Формирования привычки к здоровому образу жизни в режимные моменты .
методическая разработка

Цагикян  Анна Григорьевна

Система работы учитывает возрастные, психологические и индивидуальные особенности детей четвертого и пятого года жизни, соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам, представляет интеграцию разных образовательных областей, и в то же время может легко перестраиваться под другого педагога и других детей разного возраста.

Название системы образное – «По дорожке здоровья», а составляющие ее части – это так называемые шаги. Восемь шагов – это отрезки времени в режиме дня, содержанием которых является разнообразная деятельность педагога и детей по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни.

 

Цель: формирование предпосылок и начальных представлений о здоровом образе жизни при условии реализации развивающего потенциала педагогического взаимодействия воспитателя с детьми четвертого и пятого года жизни.

Задачи: 1.Создавать и реализовывать в течение дня ситуации педагогического взаимодействия, обеспечивающие индивидуальный подход в социально - личностном развитии каждого ребенка.

2.Сохранять и укреплять физическое, психическое здоровье детей, обеспечивать их эмоциональное благополучие.

3.Проектировать и создавать специальную предметную среду, обеспечивающую реализацию развивающего потенциала педагогического взаимодействия.

4.Формировать у детей культурно - гигиенические навыки и навыки самообслуживания.

5.Обогащать двигательный опыт детей, развивать физические качества, поддерживать потребность в самостоятельной двигательной активности.

6.Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

7.Устанавливать и укреплять партнерские взаимоотношения с родителями воспитанников в процессе формирования начальных представлений у детей о здоровом образе жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл «По дорожке здоровья»16.98 КБ

Предварительный просмотр:

 Формирования привычки к здоровому образу жизни в  режимные моменты .

Система работы учитывает возрастные, психологические и индивидуальные особенности детей четвертого и пятого года жизни, соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам, представляет интеграцию разных образовательных областей, и в то же время может легко перестраиваться под другого педагога и других детей разного возраста.

Название системы образное – «По дорожке здоровья», а составляющие ее части – это так называемые шаги. Восемь шагов – это отрезки времени в режиме дня, содержанием которых является разнообразная деятельность педагога и детей по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни.

Цель: формирование предпосылок и начальных представлений о здоровом образе жизни при условии реализации развивающего потенциала педагогического взаимодействия воспитателя с детьми четвертого и пятого года жизни.

Задачи: 1.Создавать и реализовывать в течение дня ситуации педагогического взаимодействия, обеспечивающие индивидуальный подход в социально - личностном развитии каждого ребенка.

2.Сохранять и укреплять физическое, психическое здоровье детей, обеспечивать их эмоциональное благополучие.

3.Проектировать и создавать специальную предметную среду, обеспечивающую реализацию развивающего потенциала педагогического взаимодействия.

4.Формировать у детей культурно - гигиенические навыки и навыки самообслуживания.

5.Обогащать двигательный опыт детей, развивать физические качества, поддерживать потребность в самостоятельной двигательной активности.

6.Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

7.Устанавливать и укреплять партнерские взаимоотношения с родителями воспитанников в процессе формирования начальных представлений у детей о здоровом образе жизни.

1- «Утро радостных встреч»

Цель. Создание положительного эмоционального фона, доброжелательного климата в группе. Осуществление индивидуального подхода к детям, находящимся в периоде адаптации.

Содержание. Создать положительный настрой у ребенка на протяжении всего дня в детском саду, на легкое расставание с родителями. Для этого в нашем педагогическом арсенале более 10 игр адаптационного характера, разработаны сценарии для решения педагогических ситуаций в процессе утреннего приема детей.

 Формы организации взаимодействия педагога с детьми: разнообразные приветствия; адаптационные, коммуникативные, оздоровительные игры; разговор «один на один», ситуативный разговор, детские песенки, стихи, приговорки.

                                           

                                  2 - «Я сам! Я умею!»

Цель. Формирование культурно - гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей.

Содержание. Терпеливо и постепенно учить детей правильно мыть и вытирать руки, пользоваться туалетом, одеваться и раздеваться, есть ложкой, пить из чашки. Показывать детям пример аккуратности и опрятности внешним видом и поведением взрослых. Приучать детей отличать предметы индивидуального пользования: расческа, носовые платки, зубная щетка и т.п.

