Программа Кружка по валеологии «ЗДОРОВЕЙКА» (для детей 4-7 лет)
рабочая программа (подготовительная группа)

Никифорова Татьяна Михайловна

Программа

Кружка по валеологии

  «ЗДОРОВЕЙКА»

(для детей 4-7 лет)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok.valeologiya.docx87.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения   общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому развитию детей  № 2 «Ладушки»

Программа

Кружка по валеологии

  «ЗДОРОВЕЙКА»

(для детей 4-7 лет)

                                                   Никифорова Татьяна Михайловна,

Воспитатель высшей квалификационной  категории, стаж работы 12 лет.

Содержание программы:

  1. Актуальность темы                     3-5 стр.
  2. Пояснительная записка              6-8 стр.
  3. Учебный план                             9-11 стр.
  4. Уровень подготовки детей        12 стр.
  5. Литература                                  13 стр.
  6. Приложение                                14-19 стр

                                       Актуальность темы:

Статистика свидетельствует: физиологически зрелыми сегодня рождается не более 10% детей, т.е. большинство сразу после рождения  не готовы к физиологически  полноценной жизни. Более того до 25-35% детей, приходящих в 1 класс, имеют  физические  недостатки или хронические заболевания.  Приведенные цифры  заставляют задуматься о причинах этого. Одной из главных причин  является культурный кризис общества, низкий уровень культуры отдельного человека, семьи, воспитательного пространства в целом.

   В связи с этим возникает уверенность, что воспитание валеологической культуры актуально уже в дошкольном возрасте.  Что же такое валеологическая  культура?  Под  валеологической культурой  ребенка мы понимаем совокупность нескольких компонентов: осознанного отношения к здоровью и жизни, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, а так же самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные со здоровым образом жизни, безопасным поведением, оказанием элементарной  медицинской,  психологической самопомощи  и помощи. В связи с этим можно выдвинуть конкретные задачи воспитания валеологической культуры дошкольников:

  • Формирование осознанного отношения к  здоровью как ведущей  ценности и мотивации и мотивации к здоровому образу жизни;
  • Накопление знаний о здоровье, обретение умений и навыков, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих здоровье;
  • Становление валеологической компетентности ребенка как готовности  самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения в непредвиденных ситуациях;
  • Оказание элементарной медицинской, психологической помощи и самопомощи.

И.И.Мечников считал, что самое главное – научить человека правильному, безошибочному выбору в любой ситуации только полезного, содействующего здоровью и отказу от всего вредного.

    Необходимость воспитания валеологической культуры подчеркивают и исследования, подтверждающие, что здоровье человека  лишь на 8-10% зависит от  успехов здравоохранения и более чем на 50-60% от его образа жизни.

   Так же очевидно, что становление валеологической культуры человека обусловлено прежде всего процессом воспитания, педагогическим воздействием взрослого с ребенком, широким спектром педагогических средств и приемов.

Януш Корчак писал: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье: если за ними не смотреть, они повыпадали бы все из окон, поутонули бы, попали бы под машины, повыбивали бы себе глаза, поломали бы ноги и позаболели бы воспалением мозга и воспалением легких – и уже сам не знаю, какими болезнями. Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают,  что для этого  надо делать. Объясним им, и они  будут беречься».

    Одним из основных компонентов валеологического образования в ДОУ является комфортность в общении ребенка и педагога, творческое содружество детей и педагогов в нахождении путей решения проблемы, познание через игру, решение проблемно-творческих задач разного уровня сложности, подготовка детей к верному самоопределению в любой жизненной ситуации, опирающемуся на опыт самопознания и культурно-исторический опыт.

    Из этого всего можно вывести основной принцип валеологии и валеологического образования. Человек, познай и сотвори себя.

Валеология и педагогика в тесном сотрудничестве накопили некоторый опыт здравотворчества, формирование здорового образа жизни человека, представлений у дошкольников о себе как о представителях человеческого рода, основ безопасности детей дошкольного возраста, необходимых знаний, умений и навыков для организации здорового образа жизни. Этот опыт сотрудничества стал востребован в педагогическом процессе нашего дошкольного учреждения. Для реализации валеологического воспитания стало необходимостью:

  • Определение оптимальных педагогических условий, которые позволяли бы эффективно воспитывать валеологически культурных дошкольников;
  • Создание валеологически развивающей среды ДОУ:
  • Формирование подходов к взаимодействию с семьей;
  • Целостный процесс воспитания валеологической культуры дошкольника:  задачи валеологического воспитания должны решаться  во всех видах детской деятельности;
  • Диагностика валеологической культуры дошкольника;
  • Повышение педагогической компетентности педагогов в вопросах валеологического воспитания.

Дети, посещающие наш детский сад, отличаются ослабленным здоровьем, проблемами социально – эмоционального плана. Они имеют ослабленный иммунитет, а значит, чаще  болеют простудными и инфекционными заболеваниями.  Стать здоровыми – естественное желание каждого из них. Как стать крепкими и никогда не болеть, что для этого делать, они еще не знают. Наша задача, как педагогов, объяснить  им это. Основы физического и психического здоровья закладываются в детском возрасте, и поэтому очень важно с самого детства формировать у человека валеологическую культуру.  Важно научить ребёнка понимать, сколь ценно здоровье для человека и как важно стремиться к здоровому образу жизни.

Новизна программы в том, что организация образовательной деятельности воспитанников строится на основе игровой деятельности, что помогает поддерживать интерес в ходе всей деятельности, а также физическую и умственную работоспособность детей, что, в свою очередь, дает положительный оздоровительный эффект, создает условия для формирования мотивации здоровья. Очень важно не упустить те возможности, которые дает детство для формирования у детей оберегающего и ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих их людей, для приобретения детьми устойчивых навыков здорового образа жизни.

Согласно ФГОСобразовательная область "Здоровье" направлена на достижение целей охраны здоровья детей и формирование основы культуры здоровья путем решения следующих задач:

1. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей

2. Воспитание культурно-гигиенических навыков

3. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

В связи с этим наш детский сад стал уделять большое внимание физкультурно-оздоровительной работе и валеологическому воспитанию в частности. Для  решения этой проблемы мной была разработана программа валеологичекого воспитания детей, которая была реализована  через кружковую работу.

   Детям необходимо активно изучать свой организм, свои возможности и слабые места, знать принципы восстановления функций и систем организма. Наиболее рационально формировать все эти навыки у детей в игровой форме, включая их в режимные моменты, в ход занятий, использовать в кружковой работе.

                                                Пояснительная записка.

  Программа кружка по валеологии «Здоровейка»   разработана в соответствии с Законом «Об образовании», Типовым положением о дошкольных образовательных учреждениях и Концепции дошкольного образования.

  Программа кружка рассчитана для детей 4-7 лет, основной целью которой является формирование у дошкольников представлений о здоровье, умений и навыков здорового образа жизни и установок на заботу о своем здоровье.

Задачи образовательного процесса можно сформулировать следующим образом:

  1. Помочь детям овладеть основами гигиенической и двигательной культуры.
  2. Формировать элементарные знания о строении человеческого тела, о значении организма.
  3. Обучать детей  уходу  за своим телом, навыками оказания первой  элементарной помощи.
  4. Развивать представление о том, что полезно, а что вредно для организма.
  5. Формировать привычку  ежедневных физических упражнений.
  6. Изучать причины возникновения  экстремальных ситуаций, умение находить выходы из них, соблюдение мер безопасности.
  7. Выработать у детей  осознанное отношение к своему здоровью, умение определить свое состояние и ощущение.

Основными средствами обучения детей является игра, наблюдение, беседы, экспериментирование, КВНы, развлечения, практическая деятельность.

