"Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с медицинскими профессиями посредством игровой деятельности"
статья (старшая группа)

Кошелева Оксана Михайловна

В дошкольном возрасте формирование представлений о мире профессий человека актуальная и необходимая деятельность В старшем дошкольном возрасте представление ребёнка - дошкольника о профессиях ограничено достаточно не богатым жизненным опытом - он знает о работе мамы и папы, воспитателя, профессии повара, водителя, строителя, продавца, и еще пару тройку знакомых профессий. Важно дать представление детей о том, что врач - добрый, потому что дело, которым он занимается, необходимое и полезное, он облегчает страдания больного. Нужно дать понятие ребёнку о том, что к профессии врача нужно относиться с уважением. Также необходимо  рассказать о том,что есть различные медицинские профессии, такие как - врач, педиатр, хирург, санитарка, стоматолог, также нужно пояснить что врачи лечат людей, а ветиринары животных. Именно игровая деятельность позволяет в полной мере показать спецефику различных медицинских профессий, и необходимость их изучения с детьми. Такая сюжетно-ролевая, дидактическая игра: "Самый лучший врач" развивает словарный запас ребёнка, накапливает жизненный  познавательный опыт в различных видах деятельности воспитанников. Также важно дать детям понятия работы врачей в поликлиники в мирное время и тяжелый труд врачей в госпитале в военное время. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon luchshiy_vrach.doc594 КБ

Предварительный просмотр:

   Кошелева Оксана Михайловна,

Щенникова Вера Васильевна,

2 младшая группа «Гномики»,

МБДОУ - ЦРР «Рябинушка»,

 г. Абакан, Республика Хакасия

«Главное в жизни  – всегда делать людям добро. Если не можешь людям делать

 добро большое, постарайся совершить, хотя бы малое».

Лука (Войно – Ясенецкий)

«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с медицинскими профессиями по средствам игровой деятельности»

Цель: Создать условия для формирования представлений у детей дошкольного возраста интереса к профессии врача, обогащение представлений о медицинских профессиях, умение различать обязанности врача разной направленности, воспитывать чувства уважения к труду взрослых, желание оказывать помощь больному.

Задачи:

- Обогащать и конкретизировать представления детей о различных профессиях, медицинских работниках, воспитывать интерес и уважение к труду взрослых.

-  Закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления, развивать умения согласовывать тему игры, распределять роли в соответствии с сюжетом игры.

-  Стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей.

- Взаимодействовать с семьями воспитанников через организацию «Встречи с интересными людьми»

Актуальность:

В дошкольном возрасте формирование представлений о мире профессий человека не всегда осуществляется в достаточной мере, целенаправленно и систематически. Развитие личности ребёнка – дошкольника неразрывно связано с накоплением познавательного опыта во многих сферах деятельности человека. В старшем дошкольном возрасте представления ребёнка о профессиях ограничены достаточно небогатым жизненным опытом – он знает о работе мамы и папы, воспитателя, профессии повара, водителя, строителя, продавца и еще не многих. Важно дать понятия детям, что врач добрый, потому что дело, которым он занимается, облегчает страдания больного. Нужно научить ребенка относиться к профессии врача с уважением. Врач, педиатр, хирург, санитарка – это профессии, с которыми нужно знакомить ребёнка-дошкольника.

Словарная работа: поликлиника, госпиталь, больной, лечение, температура, педиатр, хирург, терапевт, окулист, стетоскоп, скальпель, фонедоскоп.

Предварительная работа: Беседы с детьми по теме: «Профессии врача», «Врач в госпитале во время войны», «Кто на помощь к нам придет?», «Что нужно доктору для работы?»

Дидактическая игра по теме: «Профессии»

Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Айболит», В. Сутеев «Про бегемотика, который боялся прививок», Е. Благинина «Больной зайка»

Сюжетно-ролевая игра «Больница»

Словесная игра – Сравнение мирных звуков и звуков войны»

Конструирование – «Мы построим больницу для детей»

Экскурсия в медицинский кабинет.

