план работы по самообразованию
календарно-тематическое планирование (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Красноперова Наталия Сергеевна

План работиы по самообразованию на иему "Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе ДОУ "

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл munitsipalnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx41.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад №109»

План работы по самообразованию на тему

«Здоровьесберегающие технологии в образовательно- воспитательном процессе»

Воспитатель: Красноперова Н.С.

Ярославль 2018-2022

Забота о здоровье- это важный труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит

 их духовная жизнь, Мировоззрение, умственное

развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

В.А. Сухомлинский

Актуальность выбранной темы.

Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни в настоящее время является особенно актуальной, т.к. наблюдается тенденция к ухудшению состояния здоровья всех социально- демографических групп населения России, и, что особенно огорчает, детей дошкольного возраста. Её решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и его укреплению, начиная с раннего детства.

Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей- одна из основных задач дошкольного образования в соответствии с Законом «Об образовании».

Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психологического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, но, по данным системы здравоохранения, в настоящее время состояние здоровья детей дошкольного возраста существенно ухудшается. Следовательно,  актуально значимым и востребованным сегодня становится поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях. Технологии, как эффективная система мер профилактической работы с детьми, направленная на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, получили название «Здоровьесберегающих технологий»

С целью помочь сохранить и укрепить здоровье детей целесообразно уже в детском саду использовать здоровьесберегающие технологии, особенно важно их применение для детей раннего возраста.

Раннее детство- время, когда ребенок растет и развивается, с интересом познает все, окружающее его. В этот период человек быстро развивается физически, психически, формируются  основные черты личности ребенка. Этот возраст является благоприятным для прививания полезных привычек, поэтому педагогу необходимо начинать формировать у ребенка потребность к здоровому образу жизни уже с этого возраста.

Считаю задачу формирования культуры здоровья для детей дошкольного возраста приоритетной, именно поэтому, темой моего самообразования выбрала «Здоровьесберегающие технологии в образовательно- воспитательном процессе»

Цель работы по теме определила, как: создание комплексной системы физкультурно-оздоровительной работы с детьми, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей и воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

Задачи, поставленные мной в начале работы:

- дать детям общее представление о здоровье, как о ценности;

- сохранять и укреплять здоровье детей, совершенствовать их физическое развитие, повышать свойства организма, улучшать физическую и умственную работоспособность;

- развивать основные физические способности (силу, быстроту, ловкость и др.), приобщать детей к спорту;

- способствовать усвоению правил соблюдения гигиенических норм и культуры быта;

- усвоить правила питания и закрепить представление о пользе овощей и фруктов;

- закреплять представления о влиянии природных факторов окружающей среды на здоровье;

- формировать потребность в двигательной активности, навыки здоровьесбережения;

- учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов  здоровьесбережения (различные виды массажа, самомассажа, комплексы общеразвивающих упражнений , физкультминутки, ритмические танцы, подвижные игры и т.д.).

Предполагаемый результат:

- Создание образовательной среды, формирующей здоровую, физически развитую, социально-адаптированную, увлеченную спортом личность, сознательно использующую знания о здоровом образе жизни;

- Снижение показателей заболеваемости;

- Положительная динамика показателей физического развития детей;

- Овладение детьми навыков ЗОЖ;

- Стимулирование повышения внимания дошкольников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности, применения витаминов ;

- Повышение заинтересованности работников детского сада и родителей в укреплении здоровья дошкольников.

Личный перспективный план работы по самообразованию

на 2018-2022 учебный год

Раздел

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

диагностический

-Определение цели, задач по выбранной теме.

-Реализация поставленных задач, знакомство с различными формами и методами работы

- Выявление уровня профессиональной компетентности педагогов и их потребности в инновационных педагогических знаниях по данному направлению

- просвещение родителей, формирование мотива сотрудничества

Сентябрь 2018- май 2022

Изучение психолого- педагогической литературы:

  • сбор информации для выбора направления работы с детьми
  • создание условий для сохранения стимулирования здоровья
  • изучение индивидуальных особенностей ребенка

практический

Оформление картотеки Массажа и самомассажа, пальчиковой гимнастики, гимнастики пробуждения, гимнастики для глаз, релаксационных упражнений.

