"Весёлый этикет" (Программа кружка)
методическая разработка (старшая группа)

Дементьева Ольга Анатольевна

 Данная программа учитывает рассмотрение с детьми разнообразных жизненных ситуаций. Это позволяет учить детей правильно оценивать те или иные поступки с тем, чтобы в дальнейшем использовать этот опыт для применения в аналогичных жизненных ситуациях, в которых может оказаться он сам. Программа составлена с учетом дидактических принципов: принципа индивидуального подхода, принципа наглядности и доступности, сознательной и творческой активности, принципа прочности знаний, умений и навыков. Ребенок продвигается по образовательному маршруту постепенно, осваивая всё более сложные темы. Каждая последующая тема не является чем-то оторванным, существующим «сама по себе», а базируется на полученных ранее знаниях, умениях, навыках.

Наряду с групповыми программами предусматривается широкое использование методов индивидуальной работы с ребенком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_vesyolyy_etiket_starshaya_gruppa.docx39.58 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………………3

Учебный план……………………………………………………………………8

Учебно-тематический план………………………………………………….…10

Содержание учебного плана……………………………………………………14

Диагностический инструментарий……………………………………………..17

Информационно-методическое обеспечение…………………………...……..18

Список литературы………………………………………………………………19

Пояснительная записка

 

 Вопросы нравственного воспитания подрастающего поколения все острее встают перед нашим обществом в последнее время. Педагоги отмечают повышенную агрессивность, конфликтность дошкольников, нежелание понять мир другого ребёнка. Низкая культура окружающего социума негативно сказывается и на детях.

Главное, как подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на людях? Каковы его манеры – мимика, жесты, движения, осанка? Надо ли перечислять все те беды, которые рождает человеческое равнодушие, жестокость, опустошённость души, безразличие, глухота сердца и разума. От утраты морали, совести, от наглости и хамства мы достаточно настрадались.

Правил поведения много, но есть самое простое правило: человек своим поведением и внешним видом не должен доставлять неудобства людям, окружающим его.

Данная программа «Весёлый этикет» реализуется в рамках социально- коммуникативного развития дошкольников и разработана в соответствии с ФГОС.

 Направленность программы – социально-коммуникативное развитие (введение детей в установленный в обществе порядок поведения).

 Новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы предполагает:

  • формирование способностей анализировать свои поступки, свое отношение к другим людям, культуре и культурным ценностям;
  • возможность научить не копировать чужое, а самому создавать, фантазировать;
  • привитие коммуникативных навыков;  
  • различные способы общения и выхода из сложной ситуации;
  • ориентацию на практическую значимость получаемых знаний, их универсальность, актуальность для каждого ребёнка при его социализации.

 Актуальность программы по этикету - в создании условий для развития личности ребенка, развитии мотивации к познанию и творчеству, приобщении к общечеловеческим ценностям, для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укреплении психического и физического здоровья детей, взаимодействии педагога дополнительного образования с семьей. Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого- педагогических, физических особенностей детей среднего дошкольного возраста. Работа с детьми строится на взаимно сотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребёнка. Дети знакомятся с правилами этикета; учатся правилам поведения за столом, в гостях, в общественном месте. Дети учатся различать посуду по назначению: кухонная, столовая, чайная. Дети знакомятся с правилами сервировки стола, использованием столовых приборов по назначению.

 Педагогическая целесообразность программы в том, что она помогает решать важнейшую проблему – пробудить в детях желание стать культурными, воспитанными людьми, научиться основным правилам поведения в типичных ситуациях. У детей вырабатывается осознанное отношение к нормам поведения и общения, к пониманию того, почему следует вести себя в той или иной ситуации именно так, а не как-то иначе. Осмысленный подход позволит ребенку понять, что окружающим, обществу не всё равно, как человек ест, ходит, садится, разговаривает и, самое главное, как он поступает; ребенок поймёт, что его поведение – не его личное дело.

 Цель программы:

формирование         развитых         коммуникативных         способностей         дошкольников,

освоение детьми норм нравственности.

