Авторский проект "Умные перчатки"
проект (старшая группа)

Голушко Евгения Александровна

Авторский проект "Умные перчатки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Авторский проект "Умные перчатки"246.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад № 13 «Арбузёнок» г. Соль-Илецка Оренбургской области

Тема проекта:

«Артикуляционная гимнастика с использованием биоэнергопластики»

Составитель:

Учитель - логопед:

Голушко Е. А

.

2021 год

Чем больше уверенности в

движении детской руки,

тем ярче речь ребёнка!

В. А. Сухомлинский

Цель: Развитие и совершенствование артикуляционной и пальчиковой моторики, постановка и автоматизация звуков по средствам «биоэнергопластики».

Задачи проекта:

1) Что такое  понятие «биоэнергопластика», определить отличия и связи с артикуляционной гимнастикой;

2) Обобщить рекомендации различных авторов по применению

 биоэнергопластики в коррекции речевых нарушений;

3) Создать условия для проведения коррекционных занятий, адаптировать упражнения биоэнергопластики к индивидуальным особенностям детей со сложными речевыми нарушениями;

4) Обосновать необходимость использования данного метода в работе над звуками;

5) Привлечь воспитателей и родителей группы к работе по применению данного метода;

6) Проанализировать результативность работы.

Сроки разработки проекта: апрель 2020 – апрель 2021 гг.

Обоснование выбранной темы.

Важным условием для успешного обучения  в школе ребенка является  хорошо сформированная устная речь. Современный ребенок перед поступлением  в школу  должен уметь правильно произносить звуки, иметь  развитый фонематический слух, знать буквы, читать слоги, иметь богатый словарный запас, строить развернутые, связные, грамматически верно оформленные высказывания. Все это поможет  малышу полноценно общаться со сверстниками, наладить контакт с учителем, всесторонне развиваться и успевать по всем  предметам, быть уверенным в себе, в своих силах. Правильная и богатая устная речь расширяет возможности ребенка в познании окружающей действительности, формирует более глубокие и содержательные отношения со сверстниками и взрослыми.

Актуальность:

В настоящее время наблюдается значительное увеличение числа детей, которые поступают в первый класс, с несформированными компонентами устной речи. Наиболее типичным для будущих первоклассников является неправильное  произношение звуков. Такое речевое нарушение, к сожалению, не вызывает тревоги у многих  родителей. Ошибочно мнение взрослых, которые считают, что при поступлении в школу ребенок самостоятельно научиться произносить звуки, что нарушения звукопроизношения пройдут, как только исчезнут дефекты прикуса и вырастут новые зубы.

 Очень важно своевременно обратить внимание родителей на  имеющиеся трудности в формировании компонентов устной речи детей, важно объяснить, что недостатки   речи  могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребенка в своих силах, спровоцировать  возникновение различных  психологических  проблем, которые будут иметь  далеко идущие негативные последствия.

При произнесение  звуков  органы речевого аппарата принимают специальное положение  или артикуляционный уклад, который свойственен звуку. Неправильное расположение органов артикуляции  приводит к дефектному  произношению звуков речи. Именно для формирования необходимых и полноценных артикуляционных укладов, а  так же различных  мышц речевого аппарата используется артикуляционная гимнастика, которая состоит  из комплекса специальных упражнений, направленных на развитие основных движений органов артикуляции.  Ежедневное  выполнение гимнастики укрепляет мышцы речевого аппарата, при этом движение  языка, губ становятся  точными, сильными, уверенными.

Ежедневные занятия артикуляционной гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что  в свою очередь  приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений. Поэтому я обратилась к необычному методу выполнению артикуляционной гимнастики с использованием биоэнергопластики.  Такая гимнастика помогает длительно удержать  интерес ребенка, помогает повысить мотивационную готовность детей к занятиям, поддерживает положительный эмоциональный настрой ребёнка на протяжении всего занятия.