 

Главное - формирование культурно - гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей. Применяя в практике работы много уже известных прибауток, мы используем еще и свой внутренний потенциал: для сопровождения действий детей с предметами индивидуального пользования, например: учим пользоваться платочком и приговариваем

«Вот платочек маленький,

Носовой, удаленький,

Чтобы носик мог дышать –

Нужно нос нам вычищать,

А поможет нам платочек,

Разверни его, дружочек

или перед приемом пищи:

«Мы садимся за столы,

Значит, руки мыть должны,

Чтобы в чистые ладошки

Попадали наши ложки».

Формы организации взаимодействия: совместные действия с ребенком в процессе эмпатичного общения; бытовые, игровые проблемные ситуации; практические задачи; ситуативный разговор от имени игрушки, предмета; игровые действия с персонажем; дидактические игры и упражнения; рассматривание книг, иллюстраций; использование малых фольклорных форм, сопровождение режимных моментов в течение дня патешками, прибаутками, стихами — приговорками.

3- «Чистюлькин в гостях у детей»

Цель. Давать детям элементарные знания на доступном материале о себе, своем теле. Это непосредственно образовательная деятельность.

  Содержание. Организация и проведение с детьми игр-занятий по теме «Познай себя» в течение учебного года с сентября по май — месяц.

Через организацию занятий из цикла «Познай себя» мы пробуждаем у малыша интерес к себе, к изучению частей своего тела, гигиеническому уходу за ним, сохранению своего здоровья, формирую навыки самостоятельности, уверенности в своих силах и действиях.

 Чистюлькин - это персонаж, который сопровождает нас в работе с детьми. Прием «оживления» игрушки и любых предметов, разговор с ребенком от их имени помогает создавать разнообразные игровые проблемные ситуации, смешные забавные сценки, в которые дети включаются эмоционально.

4 - «Мы прогулку любим очень, каждый быть здоровым хочет!»

Цель. Формирование двигательных умений и навыков, развитие двигательной активности детей, используя оздоровительный эффект прогулок для обеспечения бодрого, уравновешенного состояния.

Содержание.Использование ежедневных прогулок, как одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни, для укрепления здоровья детей.

  В процессе прогулки происходит формирование двигательных умений и навыков, развитие двигательной активности и познавательного интереса у детей. Невозможно переоценить оздоровительный эффект прогулок для обеспечения бодрого, уравновешенного состояния детей. С успехом применяю методику Клауса Фопеля, из которой выбрала 20 подвижных игр для развития движений, формирования интереса к своему телу. Разработали сценарии прогулок в зависимости от сезона и температурного режима.

Формы организации взаимодействия:организация игр большой и малой подвижности, элементарных спортивных игр; проведение досугов и развлечений для развития основных движений, координации; ситуативный разговор; сюжетно – ролевые игры; стихи - приговорки.

5- «Сон приходит на носочках…»

Цель. Снижение утомляемости детского организма, создание положительной мотивации у детей на режимный момент сна, отдыха.

Содержание. Организация здорового сна детей, подготовка среды для сна, подготовка самих детей ко сну.

Организую сон детей с использованием так называемых «сонных игрушек». Есть варианты укладывания на сон как спокойных, так и тревожных, агрессивных детей. Для каждого находятся свои стихи - приговорки:

«Сон приходит на носочках

И ложится под бочок,

Чтобы дочкам и сыночкам

Сказку рассказать он смог».

                                                       Или на пробуждение:

Выспались мои ребятки?

Потянитесь все в кроватке,

Повернитесь на бочок, покажите язычок,

                                              Повернитесь на другой,

                                              Выдох – вдох и сон долой.

Формы организации взаимодействия: использование релаксирующей музыки с постоянно повторяющейся темой. Стихов - приговорок, сказок - засыпалочек, колыбельных песен. Как лучшего «усыпляющего» эффекта; использование сонных игрушек; подвесных релаксационных модулей.

                                 

                            6- «Закаляйтесь, малыши!»

Цель.Оздоровление и укрепление здоровья детей.

Содержание. Проведение оздоровительных и закаливающих процедур, проведение ритуала пробуждения, После пробуждения организация «бодрящей гимнастики», ходьба по «дорожке здоровья» с целью закаливания и массажа стоп, проведение оздоровительных ручных ванн с использованием игровой мотивации. Все это включаем в сценарии оздоровительных мероприятий после дневного сна.

Формы организации взаимодействия: приговорки– пробуждалочки; музыкотерапия; дорожка здоровья; игровые действия с персонажем; закаливающие ручные ванны.

                                 7 - «Вечерний калейдоскоп»

Цель. Создание комфортных условий пребывания детей в детском саду. Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Содержание. Взаимодействие педагога и детей в процессе организации игровых ситуаций.

Калейдоскоп – это разнообразные формы взаимодействия педагога с детьми в вечернее время.

