Картотека игр ЗОЖ по изобразительной деятельности для детей средней группы по методике Кудрявцева В. Т., Егорова Б. Б.
картотека (средняя группа)

Зинченко Елена Ивановна

В данной картотеке представлены игры упражнения для детей средней группы по методике Кудрявцева В.Т. Егорова Б.Б. которые можно применять в процессе изобразительной деятельности как на занятиях, так и в свободной деятельности. Описывается ход игр и упражнений, поставлены цели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_po_egorovu.docx46.59 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр ЗОЖ по изобразительной деятельности для детей средней группы по методике

Кудрявцева В. Т., Егорова Б. Б.

УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКИХ МЫШЦ РУКИ

Имитация мытья рук под слабой, средней и сильной струей моды. Рисование в воздухе кистями и пальцами рук. Дирижирование. Упражнение «Радужные брызги» (встряхивание кистей в различном направлении и ритме). Опознание знакомого предмета на ощупь с завязанными глазами.

Игровое упражнение «Лепим лицо» (придание лицу различного выражения при помощи рук). Это упражнение также способствует развитию мелкой моторики руки.

            УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКИХ МЫШЦ РУКИ

Комплекс игровых упражнений «Теневой театр» (проекция на экран подвижных комбинаций сложенных пальцев). Игровое упражнение е музыкальным сопровождением «Клавиши и струны» (имитация игры на клавишных и щипковых музыкальных инструментах).

Физкультминутки для развития пальцевой моторики: «До» и ворота», «Цветок», «Зайцы», «Коза и козленок», «Птички», «Кошка и собачки»'. Отдельные игровые упражнении для пальцев с изображением движений и форм живых и не живых объектов: «Собака», «Мышка», «Зайка и ушки» «Скворечник», «Шарик», «Елка», «Корзинка», «Курочка клюет зернышки», «Кран», «Подарок»; самостоятельное придумывание детьми вариантов такого изображения.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Средняя группа

Цель этих игр: развитие находчивости, сообразительности, умения перевоплощаться, ориентироваться в пространстве и на слово при построении действия, формирование выразительности и произвольности движений и поведения, овладение языком движений, развитие творчества, воображения.

«Где мы были — мы не скажем, а что делали — ПОКАЖЕМ» 

Дети делятся на две подгруппы. Каждая подгруппа придумывает свои движения-загадки для другой. По жребию определяется, какая команда начинает показ движений, на вопрос игроков одной команды: «Где вы были, что вы видели?» — игроки другой имитируют движения — рубку дров, сбор фруктов, игру в мяч, танцы и т.д. Вторая команда повторяет движения и отгадывает то, что ими изображается.

Затем команды меняются ролями. Побеждает та команда, которая угадала больше задуманных действий и правильно повторила движения.

«Кто живет в избушке?»

В лесу стоит избушка. В ней живут разные звери. Нужно отгадать, кто именно живет в избушке. Дети делятся на две группы: одни изображают животных, живущих в избушке, другие отгадывают.

Ребята выходят по одному из домика, изображая зайца, лису, медведя, белочку и др. Через движения они передают повадки, настроения, состояния животных.

Другой вариант. Дети изображают только домашних животных или представителей вымерших видов (динозавров, мамонтов) и т.д.

«Запомни свой цвет»

Играющие разбиваются на 3—4 группы. Игрокам каждой группы даются кружки (кубики, флажки, платочки) определенного цвета (красного, синего, зеленого, белого и др.). Воспитатель, находясь в центре зала, поднимает кружок и называет цвет (например — белый). Дети с кружками белого цвета должны подбежать к нему, в то время как дети с кружками другого цвета — отбежать от него и разбежаться по залу. В конце определяется та команда, которая точнее и быстрее реагировала на сигнал, соответствующий своему цвету.

Цель: развитие внимания, быстроты реакции, умения реагировать на цвет.

IX. Массаж рук

1. «Моют» кисти рук, активно трут ладошки до ощущения сильного тепла.

