Проект "Наш друг- Мойдодыр" во 2 мл гр
проект (младшая группа)

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_moydodyr.docx52.19 КБ

Предварительный просмотр:

                            ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

Название проекта

«Уроки Мойдодыра»

Автор проекта

Е.А. Маслова

А.Ф. Гогачева

Продолжительность проекта

Краткосрочный 6.02-10.02.2023

Тип проекта

Познавательно -игровой, творческий

Участники проекта

Дети, педагоги, родители

Возраст детей

3-4 года

Проблема, на решение которой направлен проект

Дети не имеют достаточных знаний о личной гигиене, о предметах личной гигиены, о правилах поведения во время приема пищи, нет знаний о ценности здоровья

Цель проекта

Формирование культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Задачи проекта

- Способствовать осмыслению детьми необходимости соблюдения правил личной гигиены;

- Формировать умения правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки и лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком;

- Формировать элементарные навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом

- Обогатить предметно-развивающую среду группы;

- Формировать потребность у детей в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни;

- Формировать представления о ценности здоровья; желания вести здоровый образ жизни;

- Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, аккуратными и опрятными;

Ожидаемые результаты по проекту

Дети  имеют достаточные знания о личной гигиене, о предметах личной гигиены, о правилах поведения  во время приема пищи

Продукты проекта

Рисунки, аппликации, лепка

Форма проведения итогового мероприятия проекта и его название

Квест-игра «Город чистюль»

Полученные результаты, выводы

У детей сформированы умения правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки и лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место.

Пополнилась развивающая среда группы: литературой, загадками о предметах личной гигиены, настольными играми.

Наблюдается положительная динамика формирования элементарных навыков поведения за столом во время приема пищи;

Продолжается формирование потребностей у детей в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни;

Повышен уровень знаний у родителей в вопросах формирования у детей кгн.

Информационные источники

 Е. В. Квест-игра для детей второй младшей группы «Уроки Мойдодыра» / Е. В. Шамкова, А. Ю. Лугина, И. Р. Соничкина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 10 (27). — С. 106-107. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/145/4603/

                                                           

                                                             ПОРТФОЛИО

Дата

Работа с детьми

Работа с родителями

Совершенствование предметно-пространственной

развивающей среды группы

С 6. 02.23 по 1002.23

Беседа «Как правильно вести себя за столом»

Беседа «Почему опасно не мыть руки с мылом»; Беседа «Витамины»

Беседа по картинкам: «Как правильно одеваться», «Алгоритм одевания одежды по сезонам»;

Дидактичесие игры: «Разложи картинки по порядку»    «Кукла идет на прогулку» (по сезонам);   «Что нужно кукле?»;  «Чистоплотные дети»;   «Вымой руки»; «Мыльные перчатки»; Разрезные картинки (предметы гигиены);

Сюжетно-ролевые игры:

«Купание куклы»

«Парикмахерская»

«День рождения куклы Маши»

Рисование

«Будет расческа-будет и прическа»            

Лепка

«Мыло для кукол»

Анкетирование родителей: «Как сформированы кгн у вашего ребенка»;

Консультация «Секреты воспитания КГН у детей за столом в саду и дома»; «Воспитание КГН у детей 3-4 лет»; «Навыки самообслуживания у детей младшего возраста»;

Список художественной литературы для закрепления приобретенных навыков гигиенической культуры;

Индивидуальные беседы, памятки для родителей;

Настольно-печатные игры

Атрибуты к сюжетно-ролевым играм

Иллюстрации, картинки, карточки по теме

.

III этап – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ:

Квест-игра «Город Чистюль»

Чтение х\л

Культура поведения за столом: русская народная сказка «Лиса и журавль», стихотворения «Вкусное каша» З. Александровой, «Кто скорее допьёт», «Маша обедает» С. Капутикян, «Обедать» Е. Благининой, «Маша и каша» Э. Мошковской.

Навыки одевания, раздевания: сказка Н. Павловой «Чьи башмачки», С. Прокофьевой «Сказка про башмачки», стихотворения И. Муравейка «Я сама», З. Алксандровой «Мой Мишка».

Навыки умывания, мытья рук: сказка К. Чуковского «Мойдодыр», стихотворения А. Барто «Девочка чумазая», С. Капутикян «Хлюп-хлюп», Г. Лагздынь «Аккуратные зайчата, потешка «Водичка, водичка…».

                          Конспект НОД «Уроки Мойдодыра»