Занятия с детьми проходят  с октября месяца по апрель, 1 раз в неделю, продолжительность до 30 минут.

Для определения уровня усвоения  материала в конце каждого месяца проходит итоговое контрольно-проверочное занятие, итоги которого заносятся в таблицы (см. приложение). Диагностика валеологической культуры ребенка помогает выявить способы и образцы социального поведения,  взаимодействия и общения со сверстниками и взрослыми. Выявляет осознанное отношение ребенка к здоровью и жизни человека, решение задач, связанных с поддержанием, укреплением и сохранением здоровья, оказанием элементарной медицинской, психологической  помощи и самопомощи. В работе используются такие методы диагностики как наблюдение, беседа, анкетирование, анализ продуктивной деятельности, вопросы к детям  и др.

Показателями  эффективности работы по валеологическому воспитанию будет наличие у детей:

  • знание правил гигиены и ухода за своим телом;
  • знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;
  • знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются  в особой защите;
  • знание о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности.

Принципы программы

1.  Интеграция в разные виды деятельности

2. Доступность

• учет возрастных особенностей

3. Систематичность и последовательность

• постепенная подача материала от простого к сложному;

• повторение усвоенных правил и норм в течение всего года;

• индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье на основе учета их интересов и способностей.

4. Наглядность.

• учет особенностей мышления

5. Опора на внутреннюю мотивацию, интересы детей

В результате реализации программы  кружка  «Здоровейка» по формированию культуры здоровья у  детей развиваются такие качества как: любознательность, интерес к здоровью, самостоятельность, познавательная активность.

                                Интеграция образовательных областей.

Программа кружка «Здоровейка» носит комплексный характер, что отражено в интеграции  образовательной области «Здоровье» с такими областями как: «Физическая культура», «Безопасность»,  «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Познание», «Художественное творчество»

Программа  валеологического воспитания  состоит из 7 разделов, каждый из которых делится на 4 темы, рассчитанных на 1 месяц.

I. «Человек – живое существо»

II. «В гостях у Мойдодыра»

III. «Помоги себе сам»

IV. «Золотые правила питания»

V. «Человек и природа»

VI. «Откуда берутся болезни»

VII. «Овощи и фрукты - полезные продукты»

Раздел «Человек – живое существо» ставит перед собой задачи ознакомления  детей со строением тела человека, с функциями основных органов и систем, с тем, что необходимо человеку для нормального существования. Человек не может прожить  без тепла, света, без пищи и гигиенических навыков, без труда, человеческого общения и занятия спортом.

Второй раздел «В гостях у Мойдодыра» предполагает сформировать у детей элементарные гигиенические  умения и навыки. Как правильно ухаживать за зубами и что влияет на здоровье людей, как водой и мылом можно предупредить различные болезни, закаливание организма водой , солнцем и воздухом.

   Задача раздела «Помоги себе сам» заключается в следующем: «Формирование элементарных навыков оказания  первой медицинской помощи умение вести себя умело в экстремальных ситуациях, обращаться за помощью в службу милиции, скорой помощи, пожарную службу.

Раздел «Золотые правила питания» предполагает дать детям представления о правильном и полезном питании, какие продукты полезны  для организма, а какие – нет. Закрепить у  детей  правила поведения за столом и правила сервировки стола как теоретически, так и практически.

В разделе «Человек и природа» мы знакомим детей с охраной окружающей среды, учим называть и различать лекарственные и ядовитые растения и грибы.

«Откуда берутся болезни»  - название одного из разделов программы, из которого дети узнают о возникновении болезней и способов их профилактики, о формировании правильного отношения к своему здоровью.

Последний раздел «Овощи и фрукты – полезные продукты» ставит задачи: « Дать детям представление  о витаминах, в каких продуктах они содержатся, и какую пользу приносят организму человека»

Оборудование к сюжетно-ролевым играм:«Фито-бар», «Массажный кабинет», «Спортивный комплекс», «Магазин полезных продуктов», «Больница», натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы,):  ростомеры, сантиметровые линейки для измерения головы, грудной клетки, градусники для тела, воды, лупы, пипетки, вата, зеркала овощи, фрукты, солнце, вода, аптечка, строение глаза, зубные щетки,  и др.;

Наглядные пособия:  подборка энциклопедической литературы,  схематические рисунки, схемы, таблицы,  плакаты.

Измерительные приборы: фонендоскоп, весы, часы и их модели

                                                 Учебный план:

  1. Человек – живое существо  

Содержание раздела

Количество часов

Форма проведения

Срок исполнения

  1. Из чего мы состоим? (наличие основных жизненноважных органов и систем)

1

Беседа, игра

октябрь

  1. Органы чувств

1

Беседа, дидактические игры, игровые упражнения

Октябрь

  1. Что необходимо для роста и развития человека (пища, вода, воздух, тепло, одежда, жиль, режим, человеческое общение)

1

Беседа, рисование

Октябрь

  1. В здоровом теле – здоровый дух (формирование привычки к ежедневным физическим упражнениям, играм)

1

Подвижные игры, беседы

Октябрь

  1. В гостях у Мойдодыра

  1. Чтобы зубы были здоровыми (правила ухода за зубами)

1

Рисование, практикум

Ноябрь

  1. Почему болят зубы? (советы доктора Зубболита и бобра Суперзуба)

1

Беседа, игры, кроссворд

Ноябрь

  1. От простой воды и мыла у микробов тают силы (гигиена тела)

1

Игра, практикум

Ноябрь

  1. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья (закаливание организма)

1

Рассматривание картинок, игры

Ноябрь

  1. Помоги себе сам

  1. Если случится с кем-то беда, помощь сумею я вызвать всегда (службы 01, 02, 03)

1

Игры, беседы, рисование

Декабрь

  1. Правила поведения на улице

1

Практические занятия

Декабрь

  1. Если трудно станет вдруг, мне поможет старший друг (учить избегать опасных ситуаций, обращаться за помощью к взрослым)

1

Обыгрывание ситуаций, беседы

декабрь

  1. Оказание первой доврачебной помощи

1

практикум

декабрь

  1. Золотые правила питания

  1. Еда Здоровячков и Хлюпиков (полезные и неполезные продукты)

1

Беседы, рисование

Январь

  1. Здоровая пища для всей семьи

1

Беседы, рисование, чтение худ.лит.

Январь

  1. Правила поведения за столом

1

Беседы, практика

Январь

  1. Сервировка стола (приглашаем к нам на день рождения)

1

Ролевая игра, рисование

Январь

  1. Человек и природа

  1. Лекарственные и ядовитые растения - помощники и враги

1

Беседа, игры

Февраль

  1. Влияние загрязнения окружающей среды на жизнь и здоровье людей (неблагоприятная экология)

1

Правила поведения на природе

Февраль

  1. Охрана окружающей среды (что влечет за собой нарушение взаимосвязей в природе)

1

Беседа, игры

Февраль

  1. Умей сказать «нет» (о вредных привычках)

1

Беседа, игра

февраль

6.Откуда берутся болезни?

  1. Болезни и здоровье. Признаки заболевания

1

Беседа, игры

Март

  1. Боль физическая и душевная

1

Психологический тренинг,

упражнения

Март

  1. Как вести себя во время болезни

1

Чтение худ.лит-ры, беседа, игры.

март

  1. Профилактика заболеваний

1

Беседа, игры, практикум

март

7.Овощи и фрукты – полезные продукты

  1. Ценность овощей  и фруктов.

1

Беседы, рисование, загадки

Апрель

  1. Лук – от семи недуг (о пользе лука и чеснока)

1

Аромотерапия, д\игры

Апрель

  1. Зачем нужны соки и фрукты. Витамины – маленькое чудо природы

1

Беседа, игры, загадки

Апрель

4 . «Именины витаминов»

1

КВН

Апрель

                                Итого:                28 часов

                                Уровень подготовки детей.