  1. Вытягивают каждый пальчик, надавливают на него.
  2. Фалангами пальцев одной руки трут по ногтям другой, словно по стиральной доске.

Цель: оказать благотворное воздействие на внутренние органы, выходящие на биоактивные точки пальцев: сердце, легкие, печень, кишечник. Вызвать ощущение легкости, внутренней радости.

  1. Трут «мочалкой» всю руку до плеча, сильно нажимают на мышцы плеча и предплечья; «смывают водичкой мыло», ведут одной рукой вверх, затем ладошкой вниз и «стряхивают воду».

Цель: возбуждение мышц рук и прочистка энергетических каналов рук.

Раздел III. ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНО- ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МОМЕНТОВ

НА НЕФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЯХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ГРУППЕ

Средняя группа

Мытье рук. Попробуем вместе с детьми проимитировать процедуру мытья рук под струей воды с разным напором. Итак: напор — нормальный. Движения рук — широкие, неспешные, плавные... Но вдруг напор уменьшается. Движения становятся более сосредоточенными и немного напряженными — воду приходится специально растирать по поверхности рук, следя, чтобы был промыт каждый участочек этой поверхности. И вот уже струйка совсем отощала. Мы с силой втираем воду в кожу, напряженно смыкая поверхности обеих рук; возможно, начинаем торопиться (а вдруг вообще выключат воду!). Но неожиданно напор вновь становится нормальным, и мы опять моем руки привычным способом. Задание повторяется. Здесь важно вызвать у детей ощущение контраста.

Задание может быть включено в занятия, так или иначе связанные с организацией продуктивной и музыкальной (музыкально-ритмической) деятельности дошкольников.

Рисование в воздухе кистями и пальцами рук. Смысл этого задания явствует из его названия. Главной областью применения служат занятия по изобразительной деятельности и конструированию. Ограничимся только одним замечанием. Поскольку ребенок в данном случае не сталкивается с необходимостью отчетливо фиксировать образ на бумаге (со всеми вытекающими отсюда проблемами и трудностями), перед ним могут ставиться более сложные, чем в обычных условиях, «изобразительные» задачи. Можно предлагать детям «рисовать» целые картины. В любом варианте это будет способствовать расширению их творческих изобразительных возможностей. Целесообразно выполнение такого задания под музыкальное сопровождение, передающее характер искомого образа (образов).

Наряду с этим детям можно предложить порисовать в воздухе носом, головой, плечом, локтем, ногами и т. д.

Дирижирование. Произвольные ритмические движения рук под музыкальное сопровождение или без него. Это упражнение можно включать не только в музыкальные, но и} во все остальные занятия. Так, дирижированием полезно  сопровождать выполнение упражнений в счете на занятиях ] по развитию элементарных математических представлений и т. п.        

Упражнение «Радужные брызги». Встряхивание расслабленных кистей в различном ритме, имитирующее разбрызгивание капель воды.        

При этом дети пытаются «обрызгать» друг друга. Далее им  предлагается представить, как капли воды разлетаются в разные стороны, переливаясь на солнце всеми цветами радуги. Ребятам задаются вопросы: «Куда летят брызги?», «Какого они цвета?» Затем предлагается «построить» радугу из водяных капелек, любуясь их цветом и блеском.

Это упражнение развивает воображение детей, способствует формированию культуры эмоционального переживания, повышает их общий физиологический тонус. Оно предназначено для использования прежде всего на занятиях по изобразительной деятельности, музыке, ритмике.        j Опознание знакомого предмета на ощупь с завязанными глазами. Развивающий эффект этой тактильной «угадайки» распространяется не только на сферу мелкой моторики руки. При выполнении такого задания у детей развиваются восприятие и внимание, действенно-образные формы мышления и воображение. Однако для того, чтобы это произошло, руки должны не просто ощупывать, но и активно сбследовать предметы, анализируя и сопоставляя их свойства. Можно предлатать для обследования сходные по форме и размерам, но качественно разные предметы (например, апельсин и мячик, кубик и пирамидка, игрушечные фигурки рыбки и зайчика, кусочки бархатной бумаги и сукна).

