Доклад "Организация и проведение прогулки в ДОУ"
материал

Лейченкова Олеся Юрьевна

Прогулка - это заранее организованный воспитателем режимный момент жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении, который проходит на свежем воздухе. Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от предыдущего занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progulka.docx26.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №14 «Красная шапочка» города Котовска Тамбовской области

Доклад на тему:

«Организация и проведение прогулки»

                                                                                   Подготовил:

                                                                                    Воспитатель

                                                                                           Лейченкова О.Ю.

Котовск 2023

Начать свое выступление хотелось бы словами: «День, проведенный ребенком без прогулки потерян для его здоровья» (Г.Н. Сперанский).

Итак, что же такое прогулка?

Прогулка – это заранее организованный воспитателем режимный момент жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении, который проходит на свежем воздухе.

       Режим дня детского сада предусматривает ежедневное проведение дневной прогулки после занятий и вечером – после полдника. Время, отведенное на прогулки, должно строго соблюдаться. Общая продолжительность прогулки в младшей группе составляет 3 часа.

Для достижения оздоровительного эффекта в летний период в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на свежем воздухе с перерывами для приема пищи и сна.

      В зимний период прогулки проводятся 2 раза в день. При температуре воздуха ниже -15 градусов и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -15 градусов и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет.

Подготовка к прогулке

Перед выходом на прогулку воспитатель организовывает с детьми проведение гигиенических процедур: чистку носа, посещение туалетной комнаты.

Одевание детей нужно организовывать так, чтобы не тратить много времени и, чтобы им не приходилось долго ждать друг друга. Для этого необходимо продумать и создать соответствующие условия. Одевать и раздевать детей младшей группы при подготовке и возвращении с прогулки желательно по подгруппам.

      Воспитатель выводит в раздевалку первую подгруппу детей, в которую включает медленно одевающихся детей и детей с низкими навыками самообслуживания. Помощник воспитателя проводит гигиенические процедуры со второй подгруппой детей и выводит их в раздевалку. Воспитатель выходит на прогулку с первой подгруппой детей, а помощник воспитателя заканчивает одевание второй подгруппы и провожает детей на участок. Детей с ослабленным здоровьем рекомендуется одевать со второй подгруппой детей, а заводить с прогулки  - с первой подгруппой.

       Воспитатель должен научить детей одеваться и раздеваться в определенной последовательности. Сначала все они надевают штаны, обувь, затем кофту, куртку, шапку, шарф и варежки. При возвращении с прогулки раздеваются в обратном порядке. Малышам надо давать возможность самим сделать то, что они могут. Когда у детей выработаются навыки одевания и раздевания, то они смогут делать это быстро и аккуратно, воспитатель только помогает им в отдельных случаях (застегнуть пуговицу, завязать шарф и т.п.). Нужно приучать детей к тому, чтобы они оказывали помощь друг другу, не забывали поблагодарить за оказанную помощь. Чтобы навыки одевания и раздевания формировались быстрее, родители дома должны предоставлять детям больше самостоятельности.

Содержание прогулки для детей зависит от времени года, погоды, предшествующих занятий и возраста.

Для того, чтобы дети охотно собирались на прогулку, воспитатель заранее продумывает ее содержание, вызывает у малышей интерес к ней с помощью игрушек или рассказа о том, чем они будут заниматься. Если прогулки содержательны и интересны, дети, как правило, идут гулять с большой охотой. Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществить задачи всестороннего развития детей.

Структура прогулки:

1. Наблюдение.

2. Подвижные игры. Сюда входят игры большой подвижности, игры малой и средней подвижности, игры по выбору детей, дидактические игры.

3. Индивидуальная работа с детьми по развитию движений, физических качеств.

4. Труд детей на участке.

5. Самостоятельная игровая деятельность.

Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то в начале прогулки целесообразно провести подвижные игры, пробежки, затем – наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры. Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности.

Наблюдение

Большое место на прогулке отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с целой группой, с подгруппами, а также с отдельными малышами.

В младшем возрасте наблюдения должны занимать не более 7-10 минут и быть яркими и интересными. Проводить их надо ежедневно, но каждый раз детям должны предлагаться разные объекты для рассмотрения.

Объектами наблюдения могут быть:

- живая природа (растения и животные);

- неживая природа (сезонные изменения и различные явления природы: дождь, снег, текущие ручьи);

- труд взрослых.

Виды наблюдения:

  • кратковременные наблюдения организуются для формирования представлений детей о свойствах и качествах предмета или явления (дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей и характер поверхности, а при ознакомлении с животными – характерные движения, издаваемые звуки и т.д.;
  • длительные наблюдения организуются для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе. Дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше.

Организуя наблюдения, воспитатель должен всегда соблюдать данную последовательность:

- устанавливаются факты;

- формируются связи между частями объекта;

- идет накопление представлений у детей;

- проводятся сопоставления;

- делаются выводы и устанавливаются связи между проводимым сейчас наблюдением и проведенным ранее.

Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений.

Подвижные игры

Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества.

Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большой подвижности, связанных с бегом, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной или осенью) следует организовывать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.

Время проведения подвижных игр и физических упражнений на утренней прогулке: в младших группах – 6-10 минут, на вечерней прогулке – 10 минут.

Каждый месяц разучивается 2-3 подвижные игры.

В младшем возрасте рекомендуются игры с текстом (подражание действиям воспитателя).

Заканчиваются подвижные игры ходьбой или игрой малой подвижности, постепенно снижающей физическую нагрузку.

Не допускается длительное нахождение детей на прогулке без движений. Особого внимания требуют дети со сниженной подвижностью, малоинициативные, которых следует вовлекать в подвижные игры.

