"Игротека здоровья".Оздоровительно – развивающие игры и игровые упражнения по основным темам программы М. Л. Лазарева «Здравствуй!»
учебно-методический материал

Медведева Татьяна Александровна

"Игротека здоровья". Оздоровительно – развивающие игры и игровые упражнения  по основным темам программы М. Л. Лазарева «Здравствуй!»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrateka_zorovya.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРОТЕКА ЗДОРОВЬЯ

«Оздоровительно – развивающие игры и игровые упражнения

по основным темам программы М. Л. Лазарева «Здравствуй!»»

                                           

                                                                                         

                   

                                     

                                                                               

ОЗДОРОВИТЕЛЬНО – РАЗВИВАЮЩИЕ  ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

(по программе «Здравствуй!» М. Л. Лазарева)

Игра «Здравствуй!»

Задачи. Развивать умение правильно здороваться, используя речевые и неречевые средства выразительности.

Описание игры. Дети стоят в кругу. Воспитатель предлагает детям друг с другом поздороваться по разному:

- голосом: «Здравствуйте!»;

- при помощи дружеского рукопожатия;

- с разной силой рукопожатия;

- с разным положением кисти (сверху, снизу, ребром).

- кивком головы;

- глазами;

- жестом приветствия;

- поздороваться, стараясь казаться начальником, хозяином положения;

- поздороваться, стараясь заискивать перед тем, с кем здороваешься.

«Круг здоровья».

Описание игры. Дети становятся в круг, берутся за руки, закрывают глаза и стоят так одну минуту, мысленно желая друг другу здоровья.

        

Игра «Успей поздороваться».

Задачи: упражнять детей в жесте «приветствия».

Описание игры. По команде воспитателя нужно успеть  поздороваться с максимальным количеством детей.

                                

                                      Игра «Изобрази походку». 

Описание игры. Дети ходят по кругу. По команде воспитателя они начинают изображать различные походки животных, людей  разного возраста. Тот, у кого получилось лучше всех, становится ведущим.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ К ТЕМЕ: «ВЕСЁЛЫЕ ДВИЖЕНИЯ».

Игра «Приседалки» /тест на выносливость/.

Задачи. Развивать  скоростную выносливости в процессе приседания. Определить количество приседаний за 30 секунд.

Описание игры. Исходное положение: стоя, ноги на ширине двух стоп, руки за головой, сцепленные в замок. По команде воспитателя дети приседают в течение 30 секунд, а воспитатель в это время считает количество приседаний. Побеждает тот, кто сделал большее количество приседаний. В игре участвуют одновременно не более трёх детей.

Игровые упражнения «Угольки», «Костёр».

Задачи. Упражнять в равновесии, в прыжках в высоту. Оптимизировать двигательную функцию.

Описание игры. Разложить на полу «угли» - красные тряпочки – и пробежать по ним, наступив обязательно на каждый «уголёк». Затем перепрыгивать через красную материю, символизирующую пламя костра.

Упражнение «Огонь» (самомассаж ладоней).

Задачи. Развивать умение детей выполнять разогревающий массаж ладоней в процессе игрового упражнения «Огонь».

Описание. Соединить ладони и начать очень быстро тереть их одну об другую, пока не появится ощущение сильного тепла. Это упражнение является разогревающим массажем ладоней, его можно выполнять стоя в кругу.

Игра «Подражание».

Задачи: развивать умение детей передавать образы в движении.

Описание игры. Желающий ребёнок выходит вперёд и изображает в движении какой- нибудь образ, а дети отгадывают, что он изобразил. Тот, кто первый отгадал, сам выходит вперёд и показывает новый образ.

Примечание: в эту игру удобнее всего играть по разделам: «Животные», «Птицы», «Машины», «Люди», «Спорт».

Игровое упражнение «Горячий пол».

Задачи. Упражнять детей в расслаблении и энергостимуляции.

Описание игры. Дети двигаются под музыку. Затем ложатся на спину, закрывают глаза и пытаются «как бы» увидеть себя сверху потолка, лёжа на полу, т. е. расслабляются. Воспитатель хлопает в ладоши и резко говорит: «Горячий пол». Дети должны мгновенно вскочить. Отмечаются первый и последний участники.