Основные области применения задания — занятия по о ознакомлению с окружающим миром и развитию речи.

Лепим умелую и уверенную руку. Ребенку предлагается побывать в роли скульптора, который воплощает в материале свои представления о таких человеческих качествах, как умелость и умеренность. «Материалом» же является рука самого ребенка (правая или левая — соответственно для правшей и левшей). Другая рука выполняет «ваятельские» функции.

Ваятель разминает глину, добиваясь пластичности материала (руки). Затем, работая с каждым пальцем (разминая, разглаживая его), он придает ему особый характер. Большой палец должен быть сильным, добрым, выступающим основной и опорой для всех остальных (это — папа). Указательный палец — строгий, следящий за порядком, контролирующий ( по — мама). Средний палец — главный помощник родителей — старший брат. Безымянный палец — кроткая, немногословная, но очень трудолюбивая сестричка. Мизинец — маленький помощник всех остальных членов семьи, хотя иногда довольно непослушный (это — младший братик).

Только такая крепкая семья может решать сложные задачи, уверенно преодолевать возникающие при этом трудности. После того как скульптор поработал с пальчиками, он оценивает свое творение в целом (ощупывает, поглаживает не только пальцы, но и ладошку, тыльную сторону руки и пр.).

Данное упражнение способствует развитию воображения, уверенности в себе в ходе решения каких-либо новых задач, созданию положительного эмоционального настроя, активизации биологически активных точек кожи, расположенных на руке. Его рекомендуется применять на занятиях по изобразительной деятельности, конструированию, при обучении игре на музыкальных инструментах, а также в процессе овладения элементарными навыками письма — преимущественно и тех случаях, когда детям для усвоения предлагается новый материал.

Вместе с тем на занятиях по изобразительной и конструкторской деятельности, развитию речи и т. п. дошкольникам может быть предложен ряд элементарных упражнений для пальчиков, которые имеют общеразвивающий характер:

«Пальчики здороваются». Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.

«Слоненок». Средний палец выставлен вперед — хобот, а указательный и безымянный —ноги. Слоненок идет по столу.

«Корни деревьев». Кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опушены вниз.

Старшая и подготовительная группы

«Встреча друзей». Поочередно прикасаться пальцами одной руки к пальцам другой, делая ими нежные вращательные движения (по часовой стрелке).        i

Цель этого задания, которое можно предлагать детям на любом занятии, состоит в развитии эмоциональной выразительности движений, создании общего позитивного психосоматического фона путем воздействия на биологически активные точки кожи.

«Прикосновение». Упражнение, способствующее повышению успешности в выполнении изобразительных действий. Дети производят движения кистями рук под стихотворное сопровождение:

Мы так долго рисовали, Наши пальчики устали, Мы немного отдохнем, Снова рисовать начнем.

(Встряхивают кисти рук.)

Что за странное явленье? Появилась вдруг стена — Очень прочная она.

(С усиленным напряжением давят на воображаемую стену.,

Это дверь или окно? — Нам проверить суждено...

(Разглаживая воображаемую поверхность, рисуют ладошками форму прямоугольника, квадрата. Когда же «проверка» завершена...)

Это все-таки окно, Только грязное оно! НУ, друзья, помоем стекла — Станет в комнате светло.

(Круговые движения по воображаемому стеклу, движения вверх-вниз, из стороны в сторону.)

Дело сделано на славу!

Время отдохнуть пришло.

(Встряхивая кисти, дети расслабленно манипулируют пальца» и рук.)

После некоторой паузы дети приступают к изобразительной деятельности.