Во время прогулок воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми: для одних организует игру с мячом, для других – упражнение в равновесии, для третьих – перешагивания через преграду.

Игры с высоким уровнен интенсивности движений не следует проводить в конце утренней прогулки перед уходом с участка, так как дети в этом случае становятся перевозбужденными, что отрицательно сказывается на характере дневного сна, увеличивает длительность засыпания. Может быть причиной снижения аппетита. Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры.  Затем дети собирают игрушки, оборудование.

Особенности организации двигательной активности в зимний период

В холодный период года воспитателю необходимо следить за тем, чтобы дети дышали носом. Носовое дыхание соответствует формированию у детей умения правильно дышать, предупреждает заболевание носоглотки. При низких температурах нецелесообразно организовывать игр большой подвижности, т.к. они приводят к форсированию дыхания, когда дети начинают дышать ртом. Не следует также в этих условиях проводить игры требующие произнесения детьми в полный голос четверостиший, припевок, какого-либо текста.

Дидактические игры и упражнения являются одним из структурных компонентов прогулки. Они непродолжительны, занимают по времени в младшем возрасте 3-4 минуты. Каждая дидактическая игра состоит из дидактической задачи, содержания, правил, игровых ситуаций.

 При использовании дидактической игры воспитатель должен следовать педагогическим принципам:

- опираться на уже имеющиеся у детей знания;

- задача должна быть достаточно трудна, но и в то же время доступна детям;

- постепенно усложнять педагогическую задачу и игровые действия;

- конкретно и четко объяснять правила.

Виды дидактических игр:

- игры с предметами (игрушками или природными материалами);

- словесные игры.

Приемом стимуляции детской активности являются различные дидактические упражнения. Они проводятся несколько раз в течение одной прогулки. Дидактическое упражнение может быть предложено детям в начале, в конце, а может вплетаться в ход наблюдения. Например, «Принеси желтый листик», «Найди по листу дерево», «Найди дерево или кустарник по описанию» и т.д. проводят их со всей группой или с частью ее.

На прогулках осуществляется работа и по развитию речи ребенка: разучивание потешки или небольшого стихотворения, закрепление трудного для произношения звука и т.п. Воспитатель может вспомнить с детьми слова и мелодию песни, которую разучивали на музыкальном занятии.

Во время прогулки воспитатель следит за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не замерз или не перегрелся. Тех детей, кто много бегает, он привлекает к участию в более спокойных играх.

Трудовая деятельность детей на участке

Большое воспитательное значение имеет трудовая деятельность на прогулке. Важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными, а по длительности – не превышали 5-10 минут в младшем возрасте.

Формами организации труда детей являются:

- индивидуальные трудовые поручения;

- работа в группах;

- коллективный труд.

Индивидуальные трудовые поручения применяются во всех возрастных группах детского сада.

Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Во время коллективного труда формируются умения принимать общую цель труда, согласовывать свои действия, сообща планировать работу.

В младшей группе дети получают индивидуальные поручения, состоящие из одной-двух трудовых операций, например, взять корм для птиц и положить в кормушку. Воспитатель поочередно привлекает к кормлению птиц всех детей. Или, например, сбор камушков для поделок. Работу организовывают как «труд рядом», при этом дети не испытывают никакой зависимости друг от друга.

Целевые прогулки

 Воспитатель организует наблюдения детей за общественной жизнью и явлениями природы на всей территории детского сада. С этой целью организуются целевые прогулки.

В младшей группе целевые прогулки проводятся раз в неделю. Воспитатель показывает детям дома, транспорт, пешеходов. А таких прогулках дети получают много непосредственных впечатлений об окружающем, расширяется их кругозор, углубляются знания и представления, развивается наблюдательность и любознательность. Движения на воздухе оказывают положительное влияние на физическое развитие. Длительная ходьба во время прогулки требует от детей определенной выдержки, организованности и выносливости.

Главная задача воспитателя – сделать так, чтобы на прогулке детям было не скучно. Если прогулки содержательны и интересны, дети, как правило, идут гулять с большой охотой и радостью. Для воспитателя прогулка – это уникальная возможность не только оздоровить детей, но и обогатить ребенка новыми знаниями и впечатлениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения прогулки "Зимняя прогулка"

Конспект проведения зимней прогулки у детей средней группы...

Конспект проведения прогулки во второй младшей группе по теме «Весенняя прогулка»

Учить детей определять состояние погоды, знакомить с некоторыми характерными особенностями весны. Обратить внимание на красоту весенней погоды.Привлекать детей к трудовой деятельности, приучать соблюд...

Методика проведения прогулки у детей раннего возраста в детском саду. Конспект прогулки

Данный материал содержит рекомендации по подготовке к прогулке, структуре прогулки и ее  конспект.Методика проведения прогулки детей в детском саду. Конспект прогулкиПребывание детей на свежем во...

Конспект проведения прогулки во второй младшей группе по теме: «Прогулка весной».

Представлен конспект прогулки во второй младшей группе. Присутствует художественное слово, индивидуальная работа, подвижная игра, наблюдение и самостоятельная деятельность....

Конспект проведения прогулки в младшей группе по теме "Зимняя прогулка".

Загадки, другие названия зимних месяцев,беседа об осадках зимой,стихотворение "Снежинки", подвижная игра "Метелица"...

конспект проведения прогулки в старшей группе" Прогулка в зимний лес "

Конспект расчитан  на детей старшего дошкольного возраста...

Конспект проведения прогулки в младшей группе. Тема прогулки «Осень наступила».

Данный материал покажет Вам, как интересно и с пользой можно провести прогулку на улице....