-ролевая игра «На приеме у окулиста»

Образовательная область «Физическое развитие»

Подвижные игры: «Найди свой цвет», «Пройди –не задень», «Бегите к флажку», «Кот и мыши», «Птички в гнездышках», «Найди свой домик», «Лохматый пес».

Гимнастика для глаз: «Весёлая неделька», «Жук», «Солнышко и тучки», «Солнечный зайчик», «Бабочка», «Волшебный сон».

Упражнения на офтальмотренажёрах

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Рисование «Что любят и чего боятся наши глазки».

Коллаж «Полезные продукты для глаз»

Слушание детских песен о здоровье.

Чтение Н. Орловой «Ребятишкам про глаза», «Береги свои глаза», Н.Кнушевицкая «Глаза».

Заключительный этап:

  1. Коллаж «Полезные продукты для глаз».
  2. Семинар-практикум для родителей: «Игры и упражнения для развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста».
  3. Презентация проекта на педагогическом совете ДОУ.

Ход проекта

Понедельник 

 

Беседа «Что мы знаем о глазах?» (Приложение 4.)

Гимнастика для глаз «Весёлая неделька» (Приложение 5.)

Упражнения на офтальмотренажёрах

Формировать представления о части тела – глазе, его строении и значении в жизни человека.

Развивать и укреплять двигательную активность глаз в игровой форме

Вторник 

Опыт «Ловкий зрачок» (Приложение 3.)

Д/и «Хорошо – плохо», «Составь целое», «Разрешается –запрещается», «Полезно –вредно».

Консультация  для родителей «Гимнастика для глаз» (Приложение 1).

Упражнения на офтальмотренажёрах

Определить реакцию зрачков на различную степень освещенности.

Расширять знания детей о здоровом образ жизни.

Познакомить родителей с различными видами гимнастики для глаз, акцентировать внимание на сохранении зрения детей

Развивать и укреплять двигательную активность глаз в игровой форме

Среда 

 

Беседа «Как беречь глаза?» (Приложение 4.)

Сюжетно ролевая игра:

«На приеме у окулиста»

Упражнения на офтальмотренажёрах

 Формировать потребность заботиться о сохранении зрения; воспитывать стремление заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих.

1.Формировать представление
о цели труда окулиста.
2.Способствовать освоению детьми социальных ролей: врач, пациент, формировать умение  развивать сюжет игр

Развивать и укреплять двигательную активность глаз в игровой форме

Четверг

Опыт
«ЗОРКИЙ ГЛАЗ» (Приложение 3.)

Чтение сборника стихотворений  Н. Орловой «Ребятишкам про глаза» (Приложение 6.)

Гимнастика для глаз: «Жук», «Солнышко и тучки», «Солнечный зайчик», «Бабочка», «Волшебный сон». (Приложение 5.)

Упражнения на офтальмотренажёрах

Определить полезность использования повязки на одном из глаз.

Расширять представление детей о строении органах зрения, о  здоровьесберегающих привычках  для глаз.

Развивать и укреплять двигательную активность глаз в игровой форме

Пятница 

 

 Аппликация.

Коллаж «Полезные продукты для глаз»

Подвижные игры: «Найди свой цвет», «Пройди –не задень», «Бегите к флажку»

Семинар-практикум для родителей: «Игры и упражнения для развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста». (Приложение 7.)

Способствовать формированию представлений детей о пользе и вреде продуктов питания для организма.

Развивать двигательную активность в игровой форме

Ознакомление   родителей        с  играми и упражнениями, способствующими  профилактике нарушения,  коррекции зрения  у детей.

ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРОЕКТУ

Приложение 1.

Консультация для родителей на тему:

« Гимнастика для глаз»

Организм ребенка очень восприимчив ко всякого рода воздействиям, именно в детском возрасте развитию зрения должно быть уделено особое внимание. Важное значение для охраны зрения детей имеет правильная организация занятий в домашних условиях. Дома дети любят рисовать, лепить, а в более старшем возрасте читать, писать, играть с конструктором. Но надо помнить, что общая продолжительность занятий в течение дня не должна превышать 40 минут в возрасте от 3-х до 5-ти лет, и одного часа в 6-7 лет. Желательно, чтобы дети занимались как в первую, так и во вторую половину дня, и чтобы между этими занятиями было время для активных игр и пребывания на свежем воздухе. Однотипные занятия, связанные с напряжением зрения, должны прерываться каждые 10-15 минут для отдыха глаз.

Профилактику неправильных зрительных привычек у ребенка начинают уже с 2-3 лет. Детей учат периодически моргать, не горбиться, не дают им возможность смотреть пристально, просят чаще менять взгляд с ближнего на дальние предметы и обратно.

Очень важно обучить ребенка правильно смотреть телевизор и играть на компьютере. Длительность для дошкольников и младших школьников не должна превышать получаса. Оптимальное расстояние до экрана телевизора от 2 до 5 м. Экран монитора компьютера должен располагаться  на расстоянии вытянутой руки (40 см). Сидеть при этом необходимо не сбоку, а прямо перед экраном. В комнате должно быть естественное или искусственное освещение. Важно, чтобы свет от других источников не попадал на глаза.

