ТЕМА ПРОЕКТА: "Я САМ"
проект
Цель: Совершенствовать умения детей самостоятельно одеваться в
правильной последовательности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 64.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю:
Заведующая
МАДОУ МО г.Нягань
Д/С №11 “Ёлочка”
____________Н.В. Адамова
2023г.
ДЛЯ ДЕТЕЙ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ № 1
ТЕМА ПРОЕКТА: "Я САМ"
Составили и провели воспитатели: Федотова Л.М.
Цель: Совершенствовать умения детей самостоятельно одеваться в
правильной последовательности.
Задачи: 1) Обучать детей порядку одевания и раздевания (по схеме).
2) Научить самостоятельно одеваться в правильной последовательности, прибегая к помощи взрослого в трудных для него случаев (застегивании и расстегивании)
3) Узнавать свои вещи, не путать с одеждой других детей.
ГРАФИК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
Мероприятия. Месяцы | 09 | 10 | 11 | 12 | 01 | 02 | О3 | 04 | 05 |
1. Занятие: "Наша раздевалка". Цель: Обогащение позитивного эмоционального опыта при освоении детьми первых правил и умение ориентироваться в предметном пространстве | + | ||||||||
2. Рассматривание предметных картинок осенней одежды и обуви. Цель: Помочь детям получить представления о предметах одежды и обуви; обогащение словаря. | + | ||||||||
3. Внесение предметно схематической модели последовательности одевания на прогулку. Цель: Научить самостоятельно ориентироваться в одежде и обуви с помощью меток, выполнять микро процессы и одеваться на прогулку в рациональной последовательности. | + | ||||||||
4. Занятие: "Каждая ножка в свой домик". Цель: Учить самостоятельно надевать колготки; видеть части одежды и правильно действовать в соответствии с целью. | + | ||||||||
5. Дид. Игра. "Оденем Катю на прогулку ". Цель: Сформировать отчетливое представление о последовательности одевания прогулку. | + | ||||||||
6. Оформление папки для родительского уголка " Я сам "Цель: Разъяснять родителям воспитанников важность воспитания самостоятельности и формирование основ гигиенической культуры детей. | + | ||||||||
7. Игры упражнения на развитие мелкой моторике и упражнения на умение застегивать, шнуровать. | + | ||||||||
8. Выпуск газеты " Мы теперь умеем сами на прогулку одеваться ". Цель: Освоение одевания как целостного процесса самообслуживание, закрепление последовательности одевания на прогулку. | + | ||||||||
9. Чтение художественной литературы: "Маша растеряша" Л.Воронковой; "Что взяла, клади на место " 3.Александровой,заучивание Стихотворения " Я сама " Г1.Муравейка | + | ||||||||
10. Сбор и оформление материала по проведенной заботе. | + | ||||||||
"Наша раздевалка"
Цель: обогащение позитивного эмоционального опыта при освоении детьми первых правил и умения ориентироваться в предметном пространстве; познакомиться с оборудованием раздевалки (шкафчики для одежды, скамеечки, большое зеркало на стене и пр.), назначением и способами его использования ребенком; введение и активизация словаря за счет слов: раздевалка, одеваться, раздеваться, шкафчик, дверца, полочка, открыть, закрыть, положить, сложить, повесить, скамеечка, длинная, низенькая, удобно, зеркало, посмотреться, большое, круглое и др.
Необходимый материал: игровой персонаж - веселый клоун Бим - большая набивная игрушка, сшитая из ткани. В одежде клоуна использованы пуговицы, кнопки, молнии и другие застежки-пристежки, побуждающие детей к манипулированию G ними для развития мелкой моторики. С первых дней во время утреннего приема Бим вместе с воспитателем и няней ласково, с улыбкой встречал каждого ребенка, облегчая процесс расставания с родителями.
Организация: небольшими группами, по 3-4 ребенка.
Краткий ход конструирования образовательной ситуации: Веселый клоун Бим приглашает несколько детей, называя их по именам, в увлекательное путешествие. "Я буду паровоз, а вы- вагончики. Поехали кататься!" - говорит он. "Ой, куда это мы приехали? Как называется эта комната?" (Воспитатель вместе с игровым персонажем подхватывает верные ответы и использует прием хорового проговаривания).
"Выходите из вагонов, присаживайтесь на скамеечку. На что села Наташа? (на скамеечку) Кто с Наташей рядом сел? (Андрюша). И ты, Сашенька, садись рядышком. На что Саша сел? (на скамеечку). Всем места хватило, потому что скамеечка какая? (показывает рукой, делая длинное плавное движение в сторону). Длинная скамеечка. Какая скамеечка? (побуждает к проговариванию)".
