ПРОЕКТ НЕДЕЛЯ ЗДОРОВЬЯ «ЗДОРОВЫМ БЫТЬ ЗДОРОВО!»
проект (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Карнаухова Татьяна Михайловна

Для формирования мотивации к здоровому образу жизни, необходимо эмоционально положительное отношение, интерес к правилам здоро­вьесберегающего и безопасного поведения. Неделя здоровья - форма организации образовательной, воспитательной, здоровьесберегающей деятельно­сти, вызывающая эмоциональный отклик, как у детей, так и у взрослых. Регулярное проведение подобных акций способствует укреплению физическо­го, психического здоровья, формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_nedelya_zdorovya_zdorovym_byt_zdorovo.docx101.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

–  Центр Развития - Ребенка  Детский сад «Медвежонок»

ПРОЕКТ НЕДЕЛЯ ЗДОРОВЬЯ «ЗДОРОВЫМ БЫТЬ ЗДОРОВО!»

Разработчик: инструктор по физической культуре

Карнаухова Татьяна Михайловна

Паспорт проекта

Творческое название проекта

«Здоровым быть здорово!»

База внедрения

МБДОУ ЦРР - Д/С «Медвежонок»

Автор проекта

Карнаухова Т.М., руководитель физического воспитания

Участники проекта

Воспитатели, руководитель физического воспитания, дети, родители

Тип проекта

Практико - ориентированный, игровой.

Основное направление

Интеграция всех образовательных областей.

Приоритетная образовательная область «Здоровье»  «Физическая культура»

Сроки и этапы реализации проекта

Проект краткосрочный  (2 недели)

Подготовительный этап (01.11.2021 - 05.11.2021г.)

Практический этап (08.11. 2021 - 12.11.2021г.)

 Заключительный этап (15.11.2021. - 19.11.2021г.)

Цель

Создание психолого - педагогических условий для развития у детей активного и устойчивого интереса к сохранению и укреплению своего здоровья и приобщения к здоровому образу жизни.

Задачи

Образовательные:

  • систематизировать и расширять знания детей о здоровье человека и способах его укрепления;
  • совершенствовать уже имеющиеся навыки сохранения здоровья;
  • расширять знания и навыки по гигиенической культуре;
  • закреплять знания о здоровых и вредных продуктах питания;
  • расширять знания о влиянии закаливания на здоровье человека.
  • обучать выражать эмоции и их распознавать, инициировать самопознание детей

Развивающие:

  • повышать двигательную активность, функциональные возможности организма;
  • развивать у детей потребность в выполнении специальных профилактических мероприятий в повседневной жизни;
  • повышать  уровень знаний родителей об использовании здоровьесберегающих технологий применяемых в ДОУ
  • повышать психологическую компетентность детей, педагогов, родителей;

Оздоровительные:

  • способствовать закаливанию детского организма, формированию положительных привычек;
  • вызвать желание заботиться о своём организме, беречь своё здоровье;

  • закреплять приемы самомассажа;

-способствовать выработке правильной осанки, профилактика стопных нарушений

Воспитательные:

-воспитать у детей волевые качества, заботливое отношение к своему здоровью и здоровью окружающих

  • сплочение детей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества в ходе реализации проекта.

Проектная идея

Пропагандировать здоровый образ жизни.

Принципы реализации проекта

  • систематичность и последовательность занятий;
  • вариативность содержания и форм проведения занятий;
  • адекватность требований и нагрузок, предъявляемых к ребенку в процессе занятий
  • постепенность и систематичность в освоении и формировании знаний, умений, навыков;
  • индивидуализация, переход к следующему этапу только после освоения предыдущего материала;
  • занимательность, формирование желания выполнять предъявленные требования;
  • сотрудничество, создание в ходе занятия атмосферы доброжелательности, эмоциональной раскрепощенности

Ресурсное обеспечение

Информационные ресурсы:

Методическая, энциклопедическая, художественная литература, ресурсы Интернет, использование ИКТ в образовательной деятельности, печатная продукция, альбомы

Формы реализации проекта

Познавательные беседы о ЗОЖ

Рассматривание книг «Зимние и летние виды спорта»

НОД по образовательной области «Здоровье» и «Физическая культура»  с применением здоровьесберегающих   технологий

Игры: разной подвижности, дидактические, сюжетно-ролевые, настольные и т.д.

Просмотр презентаций «Здоровая и полезная пища» «Если хочешь быть здоров закаляйся!», «Мир эмоций», «Детям о лекарственных растениях», «Движение – это жизнь»

Изготовление «Дорожек здоровья» для босохождения, дидактическое пособие «Пирамида питания», «Куклы эмоции», дидактическое пособие для дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз  с родителями

Во все формы организации включены игровые ситуации и игровое взаимодействие

Предполагаемый

результат

 Для воспитанников:

1. Повышение эмоционального, психологического физического благополучия;

2.        Заложены основы гигиенической культуры;

3.        Улучшение соматических показателей здоровья;

4.        Наличие потребности в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.

5.       Повышение речевой активности, активизация словаря;

Для родителей:

1.        Сохранение и укрепление здоровья детей;

2.        Педагогическая, психологическая помощь;

3.      Повышение уровня комфортности.

Для педагогов:

1.        Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов;

2.        Внедрение оздоровительных технологий, современных форм и новых методов работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников;

3.        Личностный и профессиональный рост;

4.        Самореализация;

5.        Моральное удовлетворение.

Итоговые мероприятия реализации проекта

Физкультурно - познавательные развлечения

"Путешествие в страну "Здоровейка" старшая и подготовительная группа

«Малыши — крепыши» средняя группа

«Мы здоровые ребятки: и зайчишки, и бельчатки» младшие группы

Фотовыставка «Папа, мама, я - спортивная семья»

Оформление галереи рисунков  «Мы здоровью скажем -ДА!»

Актуальность реализации проекта.

Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. Здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов. Это состояние полного душевного и социального благополучия. Уровень здоровья в значительной степени зависит от того образа жизни, который ведёт человек, поэтому главной задачей является обучение детей принципам здорового образа жизни, создавать условия для сохранения и укрепления их здоровья.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Воспитание ценностного отношения к здоровью - одна из важнейших задач дошкольной ступени образования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет основные задачи дошкольного образования:

  • Пункт 1.6, подпункт 6. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни.
  • Пункт 1.6, подпункт 9. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей)

 в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей

  • Пункт 2.6. Содержание основной образовательной программы дошкольного образования должно обеспечивать развитие личности развитие - становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, в закаливании, при формировании полезных привычек и т.д.)

Современные дети хорошо владеют умениями и навыками и требуют от взрослых помощи в определении смысла той деятельности, которую осваивают. Этот смысл и есть отношение к тому, что делают дети. От того, насколько этот смысл станет близок и понятен им, зависит качество и результат деятельности в целом, станет ли деятельность формальной, условной или осмысленной и устойчивой.

Для формирования мотивации к здоровому образу жизни, необходимо эмоционально положительное отношение, интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения. Неделя здоровья - форма организации образовательной, воспитательной, здоровьесберегающей деятельности, вызывающая эмоциональный отклик, как у детей, так и у взрослых. Регулярное проведение подобных акций способствует укреплению физического, психического здоровья, формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни у дошкольников.

1 этап Подготовительный

(01.11.2021 – 05.11.2021)

  • Изучение методической литературы по теме проекта.
  • Познакомить родителей с темой и задачами проекта.
  • Анкетирование родителей «Укрепление здоровья в семье».
  • Размещение в уголке Здоровья информации для родителей по теме «ЗОЖ».
  • Обогащение развивающей предметно-пространственной среды, в соответствии с темой проекта.
  • Подбор аудиозаписей музыкальных произведений для упражнений на релаксацию;
  • Подбор подвижных игр, физминуток, релаксационных упражнений;
  • Разработка игровых ситуаций по тематическим дням;
  • Разработка плана Недели здоровья «Здоровым быть здорово!»
  • Составление картотек: игровой самомассаж,  дыхательная гимнастика,  гимнастика для глаз.