Несмотря на возрастающую популярность «развивающих» игр, следует помнить о чувстве меры продолжительность таких игр не более 20 минут единовременно и более 60 минут за весь день. Просмотр телевизора, видеоигры и игры за компьютером для детей до трех лет запрещены

Взрослые должны учитывать следующее:

-с 1,5 лет ребенок должен держать книгу на расстоянии 20-25 см. от глаз;

-при рисовании нельзя заслонять источник света рукой;

-комната, где ребенок проводит большую часть времени должна  быть хорошо освещена.

Рекомендуется с одного года приучать ребенка к гимнастике глаз в игровой форме. Зрительная гимнастика помогает:

-улучшить кровообращение сосудов органов зрения;

-снять   утомление   глаз   после   чтения   или   работы   с    мелкими деталями.

Общие рекомендации по гимнастике для глаз для дошкольников:

1.Посмотреть вдаль в течение 1-2 мин., переводя взгляд с предметов;

2.Поморгать глазами 20 раз;

3.Дать «попрыгать глазками с лестницы» - посмотреть кверху и быстро опустить взгляд вниз

Гимнастика для усталых глаз:

1. Глубоко вдохните, зажмурив глаза как можно сильнее. Напрягите мышцы шеи, лица, головы. Задержите дыхание на 2-3 секунды, потом быстро выдохните, широко раскрыв глаза на выдохе. Повторить 5 раз.

2.  Закройте глаза, помассируйте надбровные дуги и нижние части глазниц круговыми движениями от носа к вискам.

3. Закройте глаза, расслабьте брови. Повращайте глазными яблоками слева направо и справа налево. Повторить 10 раз.

4. Поставьте большой палец руки на расстоянии 25-30 см. от глаз, смотрите двумя глазами на конец пальца 3-5 секунд, закройте один глаз на 3-5 секунд, затем снова смотрите двумя глазами, закройте другой глаз. Повторить 10 раз.

5. Положите кончики пальцев на виски, слегка сжав их.10 раз быстро и легко моргните. Закройте глаза и отдохните, сделав 2-3 глубоких вдоха. Повторить 3 раза.

Выполнение каждого из этих комплексов упражнений для глаз займет не более 5 минут. А пользу, которую вы получите, трудно переоценить.

Простейший отдых для глаз – это их закрытие на более или менее длительный период времени и мысленное представление чего-нибудь приятного. Этот метод служит средством первой помощи, и к нему надо прибегать в первую очередь.

Приложение 2.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Здоровье глаз детей»

Уважаемые родители, ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты, касающиеся здоровья детей дошкольного возраста.

  1. Вы замечали проблемы зрения у вашего ребёнка?

Да

Нет

Не знаю

  1. Вы знаете, что с 3х лет вы должны ежегодно посещать врача-офтальмолога для проверки здоровья глаз?

Да

Нет

  1. Вы знаете, что более 50% детей уже в младших классах имеют проблемы со зрением?

Да

Нет

  1. Как вы считаете, надо ли защищать глаза ребёнка от солнца с помощью солнцезащитных очков:

Да

Нет

5. Соблюдение режима дня ребёнка, оказывает воздействие на здоровье его глаз?

Да

Нет

6. Ваш ребёнок общается с современными гаджетами и персональным компьютером?

Ежедневно

Часто

Редко

Нет

7. Вы знаете, как правильно установить монитор компьютера?

Да

Нет

8. На каком расстоянии от глаз должен располагаться экран телевизора:

Не знаю

На расстоянии пяти диагоналей телевизора

Не имеет значения

9. Как долго ребёнку дошкольного возраста можно смотреть телевизор

1 час в день

30 мин.

Без ограничений времени

10. Как вы считаете, зависит ли зрение от качества питания?

Да

Нет

11. Вы беседовали с ребёнком о безопасности глаз?

Да

Нет

12. Вы знаете, что такое гимнастика для глаз?

Да

Нет

Спасибо за понимание и участие в опросе!

Приложение 3.

Опытно-исследовательская деятельность
Опыт 1
«ЗОРКИЙ ГЛАЗ»

Цель: определить полезность использования повязки на одном из глаз.
Гипотеза: для адаптации зрения к различным световым условиям целесообразно ношение повязки.
Материал: повязка на глаз, 2 настольные лампы, 2 карточки с рисунком
Ход опыта:
1. Первый экспериментатор (одновременно со вторым): посмотреть на включенную лампочку не защищенными глазами 1 минуту.
2. Второй экспериментатор (одновременно с первым): посмотреть на включенную глазами 1 минуту лампочку (один глаз защищен пиратской повязкой).
3. По истечении времени назвать предмет, изображенный на карточке.
Вывод: глазам требуется несколько минут для адаптации к различным световым условиям. 

Опыт 2 
«ЛОВКИЙ ЗРАЧОК»

Цель: определить реакцию зрачков на различную степень освещенности.
Гипотеза: глазам необходимо некоторое время для адаптации к различным световым условиям.
Материал: 2–3 игрушки
Ход опыта:
1. Предлагаю детям рассмотреть зрачки друг друга в освещенной комнате.
2. Задернуть шторы, чтобы создать полумрак.
3. Предложить детям быстро назвать игрушки, расположенные на полочке и их цвет.
Вывод: в освещенной комнате зрачки сужены, а после пребывания в комнате без света в течение нескольких минут зрачки расширяются. Расширяются зрачки для того, чтобы уловить как можно больше света и восстановить способность различать в сумерках предметы. Воспитатель подчеркивает, что находясь в темной комнате, дети могут различать предметы, но не могут определить их цвет. Это обусловлено работой светочувствительных клеток – палочек.

