«Методическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма» Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по социально- коммуникативному развитию «Приключения с Бабой Ягой»
план-конспект занятия (старшая группа)

домарева елена николаевна

Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования мотивировало нас на поиск наиболее эффективных, инновационных форм, методов, приемов работы с детьми дошкольного возраста по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Жажда знаний, желание открывать что – то новое, ставит наших почемучек перед реальной опасностью, в частности, и на улице. Вот почему уже в детском саду необходимо изучать с воспитанниками ПДД, формировать у них навыки осознанного безопасного поведения. Но учение, ни в коем случае не должно ограничиваться или сводиться к «это можно, а это нельзя» - это скучно и неинтересно детям, поэтому задача педагогов– сделать обучение занимательным, интересным, игровым, увлекательным.                                                                                                          

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 14 «Солнышко» Старооскольского городского округа

«Методическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по социально- коммуникативному развитию

«Приключения с Бабой Ягой»

Домарева Елена Николаевна,

                                               воспитатель, высшая категория

г. Старый Оскол, 2016г.

Конспект НОД по социально- коммуникативному развитию в старшей группе.

Тема: «Приключения с Бабой Ягой».

Познавательно- речевое направление.

Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие» 

Цель: формирование осознанно-правильного отношения к соблюдению правил дорожного движения в качестве пешехода.  

Программные задачи:                                                                                         Образовательные: закрепить и систематизировать знания и представления детей о светофоре, правилах дорожного движения и дорожных знаках.                                                                                                                     Развивающие: развить навыки безопасного поведения на проезжей части, умение логически мыслить, развивать умение выслушать друг друга; формировать понятие «можно – нельзя» к ситуациям дорожного движения; развивать наблюдательность, внимание, быстроту реакции.                                                                                                             

Воспитательные: воспитывать общую культуру поведения на улице; воспитывать уважение к окружающим, умение быть внимательным.                                                                                                           

Интегрируемые образовательные области: «Познание», «Речевое развитие», «Физическое развитие»

Предварительная работа:                                                                                                                         1. Целевая прогулка за территорию детского сада на улицу.

2. Отгадывание загадок о транспорте и дорожных знаках.

3. Чтение стихов, рассказов о правилах поведения на улице.

4. Рассматривание сюжетных картинок и составление по ним рассказа.

5. Беседы у уголка по ПДД.

Словарная работа: инспектор, жезл, специальный транспорт, несчастный случай, регулировщик, авария, спецсигналы, световозвращающая повязка.

Демонстрационный материал: клубки (желтый, зеленый, красный), билеты в театр, картинки машин: скорая, пожарная, полицейская, фигурки водителей, номера (01, 02, 03), жезл, метла, шапка невидимка, зеркало, перышко, тарелка с яблоком, круг со стрелкой, дорожные знаки, красный флажок, расческа, ключи, 4 карты с картинками для игры «Четвертый лишний», шары по количеству детей, смайлики (желтые, красные, зеленые).

Методические приёмы: беседа, художественное слово, практическая деятельность, логические рассуждения, демонстрация наглядных пособий, имитация движений, игра.

Ход деятельности.

Воспитатель. Какое у вас настроение?

Дети. (ответы детей)

Воспитатель. Ребята, у меня сейчас очень хорошее настроение, потому что нас завтра пригласили в театр на представление «Приключение друзей в большом городе». А вот и билеты (смотрит на стол). Дети, а где билеты, куда я их положила? Что же делать?

Дети: (надо поискать, купить новые, позвонить в полицию и т. п.)

Раздается скрежет тормозов, сигнал полицейской машины, в группу вбегает испуганная Баба Яга.

Баба Яга. Ребятушки, помогите, спрячьте меня.

Воспитатель. Что случилось?

Баба Яга.  Лечу себе на метле, никого не трогаю, хотела приземлиться, тут что началось: визг, грохот, свист и за мной кто- то гнался с полосатой палкой.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, кто гнался за Бабой Ягой?                                           Ответы детей: полицейский, инспектор дорожного движения.                                         Воспитатель. А что это за полосатая палка?

Ответы детей: (жезл, значит это был инспектор дорожного движения).

Баба Яга. Что же мне теперь делать? Как быть? Помогите ребята. Я для вас что угодно сделаю.

Воспитатель. Да у нас и без тебя хлопот хватает.