               

              ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ К ТЕМЕ: «СЕМЬ Я»

Игра «Назови родственников».

Задачи. Закрепить знания детей о своих родственниках, уметь быстро называть их имена. Развивать память. Воспитывать любовь к своим родственникам.

Описание игры. Дети сидят или стоят в кругу. Воспитатель предлагает детям за 10 секунд назвать как можно больше имён своих родственников. В конце игры воспитатель называет победителя.

Вариант игры. После того, как дети назовут имена своих родственников можно предложить ребёнку рассказать об одном или нескольких родственниках, об их жизни, здоровье, профессии.

Игра «Собери цветок здоровья».

Цель. Закрепить знания детей  о цветах спектра (радуги), умение быстро и последовательно собирать лепестки цветка здоровья; называть юных учителей здоровья, их цвет, совет о здоровье. Развивать зрительное восприятие, память, внимание.

Материалы к игре. Коробочка, семь лепестков цветов радуги, белая серединка цветка в виде круга.

Описание игры: Дети сидят за столом. Воспитатель предлагает детям собрать цветок здоровья в соответствии с пройденными темами. После этого предлагает взять в руки один из лепестков и рассказать всё, что они знают об учителе здоровья, его советах, любимом цвете, о том, чему научились на уроке здоровья. В игру могут играть от двух до семи человек.

Игра «Вежливые слова».

Задачи. Закреплять умение детей называть как можно больше вежливых слов. Воспитывать желание говорить вежливые слова, когда это необходимо.

Материалы к игре. Мячик (ленточка, платочек и др.)

Описание игры. Дети стоят в кругу. Ведущий (воспитатель или ребёнок) называет вежливое слово и передаёт мяч ребёнку. Ребёнок, назвав вежливое слово, передаёт мяч рядом стоящему ребёнку. Игра продолжается до тех пор, пока мяч не вернётся к ведущему. Если ребёнок не может назвать слово, то он говорит: «ку-ку» и передаёт мяч дальше. Можно называть вежливые слова, например, для мамы, бабушки.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ К ТЕМЕ: «ВОЛШЕБНОЕ ЗЕРКАЛЬЦЕ».

                                              Игра «Моё тело»

Задачи: закрепить части тела человека (части тела ребёнка).

Правила игры.   Одновременно говорить и показывать то, о чём   говорится в процессе игры.

Описание игры. При первоначальном знакомстве с игрой воспитатель выступает в роли сказочницы (надевает накидку сказочницы). Дети стоят перед зеркалом так, чтобы каждый из них видел себя в зеркале.

Сказочница. Каждый из вас видит себя, это самое дорогое, что есть на свете. Посмотрите внимательно. Из чего состоит тело человека и ваше собственное? Повторяйте за мной и показывайте то, о чём мы будем говорить:

                     Слова:

                             Движения:

Головушка-соловушка

-Гладят голову

Лобик-бобик

Бровки - коровки

-Выставляют перед собой лобик, как бычки

- проводят указательными пальцами от широкой части бровей к узкой

Глазки-краски

Реснички-сестрички

Носик-абрикосик

-Раскрывают пошире глазки, смотрят сколько красок вокруг

- Моргают ресничками

-Закрывают глазки и попадают пальчиком в кончик своего носа

Ушки-непослушки

Щёчки-комочки

-Трут тихонько пальчиками свои ушки ладошками

-Мнут пальчиками щёчки, трут их тихонько

Губки-голубки

-Вытягивают губки в трубочку

Зубочки-дубочки

-Стучат тихонько крепкими зубками

Бородушка-молодушка

-Гладят подбородок

Шейка-индейка

-Вытягивают свою шейку

Плечики-кузнечики

-Дёргают плечиками вверх-вниз

Ручки-хватучки

-Хватают вокруг себя

Пальчики-мальчики

Локоточки – молоточки      

-Шевелят пальчиками рук

- поочерёдно показывают пальцами на локти

Грудочка-уточка

-Выпячивают вперёд свою грудку

Пузик-арбузик

-Выставляют животик вперёд, слегка касаются его руками по бокам.