К концу года ребенок должен знать и иметь представление:

- о важности занятий гимнастикой и физкультурой;

- о пользе закаливания;

- о ценности своего здоровья;

- об основных функциях организма;

- об основных витаминах в продуктах питания;

- о некоторых внешних признаках здоровья и болезни, о путях передачи инфекций;

- о первой помощи при травме;

- о необходимости обращаться ко взрослым в трудных ситуациях и несчастных случаях;

- о правилах ухода за зубами;

Ребенок должен уметь:

 - выбирать полезные продукты, богатые витаминами;

- проводить закаливающие процедуры;

- правильно пользоваться личными вещами;

-  вовремя и правильно мыть руки;

-  пользоваться телефоном  при вызове скорой помощи, милиции, пожарной машины;

- оказывать первую медицинскую помощь.

                                                 Литература:

  1. Авдеева, Н. и др. Безопасность глазами ребенка: Учебно-методическое пособие по работе с детьми старшего дошкольного возраста. /Авдеева Н., Князева О., Стёркина Р.// Основы безопасности жизни. – 2000. -  №4. – С.10-13.
  2. Белая, К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольника [текст]: методическое пособие – 2-е изд. – М. : 2000. -108 с.
  3. Богина, Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях [текст]: методическое пособие /Т.Л.Богина. – М.: Мозаика-Синтез,  2005. – 112с.-(Библиотека воспитателя)
  4. Борисова, Е.Н. Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками [текст]: методическое пособие – 2-е изд. переработ. – М. : Глобус; Волгоград: Панорама, 2009. – 144 с. – (Дошкольное образование)
  5. Внимание! Опасно! Правила безопасного поведения ребенка [текст]. – М.: Школьная пресса, 2007. – 24с. – (Я – человек).
  6. Деркунская, В. Как воспитать ребенка валеологическикультурным?: [текст]/В.Деркунская, Н.Поведенок// Дошкольное воспитание. – 2004.-№11.- С.12-15.
  7. Змановский, Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми [текст]: методическое пособие – 2-е изд. испр. и доп.. – М.: 2001.- 94 с.
  8. Кондратьева. Н.Н. Мы. Программа экологического образования [текст]: программа – 2-е изд. – М.:АРКТИ, 2002.  – 172 с.
  9. Лоскин, В.А., Голубева, Л.Г. Растем играя: Пособие для воспитателей, родителей и инструкторов  физической культуры. – М.: Просвещение, 2002. – 110с.
  10. Маханева, М.Д. Воспитание здорового ребенка: пособие  для практических работников детских дошкольных учреждений [текст, таблицы]: рекомендации  - 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2000.  – 107с. – (Развитие и воспитание дошкольника).

Приложение

      Диагностика валеологической культуры ребенка

                             Раздел: «Человек – живое существо»

Ф.И. ребенка

показатели

1.Имеет устойчивые представления о человеке половых различиях и особенностях внешнего вида.

2. Знает о строении тела человека, наличие и функционирование  основных органов и систем.

3.Знает о необходимых  факторах жизни и развитии человека (питание, тепло, свет, режим дня, забота о здоровье)

4.Имеет представление о поведении, сохранении и укреплении здоровья, о пользе ежедневных физических упражнений.

5. Умеет правильно выражать свои эмоции и чувства, учитывать настроение и эмоциональное состояние окружающих.

6. Может самостоятельно организовать подвижные игры, планировать самостоятельную двигательную активность.

Раздел: «В гостях у Мойдодыра»

Ф.И. ребенка

показатели

1.Знает и выполняет основные правила ухода за зубами

2. Знает основные причины болезни зубов.

3Умеет обслуживать себя и владеет полезными привычками, элементарными навыками личной гигиены.

4.Знает основные принципы и виды закаливания организма.

5С удовольствием учувствует в закаливающих мероприятиях в детском саду и дома.

6.Умеет одеваться в соответствии с погодой.

7. Умеет выполнять дыхательную гимнастику, массаж  и самомассаж.

8.Без напоминания, по мере необходимости моет руки ( перед едой, после прогулки, после посещения туалета…)

Раздел: «Помоги себе сам»

Ф.И. ребенка

показатели

1Умеет пользоваться опасными бытовыми приборами под присмотром взрослых (игла, ножницы, нож..)

2. Умеет правильно пользоваться бытовыми электроприборами под присмотром взрослых (телевизор, пылесос, компьютер..)

3.Знает и называет свой адрес, место работы родителей, как с ними можно связаться в случае необходимости.

4.Умеет элементарно себя обезопасить  от контакта с незнакомыми людьми на улице.

5.Умеет оказать элементарную медицинскую помощь себе и другим (промыть глаза, смазать рану..)

6.Умеет пользоваться телефоном, вызывать службы спасения (01,02,03)

7. Знает и соблюдает правила дорожного движения.

8.Умеет культурно вести себя в  общественных местах соблюдая правила безопасного поведения.

9.Знает и выполняет правила безопасного поведения в п/играх.

Раздел: «Человек и природа»

Ф.И. ребенка

показатели

1.Знает правила поведения в природе.

2.Умеет называть и различать некоторые ядовитые растения и грибы.

3.Знает некоторые лекарственные растения и их свойства.

4.Проявляет осторожность при общении с животными, может обезопасить себя в случае нападении.

5.Знает о влиянии загрязнения  окружающей среды на жизнь и здоровье людей.

6.Имеет представление  о Красной книге.

7. Самостоятельно делает замечания нарушителям общественного порядка и природы.

8.Умеет ухаживать за растениями, с удовольствием трудится в природе..

9.Наблюдатален в природе, любит экспериментировать и ставить опыты.

                                     Разделы: «Золотые правила питания»

«Овощи и фрукты - полезные продукты»

Ф.И. ребенка

показатели

1.Умеет правильно питаться, соблюдать меру в еде.

2.Умеет отличать полезные и неполезные для организма продукты, разумно их употреблять.

3.Владеет культурой приема пищи, правилами поведения за столом.

4.Умеет правильно сервировать стол, знает и называет столовые приборы.

5.Знает о ценности употребления в пищу овощей и фруктов.

6.Знает о целебных свойствах лука и чеснока.

7. Знает о наличии витаминов в продуктах, какие и как полезны для организма.

                                    Раздел: «Откуда берутся болезни?»

Ф.И. ребенка

показатели

1.Умеет определять состояние своего здоровья  и здоровья окружающих.

2.Умеет назвать и показать, что у него болит, какая часть тела, какой орган.

3.Имеет общие представления о микробах и вирусах, способах передачи некоторых инфекционных  заболеваний.

4.Имеет представления о душевно и физической боли.

5.Знает как себя вести во время болезни.

6.Знает и выполняет элементарные правила ухода за больным человеком.

7.Знает, что такое лекарства, какую пользу и вред могут принести человеку.

8.Имеет общее представления о прививках, для чего они нужны человеку.


                              Перспективный план работы в средней группе.

Месяц

Блок

Тема

Цель занятия

1

2

3

4

Сентябрь

2 нед.

№1

1. «Скажи, нет вредным привычкам»

1.1. «Полезные и вредные привычки», Карепова Т.Г. с. 71

Формировать сознательный отказ от вредных привычек.

Сентябрь

4 нед.

№2

1. «Скажи, нет вредным привычкам»

1.2. «Здоровая пища», интернет ресурсы

Рассказать детям о продуктах питания и об их значении для человека, познакомить с понятиями «питательные вещества», «правильное», или «здоровое питание». Развивать любознательность, умение выделять правила здорового питания. Воспитывать у детей отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

Октябрь

2 нед.

