Главные вкладки

    Развитие познавательной активности и формирование представлений о здоровом образе жизни и активном отдыхе у детей подготовительной к школе группы Конспект НОД "Безопасное путешествие на велосипеде"
    методическая разработка (подготовительная группа)

    Представлен конспект совместной деятельности, раскрывающий основныепонятия для дошкольников по безопасной велосипедной прогулке. Направлен на формирование представлений о транспортном средстве - велосипед, развитие безопасности, воспитание ЗОЖ и стремления к активному отдыху.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл nod_bezopasnaya_velosipednaya_progulka_2020-2021.docx27.33 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад № 53 компенсирующего вида

    Калининского района

    Санкт - Петербурга

     

     

    Развитие познавательной активности и формирование представлений о здоровом образе жизни и активном отдыхе

    у детей подготовительной к школе группы

    НОД «Безопасное путешествие на велосипеде»

    подготовила:

    воспитатель

    высшей квалификационной категории

    Пивницкая Е.А.

     

    2021

    Программное содержание:

    1. Способствовать развитию познавательной активности и формированию представлений о здоровом образе жизни и активном отдыхе у дошкольников.
    2. Продолжать знакомить детей с транспортным средством велосипед.
    3. Формировать представления о правилах передвижения на велосипеде в городе (ПДД, правила велосипедиста).
    4. Развивать представления дошкольников о правилах безопасной велосипедной прогулки, способствовать приобретению навыков безопасного передвижения.
    5. Способствовать развитию логического мышления, умения анализировать сложившуюся ситуацию, планировать алгоритм своих действий.
    6. Обогащать и развивать детский словарь, развивать связную речь.
    7. Воспитание ценности здорового образа жизни и активного отдыха.
    8. Воспитывать интерес к данной теме и обогащать детские представления об окружающем мире.

    Используемые технологии:

    1. ИКТ (презентация по ходу НОД) авторская разработка
    2. ИКТ «Безопасная велосипедная прогулка», «Правила безопасного поведения при езде на велосипеде» (распечатано на бумажном носителе)
    3. Технология моделирования (разрезные картинки, карты-схемы для закрепления полученных знаний)
    4. Игровые приёмы (развивающие игры «Ловко, быстро и умело», дорожные знаки для юных велосипедистов)
    5. ИКТ-игра «Активная и пассивная защита юного велосипедиста» авторская разработка
    6. Технология проблемного обучения (создание проблемной ситуации)
    7. Здоровье - сберегающая технология: физкультурные минутки («Солнышко», «Насосы», «Зарядка»).

    Необходимое оборудование к НОД:

    - велосипедист (игровой персонаж)

    - транспортное средство – велосипед

    - иллюстративный материал, картины, фотографии

    - презентации на бумажном носителе «Безопасная велосипедная прогулка», «Правила безопасного поведения при езде на велосипеде»

    - разрезные картинки по видам велосипедов (развивающая игра «Собери и назови»)

    - дорожные знаки

    - активная защита (шлем, наколенники, налокотники, перчатки)

    - пассивная защита (светоотражатели, световозвращающий жилет, слэп-ленты, фликеры)

    - ИКТ-игра «Только то, что нужно!» (по защитам)

    - настольные модели велосипедов, мелкие настольные игрушки, подготовленные лабиринты (развивающая игра «Ловко, быстро и умело!»)

    - сюрпризы для детей (по окончанию НОД) по количеству детей

    - плакат-заготовка «Осторожно дети!»

    - карты-схемы (для закрепления пройденного материала)        

    - ИКТ – презентация на ход всей НОД.

    Предварительная работа:

    - беседы: «История велосипеда», «Виды велосипедов», «Мой железный друг», «Велосипедная прогулка», «ЗОЖ»

    - рассматривание и зарисовка велосипедов, мультипликационных героев с велосипедами

    - оснащение уголков материалами по ПДД

    - подготовка сувениров для НОД

    - просмотр мультипликационных фильмов

    - чтение художественной литературы (рассказы, стихи, загадки)

     

    Организация НОД: 

    - проходит в групповой комнате, либо зале

    - НОД может проводиться, как с группой детей, так и с подгруппой детей

    - в НОД ребята передвигаются по секторам всю НОД.