Проведение досугов «Быть здоровым- здорово!»,

«Витамины- наши лучшие друзья»,

Беседы «Чистые руки»

Оформление стенда «В здоровом теле- здоровый дух!»

2018-2022

Предоставление педагогической информации родителям по данной теме

Формирование потребности в двигательной активности

Развитие умения сознательно вырабатывать полезные привычки

Проведение динамических пауз во время занятий (в течение года),

Проведение релаксаций (в течение года)

Проведение утренней гимнастики, пальчиковой гимнастики, гимнастики пробуждения, закаливающих процедур, босохождения, хождения по массажным коврикам (ежедневно)

2018-2022

Рекомендуется всем детям для развития мелкой и общей моторики, а так же для профилактики утомления, профилактики непропорциональной нагрузки на мышцы, и в целях укрепления организма

обобщающий

Мониторинг с целью выявить уровень сформированности умений детей применения здоровьесберегающих технологий в повседневной жизни.

Родительское собрание

Выступление на педагогическом совете с целью распространения опыта своей работы

Сентябрь, май 2019,

Сентябрь, май 2020,

Сентябрь, май 2021.

Сентябрь, май 2022

Подведение итогов эффективности использования современных здоровьесберегающих технологий.

Подведение итогов работы.

Анализ результатов совместной деятельности

Презентация проекта

Информационно-аналитический этап работы

этапы

сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь-май 2018-2019

-«Сказкотерапия в практике психологического консультирования»

-«Здоровье детей в образовательных организациях»

"Экологические сказки в ДОУ"

"Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста, как средство профилактики речевых нарушений»

Семинар "Практическое применение современных технологий в логопедической работе с детьми ОВЗ"

"Реализация здоровьесберегающей системы работы ДОО в современных условиях"  

"Артикуляционная и дыхательная гимнастики как основа формирования полноценной речи у детей с ТНР"

"Логоритмика, как средство коррекции речевых нарушений в рамках реализации адаптированных общеобразовательных программ для детей с ТНР"

Жигалева, А.Н «Современные здоровьесберегающшие технологии в дошкольном образовании»  Воспитатель ДОУ – 2017. - №8.

В. И. Ковалько «Азбука физкультминуток для дошкольников».

Каралашвили Е. А. Физкультурная минутка/ Динамические упражнения для детей 6-10 лет. – М. ,2002

Агапова И. А., Давыдова М. А Подвижные игры для дошкольников. – М. 2008

Вареник Е. Н. Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет М.2009

Доронина М. А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста 2007

 Емельянова М. Н. Подвижные игры как средство формирования самооценки

Гаврючина Л. В Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие – М. ; Сфера, 2008

Т. С. Овчинникова Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду. Издательство: КАРО 2006

https://aldebaran.ru/author/s_ovchinnikova_t/kniga_artikulyacionnayai_palchikovaya_gimnastika 

Изучение методической литературы, создание картотеки сказок для сказкотерапии,

Посещение семинаров;

Создание картотеки пальчиковой гимнастики для детей I младшей группы;

 Создание картотеки артикуляционной гимнастики для детей раннего возраста;

Создание картотеки дыхательной гимнастики для детей раннего возраста

Выступление перед коллегами на тему

«Нестандартное спортивное оборудование в образовательном процессе ДОУ»

Сентябрь-май 2019-2020

"Игры в сенсорной песочнице как средство достижения психофизического благополучия детей раннего возраста"

Ирина Красикова «Самомассаж в ДОУ» Издательство: Корона-Век Издано: 2011г.

Голубева Л. Г«Оздоровительный массаж» 2007г. Издательство: «Просвещение»

Ахутина Т.В Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья 2008

Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России // Школа здоровья. 2008.

Васильев В. Н. Здоровье и стресс. - М.: Знание, 2011

Назаренко Л.Д Оздоровительные основы физических упражнений. - М., 2012.

Пирогова Е. А Окружающая среда и человек. - Минск, 2009

СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях"

Ткачева В.И. Играем каждый день //Методические рекомендации. - Мн.: НИО, 2011.