Приложение 4.

Беседа «Что мы знаем о глазах?»

Цель : формирование представления о части тела – глазе, его строении и значении в жизни человека.

   Воспитатель сообщает, что проходит неделя здоровья. Появляется гость – Незнайка – со словами:

Я весь день телевизор смотрел,

До полуночи над книгой сидел.

Свет обычно включать не любил

И в темноте вечера проводил.

Видел всё! А теперь не могу! (см. ссылку 2).

Воспитатель предлагает помочь Незнайке. Дети участвуют в беседе, высказывают свое мнение; приветствуют гостя, беседуют с Незнайкой.

. Загадывает загадку

Два братца через дорожку живут,

А друг друга не видят (глаза)

Воспитатель переходит к беседе о строении и значении глаза, демонстрирует наглядно на стенде .

Воспитатель: А скажите, зачем глаза нужны человеку?

Дети: (ответ детей)

Воспитатель: Правильно! Глаза помогают видеть всё то, что вокруг нас, всю красоту природы; различать предметы, цвет, форму; читать книги и многое-многое другое. Посмотрите друг другу в глаза. Какого они цвета?

Дети: (ответ детей)

Незнайка: Дайте мне тоже посмотреть.

Незнайка смотрит в глаза детей, отмечая у каждого свой цвет.

Проводится игра «Найди пару».

Воспитатель: А на что похожи глаза?

Дети: (ответ детей)

Воспитатель: Ваши глаза похожи на два фотоаппарата.

(показывает фотоаппарат)

Наружное отверстие камеры прикрыто прозрачным стёклышком, чтобы внутрь не попала вода и грязь. Есть такое приспособление и в наших глазах. Это роговица –прозрачная внешняя оболочка глаза, которая пропускает свет.

Воспитатель обращает внимание на стенд с изображением глаза

Воспитатель: Роговицу надо постоянно смачивать, а то она может высохнуть и помутнеть. Роль смазки в наших глазах выполняют слёзы!

Воспитатель обращает внимание на стенд.

Воспитатель: Это цветное колечко – радужная оболочка или радужка. В центре глаза виден чёрный кружок. Он то расширяется, то сжимается. Это зрачок. Давайте понаблюдаем за зрачком. Посмотрите друг другу в глаза. {Выключается на несколько секунд свет). Что произошло со зрачком в темноте? (ответы детей). В темноте зрачок расширился. А при свете сузился.

Глаза очень нежные, поэтому они нуждаются в защите! У каждого глаза есть свои стражи – веки, ресницы, брови (показывает на стенде).

Веки защищают глаза от пыли и других мелких посторонних частей. Расположенные на их краях ресницы очень прочные.

Незнайка: А я знаю, зачем они нужны. Чтобы их красить! Так делают наши девочки из Цветочного города.

Воспитатель: Это не главное их назначение. Когда верхние и нижние ресницы смыкаются, они образуют барьер для грязи.

Незнайка: Как вернусь домой, обязательно всем девочкам расскажу. А чем, интересно, могут помочь эти лохматости над глазами? (показывает на брови) Зачем они тут растут?

Воспитатель: Эти, как ты сказал, лохматости называются брови. И растут они для того, чтобы защищать глаза от пота, стекающего со лба. Но кроме век, ресниц и бровей есть ещё один страж. Это слёзы. Они тоже защищают глаза от попадания в них соринок. Ну что, Незнайка, запомнил, как устроен глаз?

Незнайка: Да! Это проще простого!

Беседа

«Как беречь глаза?»

   Цели: учить заботиться о сохранении зрения; познакомить со строением глаза; выяснить причины ухудшения зрения; развивать мышление, память, расширять кругозор детей; воспитывать стремление заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих.

Вступительное слово. Мы очень часто в своих беседах затрагиваем тему здоровья. Мы учились с вами ухаживать за своим телом, чистить зубы… Общее название всех наших занятий звучит так: «Твое здоровье в твоих руках».

– Как вы это понимаете? (ответы.)

Тема нашего сегодняшнего занятия: «Береги глаз как алмаз». (Словарная работа. Что такое алмаз? Это – драгоценный камень)

А вот зачем же беречь наши глаза как драгоценный камень, мы и должны узнать на сегодняшнем занятии.

Глаз – орган зрения. Мы видим глазами наш удивительный мир, который пронизан светом ласкового солнца. Недаром говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Наши глаза помогают нам познавать окружающий мир, учиться, выполнять различную работу. Человеку с плохим зрением труднее будет учиться, работать. Какой вывод можно сделать из сказанного мною? (Зрение нужно беречь!)

Да, и цель нашего занятия – выяснить, отчего ухудшается зрение; научиться заботиться о сохранении хорошего зрения.

Настроимся на рабочий лад, вспомним наше любимое правило: каждый день, всегда, везде: на занятиях, в игре – четко, ясно говорим и тихонечко сидим.

Обсуждение проблемы «Почему портится зрение».  Мы должны выяснить, почему портится зрение. Как вы думаете? (ответы детей.)

