Статья "АСПЕКТЫ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ВЛИЯНИЯ МУЗЫКОТЕРАПИИ НА РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ДОШКОЛЬНИКА"
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
В статье я подробно освещаю аспекты положительного влияния средств музыкотерапии (слушания лучших образцов мирового музыкального наследия, а также детской музыки) на развитие различных сфер личности ребенка дошкольного возраста. Даны рекомендации родителям о подборе музыкального маериала.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
АСПЕКТЫ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ВЛИЯНИЯ МУЗЫКОТЕРАПИИ НА РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ДОШКОЛЬНИКА
«Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего, воспитание человека», - так писал выдающийся педагог современности В. А. Сухомлинский. Психологическими исследованиями доказано, что те способности, которые удалось развить у детей в процессе музыкального восприятия, как например, способность дифференцировать и различать, определять особенности музыкального произведения, а также память, воображение, помогают детям овладевать и другими видами деятельности. Таким образом, музыкальное воспитание решает не только узкоэстетическую задачу, оно представляет собой действенную силу, стимулирующую общее и, в частности, интеллектуальное развитие личности ребенка.
Многочисленные исследования доказали ― музыкальное искусство положительно влияет на работу мозга. Ученые указывают на такие положительные эффекты:
- Улучшает память. Слушая музыкальные произведения, песенки, ребенок запоминает мелодию и слова без всяких усилий, естественным путем.
- Запускает речь, способствует формированию выразительности речи. В процессе пения тренируются артикуляционные мышцы. Чем чаще ребенок делает попытки к говорению, тем быстрее происходит развитие речи;
- Тренирует пространственное мышление, которое в свою очередь оптимизирует работу мозга.
- Стабилизирует эмоциональный фон. Спокойные произведения успокоят и расслабят гиперактивных детей, веселые мелодии взбодрят тихих и пассивных.
- Развивает чувство ритма и улучшает координацию движений (в процессе движений под музыку). Это актуально для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, гипо- или гипертонусом мышц.
- Повышает познавательный интерес. Музыка подпитывает любознательность, ею можно легко заменить излишнее использование гаджетов.
- Помогает сформировать ощущение времени и умение планировать, аналитическое мышление.
- Коллективные занятия музыкой — пение, слушание, музицирование — способствуют благоприятной социально адаптации.
Интеллектуальное, эмоциональное развитие и социализация
Наукой доказано положительное влияние восприятия образцов мировой классической музыки на развитие интеллектуальных способностей детей, концентрации внимания, улучшение памяти, логического, аналитического и образного мышления, способности планировать и рационализировать действия. Мелодически красивые и гармонически богатые мелодии, исполненные «живыми» (не электронными) инструментами, воздействуют на отделы мозга, которые отвечают за способность человека реагировать эмоционально: сопереживать, доверять, впоследствии — находить общий язык, дружить и сотрудничать с людьми. Это заметно в детском саду: малыши вместе слушают произведения, играют на инструментах, поют, танцуют — их сближает совместная деятельность, которая располагает к общению, дарит ощущение причастности к коллективу и происходящему вокруг. Музыка учит выражать свои чувства, делиться ими. У маленьких детей это проявляется через двигательную активность (подпрыгивание, раскачивание, переступание с ножки на ножку в такт мелодии). Первые проявления эмоций заключаются так же в реакциях на музыку - улыбкой, смехом, хлопками в ладоши. Так формируются социальные навыки малышей.
Раннее развитие творческих способностей личности
Развитие творческих способностей происходит через восприятие музыкальных произведений — слушание, анализ и музыкальную деятельность — пение, танцы, ритмические движения, игру на детских инструментах (бубне, маракасе, ксилофоне, барабане, дудочке). Слушая мелодию, дети учатся понимать, чувствовать и интерпретировать ее. Т.о. включается воображение, фантазия. Способствуют этому и детские песенки. У них простые ритмы, слова легко запоминаются. Дети слушают песни — представляют их в картинках, воображение рисует яркие образы. Позже придумывают свои стихи и песни, поют их.
Художественно-эстетическое развитие личности
Стремление к красоте — естественно для людей. Формирование эстетического чувства, как способности воспринимать и оценивать прекрасное, следует начинать как можно раньше. С раннего детства ребенка необходимо окружать живописью, красивой музыкой, классической литературой. Только таким образом можно сформировать хороший вкус и оградить от пагубного влияния низкопробного искусства.
Как происходит развитие детей средствами музыки
Психологи рекомендуют заниматься музыкотерапией для формирования личности маленького человека регулярно:
- Оптимальная частота — 2 ‒ 3 раза в день;
- Продолжительность — от 20 до 30 минут одно занятие. Следует учитывать индивидуальные особенности ребенка.
- Подбирать мелодии: спокойные — после еды, перед сном; веселые — до еды, в течение дня;
- Выбирать громкость: не громче спокойной разговорной речи, фоновый режим;
- Иметь и предлагать широкий ассортимент: классика, джаз, эстрадные, народные, детские песни — не ограничиваться одним жанром или стилем. Широкий репертуар — залог разностороннего развития личности.