    Ход НОД:

     Перед началом педагог обращает внимание детей на присутствующих гостей, предлагает поприветствовать. Начинается НОД.

    Что ж, дорогие мои, сегодня наша встреча будет увлекательно - интересной и я думаю, что не ошиблась. Отгадайте, о чём сегодня пойдёт речь?

    Предлагается вниманию загадка:  

    Руль, колёса и педали.

               Транспорт для езды, узнали?

              Тормоз – есть, кабины – нет.

           Мчит меня….(велосипед).

    Конечно же, велосипед. Железный друг, который, наверняка, есть у каждого из вас. Много удовольствия приносят нам велосипедные прогулки? Чем они полезны?

    Вдруг въезжает мальчик на велосипеде…(персонаж). 

    «А я, как раз отправляюсь на велосипедную прогулку. Качу куда хочу. Сейчас, как на дорогу выкачусь да и поеду, куда глаза глядят».

    Остановись, малыш, не торопись, у нас скорее задержись. Нельзя тебе на дорогу, мал ты ещё, да и не совсем готов к путешествию на своём велосипеде (обсуждения, почему нельзя: не правильно одет, не все правила безопасности знает, велосипед плохо оборудован).

    У нас с ребятами сегодня встреча, которая посвящена активному отдыху на велосипедах и мы отправимся сегодня в школу «Юного велосипедиста», где будем проверять свои знания и умения, да нового опыта набираться. Отправляйся с нами. Персонаж соглашается.

    Возьмём мы с собой отличное настроение и солнечную погоду. Выполняется двигательная разминка «Солнышко».

    Первый урок. Обсуждается: является ли велосипед транспортным средством, кто такой велосипедист, какие правила должен соблюдать велосипедист (когда он управляет транспортным средством, т.е. машиной и, когда он спешившийся и идёт пешком).

    Итак, запомнить нужно всем, что велосипед является транспортным средством – это двухколёсная, трёхколёсная машина для езды, приводимая в движение ножными педалями. Тот, кто управляет велосипедом – это велосипедист. Велосипедист подчиняется всем ПДД. Когда велосипедист за рулём, то он, как и водители машин пропускает пешеходов, а если велосипедист спешившийся, то он пешеход и выполняет правила пешеходов.

    Скажите, все ли велосипеды одинаковые? Какие велосипеды вы знаете?  

    Ребятам предлагается из заготовленных моделей, разрезных картинок собрать виды велосипедов и рассказать, будут ли отличаться путешествия и предназначения у того или иного велосипеда. (Детский, взрослый, горный, спортивный, туристический, цирковой, шоссейный, тендем, военный велосипеды).

    Путешествуя или активно, отдыхая на велосипеде, следует знать чётко ПДД. Трудности от незнания ПДД или знания, но не правильного их применения в жизни влекут за собой не очень хорошие последствия, опасности для жизни и здоровья.

    Второй урок. Ребятам предлагается просмотреть презентацию, либо наглядный материал по ПДД. Идёт обсуждение.

    Давайте не будем забывать, что велосипед – это тоже транспортное средство и в правилах дорожного движения установлено, что движение детей по открытым участкам проезжей части – дорогам – разрешено только с 14 лет. До 14 лет можно кататься в парках, скверах, на стадионах, во дворах. Запрещено ездить, если неисправен велосипед, сломан (шины, тормоза, руль), перевозить пассажиров и грузы. Запрещено ездить на велосипеде в гололёд. Конечно же, велосипедист должен хорошо знать дорожные знаки.

    Детям предлагается рассмотреть знаки, рассказать, что они обозначают и выбрать только самые важные для юного велосипедиста, которые он должен запомнить с детства, отправляясь на прогулку на велосипеде (представлены: пешеходный переход, велосипедная дорожка, движение на велосипеде запрещено, жилая зона, кирпич, скользкая дорога).