Дети приглашают гостей пройти в игровую комнату, присесть и отдохнуть.
(раздаётся стук в дверь).
Воспитатель: Ой, ребята, кто-то ещё к нам в гости пришёл. Интересно, кто это? Хотите узнать?
Дети: Хотим!
Воспитатель: Пойду, открою дверь. Кто там?
Почтальон: Это я, почтальон, принёс посылку для ваших ребят.
(Воспитатель открывает дверь, почтальон здоровается с детьми, отдаёт посылку воспитателю и уходит, говоря «до свидания»).
Воспитатель: Странно, кто бы это мог прислать нам посылку, хотите узнать? Да тут письмо, сейчас я вам его прочту.
(воспитатель читает письмо от Мойдодыра).
«Дорогие ребята! Вчера на прогулке, я встретил девочку, которая мне рассказала, что у вас есть кукла, у которой лицо и руки чумазые. Вот я и решил попросить вас показать ей, как надо умываться. Посылаю в подарок мыло душистое и полотенце пушистое. До свидания! Ваш друг Мойдодыр»
Воспитатель: Спасибо, Мойдодыр, за твои подарки.
(достаёт мыло).
Воспитатель: Какое душистое мыло. Хотите понюхать?
(предлагает понюхать, какое душистое мыло).
Воспитатель: А посмотрите, какое оно гладкое, наверное, хорошо пенится.
Ребята, а про какую куклу написал нам Мойдодыр? Давайте её поищем.
(дети ищут куклу, которая сидит в уголке, перед ней блюдце с вареньем).
Воспитатель: Ой, какие у тебя грязные руки и щёки. Подвела ты нас, лакомка. Как же нам быть?
Дети: Куклу надо помыть.
Воспитатель: Ребята, а что нам для этого надо?
Дети: Вода, мыло, тазик, полотенце.
Воспитатель: Кто хочет показать кукле, как надо мыть руки?
(выходит ребёнок и показывает, как правильно надо мыть руки).
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что вода очень любит, когда про неё потешку рассказывают. Водичка журчит веселее. Моет чище. Давайте попробуем.
(чтение потешки «Водичка, водичка…»).
Воспитатель: Сейчас мы намочим руки водой, возьмём мыло. И сделаем кукле «мыльные перчатки, затем смоем пену водой. Вот руки и чистые. Затем умоем лицо, чтобы тоже было чистое. Помоги мне Саша, вытри куклу полотенцем!
Воспитатель: Ну, вот кукла наша стала чистая и опрятная. Посиди теперь вот здесь. А мы на тебя полюбуемся.
Воспитатель: Почему мы умывали куклу?
Дети: Кукла испачкалась.
Воспитатель: А ещё когда мы моем руки и умываемся?
(ответы детей).
Воспитатель: Правильно, по утрам и вечерам, после посещения туалета, после прогулки, перед едой, после игр, по мере загрязнения.
А зачем мы моем руки и умываемся?
(ответы детей: чтобы не болеть и всегда быть чистыми)
Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами отдохнём. Поиграем с вами в игру.
(проводится физкультминутка «Где мы были, мы не скажем …»)
Воспитатель: Ребята, у нас есть волшебные картинки, и я вам их сейчас хочу показать. Что изображено на этих картинках?
Дети: Правила мытья рук, ног, умывания и чистки зубов.
Воспитатель: Ребята, а вы можете подсказать кукле, какой картинки не хватает?
(Проводится дидактическая игра «Чего не стало»)
Воспитатель: Молодцы, ребята, я думаю, Мойдодыр был бы вами доволен.
Ой, ребята, а в посылке ещё что-то лежит, попробуем угадать?
(Воспитатель загадывает детям загадки: дети отгадывают- мочалка, расчёска, ванна) .
Воспитатель: Ребята, какие вы у нас умные, чистоплотные. Мойдодыр знает, что вы такие, и прислал вам подарки, чтобы вы и дальше продолжали заботиться о своём здоровье. Посмотрите, какие красивые зубные щётки подарил вам Мойдодыр.
(воспитатель раздаёт детям зубные щётки).
Воспитатель: Идите, поставьте их в ваши стаканчики.
Воспитатель: Дорогие гости, вам понравились наши ребятки? Большое спасибо, что вы к нам в гости пришли.


Конспект игры «Правила поведения за столом»

 

Дети стоят в кругу и приветствуют друг друга).
Мы весёлые ребята!
Озорные дошколята,
Нам здороваться не лень,
Всем «Привет!» и «Добрый день!».
(Дети садятся на стульчики. Стук в дверь).
Воспитатель: Пойду посмотрю, кто к нам пришёл.
В группу входит Вини-пух.
Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришёл Вини-пух. Давайте с ним поздороваемся.
Дети: Здравствуй, Вини-пух.
Вини-пух: Здравствуйте, ребята. Я долго до вас добирался, я очень устал и проголодался.
Я собой принёс горшочек с мёдом. Можно я у вас отдохну и перекушу?
Дети: Можно
(Вини-пух садится за стол и начинает руками есть мёд)
Воспитатель: Ребята посмотрите, Вини-пух правильно кушает?
Дети: Нет. Нужно кушать ложкой, а не руками.
(Когда Вини-пух все съел, то вытер рот рукавом).
Воспитатель: Скажите пожалуйста, Вини-пух, а вы всегда так некрасиво себя ведёте за столом? Кушаете грязными руками?
Вини-пух: Конечно. А что в этом плохого?
Воспитатель: Ребята, разве так можно себя вести?
Дети: Нет, нельзя. Перед едой надо обязательно мыть руки. Кушать надо ложкой, аккуратно. За столом не разговаривать. После еды руки и рот надо вытирать салфеткой.
Воспитатель: Вини-пух совершенно не умеет вести себя за столом, давайте его научим?
Расскажем Вини-пуху правила поведения за столом.
1. Перед тем как сесть за стол, моем руки.
2. Есть руками нельзя, для этого есть ложка и вилка
3. Разговаривать во время еды нельзя
4. После еды нужно пользоваться салфеткой.
Воспитатель: Ребята, а почему нельзя садится с немытыми руками за стол?
Дети: Потому что может заболеть живот.
Воспитатель: А почему нельзя разговаривать во время приёма пищи?
Дети: Потому что, можно подавится.
Воспитатель: Вини-пух, ты всё запомнил?
Вини-пух: Всё запомнил. Простите меня, теперь я буду себя красиво вести за столом.
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем. Я вам и Вини-пуху буду показывать картинки поведение за столом, а вы будите отвечать: правильно это или неправильно»
(Воспитатель показывает картинки, дети отвечают).
Рефлексия: Ребята, Вини-пух благодарит вас за то, чему вы его научили и обещает всегда правильно вести себя в гостях.
Понравилось вам занятие? Кто к нам сегодня приходил в гости?