Спинка-тростинка

-Вытягивают спинку

Коленки-поленки

-Сгибают ножки в коленях по очереди

Ножки-сапожки

-Имитируют поочерёдное надевание сапожек, топают ножками.

Вот мы и выяснили из чего

состоит тело человека.

Примечание:

1.Когда дети запомнят текст и движения, можно роль сказочницы предложить выполнить ребёнку.

2.Игру можно выполнить в движении по кругу, стоя, не глядя в зеркало и т.п.

3.Слова можно говорить в разной последовательности («от головы до ног», «от ног до головы», в хаотичном порядке).

4.Игру «Моё тело» можно включать в первую или заключительную часть утренней гимнастики, физкультурного занятия, проводить на прогулке и т. д.

Игра «Волшебное зеркальце» (или «Самое дорогое на свете?».

Цель.  Осознание своей ценности.

Правила игры. Отвечать на вопросы только после того, когда все дети посмотрят в коробочку.

Материал. Красивая коробочка с крышкой, на дне которой находится  зеркальце; накидка сказочницы.

Описание игры.  Воспитатель выступает в роли сказочницы (она надевает на себя накидку сказочницы). Дети сидят полукругом, воспитатель – в центре, в руках у неё – коробочка с зеркальцем.

        Сказочница: «У меня в руках коробочка. В ней находится самое дорогое, самое ценное, что есть на свете. Подходите ко мне по очереди и смотрите в неё. После того, как все дети посмотрят в коробочку, в которой лежит зеркальце, они отвечают на вопрос: «Что самое ценное, самое удивительное на свете ты увидел в коробочке?»

      Желательно, чтобы дети отвечали педагогу шёпотом, иначе их ответ может быть навязан кому – то другому.  

Вариант игры:    Дети сидят полукругом, воспитатель – в центре. Дети по очереди подходят к воспитателю, смотрят в коробочку и тихо (на ухо воспитателю) говорят ответ, чтобы другие дети не слышали, что же самое дорогое, самое ценное на свете они увидели. Воспитатель быстро записывает ответы детей. После этого педагог ещё раз предлагает детям вслух ответить по очереди на вопрос: «Что самое дорогое на свете?»

Примечание. (Правильный ответ: «Самое дорогое, самое ценное на свете – это я сам!») Воспитатель может подвести итог игры: «Вы и есть самое дорогое, что есть на свете. Каждый из вас для себя дороже всех».

Можно с детьми спеть волшебные слова песни «Чудо – зеркальце»:

1. Чудо - зеркальце, скажи,        

Правды путь мне укажи.                

Кто на свете всех дороже,

Всех милее и пригоже?

2. Вижу в зеркальце ответ:

«Пред тобою меркнет свет!

Каждый встреченный и прохожий

Сам себе всего дороже».

Любим мы и пап, и мам,

Но дороже всех – я сам,

Я сам.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ К ТЕМЕ:  «ПОЛЕЗНАЯ ЕДА»

Игра «Полезная и не очень полезная еда».

Задачи: закрепить представление детей о полезных и не очень полезных для здоровья продуктах.

Материалы к игре: картинки с изображениями полезных продуктов (хлеб, яйца, кефир, молоко, овощи и фрукты и т.д.) и картинки с изображениями не очень полезных для здоровья продуктов (мороженное, жирная колбаса, шоколад, торт, «сникерс» и т. д.), 2 стола (или 2 обруча).

Описание игры. В игру можно играть вдвоём, сидя за столом, или двумя командами. На столе (или на ковре) разложить картинки вперемежку. По сигналу воспитателя один ребёнок (или команда) отбирает картинки с изображениями полезных продуктов, а другой ребёнок (или команда) отбирают картинки с изображениями не очень полезных для здоровья продуктов. Выигрывает тот ребёнок (или команда), кто правильно отобрал картинки. Картинки можно разложить на 2 стола (или 2 обруча).

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ К ТЕМЕ «ЧУДО – НОС»

Игра «Мычалки» (звуковая проба или звуковой тест).

          Задача. Определить длительность задержки дыхания у детей на выдохе в процессе произношения звука «м».

Материал. Секундомер.

