ПОСТРОЕНИЕ ЗДОРОВЬСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья (старшая группа)
Задача укрепления здоровья детей является необходимым условием их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПОСТРОЕНИЕ ЗДОРОВЬСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА
В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бондаренко Е.С.
МАДОУ «Солнышко»
п. Чернянка Белгородской области»
Одной из базовых целей любого дошкольного учреждения является создание оптимальных условий для эффективного решения проблем развития каждого дошкольника. Задача укрепления здоровья детей является необходимым условием их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма.
Слово “здоровье" является одним из самых частых, которое использует человек. Самое распространённое понимание этого термина гласит, что здоровье - это отсутствие болезней. На продолжительность жизни влияет множество разнообразных факторов. Некоторые из них - окружающая среда, генетическая предрасположенность - трудно поддаются контролю, но всё равно можно сделать многое, чтобы прожить долгую и здоровую жизнь. Давно известно, что здоровье человека на 10-20% зависит от наследственности, 10-20% - от состояния окружающей среды, 8-12% - от уровня здравоохранения и 50-70% - от образа жизни.
Понятие "здоровье человека", на первый взгляд, представляется простым и ясным. Здоровый человек вообще не задумывается над смыслом этого состояния. Не случайно Ф. Энгельс в своё время сделал очень простое определение здоровья: "Здоровье - это то, о чём мы вспоминаем, когда его нет".
В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья ребёнка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируется осанка, прививаются привычки. Установка на здоровый образ жизни и здоровье не появляется сама по себе, она формируется в процессе семейного и педагогического воздействия.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в дошкольном учреждении: детей, педагогов и родителей.
Воспитание здорового ребёнка является приоритетной задачей в МАДОУ «Солнышко», а поиск новых и эффективных форм физического воспитания и оздоровления детей является актуальным и сейчас.
В систему здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий входят: различные оздоровительные режимы (адаптационный, гибкий, щадящий, по сезонам, на время каникул); комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по «дорожкам здоровье»; хождение босиком, максимальное пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая гимнастика); физкультурные занятия всех типов; традиционная двигательная деятельность детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки) и инновационные технологии оздоровления и профилактики (сухой бассейн, массажёры, тактильные дорожки); организация рационального питания; медико-профилактическая работа с детьми и родителями; комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического здоровья педагогов, физкультурно-оздоровительные технологии.
В МАДОУ ежедневно предусмотрено несколько форм физического воспитания детей, что способствует укреплению здоровья и позволяет обеспечить необходимую двигательную активность детей в течение всего дня.
Особое внимание в режиме дня уделяется проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры, содействует созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. Используемая нами система закаливаний предусматривает разнообразные формы и методы, а также изменения в связи со сменой времен года, возрастом и индивидуальными особенностями состояния здоровья каждого ребенка. Самая действенная закаливающая процедура в повседневной жизни - прогулка. Для того, чтобы прогулка давала эффект, необходимо менять последовательность видов деятельности детей, в зависимости от характера предыдущего занятия и погодных условий. Например, в холодное время года и после занятия, на котором дети сидели, прогулка начинается с подвижной игры, а в тёплое время года или после физкультурных и музыкальных занятий – с наблюдения. Прогулка – один из важнейших режимных моментов, во время, которого дети могут в достаточной степени реализовать свои двигательные потребности. Оптимальной формой для этого служат подвижные игры и физические упражнения на улице.
Подвижная игра занимает особое место в развитии детей дошкольного возраста. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребёнком жизненного опыта.
Важное место в воспитании здорового ребёнка в дошкольном учреждении имеет развитие движений и физической культуры на физкультурных занятиях. Это: занятия по традиционной схеме; занятия, состоящие из набора подвижных игр большой, средней и малой интенсивности; занятия-соревнования, где дети в ходе различных эстафет двух команд выявляют победителей.
Укрепить и оздоровить детский организм, а также организовать двигательный режим детей, направленный на поднятие эмоционального и мышечного тонуса помогает утренняя гимнастика. Содержание утренней гимнастики составляют упражнения, рекомендованные программой для данной возрастной группы, разученные предварительно на физкультурном занятии и хорошо знакомые детям.