    Третий урок. Речь пойдёт о технике безопасности для велосипедиста. Об активной и пассивной защите. Что же это такое? Для чего необходимо?

    Защита велосипедиста делится на две группы: активная защита и пассивная. Активная защита защищает человека в случае падения с велосипеда от травм, царапин, порезов. К ней относятся шлем, наколенники, налокотники, перчатки (взрослый демонстрирует аксессуары, по возможности дает примерить или показывает изображения).

    К пассивной защите относятся светоотражатели, световозвращающий жилет, слэп-ленты или браслеты, брелоки. Они делают велосипедиста более заметным для других участниковдорожного движения, помогут предупредить столкновение (дети рассматривают перечисленные аксессуары).

    «Фликер – световозвращатель,

    Незатейливый значок,

    На дорогах он спасатель,

    Настоящий маячок!»

    Далее педагог знакомит детей с различными типами световозвращателей, катафотов и фликеров, демонстрируя их (или изображения на карточках). Все они существуют для того, чтобы сделать человека (пешехода или велосипедиста) более заметным для водителя и других участников дорожного движения в дождливую погоду, туман, сумерках, в ночное время или других обстоятельствах, ухудшающих видимость и обзор, следовательно, предупреждают несчастные случаи на дорогах.

                Основные цвета фликеров, катафотов, световозвращателей:

    - белый (обычно располагается спереди),

    - красный (обычно располагается сзади),

    - оранжевый (обычно располагается по бокам).

                Световозвращатели могут быть сделаны в виде значков, магнитных клипс, ремней, брелоков, наклеек, нашивок на одежде, даже спреев (распыляются на обувь или одежду). Они крепятся к одежде, рюкзакам или пришиваются к ним. При выборе верхней одежды лучше предпочесть ту, к которой пришиты световозвращающие полосы. Если такой одежды нет, можно воспользоваться дорожным жилетом со светоотражающими полосками. Устроены световозвращатели так, что отражают обратно падающий на них свет, например, от включенных фар автомобиля или другого источника света. У световозвращателей есть один недостаток: они не излучают свет, а только отражают (возвращают) и из-за этого недостаточно яркие, а при отсутствии источника света вовсе не видны. Поэтому их часто заменяют фликерами со светодиодами.

                 Фликеры – это аксессуары со встроенными светодиодами, которые излучают свет, могут быть в виде браслетов на руку, длинных лент, слэп-лент, светодиодов на спицы колеса велосипеда. Они могут быть с пульсирующим свечением (как новогодняя гирлянда), а могут быть с постоянным свечением. Фликеры яркие, хорошо заметны из далека, но тоже имеют один недостаток: если разрядится батарейка, то фликером воспользоваться будет невозможно, т.к. просто он не будет работать.

                Магазины со спортивным инвентарем предлагают велосипедистам светящиеся led-катафоты с креплением к спицам или рулю велосипеда. Как правило они работают от батареек, некоторые модели могут быть заряжены от USB-переходника. Катафоты видны в темноте до 300 метров.

                Катафоты, фликеры, световозвращатели размещают на уровне 30 – 70 сантиметров от земли, т.к. именно это уровень света от фар автомашины. Правильное расположение спасет от неприятностей велосипедиста на велопрогулке.

    алее проводится игра: водящий закрывает глаза, педагог кладет ему в руки один предмет защиты, ребенок на ощупь отгадывает его, правильно называет, рассказывает для чего предназначен этот аксессуар.

    Кроме этого велосипед должен быть оборудован:

    - спереди - световозвращателем и фонарем или фарой белого цвета,

    - сзади - световозвращателем или фонарем красного цвета,

    - с каждой боковой стороны на спицах колес – световозвращатели оранжевого или красного цвета.

    Ребятам предлагается закрепить полученные знания и в ИКТ – игре убрать не нужные предметы, отвлекающие велосипедиста от дорожного движения и оставить необходимые, объяснить свой выбор.

    Четвёртый урок. ПДД знаем и про защиты не забудем. Прежде, чем продолжим, пора немножко отдохнуть….

