Самомассаж с использованием природного материала
картотека (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Мясникова Светлана Александровна

Здоровье — самый дорогой подарок, который человек получил от природы. Однако, дар этот очень хрупкий и не всегда удается сохранить его на протяжении всей жизни. К сожалению, все чаще мы сталкиваемся с тем, что дошкольники мало двигаются, для них характерна недостаточная сформированность мелкой моторики, общая неловкость. И именно поэтому, одной их основных задач ФГОС ДО является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровой самомассаж кистей и пальцев рук

с использованием природных материалов

 

       Целевые ориентиры ФГОС ДО выступают основанием преемственности дошкольного и начального общего образования. Одним из ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является следующее: «У ребенка развита крупная и мелкая моторика».

       Учеными доказано, что совершенствование мелкой мускулатуры руки влияет на речевое развитие и формирование мыслительных операций. На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в головной мозг, а это влияет на развитие ребенка в целом.  

       Опыт работы с детьми с  тяжелыми нарушениями речи показал, что традиционные методы развития мелкой моторики не позволяют в полной мере достичь того коррекционного эффекта, который будет способствовать речевому развитию.  

       Поэтому было решено найти нетрадиционные методы, способствующие активизации мелкой моторики. Такими нетрадиционными методами стали игры и комплексы упражнений с использованием природного материала -  игровой самомассаж.

       Игровой самомассаж кистей и пальцев рук – это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в головной мозг ребенка поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных на кожных покровах. Одновременно с этим в кору головного мозга (в речеслуховые, зрительные и другие зоны) поступает информация, которая не только оказывает тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, но и способствует увеличению резервных возможностей функционирования головного мозга и всего организма.

       Традиционная пальчиковая гимнастика вызывает возбуждение локальных участков головного мозга, а игровой самомассаж оказывает тотальное воздействие на кору головного мозга, что предохраняет отдельные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на головной мозг, способствуя снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, коррекции гиперактивности.

       Игровой  самомассаж кистей и пальцев рук  с использованием природных  материалов (шишки, деревянные палочки, семена, крупы, морские камешки и другое) очень интересен детям дошкольного возраста.

       Казалось бы, простые предметы не требующие больших затрат, открывают огромные возможности не только для тренировки тонких движений, но и для общего развития ребенка.

       Природные материалы, помимо оздоровления и активизации организма, помогают решить множество задач:

— формирование познавательной активности;

— развитие творческого воображения;

— развитие психологических процессов;

— развитие просодической стороны речи (ритм, сила голоса, дикция, темп, выразительность);        

— воспитание усидчивости.

       Наконец, главное, что несут в себе природные материалы, — это укрепление здоровья, повышение иммунитета детей.

        Природные массажеры могут использоваться в НОД  и в режимных моментах не только учителями-логопедами, но и психологами, воспитателями, музыкальными руководителями, инструкторами по физической культуре.  Игровой самомассаж с природными массажерами можно рекомендовать родителям для работы дома.      

       Рекомендуется проводить игровой самомассаж в течение  5 минут  ежедневно с подгруппой детей или индивидуально.

        С помощью грецкого ореха, каштана, шишки, деревянной палочки можно массировать запястья, кисти рук ребенка, ладони, пальцы, тыльные стороны кистей, межпальцевые зоны.  Орехи желательно  иметь различной величины, круглой и продолговатой формы, с гладкой и бугристой поверхностью. В результате коррекционной деятельности созданы комплексы упражнений с орехами (каштанами), с  сосновыми шишками.

      Комплекс  упражнений с грецкими орехами: 

1. Прятать орех в плотно сжатой ладони сначала одной, потом другой руки.

2. Кончиками пальцев одной руки «ввинчивать» орех в середину ладони другой руки.

3. Прокатывать орех по поверхности ладони, лежащей на столе, от кончиков пальцев до запястья.

4. Скатывать орех с тыльной стороны кисти рук, как с горки.

5. Прокатывать орех между ладонями от пальцев к запястью и обратно.

6. Раскатывать орех по поверхности стола ладонью кругообразными движениями, как пластилин.

7. Удерживать орех между пальцами обеих рук, сложив их в щепоть.