Карасева, Н.С., Хохлова Г.Т. Формирование основ здоровьесбережения и собственной безопасности у дошкольников Дошкольник. РФ – 2020. – №5 (126). – С.49. [Электронный ресурс].

 https://docviewer.yandex.ru/view/120933157/?page=4&*=YvAnEVDI%2BU4cGndJE9gxo10Bexx7InVybCI6InlhLWRpc2stcHVibGljOi8vNzZkQ0hybHRiQzg5eEpDeTdyYTBzYVU0ZFlMc05wd2hTbXd6TDlXUHl4aXJydk1MMW8xak1nNWhoZGNZQXFRRnEvSjZicG1SeU9Kb25UM1ZvWG5EYWc9PSIsInRpdGxlIjoiMjAyMDA1MDEucGRmIiwibm9pZnJhbWUiOmZhbHNlLCJ1aWQiOiIxMjA5MzMxNTciLCJ0cyI6MTU4NjI1MDUyMjk1MiwieXUiOiI2MTIzNDQ4NzcxNTg1MTUxMzQxIn0%3D

Ничепай, О.Н. Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду.  Вестник Орлеу – 2017. - №2 (16). – С.73-77. . [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-zdoroviesberegayuschie-tehnologii-ispolzuemye-v-detskom-sadu/viewer

Посещение мастер-класса «Игры в сенсорной песочнице как средство достижения психофизического благополучия детей раннего возраста"

Сбор атрибутов для игр в песочнице;

Изготовление песочницы

Создание картотеки оздоровительного массажа и самомассажа для детей 3-4 лет

Выступление перед коллегами на тему «Фитотерапия»

Сентябрь-май 2020-2021

"Использование су-джок терапии в работе с детьми дошкольного возраста"

мастер- класс "Бизиборд, как средство тактильного и сенсорного восприятия для развития речи детей раннего возраста

Вебинар "Специфика ранней помощи семье ребенка с ОВЗ и ребенка- инвалида»

Семинар "Особенности работы образовательной организации в условиях сложной эпидемиологической ситуации"

"Арт-терапия как метод работы с эмоциональными проблемами детей дошкольного и младшего школьного возраста" 

Зенина, Е.А. Здоровьесберегающие технологии для старших дошкольников .Инструктор по физической культуре – 2018. - №8

Веремкович Л., Иванова О. и др. Закаливание детей в современных условиях. Дошкольное воспитание, 1993

Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Фурмина Л.С. Игры и развлечения детей на воздухе. — М., 1983

Рунова М.А. Помогите ребенку укрепить здоровье! //Дошкольное воспитание — №9 — 2004 г.

Рунова М.А, Двигательная активность ребенка в детском саду. — М., 2000.

Е. Кан О физическом воспитании «Наша зарядка»; В. Суслов «Про Юру и физкультуру»

М. Витковская 

 С. Михалков В. Лебедев-Кумач О закаливании — «О том, как мальчуган здоровье закалял» 

 «Про мимозу»;

 «Закаляйся!»

П. Воронько ,Н. Лоткин ,С. Михалков, С. Маршак О сне — «Спать пора»;

 «Тихий час»;

 «Не спать»;

 «Дремота и зевота». 3.Александрова

А. Кардашова, С. Михалков, Э. Успенский О питании — «Большая ложка»;

 «За ужином»;

 «Про девочку, которая плохо кушала»;

 «Дети, которые плохо едят в детском саду».

Посещение мастер-класса"Использование су-джок терапии в работе с детьми дошкольного возраста"

Создание картотеки для су-джок терапии 

Посещение мастер- класса "Бизиборд, как средство тактильного и сенсорного восприятия для развития речи детей раннего возраста

Создание бизиборда «Легковой автомобиль»

Выступление перед коллегами на тему

«Витаминотерапия»

Сентябрь-май 2021-2022

Сивцова А.М Влияние комплексного использования здоровьесберегающих педагогических технологий технологий в ДОУ на последующую адаптацию детей к школе.

