план по самообразованию "Здоровьесберегающие образовательные технологии в ДОУ"
методическая разработка

Ольга Александровна Чуйкина

Актуальная тема для разговора во все времена - это здоровье. здоровье нельзя удержать лекарствами. но есть другое средство - движение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_pl_samoobrazovaniyu_2017-2018gg.docx50.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Болоховский центр образования №2»

                                      муниципального образования

Киреевский район

План по самообразованию

на тему


«Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском дошкольном учреждении.» 

Подготовила воспитатель

высшей квалификационной категории

 Чуйкина О. А.

2017 – 2018 учебный год

    Актуальная тема для разговора во все времена – это здоровье человека. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство – движение. Физические упражнения, движение должны прочно войти в быт каждого человека, который хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную долгую жизнь.

                Что же такое здоровье? Обратимся к «Словарю русского языка»

 С.И. Ожегова: «Правильная, нормальная деятельность организма». В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических  дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.

Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста в РФ показывает, что за последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей снизилось с 23 до 15% и увеличилось количество детей, имеющих хронические заболевания, с 16 до 17,3%. В среднем по России на каждого дошкольника приходится не менее двух заболеваний в год. Приблизительно 20-27% детей относится к категории часто и длительно болеющих. Почти 90% детей дошкольного возраста имеют стандартные отклонения в строении опорно-двигательного аппарата — нарушение осанки, плоскостопие, неравновесный мышечный тонус и т.д.   По данным прогнозов, 85% этих детей — потенциальные больные сердечно-сосудистыми заболеваниями. Около 50% детей нуждаются в психокоррекции и характеризуются серьезным психологическим неблагополучием.

Приведенные результаты наглядно указывают на социально-педагогический уровень проблем, которые возникают перед работниками дошкольных учреждений, призванных воспитать здорового ребенка с оптимальным физическим и психическим развитием, что соответствует социальному запросу общества.
Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющая изменить эту ситуацию. 

Основная задача детского сада — подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки. Но может ли каждый профессионально подготовленный педагог, просто взрослый ответственный человек бесстрастно относится к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников, его прогрессирующему ухудшению? Одним из ответов на этот, во многом риторический вопрос и стала востребованная педагогами образовательного учреждения здоровьесберегающих образовательных технологий.
Здоровьесберегающие образовательные технологии– системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью детей; качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов; технологическая основа здоровьесберегающей педагогики.

Цель здоровьесберегающей  технологии:
обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья. Решению этой цели подчинены многие задачи, которые решает педагог в процессе своей деятельности. Педагоги в детских садах учат детей культуре здоровья, как ухаживать за своим телом, то есть осознанному отношению к своему здоровью, безопасному поведению.
Задачи здоровьесберегающей технологии: 
1.Обучить детей безопасному поведению в условиях чрезвычайных ситуаций в природе и мегаполисе. 
2. Объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и профилактике нарушений плоскостопия и осанки. 
Все здоровьесберегающие технологии можно разделить на 4 группы:

1 группа Технологии сохранения и стимулирования здоровья. 

  • динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т.д.)
  • подвижные и спортивные игры
  • контрастная дорожка, тренажеры

2  группа Технологии обучения здоровому образу жизни. 

  • утренняя гимнастика
  • физкультурные занятия
  • бассейн
  • точечный массаж
  • спортивные развлечения, праздники
  • День здоровья
  • СМИ (ситуативные малые игры – ролевая подражательная имитационная игра)

3группа Технологии музыкального воздействия. 

  • музыкотерапия
  • сказкотерапия
  • библиотерапия

4 группа Технология коррекции поведения.

Таким образом в нашей группе оборудован «Уголок здоровья». Он оснащен как традиционными пособиями (массажными ковриками, спортивным инвентарем).

Здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Поставленные цели и задачи я  успешно реализую на практике:
-
 динамические паузы я  провожу  во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Туда включаю  элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. 
При помощи правильного дыхания можно избежать гайморита, астмы, неврозов, избавиться от головной боли, насморка, простуды, расстройства пищеварения и сна и быстро восстановить работоспособность после умственного и физического утомления. Систематическое использование физкультминуток приводит к улучшению психоэмоционального состояния, к изменению отношения к себе и своему здоровью.

Подвижные и спортивные игры  проводятся как  часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малоподвижные игры.
Релаксация. 
Гимнастика пальчиковая провожу с детьми своей возрастной группы  индивидуально,  либо с подгруппой ежедневно в  любое удобное время, а так же во время занятий. 
Гимнастика для глаз  ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время и во время занятий, чтобы снять зрительную нагрузку у детей. 
Гимнастика дыхательная в  различных формах физкультурно-оздоровительной работы, на физ. минутках во время занятий .
Гимнастика бодрящая  ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по коврикам.

Физкультурные занятия. Проводятся в хорошо проветренном помещении 3 раза в неделю, в спортивном зале.
СамомассажВ различных формах физкультурно-оздоровительной работы  в целях профилактики простудных заболеваний.
Технология воздействия через сказки (сказкотерапия)
Сказка – зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. В ней, возможно, все чего не бывает в жизни
На занятиях по сказкотерапии с детьми старших групп воспитатели учатся составлять словесные образы. Вспоминая старые и придумывая новые образы, дети увеличивают свой образный репертуар, и внутренний мир ребенка становится интереснее, богаче. Это истинный шанс понять и принять себя и мир, повысить самооценку и измениться в желаемом направлении. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей. 
Спокойное состояние нервной системы возвращает ребенку здоровье. 
Технологии музыкального воздействия. Используются для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя в различных формах физкультурно-оздоровительной работы.  Проводят воспитатели и музыкальный руководитель.
Так же  с детьми проводятся разные виды закаливания:

- ходьба босиком по мешочкам с морской солью  проводится после дневного сна.