2 этап. Основной

 (08.11. 2021 -12.11.2021г.)

Познавательно-исследовательская деятельность.

  •  Презентации: «Здоровая и полезная пища» «Если хочешь быть здоров закаляйся!», «Мир эмоций», «Детям о лекарственных растениях», «Движение – это жизнь»
  •  Рассматривание альбомов с фотографиями: «Виды спорта», «Спортсмены», «Закаляйся, если хочешь быть здоров !».
  • Настольно-печатные игры: «Я - спортсмен», «Одень спортсмена», «Назови вид спорта»
  •  Дидактическая игра с игровым пособием «Пирамида питания»
  • Просмотр мультфильмов: «Мойдодыр», «Девочка чумазая», «Грязнуля», «Малышарики»,  Здоровое питание, «Зубная фея».
  •  Проведение опыта и рассматривание  гербария.
  • Экскурсии в медицинский кабинет, на кухню.

Коммуникативная деятельность.

  • Разучивание спортивных лозунгов, пословиц о здоровье .
  • Беседы: «Как надо одеваться, чтобы не болеть», «Правильное питание - залог здоровья!», «Мы порядком дорожим - соблюдаем свой режим», «Айболит о соблюдении режима дня», «Кто опрятен тот приятен”, «О пользе овощей и фруктов».
  • Чтение художественных произведений: «Мойдодыр» К.Чуковского, «Девочка чумазая» А.Барто, «Айболит» К.Чуковского, «Сказка про непослушные ручки и ножки» Прокофьевой С., « Про девочку, которая плохо кушала» С.Михалкова. «Деловой человек» Л.Рыжова, «Наоборот» Е.Карганова, Грозовский М. «Распорядок дня», Шорыгина Т. «Зачем соблюдать режим», И. Турчин «Человек заболел».
  • Разучивание потешек и пальчиковых игр: «Водичка, водичка...», «Шалун», «Веселая мышка», «Здравствуй солнце золотое…» «Мы капусту рубим, рубим», «Апельсин», «Кулачок-ладошка», «Моем руки».

Музыкально-художественная деятельность.

  • Упражнения на релаксацию под классическую музыку.
  • Ритмопластика
  • Музыкальные физминутки.
  • Слушание аудизаписи «Песенка про умывание» (муз.В.Богатырева, сл.Д.Червяцова),
  • Утренняя гимнастика с использованием музыкального сопровождения.

Игровая деятельность.

  • Сюжетно-ролевые игры: «Больница для зверят», «Игрушки у врача», «Покажем кукле Кате, как мы умеем умываться и вытирать руки полотенцем».
  • Подвижные и спортивные игры:
  • Дидактические игры : «Одень спортсмена», «Угадай эмоции», «Рассмеши друга», «Чудесный мешочек», «Узнай по запаху», «Угадай на вкус», «Выбери полезные продукты для здоровья», «Оденем куклу на прогулку», «Покажем Мишке, как надо одеваться».

Двигательная деятельность.

  • НОД по физкультуре с использованием здоровьесберегающих технологий
  • Организация на прогулке подвижных игр и мини - эстафет.
  • Индивидуальная работа с детьми в Центрах здоровья.
  • Занятия в тренажёрном зале «Крепыш»
  • Участие детей в спортивных мероприятиях: «День здоровья».

Оздоровительная деятельность:

  • Оздоровительная гимнастика
  • Фитбол – гимнастика
  • Стретчинг
  • Точечный массаж
  • Игровой самомассаж
  • Дыхательная гимнастика
  • Стопотерапия
  • Физкультурные занятия
  • Упражнения для профилактики нарушений осанки
  • Гимнастика пробуждения
  • Антигравитационная разгрузка позвоночника
  • Релаксация с речевым сопровождением

Продуктивная деятельность.

  • НОД по рисованию: «Платочки для мамочки».
  • НОД по аппликации: «Полотенце для Мойдодыра», «Пена для ванны».
  • НОД по лепке: «Расческа для куклы», »Наши сани - едут сами», «Лыжник»
  • НОД по конструированию: «Морковка для Зайчика», «Больница для зверят», «Зубная щетка для себя».

Работа с родителями:

  • анкетирование родителей: «О здоровье всерьёз».
  • консультации по теме «Закаляемся правильно», «Безобидные сладости»
  • совместное изготовление с родителями дорожек здоровья  из бросового материала;
  • совместная деятельность с родителями «Готовим витаминный салат»;
  • индивидуальные беседы с родителями по результатам анкетирования «Укрепление здоровья в семье».
  • здоровьесберегающие технологии. Физиологическое и речевое дыхание. Семинар-практикум.
  • презентация для родителей «Оздоровительные системы»
  • мастер-классы: изготовление спортивных игрушек

Работа с педагогами

  • Рекомендации воспитателями по составлению плана недели здоровья.
  • ПДС: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками».
  • Электронная презентация «Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками».
  • Использование оздоровительных технологий в практической деятельности с детьми:
  • пальчиковая гимнастика, игровой самомассаж

3 этап Заключительный (15.11.2021. - 19.11.2021г.)

  • Оформление галереи рисунков по теме проекта «Любим спортом заниматься»
  • Спортивные развлечение "Путешествие в страну "Здоровейка",  «Малыши — крепыши», «Мы здоровые ребятки: и зайчишки, и бельчатки»
  • Фотовыставка «Папа, мама, я - спортивная семья»
  • Размещение материалов проекта на сайте МБДОУ ЦРР – Д/С «Медвежонок»

Тематический план проведения Недели здоровья «Здоровым быть здорово!»

1младшая группа

Дни недели

Тема недели

Работа с детьми

Работа с родителями

Понедельник

08.11.2021

«Питание»

Цель: расширять знания дошкольников о наличии витаминов во фруктах и овощах; создать условия для формирования у детей представлений о полезных продуктах.

1.Утренняя гимнастика, пальчиковые игры «Мы капусту рубим, рубим», «Апельсин»

2.Дидактическая игра «Съедобно - несъедобно» (пирамида питания)

3. Рисование с помощью отпечатков «Помидорчик»

4.П.И. «У медведя во бору»

5. Проблемная ситуация «Кукла Катя хочет кушать, чем ее накормить?»

6. П.И. «Игра с шишками»

7.Дидактическая игра «Угадай на вкус» (Овощи и фрукты)

8. П.И. «Огуречик, огуречик…»

1. .Бодрящая гимнастика после сна.

2. Игровая деятельность. Дидактическая игра «Найди и назови овощи и фрукты на картинке и в натуре»

3. П.И. «Собираем шарики»

4.Инсценировка сказки «Репка»

5. П.И. «У медведя во бору…» 6.Чтение Е.Благинина «Обедать»

7.Дыхателная гимнастика «Подуй на горячий чай»

1.Консультация для родителей «Питание детей в выходные дни».

2. Папка передвижка «Здоровье на тарелке»

Вторник

09.11.2021

«Эмоции»

Цель: развивать эмоциональную сферу и  саморегуляцию воспитанников,

создание комфортного психологического климата.

1. Утренняя гимнастика «Начинаем день с улыбки»

Пальчиковые игры «Шалун», «Веселая мышка».

2.Беседа «О человеческой улыбке»

3.П.И. «Бегите ко мне»

4.Игровая ситуация по сказке «Курочка Ряба» (знакомство детей с эмоциями: радость-грусть)

5. П.И. «Пляшут малыши»»

6.И/С «Успокой куклу».

7. Художественно – продуктивная деятельность. Рисование пальчиками «Конфета для грустной куклы»

1.Бодрящая гимнастика после сна.