Просмотр презентации: «Профессия врача», «Врач во время войны глазами детей»

На магнитной доске мы с детьми определяем для себя три вопроса: что мы знаем? Где мы это можем узнать? Что мы узнали? Мы знаем, что врач добрый, лечит людей, к нему приходят за помощью. Про профессию  врача мы можем спросить у родителей, у воспитателя, посмотреть мультфильм и картинки в сказке. Мы знаем много новых неизвестных нам медицинских инструментов (шпатель, фонедоскоп, скальпель), так же знаем, что медицинские специальности бывают разными: терапевт, педиатр, хирург, медицинская сестра. Мы прочитали в книжках, что бы лечить людей нужно много знать и уметь, животных и людей лечат разные врачи.  

Введение:

Накануне празднования юбилея, 90  лет со дня основания города Абакана, хочется вспомнить наиболее известных и талантливых хирургов, врачей, наставников, которые стояли у истоков развития хирургии, онкологии, отдавая свои знания и умения  медицине. Так, среди двенадцати, известных и уважаемых жителей, столичного города, удостоенных звания «Почетный гражданин Абакана» - Надежда Николаевна Гончарова,  который является единственным врачом-хирургом. Надежда Николаевна Гончарова была удостоена званий «Заслуженный врач Хакасии», «Почётный гражданин города Абакан», орденов «Знак Почёта» и «За заслуги перед Хакасией», медалей «За трудовую доблесть», «За освоение целинных и залежных земель», «300 лет добровольного вхождения Хакасии в состав Российского государства» и профессиональных медалей — Гиппократа и Н.И. Пирогова. В аннотации к изданному в 2007 году библиографическому справочнику «Почетные граждане города Абакана», действующий  в те годы мэр столичного города Хакасии, Николай Булакин, отметил: «Абакан богат людьми, которые оставили неизгладимый след в истории его становления и развития. Эти люди делали историю Абакана, вложив в нее всю душу и сердце, отдавая себя без остатка делу созидания и улучшения жизни своих сограждан, этих людей уважают, их почитают, ими гордятся»

                             

Воспитатель - «Дети, посмотрите какая у нас в городе красивая больница. Она светлая, большая, в ней можно принимать сразу много детей, у нас работают разные врачи (педиатр, стоматолог, хирург) К каким врачам вас водила мама?, чем они заняты?, могут ли врачи, к которым обращаются дети, лечить животных?

Воспитатель показывает презентацию, на которой изображены фотографии врачей и здание современной поликлиники и старого здания городской больницы. Какое здание вам нравиться больше?

По воспоминаниям, Надежды Николаевны Гончаровой, городская больница в то далекое время была одноэтажным деревянным зданием. Деревянный, не покрашенный пол, привозная вода, топили дровами котел, грели воду, стерилизовали инструменты в автоклаве. В 1956 году, «учеба на хирурга», проходила в хирургическом отделении городской больницы. Им заведовал Федор Александрович Гергенредер, семья которого в годы войны была выслана в город Абакан. Только своей Надежде, Федор Александрович, мог дать ответственное задание, навестить директора Минусинского спиртового завода с целью возможности получить спирт, который был очень необходим,  для городской больницы это был бесценный дар, которого хватало на несколько месяцев качественной стерилизации хирургических инструментов. Позже, Надежда Николаевна обратилась за помощью к директору производственного объединения  «Хакоблобувьбыт», к Николаю Манакову. В отделении хирургии остро не хватало хирургического шовного материала. Брали у Манакова и шелковую нить, раскручивали, обеззараживали сулемой, стерилизовали и зашивали раны, не хватало марли и бинтов, которые стирали и сушили, вот такие были условия для работы в те трудные времена. Федор Александрович Гергенредер учил всю ответственность за жизнь пациента брать на себя, что и стало его смыслом жизни. Каким же был на самом деле врач, хирург Федор Александрович?

                             

         Окончив гимназию, Федор Александрович поступил на медицинский факультет Саратовского университета, который окончил в 1921 году. Он впервые в мире, в городе Энгельс использовал хирургический метод лечения  «слоновой болезни», который используется и сейчас, в те годы, успешно оперировал аппендицит и грыжи, получил звание «Заслуженный врач республики немцев Поволжья», также был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной Войне». Федор Алексанлрович является кавалеров ордена В.И.Ленина, ему присвоены звания «Заслуженный врач РСФСР», а также звание «Отличник здравоохранения». Днем, Федор Александрович вел прием в больнице, а вечером шел в госпиталь, и оперировал раненых.