Дети. У нас билеты в театр пропали.

Баба Яга. Да найду я вам билеты, только не выдавайте меня.

(Баба Яга прячется, входит инспектор с метлой.)

Инспектор. Здравствуйте, ребята, вы не знаете, чья это метла? (воспитатель жестом показывает, что не знаем).

Дети. (Не знаем).

(Инспектор уходит, незаметно оставляя свой жезл).

Баба Яга. Ох окаянный, как я в сказке и без метлы.

Дети. Будешь ходить пешком.

Баба Яга. А кто ходит пешком?

Дети. Пешеходы.

Баба Яга. Меня мои друзья засмеют. Вы то знаете на чем ездит Емеля к царю во дворец?

Дети. (на печке).

А добрая фея во что превратила тыкву для Золушки (в карету).

На чем летает старик Хоттабыч (на ковре-самолете).

Какой подарок сделали родители дяди Федора почтальону Печкину (велосипед).

На чем поехал в Ленинград человек рассеянный с улицы Бассейной (поезд). Вот, а я теперь пешеход.

Воспитатель. Ребята, расскажем Бабе Яге на чем передвигаются люди?

Дети. (на транспорте).

Баба Яга. Транспорт какой- то, у меня была своя специальная метла.

Воспитатель. Специальный транспорт- это не метла. Поиграем в игру «Спецтранспорт»?

Задачи: формировать знания о профессии водителя; закреплять знания о предназначении специальных машин.              

Материалы. Картинки транспорта: полицейская, пожарная, скорая и их водители.

Ход игры. Дети рассматривают картинки и объясняют, кто на каком транспорте работает, показывают номер телефона.

Воспитатель. Не переходите улицу, если по ней движется специальный транспорт!

1. реб. Скорая помощь:

Это специальный транспорт

Помогающий в беде

Уступай ему дорогу

Коль увидишь ты везде! (показывает 03)

2. Полиция:

Доктора спешат к больному,

Чтоб успеть его лечить,

А полиция скорее

Преступление раскрыть! (02)

3.Пожарная:

Вот торопится пожарный,

Чтоб пожар тушить скорей,

Чем быстрей пожарный будет,

Больше он спасет людей! (01)

Воспитатель.

Потому у них мигалки

И мигают, и гудят

Чтобы все, кто видел, знали

Им мешать никак нельзя!

Ребята, а что за цифры нам показали машины? (ответы детей).

Воспитатель. Правильно, это номера телефонов, куда нужно звонить в случае пожара, несчастного случая или чтобы вызвать полицию.

Баба Яга. Понятно, но только я водить машину не умею и телефона у меня нет, лучше я буду ходить пешком (собирается уходить).

Воспитатель. Баба Яга, куда ты уходишь, ведь ты обещала нам помочь в поисках билетов.

Баба Яга. Ладно. Сейчас я возьму свой волшебный клубок и найду ваши билеты. (Достает красный клубок, затем желтый и зеленый). Ничего не пойму, а какой из них волшебный? Почему такие цвета? Что за ерунда?

Воспитатель. Ребята, а что вам напоминают эти клубки? Где можно увидеть все три цвета?

Ответы детей (сигналы светофора, раскладывают их в правильном порядке).

Баба Яга. Что такое светофор?

Физкультминутка «Светофор»

Помогает с давних пор

Верный друг наш – светофор.

Дети произносят слово «светофор», хлопая 3

раза в ладоши (отхлопывают слоги)

У него больших три глаза,

«Рисуют» в воздухе сверху вниз три круга.

Не горят они все разом.

Если красный загорелся,

Качают головой. Поднимают руку вверх и «рисуют» в воздухе круг.

То нельзя переходить,

Качают головой.

Надо ждать на тротуаре

«Крутят рули».

И машины пропустить.

Если жёлтый загорелся,

«Рисуют» в воздухе второй круг ниже первого.

Значит скоро, мы идём!

Глаз зелёный загорелся –

Стоп, машины, мы идём

«Дети на месте шагают»

Помогает с давних пор

Верный друг наш - светофор

Произносят слово «светофор», хлопая три

раза в ладоши (отхлопывая слоги).

Воспитатель. Не помогли твои клубочки в наших поисках билетов.