№3

2. «Знай свое тело»

2.1. «Путешествие в страну Неболейку»,

интернет ресурсы

Учить самостоятельно, следить за своим здоровьем, знать простейшие приемы самооздоровления (массаж, закаливание). Закрепить знания о значении витаминов для здоровья человека. Воспитывать желание вести здоровый образ жизни.

Октябрь

4 нед.

№4

2. «Знай свое тело»

2.2. «Внешнее строение тела человека», Клепинина З.А. с. 10

Ввести понятие «тело человека», познакомить детей с внешним строением тела человека, учить различать и правильно называть отдельные части тела.

Ноябрь

2 нед.

№5

2. «Знай свое тело»

2.3. «Голова и шея: функции и здоровьесбережение», Клепинина З.А. с. 11

Закрепить умения различать и показывать голову и шею; добиться усвоения и правильного произношения терминов «голова», «шея»; познакомить с их назначением в жизни человека; с правилами охраны их здоровья.

Ноябрь

4 нед.

№6

2. «Знай свое тело»

2.4. «Глаза: функции и здоровьесбережение», Клепинина З.А. с. 13

Познакомить с внешним строением глаза; добиться усвоения и правильного произношения терминов: глаз (глаза), веко (веки), ресницы, бровь (брови); познакомить с их значением в охране глаз; с правилами охраны их здоровья.

Декабрь

2 нед.

№7

2. «Знай свое тело»

2.5. «Руки человека», Клепинина З.А. с. 29

Закрепить умения различать правую и левую руки; добиться усвоения и правильного произношения терминов «руки (рука)», «мыло», «кисть», «ладонь», «пальцы»; познакомить с назначением рук в жизни человека, с правилами личной гигиены, связанными с руками.

Декабрь

4 нед.

№8

2. «Знай свое тело»

2.6. «Ноги человека», Клепинина З.А. с. 32

Закрепить умения различать правую и левую ноги; добиться усвоения и правильного произношения терминов «ноги (нога)», «стопа», «пальцы»; познакомить с назначением ног в жизни человека, с правилами личной гигиены, связанными с ногами.

Январь

2 нед.

№9

3. «Соблюдай правила гигиены»

3.1. «Соблюдай правила гигиены», Карепова Т.Г. с. 67

Формировать сознательное отношение к выполнению основных гигиенических навыков; закрепить практические умения мытья рук.

Январь

4 нед.

№10

3. «Соблюдай правила гигиены»

3.2. «Чистка зубов», Карепова Т.Г. с. 69

Формировать сознательное отношение к выполнению основных гигиенических навыков; закрепить практические умения и навыки чистки зубов.

Февраль

2 нед.

№11

4. «Соблюдай режим дня»

4.1. «Соблюдай режим дня», Карепова Т.Г. с. 74

Сформировать представление о режиме дня; убедить в необходимости соблюдать режим дня для сохранения и укрепления здоровья.

Февраль

4 нед.

№12

4. «Соблюдай режим дня»

4.2. «Очень, нужен людям сон», Зимонина В.Н. с. 128

Развивать у детей интерес к своему здоровью; учить заботиться о себе; закреплять знания о том, что сон необходим человеку, запоминать правила поведения перед сном; развивать умения делать простейшие выводы.

Март

2 нед.

№13

5. «Следи за датчиком настроения»

5.1. «Следи за датчиком настроения», Карепова Т.Г. с. 76

Сформировать представление о настроении и чувствах, их влиянии на состояние здоровья.

Март

4 нед.

№14

5. «Следи за датчиком настроения»

5.2. «Что такое улыбка?», Зимонина В.Н. с. 122

Упражнять детей в умении проявлять и различать радость, удовольствие; учить определять состояние человека по лицу, голосу.

Апрель

2 нед.

№15

6. «Занимайся физкультурой»

6.1. «У каждого своя зарядка», Голицына Н.С. с. 85

Закрепить представления о пользе физических упражнений; формировать привычку к здоровому образу жизни.

Апрель

4 нед.

№16

6. «Занимайся физкультурой»

6.2. «Мы дружим с физкультурой», Голицына Н.С. с. 83

Продолжать формировать представление о необходимости заботиться, о своем здоровье.

Май

2 нед.

№17

6. «Занимайся физкультурой»

6.3. «Путешествие в страну Здоровья», Голицына Н.С. с. 52

Уточнить представление о том, что такое здоровье и как сберечь его; развивать понимание значения гигиенических процедур, правильного питания, закаливания, занятий физкультурой и спортом; обобщить представления о положительных нравственных качествах.

Май

4 нед.

№18

6. «Занимайся физкультурой»

6.4. «Лето красное – для здоровья время прекрасное», Шорыгина Т.А. с. 45

Закрепить полученные знания, умения и навыки по программе. Формировать у детей положительную мотивацию к воспитанию здорового образа жизни в летний период.

 

 

                                 Перспективный план работы в старшей группе.

Месяц

Тема

Цель занятия

Содержание

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Сентябрь

Таблетки растут на ветке, таблетки растут на грядке. 
(71, 52)

Познакомить детей с понятием «витамины».
Закрепить знания об овощах и фруктах и их значении в питании человека.
Воспитывать у детей культуру еды, чувство меры.

1. И.М. В гости к детям приходит Степашка и рассказывает, что Хрюшазаболел. Просит ему помочь.
2. Вопросы к детям:
— Как можно определить, что человек заболел?
— Что нужно делать, чтобы оставаться здоровым?
— Как помочь Хрюше поправиться?
3. Анализ ситуации «Хрюша любит, есть фрукты и овощи, но у него от них всегда болит живот. Что делать?»
4. Ритмическая пауза «Хороводная – огородная»
5. ИЗО деятельность «Любимые овощи и фрукты»
6. Итог занятия: Степашка благодарит ребят за помощь и угощает яблоками.

Д/и «Что где растёт»
Цель: закрепить знания об овощах и фруктах.
Д/и «Угадай по вкусу»
Цель: Учить по вкусу определять овощи и фрукты.
Д/и «Что лишнее»
Цель: развивать умение сравнивать и обобщать предметы в группы по признакам.
Д/и «Этот лимон жёлтый как …»
Цель: закрепить знания цветов фруктов и овощей детьми.

Уголок творчества– выложить шаблоны, трафареты и образцы рисования овощей и фруктов, раскраски «Овощи и фрукты»
Уголок для девочек– вывесить схемы приготовления салатов и компота.
В театральныйуголоквыложить маски овощей для исполнения «Огородной – хороводной».
В уголок природы– выложить муляжи овощей и фруктов.
В учебную зонувывесить картину «Сбор овощей и фруктов»

Октябрь

В гостях у доктора Айболита
(241, 72)

Закрепить знания детей о понятии «здоровье».
Уточнить правила сохранения здоровья.
Воспитывать интерес к собственному организму, самочувствию, связанному с состоянием здоровья.

1. И.М. В группе появляется книга К.И. Чуковского «Айболит». Входит воспитатель в костюме доктора Айболита – слушает детей, смотрит их горлышко и делает вывод, что они нуждаются в зарядке.
2. Ритмическая гимнастика под музыку «Физкульт – ура!» (6, 109)
3. Беседа о здоровье:
— Что значит быть здоровым?
— Как сохранить здоровье?
— Расскажите, как вы укрепляете своё здоровье.
4. Итог занятия: драматизация отрывка сказки К.И. Чуковского «Доктор Айболит»

Досуг «Нас излечит, исцелит добрый доктор Айболит»
Цель: учить детей не бояться врачей, самому уметь оказывать помощь.
Д/и «Что вредно, что полезно»
Цель: закрепить знания детей о способах укрепления здоровья.
Рисование «Любимый герой сказки К.И. Чуковского «Доктор Айболит»
Цель: развивать художественные способности детей.
С/р игра «Больница»
Цель: развивать ролевой диалог, ролевые взаимодействия, закрепить знания детей о профессиях врача, медсестры, аптекаря.

