Картотека "Минутка здоровья"
картотека (средняя группа)

Зонова Светлана Владимировна

Картотека "Минутка здоровья "

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Мечта» п. Пангоды Надымского района»

(МДОУ «Детский сад «Мечта» п. Пангоды»)

Картотека «Минутки здоровья»

в средней группе.

Подготовил:

Инструктор-методист Зонова С.В.

 

«Дождик»

(массаж спины)

Движения выполняются в направлении сверху вниз (от периферии к центру).

Дождик бегает по крыше – бом! бом! бом! (Дети встают «паровозиком» и похлопывают друг другу ладошками по спинкам.)

По весёлой звонкой крыше – бом! бом! бом!  (Постукивают пальчиками.)

Дома, дома посидите – бом! бом! бом!(Легко постукивают кулачками.)

Никуда не выходите – бом! бом! бом! (Растирают рёбрами ладоней – «пилят».)

Почитайте, поиграйте – бом! бом! бом! (Разминают пальцами плечи  впереди стоящего ребёнка.)

А уйду – тогда гуляйте… Бом… Бом… Бом… (Поглаживают спину мягкими движениями ладоней.)  

«Свинки»

(массаж спины)

Как на пишущей машинке

Две хорошенькие свинки (Дети поворачиваются друг за другом «паровозиком» и похлопывают ладонями по спине впереди стоящего ребёнка.)

Всё постукивают, всё похрюкивают: (Поколачивают кулачками.)

Туки – туки – туки – тук! (Постукивают пальчиками.)

Хрюки – хрюки – хрюки – хрюк! (Поглаживают ладонями.)

На повторение – поворот на 180 градусов.

«Петушок»

(укрепление мышц спины)

Петушок, петушок, золотой гребешок,

Ты подай свой голосок. (Ходить с высоким подниманием колена, спина прямая, руки в стороны.)

Через лес, через реку прокричи: «Ку-ка-ре-ку!» (Голову приподнять, плечи расправить, руки на поясе.)  

«Капуста»

(массаж спины)

Мы капусту рубим, рубим. (Рубящие движения рёбрами ладоней.)

Мы морковку трём, трём. (Трущие движения костяшками пальцев.)

Мы капусту солим, солим. (Точечные прикосновения пальцами.)

Мы капусту жмём, жмём.  (Прожимание мышц пальцами.)

Сок капустный пьём, пьём. (Поглаживающие движения пальцами.)

«Дятел»

(массаж спины)

Дятел жил в дупле пустом,

Дуб долбил, как долотом.  (Дети встают друг за другом «паровозиком» и похлопывают ладонями  по спине.)

Тук-тук-тук, тук-тук-тук!

Долбит дятел крепкий сук. (Поколачивают пальцами.)

Клювом, клювом он стучит,

Дятел ствол уже долбит. (Постукивают кулачками.)

Дятел в дуб всё тук да тук…

Дуб скрипит: что за стук? (Постукивают рёбрами ладоней.)

Дятел клювом постучал, постучал и замолчал. (Поглаживают ладонями.)

«Тушканчик»

(укрепление мышц спины)

Я – тушканчик, я – тушканчик.

Я как маленький чуланчик (Руки за головой.)

Спинку ровно я держу,

Прыг – и в кустик ухожу(Присесть, спина прямая, плечи отвести назад.)

«Слива»

(самомассаж ладоней)

Сливу я держу в руке, (Положить массажный мячик на правую ладошку.)

Зажимаю в кулаке. (Крепко сжать его.)

Отпускаю, разжимаю (Раскрыть ладонь.)

И ладошками катаю. (Катать между ладонями.)

«Гладь мои ладошки, ёж»

(массаж ладоней)

Гладь мои ладошки, ёж!

Ты колючий, ну и что ж! (Педагог берёт 2 массажные щётки и проводит ими по ладоням ребёнка (его руки лежат на коленях ладонями вверх), делая по одному движению на каждый ударный слог.)

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить. (Потом педагог держит щётки «щетиной» вверх, а ребёнок гладит «ёжика» ладошками.)