Описание игры. И.п. – стоя. Детям предлагается изобразить корову, которая пасется на  лугу и мычит, но мычит с закрытым ртом. Ребята соревнуются в том, кто дольше всех промычит.

          Дети делают два спокойных вдоха и выдоха, а после третьего глубокого вдоха, медленно произносят звук “м”, как можно дольше до следующего вдоха. По секундомеру вслух взрослым ведется отсчет секунд. Сразу же после прекращения «мычания» ребенок садится, пытаясь запомнить, на какой секунде оно закончилось. Выявляется победитель.

          Во время проведения вдохов можно предложить детям поднимать вверх руку, чтобы помочь им больше сконцентрироваться на данном процессе. С прекращением мычания одновременно опустить руку. Единица измерения – секунды (сек). 

Упражнение «Ныряние»  (на выдохе для снятия головокружения).

Задача. Способствовать снятию головокружения у детей.

Описание упражнения. При появлении первых признаков головокружения ребенку нужно сделать резкий максимальный  выдох ртом одновременно с быстрым приседанием на корточки, закрыть рот и зажать нос пальцами («Ныряние»). Насколько возможно, задерживается дыхание. В такой позе необходимо находиться до полного исчезновения головокружения, затем медленно встать.

Пояснение. «Ныряние» на выдохе может выполняться между другими дыхательными упражнениями, чтобы избежать головокружения.

Игра (тест) «Ныряние»

Задача. Определить длительность задержки дыхания у детей на вдохе. Материал. Секундомер.

Описание игры. Детям предлагается сделать два глубоких вдоха и выдоха, а затем, после третьего глубокого вдоха «нырнуть» под воду (присесть на корточки) и не дышать, зажав при этом нос пальцами. Взрослый считает секунды. Детям дается указание: «Как почувствуете, что больше не можете сидеть «под водой», -  выныривайте, но при этом запомните, сколько секунд вы просидели без дыхания» (выполняется тест). Единица измерения – секунды (сек). 

Пояснение. Этот тест можно сделать и на выдохе, то есть после глубокого вдоха делается полный выдох и дыхание задерживается после выдоха.

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

 

Игра «Водолазы за  жемчугом»

Задача. Упражнять в длительности задержки дыхания у детей на вдохе. Материал. Секундомер, шарики (пластмассовые или пенопластовые) больше, чем по количеству детей, пластмассовые стаканчики по количеству детей.

Описание игры. Проводится по типу игры «Ныряние». Шарики разбрасываются по полу. Детям говорится о том, что они находятся на берегу моря. Им предлагается стать водолазами и достать со дна моря жемчуг (шарики). Для этого им необходимо взять в руки по одному стаканчику и сделать два глубоких вдоха и выдоха, а затем, после третьего глубокого вдоха «нырнуть» под воду (присесть на корточки) и в таком положении, не дыша, быстро собрать жемчуг в стаканчик. Взрослый в это время считает секунды. Если ребенок захочет подышать, то он выныривает из воды и запоминает число, произносимое в это время взрослым. Когда последний ребенок выплывет на поверхность воды, то подсчитывается количество выловленного жемчуга детьми. Выигрывает тот, кто дольше всех пробыл под водой и больше всех наловил жемчуга.

Игра «Охота»

Задачи. Закреплять умение делать короткие вдохи; способствовать тренировке дыхательных мышц, стимулированию верхнего дыхания.

Материалы. Косынки по количеству игроков, ароматические вещества: корка апельсина, духи, цветы и другие.

Описание игры. Выбираются несколько детей – охотников. Им завязывают глаза. В противоположном конце комнаты прячется корка апельсина или другое, ароматное вещество (духи, цветы и др.). Охотники должны по запаху обнаружить предмет.

Игра «Зверек».

Задачи. Закреплять умение делать короткие вдохи; способствовать тренировке дыхательных мышц, стимулированию верхнего дыхания.

Материалы. В контейнерах из – под киндер яйца с отверстиями находятся ароматические вещества: корка апельсина, кофе, чеснок, чай, духи, и другие. Контейнеры располагаются в разных концах комнаты.