В игровой уголок– выложить атрибуты к сюжетно – ролевой игре «Больница».
В учебную зону– выложить дидактическую игру «Что вредно, что полезно», наглядное пособие «Первая медицинская помощь»
В театральный уголок– вывесить элементы костюмов для драматизации сказки «Доктор Айболит»

Ноябрь

Чистота – залог здоровья
(68, 25)

Формировать привычку осознанно заботиться о чистоте своего тела.
Закрепить сформированность культурно – гигиенических навыков у детей.
Воспитывать желание аккуратно относиться к своей одежде.

1. И.М. В группу к детям Почтальон приносит посылку от доктора Айболита, в которой лежат две книги К.И. Чуковского «Мойдодыр» и «Федорино горе». Как вы думаете, о чём Айболиту хочется, чтобы мы поговорили на нашем сегодняшнем занятии.
2. Вопросы к детям:
— Почему от героев сказок убежали их вещи?
— Почему плохо ходить неопрятным?
— Назовите случаи, когда нужно мыть руки.
3. Ритмическаяфизминутка «Все ребята любят мыться»
4. Чтение стихотворения «Чистюля енот»
5. Загадки детям о средствах гигиены.
6. Итог занятия: сюжетно – ролевая игра «Прачечная»

Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская» 
Цель: развивать диалогическую речь детей, воспитывать желание следить за своим внешним видом.
Д/и «Наши помощники»
Цель: закрепить знания детей об инвентаре младшего воспитателя»
Хозяйственно – бытовой труд: стирка кукольной одежды и дежурство по столовой.
Цель: приобщение детей к труду, воспитывать уважение к людям труда.
Разучивание отрывка стихотворения В.В. Маяковского «Что такое хорошо»
Цель: закрепить образцы правильного поведения у детей.

В раздаточной– спец. одежда для детского труда (фартуки и косынки)
В игровой уголок– выложить атрибуты к сюжетно – ролевой игре «Парикмахерская» и «Прачечная»
В учебную зону –выложить дидактическую игру «Наши помощники»
В библиотекувыложить книги со сказками и рассказами «Козлёнок, который не любил умываться», «Мойдодыр», «Федорино горе», «Девочка чумазая» и иллюстрации к ним.

Декабрь

Чтобы здоровье было в порядке – делаем дружно с утра мы зарядку
(67, 105)

Приобщать детей к регулярным занятиям физической культурой.
Формировать привычку здорового образа жизни у детей.
Воспитание положительного отношения к утренней гимнастике.

1. И.М В группу к детям вкатывается мячик и приглашает их в страну Спортландию.
2. Ритмическая гимнастика «Путешествие по Спортландии»
3. Рассказ воспитателя о том, как древние люди ценили физические упражнения.
4. Вопросы к детям:
— Для чего нужна зарядка?
— Кто из вас дома делает зарядку?
— Покажите своё любимое упражнение.
5. Чтение сказки «Зарядка и Простуда»
6. Итог занятия: научим пластилиновых человечков делать зарядку.

Рассматривание книг и альбомов о спорте.
Цель: уточнить представления детей о различных видах спорта.
Д/и с мячом «Виды спорта»
Цель: закрепить в памяти детей названия видов спорта.
Рисование «Придумай значок на тему «В здоровом теле – здоровый дух»
Цель: формирование привычки здорового образа жизни; развитие воображения и творческих способностей детей.
Эстафета «Весёлые спортсмены»
Цель: развитие ловкости, быстроты и меткости.

В учебнуюзону — выложить серии иллюстраций «Зимние виды спорта», «Летние виды спорта» и «Спортивный инвентарь»; дидактические игры «Что перепутал художник», «Кому что надо», «Кто лишний».
В физкультурный уголок– выложить атрибуты для игры – эстафеты «Весёлые старты»
В уголок творчества– выложить образцы рисования спортивного инвентаря и людей, занимающихся спортом.

Январь

Здоровые ушки у моей подружки
(67, 102)
(66, 113)

Познакомить детей со значением органа слуха.
Научить ребёнка осознано заботится о своём слухе.
Воспитывать привычку следить за чистотой своих ушей.

1. И.М. В группу пришёл зайчик. Осмотрел детей и очень удивился, что у них нет ушек на макушке. Ребята докажем зайчику, что у нас есть ушки и они хорошо слышат.
2. Д/и «Кто зовёт тебя в лесу»
3. Рассказ воспитателя о строении и значении слуха для человека.
4. Ритмическая пауза «Заинька» 
5. Работа по иллюстрациям «Чтобы уши были здоровыми»
6. Итог занятия: зайчик в подарок детям дарит их портреты, но без ушей. Задача детей дорисовать уши.

Д/и «Как органы человека помогают друг другу»
Цель: сформировать представления о том, что органы в определённых пределах могут заменять друг друга.
Д/и «Шумовые коробочки» 
Цель: развивать у детей слуховое восприятие, учиться дифференцировать шумы.
Разучивание стихотворения Э. Мошковской «Доктор»
Цель: закрепить в памяти детей об уходе за ушами.
Д/и «Чтобы уши были здоровыми»
Цель: учить ребёнка бережному отношению к своему слуховому аппарату.

В учебную зону– выложить дидактическую игру «Чтобы уши были здоровыми» и вывесить плакат «Строение уха»
В уголок природы– выложить раковины морского моллюска.
В музыкальный уголок– выставить шумовой оркестр.
В библиотеку– выставить энциклопедию «Животные»

Февраль

Чтобы глаза хорошо видели
(66, 99)

Познакомить детей со значением органа зрения.
Сформировать у детей навыки ухода за глазами.
Воспитывать у детей бережное отношение к глазам. 

1. И.М. В группу к детям воспитатель заносит посылку – в ней повязка на глаза. Как вы думаете, зачем нам её прислал доктор Айболит?
2. П/и «Жмурки»
3. Проблемный вопрос «Легко ли ориентироваться в пространстве, если наши глаза ничего не видят?
4. Беседа о значении органа зрения:
— Для чего человеку зрение?
— Из-за чего зрение может испортится?
— Можно ли смеяться над детьми в очках?
5. Игра для профилактики усталости глаз «Буратино» (6, 69)
6. Д/и «Чтобы глаза хорошо видели»
7. Итог занятия: чтобы наше зрение не ухудшалось – разучим гимнастику для глаз.

Беседа «Телевизор, компьютер и здоровье»
Цель: познакомить со способами заботы о здоровье при пользовании компьютером, телевизором. (71,56)
Разучивание зрительной гимнастики «Чтобы глазки отдохнули»
Цель: учить детей снимать усталость с глаз по средствам гимнастики.
Д/и «Чудесный мешочек» 
Цель: учить детей определять предмет тактильно, по вкусу и запаху.
С/и «Кольцеброс» Цель: учить детей метать в вертикальную цель, развивать глазомер.

Физкультурный уголок– выложить спортивные игры «Кольцеброс», «Дарц», «Кегельбан».
Игровая зона– приготовить атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Кабинет окулиста»
В учебную зону–выложить альбом «Наши врачи» и дидактическую игру «Чтобы глаза были здоровыми»

Март

Зубы крепкие нужны, зубы крепкие важны
(66,89)
(71,55)

Дать некоторые представления о видах и значении зубов.
Закрепить знания детей о способах укрепления зубов.
Воспитывать осознанное желание заботиться о здоровье своих зубов.