 Задачи:

Обучающие: познакомить детей с историей возникновения этикета;

формировать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в общении с окружающими;

прививать устойчивые нормы поведения;

дать первоначальные навыки практическим умениям поведения: знакомиться, приглашать в гости, сервировать стол;

познакомить с основами столового этикета, поведения в театре, в транспорте;

учить сохранять правильную осанку во время еды.

Развивающие: развивать умение вести монологические и диалогические формы речи в общении со знакомыми и незнакомыми, взрослыми и сверстниками;

развивать умение управлять своим поведением в общении с окружающими.

Воспитательные: воспитывать вежливость, предупредительность, уважительное отношение к окружающим;

помогать детям, оценивать правильность или неправильность поведения;

сформировать навыки культурного общения;

формировать коммуникативные навыки.

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ.

 Данная программа учитывает рассмотрение с детьми разнообразных жизненных ситуаций. Это позволяет учить детей правильно оценивать те или иные поступки с тем, чтобы в дальнейшем использовать этот опыт для применения в аналогичных жизненных ситуациях, в которых может оказаться он сам. Программа составлена с учетом дидактических принципов: принципа индивидуального подхода, принципа наглядности и доступности, сознательной и творческой активности, принципа прочности знаний, умений и навыков. Ребенок продвигается по образовательному маршруту постепенно, осваивая всё более сложные темы. Каждая последующая тема не является чем-то оторванным, существующим «сама по себе», а базируется на полученных ранее знаниях, умениях, навыках.

Наряду с групповыми программами предусматривается широкое использование методов индивидуальной работы с ребенком.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной общеобразовательной общеразвивающей программы – 5-6 лет.

 Программа кружка «Веселый этикет» рассчитана на1 год обучения – 36 часов один раз в неделю по 25 минут.

 Форма и режим занятий

-        беседа;

-        рассказ воспитателя из личного опыта;

-        чтение художественной литературы;

-        познавательный рассказ взрослого из истории этикета;

-        поощрение;

-        обыгрывание ситуаций, игры;

-        практические действия с каждым ребёнком.

 Формы проведения занятий

-        беседа;

-        викторина;

-        занятие-игра;

-        игра-путешествие;

-        КВН;

-        мастер-класс; - наблюдение; - экскурсия.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

-        обогащение личного опыта общения детей;

- ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;

- овладение нормами речевого этикета и культуры поведения;

- применять основные этические нормы, принятые в обществе;

-        знать принципы этикета и главные правила хорошего тона;  

-        владеть основами психологической грамотности, необходимыми для успешного общения;  

-        уметь компетентно вести себя в бытовых и коммуникативных ситуациях, оценивать и корректировать поведение в соответствии с моральными нормами;

-        готовность к нравственному совершенствованию, индивидуально ответственному поведению;  

-        осознание ценности личности других людей;

- толерантность.  

Коммуникативные компетенции:

-        умение слушать и вступать в диалог;

-        умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;  

- владение монологической и диалогической речью;  

Регулятивные УУД:

-        учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;  

-        анализировать свои удачи и неудачи;

-самостоятельно искать решения, выход из той или иной ситуации.

Обучающиеся будут знать:

-        первоначальные правила этикета;

-        как помочь товарищу и как принять эту помощь;

-        понимать сущность понятий: добро и зло, уважение, добрый человек, честность, любовь к родителям и близким, интерес, любовь к ближнему, вежливость, грубость, обман;

-        применять "золотое правило нравственности" в повседневной жизни при общении с людьми;

-        овладевать основами вежливого обращения и знакомства с людьми;

-        согласно правилам этикета, здороваться и прощаться с людьми;

-        овладевать культурой поведения в садике, семье, на улице, общественном транспорте, в театре;

-        овладевать культурой разговора;

-        использовать в речи вежливые интонации и не допускать использования грубых слов.

Обучающиеся научатся:

-        сохранять здоровье через соблюдение личной гигиены;

-        беречь вещи, приводить их в порядок;

-        достойно вести себя в кинотеатре, театре, музее, сервировать стол.

Учебный план

Наименование темы  

Количество часов  

Формы контроля

Всего  

Теория  

Практика  

1.

Вводное занятие, педагогическая диагностика

 

1

 

 

0,5

 

0,5

Опрос, педагогическое наблюдение

2.