Главными задачами которой  являются:

1.  Укреплять мышцы артикуляционного аппарата

2.  Развивать подвижность, силу, точность движения органов артикуляции

3.  Развивать мелкую моторику, координацию пальцев рук

4.  Развивать память, внимание, межполушарную взаимосвязь

5.  Учить детей  правильно выполнять артикуляционное движение органов, участвующих в  речевом процессе, совместно с движением  пальцев  рук.

Для коррекционной работы использую биоэнергопластику  (плавные движения  кисти рук) с движениями органов артикуляционного аппарата. Считаю, что это тема  очень актуальна и интересна для работы с детьми дошкольного возраста.

Что же такое биоэнергопластика? Термин состоит из двух словбиоэнергия и пластика.

Биоэнергия– это та энергия, которая находится внутри человека.

Пластика – плавные, раскрепощенные движения тела, рук.

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.

Исследования отечественных физиологов (М. М. Кольцова, В. М. Бехтерев, А. А. Леонтьев и др.) подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется в том, что человек, который затрудняется с выбором подходящего слова, помогает себе жестами, и наоборот: сосредоточенно рисующий или пишущий ребенок непроизвольно высовывает язык.

Преимущества биоэнергопластики:

-синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшая внимание, память, мышление,

- оптимизирует психологическую базу речи;

- улучшает моторные возможности ребёнка по всем параметрам;

- способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов;

- синхронизация работы речевой и мелкой моторики сокращает время занятий, усиливает их результативность;

- позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям.

Предложенное направление может использоваться воспитателями при проведении мероприятий в образовательной области "Коммуникация".

Принцип биоэнергопластики - сопряжённая работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата, движения рук имитируют движения речевого аппарата. Комплекс упражнений, согласно принципу биоэнергопластики, способствует развитию подвижности артикуляционного аппарата, что, в свою очередь, оказывает влияние на точность в усвоении артикуляционных укладов.

Этапы работы с применением биоэнергопластики:

I. Диагностический:

1. Обследование строения и подвижности органов артикуляции.

2. Диагностика звукопроизношения.

3. Подбор комплекса упражнений с учётом нарушения звуков.

II. Подготовительный:

1. Выполнение артикуляционной гимнастики (по традиционной методике)

2. Изучение литературы и опыта работы по использованию «биоэнергопластики»

3. Разработка проекта.

4. Проведение индивидуальных и подгрупповых занятий.

III. Основной:

1. Проведение занятий:

-упражнения для губ, челюсти и языка с использованием ведущей руки ребенка с перчаткой;

-упражнения для языка с использованием другой руки ребенка;

-артикуляционные упражнения с использованием обеих рук ребенка.

2. Создание картотеки упражнений.

3. Изготовление методических рекомендаций для родителей и воспитателей, буклетов по выбранной теме.

4. Участие в конкурсе, посвященному биоэнергопластике.

IV. Итоговый

1. Развитие творческих способностей в игровой и театрализованной форме.

2. Диагностика звукопроизношений детей.

В моей   коррекционной работе  одной из главных задач является организация  единого образовательного  процесса  при взаимодействии  специалистов (логопеда, музыкальных руководителей, воспитателей) и родителей с целью создания условий для успешного обучения дошкольников.

 

 Итогом  логопедической работы должны стать высокие результаты освоения выполнения артикуляционных упражнений совместно с биоэнергопластикой. Они будут способствовать привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, будут способствовать развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координаций движений, развитию памяти, внимания, мышления. Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребёнка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ. Сильная мотивация, применение игрового метода на занятиях развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчит постановку и введение звуков в речь.

План работы на 2020-2021 учебный год:

  1. Подбор и изучение методической литературы
  2. Консультация для воспитателей – «Влияние артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой на коррекцию и развитие речи дошкольников»
  3. Анкетирование родителей по теме
  4. Мастер – класс для родителей и педагогов: «Что такое биоэнергопластика»
  5. Консультация для родителей – «Развиваем  речь с помощью биоэнергопластики»
  6. Разработать в  течение года картотеку артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой.
  7. Участие в мероприятиях, посвященных теме самообразования
  8. Выпуск буклета для родителей «Биоэнергопластика» (вопросы и ответы)
  9. Открытый показ театра пальчиков и язычка
  10. Презентация проекта «Умные перчатки»

Список литературы:

1. Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. М.: «Издательство Детство-Пресс», 2011.