Музыкотерапию следует подключать как можно раньше. Детский мозг пластичен. До 3 лет малыши копят знания в огромном объеме, в этот период идет мощное развитие всех сфер человеческой личности: интеллектуальной, эмоциональной, креативной, коммуникативной. Музыка способна облегчить этот процесс, помочь ребенку развиться по максимуму.
Как использовать музыку для развития детей
Музыка прекрасно подходит для развития детей еще до их рождения и только что родившихся. Уже с 24 недели слуховой анализатор ребенка развит достаточно, чтобы реагировать на шум извне. Ближе к дате родов он уже безошибочно узнает голос мамы, способен слышать мелодии. Следует включать нежную, светлую классическую музыку. Выбрать несколько колыбельных, которые можно петь и включать на носителе. Когда ребенок родится, у него уже будут первые ориентиры в этом мире. Новорожденному нужно включать музыку в фоновом режиме во время кормления, купания, переодевания. Колыбельные или спокойные тихие мелодии перед сном. Динамичные и жизнерадостные — во время зарядки, массажа. Младшим и старшим дошкольникам во время развивающих занятий, настольных игр лучше включать классику. Задорные песни — для переключения внимания, во время активных игр и шалостей, а спокойную — в конце дня, перед сном. Любые произведения влияют на маленького человека: его организм, мозг, психику. Задача родителей — оградить его от негативного влияния и предложить репертуар, который будет благотворно влиять на дальнейшее развитие дитя.
Психологи советуют:
- Во время обучающих игр включать фоном классическую музыку. Например, при прослушивании произведений Бетховена повышается внимание и продуктивность. Произведения Моцарта нейропсихологи советуют включать во время игр, т.к. они активизируют работу мозга: ребенок становится креативным, находчивым, решает задачи необычными способами.
- После занятий или активных игр, перед сном для расслабления, восстановления нейтрального эмоционального фона включать спокойные мелодии, звуки природы, колыбельные.
- Включать в репертуар для слушания детские песни, сказки-мюзиклы, т.к. они учат добру, справедливости, находчивости, прививают правильные ценности.
- Хорошо выполнять упражнение «Рисование под песни». Задача ребенка – изобразить на бумаге услышанное или то, что он чувствует.
Какая музыка для развития детей не подходит:
- громкая, тяжелая отрицательно воздействует на нервную и эндокринную системы;
- с обилием шумов и ударных инструментов не дает сосредоточиться на уровне подсознания — страдает интеллект;
- песни с нецензурной лексикой. Дети схватывают и повторяют все слова, которые слышат. Отучить их от бранных слов будет невероятно сложно;
- монотонные мелодии могут влиять на психо-эмоционально состояние не в лучшую сторону. Следует чередовать спокойные (но не заунывные) мелодии с задорными. Учитывать время суток, темперамент ребенка. Нейропсихологи советуют оградить малышей от прослушивания панка, гаражного рока, хауса, хэви-металла, готики. Эта музыка – слишком тяжелая нагрузка для детских ушей и психики. Она может вызвать плач, истерику, у старших дошкольников — гиперактивность, агрессию. Подобная музыка не оказывает никакого положительного влияния и способна нанести вред.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/09/picture-31311.jpg)
Развитие интеллектуального потенциала в условиях ДОУ
В статье описывается методическая работа, проводимая в ДОУ по развитию интеллектуального потенциала детей....
Консультация для родителей " Положительное влияние театрализованных игр на эмоциональную отзывчивость дошкольника"
Консультация для родителей...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/26/picture-691688-1598437683.jpg)
Сценарий мастер-класса «Режиссёрская игра как средство развития творческого и интеллектуального потенциала дошкольника».
Сценарий мастер-класса о применении режиссерской игры в ДОУ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/06/picture-1286785-1604675703.jpg)
Доклад по теме: «Развитие интеллектуально потенциала детей дошкольного возраста»
Доклад по теме: «Развитие интеллектуально потенциала детей дошкольного возраста»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/19/picture-1164970-1568896041.jpg)
План по самообразования в средней группе «Развитие интеллектуального потенциала детей по средствам проектной деятельности»
План по сомообразованию...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/02/picture-910410-1638474719.jpg)
Презентация "Экспериментальная мини-лаборатория как способ развития интеллектуального потенциала личности дошкольника"
Презентация опыта работы "Экспериментальная мини-лаборатория как способ развития интеллектуального потенциала личности дошкольника"...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/25/picture-1187379-1666719533.jpg)
Мастер-классШахматы как средство развития интеллектуального потенциала дошкольников
Шахматы - магическая игра. Их чары испытали на себе почти все великие люди всех времен и народов - от царей и полководцев до писателей и музыкантов. Люди играют в шахматы уже почти полторы ...