Игровое занятие - путешествие «Уроки осторожности»
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Марина Васильевна Доможирова

     Формирование у детей навыков безопасной жизнедеятельности, развитие осторожности, внимания, смекалки, ответственного отношения к своей жизни и здоровью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровое занятие - путешествие «Уроки осторожности»

Цель: 

     Формирование у детей навыков безопасной жизнедеятельности, развитие осторожности, внимания, смекалки, ответственного отношения к своей жизни и здоровью.

        Задачи:
     Обучающие:
Познакомить детей с правилами безопасного поведения в быту, на улице.
Выявить у детей, какими знаниями они владеют.

     Развивающие: 

Формировать устойчивую потребность безопасного поведения. 
Развивать речевую активность.

    Воспитательные: 

Вызвать интерес к изучению правил безопасности, воспитывать желание помогать другому в сложной ситуации.

      Интеграция образовательных областей: 

-Познавательное развитие,

-Социально-коммуникативное развитие,

-Речевое развитие,

-Физическое развитие,

-Художественно-эстетическое.
     Тип занятия: 

Познавательно-игровое
     Форма занятия:

Виртуальное путешествие.

     Методы обучения: 

Словесный            

Наглядный            

Игровой                

Практический

     Предварительная работа:

Знакомство с пожарной сигнализацией, светофором, перекерёстком;

Чтение художественной литературы о безопасной жизнедеятельности, Дидактические игры: «Дорожные знаки», «Хорошо-плохо»; «Опасные предметы»; «Будь внимателен!»

Разучивание стихов, загадок,

Беседа по теме; 

ООД  по решению проблемных ситуаций по теме; составление творческих рассказов на заданную тему; рисование по теме.

Сюжетно-ролевые игры:  «Пожарные»; «Регулировщики»

Подвижные игры: «Окажи помощь пострадавшему»;

Игра-драматизация: «Кошкин дом»; «Бездельник светофор»

     Демонстрационный материал: 

«Кошкин дом»; маски и атрибуты для драматизации сказки «Кошкин дом»; маска зайчика, наглядные пособия по теме: «Один дома».

    Раздаточный материал: 

Дидактическая игра «Светофор»,

Карточки «Опасные и безопасные предметы», Цветные карандаши.

Ход занятия.

Педагог: 

Здравствуйте, ребята. Вы все такие хорошие и красивые, что мне захотелось с каждым из вас поздороваться. Как ваше настроение?

Дети:

Хорошее.

Педагог: 

Давайте сначала мы с вами зарядимся энергией доброты, смелости и отваги, и передадим друг другу хорошее настроение. Для этого мы возьмёмся  за руки, каждый пожмёт руку соседа слева, и  улыбнемся друг другу.

Эмоциональный настрой.

Педагог:

 Ребята, сегодня, мы поговорим о безопасности, а вы знаете, что такое безопасность.

Дети:

Это соблюдение правил, чтобы не навредить своей жизни и здоровью.

Педагог

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в страну Безопасности. Но для  того,  чтобы  войти  в  автобус,  каждому  из  вас нужно  ответить  на  вопрос  по  правилам  безопасности. Если  ответите  верно, вы  можете зайти и  занять  место  в  автобусе.

- Где можно идти людям по проезжей части  или по тротуару?

- Какое обозначение  помогает  нам перейти  дорогу?

- Где нужно стоять, когда ждёшь автобус?

- Какой предмет регулирует движение на дороге?

- Почему во время движения  нельзя  высовываться  в  окно  или  выставлять  руку?

- Можно  ли  выбрасывать  что-либо  через  открытое  окно  движущегося транспорта?

- Какие правила нужно соблюдать в общественном транспорте?

- Почему  во  время  движения  нельзя  прислоняться  к  дверям  автобуса?

- На какой свет светофора можно переходить дорогу?

- Можно  ли  играть  на  дороге  в  футбол?

- Кто спешит на помощь в случае опасных ситуаций на дороге?