Причины ухудшения зрения

1. Работа при плохом освещении.

2. Чтение при малом расстоянии от глаз до книги.

3. Чтение лежа.

4. Длительный просмотр телепередач.

Мы выяснили причины, узнали, от чего портится зрение. А теперь узнаем, как же заботиться о сохранении нашего зрения.

1. Место, где вы занимаетесь, должно быть хорошо освещено. Лампа должна стоять слева.

2. Расстояние от книги, тетради до глаз должно быть 30–35 см (у взрослого это равно длине руки от локтя до кончиков пальцев).

3. Нельзя читать лежа или на ходу, попадете всегда в беду.

4. Телевизор. (Рассказывает ребенок)

1) Смотреть не более 2–3 передач в неделю (по 1–1,5 ч) (не считая коротких мультиков).

2) Располагаться от телевизора не ближе 2–3 м, не дальше 6–8 м.

3) Место для сидения должно быть удобным.

4) Изображение на экране должно быть четким.

Вывод– Какую цель мы ставили?– Чему научились, что нового узнали?

1. Выяснили причины ухудшения зрения.

2. Научились заботиться о сохранении зрения.

На занятии мы тоже усердно работали, и после занятия нам нужен отдых. И еще одно упражнение, для того чтобы снять усталость, расслабиться. Я говорю, а вы делаете.

Реснички опускаются…

Глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем, …

Дышится легко, ровно, глубоко…

Наши руки отдыхают,

Ноги тоже отдыхают.

Отдыхают, засыпают.

Шея не напряжена

И расслаблена,

Губы чуть приоткрываются,

Всё чудесно расслабляется.

Дышится легко, ровно, глубоко…

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем,

Хорошо нам отдыхать,

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем.

Потянуться, улыбнуться!

Всем открыть глаза и

Красиво сесть!

Приложение 5.

«Весёлая неделька» гимнастика для глаз

Всю неделю по — порядку, Глазки делают зарядку.

В понедельник, как проснутся,

Глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву      Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова

И обратно в высоту.             неподвижна; (снимает глазное напряжение).

Во вторник часики - глаза,    Повернуть глаза в правую сторону, а затем в

Водят взгляд туда сюда,   левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

Ходят влево, ходят вправо.                                              

Не устанут никогда.

В среду в жмурки мы играем, Жмуримся и открываем глаза

Крепко глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять,  Плотно        закрыть        глаза,         досчитать         до        пяти,        

Будем глазки открывать.     широко        открыть        глазки; (упражнение для снятия

Так игру мы продолжаем.                                                 глазного напряжения).

По четвергам мы смотрим вдаль, Смотреть прямо перед собой, поставить

На это времени не жаль,               палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести

Что вблизи и что вдали      взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку.

Глазки рассмотреть должны. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации).

В пятницу мы не зевали Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно:

Глаза по кругу побежали. влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные Остановка, и опять                                                                 движения глаз).

В другую сторону бежать.

Хоть в субботу выходной, Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний

Мы не ленимся с тобой.     левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний

Ищем взглядом уголки,     правый (совершенствует сложные движения глаз).

Чтобы бегали зрачки.

В воскресенье будем спать, Закрыть веки, массировать их с помощью круговых

А потом пойдём гулять,      движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю

Чтобы глазки закалялись     глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем

Нужно воздухом дышать.    наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение).

Без гимнастики, друзья,  Нашим глазкам жить нельзя!

«Волшебный сон» гимнастика для глаз

Реснички опускаются…

Глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем…

Сном волшебным засыпаем…

Дышится легко… ровно… глубоко…

Наши руки отдыхают…

Отдыхают… Засыпают…

Шея не напряжена

И рассла-бле-на…

Губы чуть приоткрываются…

Все чудесно расслабляется…

Дышится легко… ровно… глубоко… (Пауза.)

Мы спокойно отдыхаем…

Сном волшебным засыпаем… (Громче, быстрей, энергичней.)

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем.

Их повыше поднимаем.

Потянулись! Улыбнулись!

Всем открыть глаза и встать!

«Солнышко и тучки»

Солнышко с тучками в прятки играло. (Посмотреть глазами вправо-влево, вверх-вниз)

Солнышко тучки-летучки считало:

Серые тучки, черные тучки.

Легких - две штучки,

Тяжелых три тучки

Тучки попрятались, тучек не стало. (Закрыть глаза ладонями)

Солнце на небе вовсю засияло.  (Поморгать глазками)

«Жук»

В группу жук к нам залетел,

Зажужжал и запел – ЖЖЖ

Вот он вправо полетел, (Отвести руку вправо, проследить глазами за направлением руки)

Каждый вправо посмотрел.

Вот он влево полетел,

Каждый влево посмотрел    (то же влево)

Жук на нос к нам хочет сесть,  (Указательным пальцем пр. руки движение к носу)

Не дадим ему присесть.

Жук наш приземлился, (Направление рукой вниз сопровождает глазами)

Зажужжал и закружился – ЖЖЖ.  ( Делать вращательные движения руками и встать)

Жук, вот правая ладошка,  (Отвести руку в правую сторону, проследить глазами)

Посиди на ней немножко.