Беседа «Витамины»

            Воспитатель спрашивает малышей:

-Ребята, вы любите витамины? А какие вы любите витамины? (ответы детей) Кто вам даёт витамины? (скорее всего, дети назовут кого-то из членов семьи или медсестру) А где же мама их покупает? Выслушать, проанализировать и обобщить ответы детей. Далее воспитатель сообщает детям, что витамины не только продаются в аптеке в красивой упаковке, но и содержатся в продуктах, которые мы едим.

Воспитатель обращает внимание детей на муляжи фруктов и овощей:

-Посмотрите, малыши, что это у меня? (ответы детей) А вы знаете, сколько витаминов в них содержится! Пожалуйста, поднимите руки те, кто любят морковку. Молодцы! Хлопните в ладоши те ребята, которые любят лимон. Молодцы! Топните ножкой те, кто любят апельсины. Молодцы!

От простуды и ангины

Помогают апельсины!

Ну а лучше съесть лимон,

Хоть и очень кислый он.

Ешь побольше апельсинов,

Пей морковный вкусный сок,

И тогда ты точно будешь

Очень строен и высок.

Нет полезнее продуктов-

Вкусных овощей и фруктов.

-Но знаете ребята, витамины содержатся не только в овощах и фруктах, но и в других продуктах. Очень полезно кушать кашу с маслом, мёд, много витаминов содержится в рыбе, обязательно надо есть мясо. Богаты витаминами и ягоды. А какие вы знаете ягоды? (ответы детей)

Если хочешь быть здоровым,

Правильно питайся.

Ешь побольше витаминов

И с болезнями не знайся.

-Видите, ребята, сколько пользы от витаминов! Поэтому ешьте витамины, но самое главное, хорошо кушайте, чтобы не болеть, расти здоровыми и умными

                               Квест-игра «Письмо Мойдодыра»

 Цель: формирование культурно — гигиенических навыков, правил личной гигиены.

 Задачи: Образовательные задачи:  Продолжать знакомить детей с правилами личной гигиены и их значений.

Развивающие задачи: Продолжать формировать умение связно, последовательно отвечать на вопросы воспитателя. – Развивать познавательные способности, наблюдательность, любознательность.              Воспитательные задачи: – Воспитывать желание всегда быть красивым, чистым, аккуратным.

Материалы и оборудование: презентация; аудио запись песни «Если дети утром умываются»; предметы личной гигиены (мыло, полотенце, зубная щётка);

 посылка, письмо от «Мойдодыра»; карточки с алгоритмом мытья рук. Предварительная работа: – Беседа о формировании культурно-гигиенических навыков. – Чтение литературы: А. Барто. «Девочка чумазая», К. И. Чуковский. «Мойдодыр» К. Чуковский «Федорино горе». – Отгадывание загадок и рассматривание предметов личной гигиены.

 Ход занятия

 Воспитатель:

 Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, а также подарим улыбки друг другу и начнём нашу игру. Дети, сегодня утром, когда я пришла в детский сад, то увидела эту необычную посылку. Для кого это, как вы думаете? Давайте я прочитаю кому она адресована. Кому: детский сад «Родничок» группа Солнышко «Мойдодыр»

 Воспитатель:

 Ребята, как вы думаете, что может прислать Мойдодыр? Давайте с вами посмотрим, что же там лежит (открываем, достаем конверт)

     «Здравствуйте. Я живу в Чистограде, в моем городе всегда чисто, уютно, аккуратно. Жителей моего города называют «Чистюли». Я смотрю на вас и вижу, что вы тоже могли бы стать жителями моего города, если пожелаете. Но для этого вам необходимо будет пройти испытание. Для этого я оставил вам подсказки. Когда вы выполнить все мои задания вас будет ожидать сюрприз. Мойдодыр».

 Воспитатель:

 Ну что, ребята, попробуем выполнить задания Мойдодыра и стать жителями его города.

Смотрите, здесь лежит первая подсказка, вам нужно отгадать загадку. Тогда мы будем знать, куда нам двигаться.

 Если руки ты запачкал, то оно тебе поможет.

Смоет грязь, микробы, сажу

. Что это, назвать, кто сможет? (мыло) 

Воспитатель:

 Давайте посмотрим на экран, правильно, молодцы. Давайте найдём, где лежит мыло в нашей группе. (Подходим к столу, на котором лежит мыло в мыльнице. Дети его рассматривают: на ощупь, на запах.)

Воспитатель:

Дети, какое оно на ощупь? (Гладкое)

А какое оно на запах? (Ароматное)

 А для чего оно нам нужно? (Чтобы быть чистым, смывать микробы, чтобы не заболеть)

Молодцы, ребята, вы справились с первым заданием.

Посмотрите, под мыльницей лежит вторая подсказка.

 И махровое, и гладкое бывает. Кто помылся, тот о нем не забывает: Взрослого, младенца вытрет... (полотенце)

 Воспитатель:

 Давайте посмотрим на экран, правильно, молодцы. (Подходим к столу, на котором лежит полотенце. Дети его рассматривают)

Дети, какое оно на ощупь? (Мягкое, пушистое)

 А для чего оно нам нужно? (Чтобы вытираться)

 Молодцы, ребята, вы справились со вторым заданием, и получаете следующую подсказку.