Педагог

Молодцы, ребята! Ну, а теперь  отправляемся в путь.

(дети садятся на стульчики, звучит песня, на слайде появляется сломанный        светофор)

Ой, ребята, посмотрите, на нашем пути сломался светофор. 

Мы сможем его починить? Подойдите к  столам, и попробуйте отремонтировать свои  светофорчики. 

Дидактическая игра «Светофор»

   А теперь, проверьте, правильно ли вы разложили цвета светофора. Помогите своему соседу. Ну вот, загорелся зеленый свет, отправляемся в путь.

(к ребятам подбегает зайчонок с завязанной платком рукой, на платке пятнышко «крови»)

Зайчонок:

Ребята, помогите, срочно нужна ваша помощь.

Педагог

Не волнуйся, Зайчонок, не плачь,  лучше объясни, что у тебя произошло? Чем мы можем тебе помочь?

Зайчонок:   

      Расскажу всё по порядку, а вы сами решайте, чем мне помочь. Вчера дома я остался один, вдруг в дверь постучали, и я побежал открывать. Но тут я вспомнил, что мама говорила о том, что сначала нужно посмотреть в дверной глазок. Я подставил стул, посмотрел и увидел  какого-то странного незнакомого дядюшку зайца, который стоял около нашей двери. Я начал расспрашивать, кто он такой и что делает возле нашей квартиры. На что незнакомец вежливо ответил, что он друг моего папы, находится здесь проездом, и ему очень нужно встретиться с ним. Поэтому он хочет подождать его у нас  дома. Я совсем забыл о том, как опасно вести разговоры с незнакомыми людьми, и хотел открыть ему дверь. Хорошо, что соседка тётя Зая  пришла вовремя домой, и сказала, что не знает этого дядю, и что сейчас позвонит в полицию, если он не уйдёт.  Дядя  ушёл, а мне стало страшно, и я спрятался под столом.  Мне  было скучно, и  я взял  молоток, стал закалачивать гвозди, но попал по лапке, и сильно закричал. Тогда соседка тётя Зая открыла мою дверь, увидела кровь на лапке и отвела меня в больницу. А эти вредные врачи, когда перевязали мою лапку, сказали, что я не знаю каких-то правил безопасности, вот! А что это за правила, я действительно не знаю. Ребята вы мне поможете с этим справиться?

Педагог: 

Зайчонок, неужели ты и правда не знаешь правила поведения, когда остаешься один дома? Ребята, а вы знаете эти правила? Давайте  расскажем Зайчонку, как надо себя вести дома. 

1 ребёнок:              

Раз в дождливую погоду
К мишке в гости мы пришли,
Там открыли в ванной воду
И пускали корабли!
Всех соседей, вот беда,
Залила тогда вода!
Нет, не стоит забывать,-
Краны нужно закрывать.

2 ребёнок:                

Как-то раз моя соседка
Гвоздик вставила в розетку,

Из розетки – сноп огня

И в соседку, и в меня!
Мы запомнили с соседкой:
Плохи шуточки с  розеткой.

3 ребёнок:                

Кукла Таня на окошке
Примостилась, свесив ножки!
Ой! Танюшка вниз упала
Вниз упала и пропала!
Я же знала, что она
Может выпасть из окна!
Не выглядывай в окно,
Коль не заперто оно.

4 ребёнок:          

Зайка бусинки принёс
И одну засунул в нос…
Два врача его спасали-
Очень тоненьким пинцетом
Ловко бусинку достали,
Плакал заинька при этом.

5 ребёнок:              
Если дома вдруг остались
Вы и маленький щенок,
А в квартиру постучались,
Зазвонил дверной звонок,-
Ни за что не открывайте,
В дом нельзя чужих впустить,
Лучше сразу, так и знайте,
Маме с папой  позвонить.

6 ребёнок:                    

Газ на кухне, пылесос ли,
Телевизор и утюг,
Пусть включает только взрослый
Наш надежный старший друг.