Жук, вот левая ладошка,

Посиди на ней немножко.(Отвести руку в левую  сторону, проследить глазами)

Жук наверх полетел,

И на потолок присел  (Поднять руки вверх, посмотреть вверх)

На носочки мы привстали,  (Поднять руки вверх, посмотреть вверх)

Но жучка мы не достали.

Хлопнем дружно,

Хлоп-хлоп-хлоп.

Чтобы улететь он смог. (Хлопки в ладоши)

«Солнечный зайчик»

Солнечный мой зайнька,  ( Дети вытягивают руку вперед)

Прыгни на ладошку.

Солнечный мой зайнька, ( Ставят на ладонь указательный палец.)

Маленький, как крошка.

Прыгни на носик, на плечо (Прослеживают взглядом движение пальца)

Ой, как стало горячо!

Прыг на лобик, и опять(Отвести вновь вперед, дотронуться до плеча, лба, другого  плеча)

На плече давай скакать.   

Вот закрыли мы глаза,   (Закрывают глаза ладонями.)

А солнышко играет,

Щёчки теплыми лучами

Ребятам согревает.

«Бабочка»

Спал цветок (Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)

И вдруг проснулся, (Поморгать глазами.)

Больше спать не захотел, (Руки поднять вверх (вдох), посмотреть на руки.)

Встрепенулся, потянулся, (Руки согнуты в стороны (выдох).)

Взвился вверх и полетел. (Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)

(Приложение 6.)

Н. Кнушевицкая «Глаза»

Умеют они и грустить, и смеяться,

Умеют они чудесам удивляться:

Цветущий ромашке и мотылькам,

Белым корабликам-облакам,

Радуге, будто пришедшей из сказки, -

Все замечают зоркие глазки.

Но чтобы увидеть волшебные сны,

Мы крепче скорее закрыть их должны!

Н. Орлова «Ребятишкам про глаза»

Разберемся вместе, дети,

Для чего глаза на свете?

И зачем у всех у нас

На лице есть пара глаз?

Чтоб текла из них слеза?

Ты закрой глаза ладошкой,

Посиди совсем немножко:

Сразу сделалось темно,

Где кроватка, где окно?

Странно, скучно и обидно

- Ничего вокруг не видно.

Женя хочет быть пилотом

- Править быстрым самолетом:

Все моря на белом свете

Переплыть мечтает Петя,

Будет Николай танкистом,

А Сергей парашютистом,

Станет снайпером Илья…

Но для этого, друзья,

Кроме знанья и уменья

- Всем необходимо зренье!

Н. Орлова «Телевизор»

Ребятишки снова рано

Сели около экрана.

Смотрят сводку новостей,

Передачу для детей.

Выступление артистов, встречу тележурналистов,

Длинный фильм документальный,

И хоккейный матч финальный…

Скоро ночь, друзья не спят –

Смотрят, смотрят все подряд!

А после удивляются:

«Как это получается –

У самого экрана

Уселись мы удобно…

Все видели прекрасно,

Все видели подробно…

Теперь в глазах мерцанье,

Теперь в глазах рябит,

Все кружится, качается,

И голова болит!»

Помни: вреден телевизор,

Если глаз к экрану близок,

И, конечно, вредно глазу,

Если смотришь много сразу!

Н. Орлова «Про очки»

С плохим, ребята, зрением

Жить без очков – мучение!...

Врач очки назначил Майе

И при этом ей сказал:

- Ты носи их, не снимая,

Чтоб не портились глаза.

Стала Майя говорить:

- Я не буду их носить,

Но когда очки надела,

Стало жалко их снимать,

Сквозь очки на свете белом

Можно много увидать…

Она по улице идет –

Всех знакомых узнает.

Видишь бабочку и птицу,

Воробьишку и синицу,

Видишь каждый лист и шишку,

Червяка и муравьишку,

И грибы искать легко,

Если видишь далеко…

В очках ходить не стыдно!

Все надо для того,

Чтоб лучше было видно.

Хоть вы не старички,

Но коль плохое зрение,

Носите без стеснения

Хорошие очки.

Приложение 7.

Семинар – практикум для родителей.

Тема: «Игры и упражнения для развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста».

Цель: ознакомление   родителей        с  играми и упражнениями, способствующими  профилактике нарушения,  коррекции зрения  у детей.

Задачи: установить партнерские отношения с семьей каждого ребенка; объединить и направить усилия родителей и педагогов для развития и укрепления зрения у детей; познакомить их с формами проведения игр и упражнений.

План проведения семинара – практикума.

1.        Приветствие

2.        Сообщение «Это интересно»

3.        Рекомендации офтальмологов

4.        Игры и упражнения

5.        Тестирование (приложение 1)

1.        Приветствие

Добрый день, уважаемые родители! Рады приветствовать вас на нашем семинаре – практикуме. В  настоящее  время  проблема  здоровья  и  его сохранения является одной из самых актуальных. Понятие «здоровье сберегающие технологии» прочно вошло во все элементы образовательной системы, начиная с дошкольных образовательных учреждений. Охрана здоровья детей входит в число приоритетов деятельности образовательного учреждения. Именно здоровье является условием успешного роста и развития личности, её духовного и физического совершенствования,   а   в    дальнейшем    во    многом    успешной   жизни. За последнее время в печати появилось немало интересных методик и авторских разработок по оздоровлению детей. И это яркое свидетельство тому, что проблема века услышана. Болезни глаз у детей – не только медицинская, но и социально - психологическая проблема, потому что около 90% информации ребенок получает через органы зрения. Мы хотим познакомить вас с работой, которую проводим с детьми. Так же будем рады предоставить вам комплексы упражнений, игр и показать, как правильно их использовать. Значение  игры в жизни ребенка дошкольника трудно переоценить, прежде всего, игра - это ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Через игру ребенок познает окружающий мир, учится жить в этом мире. Игра удовлетворяет детскую любознательность, вовлекает ребенка в активное освоение окружающего мира, помогает овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Кроме того, игра, как педагогическое явление является средством воспитания, методом обучения, формой организации деятельности, средством коррекции.