«Угадай, что нарисовано». Это игровое задание нацелено ни pазвитие воображения, тактильной чувствительности, осмысленности движений, выполняемых различными органами t ела, способности к передаче и восприятию эмоциональною настроя. Его можно включать в занятия по изобразительной деятельности и развитию элементарных математических представлений. Предлагаем вашему вниманию два варианта.

ВАРИАНТ

Играющие по считалке выбирают двух водящих, которые поят друг за другом лицом к играющим. По команде второй водящий рисует пальцем на спине у первого какие-либо фигуры (круг, квадрат, треугольник и т.д.). Стоящий впереди должен догадаться, какая фигура изображена у него на спине. Он изображает нарисованное рукой (головой, носом, всем телом) в воздухе, ногой или шагами на поверхности пола. Дети должны отгадать, какой рисунок был нарисован вторым игроком на спине первого.

ВАРИАНТ

Дети делятся на пары. Каждый второй рисует на спине у ни среди стоящего. Если первый игрок угадал фигуру, он дела- сг шаг вперед. Побеждает пара, пришедшая к финишу первой.

«Ласковушка». Целью данной игры является развитие эмоционального воображения, создание атмосферы доброжелательности и взаимопонимания в общении ребят друг с другом. В «Ласковушку» можно играть в перерывах между занятиями, а также при подъеме после дневного сна и во время, отведенное для свободной деятельности.

Дети делятся на две подгруппы: 1-я — «дети», 2-я — «взрослые». «Дети» садятся на стульчики, поставленные по кругу. «Взрослые» встают за спиной сидящих. По сигналу воспитателя «взрослые» начинают ласкать ребенка (поглаживать плечи, голову, руки). Через 1—2 секунды по сигналу «взрослые» меняют своих подопечных. Через две-три такие смены подопечных «дети» определяют: а) какой «взрослый» самый ласковый и нежный, б) с чьими руками можно сравнить руки «взрослого» — с руками мамы, папы, бабушки... Затем «дети» и «взрослые» меняются местами.

Лепим добрую и нежную руку. Ребенку предлагается «вылепить» из собственной руки (путем ее разглаживания, разминания, похлопования и т. д.) добрую и нежную руку близкого человека — мамы, папы, бабушки, дедушки и др. Затем он должен оценить свою работу, попытавшись прислушаться к вновь возникшим телесным ощущениям.

Для этого ребенку могут быть заданы вопросы типа: «Какой стала твоя рука?», «На чью руку она похожа?», «Как ты об этом догадалася?» и т. д.

В целях развития эмоционального воображения, чувства психологической защищенности и уверенности в своих силах это задание используется на всех занятиях, связанных с организацией продуктивной и трудовой деятельности, при формировании первоначальных умений письма.

«Подарок». Ребенку предлагается жестами показать, какой подарок он дарит своему товарищу. Цель задания — развитие воображения, чувства товарищества. Рекомендуется для использования прежде всего на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности, при формировании первоначальных умений письма. Вместе с тем задание может быть приурочено к празднованию дней рождения детей в группе.

«Цветы». Это упражнение пальчиковой гимнастики направлено на развитие выразительности движений, умения ориентироваться на слово при построении действия (что является важнейшим показателем произвольности как действий ребенка, так и его внимания). Упражнение может быть предложено детям на занятиях по развитию речи и при подготовке к письму. Оно выполняется под текстовое сопровождение: Наши алые цветы Распускают лепестки.

(Сложенные в виде бутона ладони крепко прижимаются боковыми поверхностями и подушечками пальцев друг к другу, затем, медленно раскрываясь, имитируют распускающийся цветок.)

Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет.

(Колебательные движения каждым пальцем отдельно.)

Наши алые цветы Закрывают лепестки.

(Пальцы соединяются, снова образуя бутон.)

Тихо засыпают,

Головой качают.

(Круговые движения кистями, сложенными в виде бутона.)

«Клавиши и струны». Имитация игры на клавишных и щипковых музыкальных инструментах под музыкальное сопровождение. Цель упражнения — развитие осмысленной и выразительной моторики. Область применения — музыкальные (музыкально-ритмические) занятия.