2. Дидактическая игра «Расскажи и покажи части тела, лица»

3. П.И. «Погладь Мишку»

4. Прослушивание детской песенки «От улыбки хмурый день светлей..» 5.Дидактическая игра «Угадай эмоции»

6. П.И. «Пляшут малыши»

1. Консультация для родителей «Эмоциональная жизнь ребенка в раннем возрасте»

2. Изготовление Дидактического материала «Куклы эмоции»

Среда

10.11.2021

«Закаливание»

Цель: формировать начальные представления детей о здоровом образе жизни

совершенствовать двигательные навыки детей.

1.Утренняя гимнастика «Закаляйся, если хочешь быть здоров»

Пальчиковые игры «Здравствуй солнце золотое…»

2.Беседа «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!»

3.П.И. «Солнышко и дождик»

4. Разучивание потешки «Водичка-водичка…»

5.И/С «Умоем куклу».

1.Бодрящая гимнастика после сна.

2.Экспериментирование «Вода холодная - теплая»

3. П.И. «Солнышко и дождик»

4.Чтение детям «Мойдодыр»

5. Рассматривание картинок (предметы гигиены)

6.П.И. «Зайка серый умывается»

1. Папка передвижка «Закаливание»

2. Дорожки по босохождению.

Четверг

11.2021

«Движение»

Цель: Формировать представление о здоровом образе жизни, вызывать эмоционально — положительные отношения  к занятиям физической культурой и спортом.

1.Утренняя гимнастика «Зарядка чемпионов» пальчиковые игры  «Кулачок-ладошка»

2.П.И. «Цветные автомобили»

3.Чтение стихотворения «Мой веселый звонкий мяч»

4.П.И. «Зайка серый умывается»

5. Художественно – продуктивная деятельность. Аппликация из готовых форм «Цветные мячики»

6.П.И. «Догони мяч»

1.Бодрящая гимнастика после сна.

2.Рассказ об играх с мячом.

3..Тренажёрный зал «Крепыш»

4.П.И. «Собираем шарики»

1.Консультация «Двигательная активность и здоровье ребенка».

Пятница

12.11.2021

«Фитотерапия»

Цель: формировать представления детей о пользе и применении лекарственных

растений, их ценности для здоровья.

 

1. Утренняя гимнастика, дыхательная гимнастика «Роза-одуванчик»

2.Беседа «Лекарственные травы»

3.П.И. «У медведя во бору»

4. Художественно – продуктивная деятельность. Рисование «Трава и цветы на лужайке»

5.П.И. «Игра с шишками»

1. Бодрящая гимнастика после сна.

2.Д.И. «Вершки-корешки»

3.Рассматривание картинок с лекарственными растениями»

4. П.И. «Лови меня»

1.Консультация «Использование лекарственных растений для оздоровления ребенка»

2 младшая группа

Дни недели

Тема недели

Работа с детьми

Работа с родителями

Понедельник

08.11.2021

«Питание»

Цель: расширять знания дошкольников о наличии витаминов во фруктах и овощах; создать условия для формирования у детей представлений о полезных продуктах.

Утренняя гимнастика «Витаминная зарядка»

1. Рассматривание иллюстраций на тему «Продукты питания»

2. Беседа на тему «Хлеб»

2. Д/И «Здоровые зубки» 

3.Дидактическая игра «Волшебный мешочек».

4. Сюжетно-ролевая игра «Магазин полезных продуктов»

5.Продуктивная деятельность: Аппликация: «Овощи и фрукты - полезные продукты»

1.Д/И  «Угадай на вкус»

2. П/И «Топ-топ »

3.Чтение потешек и поговорок о еде и продуктах питания.

4. Просмотр мультфильма «Малышарики»- Здоровое питание

5.Д/И Лото «Готовим сами»

1.Консультация для родителей «Здоровое питание, залог здоровья наших детей».

2. Изготовление дидактического пособия «Пирамида питания»

Вторник

09.11.2021

«Эмоции»

Цель: развивать эмоциональную сферу и  саморегуляцию воспитанников,

создание комфортного психологического климата.

 1. Утренняя гимнастика «Начинаем день с улыбки»

2.Прослушивание песни «Улыбка»

3.Чтение стихотворения

КИ Чуковского «Радость»

4. Художественно – продуктивная деятельность. Лепка «Мячик»

5. ПИ «Через ручеек»

1.Дидактическая игра «Угадай эмоции»

2. Просмотр мультфильма «Крошка Енот».

3.Дидактическая игра «Рассмеши друга»

3. ПИ «Кот и мыши»

1. Изготовление буклетов на тему «Детские эмоции»

2. Изготовление дидактического пособия «Куклы эмоции»

Среда

10.11.2021

«Закаливание»

Цель: формировать начальные представления детей о здоровом образе жизни

совершенствовать двигательные навыки детей.

1 Утренняя гимнастика «Закаляйся, если хочешь быть здоров»

2.Рассматривание сюжетных картин «Закаливание».

3.Чтение потешек о воде «Водичка, водичка, Умывалочка».

4.Беседа о закаливание; о солнце, воздухе и воде.

5. П.И. «Наседка и цыплята»

1.Чтение стих-я «Мойдодыр»

 2.СРИ «Спортивный магазин»

3. ПИ «Найди свое место»

4. Игры Самомассаж.

1. Папка передвижка

«Закаливание»

Консультация «Закаливание -Рижский метод».

Четверг

11.2021

«Движение»

Цель: Формировать представление о здоровом образе жизни, вызывать эмоционально — положительные отношения  к занятиям физической культурой и спортом.

1. Утренняя гимнастика «Зарядка чемпионов»

2.Беседа «Беседа о частях тела»

3.П.И. «Догони мяч»

1.Бодрящая гимнастика после сна.

2.Игра имитация «Мы спортсмены»

3. СРИ «Игрушки у врача»

4. Физкультурное развлечение «Мы здоровые ребятки: и зайчишки, и бельчатки»

1.Консультация «Подвижные игры дома».

Пятница

12.11.2021

«Фитотерапия»

Цель: формировать представления детей о пользе и применении лекарственных

растений, их ценности для здоровья.

 

1. Беседа «Беседа о лекартсвенных растениях»

2.Чтение рассказа М.Пришвина «Ромашка»

3. П/И «Лягушки»

4.Художественно – продуктивная деятельность. Аппликации из контуров детских ладошек: «Ромашка»

Д/И «Узнай по запаху»

П/И «Мыши в клодовой»

3. Экспериментирование «Ароматная лампа»

1.Консультация «Фототерапия как направление здоровьесберегающих технологий в ДОУ»

2.Изготовление фитокулонов для детей

Средняя группа

Дни недели

Тема недели

Работа с детьми

Работа с родителями

Понедельник

08.11.2021

«Питание»

Цель: расширять знания дошкольников о наличии витаминов во фруктах и овощах; создать условия для формирования у детей представлений о полезных продуктах.

1. Утренняя гимнастика «Витаминная зарядка»

2.Дидактическая игра  Пирамида питания

3.Продуктивная деятельность:

 «Овощи и фрукты - полезные продукты»

Лепка «Помидорка»

4.П.И. «Найди себе пару»

5. Сюжетно-ролевая игра «Магазин полезных продуктов»

6. П.И. «Пилоты»

7.Дидактическая игра «Что в мешочке?»

8. П.И. «Огуречик, огуречик…»

1. 1.Бодрящая гимнастика после сна.

2. Дидактическая игра «Съедобно - несъедобно»

3. П.И. «Пилоты»

4. Театрализованная студия «В гостях у сказки» «Айболит»

5. П.И. «Огуречик, огуречик…» 

6.Чтение потешек и поговорок о еде и продуктах питания.

7. П.И. «Найди себе пару»

1.Консультация для родителей «Здоровое питание наших детей».

2. Изготовление дидактического пособия «Пирамида питания»

Вторник

09.11.2021

«Эмоции»

Цель: развивать эмоциональную сферу и  саморегуляцию воспитанников,

создание комфортного психологического климата.

1. Утренняя гимнастика «Начинаем день с улыбки»

2.Беседа «Настроение людей»

3.П.И. «Подбрось»

4.Прослушивание песни «Улыбка»

5. П.И. «Поймай»

6.Просмотр мультфильма «Крошка Енот».

7. Рисование «Моё настроение» (смайлик)

1.Бодрящая гимнастика после сна.

2. Дидактическая игра «Рассмеши друга»

3. П.И. «Птички и кошка»

4. Народная игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем» 5.Дидактическая игра «Угадай эмоции»

6. П.И. «Найди, где спрятано»

1. Изготовление Дидактического пособия «Куклы эмоции» 2.Дидактический материал по теме «Эмоции»

Среда

10.11.2021

«Закаливание»

Цель: формировать начальные представления детей о здоровом образе жизни

совершенствовать двигательные навыки детей.

1. Утренняя гимнастика «Закаляйся, если хочешь быть здоров»

2.Беседа «Для чего мы делаем гимнастику»

3.П.И. «Птички и кошка»

3.П.И. «Кегли»

4. Рисование «Украсим полотенце»

5.Беседа о закаливание; о солнце, воздухе и воде.

1.Бодрящая гимнастика после сна.

2.Сюжетно-ролевая игра «Спортивный магазин»

4.Народная игра «Гуси-гуси»

5. Дидактическая игра «Лото» 4.

6. П.И. «Пилоты»

7. П.И. «Подбрось»

1. Консультация для родителей «Закаливание»

2. Дорожки по босохождению.

Четверг

11.2021

«Движение»

Цель: Формировать представление о здоровом образе жизни, вызывать эмоционально — положительные отношения  к занятиям физической культурой и спортом.

1. Утренняя гимнастика «Зарядка чемпионов»

2.П.И. «Цветные автомобили»

3.Беседа «Движение – это жизнь»

4.П.И. «Зайка серый умывается»

5. Лепка «Мяч»

6.П.И. «Мыши»

1.Бодрящая гимнастика после сна.

2. Народная игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»

3..Фикультурное развлечение «Малыши -Крепыши»

4.П.И. «Мяч через сетку»

1.Консультация «Подвижные игры дома».

Пятница

12.11.2021

«Фитотерапия»

Цель: формировать представления детей о пользе и применении лекарственных

растений, их ценности для здоровья.

 

1. Беседа «Беседа о лекартсвенных растениях»

2. Познавательно – исследовательская деятельность.

Наблюдение и рассматривание  гербария.

3. П/И «Найди свой цветок»

4.Художественно – продуктивная деятельность.

Аппликации из контуров детских ладошек: «Ромашка»

Д/И «Узнай по запаху»

П/И «Мыши в клодовой»

3. Экспериментирование «Ароматная лампа»

1.Консультация «Фототерапия как направление здоровьесберегающих технологий в ДОУ»

2.Изготовление фитокулонов для детей

Старшая группа

Дни недели

Тема недели

Работа с детьми

Работа с родителями

Понедельник

08.11.2021

«Питание»

Цель: расширять знания дошкольников о наличии витаминов во фруктах и овощах; создать условия для формирования у детей представлений о полезных продуктах.

Утренняя гимнастика «Витаминная зарядка»

1. Беседа на тему «Готовим здоровую и полезную еду».

2. Рассматривание иллюстраций в «Букваре здоровья» в разделе «Еда».

3. Чтение русских народных сказок «Колосок», «Крылатый, мохнатый да масляный».

4. П/И  «Угадай, кто позвал?»

5.Продуктивная деятельность:

Рисование: «Натюрморт».

6. Рассматривание иллюстраций и разгадывание загадок о продуктах.

1.  Сюжетно-ролевая игра «Кафе».

2. Дидактическая игра «Узнай

на ощупь».

3. «Минутка здоровья»: закаливающие упражнения

4. Дидактическая игра «ВЕСЫ».

5. Чтение басни И.А. Крылов «Лебедь рак и щука».

6. Д/И «Пирамида здоровья».

7. Словесная игра «Съедобное - несъедобное».

1. Консультация для родителей «Правильное питание».

2. Изготовление дидактического пособия «Пирамида питания»

Вторник

09.11.2021

«Эмоции»

Цель: развивать эмоциональную сферу и  саморегуляцию воспитанников,

создание комфортного психологического климата.

1.Утренняя гимнастика «Начинаем день с улыбки»

Беседа на тему «Хорошее настроение».

2. Рассматривание тематических иллюстраций «Эмоции».

3. Развивающая игровая ситуация «Дружба начинается с улыбки…».

4. Игровое упражнение «Комплименты».

5. Чтение стихотворения М. Маяковского  «Что такое хорошо и что такое плохо».

6. Дидактическая игра на развитие эмпатии «Мое настроение» с детьми.

1. Подвижная игра «Мы веселые ребята».

2. Подвижная игра «Бездомный заяц».

3. Наблюдение за птицами.

4. Игра малой подвижности «Холодно горячо».

5. «Минутка здоровья»: закаливающие упражнения,

6. Чтение сказки В. Катаева «Цветик - семицветик».

7. Дидактическая игра «Как поступить?».

8. Дидактическая игра «Школа улыбок».

9.  Игра-пантомима «Театр настроений».

1. Изготовление дидактического пособия «Куклы эмоции»

2. Консультация «Учим ребенка общаться».

Среда

10.11.2021

«Закаливание»

Цель: формировать начальные представления детей о здоровом образе жизни

совершенствовать двигательные навыки детей.

1. Утренняя гимнастика «Закаляйся, если хочешь быть здоров»

2. Рассуждение с детьми о смысле пословицы «В мороз пробежка лучше шубы греет».

3. Чтение художественной литературы Шорыгина Т.  «Зарядка и простуда»

4. Дидактическая игра «Мы закаляемся».

5. Сюжетно-ролевая игра «Больница».

6. Беседа «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит»

7. Труд: уход за растениями в группе.

1. Подвижная игра «По ровненькой дорожке».

2. Подвижная игра «Ловишки

с лентами».

3. Дидактические игры: «Как устроен человек», «Моя гигиена».

4. Чтение стихотворения И. Турчин «Человек заболел».

5. «Минутка здоровья»: закаливающие упражнения,

6. Сюжетно-ролевая игра «Скорая помощь».

7. Опыт: Выявление механизма образования инея.

8. Этюд «Угадай вид спорта»

1.Анкетирование «Здоровый образ жизни».

Четверг

11.2021

«Движение»

Цель: Формировать представление о здоровом образе жизни, вызывать эмоционально — положительные отношения  к занятиям физической культурой и спортом.

Утренняя гимнастика «Зарядка чемпионов»

1. Беседа «Быть здоровыми хотим!».

2. Заучивание пословиц «Здоровье дороже золота», «Здоровье ни за какие деньги не купишь».

3. Сюжетно-ролевая игра «Мы спортсмены».

4. Труд: помощь малышам в сборе игрушек.

5. Подвижная игра «Стой – беги».

6. Игра-забава «Выдувание мыльных пузырей».

7. Физкультурное развлечение "Путешествие в страну "Здоровейка"

1. . Игра малой подвижности «Найди, где спрятано».

2. Подвижная игра «Мой веселый звонкий мяч»

3. Подвижная игра «Веселая скакалка».

4. «Минутка здоровья»: закаливающие упражнения

5. Игра – викторина

 «Здоровый образ жизни»

6. Подвижная игра «Попади

в цель мячом».

1. Консультация для родителей

«Движение-жизнь!»

Пятница

12.11.2021

«Фитотерапия»

Цель: формировать представления детей о пользе и применении лекарственных

растений, их ценности для здоровья.

 

1. Беседа «Лекарственные растения»

2. Чтение сказки,  про лекарственные растения и про муравья.

3. Дидактическая игра «Аптека-Айболита».

4. Труд: уход за комнатными растениями, поливка, рыхление.

5.Познавательно – исследовательская деятельность.

Наблюдение и рассматривание  гербария.

1. Художественно – продуктивная деятельность. Рисование: «Цветы», Летнее настроение», «Ромашки в траве»;

2. Дидактическая игра «Угадай по запаху».

3. Беседа, «для чего нужны растения?»

4. Подвижная игра «Бездомный заяц».

5. Дидактическая игра «Найди растение по описанию».

6. Дидактическая игра «Узнай растение».

Цель: Найти растение по названию.

1. Консультация «Фитотерапия»

 2.Изготовление фитокулонов для детей

Подготовительная группа

Дни недели

Наименование блока

Работа с детьми

Работа с родителями

Понедельник

08.11.2021

«Питание»

Цель: расширять знания дошкольников о наличии витаминов во фруктах и овощах; создать условия для формирования у детей представлений о полезных продуктах.

1.Утренняя гимнастика «Витаминная зарядка»

2.Беседа:

«Правильное питание - залог здоровья»,

 «Вкусный и полезный сок?»,

«Что надо кушать, если хочешь быть здоровым»,

 «Откуда берутся продукты питания»,

3.Продуктивная деятельность:

Аппликация:

«Овощи и фрукты - полезные продукты»

 «Вредные и полезные продукты».

4.Экскурсия на кухню детского сада «И вкусно и полезно»

5.Просмотр презентации: «Здоровая и полезная пища»

1.Игровая деятельность:

С/р игра «Продуктовый магазин», «Больница

2.Д/игры: «Волшебное блюдо», «Посмотри и назови», «Угадай на вкус», «Волшебный мешочек», «Пирамида питания».

 3.Просмотр  видеофильмов

«Пейте, дети, молоко - будете здоровы»,

«Продукты питания»,

«Напитки».

 

Консультации:

«Что нам мешает быть здоровыми»

«Еда без вреда»

«Наши друзья – витамины»

2.Изготовление дидактического пособия «Пирамида питания»

Вторник

09.11.2021

«Эмоции»

Цель: создать психолого-педагогические условия для ознакомления детей с миром эмоций и способами адекватного выражения своего эмоционального состояния. Развивать и укреплять эмоционально-личностной сферы.

1. Утренняя гимнастика «Начинаем день с улыбки»

2. Чтение художественной литературы по теме:

«Какие эмоции бывают»,

А. Барто «Девочка ревушка»,

В. Осеева «Волшебное слово»,

Братья Гримм «Заяц и еж»,

С. Аксаков «Аленький цветочек».

  1.Продуктивная деятельность:

Аппликация:

«Дом эмоции».

2.Проведение эмоционально - коммуникативной игры: «Азбука настроений».

3.Просмотр презентации: «Мир эмоций»

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании эмоциональной отзывчивости дошкольника»

Изготовление дидактического материала «Куклы эмоции»

Среда

10.11.2021

«Закаливание»

Цель: формировать начальные представления детей о здоровом образе жизни

совершенствовать двигательные навыки детей.

1.Просмотр презентации:  «Если хочешь быть здоров закаляйся!»

2.Художественно – продуктивная деятельность.

Аппликация:

«Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья»

1.Д/И «Кто больше знает о закаливании»

2.Просмотр м/ф из серии Аркадий Поровозов: «Закаливание»

Консультация:

«Закаливание ребенка – с чего начать»

Четверг

11.2021

«Движение»

Цель: Формировать представление о здоровом образе жизни, вызывать эмоционально — положительные отношения  к занятиям физической культурой и спортом.

Утренняя гимнастика «Зарядка чемпионов»

1.Беседа:

«Спорт – это здоровье»

«Любимые виды спорта»

2.Художественно – продуктивная деятельность.

Аппликация:        «Спорт – здоровье, спорт - игра»

1.Сюжетно-ролевая игра «Физкультурное занятие»

2.Подвижная игра  «Мы веселые ребята», «Стоп»

3.Просмотр презентации: «Движение – это жизнь»

4.Физкультурное развлечение "Путешествие в страну "Здоровейка"

Пятница

12.11.2021

«Фитотерапия»

Цель: формировать представления детей о пользе и применении лекарственных

растений, их ценности для здоровья.

 

1.Беседа:

«Зеленая аптека»;

«Доктора природы».

2.Чтение художественной литературы:

М.М. Пришвин «Золотой луг»;

Г. В. Лебедева «Одуванчик»;

3. Познавательно – исследовательская деятельность.

Наблюдение и рассматривание  гербария.

4.Беседа «О безопасном поведении в природе».

5.Просмотр презентации «Детям о лекарственных растениях»,

1.Игровая деятельность.

Дидактические игры:

«Собери целое из частей», «Чей листок?»,

«Четвертый лишний»,

«Узнай растение», «Вершки-корешки»,

«Съдобное-несъдобное»

2.Сюжетно – ролевая игра «Зеленый доктор»

3.Художественно – продуктивная деятельность.

Аппликация: «Одуванчики»;

Коррекционная работа:

  • Работа с калькой, трафаретами с внутренней и внешней обводкой.

1. Консультация «Полезные рецепты из лекарственных трав».

2.Консультация для родителей «Фитотерапия. Рецепты укрепляющих настоев»

3.Рекомендации родителям по чтению книг о лекарственных растениях леса и луга.

4.        Памятка «Правила сбора лекарственных растений».

5.Оформление альбома «Зеленая аптека».

Анкета для родителей (приложение 2).

Анкета для родителей «О здоровье всерьёз!».

  1. Каково состояние Вашего здоровья?

а) очень хорошее; б) хорошее;  в) нормальное; г) плохое.

      2.   Каково состояние здоровья Вашего ребёнка?

            а) хорошее; б) нормальное; в) плохое.

      3.   Когда в последний раз Вы проверяли состояние своего здоровья?

            а) в этом месяце; б) в этом полугодии; в) в этом году; г) более года назад; д) не помню.

      4.   Когда в последний раз проверяли здоровье ребёнка?

            а) в этом месяце; б) в этом полугодии; в) в этом году.

      5.   Вы занимаетесь физкультурой и спортом?

            а) постоянно;  б) часто; в) очень редко; г) не занимаюсь.

      6.   Посещает ли Ваш ребёнок спортивную секцию?

            а) да; б) нет.

      7.   Если посещает, то какую?   ________________________

     

      8.   Если не посещает, то хотели бы Вы, чтобы Ваш ребёнок посещал секцию? __________

      9.   Есть ли в Вашем доме спортивные снаряды? а) да;  б) нет.

            Если есть, то какие? _________________________________________________________

  1. Делаете ли Вы с ребёнком дома утреннюю гимнастику?

а) да, регулярно; б) нерегулярно;  в) нет.

  1. Считаете ли Вы питание Вашей семьи рациональным?

а) да;  б) отчасти;  в) нет;  г) затрудняюсь ответить.

      12.  Установлен ли для Вашего ребёнка режим дня?

             а) да;  б) нет.

      13.  Соблюдает ли Ваш ребёнок правила личной гигиены?

             а) да;  б) нет;  в) не всегда.

      14.  Вы употребляете спиртные напитки?

             а) не употребляю;  б) очень редко;  в) часто употребляю.

      15.  Вы курите?

             а) нет;  б) очень редко;  в) часто;  г) бросил.

      16.  Как Вы проводите свой отпуск?

             а) на море;  б) дома;  в) в санатории;  г) когда как.

      17.  Как Ваши дети проводят досуг?

             а) гуляют на улице;  б) смотрят телевизор;  в) общаются с друзьями; г) читают книги.

      18.   Вы знаете, что значит вести здоровый образ жизни?

              а) да;  б) нет;  в) затрудняюсь ответить.

      19.   Откуда Вы получаете знания о здоровом образе жизни?

              а) из специальных книг;  б) из средств информации;  в) из беседы с врачом; г) другое.

      20.   Вы ведёте здоровый образ жизни?

              а) да;  б) отчасти;  в) нет;  г) затрудняюсь ответить.

      21.   Вы прививаете здоровый образ жизни своим детям?

              а) да;  б) затрудняюсь ответить.

      22.   Если прививаете, то каким образом?

              а) с помощью бесед;  б) личным примером;  в) совместными занятиями с детьми;  

              г) прибегаю к услугам школы;  д) другое.

 

                                                          Подпись  _________________________

 

Картотека дидактических игр с валеологической направленностью (приложение 3)

Картотека дидактических игр по валеологическому воспитанию.

Назови правильно

Цель: закрепление знаний о средствах гигиены, их назначении и правильном применении.

 Материал: мяч

 Описание : воспитатель бросает мяч и называет предмет, про который нужно рассказать (для чего предмет нужен).

 Когда что одеваем?

 Цель: формирование умения различать предметы одежды в зависимости от времени года.

  Описание: воспитатель бросает мяч и называет предмет одежды. Дети объясняют, в какое время года носят эту одежду и почему.

 Кто я?

 Цель: расширение знания ребёнка о самом себе, своём имени, своей фамилии, возрасте.

 Оборудование: зеркало;

Описание: - Расскажи, что ты знаешь о себе (имя, возраст, рост, цвет и длина волос, цвет глаз, дата рождения, девочка или мальчик).

 Расскажи, на кого ты похож: на маму или папу.

 Есть ли у тебя признаки, которые присутствуют у какого – либо животного, птицы?

  Назови спортсмена

 Цель: воспитание уважительного отношения к спортсменам, развитие умения различать и называть виды спорта.

 Материал: картинки с изображением спортсменов.

 Цель: воспитание уважительного отношения к спортсменам, развитие умения различать и называть виды спорта.

 Описание: дети играют в парах. Один берет картинку с изображением спортсмена и движением показывает заданный вид спорта, другой - отгадывает. Затем игроки меняются местами.

Что сначала - что потом (режим дня)

Цель: закрепление представления о том, что соблюдение правильного режима дня полезно для здоровья.

Материал: сюжетные картинки с изображением действий, характерных для определенного периода суток.

Описание: предложить игрокам разложить картинки в правильной последовательности, объяснить свой выбор.

Солнце, воздух и вода - наши верные друзья

Цель: формирование представления о средствах и видах закаливания ( водные, воздушные, солнечные), их значении для здоровья.

Материал: сюжетные картинки.

Описание: дети рассматривают картинки, определяют, какую пользу для здоровья приносят солнце, воздух и вода. Выигрывает тот, кто назовет наибольшее количество полезных свойств.

Как нужно ухаживать за собой?

Цель: формирование навыки контроля за выполнением правил личной гигиены.

Оборудование: фишки, карточки с вопросами.

Ведущий крутит волчок, который определяет карточку с вопросом. За правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется больше фишек.

Вопросы

1. Назови предметы, которые тебе понадобятся для умывания (мыло, полотенце).

2. Назови предметы, которые потребуются для того, чтобы принять душ (шампунь, мыло, гель для душа).

3. Как часто нужно мыться? (Каждый день).

4. Как часто нужно чистить зубы? (Утром и вечером).

5. Как часто нужно подстригать ногти? (Не реже 1 раза в 10 дней).

6. Как часто нужно мыть уши? (Каждый день).

7. Как часто нужно менять нижнее бельё? (Каждый день).

Ты покажи - я отгадаю

Цель: воспитание уважительного отношения к спортсменам, развитие умения различать и называть виды спорта.

Описание: одна подгруппа детей с помощью конкретных движений показывает (загадывает), каким видом спорта они занимаются.

Другая подгруппа - отгадывает, кто был изображен (лыжник, пловец, хоккеист, гимнаст и т. д.).

Что мы знаем о вещах? 

Цель: расширять представления детей о правилах безопасного поведения в быту; развивать внимание, память; воспитывать чувство сотрудничества.

Материал: карточки с изображением пореза, ожога, ушиба руки и пожара; картинки с изображением различных бытовых предметов.

Описание: Воспитатель ( ребенок) — ведущий. Он поочередно поднимает картинку с изображением предмета. Участники должны догадаться, к какой травме может привести неправильное обращение с этим предметом. При ответе ребенок должен объяснить, чем опасен тот или иной предмет, рассказать правила обращения с ним.

Цель: закрепление умения определять эмоциональное состояние человека по мимике, жестам.

Материал: карточки передающие разные настроения нескольких персонажей (радость, злость, испуг , недовольство и т, д.).

Описание: игрокам предлагается выполнить такие задания, как «определи настроение», «выбери героя» ( с определенным настроением), «расскажи. что с ним произошло» (объяснить причину его эмоционального состояния).

Чтобы глазки не болели

 Цель: закрепление знаний об органе зрения, о необходимых правилах, которые помогут сохранить глаза и зрение.

 Материал: картинки с изображением определенных действий, которые следует избегать, чтобы сохранить свое зрение.

 Описание: дети выбирают картинки с изображением необходимых правил, которые нужно соблюдать , чтобы сохранить свое зрение.

 Какие продукты позволяют сохранять зубы здоровыми?

 Цель: формирование умения выделять полезные и вредные для здоровья зубов продукты.

 Материал: муляжи продуктов питания , овощей, фруктов, тарелки.

 Описание: детям предлагается разложить по тарелкам продукты , которые полезны для здоровья зубов и которые вредны.

 Если ты заболел

 Цель: развитие желания заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций наносящих вред здоровью.

 Материал: картинки с изображением определенных действий.

 Описание: дети выбирают из картинок те, которые изображают то, как нужно себя вести при заболевании.

 Чтобы не заболеть...

 Цель: развитие умения избегать ситуаций, приносящих вред здоровью.

 Материал : сюжетные картинки.

 Описание: дети выбирают картинки с изображением действий, которые позволяют защитить свой организм от болезней.

Посылка от обезьянки

 Цель: формирование представления о своем организме; закрепление знания о том, что предметы можно узнать по внешнему виду, запаху, вкусу, на ощупь; упражнять в определении фруктов по вкусу и запаху.

Материал: посылка с овощами, фруктами

Описание: сообщить детям о том, что пришла посылка от обезьянки, в ней может быть или овощ, или фрукт.

 Предлагает детям узнать, что за овощ или фрукт находится в посылке. Одну ребёнку предлагается опустить руку в посылку и на ощупь определить её содержимое. Другому – попробовать кусочек и определить по вкусу, третьему предлагается определить по запаху, а четвёртому воспитатель описывает этот овощ (фрукт). Выигрывает тот, кто угадает.

 Угадай по звуку

 Цель: формирование представления о помощнике человека (уши), развивать навыки исследования предметов с помощью соответствующего органа чувств. 

Материал: музыкальные инструменты.

Ход игры: воспитатель за ширмой издаёт звуки на различных музыкальных инструментах, дети угадывают их.
- Что помогло вам услышать разные звуки? 

Видим, слышим, ощущаем

 Цель: закрепление представления об органах чувств.

 Материал: сюжетные картинки.

 Описание: выбрать из предложенных картинок сначала, те органы чувств, которые позволяют нам дышать, затем — видеть и ощущать.

 Определи на запах

 Цель: формировать представление о функциях органа обоняния.

 Материал: фрукты, тарелки с вареньем , ватные диски с парфюмерным ароматом.

 Описание: предложить с закрытыми глазами определить характерный запах.

 Кто что делает?

 Цель: закрепление представления детей о функциях внутренних органов человека, развитие логического мышления.

 Описание: предложить распределить слова по группам ( к какому органу нашего тела они имеют отношение): холодно, горько, громко, свежо, кисло, горячо, темно и т. д.

 Хвастунишка

 Цель: формирование заботливого отношения к своему организму, развитие воображения, речи.

 Описание: предложить рассказать о каком-либо органе или части своего тела. Например: « Мои ручки маленькие, кожа на них гладкая, нежная, они помогают мне делать...»