Адаптация «Знакомство»

 

4

 

2

 

2

Беседа, наблюдение, моделирование, игровые

ситуации

3.

«Повседневный этикет»

 

7

 

3

 

4

Наблюдение, опрос, игра испытание, моделирование,

игровые ситуации, вопрос-

ответ

4.

«Поведение в общественных местах»

 

8

 

3

 

5

Моделирование, игровые ситуации, самоанализ, опрос

5.

«Я общаюсь со взрослыми»

 

8

 

3

 

5

Игровые ситуации, наблюдение, вопрос-ответ, самоанализ, задания

6.

«Природа и я»

 

4

 

1

 

3

Вопрос-ответ, моделирование, наблюдение,

опрос

7.

«В мире волшебных слов»

 

3

 

1

 

2

Моделирование, вопрос, ответ, игровые ситуации, наблюдение  

8.

 «Как я научился себя вести и говорить

благодаря урокам этикета»

Диагностика  

 

1

 

0,5

 

0,5

 

Открытое занятие, педагогическое наблюдение  

 

Итого  

36

14

22

 

 

Учебно-тематический план

месяц

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Форма контроля

1.

сентябрь

Беседа  

1

Вводное занятие

Педагогическая диагностика

Опрос

2.

Беседа  

1

«Знакомство»

 

Беседа  

3.

Игра- путешествие

1

«Что такое этикет»

Моделирование  

4.

Познавательный рассказ

1

«Какие слова помогают нам общаться?»

Игровые ситуации

5.

октябрь

Сюжетно-ролевая игра

1

«Я познакомился с новыми друзьями»

Наблюдение

6.

Беседа  

1

«Я дома»

Опрос  

7.

 

 

Сюжетно-ролевая игра

1

«Я в детском саду»

Игра- испытание

8.

Мастер–класс  

1

«Поведение за столом»

Наблюдение

9.

Обыгрывание ситуаций

1

«У тебя в гостях друг»

Игровые ситуации

10

ноябрь

Чтение художественной литературы

1

 

«Здравствуйте!»

Моделирование

11

Беседа  

1

«До свидания!»

Моделирование

12

 

Викторина

1

«Уроки здоровья».

«В гостях у доктора Айболита»

Вопрос ответ

13

Обыгрывание ситуаций

1

«Поведение в

общественных местах». В транспорте

Самоанализ

14

декабрь

Игра- путешествие

1

«Поведение у театральной кассы»

Игровые ситуации

15

Игра - экскурсия  

1

«В цирке, в кино, в театре»

Моделирование

16

Обыгрывание

ситуаций

1

«В поликлинике»

Опрос  

17

Игра - экскурсия  

1

«В магазине»

Наблюдение

18

январь

Игра- путешествие

1

«Поведение в кафе»

Игровые ситуации

19

Занятие-игра

1

«В парикмахерской»

Опрос

20

Обыгрывание ситуаций

1

Уроки Мойдодыра. «Если я заболел…»

Наблюдение

21

Беседа  

1

«Я общаюсь со взрослыми»

Вопрос- ответ

22

февраль

Викторина

1

«Вежливая просьба»

Игровые ситуации

23

Круглый стол

1

«Слова благодарности»

Самоанализ

24

 

Беседа  

1

В гостях у Айболита.

«Заболела мамочка…»

Игровые ситуации

25

Занятие-игра

1

«Старшие и младшие»

Самоанализ  

26

март

Обыгрывание ситуаций

1

«Разговор с незнакомыми на улице»

Задания  

27

Сюжетно-ролевая игра

1

«Обращение к взрослому знакомому»

Вопрос- ответ

28

Занятие-игра

1

«Разговор по телефону.

Вежливые слова»

Игровые ситуации

29

Круглый стол

1

«Природа и я»

Наблюдение

30

апрель

КВН

1

«Разговор о животных и с животными»

Вопрос- ответ

31

Викторина

1

«Ядовитые растения и грибы»

Опрос

32

Игра- путешествие

1

«В гостях у Лесовичка.

Растения нас лечат»

Наблюдение

33

КВН

1

«Волшебные слова»

Вопрос- ответ

34

май

Мастер–класс

1

«Мои любимые праздники»

Игровые ситуации

35

Обыгрывание ситуаций

1

«Игры с гостями.