Баба Яга. У меня еще есть волшебная тарелочка. (Достает волшебную тарелочку с яблоком)

«Катись, катись, яблочко
По серебряному блюдечку,
Покажи ты мне на блюдечке

Где билеты спрятались»

(На тарелочке незаметно появляется знак «внимание дети»)

Ой, что это?

Дети. Знак «внимание дети». Он висит возле школ, детских садов, там, где много детей. Для того, чтобы машины были осторожны, этот знак треугольной формы, красного цвета.

Воспитатель. Ребята, еще много дорожных знаков есть. Вы их знаете?

Дети. Да.

Воспитатель. Я предлагаю поиграть в игру «Стрелка, стрелка, покружись…»

Цель: формировать умение детей различать и правильно называть дорожные знаки, их

назначение; развивать внимание, память; воспитывать нравственные качества:

согласованность и сотрудничество.

Материал: круг со стрелкой и дорожными знаками.

Ход игры:

Стрелка, стрелка, покружись,

Всем ты знакам покажись,

Покажи нам поскорее,

Какой знак тебе милее!

Стоп!

Стрелка останавливается, дети называют дорожный знак и его назначение.                            

Воспитатель. Баба Яга что- то не получается у тебя волшебство.

Баба Яга. Погодите, погодите. Где- то у меня была волшебная палочка. (Ищет волшебную палочку, находит жезл инспектора. Взмахивает жезлом).

Палочкой волшебной

В воздухе взмахнем

Волшебство появится

Билеты мы найдем!

Ничего не получается.

Воспитатель.  Ребята, это инспектор забыл свой жезл. Давайте с ним поиграем в игру «Передай жезл», а потом вернем инспектору.

Цель: закрепить представления детей о дорожных знаках, ПДД, упражнять в

правильном назывании дорожных знаков, формулировке ПДД, развивать

логическое мышление, внимание, сообразительность, активизировать речь.

Материал: жезл регулировщика.

Ход игры: Играющие выстраиваются в круг. Жезл регулировщика передают

игроку слева. Обязательное условие: принимать жезл правой рукой, переложить

в левую и передать другому участнику. Передача идет под музыку. Как только

музыка прерывается, тот, у кого оказывается жезл, поднимает его вверх и

называет любое правило дорожного движения (или дорожный знак).

Замешкавшийся или неверно назвавший дорожный знак выбывает из игры.

Побеждает последний оставшийся игрок.

Воспитатель. Где же нам искать билеты?

Баба Яга. Детишки у меня же есть волшебное зеркало. Сейчас оно скажет и покажет все.

«Свет мой, зеркальце! скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех умнее,

Всех проворней и вреднее?

Ты вреднее спору нет,

Но умнее только те, кто знает все ответы по правилам ПДД!

Это кто такие умные?

Дети. Это мы знаем все по правилам ПДД.

Воспитатель. Баба Яга сейчас мы тебе все расскажем.

Вопросы:

- Сколько колес у легкового автомобиля? (4)

- Сколько человек могут ехать на одном велосипеде? (1)

- Кто ходит по тротуару? (пешеход)

- Кто управляет автомобилем? (Водитель)

- Как называется место пересечения двух дорог? (Перекресток)

- Для чего нужна проезжая часть? (Для движения транспорта)

- По какой стороне проезжей части движется транспорт? (По правой)

- Что может произойти, если пешеход или водитель нарушил правила дорожного

движения? (Авария или ДТП)

- Какой свет верхний на светофоре? (Красный)

- Сколько сигналов у светофора? (Три)

- На какое животное похож пешеходный переход? (На зебру)

- Какие машины оборудованы специальными звуковыми и световыми

сигналами? («Скорая помощь», пожарная и полицейская машины)

- Что держит в руке инспектор ГИБДД? (Жезл)

- Где нужно играть, чтобы не подвергаться опасности? (Во дворе, на детской

площадке).

Баба Яга. Все вы то знаете, а вот билеты потеряли, может шапка невидимка мне поможет. (Достает шапку невидимку -там картинки к игре «Четвертый лишний»). Опять какая- то ерунда. Это, наверное, Кощей подменил мою шапку невидимку. 

Воспитатель. (Предлагает игру «Четвертый лишний»).

1.Картинка.