7 ребёнок:                

Две подружки-невелички
Отыскали в доме спички,
С огоньком они играли,-
Спички весело сгорали,
Подпалили занавеску,
Много было жару-треску.
Вы запомните, подружки,
Спички детям - не игрушки.

Педагог: 

Много опасностей нас подстерегает, когда мы находимся одни дома. А теперь, чтобы вы запомнили, какие предметы нельзя трогать, когда вы остались одни, подойдите к своим столам и обведите на карточках опасные предметы красным карандашом.

Дидактическая игра «Опасные и безопасные предметы»

Педагог: 

Какие предметы вы обвели? Эти карточки  вы можете забрать домой. И тебе, Зайчонок,  я тоже даю такую карточку, чтобы ты запомнил, какие предметы нельзя трогать, когда остался дома один. Ну, а теперь беги домой, соблюдая правила поведения на дороге.

Педагог: 

А мы, ребята, давайте с вами немного подвигаемся и поедем дальше.

Физкультминутка:

                                     Скок-поскок! Скок-поскок!

                                      Прыгнул зайка на пенек.

                                      Зайке хочется играть:

                                      Надо всех друзей  позвать.

                                     

                                     

                                      Лапки вверх, лапки вниз,

                                      На носочки поднялись!

                                      Лапки ставим на бочок,

                                      На носочках скок-скок-скок!

Педагог: 

Ребята, садимся быстренько в автобус, и отправляемся в путь. Проверьте, все ли ребята сели в автобус, никого не забыли? Пристегнулись. Тогда поехали!

                  (обращают внимание на дом, из которого виден огонь). 

Педагог: 

Тили- тили-тили бом,

Был у кошки новый дом.

Ставенки резные, окна расписные.

Тили-тили-тили бом

Погорел со всем добром.

Расскажите нам тогда

Как произошла беда?

Драматизация сказки «Кошкин дом»

Рассказчик:        
К богатой кошке гость пришёл,
Известный в городе козёл
С женой, седой и строгой,
Козою длиннорогой.
Петух явился боевой,

За ним пришла наседка.

И в мягкой шали пухово́й
Пришла свинья-соседка.

Кошка:                
Василий-кот, завесь окно!
Уже становится темно.
Две стеариновых свечи
Зажги для нас в столовой
Да разведи огонь в печи!

Кот Василий:          
Пожалуйте, готово!

Петух:                      

Почтенная хозяйка,
Ты спой нам и сыграй-ка!

Кошка:                      
Нет, давайте танцевать...

Я съиграю вам сейчас,

Вы пляшите что хотите,
Лишь бы был веселый пляс!..

Танец «Маленьких утят»

Кошка:                        

Друзья, спасибо, что пришли!

Мы чудно вечер провели!
Спасибо за компанию!

Прощайте! До свидания!..

Рассказчик:            
Хозяйка и Василий,
Усатый старый кот,
Не скоро проводили
Соседей до ворот.
Словечко за словечком —
И снова разговор,
А дома перед печкой
Огонь прожег ковёр.
Ещё одно мгновенье —
И лёгкий огонёк
Сосновые поленья
Окутал, обволок.
Взобрался по обоям,
Вскарабкался на стол
И разлетелся роем
Золотокрылых пчёл.
Вернулся кот Василий
И кошка вслед за ним —
И вдруг заголосили:

Кот и кошка:
Пожар! Горим! Горим!

Рассказчик:        
С треском, щёлканьем и громом
Встал огонь над новым домом,
Озирается кругом,
Машет красным рукавом.
Как увидели грачи
Это пламя с каланчи,
Затрубили,
Зазвонили:
Тили-тили,
Тили-тили,
Тили-тили, тили-бом!
Загорелся кошкин дом.
Медлить некогда! Беда! 
Эй, пожарные, сюда! 

Звери  все скорей  спешите, 
Дом горящий потушите! 

Бом-бом-бом!
Бежит
курочка с ведром
Заливать кошкин дом.

