Система здоровьесбережения в ДОУ. Использование инновационных форм ЗОЖ (творческий отчет)
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Николаева Валентина Викторовна

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей одна из главных стратегических задач развития страны.

Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому важным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.

Современный человек не имеет права считать себя образованным, не освоив культуры здоровья. Культура здоровья определяет, прежде всего, умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу.

В настоящее время проблемы оздоровления детей  стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией к ухудшению здоровья дошкольников.

А между тем, дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребёнка. В этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. В этом возрасте ребенок быстро обучается и усваивает. На сегодняшний день проблема сохранения здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни является самой актуальной.

Поэтому главной целью работы в данном направлении является – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанника  и воспитание  валеологической культуры.

Основные задачи:  

1.формирование у детей представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни;

2.формирование навыков здорового образа жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_zdorovesberezheniya_moy_otchet.docx36.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1 г. Велижа

Система здоровьесбережения в ДОУ.

Использование инновационных форм ЗОЖ

(творческий отчет)

                                                                                              Подготовила и провела:

Воспитатель,  высшей кв. кат.

Николаева Валентина Викторовна

2019год

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей одна из главных стратегических задач развития страны. 

Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому важным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.

Современный человек не имеет права считать себя образованным, не освоив культуры здоровья. Культура здоровья определяет, прежде всего, умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу.

В настоящее время проблемы оздоровления детей  стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией к ухудшению здоровья дошкольников.

А между тем, дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребёнка. В этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. В этом возрасте ребенок быстро обучается и усваивает. На сегодняшний день проблема сохранения здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни является самой актуальной.

Поэтому главной целью работы в данном направлении является – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанника  и воспитание  валеологической культуры.

Основные задачи:  

1.формирование у детей представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни;

2.формирование навыков здорового образа жизни.

Эти задачи решаются путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.

Одним из главных условий успешности работы в этом направлении является грамотная организация здоровье сберегающего процесса в группе. Поэтому в своей работе мы используем разнообразные здоровье сберегающие технологии.

Здоровье сберегающие образовательные технологии– системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса,  направленная на укрепление и сохранение здоровья детей; качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов; технологическая основа здоровье сберегающей педагогики.

Цель здоровье сберегающих технологий:

1) Обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанника и воспитание здоровье сберегающей культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, здоровье сберегающей компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

2) Содействие  валеологическому просвещению родителей.

В работе с детьми нашей группы мы стараемся использовать  следующие 

Виды здоровье сберегающих технологий:

1) Медико-профилактические технологии.

Направлены на сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала  ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.

Основные компоненты медико-профилактических технологий: мониторинг здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; рациональное питание;  рациональный режим дня; закаливание; организация профилактических мероприятий в детском саду;  контроль и помощь в обеспечении требований СанПиНов; здоровье сберегающая среда в ДОУ.

Именно среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда  должна не только обеспечивать физическую активность детей, но и быть основой для их самостоятельной двигательной деятельности. Мы стараемся рационально организовать среду в нашей группе.

2)Физкультурно-оздоровительные технологии.

Направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников; профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки,

воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.

Основные компоненты физкультурно-оздоровительных технологий:

Рациональный двигательный и оздоровительный режим дошкольников; динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые включают дыхательную, пальчиковую, артикуляционную, кинезеологическую  гимнастику, гимнастику для глаз и т.д.); подвижные и спортивные игры; контрастные дорожки; утренняя гимнастика; физкультурные занятия; закаливающие процедуры; спортивные развлечения и  праздники, дни здоровья;  бодрящая гимнастика; кинезеологическая гимнастика.

3) Здоровье сберегающие образовательные технологии.

 Направлены на становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни. Накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской самопомощи и помощи.

Основные компоненты здоровье сберегающих образовательных технологий:

Занятия из серии «Здоровье» в соответствии  программой

Занятия из серии « Безопасность» в соответствии  программой

Комплексные образовательные занятия по формированию навыков ЗОЖ.

Игротренинги и игротерапия.

Самомассаж

Точечный массаж

По тому, как ребенок  относится к своему здоровью и здоровью окружающих, можно судить о его гигиенической и общей культуре, ценностях и привычках. Развитие навыков здорового образа жизни, безопасности происходит не самопроизвольно, а в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения. В основе знаний, лежат представления об организме человека и его отдельных органах, их функционировании, о влиянии физических упражнений на рост и развитие человека. В основу знания так же входят вопросы здорового образа жизни и его влияние на состояние здоровья, начальные знания в области медицины и гигиены. Мы стараемся творчески относиться к сообщению знаний, используем для этого не только занятия, но и режимные моменты .Так, для прочного усвоения детьми основ здорового образа жизни,  проводим с ними беседы и игры соответствующей тематики  и используем с этой целью разнообразные виды детской деятельности в течении дня.

