Дополнительная образовательная программа по тхэквондо ВТФ 16.01.2021 г.
занимательные факты (средняя группа)

Татьяна Олеговна Дернова

Актуальность программы: занятия  тхэквондо служат эффективным средством не только физического, но и нравственного совершенствования, гармоничного развития личности, так как тхэквондо формирует внутреннюю культуру человека, характер, дисциплину, волю, воспитывает коллективизм, развивает чувства обязательности и ответственности. Во время занятий тхэквондо у человека развиваются скорость мышления, интуиция, умение управлять своим телом и своими эмоциями, появляется уверенность в своих действиях.

 

Тхэквондо позволяет даже физически слабому получить мощное оружие, приобрести уверенность в себе для того, чтобы быть в состоянии защитить себя и других. Это как раз наиболее подходящее боевое искусство для физически слабых и для представительниц прекрасного пола.

 

            Отличительными особенностями программы является акцент на организацию воспитательной работы, создание ситуации успеха,  использования  личностно-развивающих, воспитательных технологий в процессе работы  с детьми, а также на психологическую и восстановительную подготовку тхэквондистов.

 Цель программы: приобщение детей к здоровому образу жизни и систематическим занятиям физкультурой через занятия тхэквондо.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_sog_dlya_ds_2016_-_kopiya.doc168.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная образовательная программа

по тхэквондо ВТФ

для спортивно-оздоровительных групп

детей 5 – 7 лет

на 1 год

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Актуальность программы: занятия  тхэквондо служат эффективным средством не только физического, но и нравственного совершенствования, гармоничного развития личности, так как тхэквондо формирует внутреннюю культуру человека, характер, дисциплину, волю, воспитывает коллективизм, развивает чувства обязательности и ответственности. Во время занятий тхэквондо у человека развиваются скорость мышления, интуиция, умение управлять своим телом и своими эмоциями, появляется уверенность в своих действиях.

Тхэквондо позволяет даже физически слабому получить мощное оружие, приобрести уверенность в себе для того, чтобы быть в состоянии защитить себя и других. Это как раз наиболее подходящее боевое искусство для физически слабых и для представительниц прекрасного пола.

            Отличительными особенностями программы является акцент на организацию воспитательной работы, создание ситуации успеха,  использования  личностно-развивающих, воспитательных технологий в процессе работы  с детьми, а также на психологическую и восстановительную подготовку тхэквондистов.

 Цель программы: приобщение детей к здоровому образу жизни и систематическим занятиям физкультурой через занятия тхэквондо.

 

 Задача программы: расширение двигательных возможностей, компенсация дефицита двигательной активности детей.

Условия реализации  образовательной программы: программа  по  «Тхэквондо»   реализуется в соответствии с  учебным планом и календарным учебным графиком, рассчитана на 1 год.

При работе с детьми, пришедшими заниматься контактными ударными единоборствами в образовательное учреждение, созданы необходимые для реализации  образовательной программы

Педагогическая компетентность педагога дополнительного образования

Наличие материально-технической базы.

Установление контакта с каждым родителем для получения подробной информации о ребенке.

Условия набора в коллектив: в коллектив   зачисляются учащиеся, желающие заниматься тхэквондо.

Группы обучающихся формируются   с учетом возрастных и гендерных особенностей занимающихся.

Количество детей в группе: 5-6 человек

II. ЗАДАЧИ

- привлечение детей к систематическим занятиям видом спорта – тхэквондо;

- содействие всестороннему, гармоничному развитию ребенка;

- укрепление здоровья детей;

- воспитание смелости, воли, решительности, терпения, целеустремленности;

- воспитание взаимовыручки, дружбы, чувства команды;

- воспитания уважения традиций тхэквондо, уважения старшего поколения;

- формирование навыков здорового образа жизни;

- расширение диапазона двигательных умений детей.

III. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

- игровой                        

- соревновательный

- повторный

- круговой

        

IV. ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

- принцип оздоровительной направленности;

- принцип многостороннего развития личности;

- принцип демократизации;

- принцип индивидуализации;

- принцип анализирования;

- принцип усложнения (от простого к более сложному).

