Статья на тему: «Консультация для родителей по здоровьесберегающим технологиям в первой младшей группе детского сада»
статья (младшая группа)

Вильсон Молина Карина Бернардовна

Здоровье – одна из главных ценностей в жизни, это состояние полного физического, психического и социального благополучия. Физическое здоровье – это состояние органов и систем органов, жизненных функций организма. Психическое здоровье – состояние психики, характеризующееся общим душевным равновесием. Актуальная тема для разговора во все времена. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство – движение. Физические упражнения, движение должны прочно войти в быт каждого человека, который хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную долгую жизнь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Консультация для родителей по здоровьесберегающим технологиям в первой младшей группе детского сада»

Составила: воспитатель ГБОУ СОШ №309 Центрального района Санкт-Петербурга Вильсон Молина К.Б.

«Консультация для родителей по здоровьесберегающим технологиям в первой младшей группе детского сада»

Здоровье – одна из главных ценностей в жизни, это состояние полного физического, психического и социального благополучия. Физическое здоровье – это состояние органов и систем органов, жизненных функций организма. Психическое здоровье – состояние психики, характеризующееся общим душевным равновесием. Актуальная тема для разговора во все времена. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство – движение. Физические упражнения, движение должны прочно войти в быт каждого человека, который хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную долгую жизнь.

Современные мамы прекрасно знают – чтобы малыш меньше болел, нужно укреплять иммунитет ребенка. Но как это делать правильно, знают далеко не все.

Увы, универсальной таблетки, которая повысит детский иммунитет, не существует, как и продуктов, напрямую улучшающих защитные силы детского организма. ВОЗ и передовые врачи считают – для укрепления детского иммунитета и способности организма противостоять инфекциям, нужен комплексный подход и активная позиция родителей.

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был сильным, бодрым, энергичным: бегал, не уставая, катался на велосипеде, плавал, играл с ребятами во дворе, не болел. Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неудач на занятиях, в играх, в спорте.

Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание работе, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Одной из главных задач и нашего сада является: сохранять, укреплять физическое, психологическое и социальное здоровье дошкольника.

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Комплекс форм, направленных на укрепление здоровья воспитанников ДОУ, получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии». «Здоровьесберегающая технология» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.  Главное назначение таких новых технологий – объединить педагогов, психологов, медиков, родителей и самое главное – самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья.

Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития, говорит о необходимости поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию.

Основными задачами детского сада по физическому воспитанию дошкольников являются: охрана и укрепление здоровья детей, формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств, создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности, а также воспитание потребности в здоровом образе жизни и обеспечение физического и психического благополучия. То есть, сад должен подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки.

Здоровьесберегающие образовательные технологии– системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью детей; качественная характеристика педагогических технологий по степени их воздействия на здоровье учащихся и педагогов; технологическая основа здоровьесберегающей педагогики.

Достижению здоровьесберегающей цели подчинены многие задачи, которые решает педагог в процессе своей деятельности. Педагоги в детских садах учат детей культуре здоровья, как ухаживать за своим телом, то есть осознанному отношению к своему здоровью, безопасному поведению.

Задачи здоровьесберегающей технологии:

1. Обучить детей безопасному поведению в условиях чрезвычайных ситуаций в природе и мегаполисе.

2. Объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и профилактике нарушений плоскостопия и осанки.

3. Осуществить преемственность между дошкольным образовательным учреждением и школой средствами физкультурно-оздоровительной работы.

Все здоровьесберегающие технологии можно разделить на 4 группы:

1 - Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

• динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т. д.)

• подвижные и спортивные игры

• контрастная дорожка

2 - Технологии обучения здоровому образу жизни.

• утренняя гимнастика

• физкультурные занятия

• спортивные развлечения, праздники

• День здоровья

• СМИ (ситуативные малые игры – ролевая подражательная имитационная игра)

3 - Технологии музыкального воздействия.

• музыкотерапия

• сказкотерапия

4 - Технология коррекции поведения.

Таким образом в нашей группе оборудован «Уголок здоровья». Он оснащен как традиционными пособиями, так и нестандартным оборудованием для:

-ходьбы по коврику из пробок, пуговиц, крупы, мелких камешков, где происходит массаж стоп ног.

- развития дыхания и увеличения объема легких используются султанчики и вертушки.

-массажа ладоней рук, массируя которые можно воздействовать на различные точки организма

- массажа ступней ног и развития координации движения используются коврики: веревки с узелками и ребристые дорожки.

-ежедневной (после сна) оздоровительной гимнастики босиком под музыку.

Здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Поставленные цели и задачи мы (воспитатели группы) успешно реализуем на практике: динамические паузы проводятся во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Туда включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других, в зависимости от вида занятия. При помощи правильного дыхания можно избежать гайморита, астмы, неврозов, избавиться от головной боли, насморка, простуды, расстройства пищеварения и сна, и быстро восстановить работоспособность после умственного и физического утомления. Систематическое использование физкультминуток приводит к улучшению психоэмоционального состояния, к изменению отношения к себе и своему здоровью.