Наряду с различными оздоровительными мероприятиями осуществляем ежедневно гимнастику после дневного сна, которая помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Гимнастика проводится в проветренной группе в течение 7-15 минут. Сюда же и включаются пробежки по массажным дорожкам. Массажная дорожка состоит из пособий и предметов, способствующих массажу стопы. Дети занимаются босиком, идут в быстром темпе по дорожке и плавно переходят на медленный бег, потом снова переходят на спокойную ходьбу с дыхательными упражнениями. Это способствует развитию выносливости, координации движений, формированию стопы и укреплению организма детей.
В группе систематически проводится работа по развитию мелкой моторики. С этой целью использую разнообразные игры и упражнения. Для формирования тонких движений пальцев рук ежедневно проводим пальчиковые игры, сопровождаемые чтением стихов, которые создают благоприятный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, учат улавливать ритм речи. В группе имеется картотеки пальчиковых игр. Кроме этого для тренировки тонких движений пальцев рук используются разнообразные упражнения без речевого сопровождения.
Самым главным звеном в воспитании ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка.
Информационно-просветительская деятельность выражается в формировании у родителей здорового образа жизни как ценности, а также в знакомстве родителей с различными формами работы по физическому воспитанию в дошкольном учреждении, информировании о состоянии здоровья и физическом развитии, об уровне двигательной подготовленности их ребёнка; привлечении родителей к участию в различных совместных физкультурных досугах и праздниках. Совместно с родителями оформляют стенгазеты и выставки рисунков на темы сохранения и укрепления здоровья, а также формирования здорового образа жизни.
Результаты диагностики показывают, что организованная таким образом воспитательно-образовательная и лечебно-оздоровительная работа положительно влияет на развитие детей.
Усовершенствована предметно-развивающая среда в группе: приобретено новое физультурно-спортивное оборудование и атрибуты, изготовлены массажные дорожки, пособия для выполнения дыхательной, пальчиковой гимнастики.
Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и взрослыми.
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возрасте. Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно сложна, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества.
Литература
- Кучма, В.Р., Сердюковская, Г.Н., Демин, А.К. Руководство по гигиене и охране здоровья детей. [Текст] / Кучма В.Р.- М., 2000. – 220 с.
- Назаренко, Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. [Текст] / Назаренко Л.Д. - М., 2002.
- Педагогика и психология здоровья / Под ред. Н.К. Смирнова. [Текст] / Н.К.Смирнова - М.: АПКиПРО, 2003.
- Сухарев, А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения. [Текст] / Сухарев А.Г. России // Школа здоровья. - 2000. - Т. 7. - №2. С.29-34.
- Татарникова ,Л.Г. Российская школа здоровья и индивидуального развития детей. [Текст] / Л.Г. Татарникова - СПб.: УПМ, 1993.
- Брехман, И.И. Валеология - наука о здоровье. [Текст] / И.И. Брехман - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 206 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование элементов литотерапии в логопедической работе с детьми («Логопедический игротренинг в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»)
Логопедический игротренинг...
Построение предложений с использованием карточек-схем при работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
В данной статье рассказывается о работе над предложением, представлены этапы работы над предложением, прослеживается последовательность введения карточек-схем на занятиях учителя-логопеда при работе с...
Отчет по теме самообразования «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Дыхательная гимнастика»
Правильное дыхание – необходимое условие полноценного физического развития человеческого организма. Человек может некоторое время обойтись без пищи, без воды, но без воздуха не проживет и десяти...
Сообщение из опыта работы на городском методическом совете воспитателей старших и подготовительных групп "Коммуникативные игры в работе с детьми старшего дошкольного возраста"
Современное общество нуждается в активной, адаптивной, творческой личности, способной устанавливать бесконфликтное общение.Согласно Федеральному государственному стандарту дошкольного образования к це...
ПОСТРОЕНИЕ ЗДОРОВЬСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Слово “здоровье" является одним из самых частых, которое использует человек. Самое распространённое понимание этого термина гласит, что здоровье - это отсутствие болезней....
Применение наглядных, практических и игровых методов в работе с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредствам ознакомления с малой Родиной».
Формирование нравственности и патриотизма в воспитании дошкольников по ФГОС - актуальная задача, которая стоит перед педагогическим сообществом. Ведь дошкольный возраст - время растить патриотов. ...
Система коррекционно - развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста: Развитие речевой коммуникации у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста
Проблема речевого недоразвития является одной из актуальных в логопедии. Её значимость определяется не только распространённостью речевой патологии у детей, но и тем влиянием, которое оказывает речево...