 Правильные картинки ( как беречь своё сердце )

 Цель: воспитание бережного отношения к своему организму, обучение правилам, которые помогают сохранить сердце здоровым.

 Материал: картинки с изображением определенных действий, фишки красного и зеленого цветов.

 Описание: предложить детям положить на картинки с изображением действий, которые помогают сохранить сердце здоровым, зеленую фишку, а наоборот - красную.

 Лови, бросай, предметы гигиены называй

 Цель: закрепление знания детей о предметах гигиены.

 Материал: мяч.

 Описание: дети становятся в круг, воспитатель в центре. По очереди бросает мяч детям. Дети называют предметы гигиены которыми они пользуются и знают.

Дидактическая игра «Мое лицо»

Цели: Учить познанию самого себя, своей индивидуальности. Обучать детей составлению лица человека (с использованием различных предметов). Развивать мелкую моторику рук. Закреплять понятия детей о цвете (голубые, зеленые, серые, карие глаза). Закреплять представление о частях лица; активизировать словарь: глаза, рот, губы, нос, брови. Развивать тактильные ощущения.

Материал: разноцветная тесьма, пуговицы, палочки, пластилин, наждачная бумага, бархатная бумага, поролон.

Содержание. Используя различные материалы, дети составляют человека или его лицо; дают описательный рассказ о лице, его форме и т.д.

Дидактическая игра «Чистые руки»

Цели: Обучать последовательности действий процесса умывания. Активировать словарь: мыло, мочалка, щетка, полотенце. Формировать потребности в соблюдении правил личной гигиены. Учить практическому освоению навыков здорового образа жизни.

Материал: картинки с правилами, предметами туалета, мелкие игрушки, объемные фигурки животных, предметы труда.

Содержание.

1 – й вариант – воспитатель предлагает детям выбрать картинки, соответствующие правилу, когда надо мыть руки, и соответственно картинке найти объемные предметы.

2 – й вариант – воспитатель предлагает детям имитировать движения процесса умывания (развивается творчество и воображение).

Дидактическая игра «Умею – не умею»

Цели: Активизировать внимание детей на свои умения и физические возможности своего организма. Развивать исследовательскую деятельность, воспитывать чувство собственного достоинства.

Содержание. В игре может участвовать любое количество детей (от 1 до 10). Ведущий бросает ребенку мяч и произносит: «Я умею» или «Я не умею». Ребенок, поймав мяч, должен продолжить фразу, объяснив, почему он умеет (что ему помогает) или не умеет (может ли научиться) это делать, и вернуть мяч ведущему. Например: «Я умею бегать, потому что у меня есть ноги», «Я не умею летать, потому что у меня нет крыльев».

Дидактическая игра «найди пару»

Цели: Упражнять детей в подборе одинаковых пластин, сравнивая их поверхности благодаря тактильным ощущениям (с завязанными глазами).

Содержание. Перед детьми кладут пластины, обклеенные фольгой, бархатной бумагой, мехом, фланелью, шелком, а также металлические и деревянные пластины. Дети выбирают по одной пластине, а затем по очереди на ощупь ищут вторую такую же.

Примечание. Ребенок должен объяснить, что помогло ему правильно определить разные материалы.

Дидактическая игра «определи на ощупь»

Цель. Упражнять детей в угадывании знакомых предметов на ощупь, называя признаки этого предмета.

Содержание. Ребенок должен на ощупь определить предмет в «чудесном мешочке» и охарактеризовать его, выделяя как можно больше признаков. Воспитатель предлагает назвать цвет предмета и выясняет, почему невозможно это сделать. В целях усложнения игры в мешочек стоит положить лишь один предмет для угадывания, предварительно показав его остальным детям. За каждый правильный ответ вручается фишка.

Дидактическая игра «Все помощники важны, все помощники нужны, а кому какой нужнее?»

Цели. Активизировать знания детей о доминирующем развитии того или иного органа чувств для людей определенной профессии. Активизировать словарь: повар, разведчик дирижер, парфюмер, фокусник.

Содержание. Каждый игрок получает большую карточку с изображением человека определенной профессии. На столе лежат маленькие карточки с изображением того или иного органа чувств. Игроки по очереди достают по одной маленькой карточке и либо оставляют ее у себя, если она подходит к изображению на большой карточке (т. е. если этот орган чувств важен для людей данной профессии), либо возвращают обратно. (Например: к большой карточке с изображением парфюмера ребенок подбирает маленькую карточку, на которой изображен нос.) Игра заканчивается, когда у каждого игрока имеется по одной маленькой карточке, соответствующей большой. Затем игроки по очереди обосновывают свой выбор. Остальные игроки внимательно слушают и оценивают правильность. Выигрывает тот, кто не сделал ни одной ошибки или допустил минимальное количество неточностей.

Примечание. Количество разрезанных карточек должно быть больше необходимого. Можно предложить вариант игры, при котором каждый из детей имеет право выбрать несколько больших карточек. Это становится возможным по мере овладения дошкольниками соответствующими знаниями об особенностях развития определенного органа чувств у людей разных профессий.

Игровое упражнение  «Кто быстрее сосчитает пуговицы»

Цель. Активизировать внимание детей на том, что большое количество задействованных в работе анализаторов облегчают выполнение любой работы.

Содержание. Ребенку предлагают сосчитать количество пуговиц на своей рубашке (кофте, платье, пальто, шубе) двумя способами: только на ощупь или ощупывая и глядя на них.

Примечание. Побеседовать с детьми о том, в каком случае, получается, считать быстрее и почему.

Игровое упражнение  «Поговорим без слов»

Цель. Упражнять детей в понимании смысла некоторых жестов, позы, мимики человека.

Содержание. Воспитатель предлагает детям отгадать значение его жестов (приветствие, прощание, угроза и пр.), мимики (удивление, радость, злость и пр.), позы (растерянность, усталость, благополучие и пр.). Затем ребятам дается задание привести примеры использования различных жестов, изменения позы и мимики с целью понимания друг друга без слов.

Игровое упражнение  «Послушаем свой организм»

Цель. Познакомить детей с элементарными приемами релаксации, что оказывает позитивное влияние на самочувствие и самоощущение.

Содержание. Воспитатель предлагает детям удобно сесть или лечь, закрыть глаза, расслабиться (расслабить руки, ноги, все тело), прислушаться к себе, к тому, как работают внутренние органы организма (как пульсирует кровь в такт ударам сердца, как ровно мы дышим, находясь в спокойном состоянии, и т. п.).

Дидактическая игра «Определи по звуку»

Цель. Упражнять органы слуха в определении и различении разных звуков.

Содержание. Для проведения игры дети делятся на две команды и садятся спиной к воспитателю. Воспитатель с помощью различных предметов и инструментов имитирует различные звуки. Для этого можно использовать музыкальные инструменты, бумагу, фольгу, надувной воздушный шар, стеклянную и металлическую посуду, насос для накачивания мячей, резиновую игрушку-пищалку и др. Игроки каждой команды по очереди угадывают звук. Выигравшей считается команда, давшая больше правильных ответов и допустившая меньше ошибок. За каждый правильный ответ команда получает фишку.

Дидактическая игра «Угадай, кто позвал»  («кто сказал «мяу»?»)

Цель. Тренировать органы слуха и активизировать внимание и слуховую память детей.

Содержание. Водящий, стоя спиной к игрокам, должен определить, кто его позвал (или произнес слово «мяу»). В случае правильного ответа место ведущего занимает ребенок, чей голос был определен.

Для усложнения игры детям можно раздать по погремушке. Воспитатель указывает на очередного игрока, который должен погреметь своей погремушкой. Водящий определяет, кто из участников игры погремел погремушкой. При этом водящий может стоять в кругу, глаза должны быть у него закрыты.