Формирование навыков  личной гигиены неразрывно связано с  воспитанием культуры поведения. Приобретенные детьми первоначальные навыки гигиены целесообразно закреплять в тематических играх соответствующего содержания. При организации игр  используем разнообразные иллюстративные материалы к сказкам и рассказам, наглядные пособия, игрушки. Для усвоения гигиенических навыков  использум дидактические и сюжетно-ролевые игры «Солнце, воздух и вода-наши лучшие друзья!», « Аптека», « Больница», а также потешки, например:  « Водичка, водичка, умой мое личико!» Очень интересны для детей  такие литературные произведения , как « Мойдодыр», « Федорино горе», « Доктор Айболит» К. И. Чуковского и др.

Благодаря внедрению  образовательных технологий дошкольники :

Знают основы здорового образа жизни

Стараются сознательно относиться к собственному здоровью и использовать доступные способы его укрепления

С помощью воспитателя получают представления о действии некоторых профилактических процедур

Активно участвуют в разных видах занятий по физической культуре, с удовольствием самостоятельно организуют подвижные и спортивные игры

Самостоятельно выполняют гигиенические процедуры, владеют навыками самообслуживания

 Могут осуществлять контроль за своим самочувствием.

4) Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка

Направлены на обеспечение психическое и социальное здоровье дошкольника, обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в ДОУ и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия ребенка.

Основные компоненты:

Релаксация, музыкотерапия, сказкотерапия, психогимнастика, позитивный микроклимат в группе.

Особенно важна в системе формирования навыков здорового образа жизни работа с родителями, так как именно родителя являются для своих детей главным примером для подражания.

Работа с родителями  строится по двум направлениям:

Первое направление – просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или иному вопросу. Предлагаю родителям ознакомиться с визитной карточкой ДОУ, с нормативно-правовыми документами; знакомлю с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития; информационными листами: “Движения и здоровье”, “Физкульт-ура!”, “Для чего нужна зарядка?”; с содержанием физкультурно-оздоровительной работой и лечебно-профилактическими мероприятиями.

Второе направление – организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства, создание условий для общения по вопросам физического воспитания детей. С целью выявления знаний и умений в области здорового образа жизни, организации питания и двигательной активности, выполнение режимных моментов в семье провожу анкетирование родителей. Совместно с родителями организуем и проводим физкультурные праздники, досуги, где происходит непосредственное общение взрослых с ребенком.

Также, немало важную роль играет и здоровье самих педагогов. Главный психологический аспект: Здоровый педагог – здоровый ребенок.

Считаю, что во многом здоровье воспитанников дошкольного учреждения определяется педагогом, его здоровьем – не только физическим, но и психологическим.

Современная жизнь с её многочисленными трудностями как экономического, так и психологического характера требует от человека любой профессии напряжения всех его нравственных и физических сил. Представители педагогического труда оказываются в наиболее сложной ситуации: они испытывают двойные нагрузки в связи с тем, что их труд,  отличается высокой эмоциональной напряженностью и стрессонасыщенностью. 

Профессиональная деятельность педагога дошкольного учреждения характеризуется значительными нагрузками на психоэмоциональную сферу личности. Большая часто его рабочего дня протекает в эмоционально-напряженной обстановке: эмоциональная насыщенность деятельности, постоянная концентрация внимания, повышенная ответственность за жизнь и здоровье детей. Напряженные факторы такого рода оказывают влияние на эмоциональное и физическое самочувствие педагога: появляется нервозность, раздражительность, усталость, разного рода недомогания.

Отрицательно окрашенные психологические состояния педагога снижают эффективность воспитания и обучения детей, повышают конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами, способствуют возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качеств негативных черт, разрушают психическое здоровье.

Мы стараемся следить за своим физическим и психическим здоровьем с помощью правильного питания, витаминотерапии, активного образа жизни, отказа от вредных привычек. В сложных стрессовых ситуациях очень хорошо использовать метод релаксации  с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения.

Таким образом, в результате постоянной, непрерывной работы по внедрению здоровье сберегающих  технологий  дети нашей группы имеют сформированные представления о здоровье, как одной из главных ценностей жизни, у большинства  детей сформированы навыков здорового образа жизни. Как результат улучшение показателей здоровья детей, повышение процента посещаемости.

Однако, мы не останавливаемся на достигнутом, работа с применением здоровье сберегающих технологий  продолжается регулярно, систематизировано мы ищем новые пути для укрепления, сохранения и развития здоровья наших детей.