    Предлагается выполнить динамическую паузу «Насосы», «Зарядка»:

    Что же встала ты машина, би-би-би, спустилась шина

    Умоляю, выручайте, шины снова накачайте

    ШШШШШШШШШШШШШШШ

    (накачивают шины, в руках имитированный насос)

    Накачали? Накачали

    Взяли руль

    РРРРРРРРРРРРРРРРРРРРРРРРР

    (имитация движений, управления транспортным средством)

    Мы выходим на площадку

    Начинается зарядка

    Шаг на месте, два вперёд,

    А потом наоборот.

    Руки вверх поднять повыше

    Отпускаем, чётко дышим.

    Продолжаем получать знания.

    Так же перед прогулкой на велосипеде необходимо проверить свою машину, транспортное средство.  

    Затем дети выполняют задание с опорой на модели – заготовки с изображением тех или иных предметов (колёса, фонари, светоотражатели, одежда, руль, инструменты, зеркала, звонок).

    Предлагается рассмотреть велосипед персонажа и снарядить его для безопасной прогулки.

    Пятый урок. В заключении устроим викторину. Детям предлагается быстро ответить на вопросы, повторить материал (можно по заготовкам иллюстративным):

    - Велосипед – это (транспортное средство)?

    - Велосипедист это (тот, кто управляет велосипедом)?

    - Где можно ездить на  велосипеде в шесть лет?

    - Можно ли слушать музыку при управлении велосипедом?

    - Что такое активная защита?

    - Для чего нужна пассивная защита?

    - Назовите два главных знака для велосипедиста?

    Молодцы. Вот такая у нас получилась занимательная встреча. Очень познавательная. Теперь все вы, ребята, и ты, наш малыш (педагог обращается к персонажу) освоили ПДД и правила безопасной велосипедной прогулки. Велосипедисты хорошо должны знать и выполнять ПДД. Знать и выполнять законы улицы и дорог. И тогда у вас всё будет в полном порядке.

    И к вам хотим мы обратиться, участники дорожного движения! Въезжая во дворы, помните, там гуляют и играют дети (раскрывается плакат – ОСТОРОЖНО ДЕТИ!).

    Теперь не страшно тебя отправлять на велосипедную прогулку! Персонаж благодарит ребят. Прощается.

    Для вас, мои отличники, подготовлены небольшие сувенирчики. Они вам пригодятся для ваших активных прогулок (ребятам вручаются световозвращатели).

    Педагог с детьми прощаются с гостями. До новых встреч.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

    Знакомство детей с доступными способами здоровья (соблюдение режима, ежедневная зарядка, закаливание). Закрепление правил пожарной безопасности. Формирование представлений о поведении при угрозе...

    Конспект открытого мероприятия для детей, родителей НОД формирование представлений о здоровом образе жизни с использованием ЭОР презентация" Витамины для здоровья"

    Презентация  и конспект занятия для детей подготовительной группы;-Вызвать у детей желание заботиться о своем здоровье.-Закрепить с детьми понятие витамины, о необходимости наличия витаминов в ор...

    Конспект занятия по формированию представлений о здоровом образе жизни для детей старшего дошкольного возраста "Как помочь Куталке"

    Процесс сохранения здоровья и укрепления иммунитета ребенка в дошкольном возрасте является решающим этапом формирования здоровой личности. Именно в это время идет усиленное формирование органов, от ко...

    конспект НОД по формированию представлений о здоровом образе жизни с использованием дыхательных упражнений "Чтобы всем здоровым стать, надо носом нам дышать"

    Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для 5-6 лет по теме "Чтобы всем здоровым стать, надо носом нам дышать". Данный материал будет полезен воспитателям старше...

    Формирование представлений о здоровом образе жизни - основа укрепления и сохранения здоровья детей старшего дошкольного возраста

    Здоровье детей – сложная, многогранная и динамичная категория бытия. По мнению исследователей (Г.К.Зайцев, В.В.Колбанов, М.Г. Колесникова и др.) валеологическое образование детей имеет важное зн...