Черток Т. Я, Основы медицинских знаний: Учеб. Пособие для учащихся пед. Училищ по спец. "Дошк. Воспитание" 2008г

Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье / И.И. Брехман // Вестник АН СССР. – 1987

А. Кузнецова, Н. Найденова, М.Яснов, К.Чуковский

 О санитарно-гигиенических навыках —

 «Кто умеет?»;

 «Наши полотенца»;

 «Я мою руки»;

 «Мойдодыр».

Изучение материала по влиянию комплексного использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ, посещение мастер-классов;

Проведение мастер-класса по изготовлению приспособлений для дыхательной гимнастики,

Выступление перед коллегами на тему Влияние комплексного использования здоровьесберегающих педагогических технологий технологий в ДОУ на последующую адаптацию детей к школе.

Работа с детьми

Сентябрь-май 2018-2019

В ходе работы над данной темой был разработан и реализован проект «За здоровьем в детский сад» 01.01.2018-01.09.2019

изготовлен лэпбук  «Здоровый образ жизни» май 2018

познакомились с полезными продуктами: овощами и фруктами (лук, чеснок, капуста, яблоко, груша), Закрепление представлений о витаминах и пользе овощей и фруктов Разучивание песенок- потешек для умывания, стихов для зарядки, гимнасти пробуждения, пальчиковой гимнастики

Проведение утренней гимнастики, закаливающих мероприятий, пальчиковых игр, динамических пауз, физкультминуток и т.п.

Проведение динамических пауз во время занятий (в течение года),

Проведение релаксаций (в течение года)

Проведение утренней гимнастики, пальчиковой гимнастики, гимнастики пробуждения, закаливающих процедур, босохождения, хождения по массажным коврикам (ежедневно)

- просвещение родителей

Проведение бесед о культурно-гигиенических навыках

Сентябрь-май 2019-2020

Лепбук «Человек. (части тела, гигиена и ЗОЖ)» 2019

Изготовлена песочница, подобраны игрушки и сказки для  пескотерапии в 2020 году

Изготовила гаджет для дыхательной гимнастики март 2020

Обобщение знаний о значении для здоровья санитарно- гигиенических процедур.

Значение здоровья зубов для здоровья всего организма

Проведение утренней гимнастики, закаливающих мероприятий, пальчиковых игр, динамических пауз, физкультминуток и т.п.

Проведение динамических пауз во время занятий (в течение года),

Проведение релаксаций (в течение года)

Проведение утренней гимнастики, пальчиковой гимнастики, гимнастики пробуждения, закаливающих процедур, босохождения, хождения по массажным коврикам (ежедневно)

Сентябрь-май 2020-2021

Лепбук «Рациональное питание- залог здоровья» 2021

фито-подушки для укрепления здоровья детей в группе.

Особенности жизни в большом городе: факторы угрозы здоровью. Формирование представлений о факторах окружающей среды, оказывающих влияние на здоровье человека, значение растений для жизни человека

Разучивание потешек для умывания, стихов, песенок для зарядки, гимнасти пробуждения, пальчиковой гимнастики

Проведение утренней гимнастики, закаливающих мероприятий, пальчиковых игр, динамических пауз, физкультминуток и т.п.

Проведение динамических пауз во время занятий (в течение года),

Проведение релаксаций (в течение года)

Проведение утренней гимнастики, пальчиковой гимнастики, гимнастики пробуждения, закаливающих процедур, босохождения, хождения по массажным коврикам (ежедневно)

Проведение цикла бесед по безопасности «Мой город- мой дом»

Сентябрь-май 2021-2022

Закреплять представление о важности санитарно-гигиенических процедур для здоровья.

Уточнить знания о микробах, как причине заболеваний.

Закреплять знания о признаках здоровья и болезни

Разучивание потешек для умывания, стихов, песенок для зарядки, гимнасти пробуждения, пальчиковой гимнастики

Проведение утренней гимнастики, закаливающих мероприятий, пальчиковых игр, динамических пауз, физкультминуток и т.п.

