«Здоровячок» мини-программа валеологического воспитания детей в ДОУ
учебно-методический материал (младшая группа)

В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка - это основа формирования личности. Согласно исследованиям специалистов, 75% болезней взрослых заложены в детстве. Если 25 лет назад рождалось 20 - 25% ослабленных детей, то сейчас число «физиологически незрелых» новорожденных утроилось. Каждый четвертый ребенок дошкольного возраста болеет в течение года более четырех раз. Только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Среди отстающих детей 85-90% отстают не из-за лени или недоразвитости, а вследствие плохого состояния здоровья. Поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте. В центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья должны находиться, дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени, а также семья, включая всех ее членов. Поэтому в ДОУ необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей.

В результате была создана мини - программа валеологического воспитания «Здоровячок», которая отражает эффективные подходы к решению вопросов оздоровления детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovyachok.docx23.53 КБ

Предварительный просмотр:

Автор-составитель: Марченко Н.А.
воспитатель МБДОУ СЦРР

детский сад «Золотая рыбка»

Благовещенского района

                                                                           Алтайского края

«Здоровячок»

мини-программа

валеологического воспитания детей в ДОУ


В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка - это основа формирования личности. Согласно исследованиям специалистов, 75% болезней взрослых заложены в детстве. Если 25 лет назад рождалось 20 - 25% ослабленных детей, то сейчас число «физиологически незрелых» новорожденных утроилось. Каждый четвертый ребенок дошкольного возраста болеет в течение года более четырех раз. Только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Среди отстающих детей 85-90% отстают не из-за лени или недоразвитости, а вследствие плохого состояния здоровья. Поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте. В центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья должны находиться, дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени, а также семья, включая всех ее членов. Поэтому в ДОУ необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей.

В результате была создана мини - программа валеологического воспитания «Здоровячок», которая отражает эффективные подходы к решению вопросов оздоровления детей дошкольного возраста.

Программа «Здоровячок» направлена на воспитание потребности в здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста, на сохранение и укрепление их здоровья.

  • Охрана и укрепление здоровья детей;
  • Формирование жизненно необходимых гигиенических и двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;
  • Создание условий для реализации потребности в здоровом образе жизни и потребности детей в двигательной активности;
  • Обеспечение физического и психического благополучия.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНО-НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

  • Закон РФ «Об образовании».
  • Санитарные нормы и правила, утвержденные совместным постановлением Министерства образования РФ и Госсанэпиднадзором.
  • Программа ДОУ СОМ д/с «Веселый городок» «Здравушка».
  • Устав образовательного учреждения.


• Повышение образовательного уровня детей и взрослых в области

оздоровления.

• Осознание детьми и взрослыми необходимости ведения здорового образа

жизни.

• Овладение навыками самооздоровления.

• Снижение уровня заболеваемости.

ОБЪЕКТЫ ПРОГРАММЫ

Дети дошкольного образовательного учреждения, их родители и

педагогический коллектив детского сада.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ

1. Принцип научности - подкрепление всех проводимых мероприятий,

направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически

апробированными методиками.

2. Принцип активности и сознательности - участие всего коллектива

педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и

целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.

3. Принцип комплексности и интегративности- решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов

деятельности.

4. Принцип адресованности и преемственности - поддержание связей между

возрастными категориями, учет разноуровневого развития и состояния

здоровья.

5. Принцип результативности и гарантированности - реализация прав детей

на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного

результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ

• Организация здоровьесберегающей среды, способствующей физическому

и психическому развитию детей и снижению заболеваемости.

• Комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач.

• Воспитание здорового ребенка совместными усилиями детского сада и

семьи.

• Изучение передового педагогического, медицинского и социального

опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных

технологий и методик.

• Систематическое повышение квалификации воспитателей.

• Пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей,


ФОРМЫ И МЕТОДЫ

ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

  1. Обучение и воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.
  2. Обучение основам безопасности жизнедеятельности
  • занятия,
  • дидактические игры,
  • театрализованные игры,
  • народные игры,
  • обучение кукловедению
  1. Закаливающие и водные процедуры
  • босохождение,
  • умывание прохладной водой,
  • мытье рук до локтя,
  • игры с водой,
  • хождение по солевым дорожкам,
  • проветривание помещений,
  • сон при открытых фрамугах,
  • прогулки на свежем воздухе
  1. Арома-и фитотерапия
  • ароматизация помещений,
  • аромаподушки,
  • фитопитание (чай, отвары),
  • чесночная терапия (во время эпидемий ОРВИ и гриппа в профилактических целях)
  1. Витаминотерапия
  • витамины, сироп шиповника
  1. Физические упражнения
  • утренняя гимнастика,
  • физкультурно-оздоровительные занятия,
  • подвижные игры,
  • спортивные игры,
  • профилактическая гимнастика (улучшение осанки, плоскостопие, зрение),
  • прогулки
  1. Точечный массаж, самомассаж, сухое умывание, пальчиковая гимнастика.
  2. Дыхательная, звуковая гимнастика.
  3. Музтерапия
  • музыкальное сопровождение режимных моментов,
  • музоформление фона занятий,
  • музтеатральная деятельность,
  • хоровое пение.
  1. Аутотренинг и психогимнастика
  • игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы,
  • игры-тренинги на подавление отрицательных эмоций и снятие невротических состояний,
  • коррекция поведения.


УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ

ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПРОГРАММЫ

  1. Оборудование групповой комнаты (создание специальных зон для обеспечения комфортности детей в ДОУ)
  2. Приобретение необходимого оборудования
  • тренажеры, мячи, скакалки, обручи и т.д.;
  • массажные дорожки для ног и массажеры для рук
  1. Обеспечение условий для предупреждения травматизма в группе
  • своевременный ремонт мебели и оборудования в ДОУ
  • соблюдение ТБ при организации учебного процесса и свободного времени
  1. Организационно-методическое и психолого-педагогическое обеспечение
  • Разработка валеологической программы «Здоровячок» и внедрение ее в практику
  • Разработка и внедрение здоровьесберегающих форм работы
  • закаливание и водные процедуры
  • ароматерапия
  • фитотерапия
  • витаминотерапия
  • массаж
  • дыхательная гимнастика
  • Организация работы с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей
  • сбор информации (собеседование, анкетирование, наблюдение)
  • консультативная работа
  • педагогические встречи
  • совместное оформление групповой комнаты
  • фотовыставки
  • развлечения с участием родителей
  • совместное обсуждение планов на будущее


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по валеологическому воспитанию детей средней группы "Витаминный калейдоскоп"

Цель:закрепить у детей знания о витаминных качествах овощей и фруктов, об их значимости в жизни людей, необходимости применять их в питании взрослых и детей; закреплять названия различных овощей, обоб...

«Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста»

Будущее, как в России, так и в мире, безусловно, за молодым поколением. Однако лишь только здоровый человек с хорошим самочувствием, оптимизмом, психологической устойчивостью, высокой умственной и физ...

опыт работы"Валеологическое воспитание детей дощкольного возраста"

Информация об опыте…………………………………………………3 Технология опыта……………………………………………………...7 Результативность опыта………………………………………………14 Библиографический список…...........................

Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста, как фактор формирования здорового образа жизни.

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения....

Формирование знаний об органах чувства в валеологическом воспитании детей дошкольного возраста.

Формирование знаний об органах  чувства  в валеологическом воспитании детей дошкольного возраста.     Здоровье - это счастье! Здоровье нужно всем - и детям, и взрослым, и...

«Здоровячок» мини-программа валеологического воспитания детей в ДОУ

В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие....