Использование элементов лечебной физкультуры, в условиях группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР
методическая разработка

Виеру Наталья Сергеевна

В статье представлены основные направления работы по использованию лечебной физкультуры, в условиях группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования «Город Архангельск»

«Детский сад комбинированного вида № 183 «Огонек»

Педагогический проект «Использование элементов лечебной физкультуры в условиях группы компенсирующей направленности»

Тип проекта: практико-ориентированный

Продолжительность проекта: долгосрочный

 (с октября 2020г по май 2021г.)

Виеру Наталья Сергеевна,

учитель-дефектолог, первая  кв.категория

Вылиткова Валентина Александровна,

воспитатель, высшая кв.категория

Бабаина Людмила Адольфовна,
воспитатель, высшая кв.категория

Архангельск, 2020

Основой всестороннего развития ребенка в дошкольном возрасте является физическое воспитание. Организованные физкультурные занятия, а также свободная двигательная деятельность, благотворно влияют не только на физиологические свойства организма (улучшают деятельность сердечнососудистой, дыхательной и нервной систем, укрепляют опорно-двигательный аппарат, улучшают обмен веществ), но и через двигательную деятельность ребенок познает мир, развиваются его психические процессы, воля, самостоятельность. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических процессов, тем полноценнее осуществляется его развитие.

Работая в группе компенсирующей направленности, мы все чаще наблюдаем детей с ОВЗ, имеющие грубые нарушения общей моторики. Дети, посещающие нашу группу, моторно неловки, все движения плохо координированы. Дети совершают много лишних движений, неустойчиво стоят на одной ноге, не все дети могут попрыгать на обеих ногах, отрывая пятки от пола. Не все дети способны подкинуть и поймать или бросить мяч, так как они не могут точно оценить его траекторию в пространстве. Их моторная несостоятельность заметна не только на занятиях по физкультуре и на музыкальных занятиях, но и в самостоятельной деятельности: некоторые воспитанники могут спотыкаться на «ровном месте» или их «заносит» при прямохождении. Поэтому остро встал вопрос о поиске решений данной проблемы. Выход из данной ситуации мы видели в написании проекта «Лечебная физкультура, как элемент коррекционного воздействия на детей с ОВЗ».

Мы понимали, что термин «лечебная физкультура» прежде всего, обозначает раздел медицины, изучающий лечение и профилактику заболеваний методами физкультуры (обычно в сочетании с физиотерапевтическими процедурами и массажем). Но, с другой стороны, лечебная физическая культура (ЛФК) является разделом физической культуры, поэтому некоторые физические упражнения может использовать и педагог образовательных учреждений, в том числе, и воспитатели детских садов, и узкие специалисты (учителя-дефектологи, учителя-логопеды), с целью проведения более качественной коррекционной работы.

Данный проект мы решили сделать долгосрочным, с октября 2020г. по май 2021г. Период реализации проекта разделили на 3 этапа:

1 этап: подготовительный (октябрь)

На первом этапе мы осуществляли подбор методической и энциклопедической литературы, интернет-ресурсов, с целью детального изучения данного направления. Разрабатывали план нашей работы. Подбирали информацию для родителей, с целью оформления стендов и информационных листов. Провели консультацию специалиста ЛФК с педагогами группы и родителями.

2 этап: основной (ноябрь-апрель)

Второй этап является основным, где реализуется сама программа коррекции крупной моторики. Она включает в себя проведение утренней гимнастики и 10-минутной гимнастики после дневного сна с элементами лечебной физической культуры. Данные физические упражнения подбираются с учетом возрастных, индивидуальных особенностей и медицинских показаний. Немаловажным критерием проведения коррегирующей гимнастики является положительный настрой детей и их эмоциональная устойчивость в данный момент.