«Я — художник». Это упражнение выполняется на занятиях по изобразительной деятельности под текстовое сопровождение:

Я взял бумагу, карандаш,

Нарисовал дорогу.

(Поворот ладони левой руки к себе, пальцы вместе— изображение листа бумаги. Указательный палец правой руки— карандаш. Проводим пальцем по левой ладони линию— дорогу.)

На ней быка изобразил,

А рядом с ним корову.

(Правая и левая рука сжаты в кулаки, большой палец и мизинец каждой из них слегка оттопыриваются в стороны, пока- твоя рога быка и коровы. Дети произносят: «Му-у».)

Направо дом,

(Пальцы складываются домиком.)

Налево сад...

(Кисти рук скрещиваются в запястье— изображают деревья. Раздвинув пальцы, дети шевелят ими — будто раскачивают истки.)

В саду двенадцать точек —

(Указательным пальцем правой руки— карандашом — рисуют точки на левой ладони.)

На ветках яблочки висят,

И дождичек их мочит.

(Встряхивание кистей— имитация капель дождя.)

Потом поставил стул на стол,

(Левая рука сжимается в кулак и кладется на приподнятую вверх ладонь правой.)

Тянусь как можно выше.

(Левый кулак медленно разжимается, пальцы с напряжением тянутся вверх.)

Уф! Свой рисунок приколол— Совсем неплохо вышел!

(Правая рука разглаживает воображаемый рисунок — поднятую в вертикальном положении левую ладонь. Улыбка удовлетворения на лице.)

Наряду с описанными формами работы на занятиях в разных группах целесообразно использовать специальные комплексы упражнений и заданий,, выполнение которых предполагает активизацию мелких мышц руки.

Один из таких комплексов разработал А. Роговин[1]. Этот комплекс будет полезен в ходе проведения самых различных занятий в средней группе. Несомненным достоинством разработки является ее ярко выраженная оздоровительная направленность.

«Пчелиный улей»

Вот маленький улей,

Где пчелы

Спрятались,

Где их никто не увидит.

(Сжать пальцы в кулак. Рассмотреть «улей».)

Вот они появились из улья 1-2-3-4-5 3...3...3...3...3

(По одному пальцы разжать. Пчелы улетают.)

«Яблоня»

У дороги яблоня стоит, А на ветке яблоко висит.

(Соединить руки над головой в виде круга.)

Сильно ветку я потряс, Вот и яблочко у нас.

(Энергично потрясти руками.)

В сладко яблочко вопьюсь, Ах, какой приятный вкус!

(Погладить живот.)

«Моя семья»

1-2-3-4...

Кто живет в моей квартире?

(Хлопки пальцами, основания ладоней сомкнуты и неподвижны.)

1-2-3-4-5...

Всех могу пересчитать:

(Наоборот: пальцы рук сомкнуты, а основаниями ладоней хлопают)

Папа, мама, брат, сестренка, Кошка Мурка, два котенка, Мой щегол, сверчок и Я — Вот и вся моя семья!

(Поочередное поглаживание (массаж) всех десяти пальцев.)

«Завтрак»

Куры, петухи, индюшки.

 Наклевалися петрушки,

Закусили лебедой,

Побежали за водой!

(Руки подняты на уровне груди. На каждое слово или слог пальчики поочередно прижимаются к большому пальцу. Затем «убегают».)

«Волшебные орешки»

(Упражнение с орехами снимает нервное раздражение, ощущение недовольства, улучшает работу мозга.) Покатилось, покатилось Олино колечко. Покатилось, покатилось С нашего крылечка. Кто с крылечка сойдет? Кто колечко найдет?

(Вращают один орех, с усилием прижимая его ладонью другой руки. Или делают орехом круговые движения на тыльной стороне кисти одной руки, прижав его ладонью другой.)

