ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Развитие степ-аэробики как одно из оптимальных условий совершенствования двигательной активности дошкольников»
проект

Рыбак Мария Владимировна

Актуальность проекта

В условиях реформирования системы образования к дошкольному образованию предъявляются серьезные требования, связанные с организацией образовательного процесса, при которой должны комплексно решаться оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_rybak_m.v.docx175.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Северяночка»

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Председатель ТК         МКДОУ

детский сад «Северяночка»

Заведующая МКДОУ

детский сад «Северяночка»

__________Куксова Н.В.

_________Н.А. Матвиенко

 «31» августа  2018 г.        

 «31» августа   2018 г.

ПРИНЯТО

Решением заседания Педагогического Совета МКДОУ детский сад «Северяночка»

Протокол № _1_от «31» августа 2018 г.

Приказ № 58 о.д.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  ПРОЕКТ

«Развитие степ-аэробики как одно из оптимальных условий совершенствования двигательной активности дошкольников»

Срок реализации: 2018-2020 учебный год (долгосрочный)

Образовательная область «Физическая культура»

Разработал:

Инструктор по физической культуре    

Первой квалификационной категории

Рыбак Мария Владимировна

Введение

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад «Северяночка» с.Гыда Тазовского района (далее МКДОУ) является самым северным детским садом на Ямале,  работает в режиме пятидневной рабочей недели с 12- часовым пребыванием детей (с 7.30 до 19.30 часов).

В МКДОУ функционирует 6 возрастных групп общеразвивающей направленности, в которых обучается 125 детей.

В детском саду создана современная предметно-пространственная среда, соответствующая требованиям ФГОС дошкольного образования.  

Для организации и проведения физкультурно-спортивных мероприятий с детьми имеется два оборудованных спортивных зала. Имеющееся материально-техническое оборудование позволяет на современном уровне осуществлять физическую подготовку детей дошкольного возраста.

Инструктор по физической культуре Рыбак Мария Владимировна, инициативный, творческий работник в течение нескольких лет осуществляет поиск наиболее эффективных условий физического развития дошкольников.

Актуальность проекта

В условиях реформирования системы образования к дошкольному образованию предъявляются серьезные требования, связанные с организацией образовательного процесса, при которой должны комплексно решаться оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи. Подготовка к освоению основной образовательной программы начального общего образования требует от детей значительных психофизиологических усилий, в связи с этим особую актуальность приобретают вопросы повышения общей физической готовности, развития основных физических качеств и воспитания нравственно-волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяющийся в течение последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

 Основной формой развития двигательной активности детей в ДОУ являются физкультурные занятия. Объем используемых оздоровительных-развивающих упражнений в практике нашего детского сада весьма большой. Упражнения разнообразны по форме, содержанию и степени воздействия на организм ребенка, но по результатам ежегодного медицинского обследования всё чаще выявляются дети с нарушением осанки, плоскостопием, слабой мышечной системой.  Это обусловлено тем, что к старшему дошкольному возрасту дети, имея высокую потребность в двигательной активности, не всегда могут ее реализовать на должном уровне.

Самостоятельная двигательная активность детей на пятом – седьмом году жизни все больше ограничивается созданными условиями в детском саду и семье (увеличивается продолжительность образовательных занятий с преобладанием статических поз), а также возрастающими познавательными интересами детей (компьютерные игры, конструирование, просмотр телепередач и т. д.), Не малое влияние  на качестве и продолжительности двигательной активности дошкольников оказывают суровые климатические условия Крайнего Севера.  В итоге, чаще всего, ребёнок только на физкультурных  занятиях может дать волю энергии заложенной в нём. Но этого, конечно, не достаточно для обеспечения рационального уровня двигательной активности дошкольников. В связи с чем,  у детей могут сформироваться вредные привычки малоподвижного образа жизни. 

Таким образом, наряду с актуальностью можно выделить существующее противоречие между необходимостью организации оптимальной двигательной активности дошкольников и тенденцией к увеличению количества малоподвижных игр и занятий детей старшего дошкольного возраста.

Из противоречия вытекает проблема: как организовать оптимальную двигательную активность детей дошкольного возраста в условиях современного двигательного образования.

Исходя из выявленной проблемы, проведённых диагностических исследований, опираясь на результаты медицинского обследования воспитанников МКДОУ детский сад «Северяночка», была выдвинута гипотеза, что если использовать степ-аэробику при организации двигательной активности старших дошкольников, то уровень физических качеств и координационных способностей детей будет значительно выше.

В соответствии с гипотезой были определены объект, предмет, цель и задачи проекта.

Объект проекта – процесс развития двигательной активности.

Предмет проекта – работа по развитию двигательной активности с применением нетрадиционных средств физического воспитания, а именно степ- аэробики.

Цель: Создать условия для полноценного развития двигательных навыков и умений, физических качеств, положительного отношения к здоровому образу жизни, посредством занятий стэп-аэробикой.

Задачи:

  • Развивать двигательные способности детей и физические качества (быстроту, силу, гибкость, подвижность в суставах, ловкость, координацию движений и функцию равновесия для тренировки вестибулярного аппарата ребенка).
  • Формировать навыки правильной осанки развивать мышечную систему через упражнений на степ – платформах;
  • Формирование умения ритмически согласованно выполнять простые движения под музыку.
  • Выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью.
  • Воспитывать эмоционально-положительное отношение и устойчивый интерес к занятиям физической культурой и самостоятельной двигательной деятельности.
  • Воспитывать чувство уверенности в себе.

Планируемый результат.

Целенаправленная работа с использованием степ – аэробики  позволит достичь следующих результатов:

  • сформированность навыков правильной осанки ;
  • развитость двигательных способностей детей и физических качеств (быстроту, силу, гибкость, подвижность в суставах, ловкость, координацию движений и функцию равновесия для тренировки вестибулярного аппарата ребенка);
  • сформированность умений ритмически согласованно выполнять степ -шаги под музыку;
  • Сформированность стойкого интереса к занятиям физической культурой
  • воспитывать эмоционально-положительное отношение и устойчивый интерес к занятиям физической культурой и самостоятельной двигательной деятельности.

Научная новизна и теоретическая значимость проекта заключается в том, что в ходе реализации проекта будут:

  • определены место и роль степ-аэробики в системе физического воспитания дошкольников, что позволит существенно обогатить и дополнить содержание образовательного процесса в ДОУ;
  • разработан комплекс мероприятий по развитию физических качеств дошкольников, включающий использование степ-аэробики, направленной на развитие двигательной активности;
  • методологически обоснованы и выделены особенности использования степ-аэробики при организации двигательной активности в ДОУ.

Практическая значимость проекта заключается в разработке и внедрении комплекса мероприятий  по физическому развитию дошкольников, включающий использование степ-аэробики в условиях ДОО, направленной на развитие двигательной координации, способствующей формированию у детей интереса к двигательной активности и потребности в систематических занятиях степ-аэробикой, повышению здоровьесберегающих ресурсов организма дошкольников, более эффективной физической подготовке к обучению в школе.

Результаты реализации проекта и методические продукты могут быть использованы в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций  при подборе комплексов физических упражнений, создании благоприятной среды для двигательной активности дошкольников.

Участники проекта: воспитанники МКДОУ детский сад «Северяночка» старшего дошкольного возраста, инструктор по физической культуре, воспитатели, музыкальный руководитель, медицинский работник, родители.

Срок реализации проекта: 2 года

Периодичность занятий: 1 в неделю во второй половине дня (36 занятий в год, 72 занятия за весь период реализации проекта).

Формы организации работы

Основной формой организации деятельности является групповые и  подгрупповые занятие. Для того чтобы избежать монотонности учебно-воспитательного процесса и для достижения оптимального результата на занятиях используются различная работа с воспитанниками:

  • Тематическая
  • Индивидуальная
  • Круговая тренировка
  • Подвижные игры 
  • Интегрированная деятельность
  • Сюрпризные моменты

В процессе реализации проекта используется и другая форма организации деятельности воспитанников:

  • Показательные выступления

Принципы организации работы 

Общепедагогические принципы

  • Принцип осознанности и активности направлен на воспитание у ребенка осмысленного отношения к физическим упражнениям и подвижным играм.
  • Принцип активности предполагает в ребенке высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества.
  • Принцип систематичности и последовательности обязателен для всех форм физического воспитания: формирования двигательных Навыков, закаливания, режима.
  • Принцип наглядности — предназначен для связи чувствительного восприятия с мышлением.
  • Принцип доступности и индивидуализации имеет свои особенности в оздоровительной направленности физического воспитания.
  • Принцип индивидуализации предполагает необходимость учета функциональных возможностей, типологических особенностей малыша.

Принципы физического воспитания

  • Принцип непрерывности — выражает основные закономерности построения занятий в физическом воспитании.
  • Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья ребенка.
  • Все принципы физического воспитания осуществляются в единстве. Они реализуют оздоровительную направленность физического воспитания и обеспечивают связь физической культуры с жизнью, осуществляют подготовку ребенка к обучению в школе, формируют любовь к занятиям физическими упражнениями, спортом.