1. И.М. В группе появляется Королева Зубная Щетка. На жителей её королевства – зубов напал злой волшебник Кариес. Поможем королеве победить злого волшебника.
2. Беседа о зубах:
— Для чего нужны зубы человеку и животным?
— Чем отличаются молочные зубы от коренных? 
— Что делать если разболелся зуб?
3. Физпауза «Сказочная зарядка» (6,31)
4. Рассказ Королевы Зубной Щётки о видах зубов и их значении.
5. Д/и «Чтобы зубы были здоровыми»
6. П/и «Полезные продукты»
7. Итог занятия: дети отдают Королеве Зубной Щётке корзину с продуктами, содержащими кальций. 

Д/и «У кого какие зубы»
Цель: познакомить с зубами различных животных (грызунов, травоядных, хищников)
Чтение рассказов Г. Зайцева «Уроки Мойдодыра»
Цель: закрепить правила ухода за зубами.
Общение «На приёме у стоматолога»
Цель: познакомить детей с особенностями работы стоматолога, сформировать «+» отношение к посещению стоматолога.

В игровую зону– выложить атрибуты к сюжетно – ролевой игре «На приёме у стоматолога» 
В учебную зону– 
вывесить плакат «Как правильно чистить зубы», выложить альбом «Наши врачи» и дидактические игры «Что сначала, что потом», «Чтобы зубы были здоровыми»
В уголок творчества– выложить образцы рисования, шаблоны и трафареты полезных продуктов, зубной щётки и тюбика с пастой» 

Апрель

Чтоб с болезнями не знаться – надо правильно питаться.
(71, 60)

Познакомить детей с принципами правильного питания.
Закрепить знания детей о вредных и полезных продуктах.
Воспитывать любовь к здоровой пищи.

1. И.М В гости к детям приходят два сказочных персонажа. Они спорят: один утверждает, что для хорошего самочувствия надо много есть, а другой, что переедать вредно. Как помочь друзьям решить спор и помириться?
2. Чтение стихотворения «Робин Бобин Баробек»
3. Вопросы к детям:
— Отчего у Робина разболелся живот?
— Как нужно питаться, чтобы оставаться здоровым?
— Сколько раз в день надо питаться?
— Что лучше есть на завтрак, обед, полдник, ужин?
4. Ритмическая пауза «Огородная – хороводная»
5. Д/и «Полезные продукты»
6. Рисование «Полезные продукты»
7. Итог занятия: дети отдают свои рисунки с полезными продуктами героям, чтобы они не забыли, как нужно питаться.

Д/и «Что лишнее»
Цель: упражнять детей в классификации предметов по определённому признаку.
Игра – эстафета «Полезные продукты»
Цель: закрепить знания детей о вредных и полезных продуктах.
Загадки об овощах и фруктах.
Цель: учить детей называть предмет по заданным признакам.
С/р игра «Продуктовый магазин»
Цель: познакомить детей с отделами продуктовых магазинов, развивать у детей диалогическую речь.

В уголок творчества– выложить шаблоны, трафареты и образцы рисования продуктов питания.
В игровую зону– выложить атрибуты к сюжетно – ролевым играм «Продуктовый магазин» и «Кухня», а также вывесить схемы – модели приготовления полезных блюд.
В библиотеку–выставить книги: «Откуда к нам хлеб пришёл», «Колосок», «Хозяйка однажды с базара пришла», «Стакан молока», «Лёгкий хлеб», «О девочке, которая наступила на хлеб», «Вершки и корешки»
В учебную зону– выложить разрезные картинки «Овощи»

Май

Я и моё настроение
(70, 44)

Учить детей различать эмоциональные состояния по мимике, жестам, поведению.
Познакомить со способами улучшения своего настроения и окружающих.
Воспитывать у детей внимательное, толерантное отношение друг к другу.

1. И.М. Дети получают письмо от царя из Тридевятого царства с просьбой помочь развеселить его дочь – Несмеяну. Как можно помочь Несмеяне?
2. Д/и «Продолжи фразу»
— Когда у меня плохое настроение, я …
— Меня огорчает, если …
— Мне очень весело, когда …
— Чтобы поднять себе настроение, я …
— Когда я болен, то мне …
3. Вопрос к детям: «Как узнать, какое настроение у твоего друга?»
4. Физпауза «Физкультуре каждый рад!» (6,13)
5. Этюд «Стиральная машинка»
6. Рисование «То что мне поднимает настроение»
7. Итог занятия: дети отсылают свои рисунки Несмеяне, чтобы она смогла себе поднять настроение.

Психогимнастика «Спасём доброту»
Цель: учить различать, называть эмоции и адекватно реагировать на них.
Этюд «Доброе слово товарищу»
Цель: упражнять детей в употреблении добрых слов, развитие чувства коллективизма.
Общение «Все люди разные»
Цель: воспитание толерантного отношения друг к другу.
Д/и «Что такое хорошо и что такое плохо»
Цель: уточнить представления детей о добрых и злых поступках и их последствиях.

В уголок эмоций– выложить альбом с фотографиями людей с различными эмоциональными состояниями; дидактические игры «Домик эмоций», «Угадай эмоцию», «Что такое хорошо и что такое плохо»
В уголок творчества– выложить образцы рисования лиц с различными эмоциональными состояниями; вывесить репродукции портретов.
В библиотеку поободрать книги с юмористическими рассказами Н. Носова.


                            Перспективный план работы в подготовительной группе.

Месяц

Тема

Задачи

Содержание

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Сентябрь

Твой режим дня
(70, 31)

Сформировать представления о правильном режиме дня.
Закрепить последовательность действий утром, днем и вечером.
Воспитывать желание соблюдать режим дня.

1. И.М. В гости к детям приходит бабушка мальчика Вити и жалуется на то, что мальчик всё время болеет. Как вы думаете, почему у Вити слабое здоровье? 
2. Чтение стихотворения С. Михайлова «Про мимозу».
3. Беседа по содержанию стихотворения:
— Соблюдает ли Витя режим дня?
— Правильно ли он питается?
— Закаляет ли бабушка Витю?
— Как помочь укрепить Витино здоровье?
4. Гитмическая гимнастика под музыку «Зверобика»
5. Д/и «Режим дня»
6. Итог занятия: дети с воспитателем составляют модель здорового образа жизни для Вити. Бабушка благодарит детей и угощает фруктами.

Д/и «Режим дня»
Цель: закрепить у детей последовательность действий в течении дня.
Д/и «Что перепутал художник»
Цель: закрепить представления о правильном режиме дня.
Общение «Почему считается, что солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»
Цель: развитие речи детей и умения рассуждать.

В учебной зоне– вывесить плакат «Твой режим дня», выложить дидактические игры «Режим дня», «Части судок» и «Что перепутал художник»
В умывальной комнате — вывесить последовательность мытья рук.
В библиотеке– выставить книги с произведениями «Девочка чумазая», «Мойдодыр», «Про мимозу», «Козлёнок, который не хотел умываться»

Октябрь

Откуда берутся болезни
(63, 89)
(71,53)

Сформировать представления о здоровье, болезнях, микробах. 
Дать элементарные представления об инфекционных заболеваниях, способах их распространения.
Научить детей заботится не только о своём здоровье, но и о здоровье окружающих.

1. П.С. В группу к детям приходит Незнайка. Он чихает и кашляет, при этом не прикрывает рот носовым платком. Расскажем Незнайке правила поведения человека при простуде.
2. Беседа: «Как себя вести, если ты простудился?»
— Почему человек заболевает?
— Как вы думаете, каким образом микробы могут проникнуть внутрь организма?
— Почему заболевшему человеку необходимо пользоваться носовым платком?
— Какие правила больному нужно соблюдать, чтобы быстрее выздороветь?
3. П/и «Полезные продукты»
4. Самомассаж биологически активных точек «Неболейка»
5. Итог занятия: проводится сюжетно – ролевая игра «Больница», в ходе которой Незнайка выздоравливает. 

