Духовно-нравственное воспитание дошкольников на занятиях по физическому развитию
консультация

Значение духовности в становлении маленькой личности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Духовно-нравственное воспитание6.77 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на занятиях по физическому развитию.

Занятия физическими упражнениями оказывают большое влияние на всестороннее развитие ребёнка. Формируется и развивается внутренний мир ребенка — его мысли, чувства, нравственные качества, поведение.  Занятия по физической культуре содействуют обогащению нравственного опыта, формируют нравственное поведение ребенка. Физкультурные занятия способствуют формированию волевых черт характера. Особенно ценными в этом отношении считаются подвижные игры и физические упражнения.
В последние время принято несколько значимых нормативных документов, определяющих приоритеты развития дошкольного образования. Среди них «Федеральный государственный образовательный стандарт». В документе определены:
—  цель: развитие каждого ребенка;
—  форма: игра;
—  принципы: интеграция образовательных областей;
—  комплексно-тематическое построение педагогического процесса.
На этих позициях должна строиться работа с детьми. Образовательный материал хорошо усваивается в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников мероприятий. Ими могут стать народные праздники и игры, способные объединить воспитанников, педагогов и родителей.
Приобщение к народным традициям особенно значимо в дошкольные годы, поскольку духовно обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре, помогает узнать свои истоки.
В практической деятельности на занятиях физкультурой используем такие средства нравственного воспитания, как:
—  содержание и организация учебно-тренировочных занятий. Бережное отношение к результатам труда воспитывается посредством использования различного спортивного инвентаря. Дежурство на занятиях побуждает дошкольников к добросовестности и ответственности;
—  подвижные игры. Необходимость подчиняться правилам и соответствующим образом реагировать на сигнал организует и дисциплинирует детей, приучает их контролировать свое поведение, развивает чувства гуманизма и коллективизма, дружбы, чувства непримиримости к нарушениям нравственных норм и др.;
—  соревнования (строгое выполнение их правил, воля к победе, командный дух, смелость, решительность, мужественность, самообладание);—  спортивные праздники способствуют воспитанию гражданственности и патриотизма;
—  деятельность педагога как образца нравственного поведения, суждений, взглядов.
Для реализации задач нравственного воспитания (формирование нравственного сознания, чувств и качеств, воспитание волевых черт и качеств личности) используются следующие методы и приемы:
—  оценка поступков (поощрение, похвала, осуждение, порицание). Одобрение, похвала помогают ребенку преодолевать неуверенность в своих возможностях, устранять недостатки в поведении;
—  положительный пример детей и самого педагога. Словесные воздействия только тогда убедительны, когда они подкрепляются примерами: воспитатель отмечает положительное поведение отдельных детей и остальные стараются им подражать. Не менее важен личный пример самого воспитателя: чем выше авторитет педагога, тем сильнее его влияние на нравственное воспитание детей;
— убеждение — применяется в форме словесных воздействий (разъяснение, беседа). Пользуясь методом убеждения, педагог разъясняет правила поведения, побуждает детей к более осознанному их выполнению;
— накопление морального опыта и его закрепление осуществляются методом многократного повторения правильных действий и поступков в конкретных условиях двигательной деятельности.
Таким образом, формирование нравственно-волевой сферы — важное условие всестороннего воспитания личности ребенка.
Народные подвижные игры помогают осуществить интегративный подход при организации образовательного процесса и решать задачи в разных областях:
—  развивать мышление, воображение, активизировать умственную деятельность, воспитывать активность, сноровку, сообразительность; обучать умению конструировать игры на традиционной народной основе (образовательная область «Познание»);
—  создавать определенный духовный настрой, интерес к народному творчеству; формировать чувство причастности к истории Родины, знакомясь с народными праздниками и традициями; развивать нравственные качества, воспитывать патриотические чувства (область «Социализация»);
—  развивать навыки свободного общения со сверстниками, инициативу, умение постоять за себя, нравственные чувства; учить преодолевать неудачи, переживать неуспех (область «Коммуникация»);
—  развивать двигательную активность и физические качества (область «Физическая культура»);
—  знакомить с различными видами фольклора — приговорками, считалками, перевертышами, загадками, хороводами, народными песнями и др. (области «Чтение художественной литературы», «Музыка»).Приобщение детей к истории культуры на основе ознакомления с народными подвижными играми по четырем направлениям:
1)     ознакомление детей с истинно народными старинными подвижными играми, адаптированными к современным условиям, организация физкультурных праздников и развлечений по мотивам народных традиций и обычаев;
2)  обучение воспитателей эффективным приемам работы с детьми. Педагоги прежде всего должны сами знать историю появления народной подвижной игры и ее воспитательное значение, а также уметь заинтересовать этим детей. Условием введения народных подвижных игр в современный педагогический процесс должно стать усвоение педагогами игрового репертуара, знание разнообразных видов народных игр, их вариантов, способов начала и окончания игры, игровых приговорок, диалогов и считалок. И еще: гибкая игровая позиция взрослого — он не руководитель, а партнер в игре;
3)  привлечение родителей в ВОП через проведение совместных развлечений с использованием народных подвижных игр, ознакомление с календарными праздниками, их обычаями и традициями; это объединяет семью и наполняет ее досуг новым содержанием;
4)  оснащение предметно-развивающей среды — изготовление разнообразного оборудования для проведения игр и состязаний, подбор музыкального сопровождения.
Таким образом, детские подвижные игры, взятые из сокровищницы народных игр, позволят нам решить задачу национального воспитания и всестороннего развития ребенка. Правильная педагогическая организация игровой деятельности воспитанников может быть реальным и действенным путем возрождения и сохранения традиционных детских игр, а через них и культуры своего народа. Возрождение народных традиций в подвижных играх, состязаниях, обычаях поможет приостановить процесс вымирания народной педагогики и окажет огромное влияние на воспитание психически и физически здорового подрастающего поколения.
Работа с детьми физкультурно-оздоровительной направленности должна проводиться систематически и последовательно, согласно годовому и перспективному плану работы на уч. год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"

Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на занятиях физической культурой

План работы в ДОУ по духовно-нравственному воспитанию на занятиях физической культурой. Использование подвижных игр, работа с родителями, привлечение педагогов и специалистов ДОУ при реализации проект...

«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....

Тема: Духовно-нравственное, патриотическое воспитание личности на занятиях.

В настоящее время духовно-нравственное и патриотическое  воспитание детей стало чрезвычайно актуальной и  сложной  проблемой, которая  должна  решаться  сегодня  все...

Доклад "Нравственно - патриотическое воспитании дошкольников на занятиях по средствам развития речи"

Педагогический совет. Тема: «Нравственно - патриотическое воспитании дошкольников по средствам развития речи.»...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на занятиях физической культурой

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на занятиях физической культурой...

Познавательно-творческий проект «Блокада Ленинграда – 900 дней Подвига» по духовно-нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников от 6 до 7 лет посредством деятельности клуба «Волонтёры истории»

У нашей страны великое прошлое, которое нас учит, воспитывает, формирует чувство гордости. Победа России во Второй мировой войне завоёвана непомерным подвигом народа.Ещё живы свидетели ...