Описание игры. Детям предлагается превратиться в зверьков, которые ищут себе добычу. Они становятся на четвереньки и ползут в поисках пищи. Для этого обнажают верхние зубы, делая оскал, и производят резкие короткие вдохи носом. Обнаружив добычу, дети, не открывая яйца, определяют через отверстие запах, подходят к воспитателю и называют ароматическое вещество. Во избежании столкновения дети играют по очереди небольшими подгруппами.

Игра «Выбери приятный запах»

адачи. Упражнять в умении различать по запаху различные вещества, способствовать развитию функции обонятельного аппарата, тренировке дыхательных мышц на вдохе. Воспитывать неприязнь к запаху сигаретного дыма.

Материалы. Баночки с ароматными веществами (приятными и неприятными запахами): варенье, кофе, корки апельсина, окурки и другие.

Описание игры. Дети закрывают глаза. Взрослый подносит к носу каждого ребенка баночку с ароматным веществом, например, вареньем. После этого подносит к носу каждого ребенка баночку с окурками. Затем выясняет у детей, какой запах им понравился больше всего.

Игровое упражнение «Стрельба в воду»

Задача. Способствовать тренировке дыхательных мышц, участвующих в выдохе.

Материал: трубочки различного диаметра, резиновый корсет (эластичный медицинский бинт), пластмассовые стаканчики с водой или таз с водой.

Описание игры. В стаканчики с водой или таз с водой, стоящий на столе, дети выдыхают воздух в воду через трубочки. На нижние рёбра детям надевают предварительно резиновые корсеты. За одну тренировку производится 15-20 выстрелов. Длительность фиксации корсета — от 1 до 5 минут. Корсет накладывается ребёнку до еды или через 1,5 часа после еды не более 1 раза в день.

Примечание. При появлении признаков головокружения, следует выполнить дыхательное упражнение «Ныряние». Для этого игрок совершает максимальный выдох с одновременным  максимально полным приседанием. Далее он задерживает дыхание до тех пор, пока может. После этого одновременно с вдохом игрок медленно встаёт.

Игра «Дальний выстрел»

Задачи. Повышать физиологический резерв организма ребенка, развивать силу дыхательных мышц, активизировать выдох, определять дальность дыхательного выстрела из воздушной трубки.

Материалы. Трубочки, шарики (по количеству детей).

Описание игры. Участники игры становятся вдоль черты, берут в руки трубочку, вставляют в нее снаряд (шарик) и один конец трубки подносят ко рту, но не обхватывают его губами. Край трубки не должен выступать за черту, он слегка приподнят, чтобы не выкатился из нее шарик. Сделав два глубоких вдоха и выдоха, дети вставляют трубку в рот и делают третий максимально глубокий вдох, а потом резкий, максимально  сильный и быстрый выдох, направляя летящий снаряд вдаль. Дети соревнуются или упражняются в дальности дыхательного выстрела из воздушной трубки. В игре могут участвовать все дети.

Игровое упражнение   «Машинка».

Задачи. Развивать умение детей постепенно выдыхать воздух.

Описание игры. Дети становятся на  одной линии, делают два спокойных вдоха и два спокойных выдоха. Затем делают глубокий вдох, выпячивая живот вперед, как шарик, то есть «наливают бензин», кладут руки по бокам живота и начинают движение вперёд, при этом, делая губами «бр-р-р», как дети обычно копируют работу мотора. Дети двигаются со звуком «бр-р-р» на одном дыхании маленькими шагами, не поднимая от пола высоко ноги, то есть передают движение колёс по дороге. Когда воздух закончится, ребёнок останавливается, ощущая руками втянутый вовнутрь живот.

Победитель тот, кто дальше всех «уехал» на одном дыхании.

Примечание. Можно выполнять это упражнение в колонне по одному. Ребёнок после остановки делает глубокий вдох («наливает бензин») и продолжает движение дальше. Другие дети объезжают остановившуюся машину.

Игра «Вечер»

Задачи. Развивать функцию верхнего дыхания.

Материал: шапочки с изображениями различных животных, птиц, насекомых и т. д.