Д/и «Оденься правильно»
Цель: выявить умения детей выбирать одежду по сезону.
Игра по ТРИЗ «Что будет если …»
Цель: закрепление правил поведения в осеннее – зимний период»
Конструктивная деятельность «Больница для игрушек»
Цель: закреплять умение детей конструированию по образцу.
Досуг «Осторожно микробы»
Цель: формировать представления о причине некоторых заболеваний – микробах (71, 65)

В игровую зону– выложить атрибуты к сюжетно – ролевой игре «Больница».
В уголок конструирования– подготовить образцы постройки здания больницы и различный строительный материал (кубики, конструктор «Лего»)
В учебную зону – выставить дидактическую игру «Одень куклу на прогулку» и вывесить картину «На приёме у врача».
В физкультурный уголок — подготовить атрибуты для подвижной игры «Полезные продукты»

Ноябрь

С врачами нужно нам дружить
(70, 82)

Закрепить знания детей о врачах – специалистах и особенностях их работы.
Учить детей не бояться врачей, самому уметь оказывать помощь.

1. И.М. Дети заходят в группу и видят, что у кукол повязки на руках, ногах, горле и т.д. Как вы думаете, что случилось с нашими игрушками?
2. Вопросы к детям:
— Как узнать кто из кукол, чем болен?
— К каким врачам каждому из них нужно обратиться за помощью?
— Расскажите о своём визите в поликлинику.
3. Д/и «Угадай, что за доктор»
4. Ритмическая пауза «Мы в автобусе сидим»
5. С/р игра «Поликлиника».
6. Итог занятия: все игрушки здоровы и дети вместе с ними танцуют.

Разучивание стихотворения «Прививка»
Цель: формирование положительного отношения к прививкам, развитие речи и памяти детей.
Рассматривание альбома «Наши врачи»
Цель: закрепить знания детей о многообразии специалистов – врачей в поликлинике.
Д/и «Продолжи определение»
Цель: формирование умения формулировать определения 

В игровую зону– приготовить атрибуты к сюжетно – ролевой игре «Поликлиника», «Аптека»
В учебную зону – выложить альбом «Наши врачи»
В театральный уголокподготовить атрибуты к инсценировки отрывка сказки «Добрый доктор Айболит»
В уголке творчества– выложить образцы рисования: врача, скорой помощи, больницы; организовать выставку детских рисунков «Добрый доктор»

Декабрь

Мой организм (63, 87)
(71,53)

Дать представления об устройстве человеческого организма.
Познакомить детей с понятиями «сердце», «легкие», «желудок», «скелет» и их основными функциями.
Воспитывать у детей интерес к изучению человеческого организма.

1. И.М. Дети получают посылку от Знайки, в которой плакат с изображением человеческого организма. Ребята, как вы думаете, о чём Знайка хочет, чтобы мы сегодня узнали?
2. Рассматривание плаката.
3. Д/и «Покажи, что назову»
4. Физминутка «Спорт – здоровье» (6, 28)
5. Рассказ воспитателя о строении человеческого организма.
6. вопросы к детям:
— Зачем человеку сердце?
— Нужен ли человеку скелет и для чего?
— С помощью какого органа дышит человек?
— Как пища попадает в желудок?
7. Итог занятия: «Что означает выражение «золотое сердце»?
Нарисуйте любого сказочного персонажа, у которого было «золотое сердце»

Д/и «Кто что делает»
Цель: знакомство с функциями органов»
Задание «Знакомство с работой сердца»
Цель: научить детей определять пульс с лучевой артерии.
Лепка человеческой фигуры на металлическом каркасе.
Цель: продолжать знакомство с человеческим скелетом и его функциями.
Дыхательное упражнение «Дровосек»
Цель: развитие органов дыхания у детей.

В физкультурном уголке– выложить игрушки для развития дыхания, вывесить пособие «5 волшебных точек», ростомер и игрушки для подпрыгивания.
В уголок творчества– выложить пластилин и схему лепки фигуры человека.
В учебной зоне– поместить плакаты «Кровеносная система», «Дыхательная система», «Скелет» и «Пищеварительная система» 

Январь

Кто с закалкой дружит – никогда не тужит.
(68,7)
(71, 59)

Дать первоначальные представления о закаливании и его значении для человеческого организма.
Закрепить понятия о взаимосвязи закаливания и здоровья.
Воспитывать желание вести здоровый образ жизни.

1. И.М. В группу к детям заходит Незнайка и сообщает, что доктор Пилюлькин прописал ему закаливание. А что это он не знает. Поможем Незнайке, расскажем про закаливающие процедуры.
2. Беседа:
— Как вы понимаете фразу «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»
— Расскажите, как вы закаливаетесь в детском саду и дома?
— А как закаливание влияет на здоровье человеческого организма.
4. Физминутка «На зарядке, на заре» (6, 11)
5.Чтение рассказа «Волшебный морж»
6. Вопросы к детям:
— Как волшебный морж помог Ване закаливаться?
— Как вы думаете, что кроме здоровья, морж помог закалить мальчику?
— Какие правила при закаливании нужно знать?
7. Итог занятия: дети показывают Незнайке, как они закаляют свой организм в группе.

Физкультурный досуг «На спортивной площадке»
Цель: создание положительного эмоционального настроя, повышение двигательной активности, развитие чувства товарищества.
Инсценировка отрывка из сказки К.И. Чуковского «Мойдодыр»
Цель: воспитание любви к водным процедурам, развитие творческих способностей детей.
Загадки детям.
Цель: знакомство с тем, как животные ухаживают за собой. 
Рассматривание альбома «Кто с закалкой дружит – никогда не тужит»
Цель: закрепление знаний о пользе закаливания.

В умывальной комнате– поместить последовательность мытья рук и обливания ног прохладной водой.
В театральный уголок — выложить атрибуты для инсценировки сказки «Мойдодыр»
В игровой зоне — приготовить атрибуты к сюжетно – ролевой игре «Семья».
В уголке природы — поместить иллюстрации животных, птиц – принимающих водные процедуры.
В учебной зоне-выложить альбом «Кто с закалкой дружит – никогда не тужит» и дидактическую игру «Одень куклу по сезону»

Февраль

Чтоб здоровой была кожа – за её чистотой следить надо тоже.
(67, 105)

Дать первоначальные представления о кожных покровах человека и животных.
Познакомить с основными функциями кожи.
Воспитывать осознанное желание у детей по уходу за кожей своего тела.

1. И.М. В группу к детям заходит грязный Незнайка, собирается есть яблоко. Воспитатель просит его сначала вымыть руки. Он отказывается. Дети, расскажем Незнайке, почему нужно следить за чистотой своих рук.
2. Вопросы к детям:
— Ребята, а нужно следить только за чистотой рук?
— Что может случится с Незнайкой, если он не будет мыться?
3. Рассказ воспитателя о кожных покровах человека и животных, их значении.
4. Ритмическая пауза под музыку «Все ребята любят мыться»
5. Загадки детям о средствах гигиены.
6. Д/и «Чтобы кожа была здоровой»
7. Итог занятия: дети отправляются с Незнайкой мыть руки, лицо и уши.

Разгадывание кроссворда «Предметы гигиены»
Цель: закрепить знания детей о предметах гигиены, упражнять детей называть предмет по заданным признакам.
Общение «Сколькими способами можно очистить кожу»
Цель: доказать, что любое действие можно выполнить различными способами.
Разучивание отрывка стихотворения В.В. Маяковского «Что такое хорошо»
Цель: закрепить образцы правильного поведения у детей.

