Программа" Здоровый дошкольник"
рабочая программа (старшая группа)

Никифорова Татьяна Михайловна

Программа" Здоровый дошкольник"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_zdorovyy_doshkolnik.docx111.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  образовательное учреждения   детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому развитию детей  № 2 «Ладушки»

МБДОУ №2 «Ладушки»

        

                                                                                                                           

 

Утверждаю_________

Заведующий МБДОУ №

«Ладушки»

И.А.Агуреева _________

   

Программа оздоровления детей в МБДОУ №2 «Ладушки»

«Растем здоровыми»

                                                                             

                                                             

                                                                                                 

                                                                                  Разработчик программы

воспитатель высшей квалификационной категории

                                                                             Никифорова Татьяна Михайловна

Г.Константиновск

                                                          2020г – 2023 г.

                                                  СОДЕРЖАНИЕ

                                    ПРОГРАММА ОЗДОРОВЛЕНИЯ

1.Пояснительная записка.

2.Цель программы.

3.Законодательно-нормативное обеспечение программы.

4.Ожидаемые результаты.

5.Основные принципы программы.

6.Основные направления программы

7.Профилактическое.

8.Организационное.

9.Лечебное.

10.Обеспечение реализации основных направлений программы

11.Организационно-педагогическое
и психолого-педагогическое обеспечение

12.План-график лечебно-оздоровительных
и профилактических мероприятий

13.Использование нетрадиционного оздоровления
по возрастным категориям детей дошкольного возраста

 14.ПАСПОРТ ЗДОРОВЬЯ.

15.Структура внедрения здоровьесберегающих
методик, технологий в дошкольном отделении

16.Профилактическая работа в дошкольном отделении

17.Формы и методы оздоровления детей

18.Планирование
по использованию оздоровительной системы в режиме дня

19.Заключение

20.Оздоровительные мероприятия

21.Используемая литература

ПРОГРАММА ОЗДОРОВЛЕНИЯ

1.Пояснительная записка.

Осуществление индивидуального подхода к детям с ослабленным здоровьем достигается путем рациональной регламентации деятельности, объема, интенсивности и содержания деятельности, созданием для ребенка условий психологического комфорта. Воспитательно-образовательная работа с такими детьми должна строиться по принципу постепенности увеличения сложности заданий и интенсивности нагрузок и предусматривать максимально широкое использование современных наглядных материалов, технических средств и прогрессивных педагогических технологий.

Детей, имеющих несущественные функциональные отклонения со стороны отдельных органов или физиологических систем, не следует без достаточных оснований и заключения врача освобождать от физкультурных занятий, а можно лишь ограничить для них на определенное время те виды нагрузок, которые для них трудны, т. е. упражнения с высокой интенсивностью движений. В дальнейшем по согласованию с врачом комплексы упражнений для этих детей могут усложняться с тем, чтобы они постепенно включались в общий двигательный режим. Такой переход должен происходить по мере улучшения состояния здоровья ребенка, повышения физиологических возможностей его организма и работоспособности. Главное, чтобы все формы двигательной активности и двигательной деятельности, реализуемые в процессе физического воспитания в ДОУ, как организованные, так и самостоятельные, благоприятно отразились и на развитии моторики, и на здоровье, способствовали повышению выносливости.

Щадящий режим двигательных нагрузок на начальном этапе работы по физическому воспитанию с детьми с ослабленным здоровьем и подверженным частым простудным заболеваниям состоит главным образом в том, что для них ограничиваются или исключаются упражнения, выполняющиеся в быстром темпе: интенсивные подвижные игры, игры с элементами соревнования, упражнения, связанные со статическими нагрузками.

Максимально используются различные общеразвивающие упражнения, активизирующие различные группы мышц и улучшающие кровоснабжение внутренних органов. Особенно полезны упражнения, направленные на развитие и укрепление дыхательной мускулатуры, улучшение вентиляционной способности легких, коррекцию опорно-двигательного аппарата. Для повышения функциональной работоспособности сердечно-сосудистой, бронхо-легочной систем особенно эффективны упражнения, связанные с естественными движениями: дозированный бег, ходьба со сменой темпа и направления, ходьба в чередовании с бегом. Укреплению дыхательной мускулатуры, мышц диафрагмы способствуют упражнения, развивающие мышцы плечевого пояса, туловища, нижних конечностей. При выполнении детьми физических упражнений целесообразно широко использовать различные предметы – гимнастические палки, мячи разных размеров; полезны упражнения у гимнастической стенки, с использованием тренажеров.

Особая роль в повышении физических и физиологических возможностей детей принадлежит упражнениям, улучшающим местное крово- и лимфообращение: приседания, ходьба на согнутых ногах, бег на месте, медленный бег по пересеченной местности и др. Все эти упражнения, наряду с другими программными заданиями, можно включать как в организованные занятия физкультурой, так и в утреннюю гимнастику при соблюдении индивидуального подхода к детям. Для дошкольников, имеющих отклонения в состоянии здоровья, крайне важно неукоснительное выполнение всех режимных моментов в соответствии с существующими гигиеническими рекомендациями, так как они особенно остро нуждаются в достаточной длительности сна, регламентации умственных и физических нагрузок и полноценном отдыхе. Поэтому при проведении оздоровительно-закаливающих и лечебных процедур, требующих определенных временных затрат (ЛФК, массаж, фитотерапия и пр.), необходимо принять все меры для того, чтобы режим дня не нарушался – не сокращались длительность прогулок, дневного сна, время, отведенное для игр, самостоятельной деятельности или приема пищи. Этому будет способствовать рациональная организация всего оздоровительного процесса, включающая последовательность, сочетание процедур, длительность их проведения, а также хорошая подготовка к процедурам самих детей.

Во время прогулки можно провести с детьми две-три игры разной степени подвижности (10–15 мин.), несложные сюжетные игры, предоставить детям возможность играть самостоятельно. Все формы работы, реализуемые на прогулке, содержание деятельности детей на воздухе, интенсивность их двигательной активности необходимо соотносить с условиями погоды, сезоном года, температурой воздуха.

В процессе оздоровления детей необходимо формировать у них осознанное отношение к своему здоровью, учить их понимать значение и преимущество хорошего самочувствия, позволяющего им участвовать в общих играх, развлечениях, экскурсиях, походах. Важно также постоянно стимулировать развитие у детей навыков личной гигиены и осуществлять контроль за их неукоснительным выполнением.

Нужно добиваться, чтобы дети понимали, что знание и соблюдение правил гигиены поможет им сохранить здоровье, позволит участвовать в разнообразных занятиях, улучшить социальные контакты и настроение.

Оценка эффективности комплексных воздействий, направленных на оздоровление ослабленных детей, осуществляется на основе общепринятых критериев. Главные из них:

• Снижение частоты случаев острой заболеваемости;

• Совершенствование функций ведущих физиологических систем организма;

• Улучшение физического развития;

• Устранение отставания в развитии движений (или позитивная динамика в соответствующих показателях);

• Повышение устойчивости к утомлению, повышение работоспособности;

• Позитивные сдвиги в эмоциональной сфере;

• Улучшение аппетита, качества сна, навыков самообслуживания, познавательных возможностей.