Назовите лишнего участника дорожного движения:

 Грузовик

 Дом

 «Скорая помощь»

 Снегоуборочная машина

2. Назовите лишнее средство транспорта:

 Легковая машина

 Грузовая машина

 Автобус

 Детская коляска

3. Назовите средство транспорта, не относящееся к общественному

транспорту:

 Автобус

 Трамвай

 Грузовик

 Троллейбус

4. Назовите лишний «глаз» светофора:

 Красный

 Синий

 Желтый

 Зеленый

Баба Яга в отчаянье высыпает все, что у нее находится в сумке (например, ключи, красный флажок, расческа, световозвращающая повязка, перышко и др.). Все здесь ненужное.

Воспитатель. Но почему же. Ребята, посмотрите есть ли здесь нужные предметы?

Ответы детей (световозвращающая повязка должна быть у каждого пешехода, красный флажок нужен для колонны детей, которые движутся по улицам города).

Баба Яга. Ой, а вот же путеводное перышко. Куда оно полетит, туда и мы пойдем, только с дороги нельзя сворачивать. (Баба Яга дует на перышко вместе с детьми, уводит детей из группы. В это время в группе появляются воздушные шары. Дети возвращаются и видят шары. Баба Яга нечаянно падает на шар, он лопается и из него вылетает билет.)

Баба Яга. Ура, я нашла ваши билеты. (Дети хлопают шары и находят все билеты).

Дети благодарят Бабу Ягу за помощь и приглашают ее с собой в театр.

Рефлексия - упражнение “Подари мне …”:

Воспитатель предлагает детям и Бабе Яге взять из коробки смайлик (желтый, зеленый, красный с разными эмоциями: радость, удивление, любопытство) и подарить его кому- то из детей (кому они захотят), но обязательно со словами: “Я дарю тебе …, потому что ты … (сказать о том, что тебе понравилось в этом человеке на занятии).

Ожидаемые результаты.

Ребенок знает правила дорожного движения:                                                                    переходит улицу только на зеленый сигнал светофора;

не играет на дороге или около проезжей части;

переходит улицу только по пешеходному переходу и в сопровождении взрослого;

при переходе улицы сначала посмотреть налево, а дойдя до середины – направо;

знать устройство проезжей части, некоторые дорожные знаки для пешеходов и водителей.

Ребенок умеет:

различать положительные и отрицательные поступки, давать оценку деятельности человека;

называть дорожные знаки и рассказывать об их общем значении, поясняя ситуацию, в которой применяется данный знак;

отражать в играх разные сюжеты, связанные с соблюдением правил безопасности на улице.

Ребенок имеет представление:

о работе регулировщика;

о работе водителя;

о том, как водители заботятся об автомобиле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по социально-коммуникативному развитию "Имя твое"

Конспект  непосредственно образовательной деятельности  в средней      группе социально-коммуникативному развитию  «Имя твое » (Интеграция образовательных ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности педагога с детьми по социально-коммуникативному развитию по теме «Семья»

Конспект непосредственно образовательной деятельности педагога с детьми по теме "Семья", целью которого является совершенствовать представления детей о семье, родственных отношениях в семье....

Конспект непосредственно образовательной деятельности педагога с детьми по социально-коммуникативному развитию по теме "Детский сад - наша вторая семья" в подготовительной группе

Конспект непосредственно образовательной деятельности целью которой является совершенствовать представления детей о детском саде, как о второй семье...

Непосредственно образовательная деятельность в средней группе по социально – коммуникативному развитию "Сохрани своё здоровье сам"

Программные задачи: учить детей самостоятельно следить за своим здоровьем, знать несложные приемы самооздоровления, уметь оказывать себе элементарную помощь. Закрепить знания о полезной и вредной...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе по социально- коммуникативному и художественно – эстетическому воспитанию «Путешествие в страну «Дружба»

Продолжительность: 20 минутЦели занятия:Образовательныеучить детей доброжелательно относиться друг к другу.Дать понятие, что такое дружба. Учить передавать чувства через ласковые, добрые слова.Развива...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР «ПРИКЛЮЧЕНИЯ СНЕЖИНКИ»

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИВ СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР «ПРИКЛЮЧЕНИЯ СНЕЖИНКИ»        ...

Конспект Непосредственно - образовательной деятельности «Я и моя семья» (Социально - коммуникативное развитие) (возраст детей: 3-4 года)

Цель: Формировать у детей представление о семье, роли мамы, папы, дедушки, бабушки, сестры, брата. Развивать свободное общение, формировать эмоциональную отзывчивость....