 Костяная спинка,

 Жёсткая щетинка,

С мятной пастой дружит,

Нам усердно служит… (Зубная щётка)

 Воспитатель:

 Давайте посмотрим на экран, правильно, молодцы. (Подходим к столу, на котором лежит зубную щетка. Дети её рассматривают)

Дети, что есть у зубной щётки? (ручка, щетинки)

 А для чего она нам нужна? (Чтобы чистить зубы, чтобы не было микробов, чтобы зубки не болели)

Молодцы, ребята, вы справились и с третьим заданием.

Воспитатель: а теперь я предлагаю вам немного отдохнуть.                          Физкультминутка под песню Маша и Медведь «Если утром дети умываются»

 Воспитатель:

Ну что, ребята, запомнили, нужно обязательно умываться по утрам и чистить зубки.

 Скажите, как часто надо мыть руки? (Перед едой, после улицы, после сна, после посещения туалетной комнаты, после игры) Молодцы! Давайте подойдём к столу и приступим к следующему заданию.

Игра «Расставь по порядку»

 Воспитатель:

Перед вами лежат картинки с последовательностью мытья рук, но они смешались и вам их нужно выложить по порядку. (Предложить детям алгоритм мытья рук на отдельных карточках, дети расставляют карточки по порядку)

 Справились? Давайте проверим. Закатать рукава Открыть кран Взять мыло Намылить руки Смыть мыло Закрыть кран Полотенцем вытереть руки Опустить рукава

 Воспитатель:

 Молодцы, вы справились и с этим заданием. Давайте прочитаем, что же ещё приготовил нам Мойдодыр.

 «Дорогие ребята вы справились со всеми моими заданиями, и пришло время вручить вам обещанный сюрприз. Но вы его должны найти сами. Я вам подскажу. Ищите его там, где есть моё изображение». (дети ищут коробочку с изображением Мойдодыра)

Воспитатель:

 Давайте откроем её и посмотрим, что же там. (В коробочке медали для чистюль)

 Ребята, вы сегодня выполнили все задания и доказали, что вы настоящие чистюли.

Я предлагаю вам поиграть в игру «Топ-хлоп» для того чтобы вы ещё лучше всё запомнили.

 Если вы хотите сказать «Да», то вы хлопаете в ладоши, а если «Нет», то вы топаете. Говорить и кричать ничего не нужно. Будьте внимательны. Итак, начинаем:

полотенцем вытирают лицо (хлоп)

 – мылом чистят зубы (топ)

 – зубной щеткой расчесываются (топ)

 – мочалкой моют тело (хлоп)

 – зубной пастой моют руки (топ)

 расчёской расчесываются (хлоп)

Воспитатель:

на этом наше занятие закончено всем спасибо, Вы большие молодцы!

 

                          Пальчиковая гимнастика

«Одежда»

Раз, два, три, четыре, пять –

Дети последовательно соединяют пальцы

рук одной руки с пальцами другой руки.

Будем вещи мы стирать:
Платье, брюки и носочки,
Юбку, кофточку, платочки.
Шарф и шапку не забудем –
Их стирать мы тоже будем.

Кулачки имитируют стирку.

«Вот водичка капает»

Вот водичка капает: кап, кап, кап.

дети ударяют указательным

 пальцем по левой ладони

Ручки моем мы вот так: так, так, так.

«намыливают» руки

Вот водичка капает: кап, кап, кап.

ударяют указательным пальцем

 по правой ладони

Мы водичку наберём: так, так, так.

делают из ладоней «чашечку»

И умоем личико чистенькой водицей

«умываются»

Вот как хорошо!

разводят руки и улыбаются

Стихи

Нос, умойся!
Кран, откройся!
Мойтесь сразу оба глаза!
Мойтесь, уши,
Мойся шейка.
Шейка, мойся хорошенько.
Мойся, мойся, обливайся!
Грязь, смывайся!
Грязь, смывайся!
Э. Мошковская - Буль – Буль – Буль,
Журчит водица.
Все ребята
Любят мыться.

1,2,3,4,5:
Собираемся гулять.
Завязали Катеньке
Шарфик полосатенький.

- Руки надо чисто мыть,
Рукава не замочить.
Кран откройся,
Нос умойся!
- Вот и утро.
Просыпайся!
Поднимайся, не ленись.
Одевайся, умывайся,
На зарядку становись!

Ай лады, лады, лады,
Не боимся мы воды.
Часто умываемся,
Детям улыбаемся.
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса,
Расти, косонька, до пят,
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся,
Дочка, маму слушайся.
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Вот они, сапожки:
Этот с правой ножки,
Этот с левой ножки.
Если дождик пойдёт,
Наденем галошки6
Этот с правой ножки,
Этот с левой ножки.
Вот так хорошо! Валенки – валенки,
Невелички – маленьки.
Опушка бобровая,
Мама чернобровая.
Завяжу потуже шарф,
Будем делать снежный шар.
Шар покачу,
Гулять хочу.

Загадки о помощниках Мойдодыра

У Мойдодыра есть помощники — предметы, помогающие человеку стать чище, аккуратнее, красивее.

Что же это за предметы?