Условия для реализации проекта:

  • спортивный зал;
  • наличие степа на каждого ребенка;
  • аудиозаписи для музыкального сопровождения занятий;
  • обладание педагога компетенцией ведения степ-аэробики.  

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

По уровню воздействия на организм дошкольников все виды оздоровительной физической культуры (в зависимости от построения движений) можно распределить на две значительные группы: упражнения ациклического и циклического характера. Циклические упражнения – это подобные двигательные акты, в которых долгое время неизменно воспроизводится один и тот же оконченный двигательный цикл. К ним относятся бег, плавание, ходьба, езда на велосипеде, ходьба на лыжах.

В ациклических упражнениях строение движений не обладает стереотипным циклом и модифицируется в ходе их исполнения. К ним можно отнести силовые и гимнастические упражнения, метания, прыжки, подвижные и спортивные игры.  

Ациклические упражнения показывают преимущественное влияние на функции опорно-двигательного аппарата, впоследствии чего, усиливается работа мышц, скорость реакции, подвижность и гибкость в суставах, лабильность нервно-мышечного аппарата. К типам с лучшим применением ациклических упражнений нужно причислить и степ – аэробику.  

Особенность степ-аэробики заключается в том, что частота движений и напряженность проведения упражнений совмещается с ритмом мелодичного аккомпанемента. В степ-аэробике применяется комплекс разнообразных средств, выражающих воздействие на организм дошкольников. Так, комплекс прыжковых и беговых упражнений воздействуют по преимуществу на сердечно-сосудистую систему; приседания и наклоны – воздействуют на двигательный аппарат, виды расслабления и самовнушения – на центральную нервную систему. Упражнения в партере формируют мышечную силу и подвижность в суставах, беговые комплексы – стойкость, танцевальные – гибкость и так далее.  

В зависимости от предпочтения используемых средств занятия степ-аэробикой смогут носить по преимуществу танцевальный, психорегулирующий, атлетический или смешанный характер. Характер энергообеспечения, уровень увеличения функций кровообращения и дыхания имеют зависимость от типа упражнений. Комплекс упражнений партерного характера (в положении сидя, лежа) проявляет более постоянное воздействие на систему кровообращения. ЧСС не превышает 130 уд./мин., т.е. не выходит за границы аэробной зоны. Следовательно, работа в партере носит по преимуществу аэробный характер. В серии упражнений, осуществляемых в положении стоя, упражнения для верхних конечностей тоже вызывают увеличение ЧСС до 130 уд./мин., танцевальные – до 150, а глобальные (глубокие приседания, наклоны) – до 160 уд./мин. Более результативное воздействие на организм показывают серии прыжковых и беговых упражнений.

На физкультурных ОД оздоровительного направления предпочтение серий упражнений и темпа движений обязано выполняться следующим образом, чтобы занятие имело по существу аэробный характер (с ростом ЧСС до 130–150 уд./мин.). Тогда помимо совершенствования функций опорно-двигательного аппарата (увеличения подвижности в суставах, силы мышц, гибкости) вероятно и увеличение степени всеобщей стойкости, но в существенно меньшей степени, чем при проведении циклических упражнений. Основная роль в этом относится к циклическим упражнениям, которые обеспечивают формирование аэробных потенциалов и сплошной выносливости у дошкольников.

Аэробика – это комплекс физических упражнений, энергичность которых реализовывается за счет употребления кислорода. К аэробным причисляют только циклические упражнения, в каких принимает участие не менее 2/3 мышечной массы.  

Для получения основательного эффекта длительность выполнения аэробных упражнений должна быть около 20–30 минут. Собственно для циклических упражнений, обращенных на формирование общей стойкости, свойственны основные морфофункциональные видоизменения систем дыхания и кровообращения. Отличия некоторых типов циклических упражнений, объединенные с особенностями строения двигательного действия и техникой его исполнения, не обладают принципиальным смыслом для достижения оздоровительного и профилактического эффекта.  

Опыт практической деятельности со старшими дошкольниками представляет, что все названные выше виды оздоровительной физической культуры позитивно воздействуют на организм дошкольника. Но более результативно – аэробика.

Занятия аэробикой приносят дошкольникам значительное удовольствие. С тем чтобы занятия проходили более-менее увлекательно и ярко, нужно приготовить для дошкольников персональные снаряды – степы.

Степ – это небольшая ступенька в высоту около 8 см, в ширину – 25 см, а в длину – 40 см, легкая и обтянутая мягким дерматином.

Область использования степа сравнительно широка: это и самостоятельная двигательная деятельность дошкольников, и индивидуальная работа, и, что является важнейшим, занятия по физическому развитию.

На физкультурных ОД степ-платформа применяется на каждом этапе. В водной части дошкольники обходят скамейки (бегают или ходят змейкой);

В общеразвивающих упражнениях, которые осуществляются в виде степ-аэробики и в разнообразных отправных положениях на степе (стоя, лёжа, сидя), что формирует чувство равновесия, координации и содействует формированию ориентировки в пространстве.

В главной части: это различные упражнения на формирование выносливости, ловкости, силы, в том числе с различными инструментами.

В эстафетах и подвижных играх.

Занятия степ-аэробикой непременно должны сопровождаться энергичной, размеренной музыкой, какая формирует у дошкольников отличное расположение духа. Степ-аэробикой нужно заниматься в разнообразных вариациях:  

  • в виде полных ОД оздоровительно-тренирующего направления со старшими дошкольниками, продолжительностью около 25–35 мин.;
  • как доля ОД (продолжительность около 10–15 мин.);
  • в виде утренней гимнастики, что увеличивает ее экспансивный и  оздоровительный эффект;
  • в образцово-показательных представлениях дошкольников на праздниках;
  • как степ-игра.

Один комплекс степ-аэробики, как целого ОД, реализовывается дошкольниками на протяжении трех месяцев, отдельные упражнения по мере их изучения могут трансформироваться, становиться более сложными.  

При разделении упражнений нужно точно дозировать физическую нагрузку, то есть, частота сердечных сокращений не может быть выше 150– 160 уд./мин.  

Проводя степ-тренировку, не разрешается не обращать внимание на технику безопасности при большой физической нагрузке для детей старшего дошкольного возраста, её разделении с учётом их здоровья, степени физической подготовки. Так, наиболее трудные упражнения нужно чередовать с легкими.

Техника степ-аэробики полагает неизменное поддержание верной осанки. Оттого и весьма важно напомнить дошкольникам о необходимости сохранять правильное положение тела в процессе выполнения всех движений.

Для поддержания верного расположения тела в период проведения степ-аэробики нужно:

  • сохранять плечи развёрнутыми, грудь должна выступать вперёд, ягодицы должны быть напряжёнными, колени должны быть расслабленными;
  •  необходимо не допускать перенапряжения в коленных суставах;
  •  нужно не допускать большого прогиба спины; – необходимо не допускать наклона вперёд от бедра, наклоняться нужно всем телом;
  •  необходимо соблюдать при подъёме или опускании со степплатформы безопасный метод;
  •  нужно стоять лицом к степ-платформе, при этом подниматься, работая ногами, но не в коем случае, не спиной;
  •  необходимо держать степ-платформу ближе к телу при её переносе. Главные правила техники выполнения степ-тренировки:
  •  необходимо при выполнении совершать шаги в центр степ-платформы;
  •  нужно поставить на степ-платформу всю подошву ступни при подъёме на степ, а, при спуске, устанавливать ногу с носка на пятку, прежде чем сделать последующий шаг;
  •  необходимо при спуске со степ-платформы, остаться стоять на довольно близком к ней расстоянии, нельзя отступать больше, чем на длину ступни от степ-платформы;
  •  нельзя начинать занятие с дошкольниками по работе с руками, пока дети не усвоят безупречно движения ногами;
  •  нельзя опускаться и подниматься со степ-платформы, если стоишь к ней спиной;
  •  нужно делать шаг с легкостью, при этом нельзя ударять по степплатформе ногой.

Огромный смысл имеет выбор музыкального сопровождения к занятиям. Музыка также важна для мотивации детей к занятиям, она задает темп и скорость движений.

При предпочтении в выборе музыки инструктор по физической культуре обязан следовать следующим правилам: в музыкальном сопровождении должен присутствовать четкий ударный ритм. Для любого отрезка степ-занятия музыкальное сопровождение должно быть подобрано с учётом назначений по продолжительности и темпу.

Нужно тоже учесть, что наиболее стремительный ритм и усиленный темп нередко приводят к повышению риска травматизма.

Значительная часть степ-тренировки выражается в словесной команде. Словесная команда должна быть краткой и четкой.

В ДОУ занятия по физическому развитию с использованием степ-платформы возможно вводить в программу развлечений и праздников. Это увеличивает заинтересованность дошкольников физическими упражнениями и порождает у детей позитивный эмоциональный отклик.

Выступления со степ-аэробикой на торжественных мероприятиях показывают родителям достижения дошкольников и имеют высокую эмоционально-положительную окраску.