"Посмотрите, а это что? (шкафчики). Сколько здесь шкафчиков? (много, много). Почему их так много? Правильно, у каждого свой шкафчик. Вы помните свои шкафчик? Покажите мне свои шкафчики. Молодец, Андрюша, первый свой шкафчик нашел. Как ты узнал, что это твой шкафчик? Да, твой шкафчик в уголке. А какая картинка на твоем шкафчике? (машинка). Андрюша сам выбрал эту картинку. Вот какая красивая мамина. Как папина машина, на которой папа привозит Андрюшу в детский сад. Теперь, Наташенька, покажи нам, где твой шкафчик? Как ты его узнаешь? Какая на нем картинка? (Аналогично строится диалог с другими детьми).
"А что в этих шкафчиках лежит? Откройте дверки. Что открыл Саша? (дверку) Заглянем в шкафчик. Что есть в шкафчике наверху? (полочка) Для чего нужна эта полочка, что на ней хранится? (Вынимаем по очереди и называем хором: "шапочка", "шарфик".) А что у шкафчика внизу? (показывает) Да, еще одна полочка. Для чего эта полочка? Что на ней стоит? (на ней стоят сапожки.) А это что такое? Правильно, это крючок. Что висит на крючке (курточка) Зачем нужны крючки? (Педагог обобщает: "Чтобы одежду вешать, чтобы она аккуратно висела, чтобы не помялась"). А теперь закроем двери. Так для чего нам в раздевалке шкафчики? (Воспитатель вместе с клоуном Бимом обобщает детские ответы: "В шкафчиках хранится детская одежда и обувь для улицы. А когда дети уходят домой, в шкафчиках остаются их тапочки. Тапочки будут немножко скучать и ждать своих хозяев, когда они снова придут в свой детский сад!"
Клоун Бим предлагает снова занять места в веселом поезде. Паровоз дает гудок, все отправляются в путь. "Чух, чух, чух" - стучат колеса, а вот и маленькая остановка. "Станция Зеркальная!" - объявляет клоун Бим. "Посмотрите куда мы приехали?! Что здесь висит на стенке? (зеркало) Покажите ручками, какое оно большое. Посмотритесь в зеркало, кто там? Наташенька, кого ты увидела в зеркале? А ты, Сашок? Улыбнитесь, нашезеркало очень любит, когда улыбаются. Кто догадается, для чего у нас в раздевалке зеркало повешено? (Воспитатель вместе с клоуном обобщает детские ответы: "Посмотришься в зеркало и сразу увидишь, все ли у тебя в порядке, не запачкался ли, красивая ли прическа, все ли аккуратно в одежде. Как придете в детский сад, не забывайте заехать на станцию Зеркальную!")
Дети возвращаются в групповую комнату. Воспитатель предлагает рассказать, как было весело путешествовать, а клоун Бим приглашает в путешествие следующую подгруппу
детей.
Возможные варианты усложнения образовательной ситуации: используя игру "Найди свой шкафчик", воспитатель уточняет, где в шкафчике лежит (висит) каждая вещь, как ее надо складывать (вешать или ставить). Клоун Бим рассказывает сказку о МалышеНеумейке, который не знал, где любят жить его вещи в шкафчике и как надо их складывать. Предлагая помочь Неумейке запомнить, где какая вещь "живет" в шкафчике, воспитатель вместе с детьми наклеивает на внутреннюю сторону дверцы предметные картинки, расположении которых должно соответствовать тому месту, где хранятся данные вещи.
Используя прием "путешествия", воспитатель повторяет и постепенно расширяет маршрут поездок. Оживляет детские поездки стихи, которые читает педагог. Так, например, на станции "Зеркальная" может прозвучать стихотворение А. Кондратьева:
Зеркало, не причешет ребенка?!
Любит Зеркало
Чистые лица. Даже
Зеркало скажет: Темнеет от страха,
- Надо умыться. Если Зеркало охнет: В него
- Где же гребенка? Поглядится
Что же она Неряха!
Дома с ребенком: воспитатель разъясняет родителям, что возраст их малышей - наиболее благоприятный период для формирования культурно-гигиенических навыков. Это не просто формирование навыков, это опорная точка для процесса социализации, "вхождения" в мир культуры.
Исходя из условий семьи, воспитатель обсуждает с родителями, как лучше организовать место для уличной одежды и обуви ребенка; разъясняет необходимость многократного называния действий при одевании/раздевании.
"Каждая ножка - в свой домик"
Цель: учить ребенка самостоятельно надевать колготки, видеть части одежды и правильно действовать в соответствии с целью (брать колготки за резинку, ориентируясь на метку -кусочек ярко окрашенной ткани или пуговка; отыскивать отверстия для каждой ноги; просовывать поочередно ноги в отверстия; надевать колготки с носка, предварительно собрав их в "гармошку", чтобы пятка оказалась на месте; подтягивать колготки так, чтобы резинка оказалась на поясе); обеспечить фиксацию внимания ребенка на последовательности действий и способах контроля; вызвать у малыша положительные эмоции, связанные с достижением успеха в деятельности по самообслуживанию.
Необходимый материал: оборудование раздевальной комнаты; детские колготки с меткой, обозначающей "перед".
Организация: индивидуально; образовательная ситуация конструируется во время сбора детей на прогулку.
Краткий код конструирования образовательной ситуации: Воспитатель предлагает ребенку достать из шкафчика колготки, сесть на скамеечку, приложить колготки к себе и найти метку: "Сделай так, чтобы пуговка была впереди. Нашел? Молодец. Теперь надевай: "Каждую ножку - в свой домик", а чтобы пяточка сразу попала на свое место, сделай "гармошку". Какую ножку будешь первой в домик прятать? Правую? Хорошо, тогда делай ей "гармошку". (В случае затруднения педагог использует показ рационального способа действия в несколько замедленном темпе, затем предлагает повторить, а если у малыша это не получается, использует прием совместного выполнения действий с ребенком, чтобы он получил необходимое мышечное ощущение.)
А теперь для левой ножки сделай "гармошку". "Каждую ножку - в свой ... (побуждает ребенка к завершению фразы) домик". Проверь, обе ножки в своих "домиках"? Теперь прячь свои ножки в "домики", подтягивай колготки доколеночек. Хорошо, а теперь вставай и берись за резиночку. Подтягивай колготки вверх. Проверь, оказалась резинка на поясе? Ай да, Сережа! Ай да, молодец, сам колготки надел!"
Во время обеда воспитатель сообщает всем о том, что Сережа (Наташа) научился сам надевать колготки, предлагает рассказать об этом дома.
Возможные усложнения образовательной ситуации: дидактические игры с картинками, предлагающие задания разложить их в последовательности одевания (картинки изображают предметы одежды, соответствуют сезону); помочь игровому персонажу в выборе предметов одежды для одевания после сна (при одевании на прогулку); дидактические игры с куклой "Наша Катя проснулась", "Оденем Катю на прогулку"; дидактические игры-упражнения на развитие мелкой моторики для упражнения в застегивании, шнуровке, завязывании.
Дома с ребенком: предоставлять ребенку возможность самостоятельно выполнять освоенные микропроцессы; поощрять детскую умелость, развивать элементарный самоконтроль, используя метки и детали одежды (застежка, кармины и пр.); игры-упражнения для развития мелкой моторики и упражнения в умении застегивать, шнуровать и пр.
Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку»
Дидактическая задача: научить детей правильно называть одежду для куклы для разного времени суток и погодных условий. Подвести их к обобщенным понятиям «одежда», «обувь» Игровое действие: выбрать из множества картинок необходимую картинку по указанной модели. Игровое правило: Отыскивать картинки одежды после того, как в окне комнаты появится модель обозначающая разное время суток или погодные условия.
Материал: Макет комнаты с окном для вставления моделей, обозначающих разное время суток или погодные условия. Картинки одежды и обуви. Картонная кукла.
Ход игры: На столе педагога макет комнаты, где в окне поочередно появляются картинки, условно обозначающие разное время суток или погодные условия. Педагог: Посмотрите к нам в гости пришла кукла Катя. Она купила себе много разной одежды и обуви. Давайте назовем, что купила Катя? (педагог показывает картинки, а дети называют каждую вещь, вначале одежду, затем обувь) Поглядела Катя в окно и увидела, что на улице тепло, светит солнце, цветут цветочки, на деревьях листочки. Наступило лето. Найдите одежду для Кати, которую она летом оденет. (Ребенок отбирает, называя одежду: майка, футболка, сарафан, платье, гольфы; обувь: туфли, кроссовки, сандалии).