                           V. ФОРМЫ И РЕЖИМ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

 

   Занятия проводятся в коллективной и групповой форме с индивидуальным подходом к каждому обучающемуся.

   Занятия проходят один раз в неделю по 20-25 мин (в зависимости от возрастной группы).

VI. ПЛАН-ГРАФИК РАСПРЕДЕЛЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ

(при одном занятии в неделю)

Программный материал

09

10

11

12

01

02

03

04

05

За

год

Теория:

Техника безопасности

1

1

Значение занятий ФК и С для  человека

1

1

Краткий обзор истории и развития тхэквондо

1

1

Личная гигиена, закаливание, режим дня, питание спортсмена

1

1

Правила поведения, уважение старшего поколения

1

1

Правила соревнований (ознакомление)

1

1

Итого:

1

1

1

1

1

1

6

Практика:

ОФП

2

1

1

1

1

2

2

1

2

13

СФП

1

1

1

1

1

1

1

1

1

9

Растяжка

1

1

1

1

1

1

1

1

1

9

Изучение элементов базовой техники

1

2

1

1

1

1

1

1

2

11

Подвижные, спортивные игры, эстафеты

1

1

2

1

1

1

2

2

1

12

Специальные и общеразвивающие упражнения

1

1

1

1

1

1

1

1

8

Контрольные нормативы, аттестации, соревнования

1

1

2

Итого:

7

7

7

7

7

7

8

8

8

64

Всего:

8

8

8

8

6

8

8

8

8

70

 

ПЛАН-ГРАФИК РАСПРЕДЕЛЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ

(при трех занятиях в неделю)

Программный материал

09

10

11

12

01

02

03

04

05

За

год

Теория:

Техника безопасности

1

1

2

Значение занятий ФК и С для  человека

1

1

2

Краткий обзор истории и развития тхэквондо

1

1

Личная гигиена, закаливание, режим дня, питание спортсмена

1

1

2

Правила поведения, уважение старшего поколения

1

1

2

Правила соревнований (ознакомление)

1

1

Итого:

2

2

1

1

1

1

1

1

10

Практика:

ОФП

2

2

3

2

2

2

2

2

3

20

СФП

1

1

1

1

1

1

1

1

1

9

Растяжка

2

2

2

2

2

3

2

2

2

19

Изучение элементов базовой техники

2

2

2

2

2

2

2

2

2

18

Подвижные, спортивные игры, эстафеты

2

3

2

2

2

2

3

2

2

20

Специальные и общеразвивающие упражнения

1

1

1

1

1

1

1

1

1

9

Контрольные нормативы, аттестации, соревнования

1

1

1

3

Итого:

10

11

12

10

10

12

11

10

12

98

Всего:

12

13

13

11

11

13

12

11

12

108

VII. ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

    Формирование системы двигательных умений и навыков – одна из главных задач физического воспитания. Процесс обучения детей состоит из следующих этапов:

  1. первоначальное разучивание;
  2. углубленное разучивание;
  3. закрепление навыка;

4) совершенствование.

   

   В физической культуре спортивно-оздоровительной группы упражнения представлены следующими видами:

- гимнастика

- упражнения на «растяжку», гибкость

- подвижные игры и элементы спортивных игр, эстафеты

- спортивные упражнения

- общеразвивающие упражнения

- специальные упражнения тхэквондиста

- упражнения на точность одиночных движений, равновесия

   Практический материал направлен на разучивание, закрепление и совершенствование следующих двигательных кондиций:

  • Гимнастика (вращения, наклоны, сгибания, приседания, выпады и др.)
  • Основные общеразвивающие упражнения на месте и в движении
  • Бег и его разновидности (приставными шагами правым и левым боком, скрестным шагом правым и левым боком, с оборотом через правое и левое плечо, спиной вперед, поднимая бедро, захлестывая голень и др.)
  •  Прыжки (вперед с места, на двух ногах в движении, на двух ногах из глубокого приседа, вверх прогнувшись руки вверх и др.)
  •  Кувырки (вперед, назад, вперед через правое и левое плечо, в сторону)
  •  Перевороты, стойки на руках (со страховкой), «мосты»
  • Подвижные игры и эстафеты, имеющие различные педагогические задачи и двигательное содержание;
  • Специальные физические упражнения для развития ловкости;
  • Специальные физические упражнения для развития быстроты;
  • Специальные физические упражнения для развития быстроты реакции;
  • Специальные физические упражнения для развития силы;
  •  Специальные физические упражнения для развития гибкости;
  • Специальные физические упражнения для развития точности движений;
  • Специальные физические упражнения для развития координации;
  • Основные команды по-корейски:

- (мое, черьед, кюннэ, дчун би, щи джак, баль бакко, тиро-тура);

  • Основные элементы базовой техники тхэквондо:

- основные стойки (ап соги, ап куби, дчючум соги, пальчаги чумби, моа соги, наранхи соги);

- передвижения (степповые движения, уходы и смещения в сторону, смена  стоек);

- удары руками (чируги);

     - основные блоки (арэ макки, момтон ан макки, ольгуль макки);

     - удары ногами (ап чаги, долье чаги, нэрье чаги, миро чаги, йоп чаги,

       сэва чаги);

  • Упражнения для развития гибкости, растяжки («мост», «складка», «шпагат», «колесо» и др.)

VIII. ПРОГРАММНЫЙ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

  • Физическая культура и спорт. Значение физической культуры и спорта для укрепления здоровья, гармоничного развития, подготовки к труду и защите Родины. Влияние вредных привычек на организм человека.
  • Оборудование и инвентарь. Правила использования и хранения инвентаря. Правила поведения в спортивном зале. Правила безопасности при занятиях тхэквондо.
  • Краткий обзор истории и развития единоборств и тхэквондо. История и развитие единоборств в мире, история первых соревнований по тхэквондо ВТФ.
  • Личная гигиена и навыки закаливания, режим и питание спортсмена. Соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм во время занятий. Использование естественных факторов природы: солнца, воздуха, воды в целях укрепления здоровья. Режим дня. Рацион и режим питания юных спортсменов.
  • Морально-волевая, интеллектуальная и эстетическая подготовки единоборцев. Поведение спортсмена. Культура и интересы спортсмена. Психологическая подготовка. Ритуалы тхэквондо. Спортивная честь. Спортивный характер.

IX. НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ ТХЭКВОНДИСТОВ СОГ

Спортсмены по окончании обучения в спортивно-оздоровительных группах должны знать, уметь выполнять:

- построения и перестроения;

- ору без предметов, с предметами, в движении;

- ходьба и ее разновидности;

- бег и бег с заданием;

- техника безопасности в спортивном зале, правила поведения;

- подвижные игры, основные правила эстафет;

- основные упражнения для развития гибкости, уметь показать упражнения с корейским счетом;

- основные упражнения для развития «растяжки» тхэквондиста;

- технику выполнения основных упражнений ОФП, СФП и уметь выполнять правильно;

- основные организационные команды

(мойо, чарьед, баро, кюннэ, дчун би, щи джак);

- элементы базовой техники - удары ногами

(ап чаги, долье чаги, йоп чаги, миро чаги, нерье чаги, сэва чаги);

- элементы базовой техники – блоки

(арэ макки, момтон ан макки, ольгуль макки);

- элементы базовой техники - техника передвижений

(степповые движения, развороты в движении);

- элементы базовой техники - основные стойки

(ап соги, наранхи соги, дчючум соги, пальчаги чумби, ап куби);

- элементы базовой техники -  удары руками (чируги, ту бон чируги);

                                                           

Оценка гибкости и «растяжки» в упражнениях «складка», «мост», «шпагат», «колесо» проводится на аттестациях два раза в год. В конце года допускается оценка 2 балла в упражнениях «мост» и « колесо», в упражнениях «складка» и «шпагат» оценка не ниже 3 баллов.