Совокупность положительных изменений в состоянии здоровья и развитии ребенка на протяжении года позволит считать, что использованный комплекс коррекционно-оздоровительных средств в сочетании с реализацией гигиенических мероприятий, выполнением рационального режима дня был достаточно эффективным.

2.Цель программы.

Программа «Остров здоровья» направлена на обеспечение укрепления здоровья ослабленных, применение эффективных методов закаливания в условиях детского сада и семьи, разработку психогигиенических требований в условиях детского сада.

 3.Законодательно-нормативное обеспечение программы.

  • Закон РФ «Об Образовании».
  • Конвенция  ООН «О правах ребёнка».
  • «Семейный кодекс РФ».
  • Конституция РФ, ст. 38, 41, 42, 43.
  • ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» №124 – ФЗ от 24 июля 1998 г. (с изменениями от 28 июля 2000 г.)
  • Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.
  • «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»
  • Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы «Организация детского питания ».
  • Приказ Минздрава РФ «Инструкция по внедрению оздоровительных технологий в деятельности образовательных учреждений» № 139 от 4 апреля 2003 г.
  • Инструктивно-методическое письмо МО РФ «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей  дошкольного возраста в организованных формах обучения» №65/23-16 от 14 марта 2000 г.
  • Устав ДОУ.

4.Ожидаемые результаты.

1. Разработка эффективной комплексной системы формирования здоровья детей дошкольного возраста с ослабленным здоровьем.

2. Обоснование и внедрение в деятельность дошкольного учреждения системы неспецифической профилактики респираторных заболеваний.

1.5 Объекты программы.

1. Дети дошкольного образовательного учреждения.

2. Семьи детей, посещающих образовательное учреждение.

3. Педагогический коллектив образовательного учреждения.

5.Основные принципы программы.

1. Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.

2. Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей.

3. Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных и профилактических задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.

4. Принцип личностной ориентации и преемственности – организация и поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого и разновозрастного развития и состояния здоровья.

5. Принцип гарантированной результативности – реализация прав и потребностей детей на получение необходимой психолого-педагогической помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возрастной категории детей и уровня их физического развития.

6. Принцип природосообразности – определение форм и методов воспитания на основе целостного психолого-педагогического знания о ребенке, его физиологических и психологических особенностей. Формирование у дошкольников стремления к здоровому образу жизни.

7. Принцип дифференциации содержания педагогического процесса – педагогический процесс необходимо ориентировать на индивидуальные особенности каждого ребенка, темпы развития и физические возможности детей.

6.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ

6.1. Профилактическое.

1. Обеспечение и организация благоприятного и безболезненного течения адаптации детей к условиям детского сада.

2. Организация и надлежащее выполнение санитарно-гигиенического режима.

3. Решение оздоровительных задач всеми средствами физического воспитания.

4. Предупреждение острых заболеваний и психологического дискомфорта методами неспецифической медико-психолого-педагогической профилактики.

5. Проведение специальных, социальных и санитарных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний.

6.2. Организационное.

1. Организация здоровьесберегающей развивающей среды ДОУ.

2. Определение показателей физического развития, двигательной активности и подготовленности, критериев здоровья детей дошкольного возраста методами комплексной диагностики.

3. Изучение передового педагогического, медицинского и психолого-педагогического опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных методик и технологий.

4. Систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров.

5. Пропаганда нетрадиционных методов оздоровления в коллективе детей, родителей и сотрудников детского сада.

6.3. Лечебное.

1. Противорецидивная профилактика хронических заболеваний.

2. Коррекция отдельных отклонений в физическом и психическом развитии.

3. Профилактическое лечение тубинфицированных детей.

4. Оказание скорой помощи при неотложных состояниях.

7.Обеспечение реализации основных направлений программы

 Организационно-педагогическое
и психолого-педагогическое обеспечение

1

Разработка программы оздоровления и осуществление контроля за выполнением оздоровительных мероприятий, физическим и нервно-психическим развитием детей

Воспитатели

2

Разработка и организация здоровьесберегающих

 методик в педагогическом процессе

воспитатели,

фельдшер

3

Поиск, изучение и внедрение эффективных технологий и методик оздоровления:

• Элементы точечного массажа (по А. А. Уманской)

• Пальчиковая и артикуляционная гимнастика

• Дыхательная и звуковая гимнастика по Стрельниковой

• Психогимнастика по методике Чистяковой

• «Дорожки здоровья»

• Звуковая гимнастика Лобанова

• Аромотерапия Г. Лавреневой

• Звуковое дыхание М. Лазарева •

• Игровой массаж А. Уманской и К. Динейки

• Антистрессовый и интеллектуальный массажи Фрица Ауглина

воспитатели, психолог, фельдшер

4

Организация работы с родителями по проблеме укрепления и сохранения здоровья детей вДО и в семье (выпуск газеты «Почемучка», проведение консультаций, стендовые сообщения)

 воспитатели

5

Участие в научно-практических конференциях, семинарах, совещаниях различного уровня по вопросам оздоровления детей

фельдшер

8.План-график лечебно-оздоровительных
и профилактических мероприятий

 Месяц

Наименование мероприятий

Дозировка

Возраст детей

Сентябрь

1

Полоскание ротовой полости отварами трав «Грудной сбор №4»

Ежедневно после приема пищи.

Все

возрастные

группы

2

Кварцевание групп

Ежедневно по 7 мин.

3

Оксалиновая мазь в наружные носовые ходы перед выходом на прогулку

10 дней

Октябрь

1

 Полоскание ротовой полости отварами трав «Ромашка»

Ежедневно после приема пищи.

Все возрастные группы.

2

Кварцевание групп

Ежедневно по 7 мин.

3

Ревит

По 1 драже
20 дней

Ноябрь

1

Полоскание ротовой полости отварами трав «Трава чабреца»

Ежедневно после приема пищи.

Все возрастные группы.

2

Кварцевание групп

Ежедневно по 7 мин.

3

Ионизация воздуха настоем  чеснока.

По 15 мин. 5 дней

4

Оксалиновая мазь в наружные носовые ходы перед выходом на прогулку

10 дней

Декабрь

1

Полоскание ротовой полости отварами трав «Ноготков цветы»

Ежедневно после приема пищи.

Дети всех возрастных групп.

2

Кварцевание групп

Ежедневно по 7 мин.

3

Ревит

По 1 драже
2 раза в день.

4

Аромотерапия с эфирными маслами лаванды, сосны, пихты

По 20 мин.  7 дней

Январь

1

Полоскание ротовой полости отварами трав «Грудной сбор №2»

Ежедневно после приема пищи.

Все возрастные группы

2

Кварцевание групп

Ежедневно по 7 мин.

3

Ревит

По 1 др. 20 дней

4

Оксалиновая мазь в наружные носовые ходы перед выходом на прогулку

10 дней

Февраль

1

Полоскание ротовой полости отварами трав «Грудной сбор №4»

Ежедн. после приема пищи.