Костяная спинка,
Жесткая щетинка,
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит.
(Зубная щетка)

Чистим зубы по утрам
Этой белой массой
И зовём её всегда
Мятной …
(зубной пастой)

Нежно пенясь, не ленясь,
С нас смывает пыль и грязь. 
(Мыло)

Два кольца, два конца,
По середине гвоздик.
(Ножницы)

Лёг в карман и караулю
Рёву, плаксу и грязнулю,
Им утру потоки слёз,
Не забуду и про нос
.
(Носовой платок)

Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
чем у волков и медведей.
(Расчёска)

На себя я труд беру:
Пятки, локти с мылом тру.
И колени оттираю —
Ничего не забываю. 
(Мочалка)

Мудрец в нем видит мудреца,
Глупец – глупца,
баран – барана,
Овцу в нем видела овца,
А обезьяна – обезьяну   (зеркало)

                                    ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

«Чистоплотные дети»

Задачи игры. Проверить знания детей о предметах гигиены и их назначении.

Ход игры. Воспитательница говорит детям, что хочет убедиться в том, что они чистоплотные и аккуратные: пусть они скажут, что нужно для того, чтобы волосы, руки и лицо были чистыми (чем больше они смогут об этом рассказать, тем лучше).

Затем воспитательница говорит: "Руки”. Дети, которых она вызывает, отвечают: "Мыло, щетка, полотенце”. Подобным же образом дети реагируют на слова "волосы” (гребень, щетка, ножницы, шампунь, мыло), "купание” (ванна, полотенце, душ, умывальник, губка, мыло и пр.).

Вариант. Воспитательница задает вопрос: "Что нам нужно, когда мы утром встаем?” Дети знают, что должны назвать предметы гигиены, которые используются утром (щетка для рук, паста, мыло, плато

«Что нужно кукле?»

Задачи игры. Упражнять культурно-гигиенические навыки.

Пособия Картинки с изображением предметов, используемых при умывании, еде, одевании, мыло, зубная щетка, полотенце, зубная паста, гребень, щетка для рук, заколка, лента для волос, скатерть, ваза, поднос, кружка, ложка, тарелка, столовый прибор, носки, ботинки, шапочка, платье, блузка, юбка, перчатки, курточка).

Ход игры. Воспитательница знакомит детей с картинками, спрашивает их, для чего нужен каждый предмет, затем перемешивает картинки и раздает их, берет куклу и говорит детям: "Наша куколка
встала и хотела бы умыться, но чем?”

Дети приносят картинки, на которых нарисованы предметы, нужные кукле для умывания. Игра продолжается. Воспитательница направляет игру так, чтобы чередовались все виды деятельности. Например, она говорит: "Наша кукла умылась и хотела бы причесаться, но чем? Наш; кукла умылась, но еще не завтракала. Что мы ей дадим есть? Наша кукла собралась на прогулку, что она наденет?”

«Что ты можешь о них сказать»

Задача игры. Познакомиться с предметами гигиены и их использованием.

Пособия. Гребень, щетка для ногтей, мыло, полотенце, умывальник, ножнички, вода в кружке, резиновые куколки.

Ход игры. Предметы гигиены лежат возле воспитательницы на столике и на стуле.

Воспитательница называет по имени одного ребенка: "Петя, скажи, что ты видишь здесь?” Ребенок называет отдельные предметы и показывает их. Если он что-либо пропустил, другие дети его дополняют до тех пор, пока все предметы не будут названы.

Далее воспитательница задает другому вызванному ребенку следующий вопрос: "Яна, есть у вас дома мыло?”

Когда ребенок ответит утвердительно, воспитательница просит: Принеси мыло. Посмотри на него внимательно и понюхай его. Что мы c ним делаем? Для чего нам мыло?”

Если ребенок не рассказал о мыле чего-либо важного, воспитательница может вызвать следующего ребенка. (Когда мыло уже не нужно, она откладывает его в сторону.)

Воспитательница может задать и наводящие вопросы: "Для чего мама купила мыло?” (Она хочет стирать.) "Что сделает мама, когда полотенце станет грязным?” (Выстирает его.) "Для чего маме гребень? Какие гребни у вас дома?”.

В заключение дети умывают и купают кукол, вытирают их и т.д.



Секреты формирования культурно-гигиенических навыков дошкольников за столом

в ДОУ и дома.

Консультация для родителей.

Цель: познакомить родителей с правилами поведения за столом во время приема пищи, с методами и приемами обучения детей в дошкольном учреждении  навыкам культурного поведения.

Знаете ли вы, уважаемые взрослые, как должен воспитанный человек вести себя за столом? Как должен правильно сидеть и держать столовые приборы? И всегда ли обращаете вы внимание, как ведут себя за столом ваши любимые дети?

В детском саду этим аспектам воспитатели уделяют очень много внимания. Большое значение при проведении процесса кормления имеет все то, что включает в себя понятие «эстетика питания». За время пребывания в дошкольном учреждении ребенок учится правильно вести себя за столом, пользоваться приборами (ложкой, ножом, вилкой), приобретает определенные навыки культуры питания.

Вопросам эстетики питания уделяется внимание, начиная с групп детей раннего возраста. Чем раньше у ребенка сформированы правильные навыки еды, тем они прочнее закрепятся и станут привычкой. Важно, чтобы у ребенка выработалось положительное отношение к приему пищи, чтобы к моменту кормления он не был раздраженным или утомленным. Для этого воспитатели заботятся о создании в группе спокойной обстановки. Перед едой стараются  оградить детей от шумных игр, сильных впечатлений, которые могут затормозить выработку у детей пищеварительных соков и подавить пищевой рефлекс.

За 20-30 мин. до очередного приема пищи детей возвращают с прогулки или прекращают занятия, игры. Это время используется для создания у детей определенного настроя, располагающего к приему пищи. Перед едой дети приводят в порядок свою одежду, тщательно моют руки, дежурные (начиная с 3-4 лет) принимают посильное участие в сервировке стола. Каждый ребенок имеет постоянное место за столом. Столы и стулья соответствуют росту ребенка и промаркированы соответствующим образом.