2. Бушлякова Р.Г., Вакуленко Л.С. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. Конспекты индивидуальных занятий по коррекции нарушений произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков с включением специальных движений кистей и пальцев рук на каждое артикуляционное упражнение. М.: «Издательство Детство-Пресс», 2011. 3.Влияние занятий биоэнергопластикой на речевое развитие дошкольников Зайцевой И. Ю. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/103050/

4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения.- М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.

5. Ерошкина С.Т. Пальчиковый игротренинг. // Логопед.- 2007. N 4.

6.Лозбякова М.И. Учимся правильно и четко говорить : пособие для логопедов ,воспитателей и родителей. – М: Вентана – граф, 2015.

6.Развитие познавательной сферы детей с ОНР через формирование мелкой моторики рук Хоменко Н. А. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/410410/.

План работы по теме «Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики» на 2020-2021 учебные годы.

Дата

Содержание работы

Участники

Ответственный

01.10 – 15.10.

Обследование строения и подвижности органов артикуляции.

Диагностика звукопроизношения

Дети

Учитель – логопед

19.10.

Консультация для воспитателей:

«Влияние артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой на коррекцию и развитие речи дошкольников»

Воспитатели

Учитель – логопед

октябрь

Выполнение артикуляционной гимнастики по традиционной методике

Дети, воспитатели, родители.

Учитель – логопед

02.11. – 06.11.

Изготовление театрализованных перчаток для биоэнергопластики

Дети, родители

Учитель – логопед

09.11. -30.11.

Выполнение артикуляционной гимнастики по традиционной методике, знакомство с персонажами перчаточного театра Чупой и Чупсой

Дети, воспитатели

Учитель – логопед

01.12. –

11.12.

Выполнение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой с использование ведущей руки ребенка  в перчатке

Дети, воспитатели

Учитель – логопед

11.12.

Мастер – класс для родителей и педагогов:

«Что такое биоэнергопластика»

Воспитатели, родители

Учитель – логопед

14.12.

Консультация для родителей «Развиваем речь с помощью биоэнергопластики»

21.12. – 30.12.

Выполнение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой с использование обеих рук ребенка в перчатках.

Дети, воспитатели,

родители.

Учитель – логопед

11.01. – 15.01.

Диагностика звукопроизношений детей.

Дети

Учитель – логопед

18.01.

Выпуск буклета для родителей : «Биоэнергопластика» (Вопросы и ответы)

Родители

Учитель – логопед

15.02.

Открытый показ театра пальчиков и языка.

Дети, воспитатели,

родители.

Учитель – логопед

01.03.

Презентация проекта

Педагоги

Учитель- логопед


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт работы: "Волшебная перчатка"

В данном материале представлен опыт работы в детском саду при помощи перчаточной куклы....

презентация "Волшебная перчатка"

Презентация выступления на районном конкурсе "Лесенка успеха - 2012"...

Конспект ТЕМА:Гөлшат Зәйнашеваның "Бияләй тугел, перчаткы ” шигыренә нигезләнеп рәсем ясау.

КонспектТЕМА:Гөлшат Зәйнашеваның "Бияләй тугел, перчаткы ” шигыренә нигезләнеп рәсем ясау....

Досуг для детей разновозрастной группы по произведениям С.Я. Маршака «Перчатки»

досуг по произведением С.Я. Маршака с театрализованной постановкой по произведению "Перчатки"...

Потеряли котятки на дороге перчатки

Театрализованной занятие...

Мастер-класс с использованием авторского пособия «Перчатки-кастаньеты»

Презентация  авторского пособия в стихотворной форме. Автор стихов учитель-логопед Ушенина Н.М....