«Мышка»

(массаж кистей рук)

Мышка маленькая в норке

Тихо грызла хлеба корку.(Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их).

Хрум!хрум!-что за шум? (Поскрести нокоточками по коленочкам.)

Это мышка в норке

Хлебные ест корки! (Потереть ладони друг о друга).

«Лимон»

(расслабление мышц рук)

Я возьму в ладонь лимон.

Чувствую, что круглый он. (Опустить руки вниз и представить, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок.)

Я его слегка сжимаю – (Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак.)

Сок лимонный выжимаю. (Почувствовать, как напряжена рука.)

Всё в порядке, сок готов.

Я лимон бросаю, руку расслабляю. (Бросить «лимон» и расслабить руку.)

Выполнить это же упражнение левой рукой.

«Дедушка Егор»

(гимнастика для ног для профилактики плоскостопия)

 Из-за лесу, из-за гор                                           

 Едет дедушка Егор.  (Ходьба на месте, не отрывая носки от пола, стараясь поднимать выше пятки.)

 Сам на лошадке, (Ходьба на пятках, руки за спиной)

 Жена на коровке, ( Ходьба на носках, руки за головой)

 Дети на телятках, (Ходьба с перекатом с пятки на носок, руки  на поясе.)

 Внуки на козлятках. (Ходьба с высоким подниманием ног, согнутых в колене, руки в стороны)

 Гоп, гоп, гоп!  (Приподниматься на носки и опускаться  на всю ступню.)

 Приехали!   ( Присесть)

«Колобок»

(упражнение для профилактики плоскостопия)

Тише, тише, Колобок!                                              

Вдруг услышит серый волк. (Ходьба с высоким подниманием ног, согнутых в коленях.) 

Тихо ножками пойдем,                                          

Незаметно прошмыгнем. (Ходьба на носках, сохраняя хорошую осанку)

Но румяный Колобок                                                  

Прыгнул прямо в огород,  (Приподниматься на носки и опускаться   на всю стопу)

Через грядки вдоль забора                                    

Скачет, словно от Федоры.(Перекаты с носка на пятку.)

«Ёжик»

(массаж лица)

Жа-жа-жа- мы в лесу нашли ежа.(Слегка касаясь пальцами, провести по лбу 7 раз)

Жу-жу-жу- подошли мы к ежу. (Слегка касаясь пальцами, провести по щекам, 7 раз).

Ужа-ужа-ужа- впереди большая лужа.  (Приставить ладони ко лбу, как бы сделав козырек, растереть лоб движениями в стороны – вместе.)

Жок-жок-жок- надень,  ежик, сапожок. (Кулачками массировать крылья носа.)

«Утка и кот»

( массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний )

  

А уточки, а уточки

Все топают по улочке.

Идут себе вразвалочку

И крякают считалочку.

Утка крякает, зовет                                    

Всех утят с собою,  (Поглаживать шею ладонями сверху  вниз.)

А за ними кот идет,                                          

Словно к водопою.    (Указательными пальцами растирать   крылья носа.)

У кота хитрющий вид,                                    

Их поймать мечтает!     (Пальцами поглаживать лоб от середины  к вискам.)

Не смотри ты на утят-                                   

Не умеешь плавать!        (Раздвинуть указательный и средний пальцы, сделать «вилочку» и                массировать  точки  около уха.)

«На прогулке»

(развитие свода стопы)

На носочках ходят мыши,

Чтобы кот их не услышал. (Ходьба на носках, руки на поясе.)

Тук, тук, тук, тук  - моих пяток слышен стук.

Так кабанчики идут, никогда не упадут. (Ходьба на пятках, руки за спиной.)

А потом прошёл медведь,

Любит мишенька шуметь. (Ходьба на внешней стороне стопы.)

Пантера бесшумно по лесу идёт,

Пантера сегодня добычу найдёт. (Ходьба крадучись с постановкой ноги с носка на всю ступню.)

Лёд, лёд, лёд, лёд, а по льду пингвин идёт.

Скользкий лёд, скользкий лёд,

Но пингвин не упадёт. (Ходьба, носки разведены в стороны, руки опущены, ладони отведены в стороны.)