Описание игры. Дети надевают на голову выбранные ими шапочки, превращаясь в кузнечика, комара, лягушек и других животных, занимают на ковре определённые позы. Услышав животное, роль которого ребёнок исполняет, на одном выдохе произносит издаваемый звук этим животным.

Воспитатель произносит текст: «Представьте, что наступил вечер, и вся природа вокруг засыпает: животные, птицы, насекомые. Но еще в траве изредка стрекочет кузнечик…(воспитатель делает паузу, а ребенок, исполняющий роль кузнечика, произносит: «Цыка – цыка – цыка –цык), издает звуки сверчок… («тр» – произносится без голоса ребенком, исполняющим роль сверчка), звенит комар…(«з – з – з»), жужжит жук…(«ж – ж – ж»), квакает лягушка… («ква – ква – ква»), недалеко на лугу мычит корова… («му – у –у – у»), поет свою песенку игривая лошадка…(«и – и – и»), кричит в лесу филин…(«у – у –у»), кукует кукушка…(«ку – ку – ку – ку»).  Вдруг неожиданно зашипела змея…(«ш – ш – ш»). Наконец все поймали «молчанку» и уснули. Наступила тишина».

(Дети, полностью расслабившись, слушают удивительную тишину природы).

Воспитатель: «Но вот наступило утро, взошло солнышко и все ожило вокруг». (Участники игры медленно просыпаются, встают снимают шапочки  и передают другим детям. Игра повторяется).

Игра «Хохотушки»

Задачи. Развивать функцию диафрагмального дыхания. Вызвать желание рассмеяться по – настоящему.

Описание игры. Первый ребёнок ложится на пол. На спину. Второй  ложится к нему поперёк и кладёт голову на его живот. Следующий кладет голову на живот предыдущего игрока и т. д. Когда все займут  свои позиции, первый участник начинает смеяться, сотрясая живот, затем второй и т. д. Игра считается удавшейся, если через некоторое время все игроки начинают уже по - настоящему хохотать.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ К ТЕМЕ: «ВОДА И МЫЛО»

Игра «Микробы».

Задачи. Закрепить представление детей о микробах и прямом путе передачи инфекции.

Материал: набивные шарики на полгруппы детей (или теннисные шарики).

Описание игры: Ребята делятся на две команды, на команду «Чихающих» и команду «Заражающихся». Команды расходятся на 5-10 метров. Команда чихающих говорит «Ап-чхи!» и бросает в противоположную команду на-бивные (или теннисные) шарики. Противоположная команда должна ста-раться увернуться. Тот, в кого попал шарик, выходит из игры и начинает «чихать». После 2-3 попаданий подсчитывается количество «заразившихся» игроков и команды меняются местами. Выигрывает та команда, в которой оказалось меньше заразившихся инфекцией.

Второй вариант игры: Тот, в кого попал шарик, переходит в команду «Чихающих» и начинает бросать шарики в команду «Заражающихся». Шариков берётся больше, чем на полгруппы детей. Подсчитывается количество перешедших в команду «Чихающих» игроков, и команды меняются местами. Выигрывает та команда, в которой оказалось меньше заразившихся игроков.

Игра «Грязнуля и Чистюля».

Задачи. Упражнять детей в быстрой и аккуратной уборке игрушек, воспитывать желание содержать в чистоте игровые уголки.

Материалы к игре: пластмассовые игрушки.

Описание игры: Играют двое детей (или две команды). По сигналу дети быстро разбрасывают игрушки, затем быстро их собирают. Выигрывают тот ребёнок (или та команда), который быстрее разбросал и собрал игрушки.

Игровое упражнение «Чих-Чих».

Описание игры. Берётся большой лист бумаги. Кто – нибудь из детей набирает полный рот воды и пытается прыснуть на лист. При этом расстояние между «чихающим» и листом бумаги всё увеличивается. Так при чихании инфекция передаётся прямым путём. Чем ближе расстояние к чихающему, тем быстрее можно заразиться инфекцией. Показать детям, как правильно чихать.

Игра «Можно-нельзя».

(игра придумана американским юным учителем здоровья Джуно)

Цель: Закрепить знания детей о непрямом способе передачи инфекции, о предметах личного и общественного пользования.