Рабочий день у Федора Александровича начинался с семи утра, после операций вел прием в поликлинике, домой он уходил не раньше восьми вечера. Медицине Федор Александрович Гергенредер отдал 52 года своей жизни, из них 32 года – развитию и становлению хирургии в Хакасии. Он был интеллигентным, высоко эрудированным, профессионально образованным человеком, таких называют врач от Бога. В 2015 году имя Федора Александровича Гергенредера было увековечено на мемориальной доске, установленной на здании Республиканской больницы, имени Г.Я. Ремишевской.  Федор Александрович является «отцом хирургии» в нашем регионе, он воспитал достойную смену хирургов, среди которых Надежда Николаевна Гончарова, Эдуард Яковлевич Гаус, Юрий Николаевич Филимонов, Мария Георгиевна Трофимова, Эльза Федоровна Гергенредер и другие.

А раньше во время Войны вместо поликлиники был госпиталь. Воспитатель показывает фотографии госпиталя. В госпитале места мало, и раненные солдаты находятся в палатках, где врач и медицинская сестра им делают операцию и перевязки. Часто госпиталь передвигался туда, где требовалась его помощь. Стреляли танки, летели гранаты, и во время Войны госпиталь работал, и лечил раненных в бою солдат. Такой госпиталь был и в городе Абакане, и находился он в школе №1 и №10. Воспитатель показывает фотографию госпиталя.

                   

Военкомат возложил на молодых врачей двухмесячную подготовку молодых врачей – хирургов перед отправкой их на фронт. Работы было много. Госпиталь, который располагался в школе № 1 (значился под номером 1398 и 1782). Одним из лучших врачей хирургов в то время являлся Федор Александрович Гергенредер. Госпиталь был рассчитан  на 300 коек, а начальником госпиталя был назначен преподаватель Абаканской фельдшерско-акушерской школы, Павел Васильевич Ковтун. В знак благодарности, присылали докторам с фронта много писем. Поднимали боевой дух солдатам патриотические песни, это знаменитая  «Катюша», исполненная В. Зыковой песня «Валенки», М. Бернас «Темная ночь», а также письма - треугольники из дома и от боевых товарищей.  В конце Апреля 1943 года отбыл на фронт и сам госпиталь. В составе 40-й армии воронежского и 1 – го Украинских фронтов он участвовал в Курской битве, в освобождении Украины, Белоруссии, Польши и Германии. Последнее место его дислокации – город Заган, который находился в 90 километров от Берлина. Здесь и встретил госпиталь №1938 свою долгожданную Победу. Всем сердцем радовались победе санитарочки: Валя Веденина, Надя Журавель, Маша Карпова, Маша Дорохова, Евдокия Климентьевна Кузьменко. Именно на их хрупкие плечи легла обязанность выносить на руках раненных солдат, перевязывать их раны, а вокруг кровь, стоны и бомбежка. Голод, тяжелые условия труда на Курской дуге не сломали женщин в белых халатах, со всех сил помогали выжить раненым в бою солдатам.

Детям показывают фотографии госпиталя, медицинских сестер, раненных солдат, и воспитатель предлагает поиграть в словесную игру.

«Что лишнее?»

Перед детьми находиться сундук, в котором лежат:

- Большой красивый танк и самолет

- Самолет, сделанный из фанеры своими руками

- Бинт и зеленка,

- Банка варенья,

- Картошка,

- Фотографии раненных солдат,

- Булка хлеба,

- Книжка русских народных сказок,

- Спортивные атрибуты,

- Рыбий жир

- Шоколадные конфеты.

Воспитатель спрашивает детей, все ли эти предметы нужны больному в госпитале и в больнице? (ответы детей)

Проводится физ. Минутка: (становятся в круг)

Много на свете профессий у нас (хлопают в ладоши)

О них мы говорим сейчас

Вот швея рубаху шьет (показываем изображение иглы с ниткой)

Повар варит вам компот (режет фрукты)

Самолет ведет пилот (изображаем движение самолета)

На посадку и на взлет,

Доктор ставит нам уколы, (изображаем  шприц)      

И охранник есть у сада, (отдают честь)

Чтоб профессию иметь,

Надо много знать, уметь,

Хорошо дружок, учись,

И конечно не ленись. Дети прыгают на месте.