Можно выбрать любых «животных» (виды ходьбы) и отправиться вместе с ними на прогулку.

« Божьи коровки »

( массаж ног)

Божьи коровки, папа идет, (Сидя, поглаживать ноги сверху донизу)

Следом за папой мама идет, (Разминать ноги)

За мамой следом детишки идут, (Похлопывать ладошками)

Вслед за ними малышки бредут (Поколачивать кулачками.)

Юбочки с точками черненькими. (Постукивать пальцами.)

На солнышко они похожи, (Поднять руки вверх и скрестить кисти.)

Встречают дружно новый день.( Широко раздвинув пальцы.)

А если будет жарко им, (Поглаживать ноги ладонями и спрятать.)

То спрячутся все вместе в тень. (Руки за спину.)

«Мурочка-Снегурочка»

(самомассаж тела)

Мурка шёрстку прилизала, (Дети поочерёдно поглаживают руки от кисти к плечу.)

Новый банник повязала. (Мягко поглаживают шею сверху вниз.)

А ещё нашла у кошки (Трут ладони друг о друга.)

Рукавички (Показывают ладошки.)

И сапожки (Поглаживают колени.)

Улыбнулась Мурочка: (Ставят руки «полочкой» и качают головой вправо-влево.)

-Я теперь – Снегурочка! (Ставят руки на пояс и выпрямляют спинку.)

«Лечим медвежонка»

(массаж шеи и грудной области)

Медвежонок наш простужен,

Мёд ему сегодня нужен.

Мы дадим ему на ужин. (Поглаживание шеи от подбородка к грудному отделу.)

А потом, а потом мёдом грудку разотрём. (Поглаживание области грудной клетки дугообразными движениями рук сверху вниз и наоборот.)



Предварительный просмотр:

 

КАРТОТЕКА

Здоровьесберегающих игр и  упражнений

«Звуковая гимнастика»

                                                                      Подготовил:

Инструктор-методист Зонова С.В.

 

                                     

 Упражнение №  1   «Поем звук «а».

    Стимулирует работу легких, трахеи и гортани.

По окончании произнесения происходит углубление дыхания и увеличение потребления кислорода.

Исходное положение - произвольное.

Кладем правую руку на голову, а левую – на грудь. Глубоко вдыхаем и на выдохе протяжно произносим звук «а-а-а»…

Тянем звук как можно дольше.  

    Для наращивания объема выдыхаемого воздуха просим ребенка протянуть гласный звук, например, столько времени, сколько разматывается нитка или растягивается пружинка.

   Упражнение №  2 «Веселые плакальщики».

    Упражнение, наряду с улучшением вентиляции легких, способствует снятию напряжения.

    Исходное положение - произвольное.

    Вначале провести беседу с ребенком.

    - Почему маленькие обезьянки плачут? Да они просто не поделили между собой банан! Давайте поможем им плакать, чтобы обида поскорее прошла.

   Приподнять голову, нахмурить брови, уголки губ опустить вниз.

Сделать несколько коротких вдохов без выдоха, сопровождая их резкими прерывистыми движениями плеч и легкими протираниями глаз кулачками.

«Обезьян ты нынче видел?

Кто, скажи мне, их обидел?

Отчего они не скачут?»

«Две глупышки-обезьяны

Подрались из-за банана.

Разделить фрукт не сумели –

Оттого банан не съели!»

     Упражнение №  3 «Волшебный напиток».

    Упражнение улучшает вентиляцию легких.

    Исходное положение – сидя по-турецки.

 Перед детьми ставятся бокалы с водой (температура – 36-38 градусов).

- Представим, что мы превратились в добрых волшебников.

 Закройте на несколько секунд глаза, расслабьтесь и представьте, какие добрые дела вы хотели бы совершить. Откройте глаза и все вместе произнесите «волшебные» слова: «Водичка вкусная и приятная. Я никогда не буду болеть. Я здоров».

- А теперь отпейте немного «волшебной» водички и хорошенько прополощите ею полость рта.

После этого поднимите голову вверх и со звуком «а-а-а…» прополощите горло, после чего проглотите ее.