Механизм реализации проекта

Проект реализуется через интеграцию физкультурно - оздоровительного развития с использованием современных информационно-коммуникативных технологий и применением современных методик для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса и достижения позитивного результата. Используется комплексный подход к развитию двигательной активности дошкольников вместе с другими направлениями воспитания в МКДОУ детский сад «Северяночка» с. Гыда Тазовского района, что отвечает современным требованиям ФГОС ДО.

Функциональные обязанности участников Проекта

Участники проекта

Функциональные обязанности

Инструктор по физической культуре

Главный исполнитель. В его задачи входит планирование, организация выполнения Проекта, отслеживание, контроль и корректировка результатов.

Медицинский работник

Контроль соблюдения физической нагрузки, соблюдение рационального режима дня.

Совет педагогов МКДОУ детский сад «Северяночка»

Анализирует ход выполнения Проекта, осуществляет контроль деятельности участников Проекта, регулярно подводит итоги реализации основных этапов Проекта.

Заведующий МКДОУ детский сад «Северяночка»

Координатор Проекта: обеспечивает укрепление материально-технической базы; принимает участие в отслеживании, контроле, оценке и коррекции Проекта.

Старшие дошкольники МКДОУ детский сад «Северяночка»

Основной объект исследования; принимают участие в организации и проведении теоретических и практических занятий и различных мероприятий.

Родители (законные представители)

Принимают участие в организации  и проведении совместной двигательной деятельности

Официальный сайт МКДОУ детский сад «Северяночка»

«Трибуна» Проекта: пропагандируют опыт работы по реализации Проекта

Ресурсное обеспечение проекта:

Программно – методическое:

  • разработка программы сопровождения;
  • формирование банка методических материалов;
  • обеспечение дидактическими и наглядными пособиями и материалами.

 Информационное:

  • разъяснительная работа с родителями;
  • информирование родителей о необходимости соблюдения активного двигательного режима;
  • размещение информации о ходе реализации проекта на официальном сайте МКДОУ детский сад «Северяночка».

Мотивационное:

  • усиление мотивационной работы среди педагогов и  родителей о необходимости развития двигательной активности, ее модернизации и совершенствование ее качества.
  • составление графика проведения ОД и  показательных мероприятий.

Материально – техническое:

  • обеспечение помещения необходимым оборудованием, учебно-наглядными пособиями;
  • пополнение фонда библиотеки учебными пособиями, методической литературой.

Финансовое:

  • реализация проекта обеспечивается без дополнительного финансирования из местного и окружного бюджета.

        

Поэтапный план реализации проекта:

Этап проекта

Мероприятия

Ответственный исполнитель

I  организационный

(01.09.2018-30.09.2018)

  • диагностическое обследование дошкольников;
  • изучение проблемы в педагогической литературе;
  • подбор комплексов гимнастических упражнений;

Инструктор по физической культуре Рыбак М.В.

II внедренческий

(01.10.2018 -31.01.2020)

  • разработка и проведение организованной деятельности с использованием степ-аэробики: ритмическая гимнастика, использование степ-платформ в основных видах движений на занятиях физической культурой, использование степ-платформ в подвижных играх;
  • разработка и проведение комплексов утренней гимнастики со степ-платформами;
  • разработка и проведение физкультурных досугов и праздников;
  • составление картотеки комплексов упражнений и игр;
  • разработка памяток и рекомендаций для педагогов по эффективному использованию степ-аэробики при организации двигательной активности в группе.
  • разработка рекомендаций для родителей о формах и методах обогащения двигательной активности в домашних условиях;
  • промежуточная диагностика уровня развития физических качеств у старших дошкольников;
  • анализ результатов промежуточной диагностики, корректировка содержания программы сопровождения проекта на следующий период реализации проекта с учетом полученных результатов.

Инструктор по физической культуре Рыбак М.В., специалисты ДОУ, медицинский персонал, родители

III результативный

(01.02.2020-01.06.2020)

  • заключительная диагностика детей;
  • разработка выводов и рекомендаций по теме проекта;
  • трансляция опыта работы.

Инструктор по физической культуре Рыбак М.В.

Перспективное планирование занятий по степ-аэробике

на 2018-2019 учебный год

месяц

Задачи

Часы

Сентябрь

1. Стартовая диагностика

2.Развивать умение слышать музыку и двигаться в  

такт музыки.

 3.Развивать равновесие, выносливость.

 4.Развивать ориентировку в пространстве.

Познакомить со степ-дорожкой

5.Разучить комплекс №1 на степ - платформах

Диагностический инструментарий

Показ, объяснение, похвала, поощрение,

Беседа.

1 час

    3 часа

1час

Октябрь

1.Совершенствовать комплекс №1.

2.Учить правильному выполнению степ шагов на степах(подъем, спуск; подъём с оттягиванием носка  

3.Научить начинать упражнения с различным подходом к платформе.

4.Развивать мышечную силу ног

5.Развивать умение работать в общем темпе

6.С предметами -  мелкими мячами

Показ, объяснение, похвала, поощрение,

2 часа

2 часа

                  Ноябрь

1. .Разучить комплекс №2

2.Учить правильному выполнению степ шагов на

 степах.(подъем, спуск; подъем с оттягиванием носка

3.Научить начинать упражнения с различным

 подходом к платформе.

4.Развивать мышечную силу ног

5.Развивать умение работать в общем темпе

Показ,

Объяснение,

похвала,

поощрение,

беседа.

4 часа

Декабрь

1.Совершенствовать комплекс №2 на степ – платформах

2.Закреплять разученные упражнения с различной вариацией рук.

3.Разучивание шага с подъемом на платформу и сгибанием ноги вперед, с махом в сторону.

4.Продолжать учить выполнять упражнения в такт музыке

5.Развивать умения твердо стоять на степе

Показ, объяснение, похвала, поощрение,

2 часа

2 часа

Январь

1.Разучить комплекс №3 на степ - платформах

2.Закреплять разученные упражнения с добавлением

рук.

4.Разучивание новых шагов.

5.Развивать выносливость,  равновесие, гибкость.

6.Укреплять дыхательную систему.

7.Развивать уверенность в себе.

Показ, объяснение, похвала, поощрение

2 часа

2 часа

Февраль

1.Совершенствовать комплекс №3 на степ – платформах  

2.Продолжать закреплять степ шаги.

3.Учить реагировать на визуальные контакты

4.Совершенствовать точность движений

5.Развивать быстроту. 6.Комплекс№3 с гантелями

Показ, объяснение, похвала, поощрение

2 часа

2 часа

Март

1. .Разучить комплекс №4 на степ –

платформах

2.Закреплять разученные упражнения с различной

вариацией рук.

3.Разучивание шага с подъемом на платформу и

 сгибанием ноги вперед, с махом в сторону.

4.Продолжать учить выполнять упражнения в такт

музыке

5.Развивать умения твердо стоять на степе

Показ,

Объяснен

похвала,

поощрение

2часа


2 часа

Апрель

1.Совершенствовать комплекс №4  

2.Разучивание прыжков.

3.Упражнять в сочетании элементов

4.Закрепление и разучивание связок из 3-4 шагов

5.Продолжать развивать мышечную силу ног.

Показ,

Объяснен

похвала,

поощрение

2часа


2 часа

Май

Повторение комплексов

Закреплять разученное

Продолжать развивать выносливость, равновесие гибкость, быстроту.

Развивать умение действовать в общем темпе

Промежуточная диагностика

Показ,

Объяснен

похвала,

поощрение

Диагностический инструментарий

2часа


2 часа

Перспективное планирование занятий по степ-аэробике

на 2019-2020 учебный год

Сентябрь

1.Разучить комплекс №5 на степ – платформах

2.Закреплять ранее изученные шаги.

3.Разучить новый шаг.

4.Развивать выносливость, гибкость.

5.Развитие правильной  осанки

Показ,

Объяснение,

похвала,

поощрение

3 часа

1 час

Октябрь

1.Совершенствовать комплекс №5.

2.Учить правильному выполнению степ шагов на степах(подъем, спуск; подъём с оттягиванием носка  

3.Научить начинать упражнения с различным подходом к платформе.

4.Развивать мышечную силу ног

5.Развивать умение работать в общем темпе

6.С предметами -  мелкими мячами

Показ, объяснение, похвала, поощрение,

2 часа

2 часа

Ноябрь

1. .Разучить комплекс №6 на степ –

платформах

2.Продолжать закреплять степ шаги.

3.Учить реагировать на визуальные контакты

4.Совершенствовать точность движений

5.Развивать быстроту.

6.Комплекс№3 с гантелями

Показ, объяснение, похвала, поощрение

3часа

1 час

Декабрь

1.Совершенствовать комплекс №6 на степ – платформах

2.Закреплять разученные упражнения с различной вариацией рук.

3.Разучивание шага с подъемом на платформу и сгибанием ноги вперед, с махом в сторону.

4.Продолжать учить выполнять упражнения в такт музыке

5.Развивать умения твердо стоять на степе

Показ, объяснение, похвала, поощрение,

2 часа

2 часа

                     Январь

1.Разучить комплекс №7

2.Поддерживать интерес заниматься аэробикой

3.Совершенствовать разученные шаги.