Аналогично проводится работа с другими моделями. Дидактические игры с куклой МОЖНО осуществлять видоизменяя сюжет, предлагая детям принести кукле мебель для оборудования комнаты, отобрать игрушки, чтобы кукла могла занять своих подружек, пришедших к ней в гости, выбрать овощи для того, чтобы Катя могла приготовить обед для гостей, выбрать посуду, чтобы кукла одна или с гостями могла бы пообедать. В конце игры нужно обязательно сделать вывод повторяя родовое название: свекла, морковка, редис, лук, капуста-это овощи.
ВМЕСТЕ ВОСПИТЫВАЕМ КУЛЬТУРНО - ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Самостоятельность - одна из важнейших черт личности. С появлением тенденции действовать по принципу «Я сам» при правильном воспитании, заметно меняется отношение ребенка к взрослым, у него начинают устанавливаться с окружающими гуманные отношения, поскольку малыш способен уже выполнять поручения взрослого, оказывать помощь сверстнику. В дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка - малыша привычку к чистоте, аккуратности, порядку. Дети в этом возрасте усваивают все основные культурно - гигиенические навыки, учатся понимать, легко и правильно их выполнять. Поэтому задача взрослого -поддержать стремление к самостоятельности, не погасить его критикой неумелых действий ребенка, не подорвать веру ребенка в собственные силы, высказывая нетерпение по поводу его медленных и неумелых действий. Необходимо развивать эту активность, направлять ее в нужное русло, а не глушить назойливой опекой тогда, когда ребенок говорит: «Я сам!» Взрослые зачастую торопятся прийти на помощь ребенку, делая за него все, им кажется, что ребенок не может выполнить самостоятельно, а взрослые делают это быстро. Этим самым Вы, уважаемые родителей приносите вред воспитанию вашего ребенка, так как такие действия лишают ребенка самостоятельности, подрывают у него веру в себя, приучают надеяться на других. Полезнее будет вам, взрослым потратить время ка то, чтобы научить ребенка необходимым навыкам, делая это настойчиво, терпеливо. Особое внимание надо уделять детям 3-4 лет, которым «самостоятельное» умывание и одевание обычно доставляет большое удовольствие. Навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном детстве, сохраняются на всю жизнь. Требование ребенка «Я сам» отражает появление у него новой потребности в самостоятельных действиях, и прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления малышу большей самостоятельности и обогащение его деятельности новым содержанием. Очень важно помочь вашему малышу заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности.
В приобщении малышей к здоровому образу жизни особо важно овладеть основами гигиенической культуры, которая осваивается через приобретение детьми гигиенических навыков ухода за своим телом, культуры еды, бережного отношения к личным вещам, к предметам и игрушкам, поддержания порядка в окружающей обстановке. На 4 -ом году жизни ребенок должен овладеть практическими умениями:
УМЫВАНИЕ: 1. Соблюдать последовательность действий при мытье рук и самостоятельно мыть их, прибегая к помощи взрослых в отдельных действиях, вызывающих затруднения. Руки мыть, не разбрызгивая воду. 2.Знать свое полотенце и пользоваться им, замечать грязные руки и испытывать неприятные чувства по поводу грязных рук у себя и у сверстников. 3.Радоваться, когда руки и лицо чистые, чистый носовой платок.
Воспитание навыков культурного поведения. Культура поведения проявляется в опрятности, аккуратности, в умении красиво есть, во взаимоотношениях с взрослыми и детьми, в речи. У культурного человека должны быть выработаны манеры, привычки, нормы поведения, которые всегда, всюду, во всем выражали бы его высокую внутреннюю красоту.С самых ранних лет детей необходимо приучать выполнять элементарные правила вежливости.Здороваться, прощаться, приветствовать знакомых, родных, друзей на только дома, но и в детском саду, в общественных местах. Уметь извиняться за причиненную неприятность. При общении с просьбой говорить: «Пожалуйста, будьте добры!» обращаться ко всем взрослым на «вы». Называть взрослых по имени и отчеству, товарищей - по имени. Не вмешиваться в разговор взрослых. Благодарить за еду, при выходе ставить стул на место.1. Вежливыми нужно быть, прежде всего, нам самим в общении друг с другом. 2. Отсутствие требовательности к детям и контроля за их поведением приводит к распущенности. 3. Требуя от ребенка определенных действий, нельзя сводить воспитание к простой дрессировке, иначе ребенок привыкнет все делать без побуждения своих нравственных чувств 4. Используйте все удобные случаи поупражнять ребенка в правильном поведении: семейные праздники, дни рождения, поездки в гости, праздники в детском саду.
