ЗАКРЕПЛЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛА ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА ПРИМЕРЕ АВТОРСКОЙ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ «ЗДОРОВЕЙКА»
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Коник Евгения Игоревна

В статье раскрыта эффективность использования учителем-логопедом дидактических игр в работе по изучению лексических тем старшими дошкольниками, имеющими тяжелые нарушения речи, а также описано содержание авторской настольной дидактической игры по теме «Человек и его здоровье».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konik_statya_belgorod.docx887.81 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАКРЕПЛЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛА ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА ПРИМЕРЕ АВТОРСКОЙ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ «ЗДОРОВЕЙКА»

Коник Е.И.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 6, Россия, г. Белгород

Аннотация: в статье раскрыта эффективность использования учителем-логопедом дидактических игр в работе по изучению лексических тем старшими дошкольниками, имеющими тяжелые нарушения речи, а также описано содержание авторской настольной дидактической игры по теме «Человек и его здоровье».

Ключевые слова: старшие дошкольники с нарушениями речи, здоровье и здоровый образ жизни, дидактические игры, лексические темы.

В коррекционно-образовательной работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи, учителя-логопеды применяют принцип тематического подбора учебного материала. То есть, в течение недели идет сосредоточение образовательного процесса на определенной лексической теме. Основной объем знаний дети получают на занятиях. Но важно помнить, что у дошкольников с нарушениями речи, как правило, снижен познавательный интерес. Поэтому просто называние и повторение за педагогом предметов, их признаков, действий может оказаться напрасным трудом. Здесь на помощь логопеду и воспитателю приходят дидактические игры. Игра побуждает детей слушать и слышать воспитателя и друг друга, но самое главное, что в игре можно придать словесным упражнениям соревновательный дух, что делает усвоение информации в разы эффективнее [1].

D:\женя работа\ДОУ 2021-2022\ИГРА настольная  ЗДОРОВЕЙКА\20221008_183447.jpgВашему вниманию представляется авторская дидактическая настольная игра-ходилка «Здоровейка» (рис. 1).

Рис. 1

Это пособие было создано с целью закрепления и систематизации знаний старших дошкольников (5-7 лет) по лексической теме «Человек и его здоровье». Игра много раз опробована в практической работе с детьми-логопатами и показала свою эффективность. Способствует развитию мышления и памяти, увеличению объема внимания. Благодаря любознательности и эмоциональности детей можно повторять игру неоднократно, тем самым закрепляя в речи нужные слова, словосочетания, выражения и фразы.

Цель игры: систематизация и закрепление у детей 5-7 лет основных представлений о здоровье и здоровом образе жизни.

Задачи:

- расширять и закреплять знания детей о правильном питании, полезных и вредных привычках, правилах гигиены, двигательной активности;

- развивать кругозор, навыки работы в коллективе, чувство сотрудничества и соревновательный дух;  

- способствовать речевому развитию: пополнять словарь словами по теме «Человек и его здоровье», учить строить правильные предложения, понятно и доступно для других излагать свои мысли;

- воспитывать стремление к здоровому образу жизни и заботе о своем здоровье.

В комплект игры входят: универсальное игровое поле, разделенное на 7 секторов различного цвета с цифрами-ходами на липучках синего цвета; дополнительный набор цифр-ходов зеленого, желтого, красного и розового цветов; кубик игральный; фишки для игроков количестве 6 штук; карточки с заданиями (при желании, количество карточек в каждой группе можно увеличить).

Карточки с заданиями разбиты по семи категориям: «Гигиена и уход за собой», «Здоровое питание», «Полезные и вредные привычки», «Движение и спорт», «Загадки о здоровье», «Пословицы и поговорки о здоровье и здоровом образе жизни», «Игровые двигательные задания» (смайлики).

Игра проводится под руководством педагога. Количество участников, которые могут одновременно принять участие в игре, 2-6 человек. Перед началом игры карточки с заданиями раскладываются на игровое поле рубашкой вверх. На каждом секторе лежат карточки определенной группы. Например, на  красном секторе – карточки из группы «Гигиена и уход», на сером – «Здоровое питание и т.д.  На центральный сектор помещается набор карточек «Игровые двигательные задания» (смайлики).

Ход игры. Вариант первый (упрощенный).

Для этого варианта игры используются цифры-ходы синего цвета. Каждый участник игры выбирает себе фишку понравившегося ему цвета и ставит в область «Старт». Игроки ходят по очереди, установленной по договоренности или по жребию. В свой ход игрок бросает кубик и переставляет фишку вперед по дорожке из цифр и «смайликов» на выпавшее число шагов. На одной клетке - ходе может находиться сколько угодно фишек игроков. Если, переместив фишку на нужное количество ходов, игрок попадает на цифру, то он берет верхнюю карточку с заданием из стопки соответствующего сектора поля, где он остановился. Взрослый (или ребенок, если у него сформированы навыки чтения) читает задание. Если игрок отвечает на вопрос (выполняет задание) правильно, он остается на месте. Если игрок не знает ответа, он отступает на один ход назад, а педагог просит помочь других участников игры. Уже использованные карточки выходят из игры (помещаются педагогом в отдельную стопку).