Ход занятия: Воспитатель - Ребята, отгадайте загадку, и узнаете, кто к вам придет в гости. Кто у постели больного сидит, и как лечится, он всем говорит, кто болен – он капли предложит принять, тому, кто здоров, разрешить погулять, Кто это, ребята? Конечно, это – врач. Молодцы, правильно ответили. Дети, кто-то к нам стучится, говорит воспитатель. Кукла здоровается с детьми. Ребята, я порезала ручку, и теперь у меня ранка, и бежала кровь, я взяла бинт, обработала ранку йодом и не знаю к какому врачу мне пойти лечиться.

В-ль: Здравствуй куколка, мы поможем твоей беде. Покажи свою ручку. Какая кукла к нам пришла в гости?», Почему вы так решили?, Чем занимается врач? (Лечит), как вы думаете, врач, какую пользу приносит людям?» Ребята, врач, который лечит взрослых, называется терапевт. (показываем фото врача), а детский врач, это – педиатр (смотрите фотографию детской поликлиники, какая она красивая). Врач нужен в мирное время и во время войны. Посмотрите, это госпиталь. Врач помогает раненым больным (фотография).

Посмотрите, у нашего врача, есть интересный чемоданчик, аптечка называется, что же в ней лежит, хотите узнать? Чтобы узнать, что лежит в аптечке нужно нащупать рукой предмет,  не вытаскивая, назвать его. Проводится сенсорная игра «Чудесный мешочек». 

Посмотрите, сколько разных приборов необходимо врачу, чтобы лечить людей. А что врач делает с этими предметами?

Словесная игра «Назови атрибуты врача»

На столе лежат картинки с предметами,  которые необходимы врачу. Это градусник, он нужен для измерения температуры, Слово «фонедоскоп» вам не знакомо - им мы измеряем состояние легких и сердца. Шприц нам нужен, чтобы им делать уколы. Шпатель нам нужен для осмотра горла, горчичники – для лечения простуды, пипетка – для закапывания в нос. Молодцы, теперь вы знаете все медицинские инструменты.

А сейчас я буду показывать фотографии врача, а вы скажите, что он лечит.

Лечит нос, горло и уши – показываем фото отоларинголог.

Проводит операции – хирург.

Лечит зубы – стоматолог.

Лечит сердце – кардиолог.

Лечит разные болезни – терапевт.

Делает уколы, дает лекарства больному – медицинская сестра.

Воспитатель: сейчас я возьму телефон, позвоню в регистратуру, и запишу куколку на прием к врачу. По какому номеру мы будем звонить врачу? Правильно, будем звонить в скорую помощь, по номеру «03» Куколка, не плачь, тебя уже записали на прием к хирургу, он тебе выписал талон, (показываем детям талон к врачу)  врач обработает рану, и сделает перевязку. Вот только у нас возникла не большая проблема. У врача хирурга закончились нитки, чтобы зашивать ранку. Что будем делать?, как помочь куколке вылечить ручку? на каком транспорте повезем куколку к врачу?, а давайте вместе построим автобус. Из чего можно построить автобус (ответы детей из стульчиков) Включаем песенку «Автобус»

Смотрите, в нашем городе есть много магазинов, в которых продаются нитки. Но нам нужны нитки специальные, которыми врач зашивает раны. Где покупают таблетки и витамины для лечения больного? правильно в аптеке. А поедем мы с вами в «Аптеку», где можно взять крепкие нитки и привезти их к врачу. У меня есть волшебный чемоданчик, в котором есть много разных ниток. Нитки в клубке для вязания, такие подойдут для операции? (ответы детей), нитки, которыми мы завязываем воздушные шарики, нитки, которыми шьют обувь? (ответы детей), посмотрите есть нитки крепкие, потрогайте их руками, они не порвутся в руках врача, именно такие нитки нам нужно приобрести, у этих ниток есть название – мононить. Я возьму с собой куколку, и мы вместе с ней отправимся в аптеку, там мы выберем и бинтик, и зеленку, все это отнесем к врачу, а врач вылечит ручке нашей куколке. На каком транспорте можно поехать в аптеку за нитками? (ответы детей)

Воспитатель достает картинки самолета, танка, велосипеда, машины и автобуса. И предлагает убрать лишний  предмет, на который нам в поездке не понадобится. (ситуация выбора) А поможет нам в этом светофор, (достаем макет светофора и дорожные знаки) давайте вспомним правила дорожного движения и специальные знаки, которые мы должны знать во время путешествия.  