Материал: 2 коробочки «Можно», «Нельзя»; предметы или картинки с изображением зубной щётки, зубной пасты, карандаша, мыла, полотенца, чашки, ложки, вилки, тарелки, ключа, книги и т.д.

Описание игры: На столе положены предметы или картинки с изображе-нием предметов и две коробочки с надписями «Можно», «Нельзя». Дети сидят полукругом. Выбирается ведущий, он становится в центр, к столу. Ведущий по очереди поднимает вещи или картинку и говорит, можно ли ей пользоваться сообща или нет. Если можно, ведущий кладёт её в коробочку «Можно», если нет – в коробочку «Нельзя». Например, зубную щётку надо положить в коробочку «Нельзя», карандаш – в коробочку «Можно», ключ от квартиры – в коробочку «Нельзя», т.к. его никому нельзя отдавать и т.д. Тот, кто отвечает неправильно, считается заразившимся и выходит из игры.

Второй вариант игры: Коробочки «Можно», «Нельзя» положить на 2 стола. Картинки с изображениями предметов общего и личного пользования разложить на коврике (картинкой вниз). Дети ходят или бегают по кругу. По сигналу воспитателя (например, по хлопку) дети берут по одной картинке и несут к коробочкам «Можно», «Нельзя». Тот, кто ошибся, считается заразившимся инфекцией.

Игру можно повторить 3-4 раза, меняя при этом коробочки местами.  

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ К ТЕМЕ: «ЦЕЛЕБНЫЕ ЗВУКИ»

Звукодыхательные игры.

Игра «Звенелки»

Дети соревнуются, кто дольше прозвенит (то есть произнесёт звук з – з – з) на одном выдохе:

а) на месте;

б) во время бега (определяется длина пробега).

 

Игра «Рычалка»

Дети соревнуются, кто дольше прорычит (то есть произнесёт звук р – р – р)  на одном выдохе:

а) на месте;

б) во время бега (определяется длина пробега).

Игра «Жужжалка»

Дети соревнуются, кто дольше прожужжит (то есть произнесёт звук ж–ж–ж)   на одном выдохе:

а) на месте;

б) во время бега (определяется длина пробега).

Игра «Мычалка»

Дети соревнуются, кто дольше промычит (то есть произнесёт звук м–м–м)    на одном выдохе:

а) на месте;

б) во время бега (определяется длина пробега).

ЦЕЛЕБНЫЕ ЗВУКИ ИЛИ ЗВУКОДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

Упражнение «Ветер»  

          Задача. Учить детей долгому произношению звука «в» на выдохе, добиваясь ощущения вибрации во всем теле. Способствовать стимуляции микроциркуляции крови и обмена веществ в области лица, гайморовых пазух.

Это упражнение эффективно при ринитах, синуситах, гайморитах.

И.п. – стоя. Ноги устойчивы. Глаза закрыты. Губы мягко соприкасаются. После глубокого вдоха произносится звук «в» до полного выдоха воздуха из легких. Звук произносится негромко. Необходимо добиться ощущения вибрации во всем теле, преимущественно в области лица, стараясь, чтобы звук тянулся как можно дольше. Губы расслабить до появления в них ощущения «щекотки». Повторить 4 раза.

Дополнение. В слове «ветер» очень выразительно произносить звук «в». Представить, что из завывания ветра появится звук «в-в», а затем и само слово «в-в-в-в-в-в-ветер».

Упражнение «Комарик»

Задача. Способствовать стимуляции микроциркуляции крови и обмена веществ в области головы и шеи.

Это упражнение эффективно при трахеитах.

И.п. – стоя. Тело расслаблено. Глаза закрыты. Одна ладонь на шее спереди. Делается вдох. На выдохе произносится звук «з» предельно долго, негромко. Повторить 4 раза. Звук произносить максимально долго.

Дополнение. Для распределения вибрации по всему телу кисти рук положить на плечи и потрясти руками и плечами, произнося звук «З-з-з-з-з» на постепенном усилении и ослаблении звука, затем добавить покачивания всем телом.

Упражнение «Жуки»

     Задача. Способствовать стимуляции микроциркуляции крови и обмена веществ в области грудной клетки.