 Один комплекс упражнений составляется на 2 недели, таким образом, в месяц отрабатывается 2 комплекса. За весь период реализации проекта планируется провести 12 комплексов упражнений.  Содержательная часть таких комплексов включает в себя задания:

  • по развитию и коррекции ходьбы (упражнения такие как «Узкий мостик», «Длинные ноги», «Гусеница»). В процессе обучения особое внимание уделяется формированию правильной осанки, постановки головы, плеч, движению рук, разгибанию ног в момент отталкивания.
  • по развитию и коррекции прыжков (подпрыгивать отрывая пятки от пола, подпрыгивать на одной ноге, подскоки). Отрабатывается координация и ритм движений, укрепление стопы, ориентировка в пространстве
  • по развитию и коррекции мелкой моторики рук (с малыми мячами (резиновый, теннисный и др.) Перекладывание, перебрасывание мяча из одной руки в другую. Подбрасывание мяча двумя руками перед собой, ловля двумя. Подбрасывание мяча перед собой правой (левой) и ловля двумя. Подбрасывание мяча правой, ловля левой и наоборот с постепенным увеличением высоты полета. Высокое подбрасывание мяча вверх и перед ловлей, выполнение различных движений (хлопков спереди). Удары мяча об пол и ловля его двумя руками. То же, но ловля правой (левой) рукой).

Отрабатывается координация движений кисти, концентрация внимания, следящие движения. Концентрация и переключение внимания, дифференцировка усилий во времени и пространстве.

  • По коррекции расслабления («Плети», «Покажи силу», «Бабочка», «Обними себя», «Удивились»). Отрабатываем расслабление мышц плеча, предплечья, кисти, быстроту переключения и образного мышления.

На основном этапе проводим спортивные мероприятия, с периодичностью одно мероприятие в квартал.

3 этап: заключительный (май).

На заключительном этапе реализации проекта планируем проведение «Праздника здоровья» на свежем воздухе с воспитанниками группы и их родителями. Создание буклета для родителей, с рекомендациями по проведению лечебной гимнастики в летний период. Создание картотеки упражнений с элементами ЛФК. Трансляцию опыта на итоговом педагогическом совете ДОУ.

Предполагается, что разработанный проект, подобранные комплексы упражнений по лечебной физической культуре позволит повысить не только функциональные показатели всего организма, повысить физические качества у детей дошкольного возраста с ОВЗ, но и послужит толчком в интеллектуальном и психическом развитии детей. Развивая моторную функцию, мы повышаем концентрацию внимания, развиваем произвольное внимание, память, логическое мышление. Несомненно, крупная и мелкая моторика — не единственный фактор, стимулирующий интеллектуальное и речевое развитие ребенка. Но достаточно весомый. Поэтому игры и целенаправленные занятия обязательно принесут пользу и в бытовой жизни, и при поступлении в школу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы органихзации и содержания работы с родителями в условиях группы компенсирующей направленности для детей с ОНР

Необходимым условием закрепления коррекционного эффекта в системе специальных занятий в логопедической группе является готовность родителей к полноценному сотрудничеству в процессе коррекционной работ...

"Проведение занятий с использованием элементов лечебной физкультуры в условиях дошкоьного учреждения"

Выступление на заседании городского методического центра для инструкторов по физтческой культуре"Проведение занятий с элементами лечебной физкультуры в условиях дошкольного учреждения" ...

Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Рабата содержит следующие рахделы: возможности использования, содержание театрализованной деятельности в детском саду и в группе компенсирующей направленности, виды театрализованных игр, приемы работы...

Особенности работы учителя-логопеда с ребёнком, имеющим синдром Ландау-Клефнера в условиях группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

Синдром Ландау-Клефнера - это редкое неврологическое заболевание детей, которое характеризуется поражением коры головного мозга в височной области (приобретённая эпилептическая афазия у детей).Для нег...

Опыт работы «Использование элементов технологии оккупациональной терапии в группе компенсирующей направленности с детьми с ограниченными возможностями и инвалидностью»

Представление опыта работы на VI Научно-практической конференции с международным участием "Система комплексной реабилитации и абилитации инвалидов: опыт межведомственного взаимодействия, инноваци...

Использование элементов технологии оккупациональной терапии в группе компенсирующей направленности с детьми с ограниченными возможностями и инвалидностью

У детей с отклонениями в интеллектуальном, психоэмоциональном  развитии, с заболеванием опорно-двигательного аппарата формирование бытовых навыков и навыков самообслуживания не происходит самопро...