Все возрастные группы.

2

Кварцевание групп

Ежедневно по 7 мин.

3

Аромотерапия с эфирными маслами лаванды, сосны, пихты

По 20 мин.7 дней

4

 Аскорбиновая кислота

По 1 др. 20 дней

Март

1

Полоскание ротовой полости отварами трав «Ромашка»

Ежедн. после приема пищи.

Все возрастные группы.

2

Кварцевание групп

Ежедневно по 7 мин.

3

Аскорбиновая кислота

По 1 др. 20 дней

Ионизация воздуха настоем лука и чеснока.

5

Оксалиновая мазь в наружные носовые ходы перед выходом на прогулку

10 дней

Апрель

1

Полоскание ротовой полости отварами трав «Ноготков цветы»

Ежедн. после приема пищи.

Дети всех возрастных групп.

2

Ревит

По 1 др. 20 дней

3

Аромотерапия с эфирными маслами лаванды, сосны, пихты

По 20 мин.7 дней

4

Кварцевание групп

Ежедневно по 7 мин.

Май

1

Полоскание ротовой полости отварами трав «Грудной сбор №2»

7 дней по 20 минут.

Дети всех возрастных групп

2

Кварцевание групп

Ежедневно по 7 мин.

3

Аромотерапия с эфирными маслами лаванды, сосны, пихты

По 20 мин.7 дней

4

Аскорбиновая кислота

По 1 др. 20 дней

9.Использование нетрадиционного оздоровления
по возрастным категориям детей дошкольного возраста

Мероприятия

ВОЗРАСТНЫЕ КАТЕГОРИИ ДЕТЕЙ

ранний
возраст

младший дошкольный возраст

средний дошкольный возраст

старший дошкольный возраст

1. Элементы точечного массажа (по А. А. Уманской)

В соответствии с возрастом

В соответствии с возрастом

В полном объеме

В полном объеме

2. Пальчиковая гимнастика

В соответствии с возрастом

В соответствии с возрастом

В полном объеме

В полном объеме

3. Дыхательная и звуковая гимнастика по
А. Стрельниковой

Начальный комплекс

Начальный комплекс

Полный комплекс

4. Психогимнастика по методике М. Чистяковой

В соответствии с возрастом

В соответствии с возрастом

В соответствии с возрастом

В соответствии с возрастом

5. «Дорожки здоровья»

В соответствии с возрастом

В соответствии с возрастом

В соответствии с возрастом

В соответствии с возрастом

6. Звуковая гимнастика Лобанова

Элементы комплекса

Элементы комплекса

Полный комплекс

Полный комплекс

7. Вибрационно-вокальные упражнения М. Лазарева

Элементы комплекса

Элементы комплекса

Полный комплекс

8. Игровой массаж А. Уманской и К. Динейки

Элементы комплекса

Элементы комплекса

Полный комплекс

Полный комплекс

9. Антистрессовый и интеллектуальный массажи

Элементы комплекса

Элементы комплекса

Полный комплекс

Полный комплекс

10.ПАСПОРТ ЗДОРОВЬЯ

Физическое развитие

Антропогенные данные

Количество

%

Дети с основной характеристикой

Дети с дефицитом веса

Дети с избытком веса

Дети низкого роста

Дети с нарушением осанки и по ортопедии

______(____%)

Классификация нарушений

Количество

%

Нарушение осанки

Плоскостопие

Деформация нижних конечностей

-

-

Физическая подготовленность

Уровень физической подготовленности

Количество

%

Низкий

       

Ниже среднего

       

Средний

       

Выше среднего

       

Высокий

       

Дети с неадекватными поведенческими реакциями:

Гиперактивные _______________________________________

Агрессивные ____________________________________________

Тревожные ____________________________________________

Аутичные ___________-____________________________

Застенчивые ____________________________________________

Медлительные ___________________________________________

Характеристика здоровья детей

Заболеваемость

Общая заболеваемость

Острая заболеваемость

Заболеваемость в случаях на 1000

Заболеваемость в днях на 1 ребенка

Часто болеющие дети ___________(___%)

Дети с хроническими заболеваниями ___________(___%)

Классификация заболеваний

Количество

%

Органы дыхания

ЛОР-органы

Органы пищеварения

Органы зрения

Мочеполовая система

ЦНС

Кожа и подкожная клетчатка

Сердечно-сосудистая система

Аллергия

Эндокринная система

Распределение детей по группам

I (здоровые дети) ______(___%)

II (дети с морфофункциональными заболеваниями) ____(___%)

III (дети с хроническими заболеваниями) _____(___%)

IV (дети-инвалиды) _____(___%)

11.СТРУКТУРА ВНЕДРЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ
МЕТОДИК, ТЕХНОЛОГИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОТДЕЛЕНИИ

http://doc4web.ru/uploads/files/3/2167/hello_html_49fba618.png

        12.ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА В ДОШКОЛЬНОМ ОТДЕЛЕНИИ

Лечебно-профилактическая работа

Старшая медсестра

1. Фитотерапия: отвары, настои из трав.

2. Витаминотерапия: аскорбиновая кислота, ревит.

Физкультурно-оздоровительная работа

Медсестра, воспитатели, старший воспитатель

1. Дополнительные физкультурные занятия специализированного воздействия.

2. Подвижные игры и физические дыхательные упражнения на свежем воздухе.

3. Утренняя зарядка с обязательным бегом и дыхательными упражнениями.

4. Дыхательные гимнастики во время режимных моментов в течение всего дня.

5. Дыхательная и звуковая гимнастика после сна.

6. Релаксационные техники.

7. Спортивные игры и соревнования.

8. Элементы точечного массажа и пальчиковые упражнения

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ

п/п

Формы
и методы

Содержание

Контингент детей

1

Обеспечение здорового ритма жизни

– щадящий режим (адаптационный период);

– гибкий режим

Все группы

2

Физические упражнения

– утренняя гимнастика;

– физкультурно-оздоровительные занятия;

– подвижные и динамичные игры;

– профилактическая гимнастика (дыхательная, звуковая,  улучшение осанки, плоскостопия, зрения);

– спортивные игры;

Все группы

3

Гигиенические и водные процедуры

– умывание;

– мытье рук;

– обеспечение чистоты среды

Все группы

4

Свето-воздушные ванны

– проветривание помещений;

– прогулки на свежем воздухе;

– обеспечение температурного

 режима и чистоты воздуха

Все группы

5

Активный отдых

– развлечение, праздники, игры, забавы;

– дни здоровья;

Все группы

6

Ароматерапия

– ароматизация помещений;

Все группы

7

Диетотерапия

– рациональное питание, индивидуальное меню (аллергия)

Все группы

8

Свето-цветотерапия

– обеспечение светового режима;

– цветовое и световое сопровождение среды и учебного процесса

Все группы

9

Музыко-
терапия

– музсопровождение режимных моментов;

– музоформление фона занятий;

Все группы

10

Аутотренинг и психогимнастика

– игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы;

– игры тренинга на подавление отрицательных эмоций и снятия невротических состояний;

– коррекция поведения

Все группы

11

Спецзакаливание

– босоножье, игровой массаж;

– дыхательная гимнастика

Все группы

12

Стимулирующая терапия

– адаптогены и стимуляторы (по плану оздоровительных мероприятий)

Все группы

13.ПЛАНИРОВАНИЕ
по использованию оздоровительной системы в режиме дня

13.1Работа с детьми.