ПРИУЧАЙТЕ ДЕТЕЙ К ТРУДОВЫМ НАВЫКАМ
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! Проявите максимум терпения в обучении ваших детей первым трудовым действиям. Участвуя в совместном труде с малышом, можно поручить ему:
1. Поставить на стол хлебницу с хлебом
2. Разложить ложки и вилки.
3. Вместе с вами убрать со стола посуду.
4. Сложить красиво игрушки в шкаф.
5. Полить комнатные цветы.
6. Посадить лук.
7. Вытереть пыль с комнатных цветов н мебели.
8. Подмести дорожку от снега во дворе.
Малыши с удовольствием выполняют просьбу взрослых помочь им в делая: подержать инструмент, пока папа что-то мастерит; подать бабушке туфли; принести хлебницу. Такие поручения доставляют ребенку радость, так как он осознает свою вариантность к полезным делам. Малыши проявляют интерес к тому, что делают взрослые дома, к их действиям, результатам труда. Этот интерес следует поощрять. Оказывайте помощь малышу только тогда, когда он в ней действительно нуждается. Надо стремиться к тому, чтобы малыш постарался преодолеть некоторые трудности. Показывайте малышу, как выполняется то или иное действие; делайте это спокойно, без спешки, предоставляя ему самостоятельность. Когда дети осознают свои обязанности, когда они приобретают практический опыт, необходимые трудовые навыки - это создает у них уверенность в своих силах, желание и готовность трудиться. Детей всегда радует поощрение взрослых: справедливая, доброжелательная оценка создает у них чувство уверенности, желание заслужить еще более высокую оценку. Младшего дошкольника можно познакомить в доступной для него форме с трудом людей, которых он повседневно наблюдает - продавца, почтальона, шофера. Вы, родители, должны рассказать ребенку, что все люди работают: продавцы продают хлеб, шоферы перевозят на машинах продукты, почтальоны приносят газеты и журналы. Необходимо рассказать малышу, что люди этил профессий заботятся о всех людях, что способствует формированию у ребенка уважения к взрослым и их труду разумно организованный труд укрепляет у ребенка физические силы.
О КУЛЬТУРНЫХ НАВЫКАХ ПРИЕМА ПИЩИ
К 3 годам ребенок уже умеет правильно держать ложку во время еды. Он должен по мере необходимости уметь пользоваться салфеткой: вытирать рот, руки. Надо детей приучать тщательно пережевывать пищу, не торопясь, бесшумно с закрытым ртом. Закончив еду, нужно положить ложку и вилку в тарелку, а не на скатерть. Нельзя разрешать ребенку выходить из-за стола с куском хлеба в руках. По окончании приема пищи надо благодарить взрослых, и встав из-за пола задвинуть свой стульчик.
За столом некрасиво: Пить из тарелки бульон. Играть с пищей. Катать шарики из хлеба. Болтать ногами под столом. Пачкать едой одежду. Лазить в тарелку руками. Нельзя ребенка заставлять насильно кушать. Нельзя угощать ребенка в транспорте, так как в автобусах ездят разные люди, они берутся за поручи и, что может привести к заболеваниям. Во время еды соблюдайте единство требований к малышу. Если мама говорит одно, а папа - другое, то малыш привыкает лавировать, играть «на слабых струнах» взрослых, в нем постепенно крепнет убеждение: надо знать на кого ориентироваться и у кого что просить. Никогда не сокрушайтесь о том, что ребенок мало поел. У ребенка должно сложиться отношение к еде как к естественной и вполне добровольной процедуре.
Сохранение на протяжении дошкольного возраста хорошего аппетита, воспитание у ребенка привычки есть в определенные часы, освоение им всех культурно-гигиенических навыков, связанных с приемом пищи - это в известном, смысле и подготовка его к школе. Если после школы ребенка некому будет встретить, то он сумеет самостоятельно поесть по возвращении домой.
Значение самообслуживания в воспитании в детей.
Дети, свободные от опеки взрослых, более самостоятельны и уверены в своих силах. Через такой вид труда, как самообслуживание, ребенок впервые устанавливает отношения с окружающими людьми, осознает свои обязанности по отношению к ним. обслуживая себя, он начинает понимать цену заботам взрослых и, постепенно приобретая умения и навыки, проявляет заботу о своих близких.
Приучение детей одеваться, умываться, есть, убирать за собой игрушки воспитывает у них самостоятельность, желание и умение прилагать усилия, достигать положительного результата.