        Комплекс упражнений с шишками:

  1. Сильное надавливание шишкой на основание большого пальца, указательного, среднего, мизинца и середину ладони.
  2. Положить шишку на середину ладони одной руки и под счёт сжимать и разжимать пальцы руки. Затем сменить руку и проделать движения аналогично.
  3.  Шишки на ладонях обеих рук, одновременно сжимать и разжимать пальцы рук.
  4. Руку согнуть в локтевом суставе, предплечье – вертикально, пальцы развести в стороны («ёжик»). Шишку перекатываем от запястья большого пальца по боковым сторонам до  запястья мизинца и  наоборот.
  5. Руку положить на ровную поверхность ладонью вверх. Шишку перекатываем от локтя до конца мизинца и обратно к локтю, смещая шишку, перекатываем её до конца безымянного пальца и обратно к локтю и т.д., такими движениями по всей ширине руки пройдём до большого пальца и обратно.
  1. Руку положить на ровную поверхность ладошкой вниз. Шишку перекатываем от локтя до конца большого пальца и обратно, смещаясь параллельно, проходим такими движениями до мизинца по всей ширине руки и обратно.
  2. Шишку положить между ладонями, делаем круговое движение, постепенно увеличивая нажим и темп.
  3. Перекатывание шишки по твердой поверхности сначала правой, затем левой, а потом двумя руками одновременно.
  4. ''Плавающий пальчиковый бассейн''. ''Бассейн'' можно сделать очень просто: взять любую неглубокую прямоугольную коробку, в нее набрать мелкие разноцветные камушки или шишки. ''Купая'' пальчики в таких ''Бассейнах'', ребенок тренирует двигательные мышцы пальцев рук, улучшает их динамику.

        Самомассаж  кистей и пальцев рук  дошкольников в «сухом бассейне» способствует нормализации мышечного тонуса,  стимуляции тактильных ощущений, формированию произвольных, координированных движений пальцев рук.  «Сухие бассейны» - это небольшие емкости (диаметром 25-30 см, высотой 12-15 см) наполненные сыпучим материалом  (на 8-16 см) с необычной текстурой (фасоль, арбузные семечки,  горох, рис, морские камушки и т.д.).

        Опустив кисти рук в “сухой бассейн”, дети помешивают горох или фасоль, одновременно сжимают и разжимают пальцы рук, приговаривая:

Мы тесто месили, месили, месили.

Нас тщательно все  помесить попросили,

Но сколько не месим и сколько не мнем,

Комочки опять и опять достаем!»

 

 Опустив кисти рук в “сухой бассейн с морскими камешками”, дети  сжимают и разжимают пальцы рук, приговаривая:

На дне игрушки для детей,

Мы их достанем без затей!

     По мере овладения детьми навыками выполнения упражнений,  игровой самомассаж кистей и пальцев рук с использованием природных материалов, сопровождаемый стихотворным текстом или выполняемый под музыку, помогает снять у детей эмоциональное напряжение, формирует положительную мотивацию на занятии.

В лес с ребятами пойдем,

Много веточек найдем!

Ветки быстро соберем,

С ними мы играть начнем!

/Крепко сжимаем палочки (веточки) в кулачках/.

       Наполнение зоны по самомассажу с каждым годом расширяется.

      Если  Вас заинтересовал данный опыт работы, рекомендую познакомиться  с литературой:  

        1.Еромыгина М.В. Картотека упражнений для самомассажа пальцев и кистей рук. Зрительная гимнастика;

        2.Фалёва А.С. Самомассаж с использованием природного материала.



Предварительный просмотр:

Игровой самомассаж

сосновыми шишками


Применение сосновых шишек

Сосновая шишка - это лучший массажер, подаренный нам матушкой-природой.

 «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский

Игровой самомассаж шишками сосны, кедра, ели с элементами пальчиковой гимнастики используется для активизации речи, познавательной деятельности, развития мелкой моторики пальцев рук, релаксации и повышения настроения и главное иммунитета.

Польза массажа несомненна и неоднократно доказана на практике.  

Cамомассаж можно проводить не только индивидуально, но и на фронтальных  занятиях с группой детей одновременно, а  также использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях семьи и  дошкольного учреждения.

Рука содержит множество рефлекторных зон.  И если их разминать с помощью шишек, то можно и голове, и ногам и своему животу помочь. Недаром говорят, что кончики пальцев – «второй головной мозг».