4.Продолжать развивать равновесие, гибкость, силу

ног.

5.Воспитывать любовь к физкультуре.

6.Развивать ориентировку в пространстве.

7.Разучивание связок из нескольких шагов.

Показ, объяснение, похвала, поощрение

3часа

1 час

Февраль

1.Совершенствовать комплекс №7  на степ – платформах  

2.Продолжать закреплять степ шаги.

3.Учить реагировать на визуальные контакты

4.Совершенствовать точность движений

5.Развивать быстроту.

6.Комплекс№7 с гантелями

Показ, объяснение, похвала, поощрение

2 часа

2 часа

             Март

1. .Разучить комплекс №8

2.Разучивание прыжков.

3.Упражнять в сочетании элементов

4.Закрепление и разучивание связок из 3-4 шагов

5.Продолжать развивать мышечную силу ног.

Показ, объяснение, похвала, поощрение

Диагностический инструментарий

2часа

2часа

 

Апрель

1.Совершенствовать комплекс №8

2.Разучивание прыжков.

3.Упражнять в сочетании элементов

4.Закрепление и разучивание связок из 3-4 шагов

5.Продолжать развивать мышечную силу ног.

Показ,

Объяснен

похвала,

поощрение

2часа


2 часа

Май

Повторение комплексов

Закреплять разученное

Продолжать развивать выносливость, равновесие гибкость, быстроту.

Развивать умение действовать в общем темпе

Итоговая диагностика

Показ,

Объяснен

похвала,

поощрение

Диагностический инструментарий

2часа


2 часа

В занятии выделяются 3 части: разминка, основная, заключительная.

Цель разминки - подготовить опорно-двигательный аппарат и все системы организма к предстоящей работе.

    Для достижения этой цели необходимо повысить температуру тела и скорость метаболических процессов в организме. Критерием эффективности разминки является появление первых капель пота. Соответственно, продолжительность разминки будет зависеть от температуры окружающей среды и составлять от 3 - 5 минут.

Средством решения этой задачи является выполнение низкоамплитудных, изолированных движений, производимые в медленном темпе, по принципу "сверху вниз": наклоны головы " стороны, вперед, круговые движения в плечевом суставе, движения таза вперед-назад, подъемы пятки и т.д. Во время разминки должна происходить фиксация: правильного положения корпуса и постановки ног.

После разминки следует аэробная часть, которая состоит из базовых и простейших основных "шагов" степ - аэробики. Во время аэробного части происходит разучивание "шагов", связок, блоков и комбинаций, а также многократное повторение разученных движений - прогон. "Шаги" выполняются с нарастающей амплитудой и акцентом на правильную технику. При этом они могут соединяться в простейшие связки или следовать один за другим по принципу линейной прогрессии. Если аэробная часть разминки достаточно интенсивна, то в организме происходят следующие процессы:

-повышается частота сердечных сокращений;

-повышается частота дыхания

-увеличивается систолический и минутный объём крови;

-перераспределяется кровоток: кровь отливает от внутренних органов и приливает к мышцам;

-усиливается деятельность дыхательных ферментов в мышцах, т.е. повышается способность мышц потреблять кислород.

повышаются функциональные возможности организма;

-развиваются координационные способности;

 -улучшается эмоциональное состояние занимающихся.

 Все это способствует увеличению возможности кардиореспираторной системы переносить кислород к мышцам, переходу в процессе разминки к аэробному механизму энергообеспечения организма. Продолжительность основной части 15 – 20 минут.

В заключительной части занятия выполняются дыхательные упражнения и упражнения на релаксацию. По желанию детей можно провести игру. Это необходимо для создания у занимающихся ощущения законченности занятия. После этого следует поблагодарить детей за занятие. Разработанная методика поможет педагогу строить занятия на основе методов, приемов и принципов специфических для оздоровительной аэробики в условиях образовательного учреждения, выбирать оптимальную нагрузку.

Оценка эффективности деятельности по реализации проекта

Как уже отмечалось ранее, на протяжении дошкольного возраста дети постоянно приобретают новые двигательные умения и навыки, поэтому при отсутствии новых двигательных ощущений у детей старшего дошкольного возраста снижается интерес к двигательной деятельности, следовательно, необходимо включать элементы новизны в уже освоенные детьми движения.

Показателями эффективности организации работы по развитию физических качеств старших дошкольников средствами степ-аэробики становятся:

  • снижение уровня дошкольников  с нарушением осанки, плоскостопием, слабой мышечной системой, излишним весом;
  • снижение процента заболеваемости дошкольников, и как результат рост посещаемости до 99.9%;
  • улучшение способности согласовывать движения различными частями (преимущественно асимметричные и сходные с рабочими движениями в профессиональной деятельности);
  • развитие координации движений не ведущей конечности;
  • развитие способностей соразмерять движения по пространственным, временным и силовым параметрам;
  • приобретение умений экономно расходовать свои энергетические ресурсы в процессе двигательной активности;
  • получение в психологическом отношении чувства радости и удовлетворения от освоения в совершенных формах новых и разнообразных движений;
  • степень удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг;
  • степень включенности родителей в образовательный процесс.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность. Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и в целом физическому развитию детей, как фундаментальной составляющей общечеловеческой культуры.

Двигательная активность дошкольников является важнейшим компонентом их образа жизни и поведения. Она зависит от организации физического развития и воспитания детей, от уровня их подготовленности, от условий жизни, индивидуальных особенностей и функциональных возможностей растущего организма. Также установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением.

Поэтому искусству сохранения и укрепления здоровья,  формирования осознанной потребности в здоровом образе жизни  должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребенка с семьей, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребенка, но и на членов его семьи.

Проект по развитию двигательной активности средствами степ-аэробики направлен  на совершенствования всех видов движений и развития физических свойств старших дошкольников, в результате чего происходит качественное преобразование моторной сферы детей.

Главным достижением проекта становится повышение  адаптивных возможностей организма благодаря  регулярной направленной двигательной активности,  положительным эмоциям (музыкальное сопровождение,  стимул научиться танцевать, сформировать красивую фигуру,  быть здоровым и бодрым).

Важно отметить, что реализация данного проекта обеспечивает создание современного образовательного пространства в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Проект ориентирован на учет сложившейся практики работы с семьями воспитанников МКДОУ детский сад «Северяночка», учитывает вариативные способы организации физического развития в соответствии с разнообразными возможностями и потребностями в двигательной активности дошкольников.

Список используемой литературы

1. Аракелян, О.Г. Развитие координации движений в детском саду: Учебное пособие [Текст] / О.Г. Аракелян, под. ред.: А.В. Кенеман, Т.И. Осокиной. – М. : Академия, 2014. – 306с.  

2. Бадалян, Л. Воспитание двигательных способностей [Текст] / Л. Бадалян, А. Миронов // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 10. – С. 18– 26.

3. Баршай, В.М. Физкультура в школе и дома [Текст] : Учебное пособие / В.М. Баршай. – Ростов н/Д : Феникс, 2012. – 256 с.

4. Береснева, З.И. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ [Текст] /З.И. Береснева, Р.Г. Казаковцева. – М. : Академия, 2013. – 256 с.

5. Бернштейн, Н.А. О ловкости и её развитии [Текст] : Учебное пособие / Н.А. Бернштейн. – М. : Физкультура и спорт, 2013. – 288 с.

6. Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста [Текст] : Учебное пособие / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. – М. : АСТ, 2014. – 357 с.

7. Бондаренко, А.К. Воспитание детей в игре [Текст] : Учебное пособие / А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. – М. : ЮНИТИ, 2014. – 215 с.

8. Быкова, А.И. Обучение детей дошкольного возраста основным движениям [Текст] : Учебное пособие / А.И. Быкова. – М. : Логос, 2012. – 259 с.

9. Былеева, Л.В. Подвижные игры [Текст] : Учебное пособие / Л.В. Былеева, И.М. Коротков, В.Г. Яковлев. – М. : ФМС, 2013. – 208 с.

10. Горшков, В.П. Организация и методика тестирования для определения уровня физической подготовленности дошкольников [Текст] / В.П. Горшков, В.П. Ворошнин. – Челябинск : Буква, 2014. – 192 с.

11. Гусарова, Л. Развитие движений детей 6–7 лет [Текст] /Л. Гусарова // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 1. – С. 19–22.

12. Демидова, Е. Вечное движение [Текст] / Е. Демидова // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 5. – С. 32–34.

13. Демчишин, А.А. Спортивные и подвижные игры в физическом воспитании детей и подростков [Текст] : Учебное пособие / А.А. Демчишин, В.Н. Мухин. Р.С. Мозола. – К. : Здоровье, 2012. – 168 с.

14. Детские народные подвижные игры [Текст] : Кн. для воспитателей дет.сада и родителей / Сост. А.В. Кенеман, Т.И. Осокина. – М. : Владос, 2013. – 224 с.