Спешит уточка с ковшом,
А гусак — с котелком,

А лошадка — с фонарём,
А собачка — с помелом,
Серый заюшка — с листом.

(Дети надевают маски животных из сказки «Кошкин дом», берут ведра, сито, листочки, веник. Тушат дом. Дом накрывают чёрной тканью)

Педагог:

Сказка ложь, да в ней намек —

Добрым молодцам — урок.

Пусть намеков в сказке много,

Не судите ее строго.

Сказка учит всех людей

Быть добрей к чужой беде!

Ребята, а как вы думаете, кого нужно вызвать, если увидели пожар?

Дети:

Пожарных

Педагог:

Правильно ребята, 

При пожаре, мне известно, 
101 набрать уместно! 

Педагог: 

Как выглядит пожарная машина?
Дети: 

высказывают свое мнение.

                                       (Демонстрируется картинка «Тушение пожара») 

Педагог:

Чтобы с вами не случилось такой же беды, как с котом и кошкой, давайте вспомним правила в игре «Доскажи словечко».

Словесная игра “Доскажи словечко”

1.Упал на пол уголек,
Деревянный пол зажег,
Не смотри, не жди, не стой,
А залей его…                  
(водой).

2.Если вдруг пожар возник,
Ты обязан в тот же миг
В часть пожарным позвонить
О пожаре…                      
(сообщить).

3.Кто с огнем не осторожен,
У того пожар возможен.
Дети, помните о том,
Что нельзя шутить с
…      (огнем).

4.Если младшие сестрички
Зажигают дома спички,
Что ты должен предпринять? 
Сразу спички те…          
(забрать).

Педагог: 

Сегодня на занятии за помощью мы с вами обратились к людям разных профессий. Какие это профессии?

Дети:

Работники ГИБДД, врачи, пожарные.

Педагог: 

Все эти профессии собраны в единую службу МЧС.

В службу эту не случайно люди попадают,
Тонкости в своей работе они чётко знают.

Если чрезвычайный случай – будьте оптимистом:
Подготовлены всех лучше здесь специалисты.

Педагог:

 А какими  качествами  должны  обладать  люди,  работающие  в  службах  спасения? Давайте  соберём  в  мои  ладони  много-много  слов,  обозначающие  эти  качества.

Дети: (называют слова) 

Мужественность,  сила,  смелость,  выносливость,  доброта,  милосердие,  нежность,  любовь,  жалость,  ум,  профессионализм.

Педагог:

Ребята, сегодня у нас на занятии  присутствуют очень важные гости.   Давайте дадим им слово.                                

(Выступление  пожарного инспектора).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект игрового занятия Путешествие в страну "Грамотеев"

конспект занятия по обучению грамоте в игровой форме...

Игровое занятие "Путешествие с Бобиком"

развитие двигательной активности детей...

Игровое занятие "Путешествие в космос"

Продолжать  работу  по  обогащению   и  активизации   словаря  по  теме  «Космос».  Развитие  навыков  творческого  рассказывания, диал...

Конспект интегрированного игрового занятия "Путешествие в Африку"

Расширение и закрепление знаний у детей о животных Африки....

Интегрированное игровое занятие «Путешествие в мир эмоций» с детьми старшей группы № 4

Продолжать учить  детей уверенно чувствовать себя в коллективе сверстников, считаться с интересами и желаниями других.Закреплять умение координировать действия в совместной игре.Закрепить э...

конспект игрового занятия "Путешествие в зоопарк"

Конспект игрового занятия «Путешествие  в зоопарк»Старшая группа.Цель: Познакомить детей с правилами поведения на улице(надо быть внимательными, идти по тротуару, по правой стороне).Задачи: Воспи...

МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВОЕ ЗАНЯТИЕ "ПУТЕШЕСТВИЕ НА ПОЕЗДЕ" ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

Дети отправляются на поезде в зимний лес, и по пути в него останавливаются на разных станциях выполняя различные задания (артикуляционное упражнение, музыкально-дидактическая игра, театральное творчес...