   Упражнение №  4  «Настольные часы».

    Игра способствует как расслаблению мышц шейного отдела, так и улучшению мозгового кровообращения.

    Исходное положение – сидя по-турецки. Ладони – на коленях.

Можно выполнять и из положения стоя.

   - Представим, что мы превратились в маленькие настольные часики.

Вспомним, как тикают часики.

Произносим «тик» и наклоняем туловище в левую сторону так, чтобы правый бок растянулся как можно больше.

 Чувствуете, как напряглись мышцы?

Со звуком «так» возвращаемся в исходную позицию.

Делаем глубокий вдох и выдох.

А теперь повторим наклон в правую сторону.

Со звуками «тик» и «так» выполняем наклоны головы.

Тик-так, тик-так,

Мы идем за шагом шаг,

Ни минутки не теряем,

Время точно измеряем.

   Упражнение №   5 «Сердитый ежик».

     Упражнение способствует мышечному расслаблению, стабилизирует состояние нервной системы.

    Исходное положение – стоя.

    - Представим, что мы превратились в ежика. Ежик бежал по лесу. Вдруг он заметил что-то подозрительное и остановился. Ежик свернулся в клубочек.

Складываем руки перед грудью, обнимаем себя за плечи, опускаем голову и прижимаем к груди подбородок.

Находясь в таком положении, со звуками «п-ф-ф» и «ф-р-р», произносимыми на одном дыхании, наклоняемся как можно ниже, не сгибая коленей и не отрывая ступней от пола. Вот и минула опасность.

Ежик разворачивается и бежит дальше.

Ежа руками не возьмешь

– В клубок свернулся хитрый еж.

Колючий очень еж на вид,

На нас рассерженно фырчит:

«П-Ф-Ф, П-Ф-Ф,

П-Ф-Ф,Ф-р-р, ф-р-р, ф-р-р».

   Упражнение №  6  «Столяр». 

    Упражнение способствует расслаблению мышц плечевого отдела. 

 Исходное положение – произвольное.

    - Чем занимается столяр и какие у него инструменты?

Представим, что мы превратились в столяра.

Встаем около стола, немного над ним наклоняемся и со звуком «Стук-стук» имитируем забивание гвоздей молотком.

Руки столяра умелы

–Золотые руки!

Ладится любое дело,

Он не знает скуки!

Молотком стучит: «Стук-стук!

Гвоздикам я верный друг!»

       Упражнение №  7 «Колечко».

    Упражнение укрепляет мышцы языка и шеи.

    Исходное положение - произвольное. - Представим, что у нас во рту находится колечко. Потрогаем его кончиком языка, а потом прижмем к небу со звуком «л-л-л…» или «ль-ль-ль…» будем задвигать колечко как можно глубже.

Теперь двигаем колечко к зубам. Колечко возле зубов? Тогда произнесем звук «о-о-о…»

Я с кольцом играю:

Я во рту кольцо катаю.

Быстро бегает кольцо

И поет: «Ль-ль-ль-о-о…»

  Упражнение №  8  «Стрельба».

    Упражнение укрепляет мышцы глотки и губ.

    - Представим, что мы находимся на стрельбище.

Сначала мы будем «стрелять из пулемета» - энергично и четко произносить на выдохе произносить «к-г, к-г».

А теперь «постреляем из пистолета» - энергично и четко на выдохе произносим «пиф-паф», «пиф-паф».

«К-г, К-г, - застрочил пулемет.

 – Неприятель не пройдет!»

«Пиф-паф, пиф-паф»,

 - отвечает пистолет,

Выстрелив ему в ответ.

   Упражнение №  9  Упрямые ослики.

    Упражнение укрепляет голосовые связки мышцы мягкого неба.

    Исходное положение – стоя.

    - Представим, что мы превратились в маленьких осликов. «Ослики» весело бегут по дорожке, высоко поднимая ноги.

Но вдруг «ослики» останавливаются, они не хотят идти дальше и кричат на продолжительном выдохе: «И-а, и-а…».

Ослик бегал по дорожке,

У него устали ножки.