15. Детские подвижные игры народов СССР [Текст] : Пособие для воспитателя детского сада / Сост. А.В. Кенеман; под ред. Т.И. Осокиной. – М. : Логос, 2013. – 239 с.

16. Дмитриев, А.П. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: Проблемы и пути оптимизации. Материалы Всероссийского совещания [Текст] / А.П. Дмитриев. – М. : АСТ, 2012. – 174 с.

17. Доронина, М.А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста [Текст] / М.А. Доронина // Дошкольная педагогика. – 2011. – № 4. – С. 10–14.

18. Зимонина, В.Н. Воспитание ребенка дошкольника: развитие организованного, самостоятельного, инициативного, неболеющего, коммуникативного, аккуратного. Расту здоровым [Текст] : Программнометод. пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / В.Н. Зимонина. – М. : Логос, 2013. – 246 с.

19. Ишанова, О.В. Оптимизация нагрузки при оздоровительных занятиях аэробикой [Текст] / О.В. Ишанова // Теория и практика физической культуры. – 2012. – №8. – С.69–74.

20. Карманова, Л.В. Диагностика физического развития дошкольников [Текст] : Методические рекомендации / Л.В. Карманова, В.Н. Шебеко, Т.Ю. Логвина. – Минск : Речь, 2014. – 356 с.

21. Кенеман, А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста [Текст] : Учебное пособие / А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева.– М. : АСТ, 2014. – 271 с.

22. Ковальчук, Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка [Текст] / Я.И. Ковальчук. – М. : АСТ, 2012. – 223 с.  

23. Кольцова, М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка: роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности [Текст] / М.М. Кольцова. – М. : Логос, 2013. – 144 с.  

24. Крючек, Е.С. Аэробика. Содержание и методы проведения оздоровительных занятий [Текст] / Е.С. Крючек. – М. : Физкультура и спорт, 2011. – 231 с.

25. Кудра, Т.А. Аэробика и здоровый образ жизни [Текст] / Т.А. Кудра. – В. : Физкультура и спорт, 2014. – 133 с.

26. Лесгафт, П.Ф. Руководство по физическому образованию детей дошкольного возраста [Текст] / П.Ф. Лесгафт. – М. : Академия, 2013. – 96 с.

27. Лескова, Г.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду [Текст] / Г.П. Лескова, П.П. Буцинская, В.И. Васюкова. – М. : ФиС, 2011. – 106 с.

28. Лисицкая, Т.С. Аэробика. Теория и методика [Текст] / Т.С. Лисицкая, Л.В. Сиднева. – М. : Физкультура и спорт, 2012. – 245 с.

29. Макеев, А.Р. Медико-педагогический контроль за физическим воспитанием детей дошкольного возраста [Текст] : Методические рекомендации / А.Р. Макеев. – М. : Логос, 2013. – 287 с.

30. Менджерицкая, Д.В. Развитие ловкости и быстроты у дошкольников в детском саду [Текст] / Д.В. Менджерицкая. – М. : Логос, 2011. – 321 с.

31. Мильнер, Е.Г. Формула жизни [Текст] / Е.Г. Мильнер. – М. : Физкультура и спорт, 2012. – 215 с.

32. Мониторинг в детском саду [Текст]: научно-методическое пособие. – СПб. : Детство-Пресс, 2014. – 592 с.

33. Муравьев, В.А. Воспитание физических качеств детей дошкольного и школьного возраста [Текст]: Методическое пособие / В.А. Муравьев, Н.Н. Назарова. – М. : Академия, 2013. – 268 с.

34. Осокина, Т.И. Воспитание физических качеств у детей дошкольного возраста [Текст] / Т.И. Осокина // Семинарские, лабораторные и практические занятия по курсу «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста», составитель А.В. Кенеман. – М. : Логос, 2012. – 218 с.  

35. Осокина, Т.И. Физическая культура в детском саду [Текст] / Т.И. Осокина. – М. : Владос, 2013. – 304 с.

36. Оценка физической подготовленности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст] / Е.А. Сагайдачная, Т.Л. Богина, Т.С. Яковлева // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2013. – № 3. – С. 16–28.

37. Пензулаева, Л.И. Физкультурные занятия с детьми 6–7 лет [Текст] /Л.И. Пензулаева. – М. : Логос, 2012. – 76 с.

38. Петров, И.К. Некоторые возрастные особенности волевой регуляции движений [Текст] : Учебное пособие / И.К. Петров. – М. : Логос, 2010. – 124 с.

39. Покровский, Е.А. Русские детские подвижные игры [Текст] : Учебное пособие / Е.А. Покровский. – СПб. : Речь, 2014. – 184 с.

40. Рунова, М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду [Текст] : Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей / М.А. Рунова. – М. : Инфра–М, 2012. – 198 с.

41. Сиротин, О.А. Контроль за физической подготовленностью дошкольников [Текст] : Методические рекомендации / О.А. Сиротин, С.Б. Шарманова, Л.В. Пигалова. – Челябинск : Буква, 2013. – 266 с.

42. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей [Текст]: Учебное пособие / Под общ. ред. Н.В. Сократова. – М. : Логос, 2014. – 189 с.

43. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка [Текст] : Учебное пособие / Э.Я. Степаненкова. – М. : Академия, 2013. – 368 с.

44. Тарасова, Т.А. Современные подходы к организации физического воспитания детей 5–7 лет в дошкольном образовательном учреждении [Текст] : Учеб. пособие для пед. и рук. работников ДОУ / Т.А. Тарасова. – Челябинск : Буква, 2013. – 178 с.

45. Тимофеева, Е.А. Подвижные игры с детьми старшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя детского сада [Текст] : Учебное пособие / Е.А. Тимофеева. – М. : Логос, 2014. – 79 с.

46. Усаков, В.И. Педагогический контроль за физической подготовленностью дошкольников [Текст] / В.И. Усаков. – Красноярск: Северное Сияние, 2013. – 242 с.

47. Усова, А. Медико-педагогические условия для часто болеющих детей [Текст] / А. Усова // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 10. – С. 89– 94.

48. Фомин, Н.А. Физиологические основы двигательной активности [Текст] : Учебное пособие / Н.А. Фомина. – М. : Логос, 2012. – 116 с.  

49. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст] / Ж.К. Холодов. – СПб. : Питер, 2013. – 189 с.

50. Хухлаева, Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях [Текст] : Учебное пособие / Д.В. Хухлаева. – М. : Академия, 2013. – 208 с.

51. Чиркова, Т. Учет индивидуально-типологических особенностей детей [Текст] / Т. Чиркова // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 5. – С. 18– 23.

52. Шебеко, В.Н. Физическое воспитание дошкольников [Текст] : Пособие для средних пед. учеб. заведений и работников дошкольных учреждений / В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак, В.А. Шишкина. – М. : Логос, 2013. – 236 с.

Приложение 1.

Диагностические методики

I. Равновесие

1.Упражнение «Фламинго» Удержание равновесия на одной ноге, другая стопой к колену опорной, ее колено отведено в сторону на 30 градусов, руки на пояс (сек)

2.Упражнение «Ровная дорожка»

Носок сзади стоящей ноги вплотную примыкает к пятке

впереди стоящей ноги, стопы расположены на прямой линии (вес тела расположен на обе ноги). Руки опущены вниз, туловище прямо, смотреть вперед.

Фиксируется все в секундах, а так же оценивается характер балансировки.

пол

Уровни

5-6 лет

6-7 лет

мальчики

высокий

12-11

20-19

средний

10-9

18-17

низкий

8 и ниже

16 и ниже

высокий

11-10

18-17

девочки

средний

9-8

16-15

низкий

7 и ниже

14и ниже

3.Ходьба по гимнастической скамейке (по узкой стороне).

II.Гибкость и силовая выносливость.

1.Стоя на гимнастической скамейки, наклониться вперед, ноги не сгибая в коленях.

Уровни

            5-6 лет

6 -7лет

мальчики

высокий

         7 см

6см

средний

    2 – 4 см

     3 – 5 см

низкий

   Менее 2 см

Менее 3 см

девочки

высокий

          8 см

         8 см

средний

     4 – 7 см

      4 – 7 см

низкий

Менее 4 см

Менее 4 см

2.Лежа на спине поднимание туловища за 30 сек

пол

Уровни

5-6 лет

6-7 лет

Мальчики

высокий

10-12

12-14

средний

8-10

10-12

низкий

6-8

8-10

Девочки

высокий

8-10

9-12

средний

5-8

6-9

низкий

Менее 5 раз

Менее 6 раз

III.Чувство ритма.

Соответствие ритма движений ритму музыки (использование смены ритма ).

Высокий – соответствие движений и ритм музыки, слышит смену музыкального ритма.  

Средний – испытывает небольшие затруднения, сбивается с ритма, при помощи взрослого исправляется.

Низкий – не слышит смены ритма музыки, ритм движений не соответствует ритму музыки.

IV. Знание базовых шагов.

Высокий –свободно воспроизводит базовые шаги.