Оценочная шкала оценки упражнений для развития гибкости, растяжки.

упражнение

5 баллов

4 балла

3 балла

2 балла

1 балл

«складка»

Стойка – ноги на ширине плеч, на три сек. достать основанием ладони пол перед ногами

Стойка - ноги на ширине плеч, рывком достать открытой ладонью пол перед ногами

Стойка – ноги на ширине плеч, любым способом достать частью ладони пол перед ногами

Стойка – ноги на ширине плеч, любым способом кончиками пальцев достать пол перед ногами

Стойка – ноги на ширине плеч, наклон вперед ноги к полу

«мост»

Ноги и руки выпрямлены, прогиб в спине, стойка полностью на ладонях и стопах ног

Или ноги или руки выпрямлены, прогиб в спине, стойка не полностью на стопах ног

Ноги и руки не выпрямлены, прогиба в спине нет

Сделан «мост», но очень плохо и стоит не уверенно

Просто оторвал от пола таз, а плечи оторвать не может

«шпагат»

Сед полностью, касание всей поверхностью ног пола, ноги строго по прямой линии

Сед ноги по прямой линии, но полностью нет касания пола примерно на 10 см.

Сед ноги по прямой линии, но полностью нет касания пола примерно на 20 см.

Сед ноги по прямой линии, но полностью нет касания пола примерно на 30 см

Стойка – ноги широко в сторону

«колесо»

Выполнено красиво, ровно по линии с прямыми ногами и руками

Выполнено не совсем ровно и красиво

Выполнено с согнутыми ногами и не по прямой линии

Выполнено с согнутыми ногами  и руками и приземлением на две ноги

Любая попытка выполнения

X. Организационно-методическое

обеспечение программы

  1. Беседа на тему: «Правила поведения в спортивном зале»
  2. Беседа на тему: «Уважай старших, помогай тренеру»
  3. Беседа на тему: «Гигиена и питание юного спортсмена»
  4. Беседа на тему: «Режим дня юного спортсмена»
  5. Беседа на тему: «Выполняй правильно упражнения ОФП»
  6. Беседа на тему: «Растяжка в тхэквондо»
  7. Участие в соревнованиях «Веселые старты»
  8. Участие в соревнованиях «Папа, мама, я – спортивная семья»
  9. Участие в «Спортивном новогоднем празднике»
  10. Участие в соревнованиях по ОФП
  11. Посещение соревнований по тхэквондо ВТФ (первенство МАУ ДО СДЮСШОР, первенство города)
  12. Беседы с родителями на темы: «Режим дня», «Питание юного спортсмена», «Значение занятий ф.к. и спортом для молодого организма», «Витамины – необходимая поддержка организма юного спортсмена», «Закаливание - средство профилактики простудных заболеваний» и др.
  13. Родительские собрания, совместные с детьми родительские собрания
  14. Приглашение родителей на аттестации на цветные пояса и соревнования

                                           

                         

                            XI. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Глейберман А.Н. Игры для детей.-М.: Физкультура и спорт, 2006.

2. Подвижные игры. Практический материал: Учебное пособие для студентов вузов и ссузов физической культуры.-М.: СпортАкадемПресс, 2002.

3. 500 игр и эстафет.-М.: Физкультура и спорт, 2000.- 304.

4. Тхэквондо (ВТФ). Примерная программа спортивной подготовки для общеобразовательных учреждений (СДЮСШОР, ШВСМ и др.). - М.: Советский спорт, 2007.

5. Физкультура. Методика преподавания, спортивные игры / Серия «Книга для учителя». – Ростов н/Д: «Феникс», 2003.

6. Чой Сунг Мо. Тхэквондо для начинающих. Издательство «Феникс». 2005.

7. Александр Шубский. Евгений Ключников. ЧУНБИ-УНДОН «Универсальная разминка и глубокая растяжка в боевых искусствах». - М.:ООО Издательский дом «Ра-Библос», 2008.