Во время кормления важно создать у детей хорошее настроение. Для этого в дошкольном учреждении имеется красивая, удобная, устойчивая посуда, соответствующая по объему возрасту детей, столовые приборы. Блюда подают красиво оформленными, не очень горячими, но и не холодными.  В процессе кормления воспитатель не торопит детей, не отвлекает их посторонними разговорами. К детям воспитатель и помощник воспитателя обращается ласково, по имени.

Во время кормления детям говорят о приятном виде, вкусе, запахе пищи, ее полезности, стараются сосредоточить внимание каждого ребенка на еде. Воспитатель следит за поведением детей за столом, соблюдением чистоты и опрятности, приучает их хорошо пережевывать пищу, не глотать ее большими кусками, съедать все, что предложено. Тех детей, кто старается следить за посадкой и правильным приемом пищи, воспитатели обязательно хвалят.

Соблюдение детьми гигиенических требований — одна из обязанностей воспитателя во время проведения процесса кормления. Дети учатся пользоваться столовыми приборами: с 1,5—2 лет едят ложкой самостоятельно, с 3 лет пользуются вилкой. В дошкольных группах детям дают полный столовый набор (ножи не должны быть острыми). Дети старшей и подготовительной к школе групп должны уметь правильно пользоваться ножом и вилкой, держа ее как в правой, так и в левой руке.

После окончания еды дети аккуратно промокают салфеткой рот и вытирают руки, благодарят за еду и выходят из-за стола. Не разрешается детям выходить из-за стола с куском хлеба или с другой пищей, в том числе с фруктами или ягодами, печеньем или конфетой.

Детей раннего возраста (1-2 года) учат:

мыть руки перед едой и вытирать их насухо полотенцем (с помощью взрослого);

садиться за стул;

пользоваться чашкой: держать ее таким образом, чтобы жидкость не пролилась, пить не торопясь;

пользоваться ложкой;

вытираться салфеткой после еды;

самостоятельно есть ложкой густую пищу, есть с хлебом;

после окончания приема пищи выходить из-за стола и задвигать стул.

Детей первой младшей группы (2-3 года) учат:

самостоятельно мыть руки перед едой, насухо вытирать их полотенцем;

опрятно есть, держа ложку в правой руке;

вытираться салфеткой после еды;

благодарить после еды.

         Детей второй младшей группы (3-4 года) учат:

самостоятельно и аккуратно мыть руки с помощью мыла, насухо вытираться полотенцем, вешать полотенце на свое место;

правильно пользоваться столовыми приборами;

кушать аккуратно: не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом.

Детей средней и старшей групп (4-5 лет, 5-6 лет) учат:

брать пищу небольшими порциями;

есть тихо;

правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ложкой, ножом);

сидеть с прямой спиной;

аккуратно составлять посуду после еды;

относить за собой часть посуды.

Дети подготовительной к школе группы (6-7 лет) закрепляют полученные навыки культуры поведения за столом: не кладут локти, сидят прямо, тщательно пережевывают пищу, правильно пользуются столовыми приборами.

Формы привития культуры питания.

Формы привития культуры питания в детском саду разнообразны. Одной из них является дежурство. Дежурным по столам выдают нарядную форму, состоящую из цветных колпачков и фартучков. Все эта одежда хранится в «Уголке дежурного».

Дежурить дети начинают со второй младшей группы, в конце учебного года. Дежурный помогает нянечке накрыть стол, за которым сам кушает. Дошкольник расставляет стаканы, кладет салфетки, ложки, ставит хлебницы.

В средней группе дети закрепляют навыки сервировки стола. Во втором полугодии обязанностей прибавляется: расставить блюдца, которые предварительно поставила на стол помощник воспитателя, вложить в стаканы салфетки, убрать после еды хлебницы и стаканы с салфетками.

В старшей и подготовительной группах дежурные могут самостоятельно сервировать стол и прибираться после приема пищи. В обязанности дежурных входит не только расстановка посуды, но и, например, складывание салфеток. Это занятие очень способствует развитию мелкой моторики руки.

Кроме дежурств, в дошкольном учреждении проводятся тематические занятия, на которых воспитатели или персонажи делятся интересными фактами про овощи и фрукты, разучивают с дошкольниками стихи про еду, разъясняют, как и почему надо поступать в той или иной ситуации, дают возможность детям высказать свое мнение.

Наравне с вышеперечисленными методами используется прямое обучение, наблюдение за работой сотрудников детского сада, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, использование литературных сюжетов («Мойдодыр», «Федорино горе» и др.), систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены, создание условий для применения навыка.

Правила поведения за столом для взрослых и детей.

Прочитайте, пожалуйста, внимательно эти правила и проверьте себя, так ли вы ведете себя за столом и учите ли этим правилам деток.

