Физическое развитие и воспитание
консультация (младшая группа)

Лидия Николаевна Лапшина

Физическое воспитание детей дошкольного возраста — это целенаправленный процесс, целью которого является формирование и развитие двигательных навыков ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fizicheskoe_razvitie_i_vospitanie.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ι. Утренняя зарядка.

Назначение утренней зарядки:

  • Активизировать деятельность всех систем организма
  • Создать у детей бодрое жизнерадостное настроение
  • Обеспечить организованное начало в детском саду и переключить внимание детей на совместные виды деятельности.

Утренняя гимнастика позволяет решать различные оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

Организация утренней зарядки.

Проводится ежедневно во всех возрастных группах. На открытом воздухе и в помещении. Помещение должно быть проветренным, если в помещении не выше 17 градусов.

Продолжительность утренней зарядки зависит от возраста детей (в младшем возрасте-4-5 минут, в старшем – 10-12 минут).

Требования к проведению:

В утреннюю гимнастику должны включаться упражнения, освоенные детьми на физкультурных занятиях. Подбираются таким образом, чтобы оказать разностороннее воздействие на организм. Один комплекс выполняется на протяжении двух недель. Предусматривается некоторое варьирование упражнений, их усложнение. На год для каждой возрастной группы составляется 12 комплексов утренней зарядки, которые в течение года повторяются. При подборе упражнений обязательно учитывают: время год и погодные условия, место проведения утренней зарядки.

Начинается строевыми упражнениями (для организации детей). Затем используется разновидности ходьбы в сочетании с бегом, упражнения дыхательной гимнастики и комплекс общеразвивающих упражнений, которые заканчиваются либо прыжками, либо бегом; в конце зарядки более интенсивным с переходом на ходьбу.

Традиционные упражнения – использовались на протяжении многих лет: образно-сюжетная форма общеразвивающих упражнений с предметами; игровая форма с элементами общеразвивающих упражнений, игра с бегом.  

В середине недели  детям необходима игровая зарядка и ритмическая гимнастика.

Нетрадиционные формы – беговая зарядка (оздоровительный бег) хорошо использовать в теплое время года, но не зимой по рыхлому снегу (по асфальту бегать вредно, полезно по мягкому грунту – проселочной дороге). Необходимо учитывать возрастные особенности детей. Заниматься с первой младшей группой босиком, начиная с двух минут и более.

Виды утренней зарядки:

  • На элементах йоги сочетании с музыкой
  • На элементах китайской гимнастики «УШУ», КОМПЛЕКС «Пяти зверей»
  • Танцевальная зарядка – по методике Карла Орфа
  • На элементах фольклора (загадки, потешки, прибаутки). М.П. Асташина  Фольклор в  физическом воспитании.
  • На элементах дыхательной гимнастики: «Музыкальная зарядка по Стрельниковой», Лазарев «Система развивающих упражнений для детей, страдающих бронхиальной астмой»
  • Коррекционная зарядка (нарушение плоскостопия, бронхит -подбираются специальные упражнения по коррекции того или иного заболевания)
  • С элементами психогимнастики (этюды по Чистяковой).

ΙΙ. Гимнастика после сна.

Должна проводится во всех возрастных группах. Продолжительность по аналогии утренней гимнастики. Проводится в помещении.

Назначение похожи на утреннюю гимнастику (обеспечить быстрый переход от сна к бодрствованию, активизировать деятельность всех органов и систем, создать радостное настроение). Носит профилактико - коррекционную направленность. Не используют строевые упражнения . Используются упражнения дыхательной гимнастики, ОРУ, упражнения на профилактику нарушения осанки. Плоскостопия. Используются упражнения для профилактики простудных заболеваний. Можно использовать пальчиковую гимнастику. Сочетают гимнастику с закаливающими процедурами. Очень популярен массаж по Уманской – снижается рост простудных заболеваний.

ΙΙΙ. Подвижные игры и физические упражнения на прогулках.

Должны проводиться в день на утренней и вечерней прогулках. Подбор игр зависит от возраста и физического состояния ,от программного материала от времени года и погодных условий и от условий проведения. На год для каждой возрастной группы подбирается перечень игр, которые раскидываются по сезону и в течение года повторяются и варьируются. Некоторые упражнения могут применяться после игры –  восстановление дыхания, упражнения на равновесие. Игры подбирать необходимо по сезонам. Назначение – для достижения наибольшей двигательной активности и обеспечение тренирующего эффекта.

ΙΥ. Физкультурные минутки.

Назначение- предупреждение и снятие утомления, повышение продуктивности умственной деятельности. Проводятся со средней группы на занятиях познавательного цикла, во время подобных занятий, требующих у детей статического положения тела, умственного напряжения У детей может ухудшиться кровообращение, особенно в области таза и нижних конечностей,  устают мышцы спины и шеи, на некоторых занятиях мышцы кистей и пальцев, органы зрения, дети становятся беспокойными и рассеянными, часто отвлекаются ,у них снижается настроение.

Под влиянием физкультурной минутки у детей улучшается кровообращение, снимается утомление мышц, затормаживаются те участки коры головного мозга, которые участвовали в предыдущей деятельности и активизируются те, которые не работали. Благодаря такому переключению быстро восстанавливается работоспособность нервной системы и всего организма в целом. Продолжительность физ. минутки составляет от одной до трех минут в зависимости от степени утомления детей и характера занятий.

Содержание физ. минутки:

  • Упражнения для мышц шеи, спины, туловища
  • На занятиях рисования, лепки -включают упражнения для мышц кистей и пальцев
  • Включать упражнения на осанку
  • Для мышц лица и глазодвигательных мышц
  • Упражнения на дыхание
  • Различные приседания, поднимание на носки

Рекомендуют проводить в сочетании речетативами со стихотворной формой, учитывать характер утомления детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей и воспитателей "Танец - как средство физического развития и воспитания дошкольников"

Танец служит для ребенка не только средством психофизиологической регуляции, но  и  средством установления межличностных отношений в группе....

Деловая игра «Физическое развитие и воспитание культуры здоровья»

Деловая игра с педагогами для:- Уточнение и систематизация знаний педагогов в вопросах физического воспитания и здоровьесбережения в ДОУ;- развития умения обсуждать и согласовывать предложенные вопрос...

Методические рекомендации «Роль нестандартного оборудования для физического развития и воспитания детей».

Цель данных методических рекомендаций: повысить у детей интерес к физкультурным занятиям и физической культуре в целом, сформировать потребность к самостоятельным занятиям.Занятия с нестандартным обор...

Семинар для воспитателей и инструкторов по физической культуре "Особенности организации работы по физическому развитию и воспитанию детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО"

Данный семинар для инструкторов по физической культуре и воспитателей, на нем еще раз обращаем внимание педагогов на качество образования и введение ФГОС  ДО....

«Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий в процессе физического развития и воспитания»

описание ситемы работы  «Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий в процессе  физического развития и воспитани...

Задачи физического развития и воспитания детей старшего дошкольного возраста

Задачи физического развития и воспитания детей старшего дошкольного возраста...

Деловая игра для педагогов дошкольного отделения «Физическое развитие и воспитание культуры здоровья»

Деловая игра для педагогов дошкольного отделения«Физическое развитие и воспитание культуры здоровья» Цель: систематизировать знания педагогов по вопросам физического воспитания детей  и форм...