Для работы в средней, старшей и подготовительной группах может быть предложен уже упоминавшийся комплекс В. В. Цвынтарного. (Мы рекомендуем распределять упражнения и задания, составляющие этот комплекс, по возрастным группам (см. Программу развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми 4—7 лет). Комплекс носит многофункциональный характер, но в первую очередь обеспечивает решение задач развития речи дошкольников (отсюда и основная область его применения — занятия по развитию речи и подготовке детей к письму.) Он включает В себя следующие игровые упражнения и задания.

«Домик»

Дом стоит с трубой и с крышей, На балкон гулять я вышел.

(Ладони направлены под углом друг к другу. Кончики пальцев соприкасаются. Средний палец одной руки поднят вверх (труба). Кончики мизинцев соприкасаются, образуя прямую линию (балкон).)

«Очки»

Бабушка очки надела И внучонка разглядела.

(Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечки. Колечки поднести к глазам.)

«Дерево»

У дерева ствол, На стволе много веток, А листья на ветках зеленого цвета.

YПрижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и подняты вверх. Шевелить кистями и пальцами.)

«Птичка»

Пальчики — головка, Крылышки — ладошки.

(Ладони повернуты к себе, большие фальцы переплетены (цепляются друг за дружку). Большие пальцы— головка, остальные сомкнутые пальцы — крылья. Помахать' ими.)

«Гусь»

Гусь стоит и все гогочет, Ущипнуть тебя он хочет.

(Предплечье вертикально. Кисть под прямым углом. Указательный палец параллелен большому. Все четыре пальца прижаты друг к другу.)

«Петушок»

Петушок стоит весь яркий, Гребешок он чистит лапкой.

(Кисть вверх. Ладонь раскрыта. Указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены, а стороны и подняты вверх.)

«Курочка»

Курочка прыг на крыльцо: «Я снесла тебе яйцо».

(Кисть располагается горизонтально. Большой и указательный пальцы образуют глаз. Следующие пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом положении.)

«Собака»

У собаки острый носик, Есть и шейка, Есть и хвостик.

(Правая ладонь раскрыта. Большой палец вверху. Указательный, средний и безымянный— вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.)

«Кошка»

А у кошки ушки

На макушке,

Чтобы лучше слышать мышь в норушке

(Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх.)

«Мышка»

Серенький комок сидит

И бумажкой все шуршит.

(Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам.)

«Шарик»

Надуваем быстро шарик, Он становится большой. Вдруг шар лопнул, воздух вышел — Стал он тонкий и худой.

(Все пальчики обеих рук в щепотке и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при том пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное Положение.)

Крайне желательно, чтобы дети не ограничивались изображением заданных форм и движений живых и неживых объектов, но и самостоятельно придумывали собственные варианты.

Еще один комплекс создан А. Толбановой[2]. По замыслу самого автора, комплекс, будучи коррекционным, рассчитан на детей с общим недоразвитием речи. Однако многие eго упражнения, на наш взгляд, вполне допустимо использовать в работе с самым широким контингентом дошкольников, причем на различных занятиях и в самых разных, отнюдь не только коррекционных целях. Как и в случае с комплексом

В. В. Цвынтарного, упражнения этого комплекса тоже следует распределять по возрастным группам.

Приведем эти упражнения.        .

УПРАЖНЕНИЯ ПЕРВОГО КОМПЛЕКСА

Ладони на столе (на счет «раз-два» пальцы врозь-вместе).

Ладошка-кулачок-ребро (на счёт раз-два-три).

Пальчики здороваются (на счет «раз-два-три-четыре- пять» соединяются пальцы обеих рук: большой с большим,; указательный с указательным и т. д.).

Человечек (указательный и средний пальцы правой руки, потом — левой бегают по столу).

Дети бегают наперегонки (движения, как в четвертом упражнении, но выполняют обе руки одновременно).