В игровой уголок– выложить атрибуты к сюжетно – ролевой игре «Парикмахерская»
В учебную зону –выложить дидактические игры «Наши помощники» и «Чтобы кожа была здоровой»

В уголке природы — поместить иллюстрации животных, птиц – принимающих водные процедуры.
В библиотекувыложить книги со сказками и рассказами «Козлёнок, который не любил умываться», «Мойдодыр», «Волшебный морж», «Девочка чумазая» и иллюстрации к ним.

Март

Сон – лучшее лекарство

Выявить и закрепить представления детей о сне и его значении.
Сформировать у детей правила подготовки ко сну.
Воспитывать положительное отношение ко сну. 

1. И.М. В группу к детям приходит Незнайка. Он жалуется на то, что вечером долго не может уснуть, а когда спит, то ему снятся страшные сны. Как помочь Незнайке?
2. Вопросы к детям:
— Зачем нужен сон?
— Как вы себя чувствуете, когда не выспались?
— Сколькими способами можно спать? 
— А вы знаете, как спят птицы, рыбы, звери? 
3. Чтение стихотворения И. Токмаковой «Где спит рыбка»
4. Гимнастика после сна «Солнце глянуло в кроватку»
5. Д/и «Как готовится ко сну»
6. Тренинг «Страшные сны»
7. Итог занятия: дети рисуют для Незнайки добрые сны. Незнайка благодарит детей и уходит.

Составление рассказов детьми «Что мне сегодня снилось»
Цель: развивать связную речь детей, учить детей не бояться сновидений.
Д/и «Что сначала, что потом»
Цель: закрепить последовательность действий детей перед сном.
Тренинг «Страшные сны»
Цель: учить детей не бояться сновидений.
Разучивание колыбельных песен.
Цель: развитие памяти и певческих способностей детей

В уголок творчества — выложить шаблоны звёзд, месяца, кровати, подушки.
В игровую зону — подготовить атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Семья»
В учебную зону– выложить дидактические игры «Что перепутал художник», «Что сначала, что потом», «Режим дня», иллюстративный материал «Как спят звери, птицы, рыбы»; вывесить плакат «Части суток».

Апрель

Зелёная аптека
(66, 91)
(71,50)

Сформировать у детей понятия о взаимосвязи растительного и животного мира.
Закрепить и расширить представления детей о лекарственных растениях.
Воспитывать у детей бережное отношение к миру растений.

1. И.М. В гости к детям приходит Лесовичок и рассказывает детям о том, что в лесу он главный лекарь. А как же Лесовичок помогает животным без лекарств?
2. Вопросы к детям:
— Как нужно себя вести, чтобы оставаться здоровым?
— Как вас лечат дома, если вы вдруг простудились?
— Чем можно вылечить простуду, если лекарства под рукою нет?
3. Рассказ Лесовичка о свойствах лекарственных растений.
4. Ритмическая гимнастика под музыку «Зверобика»
5. Кроссворд от Лесовичка «Зелёная аптека»
6. Итог занятия: Лесовичок рад, что вы смогли разгадать его кроссворд и запомнить лекарственные растения, поэтому дарит вам малиновое варенье (чаепитие с Лесовичком) 

Загадки детям о лекарственных растениях
Цель: закрепление знаний о лечебных свойствах лекарственных растений.
Д/и «что лишнее»
Цель: Развитие умения классифицировать и обобщать предметы по определённому признаку.
Общение «Если ты в лесу поранил ногу»
Цель: познакомить детей с основными кровоостанавливающими растениями.
Д/и по экологии «Лекарства под ногами»
Цель: расширить знания о лекарственных растениях в жизни человека.

В уголок природы– выложить гербарий с лекарственными растениями и иллюстративный материал «Правила поведения в природе»
В уголок творчества– образцы рисования малины, винограда, одуванчика, капусты и т.д.
В библиотеку — выложить книги о целебных растениях, детскую энциклопедию «Растения»
В учебную зону– выложить дидактическое пособие «Первая медицинская помощь при травмах», дидактическую игру «Что лишнее»

Май

Игра «Что? Где? Когда?»
(66, 127)

Повторить, обобщить и расширить знания детей, полученные на предыдущих занятиях.
Воспитывать у детей чувство коллективизма.

1. Организационный момент (воспитатель сообщает, что занятие будет проходить в форме игры, дети делятся на команды, выбирают капитанов и название своим командам, представляются судьи)
2. На столе у педагога барабан, на которых разложены конверты с заданиями. Их прислали телезрители – сказочные персонажи.
3. В каждом конверте задание для команд: сложить картинку, отгадать загадки, назвать полезные и вредные продукты, продекламировать отрывок произведения о чистоте и т.д.
4. За правильные ответы команда зарабатывает фишки. В конце игры они подсчитываются, и определяется команда – победитель.
5. Итог игры: все участники награждаются медалями знатоков.

Игра – эстафета «Полезные продукты»
Цель: закрепить знания детей о вредных и полезных продуктах.
Д/и с мячом «Виды спорта»
Цель: закрепить в памяти детей названия видов спорта.
Д/и «Что вредно, что полезно»
Цель: закрепить знания детей о способах укрепления здоровья.
Рисование «Любимый герой сказки К.И. Чуковского «Доктор Айболит»
Цель: развивать художественные способности детей.
Д/и «Кто что делает»
Цель: знакомство с функциями органов»
Общение «Сколькими способами можно очистить кожу»
Цель: доказать, что любое действие можно выполнить различными способами.

В учебную зону– выложить дидактические игры «Что перепутал художник», «Что сначала, что потом», «Режим дня»
Физкультурный уголок– выложить спортивные игры «Кольцеброс», «Дарц», «Кегельбан».
Игровая зона– приготовить атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Кабинет окулиста»
В уголке природы — поместить иллюстрации животных, птиц – принимающих водные процедуры
В уголок творчества– выложить пластилин и схему лепки фигуры человека.
В библиотеку«Козлёнок, который не любил умываться», «Мойдодыр», «Волшебный морж», «Девочка чумазая» и иллюстрации к н


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка «Юные космонавты» по приобщению детей к науке о космических телах.

В основе концепции программы лежит убеждение, что дети развиваются лучше, тогда, когда увлечены процессом обучения. Тщательно продуманная обучающая среда сама побуждает детей к исследованию, инициатив...

«МАСТЕРСКАЯ МАЛЕНЬКИХ ВОЛШЕБНИКОВ» Программа кружка по художественно – эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Использование народных промыслов Сибири в изобразительной деятельности детей».

Работа по данной Программе  направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа на основе знакомства их с народными промыслами Сибири. Она основана на формировании эм...

Программа кружка художественного творчества «Капитошка» для детей 5 – 6 лет

Учебный план и конспекты занятий кружка по художественному творчеству с детьми 5-6 летна год....

Дополнительная образовательная программа кружка по художественно-творческому развитию детей «Волшебство своими руками» Программа рассчитана на детей: 4-6 лет

Пояснительная записка Работа по художественному творчеству имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и э...

Рабочая программа кружка по валеологии «Познай себя»

Рабочая программа кружка по валеологии в подготовительной группе...

Программа кружка по валеологии «ЗДОРОВЕЙКА» (для детей 4-7 лет)

Статистика свидетельствует: физиологически зрелыми сегодня рождается не более 10% детей, т.е. большинство сразу после рождения не готовы к физиологически полноценной жизни. Более того до 25-35% детей,...

Программа кружка по валеологии "Крепыш"

В последнее время уровень здоровья детей стал значительно снижаться. Увеличилось количество детей с врожденными патологиями, с физическими отклонениями, рост простудных и инфекционных заболеваний.Таки...