Повторность режимы процессов, постоянство требований к детям обеспечивают прочность навыков, создают, предпосылки для формирования потребности в чистоте и опрятности, привычки к самообслуживанию. Труд по самообслуживанию повышает работоспособность и выносливость организма, развивает ловкость, координацию движений, доставляет эстетическое удовлетворение.
Условия, необходимые для развития самостоятельности ребенка в самообслуживании
В одевании: 1. Ребенок должен научиться самостоятельно одеваться в правильной последовательности, прибегая к помощи взрослого в трудных для него случаях при застегивании и расстегивании. 2. Ребенок должен знать свой шкафчик, порядок складывания одежды. 3. Узнавать свои вещи, не путать с одеждой других детей. В случае загрязнения одежды обращаться к воспитателю. Вешалка для верхней одежды, соответствующая росту ребенка;
индивидуальная палка или место на полке для хранения предметов туалета (носовых платков, лент, носков);
постоянное место для хранения ночной рубашки, пижамы (желателен специальный мешок);
удобная для одевания одежда (легко застегивающиеся пуговицы;
шнурки для обуви с твердыми наконечниками;
достаточно свободные резинки на юбках, трусах, колготках, шортах;
соответствующий голове ребенка размер ворота, удобные застежки на платьях, кофточках).
В умывании: устойчивая подставка под ноги (расстояние от нее до края раковины должно быть примерна 55 см, а до крана - б5-70 см, т.е. равняться расстоянию от пола до согнутой в локте руки ребенка); постоянное и удобное место для зубной Насты, щетки, стаканчика или подставки для нее (при покупке данных вещей нужно позаботиться об их внешней привлекательности: яркая окраска, красивая этикетка, оригинальная форма); отдельная мыльница с туалетным мылом, разрезанным на 2-4 части; удобное место для полотенца (детское полотенце не должно соприкасаться с полотенцами других членов семьи. Если в семье несколько детей, подбираются разные по цвету или орнаменту полотенца. Удобный для ребенка размер полотенца -40-50 см в ширину, 50-70 см в длину).
При приеме пищи: стул в соответствии со столом (расстояние от сиденья до крышки стола должно равняться 18-1 9см). Под ноги нужно сделать подставку, расстояние от нее до сиденья стула -25-28см); небольшого размера столовый прибор: тарелка, чашка, вилка, ложка; на доступном для ребенка расстоянии хлебница с хлебом нарезанным мелкими ломтиками, салфетница.
ПОВЕДЕНИЕ ЗА СТОЛОМ:
1.Большое внимание уделяется культуре поведения за столом - необходимо сидеть прямо, не горбясь, не наклоняясь в стороны, не раскачиваясь на стуле.
2.Уметь умело пользоваться ложкой и вилкой. Есть самостоятельно, не проливая пищу, после еды ложку или вилку класть на тарелку, за общим столом не мешать другим детям, принимать пищу, не пользоваться их приборами.
З. Уметь ответить на вопрос: «Что ты сегодня ел?»
4. Своевременно пользоваться салфеткой не только тогда, когда закончен прием пищи, но и по необходимости.
5. Во время еды ребенок не должен отвлекаться, не торопиться в принятии пищи, соблюдать общие правила поведения: не перебивать взрослых, быть внимательным к сверстникам.
6. После еды благодарить взрослых. Откликаться на просьбы взрослого помочь накрыть на стол или убрать со стола. В домашней обстановке необходимо приучать детей к правильной сервировке стола. Красивая посуда, смена ее для каждого блюда, светлая красивая скатерть - все это воспитывает в детях эстетический вкус и способствует воспитанию аккуратности.
УХОД ЗА ВЕЩАМИ, ИГРУШКАМИ
1. Ребенок должен бережно относиться к игрушкам, вещам, пользоваться ими по назначению. 2.Проявлять особую заботу о любимых игрушках.
3.Участвовать со взрослыми в уходе за вещами: помогать маме полоскать носовые платки. Замечать красоту убранной комнаты, выглаженной одежды и радоваться этому. При воспитании культурно - гигиенических навыков большое значение имеет пример окружающих, которые должны содействовать своим примером не только формированию навыков, но и их закреплению. Иначе дети никогда не усвоят правил личной гигиены, не будут твердо убеждены в том, что они жизненно необходимы, а в дальнейшем могут пренебрегать ими совсем.