Если же, переместив фишку на нужное количество ходов, игрок попадает на «смайлик», он берет верхнюю карточку из центрального сектора и выполняет написанное там двигательное задание.

Игра ведется до тех пор, пока все игроки не достигнут поля «Финиш» Победителем считается игрок, первым пришедший к финишу. Последующие игроки разделяют места по порядку (второй, третий и т.д.).

 Вариант второй (усложненный).

Для этого варианта игры отдельные цифры - ходы на игровом поле заменяются педагогом в произвольном порядке на цветные (красные, желтые, зеленые и синие). Игра строится по тому же принципу, но если, переместив фишку на нужное количество ходов, игрок попадает на клетку с цифрой определенного цвета, он делает следующее.

Цифра зеленого цвета дает право игроку в случае верного ответа на вопрос из карточки передвинуться дополнительно на один ход вперед.

Цифра желтого цвета дает право игроку самому выбрать себе категорию, из которой он возьмет карточку с заданием, независимо от того, на каком секторе поля он находится.

Цифра красного цвета вынуждает игрока сделать шаг назад.

Цифра розового цвета – игрок вытягивает еще одну дополнительную карточку с заданием (получается, что за один ход игрок должен выполнить два задания).

За нарушение правил игры (выкрикивание ответа задания другого игрока, подсказки без разрешения) игрок наказывается возвращением со своего места на два хода назад.

Примерные вопросы и задания к категории «Гигиена и уход за собой»:

  1. В каких случаях нужно мыть руки?
  2. Назови три любых предмета личной гигиены.        
  3. Исправь ошибку: «Умываться надо раз в неделю».
  4. Поделишься ли ты своей расческой, если тебя попросил друг? Почему?
  5. Для чего нужно соблюдать личную гигиену?         
  6. Назови три любых полезных для здоровья привычки.        
  7. Назови три любых вредных для здоровья привычки.        
  8. Когда и сколько раз в день нужно чистить зубы?
  9. Поделишься ли ты своей зубной щеткой, если тебя попросил друг? Почему?
  10. Поделишься ли ты своим носовым платком, если тебя попросил друг? Почему?
  11. Исправь ошибку: «Ногти не надо подстригать. Чем ногти длиннее, тем крепче и чище они будут».
  12. Исправь ошибку: «Расчёсываться надо только тогда, когда тебе хочется».         
  13. Исправь ошибку: «Душ или ванну надо принимать только тогда, когда испачкаешься».
  14. Исправь ошибку: «Ходи в одной и той же одежде пока она не станет грязной»
  15. Назови три вещи, которые тебе понадобятся, чтобы принять ванну или душ?
  16. Назови три вещи, которые тебе понадобятся, чтобы почистить зубы?        
  17. Назови три вещи, которые тебе понадобятся, чтобы помыть руки?        
  18. Исправь ошибку: «Можно доесть еду или допить напитки из чужой посуды».
  19. Для чего нужно убирать свою комнату?         
  20. Назови три вещи, которые тебе понадобятся, чтобы убрать свое жилище?        
  21. Для чего нужно проветривать в своей комнате?        
  22. Исправь ошибку: «Обувь мыть необязательно. Все равно в ней опять выходить на улицу».        

Примерные вопросы и задания к категории «Здоровое питание»:

  1. Назови три любых полезных для здоровья продукта.        
  2. Назови три любых вредных для здоровья продукта        .
  3. Какой овощ очень полезен для зрения?        
  4. Какой овощ называют вторым хлебом?        
  5. Назови три любых полезных для здоровья напитка.
  6. Чем опасно для человека неправильное питание?        
  7. Назови три полезных блюда, которые можно приготовить из овощей?         
  8. Назови три полезных блюда, которые можно приготовить из фруктов?        
  9. Для чего человеку нужно есть творог, сыр и другие молочные продукты?         
  10. Отгадай загадку…. (текст любой загадки, связанной со здоровым питанием)
  11. В каких фруктах больше всего витамина С?        
  12. Их много в овощах и фруктах?        
  13. Исправь ошибку: «Перед едой никогда не мой руки».        
  14. Исправь ошибку: «Ешь быстро, глотай не жуя».        
  15. Исправь ошибку: «Если еда упала на пол - подними и доедай ее дальше».

Примерные вопросы и задания к категории «Движение и спорт»:

  1. Назови три любые вида спорта.
  2. Для чего человеку нужно заниматься спортом?         
  3. Назови три любых качества человека, который любит заниматься спортом.        
  4. Когда нужно делать зарядку?         
  5. Объясни пословицу: «Кто спортом занимается, тот силы набирается».
  6. Объясни пословицу: «Быстрого и ловкого болезнь не догонит!».
  7. Объясни пословицу: «Двигайся больше - проживешь дольше».
  8. Отгадай загадку… (текст любой загадки, связанной со спортом)  
  9. Назови три предмета, с которыми можно делать зарядку.
  10. Исправь ошибку: «В течение дня старайся как можно больше сидеть и  лежать».
  11. Исправь ошибку: «Всегда одевайся очень тепло, когда выходишь на улицу».
  12. Объясни смысл пословицы: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»        
  13. Назови три своих любимых подвижных игры.         
  14. Как называется человек, который занимается спортом?