  «Водопад» (выполняется под класс. музыку)

Представьте себе, что вы находитесь под небольшим водопадом. Вода чистая и тёплая. Вам тепло и приятно. Струйки воды стекают на ваше лицо, волосы, мягко струятся по шее, спине, рукам и ногам. Они стекают и продолжают свой бег дальше. Постойте немного под водопадом – пусть вода омоет ваше лицо и тело, унесёт прочь все страхи и неприятности. Пусть все ваши беды уплывут вместе с водой… Ваши страхи, беды смыла и унесла вода. Чистая вода омыла вас. Возьмите хорошее настроение с собой на весь день.

Здоровье ребенка превыше всего,

Богатство земли не заменит его.

Здоровье не купишь, никто не продаст

Его берегите, как сердце, как глаз.

Ж. Жабаев

   «Водопад» (выполняется под класс. музыку)

Представьте себе, что вы находитесь под небольшим водопадом. Вода чистая и тёплая. Вам тепло и приятно. Струйки воды стекают на ваше лицо, волосы, мягко струятся по шее, спине, рукам и ногам. Они стекают и продолжают свой бег дальше. Постойте немного под водопадом – пусть вода омоет ваше лицо и тело, унесёт прочь все страхи и неприятности. Пусть все ваши беды уплывут вместе с водой… Ваши страхи, беды смыла и унесла вода. Чистая вода омыла вас. Возьмите хорошее настроение с собой на весь день.

Здоровье ребенка превыше всего,

Богатство земли не заменит его.

Здоровье не купишь, никто не продаст

Его берегите, как сердце, как глаз.

Ж. Жабаев

  «Водопад» (выполняется под класс. музыку)

Представьте себе, что вы находитесь под небольшим водопадом. Вода чистая и тёплая. Вам тепло и приятно. Струйки воды стекают на ваше лицо, волосы, мягко струятся по шее, спине, рукам и ногам. Они стекают и продолжают свой бег дальше. Постойте немного под водопадом – пусть вода омоет ваше лицо и тело, унесёт прочь все страхи и неприятности. Пусть все ваши беды уплывут вместе с водой… Ваши страхи, беды смыла и унесла вода. Чистая вода омыла вас. Возьмите хорошее настроение с собой на весь день.

Здоровье ребенка превыше всего,

Богатство земли не заменит его.

Здоровье не купишь, никто не продаст

Его берегите, как сердце, как глаз.

Ж. Жабаев

 «Это может каждый, или 10 правил здорового образа жизни»

Хотя гены играют немалую роль в формировании телосложения, последние исследования показали, что мы способны повлиять на эту ситуацию и проявить их лучшую сторону. В любой момент нашей жизни клетки жировой ткани могут увеличиться или уменьшиться, и зависит это скорее от образа жизни (питания и физической активности, чем от генов.

Поскольку теория генов уже не имеет прежнего веса, что же определяет, насколько стройной будет наша фигура?

Если бы у вас появилась возможность провести сутки в компании стройного человека, приверженца здорового образа жизни, вы бы непременно заметили несколько вещей, которые отличают его от большинства, ведущего малоподвижный образ жизни. Узнайте, как некоторым людям удается сохранить стройную фигуру и хорошее здоровье до преклонных лет и постарайтесь перенять эти полезные привычки.

1. Высыпайтесь и просыпайтесь естественным образом. Большинство людей, ведущих здоровый образ жизни, просыпаются без будильника в отличном настроении, отдохнувшие и с хорошим аппетитом. Они разработали фитнес-план и придерживаются его. Такие люди легко засыпают, крепче спят, кроме того, потребность в сне у них меньше, т. е. для восстановления сил им нужно всего несколько часов крепкого сна. Известно, что между недосыпанием и избыточным весом (ожирением) существует стойкая связь. Сон восстанавливает силы организма, помогает перестроиться и подготовиться к новому дню.

2. Будьте готовы. Люди, ведущие здоровый образ жизни, еще с вечера готовят спортивные принадлежности и одежду на следующий день, заблаговременно планируют распорядок дел на целую неделю с учетом спортивных тренировок. Кстати, к тренировкам они относятся так же серьезно, как к деловым встречам или социальным обязательствам.

3. Делайте утреннюю зарядку. Занятия спортом утром более эффективны, чем вечерние занятия, кроме того, они лучше вписываются в распорядок дня. После утренней зарядки появляется приятное ощущение удовлетворения и гордости, что помогает выбирать здоровое питание на протяжении дня, успешно выходить из стрессовых ситуаций и сохранить хорошее настроение. Утренняя зарядка - лучшее начало дня, которое в конечном итоге влияет на множество решений, которые мы принимаем в течение дня.

4. Планируйте режим питания. Люди, ведущие здоровый образ жизни, питаются строго в определенное время, планируют приемы пищи с учетом тренировок и точно знают, что съедят и когда. Вначале придется приложить некоторые усилия, чтобы определиться с выбором здоровой пищи и закусок, но не стоит пускать питание на самотек. Если вы настолько проголодались, что направляетесь к шведскому столу или заказываете еду в кафетерии фастфуда, это первый признак близящейся катастрофы.