Поэтому, в течение дня во всех режимных моментах мы проводим игры, упражнения, гимнастику для глаз, что способствует укреплению глазных мышц. Предлагаю вам интересную информацию.

2.        Сообщение «Это интересно»

Статистика показывает, что за последние 5 лет уровень глазных заболеваний и патологий среди детей вырос в 1,5 раза. Это связано в первую очередь с нагрузками, обусловленными работой на компьютере, нарушением санитарных норм освещения, неправильным питанием, а также ухудшением экологической обстановки.

Помимо ежегодного обследования, родителям следует внимательно присматриваться к ребенку – его поведение может подсказать о зарождающихся проблемах со зрением. Если малыш щурится, глядя на удаленные предметы, если он низко склоняется над столом, когда рисует или читает, часто спотыкается и роняет предметы, старается ближе сесть к телевизору, постоянно склоняет голову набок, тянется к удаленному предмету, а взяв его в руки теряет к нему интерес, если глаза его часто слезятся, то это говорит о необходимости посещения офтальмолога.

Кроме того, с ребенком необходимо регулярно, примерно раз в три месяца, проводить тестирование в домашних условиях: один глаз малыша нужно прикрыть плотным листом бумаги или картона и попросить его что – нибудь нарисовать, раскрасить картинку или собрать мозаику. Затем то -же самое нужно сделать, прикрыв другой глазик.

Ребенок с нормальным зрением должен справиться с заданием. Есть и еще один эффективный тест, правда он подходит для детей умеющих читать. Малыша нужно подвести к книжному шкафу на то расстояние, с которого при хорошем зрении, он может без труда прочесть название каждой указанной книги – сначала одним глазом, потом другим. Также желательно выбрать несколько книг с однотонной обложкой и попросить назвать цвет – это необходимо для того, чтобы убедиться, что он различает цвета, то есть не страдает дальтонизмом.

И еще один нюанс. Даже если очередное посещение окулиста показало, что глазки ребенка здоровы, это не дает гарантии, что так будет всегда. Детский организм очень хрупок, он нуждается в поддержке, поэтому на очередной консультации можно обговорить с офтальмологом прием витаминов для глаз, например на основе черники. Такие препараты укрепляют зрительную систему и помогают сохранить зрение острым.

Важно помнить, что лечение любых глазных заболеваний и патологий будет гораздо эффективнее, если вовремя заметить надвигающиеся проблемы со зрением.

А сейчас, познакомлю вас с рекомендациями офтальмолога, после чего вы выскажите свое мнение, согласны вы с ними или нет.

3.         Рекомендации офтальмолога

Родители сейчас увлечены ранним образованием детей и слишком рано приобщают ребёнка к чтению, но им обязательно нужно иметь в виду, что у ребёнка к семи годам плохо развита аккомодация, и если они уже начинают читать, то им  грозит близорукость.

Просмотр телепередач и игра в компьютерные игры стали всё более привычным проведением досуга у детей всех возрастов. Но по медицинским рекомендациям дошкольникам можно смотреть телевизор не больше, чем полчаса в день и на расстоянии не менее 3 метров.

В комнате обязательно должно быть слабое освещение – нельзя смотреть в полной темноте. Начиная со школьного возраста, можно смотреть и по часу, но лучше с перерывами. Смотря на экран, голову нужно держать прямо, а не сбоку.

При просмотре кинофильма пусть глаза перемещаются по всему экрану, вместо того, чтобы пристально смотреть на какую-нибудь отдельную часть. Во время затянувшихся сцен или в перерыве между фильмами мягко прикройте глаза на короткое время, чтобы дать им отдохнуть, расслабить мышцы и подкрепить нервы сетчатки. Необходимо родителям самим соблюдать эти правила и приучать  своих детей.

Если ребёнку назначены очки, он должен не только читать и смотреть телевизор в очках, а все время носить их. Дошкольникам назначаются очки в основном для постоянного ношения.

Что же касается компьютеров, то до трёх лет общение с ним надо исключить. С трёх до семи лет можно проводить не более 15 минут перед дисплеем, и не чаще двух раз в неделю. И при этом расстояние до экрана должно быть не меньше 60-70 см.

К развитию близорукости приводят:

Плохая освещённость рабочего места, особенно при искусственном освещении.

Неприспособленная или плохо приспособленная мебель для занятий. Особенно важно, чтобы в домашней обстановке размеры мебели также соответствовали росту детей.

Неправильная посадка детей во время рисования, чтения и письма – важнейший фактор развития близорукости. Вредная привычка читать  и  писать, наклонив голову, сгорбившись, с наклоном в сторону, лёжа, в неудобных положениях способствует ослаблению зрения.