Необходимо обеспечить постоянное выполнение ребенком всех доступных ему установленных гигиенических правил с объяснением их значения для здоровья. Также очень важно помочь ребенку усвоить нужный навык, который складывается при многократном упражнении и контроле. Гигиеническое воспитание детей нельзя прерывать, то что проводится в детском саду, дома необходимо поддерживать Ваша объективная оценка поможет укрепить у ребенка желание все делать самому и самостоятельно.
Что дети должны научиться делать самостоятельно
Дети младшего возраста должны уметь:
-мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом; не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведенное место;
-одеваться и раздеваться в определенной последовательности: одежду снимать, надевать, складывать, вешать, вывертывать на лицевую сторону, пуговицы застегивать, расстегивать, завязывать шнурки ботинок;
-замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому;
-своевременно пользоваться носовым платком, туалетом; пить из чашки, есть, хорошо пережевывая пищу с закрытым ртом; правильно пользоваться ложкой, вилкой (к концу четвертого года жизни), салфеткой; убирать игрушки, книжки, строительный материал на определенное место.
Художественные произведения для детей, которые используются для воспитания у них самостоятельности в самообслуживании.
В формировании у детей навыков самообслуживания, в воспитании у них самостоятельности большую помощь могут оказать художественные произведения: рассказы Л. Воронковой «Маша-растеряша», В. Осеевой «Лекарство», стихи К. Чуковского «Мойдодыр». А. Барто «Девочка Чумазая». З. Александровой «Что взяла, клади на место», «Топотушки». Ю. Тувима « Письмо ко всем детям по одному очень важному делу». И. Муравейка «Я сама». С. Капутикян «Кто скорее допьет» и др., а также народные песенки, потешки: «Водичка, водичка, умой мое личико», «Травка-муравка», «Ночь пришла, темноту привела».
Рекомендуем разучить с детьми следующие стихи:
З. Александрова. «Что взяла, клади на место».
Это Оленьке известно: Что взяла, клади на место!
Только девочка мала: Забывает, где взяла.
На кроватку ставит кружку, на паркет кладет подушку.
Прячет ботики в буфет. Все на месте или нет?
Если мама промолчала, надо делать все сначала:
На буфет нести подушку, на паркет поставить кружку, сунуть ботики в кровать.
Кажется, не так опять? Оля смотрит виновато:
Нет, стояло все не там.
Помогите ей, ребята,
Все расставить по местам.
И. Муравейка. Я сама
- Давай будем одеваться...
- Я сама! Я сама!
- Пойдем, будем умываться...
- Я сама! Я сама!
- Ну идем хоть причешу я.
Я сама! Я сама!
- Ну давай хоть накормлю я ...
- Я сама! Я сама!
Педагогическая диагностика
1. Для выявления отношения детей к самообслуживанию используется методика "Солнышко и тучка". Педагог предлагает разложить 6 картинок, изображающих разные виды детской деятельности в детском саду, среди которых есть картинка с изображением одевания. Фиксируется, где оказалась данная картинка. "Солнышко'' - люблю этим заниматься, "тучка" - это мне не нравится.
2. Для выявления успешности овладения процессом одевания воспитатель наблюдает за ребенком, фиксируя, как освоен целостный процесс, характер детской самостоятельности и помощи, необходимой ребенку, а также время, затраченное на одевание на прогулку.
3. Для уточнения умения завязывать, зашнуровывать и пр. целесообразно использовать специальные пособия. Оценка осуществляется на основе успешности выполнения задания и затраченного на это времени.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
ПО СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ
Тема проекта: «ПОЗНАЙ СЕБЯ»
Составили и провели воспитатели: Федотова Л.М.
Цель: Определить педагогические основы проблемы формирования представлений о своем организме у детей дошкольного возраста. Выяснить влияние знаний о человеческом организме на становление и развитие самопознания, самооценки «образа Я» у дошкольников.
Задачи: 1. Формирование у детей элементарных представлений о человеческом организме.
2. Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи.
3. Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма.
4.Воспитание любви к себе, своему телу.
5. Воспитание потребности в здоровом образе жизни.
6. Развитие представлений о строении человеческого тела и назначении внутренних органов.
.