Подвижные и спортивные игры проводятся как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малоподвижные игры.

Расслабление. Гимнастика пальчиковая проводится с детьми группы индивидуально, либо с подгруппой ежедневно в любое удобное время, а также во время занятий.

Гимнастика для глаз ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время и во время занятий, чтобы снять зрительную нагрузку у детей.

Гимнастика дыхательная в различных формах физкультурно-оздоровительной работы, на физ. минутках во время занятий и после сна во время гимнастики.

Бодрящая гимнастика проводится ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дорожкам.

Физкультурные занятия – 3 раза в неделю.

Проводятся в хорошо проветренном помещении и 1раз в месяц - на свежем воздухе.

Технология воздействия через сказки (сказкотерапия). Сказка — это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент ее личностного развития; зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. В ней возможно все, чего не бывает в жизни. На занятиях по сказкотерапии дети увеличивают свой образный репертуар, и внутренний мир ребенка становится интереснее, богаче. Это истинный шанс понять и принять себя и мир, повысить самооценку и измениться в желаемом направлении. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей. Спокойное состояние нервной системы возвращает ребенку здоровье. Технологии музыкального воздействия используются на занятиях сказкотерапии. Подбирается подходящее по настроению сказки музыкальное сопровождение (фоновое), тихое, чтобы не отвлекало детей от работы на занятии, но создавало соответствующее настроение и помогало лучше погрузиться в волшебный мир сказочных фантазий.

Также с детьми проводятся разные виды закаливания:

- обширное умывание.

- ходьба по ребристым дорожкам босиком.

Использование здоровьесберегающих технологий предполагает и работу с родителями. Перед нами стоит задача:

ознакомить родителей с факторами, влияющими на здоровье детей, с условиями, созданными для охраны здоровья детей в группе.  Это ознакомление проходит в форме

- консультаций, рекомендаций и бесед с родителями по поводу профилактики болезней, соблюдением личной гигиены, пользе дополнительных прогулок и занятий.

- родительских собраний;

- оформление стендов приемной ясельной группы в виде папок-передвижек;

- анкетирований;

- совместных акций: спортивные праздники, дни здоровья; памятки, буклеты из серии «Пальчиковая гимнастика», «Как правильно закаливать ребенка?»

- выпусков газет;

Педагогическими условиями здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей в дошкольном учреждении, являются: организация разных видов деятельности детей в игровой форме; оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями. Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня.

Родители являются примером для подражания для своих детей и авторитетом. Поэтому очень важно, чтобы родители прислушивались к советам, рекомендациям воспитателей по организации режима дня и  досуга дома.

Применение здоровьесберегающих технологий в воспитании и развитии детей дает положительный результат. Дети быстрее адаптируются в предметно - пространственной среде, к сверстникам и взрослым: у них повышается сопротивляемость организма к простудным заболеваниям и двигательная активность. Так же хочется отметить улучшение показателей социального здоровья.

Здоровье детей в детском саду — это ответственность и персонала сада, и родителей. Общими усилиями нужно постараться создать детям все условия для правильного и здорового развития.

                                                      Санкт-Петербург 2021


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы для воспитателей первой младшей группы детского сада. «РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В СЕНСОРНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ»

Дидактические игры и занятия очень важны для умственного воспитания детей. Во время занятий у ребенка вырабатываются качества, необходимые для успешного умственного развития; появляется, способность ...

Комплексное открытое занятие по сенсорному воспитанию и физическому развитию с использованием здоровье сберегающих технологий в первой младшей группе детского сада

Цель:  СохЦель:  Сохранить и укрепить здоровье детей; развивать сенсомоторный интеллект               детей с помощью физической культуры; вызва...

Консультация для родителей.Приобщение к труду в первой младшей группе детского сада

Многие родители задаются вопросом: для чего ребенку в детском саду трудовая деятельность? Отвечать на этот вопрос приходится почти каждому педагогу. Деятельность взрослого и ребенка и...

Здоровьесберегающие технологии во второй младшей группе детского сада

Собраны методические материлы  по  здоровьесбережению: стретчинг, фонематическая ритмика, корригирующая гимнастика и др....

Консультация для родителей "Чему научатся дети в 1 младшей группе детского сада в свете ФГОС ДО"

В консультации в доступной для родителей форме раскрывается о ФГОС ДО, целевых ориентирах младенческого и раннего возраста, а также раскрывается, чему должны научиться дети за год пребывания в детском...

Консультация для родителей «Применение здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в детском саду»

Консультация для родителей «Применение здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в детском саду»...

Консультация для родителей первой младшей группы Тема: «Трудовое воспитание в первой младшей группе детского сада»

В первой младшей группе закладываются основы трудового воспитания. Детей учат сначала с помощью взрослого, а затем под его контролем надевать, снимать и складывать на место одежду, обувь; замечать нео...