Развитие близорукости чаще бывает при неправильных режиме дня, чередовании учёбы и отдыха.

Родители делятся своим опытом воспитания детей. Рассказывают о том, что они также обеспокоены тем, что у многих детей выявляются проблемы со зрением. Они поддерживают нашу работу и хотят помочь своим детям. Предлагаю игры и упражнения, способствующие коррекции зрения.

4.        Игры и упражнения

Уважаемые родители, дома, играя с детьми, вы можете решать сразу несколько задач – общение с детьми и развитие их  зрения.  Организуйте игру. Скорее всего, у ребенка не возникнет интереса к игре, если вы ее специально организуете. Поэтому стремитесь к тому, чтобы любое действие обыгрывалось, было включено в какой -  нибудь  интересный сюжет. Позволяйте ребенку самому найти решение. Каждая игра носит обучающий характер и служит достижению определенной цели. Чтобы цель была достигнута, а занятие прошло с пользой, дайте ребенку максимальную самостоятельность. Не выполняйте задание за него, пусть он сам придет к правильному решению. В помощь вам представляю комплекс игр и упражнений, которые вы можете использовать. А так же предлагаю поиграть.

Игры. «Прищепки»

Прикрепите        прищепки        к        картонному        кругу,        чтобы        получилось

«солнце» или «цветочек». Можно оформить игрушку в виде ежика, у которого прищепки играют роль иголок. Предложите снять все прищепки, а затем прикрепить обратно. Можно наклеить на картон цифры и предложить ребенку прикреплять столько прищепок, какая цифра на картоне. Если прищепок много, они разного цвета, то дети сами могут придумывать множество поделок. Игра развивает мелкую моторику рук, зрительно – двигательную координацию.

«Пуговицы»

Смешайте несколько комплектов пуговиц и предложите ребенку их рассортировать. Игра развивает зрительное внимание, восприятие. Складывайте пуговицы в стопочки (башенки). Соревнуйтесь с ребенком, чья стопочка будет выше. Игра развивает зрительно – моторную координацию, моторику рук. Положите на стол множество разнообразных пуговиц. Попросите ребенка выбрать все красные; все маленькие; все пуговицы с двумя дырочками и т. Игра развивает зрительное внимание.

«Сравни картинки»

Все дети любят искать различия на двух, казалось бы, одинаковых изображениях. Эта забава из нашего детства тоже хорошо развивает зрительное внимание, а также наблюдательность.

«Фигурные таблицы»

Можно найти в продаже или сделать самостоятельно таблицы, в ячейках которых вразнобой нарисованы разные фигуры. Задача ребенка – в каждой из фигур нарисовать определенный простой знак ( в круге – точку, в квадрате – диагональную линию и т.д.). Эта игра развивает способность переключать зрительное внимание.

«Где, чей домик?»

Нарисуйте или наклейте несколько животных и домики для них. От каждого животного до домика прочертите витиеватые дорожки разных цветов. Пусть ребенок определит, у кого какой домик, не проводя пальцем по линиям. Если это сложно, то сначала можно разрешить использовать пальчик или карандаш, но со временем уберите его. Это упражнение развивает функции прослеживания глазами по линии, развивает зрительное внимание.

«Корректор»

Для этой игры понадобится текст из журнала или газеты, напечатанный достаточно крупным шрифтом. Попросите ребенка вычеркнуть (подчеркнуть или обвести) каждую букву «о». Затем обязательно проверьте, подсчитайте ошибки и запишите результат. Выполняя это упражнение каждый день, всегда меняйте буквы. Когда эта задача для ребенка станет  легкой, усложните ее, предложив все буквы «о» вычеркнуть, а буквы «с» - обвести. Ребенку будет интереснее, если взрослый будет на своем тексте выполнять то же самое задание.

 

«Считалка»

На большом листе бумаги в хаотичном порядке напишите цифры от 1  до

10. Попросите ребенка найти все цифры по порядку. Для усложнения задания цифры можно рисовать разными цветами  и  разного  размера.  Игра развивает  зрительное внимание.

Упражнения.

Перевести взгляд по горизонтали влево до упора, задержать на 2 секунды, перевести взгляд вправо до упора, задержать на 2 секунды, вернуть глаза в исходное положение, повторить цикл нужное количество раз.

Перевести взгляд вертикально вверх до упора, задержать на 2 секунды, перевести взгляд вниз до упора, задержать на 2 секунды, вернуть глаза в исходное положение, повторить цикл нужное количество раз.

Перевести взгляд по диагонали влево – вверх до упора, задержать на 2 секунды, перевести взгляд по диагонали вправо – вниз до упора,  задержать на 2 секунды, вернуть глаза в исходное положение, повторить цикл нужное количество раз.

Перевести взгляд по диагонали вправо - вверх до упора, задержать на 2 секунды, перевести взгляд по диагонали влево – вниз  до упора, задержать на

2 секунды, вернуть глаза в исходное положение, повторить цикл нужное количество раз.

Свести глаза вверх и к носу, так, чтобы увидеть переносицу, задержать на 2 секунды, перевести глаза вниз, сводя их к носу, так, чтобы увидеть его кончик, задержать на 2 секунды, вернуть глаза в исходное положение. Повторить цикл нужное количество раз.