«Пальчик-мальчик»

Пальчик-мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил, С этим братцем щи варил, С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

Воспитатель сначала показывает большой палец правой руки и говорит, обращаясь к нему, затем прикасается кончиком большого пальца к кончикам остальных пальцев, начиная с указательного.

УПРАЖНЕНИЯ ВТОРОГО КОМПЛЕКСА

1. «Коза» (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой руки).

2. «Козлята» (то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами обеих рук).

3.  «флажок» (большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе).

4. «Гнездо» (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжаты).

5. «Корни растения» (прижать руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз).

«Этот нальчик»

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папочка,

Этот пальчик — мамочка,

Этот пальчик — Я.

Вот и вся моя семья.

Детям предлагается согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

УПРАЖНЕНИЯ ТРЕТЬЕГО КОМПЛЕКСА

«Двое разговаривают» (сжать обе кисти в кулак, большие пальцы вытянуты вверх, приблизить их друг к другу )

«Стол» (правую кисть сжать в кулак, на нее сверху пололи п. горизонтально кисть левой руки).

S. «Улитка» (положить правую руку на стол, поднять указательный и средний пальцы, расставить их).

«Ножницы» (указательный и средний пальцы правой и левой руки имитируют стрижку ножницами).

«Ежик» (ладони соединить, прямые пальцы выставить вверх).

Эффективный комплекс упражнений для развития мелкой моторики руки создан В. В. Крючковым и В. Н. Зуевым[3]. Отличие этих упражнений состоит в том, что они выполняются рукой на поверхности стола. Это дает возможность проводить работу, не поднимая детей со своих мест. Комплекс может быть использован на занятиях по изобразительной деятельности и развитию речи в средней группе. Дадим его описание.

«Прогулка»

Пошли пальчики гулять, (Пальцы обеих рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу.)

А вторые догонять. (Ритмичные движения по столу указательных пальцев.)

Третьи пальчики бегом,        

(Движения средних пальцев в быстром темпе.)

А четвертые пешком. (Медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола.)

Пятый пальчик поскакал (Ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами)

и в конце пути упал. (Хлопок обоими кулаками по поверхности стола.)        

«Засолка капусты»

Мы капусту рубим, (Резкие движения прямыми кистями вниз и вверх.)

Мы морковку мнем, (Пальцы обеих рук сжаты в кулаки, движение кулаков к себе и от себя.)

Мы капусту солим, (Движения пальцев, имитирующие посыпание солью из щепотки.)

Мы капусту жмем. (Интенсивно сжимаются пальцы обеих рук в кулаки.)

Дом и ворота

На полянке дом стоит. (Пальцы обеих рук— под углом друг к другу, широко расставлены, соприкасаются только кончит пальцев.)

Ну, а к Дому путь закрыт.        J

(Ладони обеих рук повернуты к себе, большие пальцы - вверх, остальные вместе в горизонтальном положении; кончи ки средних пальцев соприкасаются.)

Мы ворота открываем, (Ладони ставятся параллельно друг другу.)        

В этот домик приглашаем.

(Пальцы обеих рук— под углом друг к другу, широко расставлены, соприкасаются кончики одноименных пальцев.)

Развитию осмысленности и выразительности движений, сенсомоторных координации, внимания служит авторский

КОМПЛЕКС ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ «ТЕНЕВОЙ ТЕАТР».

Упражнения предназначены для работы в подготовительной гpyппe на занятиях по изобразительной деятельности, развитию речи, подготовке детей к письму. В ходе их выполнения взрослые, а затем и дети проецируют на подсвечиваемый экран подвижные комбинации сложенных пальцев. Для этих же целей может быть использован смятый в комок лист бумаги или газеты.

Проекция движений пальцев.. Изображаются персонажи и известных детям сказок — Щука, Жар-птица, а также животные и предметы— зайчик, гусь, домик. По мере освоения задания ребятам целесообразно предлагать определять и выражать через моторику характер изображаемого персонажа (усталый, бодрый, грустный, веселый, озорной и т.д.).