Средний – выполнение базовых шагов при многократном повторении педагога

Низкий – затрудняется в выполнении базовых шагов

V. Быстрота

пол

Уровни

5-6 лет

6-7 лет

Мальчики

10 м/с хода (сек)

высокий

2.5-2.4

3.0-2.9

средний

2.3-2.2

2.8-2.7

низкий

1.9

2.5

Девочки

10 м/с хода (сек)

высокий

средний

низкий

пол

Уровни

5-6 лет

6-7 лет

Мальчики

30 м/с со старта

высокий

средний

низкий

Девочки

30 м/с со старта

высокий

средний

низкий

Таким   образом,   представленные   тесты   и   диагностические   методики

позволяют:

  1. оценить различные стороны психомоторного развития детей;
  2. видеть     динамику     физического     и     моторного    развития,     становления координационных механизмов и процессов их управления;
  3. широко    использовать    данные    задания    в    практической    деятельности дошкольных учреждений.

Приложение 2.

Базовые шаги в степ - аэробике

Упражнение 1. Степ-тач

Приставной шаг, выполняемый на полу без степ-платформы. Легко сгибая ноги в коленях, выполняются пружинистые шаги из стороны в сторону, приставляя одну ногу к другой. Увеличьте темп шага в два раза. Затем снова снизьте темп и начните выполнять приставные шаги, не отрывая ног от пола - скользя по нему. Руки должны активно работать - они опущены вдоль тела, а при каждом шаге выпрямляем их перед собой. Упражнение выполняется в течение трех-пяти минут.

Упражнение 2

Шаги "захлест" выполняются также без степа. В основе или пружинистые или скользящие шаги на ваш вкус или их чередование. Делается два приставных шага, а на третий пятку подтягивайте к ягодице.

Упражнение 3

Похоже на предыдущее, только за двумя приставными шагами следует приведение колена к грудной клетке. Приставные шаги могут быть пружинистыми, а могут быть скользящими. Это зависит либо от личных предпочтений, либо от выбора музыки. Чем четче ритм, тем более пружинистыми могут быть шаги. Это упражнение также готовит мышцы бедер к дальнейшему выполнению высоких нагрузок.

Упражнение 4

В основе упражнения лежит простой шаг. Выполняем два шага (по одному каждой ногой), делаем большой шаг в сторону, в этой позиции выполняется четыре основных шага, и снова боковой шаг другой ногой. В течении упражнения желательно увеличивать темп упражнения, причем шаг в сторону менять на прыжок вправо или влево. При некоторой тренированности время выполнения упражнения увеличивайте с пяти до десяти минут. Благодаря этому упражнению тренируется ловкость, координация движений.

Упражнение 5. Бейсик степ

Это основной шаг на степ-платформе, имитация ходьбы по лестнице. Делаем шаг на платформу правой ногой, приставляем к ней левую, затем спускаемся со степа, вначале правой, а затем левой ногой. Через 3-5 минуты ногу можно сменить. Необходимо добиться максимальной естественности, выполняя основной шаг, корпус не стоит наклонять назад, а колени выгибать. Упражнение желательно делать в максимально возможном темпе.

Вариация Бейсик-степа, в котором задействованы руки. В исходном положении руки на поясе. Шаг левой ногой на степ, левая рука поднимается к левому плечу, во время шага правой ногой, к правому плечу поднимается правая рука. Спускаясь со скамейке, поочередно отпускаем руки на талию, вначале с левой ногой спускаем левую руку, а с правой - правую. Положение рук можно разнообразить. После того, как упражнение будет выполняться с легкостью, для усиления его можно взять в руки гантели.

Упражнение 6. Степ-ап

С помощью этого упражнения можно отдыхать, когда вы устанете, оно не является слишком интенсивным, поэтому его можно вставлять в качестве очередной связки после очередной активной порции движений. Сделайте шаг правой ногой, приставьте к ней на носок левую ногу, и сразу же верните ее на пол, вслед за ней спустите правую ногу. Выполнив упражнение в течение 3-5 минут, смените ногу. Во время движений следите, чтобы пятка не свисала со степа, а таз не перекашивался.

Упражнение 7. Шаг-колено

Делаем шаг правой ногой на степ, левую, сгибая в колене, необходимо подтянуть к животу. Корпус можно подать чуть вперед, нога должна быть направлен прямо, колено не стоит выворачивать наружу. Меняем ногу.

Упражнение 8. Шаг-бэк

Правой ногой делаем шаг на степ, а левую ногу отводим кзади, используя напряжение ягодичной мышцы. Затем начинаем движения с другой ноги. Благодаря этому упражнению укрепляются ягодичные мышцы и задняя поверхность бедер.

Упражнение 9. Шаг-кик

Правой ногой делаем шаг на степ, левую выбрасываем перед собой, как будто выполняем удар. После цикла упражнений необходимо сменить ногу.

Упражнение 10. Шаг-кёл

Шагаем на степ правой ногой, а левую сгибаем в коленном суставе, пятку подтягивая к ягодице. Движения должны быть довольно энергичными, без пауз, замираний. Следующий цикл движений делаем с другой ноги.

Упражнение 11. Бейсик-овер

Делаем шаг на платформу с правой ноги, приставляем к ней левую, после этого спускаемся со степ-платформы с другой стороны, поворачиваемся снова лицом к платформе. Повторите упражнение, вернувшись в исходное положение. Спускаться со степа можно с помощью небольшого прыжка. Упражнение делается не меньше четырех минут или выполняется 8-10 повторений.

Эти переходы можно выполнять из разного исходного положения - по диагонали, со стороны узкой стороны, со стороны широкой, можно комбинировать их. Во время перехода можно использовать шаг через степ или одной ногой или двумя, используйте разнообразные движения руками.

Упражнение 12. Ви-степ

Делаем шаг правой ногой в верхний правый угол, а левой - в верхний левый угол, после чего возвращаем вначале правую ногу, затем левую в исходное положение. Движения ногами напоминают букву V. Через несколько минут выполнения упражнений, повторите его с другой ноги.

Упражнение 13. Мамбо

Наступаем на степ-платформу правой ногой, приставляем к ней левую - делаем точку, и сразу спускаем ее на пол, приставляем к ней правую (делаем точку), и снова шагаем правой ногой на степ и т.д. Поменяем ногу.

Упражнение 14.

Необходимо встать лицом к скамейке, руки на поясе. После этого сделайте два шага в сторону платформы, после чего шаг на степ, соскочите со степа с другой стороны. Повернитесь к платформе лицом, повторите с другой стороны. Темп упражнения для начала не должен быть высоким, постепенно наращивайте его. Для усложнения упражнения подключайте повороты корпуса, то в одну сторону, то в другую. Также к упражнению можно добавлять чередование хлопков перед собой и над головой. Упражнение укрепляет икроножные мышцы, бедра.

Упражнение 15

Встаньте лицом к степу на расстоянии двух-трех шагов, руки опущены, несколько согнув в локтевых суставах. Сделайте два шага к степ-платформе, два шага назад, снова шаг вперед и постарайтесь запрыгнуть на степ двумя ногами. Если степ находится далеко, можно перед прыжком сделать два шага. Во время прыжка сделайте глубокий вдох и взмах руками. Со степа сделайте шаг назад, при этом не поворачивайтесь. Сделайте 12 повторений, темп зависит только от вас. Со временем упражнение можно усложнить увеличением его темпа и подъемом платформы на большую высоту, включение разнообразных движений руками. С помощью этого упражнения улучшается состояние мышц бедер, икр, а также брюшного пресса.

Упражнение 16

Становимся на степ-платформу, руки на талии. Спрыгиваем сначала правой ногой на пол, затем возвращаемся обратно на степ, затем спрыгиваем левой ногой по другую сторону платформы. Упражнение выполняется в энергичном темпе, старайтесь подпрыгивать повыше. Увеличит интенсивность упражнения подъем степа на более высокий уровень. При выполнении этого упражнения нужно быть внимательным, чтобы не поскользнуться и не упасть с платформы.

Упражнение 17

Встаньте боком к степ-платформе. В сторону, противоположную от платформы, сделайте шаг, затем прыжок двумя ногами, снова возвращаемся к платформе: прыжок и шаг. После этого запрыгиваем на степ-платформу двумя ногами, спрыгиваем с нее, но уже с другой стороны и повторяем движения: шаг и прыжок двумя ногами от скамейки, прыжок и шаг в сторону степа, запрыгиваем на него двумя ногами, и затем возвращаемся в исходное положение. Упражнение повторяем 3-5 раз в каждую сторону. Для увеличения нагрузки прыжки выполняются на чуть согнутых ногах, в легком приседе, также можно увеличить темп упражнения и поднять платформу на большую высоту. Данное упражнение улучшает форму бедренных мышц, улучшает ловкость и координацию движений

Упражнение 18

Встаньте лицом к степу на расстоянии одного-двух шагов, руки оставьте на талии. Делаем шаг назад, затем шаг вперед, двумя ногами запрыгиваем на скамейку. Вернитесь в исходное положение. Повторите упражнение не меньше четырех раз.