Поместить указательный палец перед глазами на расстоянии вытянутой руки. Медленно приближать его к переносице, постоянно фиксируя взгляд на его кончике, затем без отрыва взгляда от кончика пальца, медленно перевести палец в исходное положение. Повторить цикл нужное количество раз.

Переводить взгляд с ближнего предмета на дальний и обратно. Для этого у нас есть «пчелки», «кружочки», «шарики», «бабочки», они должны находится на уровне глаз на расстоянии 25 см.

 

Крепко зажмуриться. Сохранять такое положение в течении 3 – 5 секунд, затем открыть глаза на 3 – 5 секунд. Повторить цикл нужное количество раз.

В нашей группе изготовлены тренажеры для коррекции зрения. Сейчас я предлагаю вам ознакомиться с ними и попробовать выполнить несколько упражнений. Эти тренажеры  способствуют укреплению глазных мышц, снятию напряжения с глаз.

Родители делятся впечатлением от упражнений на тренажерах.

5.        В заключении, я предлагаю вам пройти тестирование и узнать о состоянии вашего зрения.

Приложение 1

Тест на близорукость или дальнозоркость

Посмотрите на эту картинку каждым глазом по очереди. Если символы кажутся Вам более четкими на красном фоне, то существует большая вероятность наличия близорукости. А если на зеленом, то можно предположить наличие у вас дальнозоркости.

 

 Тест на астигматизм

Для выполнения теста отойдите на 2-4 шага от монитора, закройте один глаз и посмотрите на рисунок (затем проделайте тест для другого глаза). Если Вам кажется, что некоторые из линий более темные, чем другие, или, наоборот, более расплывчатые, Вам необходима консультация офтальмолога.

 

Тест Амслера

Этот тест позволяет выявить одно из глазных заболеваний - патологию центральной части сетчатки ("желтого пятна").

Рисунок должен находится примерно 30-ти см от Ваших глаз. Закройте один глаз рукой, а вторым несколько секунд смотрите на черную точку в центре. Затем повторите то же для второго глаза. Если все линии сетки ровные и нет ни искривлений, ни серых пятен, то Ваша центральная область сетчатки в норме.

А еще мне, уважаемые родители, хочется дать вам  такие советы:

В течение первых двенадцати лет жизни ребенка идет интенсивное развитие его органов зрения. В этот период глаза особенно подвержены негативному влиянию многочисленных факторов, таких как повышенные нагрузки (компьютер, чтение, телевизор), травмы, инфекции, неблагоприятная экология, и многих других. Как же можно помочь формирующемуся детскому организму противостоять подобному влиянию внешней среды и предотвратить ухудшение зрения у малыша?

*        Любая двигательная активность помогает глазкам малыша лучше работать. Заставляйте ребенка больше бегать, прыгать, играть в подвижные игры. Занятия спортом тоже пойдут ему на пользу.

*        Обязательно следите за осанкой ребенка. Ведь если ребенок сидит с «кривой» спиной, у него нарушается кровоснабжение головного мозга, которое, в свою очередь, провоцирует проблемы со зрением.

*        Не допускайте, чтобы ребенок подолгу, не отрываясь, сидел перед телевизором или компьютером. При этом помните, что сидеть перед экраном лучше всего не сбоку, а прямо напротив. Нельзя также смотреть телевизор в темной комнате, так как глаз вынужден будет постоянно менять фокус и напрягаться, адаптируясь к свету. Это может привести к достаточно неприятным последствиям.

*        И еще один важный момент: для тренировки зрения малышу полезно играть с яркими, подвижными игрушками, которые вертятся, прыгают и катаются.

*        Регулярно проводите с ребенком гимнастику для глаз. Превратите это в ежедневную увлекательную игру!

Спасибо за участие в мероприятии, понимание проблемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА разновозрастной группы «А» «Золотой ключик» общеразвивающего вида на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа разновозрастной группы "А" "Золотой ключик" общеразвивающего вида на 2018-2019 учебный год...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» РАЗДЕЛ ОПДО ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ (3-5 ЛЕТ) ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ  «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» РАЗДЕЛ ОПДО ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ (3-5 ЛЕТ) ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ...

Рабочая программа образовательной деятельности в разновозрастной группе старшего дошкольного возраста общеразвивающей направленности 2020-2021 г.г.

         Программа базируется на семи основополагающих принципах дошкольной психологии и педагогики:зона ближайшего развитияпринцип культуросообразностидеятельный подхо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА разновозрастной группы (3-4 года) общеразвивающей направленности «Теремок»

        Содержание I . Целевой раздел Программы.             Пояснительная записка……&hell...

Рабочая программа деятельности воспитателей с детьми 5-6 лет (старшая группа общеразвивающей направленности №5 "Анютины глазки)

Рабочая  програма  деятельности воспитателей с детьми 5-6 лет (старшая группа  общеразвивающей направленности №5 "Анютины глазки"...

Экскурсия по экологическому воспитанию детей разновозрастной группы 3-5 лет общеразвивающей направленности "Деревья на участке"

Цель: Знакомство с сезонными изменениями в природе.Задачи:1.Расширять и закреплять знания детей о сезонных изменениях. Обобщить и систематизировать знания детей о деревьях.2.Развивать внимание, память...