  1. За стол садятся не слишком близко к нему, не слишком далеко от него. Это неудобно самому сидящему, а порой и его соседям. Если сидишь слишком близко к столу, будешь налегать на него грудью можешь запачкаться; если сядешь далеко, можно уронить пищу на колени, закапать одежду супом или соусом.
  2. Нельзя также сидеть боком к столу: это не только неудобно, но и невежливо по отношению к другим.
  3. Признаком неуважения к соседям по столу может оказаться и ваша манера сидеть на стуле: нельзя разваливаться или раскачиваться на стуле, сидеть надо как можно прямее.
  4. Не кладите на стол локти. Во время вашей еды локти должны быть как можно больше прижаты к телу, чтобы не мешать соседям.
  5. НЕ принято читать за столом, вставать из-за стола, пока не кончили есть другие.
  6. Дети должны получить разрешение старших на то, чтобы выйти из-за стола.
  7. Считается неприличным есть «громко», дуть на горячую пищу, с шумом хлебать жидкое, чавкать, греметь ложкой, вилкой, ножом по тарелке.
  8. НЕ полагается есть слишком быстро, наполнять рот большим количеством еды, разговаривать, когда во рту пища.
  9. Говоря о сервировке, напомним: вилка кладется слева, а нож справа от тарелки. Мясо или птицу едят, держа вилку в левой руке, а нож - в правой. Вилку не перекладывают в другую руку, пока не будет съедено все блюдо.
  10. Мясо отрезают по кусочку: съедите один – отрежьте следующий. Небольшими кусочками отрезают также и мякоть вареной или жареной курицы. Кусочки берут с тарелки вилкой и только, когда становится уже трудно срезать мякоть, можно взять косточку рукой.
  11. Суп не едят с конца ложки. Доедая суп, тарелку наклоняют от себя.
  12. Если подается компот с косточками или зернышками, выплевывать их надо осторожно в ложечку, поднося ее ко рту, а затем сбрасывать с нее косточки в тарелку, на которой была подана чашка для компота.
  13. Нельзя тянуться за нужным вам предметом через весь стол, попросите, чтобы вам его передали.
  14. Размешав сахар в стакане, выньте ложку и положите ее на блюдце. Пить с ложкой в стакане неудобно.

Очень важно для привития хороших манер, правил поведения подрастающему поколению обучать детей не только в детском саду, но и самое главное – воспитывать культурных людей в семьях. Уважаемые родители, пожалуйста, обращайте внимание на то, как ваш ребенок сидит за столом, держит столовый прибор, как ест.

Маленьким деткам можно рассказывать об этикете в игровой форме, посадив за импровизированный стол зайчиков, медведей и других мягких игрушек, для детей постарше любые правила нужно доступно объяснять и не лениться каждый раз повторять их до тех пор, пока ребенок не будет выполнять их автоматически.

Подавайте еду ребенку в разной посуде: в глубокой супы, в мелкой вторые блюда, в розетках и блюдцах десерты. Подсказывайте, какой прибор для какого блюда нужен: для супа – ложка, для второго – вилка, для десерта – маленькая ложка. Таким образом, вы ненавязчиво прививаете ребенку правильное поведение за столом. Просите у ребенка помощи в сервировке стола, и уже после нескольких семейных праздников ребенок лучше вас будет знать, какой прибор куда положить или поставить, и зачем он вообще нужен. Когда вы учите ребенка, никогда на него не кричите, потому что в этом случае малыш как бы закрывается от вас, и ни одно ваше слово до него не дойдет. Новые правила поведения за столом вводите постепенно, а не рассказывайте ребенку всё по пунктам за один обед. Когда ребенок научится выполнять одно требование, пора приучать его к другому, и так постепенно вы достигнете успехов в его обучении этикету.

Правильное поведение за столом для детей является непосильной задачей, но благодаря вашему терпению и желанию научить ребенка правильно себя вести, в будущем вы будете горды за свое чадо.

Ссылаясь на неусидчивость своих крох, мамы часто прощают им мелкие шалости, постоянное ёрзанье, баловство. Такое поведение терпимо, когда ребенку годик – два, но чем старше становится малыш, тем строже к нему нужно относиться. И если ребенок откажется в очередной раз вести себя хорошо, скажите, что больше за стол со взрослыми он не сядет, а это очень важный момент для ребенка - сидеть со взрослыми за одним обеденным столом и делать то же, что и они.

Когда ребенок, наваливаясь всем телом, пытается достать хлеб или соль на другом конце стола, скажите, что так делать некрасиво, к тому же можно вымазаться едой. Объясните малышу, что он за столом не один, и маме будет только в радость помочь своему чаду. Передайте ему солонку или хлеб, и скажите, чтобы в следующий раз ребенок просил передать ему то, до чего он не дотягивается вытянутой рукой.

Отрыжки пресекайте сразу, и объясняйте доступным языком, что так делают только невоспитанные дети. Чтобы не случалось таких казусов, не давайте ребенку газированную воду. Ну а если ребенок все же не сдержался, учите его закрывать рот и обязательно извиняться в таких случаях. Если он не будет делать отрыжку дома, то и в гостях за него переживать не стоит.

Если ребенку не нравится приготовленное блюдо, он тут же скажет об этом, да еще и в обидной форме, потому что еще не понимает, что такое тактичность. Наверняка маме, которая стояла у плиты полдня и готовила ужин, будет очень неприятно слышать такие вещи. Объясните ребенку, что о еде нельзя отзываться плохо, даже если она ему не нравится. Лучше ничего не сказать, чем обидеть маму, так что если ребенку не нравится суп, пусть он его просто отставит и попросит что-то другое, но не будет огорчать кормилицу. Если ребенок не ест за столом, и каждый раз отказывается от пищи, то родителям нужно пересмотреть список продуктов и добавлять с каждым разом новые ингредиенты или готовить новые блюда – дети любят красивую, красочно украшенную, новую и вкусную еду.

Я надеюсь, что совместными усилиями мы сможем сформировать у наших детей культурные навыки, хорошие манеры. Удачи нам всем в этом сложном, но интересном процессе.