5. Не зацикливайтесь на неудачах. Люди, ведущие здоровый образ жизни, не позволяют неудачам остановить их на пути к цели - одна пропущенная тренировка не превращается в две или три. После пропущенной тренировки они оправляются в спортзал и занимаются Шемаханова О. А. № 218-401-433

еще интенсивнее. Также не следует особо расстраиваться и прекращать диету из-за одного куска пиццы или торта. Нужно вернуться к режиму здорового питания, регулярно заниматься спортом и хорошо высыпаться, чтобы время от времени позволять себе небольшое послабление и пропускать тренировку, при этом не обвиняя себя во всех смертных грехах.

6. Измените образ жизни и привычки. Стройные люди стали такими не за одну ночь - для этого им понадобилось гораздо больше времени. Они много читают о фитнесе и правильном питании, и не пытаются преобразиться за один день, постепенно меняя привычки до тех пор, пока они не станут естественной частью их жизни. Как говорили мудрецы, выбери лучшее, а привычка сделает это приятным и естественным.

7. Научитесь отличать психологию успеха от бесполезных и вредных советов «как быстро похудеть без усилий». Люди, ведущие здоровый образ жизни, не ведутся на волшебные средства быстро и без усилий похудеть и оздоровиться. Они знают, что долголетие, хорошее здоровье и стройная фигура не даются легко, и чтобы ежедневно наслаждаться этими преимуществами, нужно приложить немало усилий. Помните: если что-то слишком хорошо, чтобы быть правдой, значит, это неправда.

8. Сбросьте лишний вес и сохраните достигнутый. Люди, ведущие здоровый образ жизни, знают, что одной диеты еще недостаточно, чтобы похудеть и сохранить достигнутый вес на долгое время. Занятия фитнесом - вот залог успешного похудения. При условии регулярных занятий спортом

достигнутый вес можно сохранить на всю жизнь.

9. Не пренебрегайте позитивным аутотренингом. Чтобы сохранить хорошую фигуру, нужно пользоваться приемами позитивного аутотренинга. Вряд ли вы похудеете, если будете постоянно твердить себе «Я толстая» или «Я лентяйка». Чаще повторяйте фразы «Я сильная», «У меня все получится», «Я забочусь о своей фигуре» и т. п.

10. Ставьте перед собой реалистичные цели. Люди, ведущие здоровый образ жизни и следящие за фигурой, всегда стремятся к реалистичным целям. Некоторые хотят похудеть до определенного размера или параметров. Другие стремятся своим поведением поддержать определенную акцию, например, бегают трусцой в целях борьбы с раком груди или занимаются велоспортом для борьбы с лейкемией. Достигнув одной цели, поставьте перед собой следующую и составьте план, как ее достичь.

Если вы мечтаете о стройном, здоровом, сильном и выносливом теле, выберите для себя хотя бы одну из перечисленных выше привычек и не отступайте от нее. Когда эта привычка станет для вас второй натурой, переходите к следующей. Помните - чем больше у вас здоровых привычек, тем легче и насыщеннее будет ваша жизнь, и тем больше вас будет радовать ваше отражение в зеркале.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование инновационных форм в методической работе дошкольного образовательного учреждения как фактор повышения педагогической компетенции педагогов»

Статья посвящена вопросам созданию модели организации методической работы,  способствующей не только повышению профессионального мастерства и личностному росту каждого педагога, но и ...

Реализация компетентностного подхода в работе с семьей с использованием инновационных форм

На современном этапе в условиях введения ФГОС дошкольного образования ДОО  должна выступать объединяющим и координирующим звеном в процессе интеграции воспитательного воздействия всех субъе...

Использование инновационных форм организации работы с семьёй с целью создания единого образовательного пространства в аспекте реализации ФГОС.

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. 1 сентября 2013 года вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образов...

Фрагмент Совета педагогов в форме интерактивной игры «Педагогическая рыбалка» по теме: Использование инновационных форм сотрудничества педагогов и родителей с целью развития творческих способностей и коммуникативных навыков дошкольников.

Цель: стимулировать интерес к педагогическому поиску, повышать педагогическую компетентность воспитателей по вопросам использования  инновационных форм сотрудничества педагогов и родителей с цель...

Инновационный проект «Использование инновационных форм взаимодействия ДОУ и семьи в установлении партнерских связей между участниками педагогического процесса»

Инновационный проект «Использование инновационных форм взаимодействия ДОУ и семьи в установлении партнерских связей между участниками педагогического процесса»...

18.01.2024 Использование современных здоровьесберегающих технологий в системе коррекционно-развивающей среды, как инновационной формы работы в ДОУ

В современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий. С целью достижения новых образовательных результатов в своей раб...