Формы организации с взаимодействия: игры – занятия; оздоровительные досуги и развлечения. Песочная терапия, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры; игры-эксперименты; игры-забавы; игры-инсценировки. Ситуативные разговоры «один на один» и «малой группой»; чтение художественной литературы; познавательных сказок; рассматривание иллюстраций.

 8- «Здоровый ребенок - счастливая семья»

Цель. Формировать совместно с семьей предпосылки и начальные представления у детей о здоровом образе жизни, через создание сообщества «дети – родители - педагоги».

Содержание.Использование активных форм взаимодействия с родителями.

  Формы организации взаимодействия: организация в совместных оздоровительных досугах и развлечениях, игротеках «С мамой, папой поиграем!»; использование наглядной агитации: оформление стендов, выпуск экспресс – газеты; памяток с оздоровительной тематикой.

Педагогическая система «По дорожке здоровья» может легко перестраиваться под другого педагога и других детей младшего возраста. Ее реализация приносит нам внутреннее удовлетворение, помогает раскрыть собственный потенциал и способствует активному взаимодействию с детьми и родителями для формирования начальных представлений о здоровом образе жизни.

Здоровый человек - это великое благо и неотъемлемое условие его счастья. Только человек, живущий в гармонии с собой и со всем миром, будет действительно здоров. А здоровый ребенок – это счастье в семье. Поэтому уже в раннем детстве необходимо формировать начальные представления о здоровом образе жизни, научить ребенка любить себя, окружающих людей, природу, жизнь! Именно мы - педагоги призваны помогать ему в этом!

                     

                                Эффективность и результативность

Для оценки эффективности работы по взаимодействию педагога с детьми в разные режимные моменты в процессе формирования привычки к здоровому образу жизни у детей старшего возраста используем показатели развития навыков самостоятельности у детей 4-го и 5-го года жизни, предложенные В.Г. Алямовской.

В ходе педагогического наблюдения за детьми в разные режимные моменты, анализа, сделанного педагогом-психологом в начале и в конце учебного года, был выявлен уровень сформировании культурно – гигиенических навыков. Сравнительный анализ результатов показал положительную динамику: дети стали более самостоятельными, выполняют культурно-гигиенические процедуры в правильной последовательности, следят за своим внешним видом и отмечают неопрятность у сверстников. В индивидуальных беседах родители также отмечают возросшую самостоятельность детей. Это свидетельствует об эффективности приемов и методов педагогического взаимодействия, используемых в работе с детьми.

Систематические занятия физкультурой влияют на состояние здоровья детей и являются косвенным показателем формирования у детей привычки к здоровому образу жизни. Поэтому в своей работе мы используем результаты диагностики физического развития детей. На конец учебного года наблюдается положительный результат по физической культуре.

Результаты самоанализа нашей деятельности показали, что происходит развитие собственной компетентности в реализации развивающего потенциала во взаимодействии с детьми. Мы убедились в действенности использования способов и приемов эмоционально-комфортного типа взаимодействия в зависимости от эмоциональных проявлений ребенка. Взаимодействие стало боле гибким, опирающимся на непосредственно детский интерес. Максимально используем потенциал режимных моментов, как дополнительную развивающую возможность взаимодействия с ребенком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение «Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного образа»

Сообщение на педагогический совет по теме "Формирование ЗОЖ у детей дошкольного возраста"...

Познавательный вечер в средней группе детского сада "Роль здорового питания в формировании привычки к здоровому образу жизни"

Познавательный вечер с детьми и родителями, призванный помочь формировать у детей навыки здорового образа жизни, учить заботиться о своем здоровье; приобщать детей к регулярным занятиям физк...

Презентация "Роль здорового питания в формировании привычки к здоровому образу жизни"

Презентация по проделанной работе по теме "Роль здорового питания в формировании привычки к здоровому образу жизни". В средней группе детского сада....

«Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного образа»

«Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного образа» «Здоровый образ жизни – это …» Здоровый образ жизни – это деятельность, активность людей,направленные на сохранени...

«Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного образа»

«Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного образа» «Здоровый образ жизни – это …» Здоровый образ жизни – это деятельность, активность людей,направленные на сохранени...

«Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного образа»

«Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного образа»  «Здоровый образ жизни – это …» Здоровый образ жизни – это деятельность, активность людей,направленные на сох...

Проект во второй младшей группе по формированию привычки к здоровому образу жизни. «БЫТЬ ЗДОРОВЫМИ ХОТИМ!»

помочь детям осознать значимость здоровья, желание вести здоровый образ жизни...