Упражнение проводят до появления чувства приятного тепла и легкого покраснения.

Упражнения можно сопровождать веселыми, короткими стихами.

Перекатывание шишек между ладонями.

Упражнения можно сопровождать веселыми, короткими стихами.

Раз, два, три, четыре, пять,

Шишку будем мы катать.

Шишку будем мы катать,

Раз, два, три, четыре, пять.

Сосновая шишка нам колет ладошки.

Мы покатаем шишку немножко.

* * *

Шишки, словно ёжики,

Колются чуть – чуть.

Покатать в ладошках

Шишку не забудь.

Сжимание и разжимание шишек.

Упражнение можно проводить двумя руками одновременно или поочередно правой и левой рукой.

Я сильнее всех на свете!https://arhivurokov.ru/multiurok/e/3/0/e30942d02b12afd01fbae629961b34598e3a42ff/ighrovoi-samomassazh-sosnovymi-shishkami_1.png

Буду шишки я сжимать.

Буду шишки я сжимать,

Буду руки развивать.

Левую и правую,

Правую и левую.

Шишку я в руке держу
То сожму, то разожму

Поиграю с нею –
Ладони разогрею.

Вот сжимаю правою
Вот сжимаю левою.
Буду шишки я сжимать,
Буду руки укреплять.

Круговые движения сосновой шишкой между ладонями

(лучше раскрывшейся шишкой)

Как ёжик колется сосна,https://arhivurokov.ru/multiurok/e/3/0/e30942d02b12afd01fbae629961b34598e3a42ff/ighrovoi-samomassazh-sosnovymi-shishkami_2.png

Её мне шишка не страшна.

Сосновую шишку в ладонях катаю.

С сосновою шишкой сейчас я играю.

* * *

Мишка с шишкою играет,

Между лап её катает

Медвежата все хохочут,

Шишки лапы им щекочут.

Колются не больно,

Дети все довольны.

Надавливание шишкой на основание большого пальца, указательного, среднего, мизинца и середину ладони

https://arhivurokov.ru/multiurok/e/3/0/e30942d02b12afd01fbae629961b34598e3a42ff/ighrovoi-samomassazh-sosnovymi-shishkami_3.png

Легкое постукивание и вращательное движение кончиками шишки.

Шишку я на пальчик ставлю

И постукиваю.

На другой переставляю -

Поворачиваю.

По всем пальцам пройду-

Шишку я переверну.

Прокатывание шишки от кончиков пальцев до локтя и обратно.

От ладони до локтяhttps://arhivurokov.ru/multiurok/e/3/0/e30942d02b12afd01fbae629961b34598e3a42ff/ighrovoi-samomassazh-sosnovymi-shishkami_4.png

Покатила шишку я.

От локтя и до ладони

Катит шишка по дороге.

Перебрасывание шишек друг другу.

Белки с нами шутят,

Шишки в нас кидают.

С белкой поиграем,

Шишки мы поймаем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством использования природного материала

Все мы педагоги знаем закономерность, установленную ученными всего мира:если развитие мелкой моторики отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть в норм...

Хромотерапия в работе логопеда с использованием природного материала. (На примере лексической темы «Фрукты».)

Одним из направлений Арт-терапии является хромотерапия . Этот метод воздействия очень эффективен, потому что ребёнок не задумывается о конечном результате, он получает удовольствие от самого про...

Конспект интегрированной образовательной деятельности по художественному творчеству (лепка) с использованием природного материала

Связь с другими занятиями:беседы о диких животных леса;рассматривание иллюстраций;чтение рассказа Е.Чарушина «Еж»;лепка грибов для ежика....

Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности с использованием природного материала.

Общение с природным материалом, кладовой для развития детского творчества, обогащает ребенка. Работая по программе «Радуга» и рассмотрев содержание области «Художественное творчество» мы о...

«ВОЛШЕБНАЯ МАСТЕРСКАЯ». НОД для первой младшей группы по конструированию с использованием природного материала.

Знакомить детей с природным материалом. Формировать умение и навыки работы с ним....

Методическая разработка.Ознакомление с природным материалом "дерево". Лепка (пластилинография) с использованием природного материала "древесина".

Лепка (пластилинография) с использованием природного материала:древесина(спички,опилки,хвоя ели)....