8. Тхэквондо для детей. – Новосибирск 1996.

9. Детское тхэквондо. Пособие для юных спортсменов (составитель Атанов Г.К.) – Павлодар: ТОО НПФ «ЭКО», 2004.

10.Тэквондо. Базовый курс/ Дук Сунн Сон, Роберт Дж. Кларк. – Пер. с англ. Ю. Григорьевой. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004.- 384 с.: ил.- (Боевые искусства).

11. Чой Сунг Мо. Гибкость в боевых искусствах / Серия «Мастера боевых искусств». – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – 224 с.

12. Назаренко Л.Д., Лапшанов А.В., Чехалин И.В. Устойчивость тела в спортивных единоборствах (на примере тхэквондо). Учебно-методическое пособие. – Ульяновск: ООО «Издательский центр «Пресса», 2005. – 48 с.

13. Ингерлейб М.Б. Боевые искусства и самооборона для детей / Серия «Мастера боевых искусств» - Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – 128 с.

14. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. – М.: ФИС, 1985.

15. Программы образовательных учреждений. Физическое воспитание учащихся 1-11 классов. Под. Ред. В.И.Лях, Л.Б.Кофман, Г.Б. Мейнсон. – М.:

Просвещение 1996, с.256.

16. Назаренко Л.Д. Физиология физического воспитания. – Ульяновск: 2000,

с.144.

17. Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов.М.:

ФИС. 1974,с.232.

18.Тэквондо. Базовый курс / Дук Сунг Сон, Роберт Дж. Кларк. – Пер. с англ. Ю. Григорьевой. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. -384.: ил. – (Боевые искусства).

19. Литманович А.В., Штучная Е.Б. Восточные виды гимнастики. Учебное пособие. Ч.1.Гимнастика тайцзициюань. – Омск: СибГАФК, 1995. - 48 с.

20. Правила соревнований по тхэквондо (ВТФ). Под общим руководством Цой Мен Чера.

21. Чой Сунг Мо, Глебов Е.И. М 74 Тхэквондо: основы олимпийского спарринга / Серия «Мастера боевых искусств». – Ростов-на-Дону: «Феникс»,

2002. – 320 с.

22. А. Шубский, Е.Ключников. Ш95 Чунби Ундон. Универсальная разминка и глубокая растяжка в боевых искусствах. – М.: ООО Издательский дом «Ра-Библос», 2008. 48 с.

23. Л.В.Волков. Теория и методика детского и юношеского спорта. Издательство «Олимпийская литература», 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа образовательной услуги «Проведение занятий по развитию художественных - творческих способностей у детей: «Пластилиновая страна» на 2020-2021 учебный год

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, необ...

Дополнительная образовательная программа в ДОУ "Детсский фитнес" 20.01.2021 г.

Совершенствование учебно-воспитательного и образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях, предъявляет требования к использованию новых методов и форм организации образовательной д...

«Дополнительная образовательная программа «Юные исследователи» на 2020-2021 учебный год»

Дополнительная образовательная программа «Юные исследователи»на 2020-2021 учебный год...

Дополнительная образовательная программа "Сенсорное развитие" на 2020-2021 год

    Содержанием данной программы является сенсорной культуры ребенка в области восприятия формы, величины, цвета, формирования целостного образа предмета, восприятия пространства и ор...

Дополнительная образовательная программа по реализации духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации программы «Социокультурные истоки» для детей компенсирующей направленности от 6 лет до ооо 2021-2022 уч.года

     Дополнительная образовательная программа по реализации духовно – нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста от 6 лет до окончания образовательных о...

Дополнительная образовательная программа по реализации духовно – нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста в условиях реализации программы «Социокультурные истоки» «Истоки добра и мудрости» на 2021-2025 учебный год

    Данная программа воспитания разработана с учетом многолетнего опыта реализации программы «Социокультурные истоки» (авторы профессор И.А. Кузьмин и профессор А.В. Камки...