     Это упражнение эффективно выводит мокроту из бронхов и легких.

И.п. – стоя. Ладони положить на нижние ребра с обеих сторон.

На каждый звук «Ж» производить повороты то вправо, то влево. Повторить 4 раза. Звук произносить максимально долго. Проговорить слова, начинающиеся на звук «Ж».

Упражнение «Лев»

Задача. Способствовать стимуляции микроциркуляции крови и обмена веществ во всех органах и тканях.

Растопырить пальцы (когти) и, напрягая все тело, изобразить рычание льва, готового к нападению: «р-р-р-р». Повторить 4 раза. Звук произносить максимально долго.

Звуковые игры

Игра «Тихий голос» (В кругу)

Задачи. Развивать громкость голоса.

Материал: фиолетовая накидка, флажок.

Описание:  Воспитатель в роли Виты, она надевает фиолетовую накидку.

Дети стоят в кругу. В центр круга выходит ребёнок, у которого тихий голос. По сигналу воспитателя, например, по взмаху флажком, дети все вместе произносят звук «а» сначала тихо, затем всё громче и громче и переходят на крик. Потом по сигналу воспитателя все резко замолкают, а тот, кто стоит в центре, продолжает кричать до тех пор, пока у него не кончится дыхание. Затем ребёнок становится в круг, а в центр круга выходит другой ребёнок, у которого тоже тихий голос.

Роль Виты может исполнять ребёнок.

 

Игра «Вырастающие звуки».

Задача. Развивать умение воспроизводить звуки различной громкости (от очень тихого до очень громкого звука). Способствовать направлению  вибрационной звуковой волны в различные участки тела с помощью движений.

Описание игры. Сесть по кругу на корточки и произносить звук «О» (или другой звук) сначала очень тихо, затем поднимаясь, произносить звук «О» все громче и, выпрямившись, - совсем громко. Так же произносятся и другие звуки.

Игра «Эхо».

Дети становятся в длинную цепочку. Первый  громко кричит: «Э», прикладывает руки трубочкой к губам. Затем все по порядку начинают откликаться всё тише и тише. Последний в цепочке говорит «Э» чуть слышно. 

Игра «Изображалки»

Кто-нибудь из детей выходит в центр комнаты и начинает голосом изображать что-то (кого-то). Ребята пытаются угадать, кто изображается (например, ребёнок держится за живот и охает – изображает больного, у которого болит живот, а дети отгадывают). Тот, кто отгадает, сам выходит в центр и показывает. Отмечается тот, кто изображал голосом лучше всех.

Игра «Голосовое общение».

Дети пытаются общаться с закрытым ртом (голосом).

Игра  «Слушаем тишину». 

Дети сидят или стоят. Они закрывают глаза, слушают тишину. Затем обсуждают, что удалось услышать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система образовательно - оздоровительной деятельности по программе М.Л.Лазарева "Здравствуй"

Система образовательно-оздоровительной деятельности по программе М.Л.Лазарева «Здравствуй».     Формирование здоровья детей является приоритетным направлением деятельно...

Конспект НОД по программе М. Л. Лазарева «Здравствуй». Тема: «Цветок здоровья».

Цель: формирование осознанного поведения здорового образа жизни.Задачи:1. Закрепить знания детей о влиянии на здоровье двигательной активности, закаливания, питания, свежего воздуха, настроения.2. Раз...

Оздоровительное занятие «Веселые движения» по программе М.Л. Лазарева «Здравствуй» вторая младшая группа

Оздоровительное занятие "Весёлые движения по программе М.Л.Лазарева "Здравствуй" вторая младшая группа...

Конспект оздоровительного занятия «Чудо-нос» во второй младшей группе по программе М. Л Лазарева «Здравствуй»

Конспект оздоровительного занятия "Чудо-нос" во второй младшей группе по программе М.Л.Лазарева "Здравствуй"....

«Реализация здоровьесберегающих технологий (оздоровительно – развивающая программа М. Л. Лазарева «Здравствуй!»

laquo;Реализация здоровьесберегающих технологий (оздоровительно – развивающая программа М. Л. Лазарева «Здравствуй!»...