Подарки, сюрпризы»

Моделирование

36

Игра  

1

Итоговое занятие.

«Как я научился себя вести и

говорить благодаря

урокам этикета»

Педагогическая диагностика

 Занятие  

 

Содержание учебного плана

Вводная занятие, педагогическая диагностика – 1 час.

Определение уровня знаний детей, развитие коммуникативных способностей дошкольников, освоение детьми норм нравственности.

Практика: опрос, педагогическое наблюдение. 

 Блок 1 Адаптационный – «Знакомство» - 4часа.

Включает в себя следующие темы по развитию коммуникативных способностей детей, речевому общению:

  1. «Знакомство».
  2. «Что такое этикет».
  3. «Какие слова помогают нам общаться?»
  4. «Я знакомлюсь с новыми друзьями».

Речевая деятельность: умение говорить и слушать как взрослых, так и своих друзей. Понятие «этические нормы речевого поведения» (слова, мимика, поза, содержание речи, тон, выбор выражений).

Практика: беседа, чтение художественной литературы, игра-путешествие, познавательный рассказ, дидактические игры.

Блок 2 «Повседневный этикет» - 7 часов.

Темы: «Я дома», «Я в детском саду», «Поведение за столом», «У тебя в гостях друг», «Здравствуйте!», «До свиданья!».  

Позволять детям овладеть этикетными нормами поведения за столом, в детском саду, дома, а также знакомят с этикетными формами приветствий, обращений, извинений, благодарности, выразить просьбу или совет, утешить в трудную минуту или пригласить его к себе в гости.  

Практика: беседа, сюжетно-ролевая игра, мастер-класс, обыгрывание ситуаций, викторина, дидактические игры.

Блок 3 «Поведение в общественных местах» - 8 часов.

Темы: «Поведение в общественных местах». В транспорте, «Поведение у театральной кассы», «В цирке, в кино, в театре», «В поликлинике»,  «В магазине», «Поведение в кафе», «В парикмахерской», Уроки Мойдодыра. «Если я заболел…».

Включает в себя восемь тем, все они позволяют овладеть базовыми формами этикетного общения со взрослыми, правильно использовать в разговорных ситуациях этикетные формы речи. Работа над активным этикетным словарём: этикетные стереотипы, выбор формы с учётом ситуации общения и культуры поведения.

Практика: обыгрывание ситуаций, игра-путешествие, экскурсия, занятие игра, чтение художественной литературы, беседа, дидактические игры.

Блок 4 «Я общаюсь с взрослыми» - 8 часов.

Темы: «Я общаюсь со взрослыми», «Вежливая просьба», «Слова благодарности», В гостях у Айболита. «Заболела мамочка…», «Старшие и младшие», «Разговор с незнакомыми на улице», «Обращение к взрослому знакомому», «Разговор по телефону. Вежливые слова».

Позволяет закрепить этикетные формы общения, усвоенные этикетные стереотипы предыдущего блока, а также этот блок предполагает овладение детьми этикетными формами общения в определённых конкретных ситуациях на основе ролевых позиций: взрослый и ребёнок. Данный блок больше включает в себя моментов диалогической театральной драматизации как по тексту, предложенному педагогом. Так и из личного опыта детей.

Практика: беседа, викторина, круглый стол, занятие-игра, обыгрывание ситуаций, сюжетно-ролевая игра, чтение художественной литературы, дидактические игры.

Блок 5 «Природа и я» - 4 часа.

Темы: «Природа и я», «Разговор о животных и с животными», «Ядовитые растения и грибы», «В гостях у Лесовичка. Растения нас лечат». 

Включённые темы позволяют продолжить эколого-валеологическую направленность действий детей в природе. Так как с возрастом круг общения ребёнка расширяется, ситуация усложняется, то есть смысл данный блок построить не только на речевом общении с детьми, но и включить просмотры видеокассет эколого-нравственной направленности, где дети бы имели возможность «покритиковать» действия взрослых в природе.

Практика: круглый стол, КВН, викторина, игра-путешествие, чтение художественной литературы, беседа, дидактические игры.

Блок 6 «В мире волшебных слов» - 3 часа.