«Воспитание культурно-гигиенических навыков

у детей 3 – 4 лет»

Навык – автоматизированный компонент сознательного действия, возникающий в результате многократного повторения. Другими словами, навык не сразу становится автоматизированным, а складывается в результате многократных повторов.

Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.

Важно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.

С дошкольного возраста дети должны усвоить определённые привычки: нельзя класть локти на стол во время еды, есть надо с закрытым ртом, тщательно пережёвывая пищу.

Для ребёнка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры – потребность, привычка.

Предметы, которыми ребенок будет пользоваться самостоятельно, следует подобрать с учетом его возрастных возможностей. Размер куска мыла должен соответствовать руке ребенка; полотенце и петелька на нем должны быть такими, чтобы малыш одним движением мог снять и повесить его; стаканчики для зубной щетки и полоскания рта должны быть устойчивыми, удобными и безопасными; расческу следует выбрать с тупыми зубчиками, чтобы не повредить нежную кожу малыша, а ее размер должен соответствовать его руке.

Удобная организация условий для гигиенической процедуры должна побуждать ребенка к активности, самостоятельным действиям.

Учим умываться

  • Завернуть рукава одежды ребенка.
  • Проверить температуру воды.
  • Намылить ладони малыша до образования пены, потереть ими друг о друга. Можно поиграть: "Чьи это лапки? Лапки-царапки? Нет, это ручки! Чьи это ручки? Да, моей внучки (дочки)!" и т. п.
  • Смыть мыло под струей воды, побуждая малыша к самостоятельным действиям.
  • Вымыть лицо, называя каждую его часть. Учить сморкаться: зажимая то одну, то другую ноздрю, предложить с усилием выдуть струю воздуха.
  • Еще раз обмыть водой руки ребенка.
  • Закрыть воду.
  • Снять полотенце, привлекая малыша к участию в этом.
  • Насухо вытереть лицо и руки, называя части тела и лица, которые вытираются.

  • Предложить посмотреть в зеркало: "Вот какой ты стал чистенький и красивый!"

Учим пользоваться полотенцем

  • Снять полотенце с крючка.
  • Положить его на одну руку, затем спрятать под него вторую руку.
  • Ровно держа полотенце посередине, поднести его к лицу, прижимая, касаться каждой части лица.
  • Насухо вытерев лицо, освободить одну руку из-под полотенца и вытирать ее движениями руки, спрятанной под ним.
  • Вытереть вторую руку.

Все действия следует сопровождать оживленным разговором с малышом. А в конце, предложив показать ручки и пальчики зайке, мишке, спросить: "Какие теперь ручки?" Ответить: "Сухие, чистые!"

Учим пользоваться носовым платком

  • Знать назначение носового платка. Не использовать его как предмет игры.
  • Спокойно относиться к процедуре использования платка по назначению.
  • Находить носовой платок в кармане платья, кофты, рубашки, пальто и т. п.
  • Самостоятельно доставать платок из кармана и использовать (в случае необходимости обращаться за помощью).
  • Постепенно формировать умение разворачивать и сворачивать платок, аккуратно убирать его в карман.
  • Обращать внимание на чистоту носового платка.

Учим пользоваться расческой

  • Знать свою расческу и место, где она лежит.
  • Показать функциональное назначение расчески и формировать навык ее использования.
  • Учить спокойно относиться к процедуре причесывания, повторять ее по мере надобности (после сна, после прогулки, после пользования головным убором и т. п.).
  • Позволять ребенку проявлять самостоятельность исходя из его желания ("Я сам!").
  • Переносить навык использования расчески в игровую ситуацию (с куклой), повторяя знакомое действие в сюжетно-отобразительной игре.
  • Исключить возможность пользования чужой расческой.

Учим пользоваться зеркалом

  • Знать, что такое зеркало и его функциональное назначение (причесываться перед зеркалом, рассматривать свою одежду и т. д.).
  • Учить спокойно, с интересом рассматривать себя в зеркале, не трогая его руками.
  • Подводить малыша к зеркалу, обращать его внимание на чистоту одежды и лица.                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Встреча в детско-родительском клубе «Навстречу друг другу».

Тема встречи «Цветные ладошки» Применение нетрадиционных способов рисования в ИЗО деятельности....

«По жизни вместе мы с детьми идём, партнёрами друг друга сознаём. Ведь я учусь у них, а дети – у меня и вместе мы большая дошкольная семья».

 Радикальные изменения, происходящие в российском обществе, предъявляют новые требования к воспитанию и образованию подрастающего поколения. Будущие граждане России должны быть не только физически здо...

Игра-эксперимент "Как органы человека помогают друг другу"

Процесс развития исследовательского поведения - сложный, но управляемый. Именно система проблемного обучения, использование технологий детского экспериментирования позволяет успешно решать образовател...

Игра «Самый лучший домик» Цель: Взаимодействие детей друг с другом естественным образом, приобретение новых знаний не только о других детях, но и о себе. Выявление стратегии поведения. Осознания свое реальное «Я». Повышение самооценки и развитие по

 Я работаю   с детьми  в методике игровой психотерапии в течении двух лет, как в групповом фармате, так и в индивидуальном. Эта методика дает хорошие результаты. Я представляю од...

33 ШАГА НАВСТРЕЧУ ДРУГ ДРУГУ, ИЛИ КАК СТАТЬ ДРУГОМ РЕБЕНКУ!

практические рекомендации для родителей о взаимоотношениях со своим ребенком...

буклет – памятка для родителей о толерантности «Будь не таким, как другие, и позволь другим быть другими!»

Буклет – памятка для родителей о толерантности «Будь не таким, как другие, и позволь другим быть другими!»...