ГРАФИК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
Мероприятия. Месяцы | 10 | 11 | 12 | 01 | 02 | 03 | 04 | ||
Беседа о здоровье. Цель: формировать основы здорового образа жизни; развивать умение отвечать на вопросы полным ответом, рассуждать на заданную тему | + | + | + | ||||||
Занятие «Глазки, уши и носы быть здоровыми должны» Цель: формировать у детей привычку к здоровому образу жизни . | + | ||||||||
Занятие «Да здравствует мыло душистое» Цель: Познакомить детей со свойствами мыла и его разновидностями; закрепить и уточнить знания детей о том, для чего люди используют мыло в повседневной жизни; подвести детей, что «Чистота – залог здоровья»; воспитывать культурно-гигиенические навыки. ввовоспитывать культурно – гигиенические навыки | + | ||||||||
Сценарий «Веселые старты» Цель: Развивать у детей умение ставить перед собой цель и достигнуть ее, преодолевая препятствия: совершенствовать физические качества (ловкость, быстроту реакции, мышления, умение быстро ориентироваться в пространстве); развивать внимание; вызвать чувство удовлетворения от выполнения спортивных упражнений совместно с другими детьми; доставить чувство радости. | + | ||||||||
Занятие «Пейте, дети, молоко будете здоровы» Цель: Заложить основы знаний о здоровом питании: рассказать о витаминной ценности молока, влиянии его на состоянии здоровья. Пополнить знания детей о разнообразии молочных продуктов. Воспитывать сознательную установку на здоровый образ жизни, желание заботиться о своем здоровье. Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воображение, творческий подход к своему питанию | + | ||||||||
Сценарий «Семь шагов к здоровью» Цель: Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей. Задачи: Формировать у детей и родителей потребность в здоровом образе жизни в семье; помочь родителям овладеть теоретическими и практическими знаниями об укреплении и сохранении здоровья ребенка. | + | ||||||||
Занятие «Сердце и его работа» Цель:1. 1) Закреплять в движении элементарные знания о сердце и его работе. 2) Упражнять детей в ритмичном и качественном выполнении ходьбы, бега, прыжков, ползании по скамейке. 3) Упражнять детей в умении самостоятельно находить пульс на запястье. 4) Формировать потребность в здоровом образе жизни. | + | ||||||||
Беседа «Чтобы наши зубки не болели никогда» Цель: Познакомить детей с правилами ухода за зубами. Объяснить необходимость постоянного ухода за ними. Воспитывать желание иметь красивые и здоровые зубы. | + | ||||||||
Сценарий «Малые Олимпийские игры». Цель: Учить детей действовать организованно; развивать у детей быстроту, ловкость, точность, выносливость; воспитывать чувство товарищества. | + | ||||||||
Занятие «Где прячется здоровье?» Цель: формировать у детей сознательную установку на здоровый образ жизни. Закрепить знания детей о влиянии на здоровье двигательной активности, закаливания, питания, свежего воздуха, настроения. Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воображение. Воспитывать желание быть здоровым, внимательно относиться к себе. | + | ||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема проекта:"Безопасность на дорогах". Название проекта:"Красный, желтый, зеленый".
Актуальность проекта обусловлена тем, что окружающая ребенка среда – это не только семья, детский сад, школа, но и детская площадка, двор и, конечно, улица. Ежегодно увеличивается количество авт...

паспорт проекта. Тема проекта: Путешествие в сказочное королевство" с использованием развивающих и дидактических игр
ПАСПОРТ ПРОЕКТААвтор: Бекетова Ольга Михайловна – воспитатель старшей группы...

Паспорт проекта.Тема проекта"День матери"
ПАСПОРТ ПРОЕКТААВТОР:БЕКЕТОВА ОЛЬГА МИХАЙЛОВНАВоспитатель ГБДОУ №16 Московского района Санкт-ПетербургаТЕМА ПРОЕКТА: «День Матери»ТВОРЧЕСКОЕ НАЗВ...

Проект по познавательно – речевому развитию детей в первой младшей «А» группе Тема проекта: «Потешки - помощники»
Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют потешки. Неповторимое своеобразие потешки особенно ценно для ребёнка. Активизирующее воздействие оказывает звуковой речевой поток. Дет...

ТЕМА ПРОЕКТА: «Россия» Тип проекта: долгосрочный. Составила: Корясова. О.Н.
Паспорт. 1.Возраст детей: 4-5 лет.2.Время работы: постоянно.3.Режим работы:2-3 раза в неделю.4.Обеспечение: художественная литература, стихи, загадки. игры, маски. Использование интер...

Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, педагог, родители. Проблема – мы столкнулись с тем, что дети
Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, пед...

Проект в старшей группе Тема проекта: «Мой любимый детский сад» Тип проекта: познавательный, творческий, краткосрочный
Проект направлен на установление взаимодействия родителей, детей, педагогов в решении проблемы недостаточных знаний детей о детском саду, работниках детского сада. В ходе проекта дети с помощью игр ...