Темы: «Волшебные слова», «Мои любимые праздники», «Игры с гостями. Подарки, сюрпризы». 

Темы блока позволяют подвести итог тому, над чем работал педагог: простым оперированием в различных ситуациях этикетными формами общения.

Практика: КВН, мастер-класс, обыгрывание ситуаций, чтение художественной литературы, беседа, дидактические игры.

Итоговое занятие. «Как я научился себя вести и говорить благодаря урокам этикета». Педагогическая диагностика – 1 час.

Выявление уровня сформированности у детей представления о этикете, овладение навыками вежливости, использование в речи вежливых слов и выражений, умение соблюдать этикет и быть приятными для окружающих. Возможность видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять.

Практика: открытое занятие, опрос, педагогическое наблюдение.

Диагностический инструментарий

 

 

Фамилия, имя, отчество

 

Культура поведения за столом

 

Культурно гигиенические навыки

 

Культура общения, речевой этикет

 

 

Поведение в природе

 

 

Виды контроля

Время проведения

Цель проведения

Формы контроля

Начальный или входной контроль

В начале учебного года

Определение уровня развития детей, их творческих способностей

Беседа, опрос, диагностика, педагогическое наблюдение

В конце учебного года

В конце учебного года

Определение изменения уровня развития детей, их творческих способностей.

Определение результатов обучения. Получение сведений для совершенствования методов обучения.

Итоговое занятие, опрос, беседа, диагностика,

педагогическое наблюдение.

 

Форма подведения итогов дополнительной общеобразовательной программы – итоговое занятие. Оно является контрольным и служит показателем освоения детьми программы, а также сплачивает детский коллектив.

 

Методическое         обеспечение         дополнительной         общеобразовательной общеразвивающей программы:

-разработки конспектов, игр, ситуаций, бесед;

- памятки для родителей, консультации для воспитателей, анкеты, викторины;

- дидактические игры, художественная литература.

Список литературы

  • Безгина О.Ю. «Речевой этикет» Мозака-Синтез М.2004
  • Белая В.Г. «Ребенок за столом» Сфера М.2006
  • Беспалова О.Н. «Методика обучения детей дошкольного возраста правилам хорошего тона» Скит В.1994
  • Есина Л.Д. «Воспитание культуры поведения у старших дошкольников» М.2008
  • Курочкина И.Н. «Дошкольнику о хороших манерах и этикете» М. «Просвещение» 2007
  • Меремьянина О.Р. «Развитие социальных навыков детей 5-7 лет» Учитель В.2012
  • Метенова Н.М. «Уроки вежливости» Я.2000
  • Мирошниченко С. «Хорошие манеры» Мой Мир М.2007
  • Петрова В.И. «Нравственное воспитание в детском саду» Издательство Мозаика-Синтез  М.2006
  • Шорыгина Т.А. «Беседы о хорошем и плохом поведении» Сфера М.2010
  • Шипицына Л.М. «Азбука общения» Детство-Пресс С.-П.2000

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа волейбольного кружка "Весёлый мяч"

Пояснительная записка, организация образовательной деятельности, тематический план....

Перспективный план работы спортивного кружка «Мой весёлый звонкий мяч»

Этот план расчитан на работу с детьми подготовительной группы.Он позволяет расширить умение владеть мячом,знакомит с народными подвижными играми,прививает любовь к спорту.   Скачать...

Перспективный план работы кружка «Весёлые нотки».

                                        МДОУ детский сад «Ромашка»   Перспекти...

Перспективный план кружка "Весёлый карандаш"по изобразительной деятельности.

Составленый план по изобразительной деятельности для кружковой работы с детьми. В плане занятия по рисованию, лепке, аппликации и дидактические игры. для развития творческих способностей....

Программа танцевального кружка "Весёлый каблучок"

Программа предназначенна для занятий танцами с детьми 6-7лет....

Открытое занятие кружка «Весёлые игралочки» Тема занятия: «Весёлое путешествие»

Цель: развивать мелкую моторику; учить согласовывать движения рук с текстом, слышать рифму, ударение, делить слова на слоги; развивать слуховое и зрительное восприятие; способствовать развитию внимани...