Утренняя гимнастика:

I часть – дыхательная гимнастика:

•  Стрельниковой;

•  Дыхательные упражнения Лобанова  со звуковой гимнастикой.

II часть – ритмическая гимнастика:

•  Пальчиковая гимнастика;

•  Общеразвивающие упражнения;

•  Танцевальные упражнения;

Перед занятиями:

•  Точечный массаж, антистрессовый массаж, интеллектуальный массаж.

Физкультминутки на занятиях:

•  Дыхательные упражнения;

•  Пальчиковая гимнастика.

Утренняя прогулка:

•  Дыхательная гимнастика, включающая мышечные упражнения;

•  Оздоровительная ходьба, бег.

Перед сном:

•  Релаксация, саморегуляция.

После сна:

•  Гимнастика пробуждения;

•  Дыхательная гимнастика;

•  Пальчиковая гимнастика;

•  Ходьба с использованием нестандартного физкультурного оборудования (предупреждение плоскостопия, исправление (профилактика) осанки, сколиоза).

Перед ужином:

•  Массаж на профилактику простудных заболеваний;

•  Физкультурные занятия – 2 раза в неделю;

13.2. Мониторинг сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников.

Отслеживание динамики показателей здоровья воспитанников (общего показателя здоровья, показателей заболеваемости), эффективности оздоровления часто болеющих воспитанников;

 Включение в ежегодный отчет, доступный широкой общественности, обобщенных данных о сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников; - проведение наблюдения, анкетирования на предмет удовлетворенности воспитанников, родителей (законных представителей).

13.3.Формы и методы оздоровления детей.

Формы и методы

Содержание

Группы

1. Обеспечение здорового ритма жизни

- Щадящий режим (адаптационный период) - гибкий режим; - создание комфортной обстановки.

Все

2. Физические упражнения

- утренняя ритмическая гимнастика Все 10 упражнения - ООД по физической культуре - подвижные игры - профилактическая гимнастика (дыхательная, кинезиологическая, улучшение осанки, зрения, профилактика плоскостопия); - спортивные игры;

 - игры

 – эстафеты;

- физкультминутки; -

- оздоровительный бег; - прогулки,

- гимнастика пробуждения

3. Гигиенические и водные процедуры

- мытье рук и лица;

- игры с водой;

 - обеспечение чистоты среды;

Все

Со средней группы

4. Свето- воздушные ванны

- проветривание помещений; -

 - прогулки на свежем воздухе;

- обеспечение температурного режима и чистоты воздуха;

 - контрастные воздушные ванны.

Все

6. Активный отдых

- физкультурно-спортивные и музыкально

-спортивные праздники; - дни здоровья;

 - физкультурные досуги и развлечения

Все

7. Диетотерапия

- рациональное питание

Все

8. Свето-и цветотерапия

-обеспечение светового режима;

- цветовое и световое сопровождение воспитательно-образовательного процесса.

10. Муз терапия

- музыкальное сопровождение воспитательно

-образовательного процесса; - музотеатральная  деятельность;

- пение.

Все

11. Пропаганда ЗОЖ

- занятия из цикла «Познай себя»

Все

Все

Одной из форм работы по привитию ЗОЖ являются занятия по валеологии. Они проводятся начиная со средней группы.

Цикл занятий включает в себя:

  • для среднего возраста 14 занятия в год, (1-2 раза в месяц).
  • для старшего возраста 18 занятия в год, (2 раза в месяц).
  • в подготовительной группе 18 занятий в год (2 раза в месяц). Продолжительность каждого занятия:
  • в средней группе составляет 15 -20 минут,
  • в старшей группе 20 – 25 минут,
  • в подготовительной группе 25 – 30 минут.

13.4. Учебно – тематическое планирование НОД по валеологии в средней группе.

№ п\п

Тема

Всего НОД

1

Путешествие в науку – валеологию. Знакомство с водой, как способом привития КГН.

2

2

Что такое болезнь?

2

3

Прочь болезни и простуда?

2

4

Знакомство с органами слуха и зрения.

2

5

Для чего нам нужен рот?

2

6

Спокойной ночи

2

7

Безопасность при общении с животными

4

13.5. Примерное календарно – тематическое планирование по формированию у детей средней группы навыков здорового образа жизни.

Дата

Тема

Задачи

Деятельность ребенка и педагога

Литература

Октябрь

Дружи с водой

Продолжать формировать навыки личной гигиены. Важно, чтобы правила личной гигиены выступали не как требования взрослых, а как правила самого ребенка, приносящие большую пользу его организму.

Дети рассматривают рисунки животных и птиц и рассказывают, кто, как умывается и зачем они это делают. Отвечают на вопрос: зачем моется человек и что может случиться с грязнулей?

«Уроки Айболита»

Подарок и Мойдодыр

Закреплять название и назначение принадлежностей для умывания. Дети получают посылку от Мойдодыра.

Рассматривают принадлежности для умывания, называют их и рассказывают, как их можно применять.

Конспект

Ноябрь

Откуда берутся болезни

Дать детям представление о том, что микробы бывают разные: полезные и вредные (болезнетворные) могут жить вне и внутри человеческого организма; Пути проникновения их в человеческий организм. Когда тело чистое ничто не грозит Подвести детей к пониманию, что болезни появляются от микробов попавших внутрь организма человека

Дети, рассматривая рисунки, рассказывают каким способом попадают микробы в организм человека.

. «Уроки Айболита»

Как вести себя во время

Дать детям возможность рассказать друг другу, что они знают о болезнях, как они себя чувствовали, когда болели, что именно у них болело.

Рассматривая рисунки, помочь детям выработать правила как вести себя, когда во время болезни.

«Уроки Айболита»

Декабрь

Театрализованная игра «Витаминная»

Через зрелищное представление, познакомить детей с наиболее полезными лесными и садовыми ягодами; воспитывать осознанное отношение к необходимости употреблять в пищу ягоды и фрукты.

Дети выкладывают на фланелеграфе красочные картинки с изображением ягод. Воспитатель читает стихи о ягодах Дети рассказывают о правилах питания, важные для здоровья.

Белая К.Ю «Как обеспечить безопасность дошкольника »

Развлечение «Чтобы нам не болеть»

Через зрелищное представление, познакомить детей с наиболее полезными лесными и садовыми ягодами; воспитывать осознанное отношение к необходимости употреблять в пищу ягоды и фрукты.

Дети выкладывают на фланелеграфе красочные картинки с изображением ягод. Воспитатель читает стихи о ягодах Дети рассказывают о правилах питания, важные для здоровья.