Примерные вопросы и задания к категории «Полезные и вредные привычки»:

  1. Что такое «полезная для здоровья привычка»?        
  2. Что такое «вредная для здоровья привычка»?        
  3. Расскажи, какие у тебя есть полезные для здоровья привычки?         
  4. Почему нельзя грызть ногти?         
  5. Назови три любые полезные для здоровья привычки.
  6. Назови три любые вредные для здоровья привычки        
  7. Исправь ошибку: «Телевизор можно смотреть целый день».
  8. Исправь ошибку: «Фрукты и овощи можно есть прямо с дерева или грядки».
  9. Исправь ошибку: «Можно не разуваться, заходя в помещение».
  10. Исправь ошибку: «Вещи можно класть везде, где тебе хочется».
  11. Почему нельзя меняться одеждой и обувью и надевать чужие головные уборы?         12.       Почему нельзя долго сидеть за компьютером или в телефоне?         
  1. Почему нельзя читать лежа или при плохом освещении?         
  2. Почему нужно держать спину ровно и не сутулиться?         
  3. Объясни смысл пословицы: «Ешь да не жирей – будешь здоровей».

Примерные вопросы и задания к категории «Пословицы и поговорки о здоровье и здоровом образе жизни»:

  1. Объясни смысл поговорки: «Двигайся больше - проживёшь дольше», «Кто аккуратен, тот людям приятен», «Чистота – лучшая красота», «Чем крепче сон, тем крепче здоровье», «Чистые сапоги быстрее ходят», «Лук - здоровью друг», «Здоровье сгубишь, новое не купишь», «Болезни с грязью дружат», «Здоровье дороже денег», «Болен - лечись, а здоров - берегись», «Со спортом не дружишь - не раз о том потужишь», «Зелень на столе – здоровье на сто лет», «За ягодами пойдёшь – здоровье найдёшь», «Кто жаден до еды - дойдёт до беды»….
  2. Объясни смысл пословицы: «Быстрого и ловкого болезнь не догонит», «Чистая вода - для хвори беда», «Ешь правильно - и лекарств не надобно», «В здоровом теле - здоровый дух», «Полному желудку кошмары снятся»…

 Примерные задания к категории «Игровые двигательные задания» (смайлики)

  1. Пять раз присядь, вытянув руки перед собой.         
  2. Пройди по кругу на носочках (на пяточках).
  3. Выполни три наклона вперед, коснувшись перед собой руками пола.
  4. Возьми в пару любого игрока и попрыгай с ним, взявшись за руки (выполни с ним три приседания, взявшись за руки).
  5. Попрыгай на месте, руки на поясе (на месте с поворотом вокруг себя).
  6. Пройди по кругу, как лошадка «высоко поднимая колени».         
  7. Выполни прыжки на месте (руки на поясе) — ноги вместе, ноги врозь.        
  8. Выполни несколько прыжков с продвижением вперед.
  9. Выполни пять прыжков на левой (правой) ноге.        
  10. Изобрази бег на месте.

Содержание карточек с заданиями и их количество может быть изменено на усмотрение логопеда. Настольно-дидактическая игра «Здоровейка» универсальна тем, что меняя набор карточек с заданиями, можно использовать ее в работе по изучению других лексических тем в течение всего учебного года.

Литература

  1. Жеребцова С.Н. Формирование лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня / [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://open-lesson.net/739/
  2. Ионова Г.А. Роль дидактических игр и упражнений для обогащения словарного запаса у детей дошкольного возраста с нарушением речи // Экономика и социум. – 2016. – № 1 (20). – С. 3-12.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Данные игры способствуют развитию навыков фонематического анализа и синтеза слов, развитию психических процессов, совершентсованию эмоционально-волевой сферы, развитию самооценки и самоанализа....

"Учёт гендерной принадлежности при коррекции речевой и неречевой деятельности старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи"

Этот проект раскрывает включения детей в систему социальных представлений. Помогает сформировать у детей представление о себе и своей принадлежности к определённому полу....

Мастер - класс на тему: «Составление технологической карты (конструкт) организации непосредственно образовательной деятельности для старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи на тему «История обуви» по технологии «Путешествие «по реке времени»».

Современный педагог должен четко представлять цель, ставить задачи и планировать результат образовательной деятельности, в том числе на каждом  из ее этапов.Для того чтобы освоить педагогические ...

Методика исследования оптической функции у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Методика исследования оптической функции у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи....

Выступление на тему "Использование технологии музыкально-ритмического воспитания в развитии коммуникативных навыков старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи"

МАСТЕР-КЛАССЦель мероприятия: Обмен опытом педагогической деятельности по использованию технологии музыкально-ритмического воспитания в развитии коммуникативных навыков старших дошкольников с тяж...

«Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»

Дидактический синквейн является результативным методом развития связной речи....

Консультация для педагогов на тему: «Виртуальная экскурсия, как средство развития связной речи старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)»

Одной из важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду является   развитие речи, речевое общение.В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, котор...