«Щука»        

Ладони сомкнуты, плотно прикасаются друг к другу пальцами. Разводя пальцы и ладони рук, показываем открывающийся рот рыбы.

«Жар-птица»

Большие пальцы в вертикальном положении, ладони прижаты друг к другу, образуя головку и туловище жар- птицы. Пальцы одной руки расположены между пальцами другой руки (это — «хвост»). Производя движения пальцами в разных направлениях, шевелим «хвостом» птицы.

«Зайчик»

Пальцы сжаты в кулак. Указательный и средний пальцы подняты вверх, образуя ушки зайчика. Шевелим «ушками».

«Домик»

Ладошки в вертикальном положении прижаты друг к другу. Раздвигаем в стороны ладони, не разъединяя пальцы, образуем ладонями стены домика, а пальцами — крышу.

Проекция смятого листа бумаги. Скомканный лист бумаги медленно поворачивается в разные стороны. Детям предлагается определить, на что похожа его проекция на экрану какое настроение вызывает возникшее изображение. На еле дующем этапе ребята могут сминать лист по собственному замыслу с целью получить какое-то определенное изображение. Целесообразно групповое обсуждение характера изображения.

Динамичная и неожиданная смена изображения способствует развитию воображения и образного мышления, а необходимость каждый раз давать его вербальное определение развитию речи. Кроме того, у детей активизируются способности к сопереживанию.

В комплекс «Теневой театр» входит также серия сюжетных упражнений под общим названием «Курочка-наседка».

Упражнения выполняются под текстовое сопровождение:

Ах ты, курочка-наседка, (На экран проецируется изображение курочки: большой и указательный пальцы одной руки соединены, все остальные располагаются друг за другом, образуя головку курочки.)

Ты зачем попала в сад?

. (Слегка шевелим пальцами другой руки, поднятыми вверх, изображая качающиеся деревья.)

Виноградник обклевала, (Пальцы одной руки наклоняются в сторону, изображая виноградную гроздь; другая рука имитирует клевательные движения.)

Всюду травку потоптала. (Пальцы руки прижимаются к ладони, и изображая помятую травку.)

Вдруг калитка заскрипела, (Поднятая вверх рука медленно поворачивается в сторону, изображая отворившуюся калитку.)

Это мамочка идет. (Рука сложена в кулак, изображая голову мамы.)

Мама курочку поймает (Правая рука схватывает левую, изображающую курочку.)

И в курятник унесет. (Пальцы обеих рук сложены домиком — изображение курятника.)


[1] РоговинА. Хочу сделать сам. М., 1984.

[2] Толбанова А. Комплекс пальчиковой гимнастики для детей общим недоразвитием речи // Дошкольное воспитание. 1981. № 9.

[3] Крючков В. В., Зуев В. Н. Методические рекомендации по форми- ршшнию школьной зрелости у детей дошкольного возраста средствами фшического воспитания. Орехово-Зуево, 1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей средней группы (ЗПР «Особый ребенок»). «Друзья золотой рыбки».

Задачи:1.     Продолжать знакомить с  нетрадиционными изобразительными техниками: рисование   ладошкой, печатание печаткой.2.     Продолжать учит...

Конспект развлечения по изобразительной деятельности для детей средней группы "Город Мастеров".

Развлечения — яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей....

Конспект развлечения по изобразительной деятельности для детей средней группы "Путешествие в зимний лес".

Развлечения в детском саду - это важная часть педагогического процесса, одна из стадий воспитания детей, несущая серьезную эстетическую и моральную нагрузку....

Конспект образовательной деятельности с элементами познавательного развития и изобразительной деятельности для детей средней группы «Путешествие по сказкам»

Задачи:Образовательные:-       продолжать осмысливать содержание характера персонажей;-       познакомить детей с последовательностью выполнения аппликации...

Картотека дидактических игр по изобразительной деятельности для детей младшей группы

Картотека дидактических игр по изобразительной деятельности для детей младшей группы...