Упражнение 19

В зависимости от физической подготовки степ поднимается на максимальную высоту. Встаньте боком к скамейке, двумя ногами запрыгните на нее, на скамейке делаем прыжки вокруг своей оси с максимально возможным оборотом до возвращения в исходное положение на степе. Для начала это может быть четыре оборота, затем за три, два. Повторяйте упражнение меня ось поворота - по часовой стрелке, затем против. Усложнить упражнение можно выполнением прыжков поочередно то на одной ноге, то на другой - запрыгиваем на степ и делаем повороты вокруг себя на степе вначале на левой ноге, затем на правой. При выполнении упражнения будьте внимательны, не отвлекайтесь.

Упражнение 20

Исходное положение лицом к степу, к его узкой стороне. Сделайте шаг на степ правой ногой, затем левой, спрыгните со степа, ноги по его обе стороны (степ находится между ногами), затем вновь запрыгните на степ двумя ногами, после чего спуститесь с платформы, вначале правой ногой, затем левой. Повторите упражнение. Для усложнения упражнения добавляйте движения рукам, увеличивайте темп упражнения.

Приложение 3

Комплекс № 1.

В хорошо проветренном зале на полу в шахматном порядке разложены степы. Под бодрую ритмичную музыку дети входят в зал и становятся позади степов.

Подготовительная часть.

  1. Ходьба обычная на месте. (Дети должны почувствовать музыку, уловить темп движения, соответственно  настроиться).
  2. Ходьба на степе.
  3. Сделать приставной шаг назад со степа на пол и обратно на степ, с правой ноги, бодро работая руками.
  4. Приставной шаг назад со степа, вперёд со степа.
  5.  Ходьба на степе; руки поочерёдно движутся вперёд, вверх, вперёд, вниз.

Основная часть.

  1. Шаги со степа на степ. Руки в стороны, руки к плечам, в стороны.
  2. Ходьба на степе, руки к плечам, локти отведены в стороны. Круговые движения согнутыми руками вперёд и назад.
  3. Ходьба на степе, руки внизу вдоль туловища, плечи верх, плечи назад, плечи вниз.
  4. Мах прямой ногой вверх – вперёд, руки на поясе .
  5. Бег змейкой вокруг степов.
  6. И.п.: стойка на степе, правая рука на пояс, левая вниз

1 – шаг правой ногой в сторону со степа; левая рука через сторону вверх;

2 – приставить левую ногу к правой, левую руку вниз;

3 – правую руку вниз, левой ногой встать на степ;

4 – левую руку на пояс, приставить правую ногу к левой;

5 – 8 – то же, что на счёт 1 – 4, но в другую сторону.

5. Подвижная игра «Бубен» (у кого бубен, тот ловишка, кого поймал, тому отдаёт бубен):

«Бубен, бубен, долгий нос,

Почём в городе овёс?»

Две копейки с пятаком,

Овса Ваня не купил,

Только лошадь утопил

Бубен, бубен, беги за нами, хватай руками!

6. После игры, дети садятся на ковёр и проводятся упражнения на расслабление и дыхание.

Комплекс № 2.

В хорошо проветренном зале на полу вдоль стены расположены степы. Под бодрую ритмичную музыку дети входят в зал и становятся позади степов.

Подготовительная часть.

  1. И.п.: стоя на степе боком, руки опущены. Во время ходьбы на месте поднять обе руки вперёд и вверх; при этом голову приподнять; вернуться в и.п. (5 раз).
  2. Шагая на степе, из положения руки за головой разводить их в стороны с поворотом туловища вправо-влево (5 раз).
  3. Встать на степах друг за другом («паровозиком»). Сделать шаг со степа назад (вперёд), одновременно опуская и поднимая плечи.
  4. Повернуться кругом, повторить то же (по 6 раз).

(Всё повторить 3 раза и переставить степы для основной части занятия).

Основная часть.

  1. И.п.: шаг со степа правой ногой, левая на степе.

1 – поворот туловища направо, правую руку в сторону ладонью кверху;

2 – вернуться в и.п.;

3 – 4 – тоже в другую сторону.

2. Стоя на коленях на степе, руки в стороны.

1 – прогибаясь и поворачивая туловище направо, пальцами левой руки коснуться пяток;

2 – и.п.;

3 – 4 – то же в другую сторону.

3. И.п.: сидя, руками держаться за края степа.

1 – 2 – поднять тело и прогнуться;

3 – 4 – вернуться в и.п.

4. И.п.: сидя на степе, ноги врозь, руки согнуты и сплетены перед грудью (пальцами левой руки обхватить правый локоть, а пальцами правой руки – левый локоть).

1 – 3 – три пружинистых наклона вперёд, стараясь коснуться предплечьями пола как можно дальше, ноги в коленях не сгибать;

4 – вернуться в и.п.

5. И.п. Хлопок возле правого уха, упражнение «Пружинка». Повторить в другую сторону.

6. Подвижная игра «Иголка, нитка и стойкий оловянный солдатик» (игра упражняет детей в равновесии – ведущий – «иголка», все остальные – «нитка», дети бегут змейкой по залу, с окончанием музыки разбегаются на свои степы и стоят на одной ноге – «Стойкий оловянный солдатик»).

6.После игры, дети садятся на ковёр и проводятся упражнения на расслабление и дыхание.

Комплекс № 3.

В хорошо проветренном зале степы разложены в три ряда. Под бодрую ритмичную музыку дети входят в зал и становятся позади степов.

Подготовительная часть.

  1. Ходьба и бег змейкой вокруг степов.
  2. Ходьба с перешагиванием через степы.

   Основная часть.

  1. И.п.: упор присев на степе.

1 – 2 – ноги поочерёдно (правую, затем левую) отставить назад, упор лежа;

3 – 4 – поочерёдно сгибая ноги, вернуться в и.п. Руки должны быть прямыми, плечи не опускать.

2. И.п.: упор присев на правой ноге на степе, левую – назад на носок.

1 – 4 – пружинить на ноге;

5 – подтянуть левую ногу к степ-платформе, поднять руки верх, потянуться. То же левой ногой.

3. Шаг правой ногой на степ, левой выполнить мах назад.

4. Шаг правой ногой на степ, левую подтянуть как можно выше к груди, затем поменять ногу.

5.Прышки обычные на степе, чередующие с ходьбой

6. Подвижная игра для профилактики плоскостопия (игровые действия выполняются в соответствии с текстом)

Вылез мишка из берлоги,

Разминает мишка ноги.

На носочках он пошёл

И на пяточках потом.

На качелях покачался,

И к лисичке он подкрался:

«Ты куда бежишь, лисица?

Солнце село, спать пора,

Хорошо, что есть нора!» (каждый ребёнок бежит в свою норку – на свой степ).

6. После игры, дети садятся на ковёр и проводятся упражнения на расслабление и дыхание.

Комплекс № 4.

В хорошо проветренном зале на полу в шахматном порядке разложены степы. Под бодрую ритмичную музыку дети входят в зал и становятся позади степов.

Подготовительная часть.

  1. Ходьба обычная на месте. (Дети должны почувствовать музыку, уловить темп движения, соответственно  настроиться).
  2. Ходьба на степе.
  3. Сделать приставной шаг назад со степа на пол и обратно на степ, с правой ноги, бодро работая руками.
  4. Приставной шаг назад со степа, вперёд со степа.
  5.  Ходьба на степе; руки поочерёдно движутся вперёд, вверх, вперёд, вниз.

Основная часть.

  1. Ходьба на степе. Руки рисуют поочерёдно большие круги вдоль туловища, пальцы сжаты в кулаки.
  2. Шаг на степ – со степа. Кисти рук поочерёдно рисуют маленькие круги вдоль туловища. (№ 1-2  - повторить 3 раза).
  3. Приставной шаг на степе вправо – влево. Одновременно прямые руки поднимаются вперёд – опускаются вниз.
  4. Приставной шаг на степе вправо – влево с полуприседанием (шаг – присесть). Кисти рук, согнутых в локтях, идут к плечам, затем вниз.
  5. Ходьба на степе с высоким подниманием колен. Одновременно выполняются хлопки прямыми руками перед собой и за спиной.
  6. Шаг на степ – со степа с хлопками прямыми руками перед собой и за спиной. (№ 3,4,5,6 – повторить 3 раза).
  7. Подвижная игра «Цирковые лошади». Круг из степов – это цирковая арена. Дети идут вокруг степов, высоко поднимая колени («как лошади в цирке»), затем по сигналу переходят на бег с высоким подниманием колен, потом на ходьбу и по остановке музыки занимают степ («стойло»). Степов должно быть на 2 – 3 меньше, чем участников игры.
  8. После игры, дети садятся на ковёр и проводятся упражнения на расслабление и дыхание.

Комплекс № 5.

В хорошо проветренном зале на полу вдоль стены расположены степы. Под бодрую ритмичную музыку дети входят в зал и становятся позади степов.

Подготовительная часть.