Проводится игра: «Такие разные знаки дорожной безопасности»  На столе разложены знаки дорожного движения, дети их вспоминают, называя правила дорожной безопасности. Молодцы, ребята у нас с вами есть нитки, зеленка и бинтик, их мы дадим куколке, а она отнесет к врачу-хирургу. А зовут его Федор Александрович. Он обработает ранку нашей куколке, и она поправится.

Сейчас мы с вами отправимся в медицинский кабинет. Помните, как зовут нашу медицинскую сестру?, молодцы, ее зовут Клавдия Вениаминовна. Она привыкла, что мы с ребятами обращаемся к ней за помощью, но сегодня мы идем к ней в гости.

М.С – «Здравствуйте, ребята, я каждый день проверяю чистоту в вашей группе, а также смотрю, чтобы продукты, которые привозят в детский были свежими, вас кормили полезными овощами и фруктами. А еще, я слежу за вашим здоровьем. Знаю, что у вас в группе есть игра «Больница», и вы умеете в нее играть. А сейчас я вам расскажу, для чего вам делают прививки. Их делают здоровым детям, чтобы они не заболели.

Послушайте стихотворение С. Михалкова «Прививка» 

Я прививки не боюсь, если надо, уколюсь.

Ну, подумаешь, укол, укололи, и пошел.

Это только трус боится на укол идти к врачу.

Лично я при виде шприца, улыбаюсь, и шучу.

Еще, у меня есть лекарства и витаминки. Но, вы должны знать, детям принимать лекарства – опасно. Давать его могут только взрослые. Давайте, вспомним, для чего нужны весы? (ответы детей) Правильно, я вас взвешиваю, и измеряю ваш рост вот таким ростомером. А потом записываю ваш рост и вес в вашу медицинскую карточку. Спасибо, ребята, что пришли ко мне в гости, а теперь вам пора в группу, приходите еще. Дети прощаются с медицинской сестрой.

Дети приходят в группу, на столах у них расположен крупный конструктор, из которого воспитатель предлагает соорудить поликлинику для детей, куда они с родителями будут приходить лечиться. Вот такая замечательная получилась поликлиника. Также на столе перед детьми лежат краски, кисточки, и альбомные листы, на которых изображен доктор Айболит, детям предлагают нарисовать инструменты для работы врача. Воспитатель организует выставку детских работ. Вам понравилось сегодняшнее задание? Было весело, и мы еще обязательно пригласим к себе врача, который нам расскажет много интересного о своей работе.

 Художественная литература:

  1. Республиканское интернет-издание «История одной картины»
  2. Галина Иванова «За Страну, за нашу Школу, и за радостный звонок», газета Абакан, №33, от 25-31 Августа 2021 года.
  3. Государственное бюджетное учреждение культуры Республики Хакасия «Национальная библиотека имени Н.Г. Доможакова «Память Войны 1941-1945 года»
  4. Интернет- издание «Абакан-сегодня» к 85 летию города Абакана Школьный Музей от 28.Марта 2023 год.

Примечание: Детские картины для выставки «Война глазами детей»

               

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию. Тема: Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях через игровую деятельность.

В данном материале представлено планирование педагогической деятельности по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с профессиями....

План по самообразованию. Тема: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях посредством игровой деятельности»

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Систематизировать  работу по формированию у дошкольников представлений ...

Цикл мероприятий непосредственно образовательной деятельности «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с военными профессиями»

Цикл мероприятий непосредственно образовательной деятельности по физической культуре «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с военными профессиями»...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ. ТЕМА: «ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Цель: создание модели методического и организационно-педагогического сопровождения ранней профориентации детей дошкольного возраста через формирование системы представлений о труде взрослых, о назначе...

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с медицинскими профессиями»

Создать условия для формирования представлений у детей дошкольного возраста интереса к профессии врача; на обогащение представлений о медицинских профессиях;  умение различать функциональные обяз...

План по самообразованию педагога Тема: «Формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений о профессиях посредством игровой деятельности»

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Систематизировать  работу по формированию у дошкольников представлений ...

План по самообразованию педагога Тема: «Формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений о профессиях посредством игровой деятельности»

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Систематизировать  работу по формированию у дошкольников представлений ...