Ослик попросил овса,

Закричал: «И-а, и-а!»

Упражнение №  10     «Слоник».

    Упражнение способствует укреплению лицевых мышц.

    Исходное положение произвольное.

    - Представим, что мы превратились в доброго слоника, который решил умыться. «Набираем в хобот воду»: вытягиваем губы вперед и на вдохе имитируем всасывание воды.

Задерживаем на несколько секунд дыхание и на выдохе «разбрызгиваем воду», выпуская через сжатые зубы воздух, произнося при этом звук «ф».

Я сегодня не скучал:

В хобот я воды набрал.

Если только захочу

 – Всех водою окачу!

    Упражнение №  11  Звук «ы».

     Произнесение звука «ы» положительно влияет на общий тонус организма, снимает усталость, повышает работоспособность.

    Исходное положение - произвольное.

    - Глубоко вдохнем и на выдохе громко и протяжно произнесем звук «ы-ы-ы…»

Тянем его как можно дольше.

    Упражнение №  12  Звук «м».

    Произнесение звука положительно влияет на сосуды головного мозга, способствует преодолению психоэмоционального напряжения, дает ощущение покоя, улучшает память.  Исходное положение произвольное.

    - Сложим кисти рук в «замок».

Глубоко вдохнем и на выдохе протяжно произнесем звук «м-м-м…»

Тянем его как можно дольше.

 Упражнение №  1 3   Звуки «о-у-м».

   Произнесение звуков в данном порядке положительно воздействует на все отделы головного мозга.

    Исходное положение - произвольное.

    - Глубоко вдохнем и на выдохе громко и протяжно произнесем звуки в следующем порядке «о-о-у-у, м-м-м-м…»

Тянем их как можно дольше.

  Упражнение №   14   Звук «в».

    Произнесение звука «в» стабилизирует состояние нервной системы, а также головного и спинного мозга.

    Исходное положение - произвольное.

  - Глубоко вдохнем и на выдохе громко и протяжно произнесем звук «в-в-в…»

 Тянем его как можно дольше.  

    Упражнение №  15 Звук «ч».

    Произнесение звука «ч» способствует профилактике бессонницы, а также положительно влияет на состояние организма в целом.  

 Исходное положение произвольное.

    - Глубоко вдохнем и на выдохе громко и протяжно произнесем звук «ч-ч-ч…»

Тянем его как можно дольше.

    Упражнение №  16 «Зевота».

    Упражнение улучшает кровоснабжение сосудов мозга, помогает снять стресс.    Исходное положение произвольное.- Представим, что день подошел к концу, и мы почувствовали усталость. Опускаем голову, широко-широко раскрываем рот и, не закрывая его, произносим «о-о-хо-хо-хо…» Вот и пришла к нам сладкая зевота.

Ночь настала, спать пора,

Трет глазенки детвора.

Ротики мы раскрываем:

Сладко перед сном зеваем.

    Упражнение №  17 «Плаксы».

    Упражнение активизирует центральную нервную систему и позволяет снять усталость.

    Исходное положение - произвольное.

    - Представим, что мы превратились в плакс.

А как ревут плаксы?

Глубоко вдохнем и громко-громко поплачем, произнося звук «ы-ы-ы…»

Дети выполняют описываемые взрослым действия, затем перестают «плакать», «вытирают слезы» и все вместе танцуют.

Что же ты не скачешь?

«Ы-ы-ы» все плачешь?

Вытри слезки, улыбнись,

В круг с друзьями становись.

Будем вместе мы играть,

Будем петь и танцевать!

  Упражнение №  18   «Гусь».

    Упражнение дает возможность выплеснуть негативные эмоции и снижает психоэмоциональное напряжение.

    Исходное положение – стоя, ноги вместе. Руки опущены.

    - Представим, что мы превратились в гуся, гуляющего во дворе.

 Немного вытягиваем вперед шею, руки слегка расставляем и отводим их в стороны. Делаем глубокий вдох, а на выдохе наклоняемся вперед, вытягиваем шею и произносим: «ш-ш-ш…»

Во дворе гуляет гусь,

Вступает важно:

«Никого я не боюсь –

Я гусак отважный!»