Белая К.Ю «Как обеспечить безопасность дошкольника

Январь

Развлечение «Чтобы нам не болеть»

В игровой форме, используя зрелищные выступления, исполнительские возможности детей; воспитывать доброе отношение к тем, кто заботится о здоровье детей; формировать осознанное отношение к необходимости укреплять здоровье с помощью зарядки, витаминов.

Развлечение проводится в спортивном зале. Дети объясняют Петрушкам, чтобы не болеть надо спортом, заниматься и выполняют различные спортивные упражнения и приглашают Петрушек присоединиться. Заканчивается ритмическими танцами.

Белая К.Ю «Как обеспечить безопасность дошкольника »

Февраль

«Чтобы глаза видели»

Дать представление о верных помощниках – глазах, ушах. Органы слуха и зрения у зверей и человека. Как нужно заботиться о них.

Рассказ воспитателя о значении зрения в жизни животных и человека. Поэтому зрение надо беречь. Рассмотреть картинки – ситуации и провести игру «Полезно – вредно». Предложить детям сделать гимнастику для глаз.

Уроки Айболита

«Чтобы уши слышали»

Дать представление о верных помощниках – глазах, ушах.Органы слуха и зрения у зверей и человека. Как нужно заботиться о них..

Воспитатель предлагает закрыть ушки детям и произносит фразу и просит повторить. Рассказ воспитателя о значении слуха в жизни животных и человека. Дети рассматривают картинки – ситуации и проводит игру «Полезно – вредно» Предложить детям сделать самомассаж ушей

Уроки Айболита

Приятного аппетита!

Знать о пользе витаминов, их значении для жизни. Провести взаимосвязи здоровья и питания. Рассказать какие продукты полезны а какие вредны. У того, кто ест фрукты и сырые овощи, как правило, хорошее самочувствие и чистая кожа. Фрукты и овощиглавные поставщики витаминов. Конфеты, шоколад, мороженное в больших количествах, вредны для здоровья

Беседа по сказке о вкусных и здоровых витаминах. Дети пробуют на вкус фрукты и овощи, вспоминают какой был на вкус завтрак. Воспитатель подводит детей, что еда бывает разная. Игра: «Вкусно и полезно» «Угадай по запаху, вкусу, на ощупь продукты» Дети закрепляют правила питания, важные для безопасности.

Уроки Мойдодыра

Март

Крепкие – крепкие зубы.

Дать представление о пользе, значении и защите зубов. Познакомить детей с правилами ухода за зубами. Все первые зубы у детей называются молочными, к 6 годам они выпадают, а на их месте вырастают постоянные. Звери тоже меняют зубы. Зубы работают как мельничные жернова, перемалывая пищу во рту. Зубы покрыты твердым слоем эмали (в организме нет ничего более твердого) Как ни тверды наши зубы, но они часто разрушаются и болят (кариес). Враги зубов (микробы, сладкое и мучное, механическое повреждение, нехватка витаминов).

Дети сравнивают зубы человека и животных. Упражняются в правильной чистке зубов. Д/игра «Что полезно и что вредно для зубов»

Уроки Мойдодыра

Апрель

Спокойной ночи

Важно формировать умение чутко прислушиваться к своему организму, чтобы помогать ему ритмично работать, вовремя реагировать на сигналы «Хочу спать». Обратить внимание на чувство усталости и как его можно устранить.

Рассматривание с детьми картинок кто из животных как спит. Как спит человек. Рассказать, почему сон необходим. Об отдыхе и сне надо заботиться. Беседа с детьми о том чего не надо делать перед сном.

Уроки Мойдодыра

Май

Безопасность при общении с животными

Животных надо любить. Но при этом надо помнить, что даже домашние животные могут быть опасны. Надо помнить, что от кошек и собак людям передаются болезни – чесотка, лишай, бешенство. Бешенство –очень опасная болезнь, которая может возникнуть после укуса животных. От нее можно даже умереть, если не лечиться

Игры «Повстречались» (тренировка мелкой моторики рук, закрепление особенностей голосовых реакций животных) «Кто что любит» Дети знакомятся с правилами безопасного поведения при общении с животными. Рассматривание с детьми картинок – ситуаций. Куда приведет каждая ситуация

«Азбука общения» Уроки Мойдодыра

13.6. Примерное календарно – тематическое планирование по формированию у детей старшей группы навыков здорового образа жизни

Дата

Тема

Задачи

Деятельность ребенка и педагога

Литература

Октябрь

Как устроено тело человека (Кто Я?)

Познакомить детей с тем, как устроен человек. Обратить внимание на индивидуальные особенности (рот, возраст, пол, походку) Помочь детям понять собственную индивидуальность в окружающем мире.

Рассматривание иллюстраций в энциклопедии. Рассказ воспитателя о том, как устроен человек. Дети рисуют человека, сохраняя пропорции, рассказывая при этом для чего нужен нос, глаза, уши, руки, ноги. Вспомнить с детьми какие они были маленькими, какое у них было тело. Занятие проводится в спортивном зале.

Авдеева Н.Н. «Безопасность» стр.84

Я и мое тело:

Основные звенья  в человеке

Учить чувствовать собственное тело по его основным звеньям

Детям предлагается представить себя отлаженным механизмом: горючее – воздух, двигатель – сердце, колеса – конечности. Во время выполнения упражнений, движений обращать внимание на слаженную работу всего тела

Радионов В. Готовимся к школе методами физической активности.

Ноябрь

Кожное чувство и кожноеосязание

Формировать у детей представление о кожном чувстве и органах осязания

Предложить детям приложить к коже теплый, холодный предмет. Вспомнить, как делали укол. Чувствовать можно и губами, пальцами, языком (провести эксперименты) Определение на ощупь – игра «Чудесный мешочек» «Ящик ощущений»

Конспект

Мое сердечко

Познакомить с работой сердца: сердце как моторчик «гоняет кровь» по всему телу и кормит все остальные органы. Показать роль сердца в организме человека. Тело пронизано сетью кровеносных сосудов. Пульс

Дети рассматривают иллюстрации, находят где располагается сердце, чем оно защищено, каковы его размеры. Послушать работу сердца через фонендоскоп, прощупать пульс в разных ситуациях (после бега, спокойном состоянии).

Авдеева Н.Н. Безопасность Стр.86

Декабрь

Откуда берутся болезни

Закрепить представления о том, что микробы бывают разные: полезные и вредные могут жить вне и внутри человека. Пути проникновения.

Дети рассказывают по картинкам, как микробы попадают внутрь человеческого организма. Поговорить о профилактике заболеваний: личная гигиена, закаливание прививки. Тренинг «Что делать, если ты заболел и никого не дома».

Уроки Айболита Белая К. Как обеспечить безопасность дошкольников.

Вредные привычки

Учить детей осознавать некоторые из своих привычек вредными для организма и постепенно отказываться от них. Проговорить, чем вредны они.

Рассматривание картинок –ситуаций из жизни детей, оценка увиденного Игра «Да – Нет». Чтение коротких произведений и обсуждение привычек и чем они вредны для организма.

Январь

Кости и мышцы

Дать детям представление о строении костно – мышечной системы у человека; ее отличия от аналогичной системы у животного, о ее роли и значении; о значении физкультуры, правильной осанки.