Музыкально - дидактическая игра «Отгадай, где путешествовал мишка»

Цель. С помощью магнитофонных записей упражнять детей в восприятии различных звуков.

Содержание. Детям предлагается прослушать записи шелеста листьев, пения птиц, звуков, издаваемых поездом и автомобилем, шум морского прибоя и т. п. Ребята должны угадать услышанные звуки и рассказать, какие мысли они навевают.

Дидактическая игра «Не пропусти свой звук»

Цели. Развивать фонематический слух детей.

Содержание. Воспитатель предлагает каждому ребенку побыть домиком какого-то звука (дети сами выбирают и называют, чьим домиком они будут). Для этого они выбирают нагрудный знак с изображением любого звука русского языка ([р], [о], [y] и т.д.). В процессе слушания стихотворения (рассказа) дети определяют первый звук каждого слова. Услышав слово со «своего» звука, ребенку нужно быстро встать и сесть на место. Воспитатель следит за правильностью выполнения задания.

Игровое упражнение  «Скажи тихо, громко. Когда лучше слышно и почему?»

Цели. Развивать слух детей. Активизировать их внимание на силу голоса, при которой будет хорошо слышна их речь. Формировать культуру речи.

Содержание. Водящий становится на расстоянии 3-4 метров от других детей и подает команды игрокам, периодически меняя силу голоса. Дети выполняют команды. Потом взрослый выясняет, почему некоторые команды дети выполняли неправильно. Ребята приходят к выводу, что произносить команды нужно громко, четко. А помогали им расслышать команды уши.

Игровое упражнение  «Чьи глаза тебе помогут?»

Цель. Закрепить знания детей об особенностях зрения живых организмов.

Содержание. Воспитатель предлагает каждому ребенку ситуацию, для решения которой он имеет право «использовать» глаза любого животного (пройди по темной пещере, посчитай бисер, достань с морского дна жемчужину и т. п.).

Игровое упражнение  на развитие глазомера

Цели. Развивать глазомер детей, учить их соотносить величину предметов, длину отрезков и т. п.

Содержание. Детям предлагается выполнить ряд заданий. Одновременно одно и то же задание могут выполнять несколько детей.

  • Пометь карандашом центр круга.
  • Раздели прямоугольник пополам.
  • Проведи линию такой же длины.
  • Отрежь полоску такого же размера.
  • Вырежи такую же фигуру.

Затем воспитатель помогает проверить, насколько верно и точно выполнены задания, и по необходимости дает рекомендации.

Дидактическая игра «что можно кусать зубами?»

Цель. Развивать умение детей устанавливать положительное и отрицательное влияние на зубы продуктов, употребляемых в пищу

Содержание. Дети встают в круг. Водящий взрослый или ребенок (в зависимости от возраста детей группы) называет предметы, продукты. (Например: камень, булка, котлета, косточка, палец, орех и т. д.).  Дети говорят «да» и поднимают руки вверх, если это можно кусать зубами, или говорят «нет» и приседают, если это нельзя кусать зубами.

Для подготовки  по развитию тактильных ощущений ряд игровых заданий.

Цель - ознакомление с образцами различных видов поверхности (камнем – твердая поверхность; пухом – мягкая; шелком – гладкая; колючкой – колючая; ножом, бритвой – острая; огнем – горячая; снегом, льдом – холодная поверхность).

1. Возьми в руки камень. Сожми его пальцами. Чувствуешь, какой он твердый? Отыщи на столе предметы, о которых можно сказать «Твердый как камень» (карандаш, ручка и т.д.).

2. Возьми в руки пушинку. Чувствуешь, какая она мягкая? Отыщи на столе предметы мягкие как пух. Как можно сказать о шерсти кошки, щенка? (У кошки шерсть мягкая, как пух. У щенка шерсть тоже мягкая, как пух.)

3. Разложи отдельно мягкие и твердые предметы. 

4. Игра «Твердый – мягкий». Принимают участие два человека. По команде ведущего дети поочередно называют твердые и мягкие предметы. В помощь каждому играющему дается мешочек с набором образцов материалов (кусочки камня, железа, льна, шерсти, хлопка) и изделий из них, выигрывает тот, кто назвал последним.

5. Потрогай семена разных растений. Определи, какие из них тверже (не поддаются лущению с помощью ногтей), а какие мягче. Отложи семена, которые можно расколоть только с помощью молотка (очень твердые): орех, косточки вишни, сливы, абрикоса, персика и др. Скажи у чьего ребенка мягкая одежонка? (У дубового ребенка – желуденка мягкая одежонка. У каштаного ребенка мягкая одежонка и т.п.)

6. Потрогай колючку ежа. Отыщи на столе предметы колючие, как ежик, как колючка (металлическая щетка, ветка шиповника, розы и т.д.).

7. Потрогай кусочек шелка, погладь его. Потрогай другие предметы на столе. О каких из них можно сказать «гладкий, как шелк»? (Елочный шарик, полированный шкаф, шерсть у щенка и т.д.)

8. Игра «Колючий – гладкий». В игре принимают участие два человека. По команде ведущего дети называют поочередно колющие и гладкие предметы (сначала колючие, а потом или вперемешку). Как и в игре «Твердый – мягкий», детям даются в помощь наборы подходящих предметов или изображения (если они с этими предметами прежде знакомились в натуре). Выигрывает тот, кто последним назовет колючий или гладкий предмет. Игру можно проводить в другом варианте, заменив колючие предметы шершавыми (с шероховатой, выпуклой поверхностью).

9. Осторожно потрогай нож, бритву, шило. Почему их называют острыми? Отыщи на столе острые, как нож предметы, острые, как шило предметы. Называй их, сравнивая с предметом, имеющим такой же наконечник или край поверхности (битое стекло острое, как нож; лыжная палка острая на конце, как копье и т.д.).

10. Отыщи на столе предметы, не имеющие острых краев (мяч, шарик, шишка, кукла и т.п.). Почему для маленьких детей игрушки делают не острые?

11. Игра «Острый – тупой». Проводится также, как описанные выше игры.

12. Вспомни, сидел ли ты когда-нибудь у камина, костра, подносил ли руку к горячим углям. О каких предметах можно сказать, что они горячие, как огонь, как жар?

13. Потрогай снег и лед. Они холодные. Подумай, о каких предметах говорят «холодный как лед».

14. Игра «Холодный – горячий» (проводится по той же методике).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Быть здоровым -хорошо, быть здоровым-важно!"

Сборник материалов по итогом регионального семинара-практикума для педагогов дошкольных образовательных учреждений...

План-конспект организованной образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной к школе группе «О здоровом питании» Открытый просмотр. тема недели: «Хочу быть здоровым» тема дня: «Здоровая пища» подготовила и провела воспитатель МБДОУ д/с №

Задачи: 1. Сформировать представление о зависимости здоровья человека от способа питания («Познание»). 2. Сформировать знания о полезных и вредных продуктах («Познание»). 3. Учить детей прояв...

ПАСПОРТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА «Я ЗДОРОВЬЕ БЕРЕГУ, БЫТЬ ЗДОРОВЫМ Я ХОЧУ» старшая группа

Проект физкультурно-оздоровительной направленности. Работа по реализации проекта направлена на становление ценностного отношения к здоровью, способствует физическому развитию детей, раскрывает эффекти...

Проект в старшей группе "Я здоровье берегу, я здоровым быть хочу!"

Цель проекта: формирование у детей представлений о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни.Задачи:Способствовать формированию потребности здорового образа жизни, ответственного...

Творческий проект: "Я здоровье берегу - быть здоровым я хочу!"

Зачастую и родители не прививают ребенку потребность в здоровом образе жизни. Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольников. Она зависит от организации ф...

Тематическая неделя здоровья в МКДОУ № 4 г. Аши «Я здоровье берегу - быть здоровым я хочу»

Тематическая неделя здоровья  в МКДОУ № 4 г. Аши «Я здоровье берегу - быть здоровым я хочу»...