Проведение динамических пауз во время занятий (в течение года),

Проведение релаксаций (в течение года)

Проведение утренней гимнастики, пальчиковой гимнастики, гимнастики пробуждения, закаливающих процедур, босохождения, хождения по массажным коврикам (ежедневно)

Работа с родителями

Сентябрь-май 2018-2019

Анкетирование родителей

Консультация «Применение здоровьесберегающих технологий в повседневной жизни детей дошкольного возраста»

Консультация «Роль семьи в формировании здорового образа жизни»

Разработка памяток, буклетов по теме

Изготовление наглядного материала «Роль семьи в формировании здорового образа жизни»

Консультирование родителей по применению здоровьесберегающих технологий в жизни ребенка и семьи

Сентябрь-май 2019-2020

Консультации родителей по профилактике заболеваний

Разработка памяток, буклетов по теме

Создание папок- передвижек; «Осторожно- грипп!», «Болезнь грязных рук»

Беседы о профилактике заболеваний, о правильном одевании ребенка по сезону года, по погоде

Сентябрь-май 2020-2021

Папка- передвижка «Здоровое питание- главное лекарство»

Разработка памяток, буклетов по теме

Создание папок- передвижек «Здоровое питание», «Витамины в жизни людей»

Сентябрь-май 2021-2022

Консультация на тему «Система здоровьесберегающих технологий в ДОО»

Разработка памяток, буклетов по теме

Оформление папки- передвижки «Виды здоровьесберегающих технологий»

Беседы о профилактике заболеваний, о правильном одевании ребенка по сезону года, по погоде

Оформление папки- передвижки «Виды здоровьесберегающих технологий

Повышение педагогической грамотности коллег

Сентябрь-май 2018-2019

Создана презентация «Нестандартное спортивное оборудование в рамках применения здоровьесберегающих технологий в ДОУ» апрель 2019

Посещение открытых мероприятий у педагогов других ДОУ.

Создание картотеки пальчиковой гимнастики для детей I младшей группы;

 Создание картотеки артикуляционной гимнастики для детей раннего возраста;

Создание картотеки дыхательной гимнастики для детей раннего возраста

Выступление перед коллегами на тему

«Нестандартное спортивное оборудование в образовательном процессе ДОУ»

Сентябрь-май 2019-2020

Выступила на педагогическом совете с информацией по теме «Фитотерапия», разработала медиа презентацию по теме выступления 22.11.2019г;

Посещение открытых мероприятий у педагогов других ДОУ.

Посещение мастер-класса «Игры в сенсорной песочнице как средство достижения психофизического благополучия детей раннего возраста"

Сбор атрибутов для игр в песочнице;

Изготовление песочницы

Создание картотеки оздоровительного массажа и самомассажа для детей 3-4 лет

Выступление перед коллегами на тему «Фитотерапия»

Сентябрь-май 2020-2021

В мае 2021 года на педагогическом совете осветила тему «Витаминотерапия». При распространении опыта использовала разработанную медиа презентацию по теме выступления

Посещение открытых мероприятий у педагогов других ДОУ.

Посещение мастер-класса"Использование су-джок терапии в работе с детьми дошкольного возраста"

Создание картотеки для су-джок терапии 

Посещение мастер- класса "Бизиборд, как средство тактильного и сенсорного восприятия для развития речи детей раннего возраста

Создание бизиборда «Легковой автомобиль»

Выступление перед коллегами на тему

«Витаминотерапия»

Сентябрь-май 2021-2022

Консультация для педагогов «Виды здоровьесберегающих технологий и особенности методики проведения»

Посещение открытых мероприятий у педагогов других ДОУ.

Оформление памятки «Оформление здоровьесберегающего пространства тв группах детского сада»

Выступление перед коллегами на тему Влияние комплексного использования здоровьесберегающих педагогических технологий технологий в ДОУ на последующую адаптацию детей к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

План работы по самообразованию воспитателя по теме: «Использование в работе блоков Дьениша с детьми подготовительной к школе группы»

материал будет полезен для воспитателей  подготовительной к школе группы коррекционных груп воспитания и обучения...

План работы по самообразованию на тему " Развитие детского творчества с использованием в работе дошкольников природного материала"

В материале описывается актуальность данной темы, определена цель, поставлены задачи, а также разработан перспективный план работы с родителями и детьми....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...