Рассказ воспитателя о функциях костно –мышечной системы у животных и человека. Самооценка своей осанки и рассказывают, как они заботятся о своем позвоночнике. Выполнение детьми упражнений по профилактике сколиоза плоскостопия.

Уроки здоровья Уроки Мойдодыра Авдеева Безопасность

Развлечение тема:

Создать у детей радостное настроение. Стать участниками всего происходящего в зале. Закреплять представление о костно – мышечной системе.

В зале детей встречают Кощей Бессмертный, Баба-Яга, Страшило. Дети ведут диалог с персонажами, оказывают им первую помощь.

Сценарий

Февраль

Полезная еда

Учить детей осознанно подходить к своему питанию, отличать полезные продукты от неполезных. Рассказ о пользе и значении витаминов.

Кукольный персонаж Хрюша рассказывает о своих проблемах. Дети беседуют о рекламе на продукты. О вреде «Марсов» и «Сникерсов» и т.д. в большом количестве. Дети выбирают из общего числа продуктов полезные. Игра «Огородник»

Конспект

Зачем нам нужны зубы

Первые зубы у детей –молочные. Они выпадают и вырастают постоянные, звери тоже меняют зубы, дать понятие о строение зубов, их в пищеварении. Закреплять правила ухода за зубами

Беседа с врачом-стоматологом. Дети упражняются в правильной чистке зубов. Предложить детям нарисовать Зубик больной и Зубик здоровый. Поупражняться в выборе полезных продуктах для зубов

. Уроки здоровья

Март

Цветок здоровья

Иметь представление о себе, как о члене семьи. Построить свое генеалогическое дерево. Учиться строить свои отношения гармонично с окружающими.

Занятие начинается с песни о здоровье. Дается понятие «колено», «поколение» Дети составляют свое генеалогическое дерево из фотографий своей семьи. Знакомятся с цветком здоровья и кто помогает сохранять нам наше здоровье.

Конспект

Одежда и здоровье

Дать представление о том, что одежда защищает человека от жары и от холода, дождя и ветра. Чтобы сохранить здоровье и не болеть, надо правильно одеваться.

Рассмотреть с детьми фотографии, иллюстрации людей в профессиональной одежде (пожарные, спорт и т.д) Рассказать об основном назначении одежды человека. Игра «Одень кукол"

Раскрашивание. Авдеева Н.Н. Безопасность

Апрель

Умей чувствовать себя

Развивать базовые двигательные стереотипы для ощущения «схемы тела». Дать понять детям, как важно быть физически хорошо развитым и ловким Занятие проводится в физкультурном зале..

Выполнение основных видов движений, подвижные игры. Обсуждение с детьми, какие упражнения наиболее трудные и почему. Будет ли полезно научиться их выполнять

Почему?

. Родионов

Май

Как можно изменить настроение

Дать понять, что наши эмоции –это часть нашего здоровья. Важно для организма быть в хорошем настроении и каким способом его можно поднять

Беседа с детьми о настроении о возможности создать положительное настроение. Игра «Азбука волшебных слов» Игра «Угадай по мимике мое настроение» Игра «Закончи рассказ»

Родионов Уроки здоровья Уроки Мойдодыра

Май

Скорая помощь и правила на всю жизнь

Познакомить детей с номером «03», Научить называть «скорую помощь» (назвать свою фамилию, имя, возраст, домашний адрес) Учить детей не теряться в различных ситуациях, учить находить выход из них.

Поговорить о том в каких случаях вызывается врач на дом. Чем отличается машина «скорой помощи» от любой другой. Проиграть и проговорить различные ситуации с детьми. Кто еще может помогать детям в различных ситуациях. Как необходимо вести себя дома, на улице, в детском саду.

Авдеева Н.Н. Безопасность. Белая К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольника Уроки Айболита.

13.7. Учебно – тематическое планирование ООД по валеологии в подготовительной группе.

№ п\п

Тема

Всего ООД

1

Наш организм

1

2

Откуда берутся болезни?

2

3

Для чего человеку ногти?

2

4

Вспомним о зубах

2

Условия для жизни человека

5

Волосы. А что это такое?

2

6

Для чего человеку ногти?

2

7

Микробы и вирусы

2

8

Сон – лучшее лекарство

1

9

Знакомство с кожным покровом:

2

10

«Зачем нам кожа?»

1

11

Правила на всю жизнь

2

13. 8. Примерное календарно – тематическое планирование по формированию у детей подготовительной группы навыков здорового образа жизни

Дата

Тема

Задачи

Деятельность ребенка и педагога

Литература

Октябрь

Наш организм

Продолжать учить детей различать индивидуальные особенности своей внешности (лица, роста, возраста, пола, походки); осознавать свои собственные мышечные и эмоциональные ощущения. Этюды: «Мой автопортрет», «Отражение в озере».

Дети рисуют фигурки Неболейки и Нехворайки, наклеивают их на кусочки картона. Слушают стихотворение «Неболейка и Нехворайка»

Основы коммуникаци и Л Шипицина

В мире я такой оди

Помочь детям понять собственную индивидуальность в окружающем мире и дать понятие, что каждый человек изначально хорош и имеет свое предназначение. Дать детям общее представление о здоровом образе жизни.

Игра - путешествие «Дорога к здоровью»

Уроки Айболита Безопасность Авдеева

Откуда берутся болезни?

Лекарства – наши спасители и помощники в болезнях, но обращаться с ними надо умело. Дать детям элементарные понятия о правилах и необходимости их проведения

Дети рассказывают друг другу что они знают о болезнях, как себя чувствовали, когда болело горло, живот, голова. Рассматривание ситуаций, которые могут привести к заболеванию. Наклеить вместе с детьми различные картинки, где ребенок ведет себя правильно.

Уроки здоровья Обухова Уроки Айболита

Ноябрь

Зачем человеку нужна кожа

Закреплять элементарные представления о коже, ее строении, функциях. Закреплять правила ухода за кожей. Тренировка кожи.

Проведение опытов: 1.Кожные ощущения теплого и холодного предмета. 2. Легкий укол пальца острым предметом. Рассматривание иллюстрации о строении кожи. Рассказ воспитателя о том, зачем человеку нужна кожа. Оздоровительная минутка «Солнышко». Закрепление правил ухода за кожей. Рассматривание иллюстраций – ситуаций в которых изображено в каких ситуациях может повреждаться кажа, дети добавляют рассказы из собственного опыта и родных

Уроки здоровья Обухова Уроки Мойдодыр

Если кожа поврежден а

Закреплять элементарные представления о коже, ее строении, функциях. Если кожа пострадала: травмы, заболевания кожи (сыпь, ожог, обморожения) Уроки здоровья

Игра «Как помочь больной коже» Дети имитируя повреждение кожи оказывают первую помощь (работают в парах). Совместно с детьми сделать вывод.

Обухова Уроки Мойдодыра

Декабрь

Глаза –главные помощники

Знакомить детей со значением зрения в жизни человека. Закреплять правила поведения не приводящие к ухудшению зрения.