  1. И.п.: стоя на степе боком, руки опущены. Во время ходьбы на месте поднять обе руки вперёд и вверх; при этом голову приподнять; вернуться в и.п. (5 раз).
  2. Шагая на степе, из положения руки за головой разводить их в стороны с поворотом туловища вправо-влево (5 раз).
  3. Встать на степах друг за другом («паровозиком»). Сделать шаг со степа назад (вперёд), одновременно опуская и поднимая плечи.
  4. Повернуться кругом, повторить то же (по 6 раз).

(Всё повторить 3 раза и переставить степы для основной части занятия).

Основная часть.

  1. Одновременно с ходьбой на степе обхватывать правой рукой левое плечо, левой рукой – правое плечо, затем разводить руки в стороны и снова обхватывать плечи (5 – 6 раз).
  2. Шаг на степ со степа; одновременно энергично разгибать вперёд согнутые в локтях руки (пальцы сжаты в кулаки). Отводить руки назад и выпрямлять в стороны из положения – руки перед грудью.
  3. Одновременно с ходьбой на степе делать прямыми руками круговые движения вперёд и назад попеременно и вместе (5 раз).
  4. Шаг со степа на степ чередовать с поворотом корпуса вправо и влево, руки на поясе (5 – 6 раз). (№ 1,2,3,4 повторить 2 раза).
  5. Сидя на степе, опираясь сзади руками, поднимать и опускать вытянутые ноги (5 – 6 раз).
  6. Сидя на степе, скрестив ноги, наклоняться к правому и левому колену, касаясь его лбом (можно помогать себе руками).
  7. Стоя на коленях на степе, садиться и вставать, не помогая себе руками.
  8. Шаг со степа вправо, влево. (№5,6,7,8 повторить 2 раза).
  9. Подвижная игра «Физкульт-ура!». Дети переносят степы для игры в разные места, расположив их в две шеренги по разные стороны зала. На одной стороне на один степ меньше. Самостоятельно становятся туда, где степов больше, по два человека на степ. Это линия старта. На противоположной стороне – финиш. Дети говорят:

Спорт, ребята, очень нужен.

Мы со спортом крепко дружим,

Спорт – помощник!

Спорт – здоровье!

Спорт – игра!

Физкульт-ура!

С окончанием слов участники игры бегут на перегонки на противоположную сторону. Проигрывают те, кто не успел занять степ. Побеждают те, кто в числе первых занимает степ.

10. После игры, дети садятся на ковёр и проводятся упражнения на расслабление и дыхание.

Комплекс № 6.

В хорошо проветренном зале степы разложены в три ряда. Под бодрую ритмичную музыку дети входят в зал и становятся позади степов.

Подготовительная часть.

  1. Ходьба и бег змейкой вокруг степов.
  2. Ходьба с перешагиванием через степы.

Основная часть.

  1. И.п.: Стоя на степе, руки опущены вниз. Одновременно с ходьбой на месте раскачивать руки вперёд-назад с хлопками спереди и сзади (5 раз).
  2. И.п.: основная стойка на степе. Шаг вправо со степа, руки в стороны, вернуться в исходное положение; то же влево (по 5 раз).
  3. И.п.: стоя на степе, ноги на ширине плеч, руки опущены вниз. Повороты вправо и влево со свободными движениями рук (5 – 6 раз).
  4. И.п.: стоя на коленях на степе, садиться и вставать, не помогая себе руками (5 – 6 раз).
  5. Сидя на степе скрестив ноги, наклоняться к правому и левому колену, касаясь его лбом.
  6. И.п.: основная стойка на степе. Взмахивать прямой ногой вперёд, делать под ногой хлопок. (5 – 6 раз).
  7. Прыжки на степ и со степа чередуются с ходьбой.
  8. Подвижная игра «Скворечники». Занимать место (только в своём) скворечнике (степе), можно по сигналу «Скворцы прилетели!». Вылетать из скворечника надо по сигналу «Скворцы летят!». Тот, кто займёт степ последним, считается проигравшим.
  9. После игры, дети садятся на ковёр и проводятся упражнения на расслабление и дыхание.

        

Комплекс № 7.

В хорошо проветренном зале степы расположены в хаотичном порядке.  Под бодрую ритмичную музыку дети входят в зал и становятся позади степов.

Подготовительная часть.

  1. Одновременно с ходьбой на степе выпрямить руки вверх, разжимая кулаки, посмотреть на них; руки к плечам, кисти сжать в кулаки.
  2. Шаг на степ – со степа, бодро работая руками.
  3. Одновременно с ходьбой на степе раскачивать руки вперёд-назад с хлопками  спереди и сзади.
  4. Ходьба на степе, поворачиваясь вокруг себя со свободными движениями рук. (В одну и другую сторону).

Основная часть.

  1. Одновременно с ходьбой на степе скрестить согнутые руки перед собой, хлопнуть одновременно левой кистью по правому плечу, а правой – по левому плечу.
  2. Шаг со степа в сторону, чередуются с приседанием, поднимая руки вперёд.
  3. Одновременно с ходьбой на степе поднять руки через стороны вверх и хлопнуть над головой.
  4. Шаг со степа на степ, поднимая  и опуская плечи.
  5. Сидя на степе, скрестив ноги, руки на поясе. Наклониться вправо, влево.
  6. И.п.: то же. Взмахнув руками вперёд, быстро встать, вернуться в и.п.
  7. Стоя на коленях на степе, руки на поясе; опуститься на пятки, руки в стороны, вернуться в и.п.
  8. Ходьба на степе, бодро работая руками.

9. Подвижная игра «Бубен» (у кого бубен, тот ловишка, кого поймал, тому отдаёт бубен):

«Бубен, бубен, долгий нос,

Почём в городе овёс?»

Две копейки с пятаком,

Овса Ваня не купил,

Только лошадь утопил

Бубен, бубен, беги за нами, хватай руками!

10. После игры, дети садятся на ковёр и проводятся упражнения на расслабление и дыхание.

Комплекс № 8.

В хорошо проветренном зале степы разложены в три ряда. Под бодрую ритмичную музыку дети входят в зал и становятся позади степов.

Подготовительная часть.

  1. Наклон головы вправо-влево.
  2. Поднимание плеч вверх-вниз.
  3. Ходьба обычная на месте, на степе.
  4. Приставной шаг вперёд со степа на пол и обратно на степ.
  5. Приставной шаг назад.
  6. Приставной шаг вправо (влево) со степа, вернуться в и.п.

Основная часть.

  1. Правую ногу в сторону, за степ; правую руку в сторону. Левую ногу в сторону, левую руку в сторону. Вернуться в и.п.
  2. Правую (левую) ногу вперёд перед степом поставить на носок, правую (левую) руку резко вытянуть вперёд. Вернуться в и.п.
  3. То же вправо-влево от степа. Назад от степа.
  4. Правую (левую) ногу поставить резко вперёд; вправо (влево); назад и вернуться в и.п.
  5. Нарисовать правой (левой) ногой полукруг вокруг степа; вернуться в и.п.
  6. Приставной шаг на степе в полуприседанием.

7. Подвижная игра «Иголка, нитка и стойкий оловянный солдатик» (игра упражняет детей в равновесии – ведущий – «иголка», все остальные – «нитка», дети бегут змейкой по залу, с окончанием музыки разбегаются на свои степы и стоят на одной ноге – «Стойкий оловянный солдатик»).

8. После игры, дети садятся на ковёр и проводятся упражнения на расслабление и дыхание.

Ожидаемые результаты:

- укрепилось здоровье детей; у них сформировалось устойчивое равновесие, улучшилась координация движений;

- повысились физические качества;

- сформировался устойчивый интерес к занятиям степ-аэробикой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Создание условий для двигательной активности дошкольников с использованием подручного материала и нестандартного физкультурного оборудования"

Опыт работы по теме "Создание условий для двигательной активности дошкольников с использованием подручного материала и нестандартного физкультурного оборудования"...

Социальное партнерство ДОУ и семьи как условие оптимизации двигательной активности дошкольников в повседневной жизн

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15930082","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"283","style":"height: 401px; width: 680px;","width":"480"}}]] Уже многие знают,...

Тема «Игра» Совершенствование двигательной активности дошкольников средствами игры.

Игра - уникальный феномен общечеловеческой культуры. Именно она является уникальной социальной практикой ребенка. Детская игра понимается как особое культурное образование, выработанное в обществе в х...

"Создание условий для двигательной активности дошкольников".

Для каждого возрастного периода существует свой оптимальный уровень двигательной активности, но в дошкольном возрасте в связи с интенсивным обменом веществ и пластическими процессами роста потребность...

Кружковая работа Тема: «Степ - аэробика, как одно из оптимальных условий физического совершенствования ребенка и ее значение в развитии двигательной активности детей старшего дошкольного возраста»

Дошкольный возраст - это период, когда закладывается фундамент  здоровья, физического развития и культуры движений. От того, как организовано воспитание и обучение ребёнка, какие условия созданы ...

Инновационная деятельность.Физкультурно-оздоровительный проект в ДОУ на тему «Развитие степ-аэробики как одно из оптимальных условий совершенствования двигательной активности ребенка»

Особенностью степ – аэробики является использование специальной степ – платформы. Платформа позволяет выполнять различные шаги («степ» в переводе с английского «шаг...