- обширное умывание.

- ходьба по массажным коврикам. 

Использование здоровьесберегающих технологий предполагает и работу с родителями. Перед нами стоит задача:

  • ознакомить родителей с факторами влияющими на здоровье детей, с условиями созданными для охраны здоровья детей в группе;
  • консультации, рекомендации и беседы с родителями по поводу профилактики болезней, соблюдением личной гигиены, пользе дополнительных прогулок и занятий;
  •  родительское собрание;
  •  папки-передвижки;
  • анкетирование;
  • совместные акции: спортивные праздники,  памятки  из серии «Пальчиковая гимнастика», «Как правильно закаливать ребенка?»;
  • обучение родителей приемам и методам оздоровления детей (тренинги, практикумы);

Педагогическими условиями здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей в дошкольном учреждении, являются:

  • организация разных видов деятельности детей в игровой форме;
  • оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями.
    Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием воспитателя,  инструктора по физической культуре, музыкального руководителя. 

Родители являются  примером подражания для своих детей и авторитетом. Поэтому очень важно чтобы родители прислушивались к советам, рекомендациям  воспитателей по организации режима дня, досуга дома.

Применение здоровьесберегающих технологий в воспитании и развитии детей дает положительный результат. Дети  быстрее  адаптируются в предметно - пространственной среде, к сверстникам и взрослым:у них повышается сопротивляемость организма к  простудным заболеваниям и двигательная активность. Так же хочется отметить улучшение показателей социального здоровья.

ЛИТЕРАТУРА:

  • Волошина Л. Организация здоровье сберегающего пространства//Дошкольное воспитание.-2004.-N1.-С.114-117.
  • Терновская С.А., Теплякова Л.А. Создание здоровье сберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении// Методист.-2005.-N4.-С.61-65.
  • Новые здоровье сберегающие технологии в образовании и воспитании детей. С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности.-N2.-С.171-187.


п/п

Содержание работы

Дата проведения

Место проведения

1

Изучение литературы:

  • «Здоровьесберегающая система ДОУ» авт. – сост. М. А. Павлова, М. В. Лысогорская;
  • «Организация здоровьесберегающего пространства» Л. Волошина// Дошкольное воспитание – 2004г. №1 с. 114-117
  • «Оздоровление детей в условиях д/с» под редакцией Л. В. Кочетковой;
  • Л.В. Гаврючина «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»;
  • Т. А. Шорыгина «Беседы о здоровье» «Школа здорового человека»;
  • Г. И. Кулик «Здоровьесберегающее пространство в ДОУ» / сост. Н. И. Крылова;
  • М. Ю. Картушина «Физкульт – привет минуткам и паузам!» под ред. Сайкина Е. Г. Фирилёва Ж. Е.;

сентябрь –

октябрь

группа

2

1. Разучивание с детьми элементов самомассажа тела «Дятел».

Цель: объяснить детям серьезность процедуры и дать элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму.

2. КВН с родителями

ноябрь

группа

3

   1. Анкетирование родителей по теме: «Что мы знаем о здоровье».

2. Разучивание комплекса гимнастики после сна.

 Цель: сформировать у ребенка необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить детей использовать полученные знания в повседневной деятельности.

декабрь

группа

4

Дыхательные упражнения «Гимнастика маленьких волшебников».

Цель: способствовать расслаблению мышц и нервно – эмоционального напряжения. Развивать у ребенка позитивное, ценностное отношение к собственному телу. Формировать навыки правильного дыхания.

январь

группа

5

«Полянка настроения».

Цель: тренировка радостных эмоций, расширение представлений детей о поступках, которые приносят радость; развитие внимания к своим мышечным и эмоциональным ощущениям.

февраль

группа

6

1. Беседа с детьми «Пришла весна – ребятишкам не до сна!»

Цель: совершенствовать двигательную активность детей на прогулке.

Включить в режимные моменты новые подвижные игры, народные игры, физкультминутки, пальчиковые игры.

март –

апрель

группа

7

1. Викторина «Будем здоровы».

Цель: формирование двигательной активности детей; укрепление физического здоровья дошкольников; воспитание коллективизма и доброты.

2. Мониторинг - диагностика уровня физического развития детей.

май

группа

8

Отчёт по плану  самообразования

май

группа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

План - схема календарного плана для воспитателей младших групп

План - схема календарного плана для воспитателей младших групп составлена в соответствии с программой "Детство". План включает четыре направления развития ребенка, ежедневно планируется три индивидуа...

Перспективный план коррекционно-развивающей работы, календарный план НОД по подготовке к обучению грамоте, развитию речи в группе комбинированной направленности для детей с ТНР старшего возраста

Из опыта работы, представлена план-программа по разделам : развитие словаря, формирование и совершенствование грамматического строя речи, развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языко...

Интегрированный план НОД по Экологии на квартал подготовительная группа, план составлен согласно новым стандартам

Данный  интегрированный план составлени по программе "От Рождения до школы"...

Перспективный план для воспитателей по ознакомлению детей 5—7 лет с национально—региональным компонентом. (План работы и смены развивающей среды в «Уголке Малой Родины»)

Пояснительная  записка.Воспитание  чувства  патриотизма  и  толерантности  у  дошкольников—процесс  сложный  и  длительный.  Эта  весьма...

Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы. Перспективный план по познавательному развитию во второй младшей группе. План работы с семьёй

Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы.ТемаСодержаниеЦельФорма организацииВодаД/Упражнения:«Помоем ручки», «Умоем куклу»,«Плавают кораблики», «П...