Беседа о значении зрения в жизни животных, птиц и человека. Проводится опыт (яркий свет- зрачок сужается, слабый – расширяется) Гимнастика для глаз. Игра «Полезно – вредно»

Уроки здоровья Обухова Уроки Мойдодыра

Чтобы уши слышали

Продолжать знакомить детей со значением слуха в жизни человека. Закреплять правила поведения, чтобы сберечь органы слуха

. Сценка: диалог 2 детей, которые говорят каждый о своем. Дети обсуждают ситуацию. Предложить детям вставить в уши ватные тампоны и попробовать послушать. Определить чувствительный порог уха. Самомассаж ушей. Дети рассказывают, что необходимо делать, чтобы уши слышали.

Уроки здоровья Обухова Уроки Мойдодыр

Январь

Волосы. А что это такое?

Познакомить с волосяным покровом человека. Сравнить с покровом животных и птиц. Дать элементарные знания о строении и особенностях волос.

Рассматривание иллюстраций. Беседа с детьми где растут волосы на теле человека (нет только на ладонях, губах, подошвах) Сравнение меха животных и перьев птиц. Для чего нужны. Сравнить длину волос на голове, бровях, коже. Рассматривание схематичного изображения строения волоса сравнить с растение (ствол, корень) Волосы живые – потянуть будет больно. Игра «Узнай свой организм» (чего у нас по1, по 2, чего много)

Конспект

Для чего нужны волосы.

Познакомить с разнообразием волос у людей, их формой, цветом. Рассказать о значении волос

Дети рисуют автопортреты и портреты родителей. Послушать песенку о рыжих (из мультфильма)

Конспект

День здоровья

Прививать детям санитарные и гигиенические навыки, потребность быть здоровыми, закаленными, учение в случае заболевания не бояться лечиться, принимать лекарства, делать уколы, воспитывать уважительное отношение к врачам.

Устраивается вернисаж. К детям приходит доктор Айболит. Дети по очереди подходят к нему с жалобами. Доктор Айболит всех лечит. Дети рассказывают и показывают доктору Айболиту как необходимо оказывать первую помощь. Проводятся игры соревновательного характера.

Как обеспечить безопасность дошкольникаБелая.

Февраль

Ногти

Познакомить детей с ногтями человека. Сравнить с когтями животных и птиц. Дать элементарные сведения о строении ногтя. Учить правильному уходу за ногтями.

Рассматривание иллюстраций, сравнить когти и ногти животных, птиц и человека. Рассмотреть схематичное изображение ногтя. Значение ногтя для человека. Как беречь ногти и как за ними ухаживать Дети обводят свои руки и рисуют на них ногти. Рассматривают работы.

Конспект

Зубки, мои зубки.

Закреплять ранее полученные сведения о зубах, их роль в пищеварении, что приводит к заболеванию, правила ухода за зубами Беседа с детьми о значении зубов для человека. Уроки здоровья

Чтение стихотворения Михалкова «Как у нашей Любы…» Рассматривание схематичное строение зуба. Дети рассказывают, что вредно для зубов, зачем человеку нужна зубная щетка Практикум «Чистка зубов»

Уроки Мойдодыра

Март

Питание необходимое условие для жизни человека

Помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания. Еда должна быть не только вкусной, но и полезной. Закреплять знания о пользе витаминов для здоровья человека. Учить противостоять телевизионной рекламе.

Беседа с детьми о вкусной и здоровой пище. Что помогает человеку переваривать пищу. Рассмотреть схему желудочно – кишечного такта. Продолжи сказку. (вос-ль дает начало, дети придумывают сюжет) Игра «Что разрушает здоровье и что укрепляет» Предложить нарисовать, вылепить полезные для здоровья продукты. Дети дают описание каким они видят, про которого говорят «это красивыйчеловек»

Уроки здоровья Уроки Мойдодыра Безопасность Авдеева Уроки здоровья

Вредные привычки

Способствовать становлению у детей ценностей здорового образа жизни. Человека с вредными привычками нельзя назвать красивым человеком. Только смелый и волевой человек может им противостоять.

Игра «Да – Нет» картинки – ситуации (положительные и негативные действия детей) Дети раскладывают на 2 колонки и поясняют. Вос-ль читает рассказ и просит помочь разобраться в ситуации Разыгрывание детьми ситуаций. Итог.

Апрель

Микробы и вирусы (совместно с врачом педиатром)

Дать детям элементарные представления о микробах, вирусах и их разновидностях. Расширить представления детей о том, что микробы или вирусы попадая в организм вызывают различные инфекционные заболевания. Познакомить с мерами профилактики.

Рассмотреть схематично изображенную каплю воды с микробами в ней. Рассмотреть каплю воды через микроскоп Рассказать где микробы и вирусы живут в природе (земля, вода, воздух) о полезных и вредных микробах. От вредных микробов и вирусов делают прививки. Закаливание и занятием помогает бороться организму с микробами и вирусами. Подвижная игра соревновательного характера.

Безопасность Авдеева Уроки Айболита Конспект

Сон – лучшее лекарство

Дать представление детям о значении сна в жизни человека Во время сна организм растет и отдыхает, набирается сил.

Беседа с детьми без чего человек не может жить. Рассмотреть картинки кто из животных, птиц как спит Рассказать о значении сна в жизни человека. Игра «Плохо – хорошо» по гигиене сна. Вывод: сон – лучшее лекарство для человека...

Уроки здоровья

 с 29

Май

Если случилась беда

Рассказать детям об опасных ситуациях для жизни человека. Учить оказывать первую посильную помощь пострадавшим. Знать телефоны служб помощи -01, 03, 04.

Рассмотреть различные ситуации в книжной энциклопедии и причины приводящие к этому. Проиграть, оказывая первую посильную помощь.

Уроки Айболита с 31 Безопасность Авдеева с 77, 79 83. 108.

13.9. Диагностика сформированности валеологических знаний у детей.

 Критериями сформированных представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни и валеологической культуре являются:

  • - наличие знаний о влиянии гигиены на здоровье человека, которые соответствуют истинным медицинским знаниям;
  • - отношение к своему здоровью, выражающееся в желании вести здоровый образ жизни, заниматься физкультурой, спортом; помогать товарищам, близким и другим людям в виде выражения внимания, сочувствия, нравственного поступка;
  • - применение полученных знаний о здоровье, культуре спорта, нравственных поступках в жизни.
  • - соблюдение правил поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья. С учетом этого сформированностьвалеологической культуры старших дошкольников может характеризоваться следующими уровнями и их показателями:

уровни и их показатели:

  • Высокий - ребенок быстро, четко, по существу отвечает на заданные вопросы, называет важные процедуры, мероприятия, способствующие здоровью человека;
  • Средний - ответ не полон, имеется ограниченность представлений о необходимости гигиены в жизни каждого человека, о нравственных поступках;
  • Низкий - ребенок практически не понимает для чего необходимо вести здоровый образ жизни, фантазирует, придумывает;

13.10.Работа с родителями.

Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребёнка является работа с родителями (законными представителями). Если мы хотим вырастить нравственно и физически здоровой поколение, то должны решать эту проблему «всем миром», семья, детский сад, общественность. Для себя яопределила следующие задачи работы сродителями:

  • Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей).
  • Пропаганда общественного дошкольного воспитания.
  • Изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания.
  • Установка на совместную работу с целью решения психолого – педагогических проблем развития ребёнка.
  • Вооружение родителей основами психолого – педагогических знаний через психологические тренинги, консультации, семинары.
  • Валеологическое просвещение родителей в создании экологической и психологической среды в семье.

13.11.Формы работы с родителями:

№ п\п

Формы работы

1.

Проведение родительских собраний, семинаров – практикумов, консультаций.

2.

Педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам.

3.

Дни открытых дверей.

4.

Совместные занятия для детей и родителей.

5.

Круглые столы с привлечением специалистов детского сада

6.

Консультации, размещенные на сайте детского сада, папки – передвижки.

7.

Организация совместных дел. Анкетирование.

Методы, используемые педагогами в работе:

№ п\п

Тема

Форма работы

1.

Причины частых и длительно текущих острых респираторных заболеваний.

Анкетирование

Консультация

2

Профилактика ОРЗ в домашних условиях

Педагогические беседы с родителями.

3.

. Значение режимных моментов для здоровья ребёнка.

Педагогические беседы

4.

О питании дошкольников

День открытых дверей.

Круглый стол.

5.

Физические упражнения в дошкольном учреждении и дома.

Спортивный праздник «Мама папа я – спортивная семья»

6.

. Воспитание культурно – гигиенических навыков у дошкольников.

Педагогические беседы с родителями.

7.

Вредные привычки у взрослых (употребление алкоголя, курение, наркомания и др.) и их влияние на здоровье детей.

Консультация

8.

Здоровый образ жизни в семье – залог здоровья ребёнка

Консультация

9.

. Профилактика ОРЗ в домашних условиях.

семинар – практикум со специалистом (врачемпедиатором)

14. Перспектива:

  • Продолжить проведение совместных мероприятий: «Дней Здоровья», праздников, субботников.
  • Для обогащения родителей знаниями о малыше разработать серию семинаров – практикумов «Давайте узнавать малыша вместе» с привлечением специалистов.
  • Организовывать новую форму работы с родителями – дни семейных увлечений «Что умею сам – научу детей» (в вечернее время).
  • Посещение родителями занятий валеологической направленности, с целью педагогической пропаганды здорового образа жизни.
  • Вовлечение родителей в инновационный педагогический процесс, консультации, беседы, выполнение с детьми заданий в домашних тетрадях.

15.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

1. Четкая организация теплового и воздушного режима в помещении (проветривание согласно графика).

2. Следить за рациональной одеждой детей (в групповых комнатах дети находятся в облегченной одежде, одежда для прогулок должна соответствовать времени года и характеру погоды).

3. Ежедневно проводить утреннюю гимнастику, организовывать с детьми подвижные игры и упражнения.

4. Строго выполнять стереотипно повторяющиеся режимные моменты: время приема пищи, дневной и ночной сон, общая длительность пребывания ребенка на открытом воздухе.

5. Ежедневное пребывание детей на свежем воздухе.

6. Строго учитывать характер погоды при проведении подвижных игр, если температура ниже –15° С проводить с детьми игры с наиболее интенсивной двигательной нагрузкой, в теплую погоду – спокойные игры.

7. Уделять особое внимание беговым упражнениям для тренировки и совершенствования общей выносливости.

8. Исключить шумные игры за 30 минут до возвращения детей с прогулки.

9. Обеспечить условия для преобладания положительных эмоций во всех видах двигательной активности и ежедневном распорядке дня ребенка.

10. Обеспечить спокойную обстановку в подготовке детей ко сну.

11. Строго соблюдать время, отведенное для сна.

12. Специальные меры закаливания: воздушные ванны в сочетании с физическими упражнениями для ног, плеч, туловища, рук, на дыхание (упражнения выполнять после сна, лежа в постели).

13. Полоскание рта кипяченной водой комнатной температуры после приема пищи. При каждом полоскании использовать около 1/3 стакана воды.

     16.Литература:

  1. Гунн Г.М., Современные технологии проблемы охраны здоровья.[Текст]: учебное пособие/ Г.М.Гунн. – СПб.2000.- 192с.
    2. Картушина М.Ю., Праздники здоровья для детей 5-6 лет. [Текст]: сценарии для ДОУ/ М.Ю. Картушина - М.: ТЦ Сфера, 2010.- 128с.
    3. Картушина М.Ю., Зеленый огонек здоровья. [Текст]: методическое пособие/ М.Ю. Картушина - Архангельск, 2000.- 108с.
    4. Лободин В.Т., Федоренко А.Д., Александрова Г.В., В стране здоровья. [Текст]:программаэколого – биологического воспитания дошкольников/ В.Т. Лободин , А.Д. Федоренко, Г.В. Александрова - М.: Мозаика – Синтез, 2011. – 80с.
    5. Маханева М.Д.С физкультурой дружить – здоровым быть. [Текст]: методическое пособие/ М.Д. Маханева – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 240с.
    6. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под редакцией М.А.Васильевой, 7.В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой. – 6 – е изд., испр. И доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2011. – 208с.

8.Ю. Змановский «Здоровье дошкольников»

9.М. А. Минкевич «Физические упражнения для детей раннего возраста»

10.М. А. Рунова «Двигательная активность ребенка в детском саду»

11.Е. Н. Борисова «Система организации физкультурно – оздоровительной работы с дошкольниками»

12.Л. И. Пензулаева «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет»

13.Л. И. Пензулаева «Оздоровительная гимнастика для детей 3-4 лет.

14В. И. Ковалько «Азбука физкультминуток для дошкольников»

15.Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников ДОУ /Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И. Мусиенко – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001Дик Н.Ф. Увлекательные физкультурные занятия для дошкольников.- М.,2007.

16.Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошк. возраста: Кн. для воспитателей дет. сада/ К.Ю. Белая.

17.Картушина М.Ю. Праздники здоровья для детей. - М., 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для старших дошкольников "Дошкольникам о дорожных знаках"

Обучающая презентация для детей старшего дошкольного возраста по реализации и освоению области "Безопасность"...

Социально – личностное развитие дошкольника в воспитательно – образовательном пространстве посредством профориентационной работы с младшими дошкольниками, воспитатель Тихонова Людмила Аркадьевна

В данной методической разработке исследуется педагогический аспект проведения профориентационной работы в период начального детства. Профориентация рассматр...

Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.

Практический материал по воспитанию культуры поведения  дошкольников. Представлен  в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо

Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1.   «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...

Перспективное планирование по теме «Что может герб нам рассказать» /Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию дошкольников.

В документе представлено перспективное планирование по патриотическому воспитанию дошкольников для старшей и подготовительной группы....

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

информация для родителей "Речевая компетентность дошкольников", "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников старшего дошкольного возраста","Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников"речи

материал для оформления информационных стендов на тему: "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников", "Речевая компетентность дошкольников", "Худ...