«Ш-ш, - шипит сердито гусь. –

Уходите, я сержусь!»

  Упражнение №  19   «Большой и маленький».

    Упражнение способствует нормализации психоэмоционального состояния.

Исходное положение – стоя.

    - Представим, что мы выросли и стали большими-пребольшими.

Глубоко вдохнем, а на выдохе встанем на носочки и поднимем руки.

Тянемся всем телом вверх и произносим: «Какой я большой!»

Медленно вдыхаем, а затем со звуком «ух» приседаем, обхватываем руками колени, опускаем голову и произносим: «Какой я маленький!»

Совсем большой мой старший брат –

Пойдет он скоро в школу.

С ним поиграть всегда я рад,

Брат добрый и веселый!

А я хотя росточком мал,

 Но все же очень я удал!

    Упражнение №  20 Звук «я».

    Произнесение звука положительно влияет на нижнюю часть легких, сердце, печень, желудок, избавляет от боли, придает уверенность в собственных силах.

     Исходное положение – произвольное.

    - Глубоко вдохнем и на выдохе громко и протяжно произнесем звук «я-я-я…»

Тянем его как можно дольше.

 Упражнение №  21   Звук «и».

    Произнесение звука очищает сосуды мозга, ушей, глаз, улучшает слух и стимулирует работу щитовидной железы.

    Исходное положение – произвольное.

    - Глубоко вдохнем и на выдохе громко и протяжно произнесем звук «и-и-и…»

Тянем его как можно дольше.

На выдохе прикладываем ладони обеих рук в следующем порядке: ко лбу, к темени, к затылку, к шее, к груди, к верхней части живота.

  Упражнение №  22   «Самолет».

    Упражнение способствует нормализации кровяного давления и улучшению работы почек.

    Исходное положение – стоя.

Руки вытянуты в стороны.

    - Представим, что мы превратились в быстрый реактивный самолет.

Наш самолет взлетает: со звуком «у-у…» не спеша передвигаемся, поочередно поднимая при выполнении виража «руки-крылья». Вот мы и в небе!

Самолет набирает скорость: передвигаемся быстрее, чаще меняем положение «крыльев» - чем выше поднята одна из рук, тем выше произносим звук «у-у…»

Пришло время возвращаться на землю.

 Идем на посадку: уменьшаем скорость движения, понижая при этом звук «у-у…»

Останавливаемся, опускаем «крылья».

Самолет летит, как птица,

В синем небе серебрится.

А мотор гудит: «У-у-у,

Я пилоту помогу!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»

Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...

Конспект занятия "Здорово здоровым быть" (в рамках проекта "Здорово здоровым быть")

Здоровым быть важно, здоровым быть нужно. Но психологическое здоровье детей не менее важно, чем физическое. Данное занятие было проведено в рамках реализации проекта "Здорово здоровым быть"....

Проект по формированию здорового образа жизни в рамках недели здоровья «Здоровым быть здорово»

В последнее время остро стоит проблема здоровья. Появилась тенденция к ухудшению здоровья среди детей. Достичь необходимого уровня интеллектуально – познавательного развития может только здоровы...

Буклет«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья – здоровая – страна!»

Долг родителей укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем....

Сценарий спортивных состязаний «В здоровом теле – здоровый дух» В рамках мероприятий «Здоровые дети – в здоровой семье» в старшей и подготовительной к школе группах.

Цель: Содействовать охране и укреплению здоровья детейЗадачи:Образовательная область  «Здоровье»Закреплять знания детей о пользе занятий физическими упражнениям.Воспиты...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию предпосылок здорового образа жизни в рамках проекта: «Как здорово здоровым быть» по теме: «Здоровое питание – основа процветания» в старшей группе № 10 «Солнышко»

В ходе ООД предпологанется закрепить знания детей о продуктах питания и их назначении для человека, о понятиях «правильное» или «здоровое питание», формирование познавател...

«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья - здоровая нация!»

Цель: повысить результативность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье.Статья предназначена для расширения кругозора родителей и педагогов....